Музей серебра

Музей серебра — частное собрание экспонатов, выполненных из серебра и золота скульптором-ювелиром Войчишиным Владимиром Иосифовичем, расположенное в  в г.Белокуриха. Собрание дополнено несколькими старинными картинами и графикой художников XVII и XVIII века из коллекции скульптора.

Музей серебра
Музей серебра. Фото А.Гаврилова

Как добраться

После того, как вы по Смоленскому тракту проезжаете въездной знак «Белокуриха», вы начинаете движение по ул. Советская. Через два километра главная дорога поворачивает вправо (ориентиром может служить заправка с левой стороны). Ещё через 1,2 километра на перекрёстке вы продолжаете движение прямо по ул. Мясникова. Через 520 или 670 метров вам необходимо повернуть направо (ориентиром может служить памятник В.И.Ленину — до или после него) и переехать р. Белокуриху. Через 230 метров — стоянка для транспорта.

Музей находится в главном здании курорта Белокуриха. Часы работы с 14-00 до 16-00, кроме субботы и воскресенья.

Музей серебра
Санаторий Белокуриха. Здесь находится Музей серебра. Фото А.Гаврилова

Туристское значение

Музей уникален собранием ювелирных скульптур и работ выдающегося автора В.Войчишина в одном месте. Произведения автора разбросаны по всем частям света и входят в частные коллекции знаменитых во всём мире политиков и деятелей культуры. Наиболее известная работа — «Скрипка Ротшильда» находится в экспозиции Эрмитажа.

Кроме того, по желанию автора, посещение музея на сегодняшний день бесплатное.

Музей серебра
Музей серебра. Фрагмент работы В.Войчишина "Скрипка Ротшильда". Фото А.Гаврилова

История

Появление музея серебра в каком-то роде было закономерно. Дело в том, что по мере увеличения работ в мастерской В.И. Войчишина, она превращалась постепенно в музей для важных персон. Кого только не видела эта мастерская! Министров, высоких административных работников, религиозных деятелей и пр. Кроме простых людей…

«И тогда я подумал: что они у меня дома будут стоять? Частная галерея – ни туда ни сюда. Предложил Александру Александровичу Бенгáрдту сделать музей. Чтобы все отдыхающие, а здесь их тысячи со всех регионов, могли посмотреть эти вещи. А поскольку Александр Александрович культуру очень любит, то он меня поддержал…»

Музей серебра
Музей серебра. Фото А.Гаврилова

В санатории «Белокуриха» нашлась бывшая литературно-музыкальная комната, украшенная в своё время лепниной.

«Это был как бы камерный музейчик. А для тех, кто был в этой комнате (компьютерные игры), обстановка явно не подходила. Я сказал, что дизайн подходящий. Подобный музей, зал серебра, где–то я видел. Возможно, в Эрмитаже. Такой же дизайн с лепниной. Только больших размеров...

Подновили помещение, заменили пол, заделали окна, заменили двери, поставили кондиционер, вывеску сделали — и музей серебра заработал!»

13 мая 2017 года состоялось знаковое событие в г. Белокурихе — торжественное открытие арт-галереи «Музей серебра». Выставку работ В. Войчишин назвал «Центр времени и пространства, или Четвёртое измерение» и провёл первую экскурсию сам.

Музей серебра Музей серебра.
Музей серебра Музей серебра. Фото А.Гаврилова

Описание

17 работ, представленных в музее, выполнены В.И. Войчишиным из серебра, золота, полудрагоценных камней и ценных пород дерева. Каждая работа выполнена в манере сюрреализма и несёт индивидуальный смысловой подтекст.

По мнению автора «все большие работы в техническом исполнении сложные, как бы все равные. Там надо всё точно выкроить, спаять. Даже топор – сложнейшая в техническом исполнении работа».

Особо выделяет автор – Эйнштейна в водолазном трёхболтовом шлеме, Скрипку Ротшильда, Байкерский топор, Индиго.

Музей серебра
Музей серебра. В.И.Войчишин. Фото А.Гаврилова

1) «Посох Рериха» — центральная работа музея, которая перекликается с памятником Н.К.Рериху, установленному на Бирюзовой Катуни. Н.К. Рерих на посохе изображен таким же, только меньших размеров.

На ручке изображено знамя Мира. Три окружности символизируют настоящее, прошедшее и будущее. Большой круг, объединяющий их вместе, – вечность. Знак является символом первого в истории международного договора о защите культурного наследия — Пакта Рериха, который подписали 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представители 21 страны. В память об этом событии и сделан посох.

Музей серебра
Музей серебра. 72. Фото А.Гаврилова

2) «72» — А. Эйнштейн в водолазном трёхболтовом шлеме. Цифра 72 — привязка к историческому факту, когда учёный в день своего рождения, садясь в машину, показал язык назойливому фотографу.

Голова учёного находится в шлеме «трёхболтовки» — классического костюма водолаза, что по замыслу автора символизирует глубокое погружение в море неизвестности, в науку.

На одном из боковых иллюминаторов изображен IQ, коэффициент интеллекта, который, как рекламируют различные западные СМИ, у Эйнштейна был необычайно высоким — 160. Самое забавное, что сам Эйнштейн по жизни критиковал данную систему оценки интеллекта и никогда тесты по ней не проходил.

Стрелки на языке учёного связаны с одной из главных его теорий — теории относительности. Именно пространство и время занимали мысли А.Эйнштейна в его зрелые годы.

Музей серебра
Музей серебра. Индиго. Фото А.Гаврилова

3) «Индиго» — работа, которую В.Войчишин посвятил Всемирной паутине. На ней он изображает мальчика, зависшего в компьютере. Компьютерная мышь напрямую связана с мозгом ребёнка. Она как бы элемент поступления информации в мозг индиго.

Некоторые утверждают, что дети-индиго, имеющие особую ауру, цвета индиго — новая раса людