Южный Алтай

Вместо вступления

Несколько лет назад группа известных алтайских путешественников и фотографов, в числе которых были выдающийся путешественник России А. Проваторов(Барнаул), , заслуженный путешественник России В. Владимиров(Бийск) и фотохудожник Д. Филиппов(Бийск) проехала по красивейшим местам южной части Алтая. Помимо фотографий, сделанных в экспедиции, В.Владимиров снял фильм, который и послужил основой для этого рассказа.

Чуйская степь
Чуйская степь в районе с.Ортолык. Фото В. Владимирова

Первые километры

Много лет я, голубой Алтай,
По тебе бродил из края в край…
П. Кучияк

Южный Алтай… Почему вновь и вновь мы возвращаемся в эти места? Какой магнит притягивает к нему снова и снова? Что в нём особенного?

Красные ворота. Фото В. Владимирова

Символично начать путь по Южному Алтаю через его Красные ворота. Когда-то здесь не было прохода и до Улагана шла вьючная тропа длиной 75 километров. Но в конце тридцатых годов прошлого века сюда пришли молодые советские строители дорог, и узкий проход, пробитый рекой Чибиткой, притоком р.Чуи , был потревожен взрывами… Горы как бы раздвинулись, и по дороге среди высоких отвесных скал Курайского хребта, впервые пропустили через себя автомобили…

Озеро Чейбек-Коль
Озеро Чейбек-Коль. Фото Д.Филиппова

Всего три километра от Красных ворот по тракту до озера «Чейбек-Коль». Мертвое озеро — так переводится оно с алтайского. Его часто связывают с картиной Гуркина Григория Ивановича и фантастическим повествованием И.Ефремова «Озеро горных духов». Веских аргументов для таких утверждений нет, но озеро зачаровывает и притягивает своей холодной сверкающей безжизненностью…

Вид на Чуйскую степь
Вид на Чуйскую степь со стороны Курайского хребта. Фото В. Владимирова

Песни гор

Мне судьбы красивей и чудесней
Не придумать — сколько ни мечтай:
Быть, как он,
живой, прозрачной песней
Гор твоих, лесов твоих,
Алтай!
Б. Укачин

С детства жителей Алтая завораживает мелодия, издаваемая комысом, инструментом, простым по устройству, сложным в игре, где учитывается абсолютно всё до мельчайших деталей: размер, материал, точность артикуляции губ и языка, гортани и голосовых связок, носоглотки и разнообразие дыхания, интервалы и их сочетание и т.д. Игре на комысе младшие учились у своих старших братьев и сестер или у тех, кто мастерски владел этим инструментом.

Посредством музыки алтайцы издавна общались с духами гор. Считалось, что музыкальный инструмент обладает звуком необычайной, прямо-таки космической, силы. Именно поэтому с помощью этого несложного в использовании инструмента алтайцев каждый может обратиться непосредственно к хозяину гор. Лучше всего с перевала или какой-либо обзорной точки.

Река Чуя с Акташ-горы
Река Чуя с Акташ-горы. Фото Д. Филиппова

Деятельность музыканта на Алтае носила черты божественные, она была сопоставима с деятельностью творца. Ритмичное звучание комыса имитировало ритм времени, он вторил мифическим золотым кукушкам, чье ритмичное кукование будит жизнь после зимнего безвременья…

В алтайском сказании главный персонаж Алтын-Мизе играет на семиструнном тандыр-комысе и «птицы с луновидными крыльями летают над ним; двукопытные звери идут за ним. Свет от Алтын-Мизе доходит на семимесячное расстояние».

Когда-то, в старые времена вместе с охотниками на промысел ходил музыкант, в задачу которого входило развлекать хозяина горы. То была жертва, в обмен на которую хозяин отдавал охотникам зверей...

Южный Алтай
Южный Алтай. Курайская степь. Река Чуя. Фото В. Владимирова

Первая обзорная точка

Я сегодня вижу как впервые:
Вдалеке долины пролегли,
Как морщины мудрости живые
На большом лице моей земли.
Б. Укачин

Каждый из них бывал здесь уже неоднократно. Они — не новички, а умудрённые путешественники-фотографы, побывавшие во многих странах и видевшие множество красочных мест. И, тем не менее, когда появилась идея проехать ещё раз по этим местам, возражений ни у кого не было. Было лишь желание вновь встретиться с ним, с Южным Алтаем.

И хотя был август, исход лета, было решено вдохнуть воздух этих мест, ещё раз насладиться красотой гор и рек, зарядиться положительной энергетикой. И попытаться ухватить объективом самый главный кадр…

С Лысухи у с. Акташ, куда можно проехать с Чейбек-Коля, с хорошо виден Северо-Чуйский хребет, один из крупнейших хребтов Центрального Алтая. На севере от хребта — водораздел реки Чуя, а на юге — рек Карагем и Чаган-Узун.

Река Чаган-Узун в районе Бельтира
Река Чаган-Узун в районе с.Бельтир. Слияние рек Чаган и Талдура. Фото В. Владимирова

Чудная панорама снежных Чуйских альп, открывающихся здесь на значительном протяжении, — бесспорно лучший вид на Чуйский тракт и один из красивейших вообще на Алтае.

Говорят, в хорошую погоду отсюда можно увидеть и г.Белуху.

На склоне гор целое море леса с ярко-зелеными еланями. А на заднем плане ослепительно сверкают на солнце снежные громады, как бы утвержденные на зеленом пьедестале дремучих лесов....

Поляны, заросшие высокой, густой травой, перемежаются с небольшими участками леса.

Альпийские лужайки
Альпийские лужайки на г. Лысуха. Фото Д. Филиппова

Альпийские лужайки, покрытые яркими альпийскими цветами дают простор фантазии для владельцев фотографической техники.

Большое пространство на вершине было покрыто одним из самых красивых альпийских цветов —полярным маком, растением, истоки которого уходят в эпоху мамонтов…

На вершине гор или горных перевалов издавна кладут камни на камни. Складывание камней, носит название обо или ова, и отражает почитание духов-хозяев гор. Раньше алтайцы делали это знак благодарности за счастливый путь.

Обо
Обо на горе Лысуха. Фото Д. Филиппова

Есть алтайская легенда, что часто на вершинах около обо путник встречает ак-джайзана, принимающего образ человека-путника. Он угощает странника вином и скрывается. А выпивший вино хворает, а его тень блуждает по пространству от верховьев реки Чуи.

Здесь, на горе Лысуха, в январе 1970 года заработала первая радиорелейка Южного Алтая. Монтаж телетранслятора, доставка материалов сюда осуществлялась с помощью вертолета. Дежурные техники, словно зимовщики, жили здесь неделями. А жители соседнего с Акташем Кош-Агача впервые приняли тогда телевизионные передачи.

С юга, под горой находится бывший знаменитый акташский ртутный рудник. На рудник, родившийся в годы войны, приходили и уходили люди. Оставались энтузиасты. Они вгрызались в вершину Акташ-горы. Копали штреки и траншеи, сначала кайлом и лопатой, потом и топором. Потом привезли отбойный молоток. И это было событием.

На Акташ-горе
На Акташ-горе. Фото Д.Филиппова

Акташ-гора… Новая легенда. Два десятилетия держала гора в страхе окрестных жителей, выделяя ядовитые газы, омертвляя ближние деревца и растительность. Казахи и алтайцы говорили:

— Шайтан-гора... Злой дух сидит в её недрах.

В 1935 году молодой геолог В. А. Кузнецов составил первые карты ртутоносных горизонтов…

На этой пустынной, таинственной Акташ-горе люди страны Советов изловили шайтана, пускавшего из-под земли злые пары…

В районе Акташского рудника
В районе Акташского рудника. Фото Д. Филиппова

Но крестной матерью Акташского рудника стала Великая Отечественная война. В Донбассе был взорван Никитовский рудный комбинат, основной поставщик жидкого металла. И тогда-то, в 1942 году, вспомнили об Акташском месторождении.

Здесь было все — «самое-самое»: самый высокогорный на Алтае рудник, самый удаленный от крупных центров рабочий поселок, самое необычное, редкостное производство — добыча ртути.

Акташ — второе место в мире, где встречается самородная ртуть, впервые обнаруженная в Альмадене, в Испании.

По просёлочным дорогам, которые во множестве разбегаются во все стороны, путешественники спустились к Чуе, третьей, по мнению первого восходителя на Белуху Тронова Михаила Владимировича, реке горного Алтая (после Аргута и Катуни) по размерам площади оледенения. Чуя имеет в истоках 53 ледника…

Южный Алтай
Южный Алтай. Река Чуя и Чуйский тракт перед с. Курай. Фото В.Владимирова

Описания прошлого, не соответствуют сегодняшнему определению. В те далёкие годы ботаник Бунге считал Чую главной рекой, а р.Катунь (или Уймон) — ее притоком. Дальнейшие исследования выявили, что бассейн Катуни главный, а бассейн Чуи — её основной приток.

Здесь, в районе Курайской степи, говорят, находятся три больших камня, которые у алтайцев слывут за могилы китайской царевны, её служанки и их лошадей. Согласно легенде царевна бежала с Урсула в Китай от мужа — калмыцкого зайсана.

Застигнутая снежным бураном она вместе с провожатыми замерзла. Зайсан отыскал их и торжественно похоронил, приказав положить на их могилы огромные камни, чтобы никто не мог похитить сокровищ, зарытых с телами.

Но пришли китайцы, сдвинули камни и унесли всё, что было спрятано, в Китай.

Знаменитый исследователь прошлого Радлов Василий Васильевич утверждал, что огромная каменная глыба так и осталась лежать в районе древних могильников...

Кызыл-Чин
Кызыл-Шин. Фото В.Владимирова

Планета Кызыл-Чин

И восходит величаво
По ступеням высоты...
— Здравствуй, Солнце! — шепчут травы.
— Здравствуй! — клонятся цветы.
Словно сын Пришел с чужбины —
Мать-земля встречает сына:
— Здесь твой дом! Входи! Входи!
Б. Укачин

Чем так завороживает Южный Алтай? Перед каждой поездкой каждый ставит себе цель ответить на этот вопрос. Но, возвращаясь, всё равно невозможно объяснить — в чём его главная сила…

Дорога на Кызыл-Чин
Дорога на Кызыл-Чин. Фото Д. Филиппова

Кызыл-Чин… Сегодня множество народа приезжает посмотреть эти необычайные места. С чьей-то лёгкой руки их стали называть Марсианскими пейзажами, «Марсом». То, что на этой планете можно увидеть подобное — трудно утверждать, а вот что здесь находится большая концентрация полиметаллических руд, Кызыл-Чинское месторождение — факт бесспорный.

Кроме полиметаллов в районе Чаган-Узуна находятся месторождение ртути, каменного и бурого угля.

Кызыл-Чин
Кызыл-Чин. Фото В. Владимирова

По данным археологических исследований, разработка железных руд здесь велась очень давно. Здесь найдены остатки железоплавильного производства (древние карьеры, обломки выплавленной руды, куски шлака, орудия рудокопов). Добыча производилась открытым способом, в большинстве случаев не представляющих интереса для современной промышленности.

Разведочными работами в 50 годах подсчитаны перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений: свинца – 6 т, цинка –17,4 т, серебра – 5,5 т.

Кызыл-Чин
Кызыл-Чин. Фото Д. Филиппова

По работам 1978-1980 гг. по оценкам геологов прирост запасов может составлять 192,2 тыс.т. цинка и 40,6 тыс. т свинца. Ресурсы серебра определены в 40,9 т.

Но есть ещё одна достопримечательность Южного Алтая, которая приводит сюда экспедиции археологов.

Каменные изваяния
Каменные изваяния в долине р.Кызыл-Чин. Фото В.Владимирова

Это древние захоронения и каменные изваяния. Наибольшее их скопление приходится на Кош-Агачский и Онгудайский районы. В горно-лесных районах Северного Алтая не обнаружено ни одного изваяния. По-видимому, их нет и в высокогорных зонах.

Это исконные места обитания степняков-скотоводов. А места сооружения памятников выбирались в основном в межгорных котловинах («степях») и по долинам рек. Как правило, это небольшие по площади степные долинки с панорамой на величественные, священные в древности горы. Значительная часть изваяний сосредоточена на Алтае вдоль оживленных в древности дорог и троп из Монголии, Тувы и Казахстана.

Каменные изваяния
Каменные изваяния в долине р.Кызыл-Чин. Фото В.Владимирова

По сути своей все древнетюркские оградки уже являлись прототипом обо, в которое они превращались, когда обугленные остатки поминального сооружения забрасывались камнями. С этого времени памятник либо предавался забвению, либо становился священным. Даже те оградки, которые располагались в глухих отдаленных урочищах, могли превратиться в почитаемое обо, уже не говоря о сооружениях, находящихся на возвышенных местах, вблизи древних троп и дорог.

Такие памятники, как, например, изваяние «Акташ», стоявшее на холме Дъер-Тебе, или остатки большого сооружения на перевале в Ян-Гобо, просматривались на многие километры вокруг и были рассчитаны на особое почитание, поклонение и даже, возможно, жертвоприношение. В качестве символической жертвы служили небольшие камни внутри оградки.

Южный Алтай
Южный Алтай. Река Кызыл-Шин. Фото В.Владимирова

Суровый край

Здесь — мой край.
И ничуть не чудо,
Что в рассветной, плывущей мгле
Мне слышней бывает отсюда
Поступь Времени на Земле.
Б. Укачин

Здесь работали и продолжают работать геологи, открывая новые и новые перспективы для добычи полезных ископаемых. Подтверждением этому служат многочисленные штольни в разных местах.

Исследователи недр проводили и проводят детальную разведку штольневых горизонтов, предварительно оценивая запасы руд...

Когда вы оказываетесь в этих местах, трудно поверить, что здесь в далеком прошлом кипела жизнь и, возможно, этот район был не столь пустынным. Красота здешних мест сурова, как и климат.

На Южном Алтае
На Южном Алтае. Фото Д. Филиппова

Из всех районов Алтая климат здесь наиболее континентальный. Минимальная температура зимой в отдельные годы опускается до – 62°, а летом максимум достигает 31°. По многолетним данным, экстремальные значения температуры поверхности почвы колеблются от – 63° до 58°.

Южный Алтай
Южный Алтай. В районе моста через р.Чуя. Фото В.Владимирова

Растительность оставляет своеобразное впечатление. Плоская равнина степей, а в мутной дымке выступают горы. На красноватой от так называемого «загара пустыни» щебнистой почве отдельными вихрами разбросаны небольшие, увенчанные белыми султанчиками дерновинки ковылька; обрывками мохнатых ковриков распластались полыни, кохии, терескен.

Как восковые свечи, торчат соцветия заячьей капустки. Кое-где видны яркие шарики лиловых и желтоватых соцветий астрагалов и остролодочников.

По террасам встречаются крупные кусты чия высотой до 1,5 м, кусты колючего караганника со светлыми стволиками золотистого отлива.

Южный Алтай
Южный Алтай. Фото Д. Филиппова

Малое количество осадков, значительная водопроницаемость грунтов, небольшая их влажность, засоленность и щебнистость почв способствуют развитию опустыненных степей монгольского типа. Для них характерна слабая сомкнутость покрова, обилие кустарничков и полукустарничков, небольшое количество злаков, развитие корковых лишайников и, в целом, бедность видового состава.

Край голубых гор и... пустыня. Тот, кому довелось побывать в высокогорных Чуйской и Курайской сухих, безводных степях Алтая, такому соседству ничуть не удивится. Песок. Мелкий галечник. Скудная, жесткая растительность. Но эта удивительная смесь притягивает и околдовывает…

Южный Алтай
Южный Алтай. Чуйская степь по дороге к с. Беляши(Джазатор). Фото В.Владимирова

Где ты, Белуха?

По официальной версии река Чеган-узун начинается после слияния рек Талдура и Джело.

Недалеко от места их соединения путешественники преодолели реку Джело, единственный, не относящийся к главной Чуйской цепи западный исток Чеган-узуна.

Река Джело
Река Джело. На переправе. Фото Д. Филиппова

Мутный поток Джело имеет типичный горный характер. Бурным и стремительным течением высоко в горах река прорывала глубокие долины с округлыми и отвесными склонами, прорезала себе путь через тесное русло в скалах и стремится с шумом через валуны.

Долина Джело близ устья расширена, по сравнению с верховьями, и покрыта лиственничным лесом.

В верховьях Джело на высоте около 2 500 м лежит одноимённый ледник.

Направление — на Карагемский перевал.

Перевал. Гляжу с его вершины
На цветущие вокруг долины...
До чего ж красив Алтай мой милый!
Не сдержать мне радости своей,
И кричу с горы я что есть силы:
Э-э-эээй!
И тотчас откликнулись мне дали —
Юг и запад, север и восток.
Сотни голосов мне отвечали,
Каждый голос — радости исток.
Есть легенда, жившая веками:
«На вершинах гор не говори.
Не кричи. Будь молчалив, как камень,
Не серди хозяина горы...»
Сазон Суразаков

Карагемский перевал
Карагемский перевал. Фото В.Владимирова

Карагемский — перевал между водоразделами рек Чаган-Узун и Карагем к северу от ледника Джело.

Перевал между двух хребтов — Северо-Чуйским и Южно-Чуйским. Именно к нему ведёт грунтовая дорога для машин повышенной проходимости.

Высота перевала 2873 м, отчего снег здесь не тает даже летом. С севера открывается панорама на высшие точки Северо-Чуйского хребта. На место, известное под названием горный узел Биш-Иирду, в котором сосредоточены основные ледники хребта.

Карагемский перевал
Карагемский перевал. Отсюда в хорошую погоду можно увидеть Белуху. Фото В.Владимирова

В центральной части хребта около двух сотен ледников, крупнейший – ледник Маашей. На склонах до высоты 2200–2400 м располагается лиственнично-кедровая тайга, выше – альпийские луга, тундры.

Климат в районе резко континентальный. Характерна большая разница между дневной и ночной температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах –– не поднимается выше +25 °C градусов, а ночью может опуститься до -5°C.

Южно-Чуйский хребет
Южно-Чуйский хребет. Фото В.Владимирова

С юга от перевала видны высшие точки Южно-Чуйского хребта. Среди них главная вершина — Иикту. На склонах Южно-Чуйского хребта, в отличие от Северно-Чуйского, практически нет леса — лишь луга и заросли карликовой берёзы. Благодаря этому со многих вершин открывается красивейший обзор на 30-50 километров вокруг, живописные панорамы суровой Чуйской степи, Катунского и Северо-Чуйского хребтов.

Перевал — ещё одна точка, с которой, если повезёт, на юго-западе, можно увидеть Белуху. До неё отсюда по прямой около 90 километров.

Южно-Чуйский хребет
Южно-Чуйский хребет. Село Бельтир. Фото В.Владимирова

Хозяева Южного Алтая

Эй, ветер с гор,
Слети сюда в долину,
Шатер ветвей
Дыханием качни...
Пусть шепчут кедры
Мне свою былину,
Как старые
Сказители—кайчи!
А. Адаров

Высоко в горах стоянки чабанов. В начале прошлого века путешественник Сапожников Василий Васильевич встретил в этих местах аил из двух юрт, около которого бродило большое стадо яков. Сегодня XXI век, а здесь время как бы остановилось… И так же, как великий исследователь, Алтая мы встречаем семью местных жителей…

В гостях у местных жителей
В гостях у местных жителей. Фото Д. Филиппова

Из алтайцев на Южном Алтае живут теленгиты. Ряд ученых отождествлял теленгитов с древним тюркским племенем, фигурировавшим в китайских летописях под именем До-лань-ге, входившим в VI в. в племенное объединение Теле и сыгравшим крупную роль при образовании тюркского каганата.

Давно это было. В далекие времена откочевало несколько семей алтайцев в Курайскую долину. Хорошую травку для овец обнаружили под самыми отрогами Актру. В горе жили недобрые боги, и люди боялись подходить к ней ближе, чем на день пешего хода. И вот нашлись смельчаки — откочевали почти к самым ее отрогам. Не побоялись. Вот откуда сеок, племя от смелых людей. Это они первыми поставили свои аилы в этом месте...

На стоянке чабанов
На стоянке чабанов. Фото Д. Филиппова

Наличие сухих солончаковых степей, крутые горные склоны со слабой растительностью, могущих быть использованными только легким скотом, национальные и бытовыми условиям жизни явились главными причинами того, что овцы и козы получили в Южном Алтае исключительное развитие.

В хозяйствах овцы и козы разводятся и содержатся не только ради получений шерсти и мяса.

Курут
Курут. Фото Д. Филиппова

Козы являются единственными животными, которые дают почти единственный продукт питания: молоко и сырчики («курут»).

Ещё в начале прошлого века, вплоть до перехода южных алтайцев к общественному строю, курут заменял жителям этих мест хлеб. Если семья в течение лета не имела возможности заготовить достаточного запаса курута на зиму, то зимой она голодала.

Без всякого преувеличения можно сказать, что в девятнадцатом и начале двадцатого века курут играл такую же роль в повседневной жизни южных алтайцев, как хлеб в жизни русского крестьянина.

Сарлыки
Сарлыки на реке Елангаш. Фото В.Владимирова

Яки, или как их называют алтайцы, сарлыки, по преимуществу содержатся населением в Южном Алтае. В силу прекрасных способностей яков к тебеневкам, и там, где пастбища по расположению на местности трудны, а по кормовому видовому составу бедны, разведение сарлыков экономически оправдывается.

Значение яков здесь почти такое же, какое имеет крупный рогатый скот на равнинах. Разводятся они для мяса, молока и редко используются как рабочая сила.

Значение яков для, горно-пустынных районов увеличивается еще и тем, что при скрещивании их с рогатым скотам хозяйственная полезность последних повышается. Ханики и артоны нередко встречаются с живым весом, значительно превышающим живой вес своих родителей.

Южный Алтай
Южный Алтай. Дорога на Актру. Фото В.Владимирова

Пища предгорий

Существенное значение в питании южных алтайцев имеет мясо домашнего скота. Разумеется раньше они охотно употребляли в пищу мясо диких зверей, на которых охотились, как, например, мясо козули, марала, дикого козла (тay-теке). Но потом охота на них и употребление их мяса были ограничены запретами, вытекающими из религиозных воззрений алтайцев.

Мясо алтайцы едят без соли и считают, что нельзя варить в одном котле мясо разных животных. Нарушение этих запретов, по их мнению, влечёт неудачу в охоте.

Баранина ценится очень высоко и популярна в виду большой доступности.

Юрта
Юрта, расположенная в районе реки Кызыл-Чин(Марс). Фото В.Владимирова

Семейный уклад

В семейном воспитании алтайцев большое значение имеет формирование у детей уважительного отношения к труду. Трудовое воспитание в алтайской семье, как и у других народов, начинается с игрушек, изображающих животных.

Игры детей Горного Алтая
Игры детей Горного Алтая. Фото Д. Филиппова

Ребенок уже в раннем возрасте улавливает характерные особенности животных и учится их различать. Детей учат различать виды труда, выполняемые их братьями и сестрами.

Мальчиков просят помочь отцу - поддержать начало веревки, когда плетёт аркан. Девочки помогают матерям поить и кормить ягнят и козлят.

Алтайцы
Алтайцы. Фото В.Владимирова

Дети обучаются следить за домашней скотиной, их заставляют не только убирать за домашними животными, но и проверять, есть ли у них корм и вода, кормить и поить их. При этом детям надо правильно рассчитать, сколько корма положить животным.

Мальчики приучаются ухаживать за лошадьми: водят их кормить или на водопой и обратно, к аилу.

Чуйская степь
Чуйская степь. Фото В.Владимирова

Главный друг и помощник

Дайте мне, эй, аргамака-коня,
Горы Алтайские дайте мне!
Если это есть у меня —
Все остальное придет ко мне...
Б. Укачин

Лошадь для жителя гор и долин Алтая — все. Условия местности Алтая таковы, что всякого рода передвижения, даже в пределах своего земельного надела, возможны только с помощью лошади.

Редкие грунтовые дороги заставляют связываться урочище с урочищем, аил с аилом зачастую малодоступными тропочками, передвижение по которым возможно верхом, с трудом и определённым риском для жизни и седока, и лошади.

Лошадь или автомобиль
Лошадь или автомобиль. Фото Д. Филиппова

В силу этого алтаец, никогда не расстается с лошадью. Пешком никто—ни мужчина, ни женщина, ни подросток никогда не ходят. Даже если нужно алтайцу побывать у своего соседа по аилу, живущего в пару десятков метров от него — он садится верхом и едет.

Лошадь в жизни алтайца связана со всем бытом его и даже религиозным культом. Все они большие любители коневоды, ловкие наездники, страстные лошадники.

Конское мясо считалось особенно пригодным для зимнего питания, так как алтайцы находили его более сытным и говорили, что «с него зимой дольше не мерзнешь и сытым дольше будешь».

Водопад на реке Елангаш
Водопад на реке Елангаш. Фото В.Владимирова

Горные стремнины

Древние тропы идут у подножия белков. Спускаются в долины остатками забытых кочевий, уходят легендой в седые курганы...

Побывав в гостях у местных жителей, путешественники вновь сели в машины и продолжили путь по Южному Алтаю вдоль горных рек, устремлённых к Чуе. Течение рек быстрое, русло порожистое, долины узкие, часто ущелеобразные. Налетая на выступы горных пород, вода пенится и с грохотом перекатывается через скалы.

Кызыл-Чин
Кызыл-Шин. Фото В.Владимирова

Попав в реку, каменные глыбы не в состоянии замедлить стремительный бег реки, и она, перекатывая эти огромные камни, придает им окатанную округлую форму, в конечном счете, истирая и превращая в гальку.

Во второй половине августа таяние ледников замедляется, а в сентябре к тому же меньше дождей. Это и есть причина понижения уровня рек. Вместе с этим, вода становится светлее и наступает самое благоприятное время для любителей ловли хариуса.

Южный Алтай
Южный Алтай. Вид на село Кош-Агач с Курайского хребта. Фото В.Владимирова

Душевный покой

Да, мы такие!
Тропами исканий
Мы в новый путь,
Выходим на заре, —
И счастья
Многоцветней, многогранней
Еще никто
Не ведал на земле.
А. Адаров 

Человека тянет на неизведанное, непознанное. Азарт, подстегивающийся адреналином, непреодолимо тянет постичь загадки природы. Перед скалолазом стоит неприступная каменная стена, перед спелеологом - таинственное отверстие в скале. А есть ещё автомобильный туризм, с незабываемыми впечатлениями. И настоящие ценители первозданного творения природы всегда знают, где искать душевный покой от мучительной городской суеты. В горах...

Юрточный лагерь Тыдтуярык
Юрточный лагерь Тыдтуярык. Фото В.Владимирова

Значительная часть горных равнин, которые они пересекли — это кочковатое болото, но немало также и солонцов. Сама «степь» имеет глинистую почву с примесью гальки, весьма скудно покрытую травянистой растительностью. А вокруг этих долин возвышаются великолепные горы…

Кызыл-Чин
Кызыл-Шин в районе с.Кокоря. Фото В.Владимирова

Перед расставаньем

В этот раз они так и не увидели Уч-Сумер, Катын-бажи, Белуху. С каждого перевала устремляли они взоры к ней, царице Алтайских гор. Но она была скрыта облаками… Казалось, что на следующем перевале она откроется…

У алтайцев долгое время бытовала интересная легенда о Судур-бичике — книге мудрости. Эта книга, якобы, хранила секреты хорошей жизни. Никто не читал ее, потому что открыть ее мог только счастливый и мудрый.

Шли годы. Жила легенда. А Судур-бичика так никто и не раскрыл...

Южный Алтай
Южный Алтай. Чуйская степь в районе с.Ортолык. Фото В.Владимирова

Путешественники посетили лишь крохотную часть этого, по своему прекрасного, уголка нашей планеты. И не уставали любоваться горными реками, таинственными хребтами, удивительными красками гор. А сколько чарующих кадров было сделано каждым из них.

А какие в Южном Алтае ночи, восходы и закаты!!!

Закат на Южном Алтае
Закат на Южном Алтае. Фото Д. Филиппова

Ещё один визит в Южный Алтай подошёл к концу. Как ночь, которая спускается на землю…

Есть птица, называемая по-алтайски ускозь-ул, то есть, сирота сын, по-телеутски юзаак или джюзак, которая кричит по ночам, начиная с сумерек, с семи часов вечера, летая вдоль горных речек. Есть легенда: Жених с невестой, находясь в пути, встретили реку, стали ее переезжать и утонули; парня выкинуло на один берег, девушку на другой; они целую ночь ходили по берегам, окликая друг друга. А утром, когда их осветило солнце, обратились они в птиц…

Эти ясные звезды в ночной синеве,
Несомненно, с цветами земными в родстве:
Закрываются к ночи устало цветы —
Начинают созвездья сиять с высоты,
А устанут созвездья сиять с высоты —
Раскрываются снова земные цветы.
Последняя ночь на Южном Алтае
Последняя ночь на Южном Алтае. Вид на Северо-Чуйский хребет с обзорной точки в районе с. Курай. Фото В.Владимирова

Последняя ночь была самая грустная. Каждый понимал – ещё немного и он надолго отдалится от этих мест в равнинные края, где много больших городов и людей… Где нет такого единения с небом и природой. А есть только суета сует…

Предстояла ещё трудная работа: среди множества схваченных объективом кадров выбрать десяток самых-самых… И они приведут в восхищение тех, кто никогда не видел этой красоты. А кто видел, ещё раз могут убедиться, что никакой кадр, никакой фильм не сможет передать то буйство красок, тот оглушительный простор, тот полёт души, которые ты видишь и испытываешь, находясь здесь, в Южном Алтае…

Может поэтому и возвращаются в эти места? Может это и есть тот магнит? Всё может быть… Но только одно бесспорно – каждый сюда вновь приедет. Это их любимый край. Южный Алтай…

Мы все уйдем.
А эти горы
Стоять останутся навек,
И солнце сквозь века и годы
Продолжит свой цикличный бег.
Б. Укачин 

Е. Гаврилов, 8 декабря, 14 апреля 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники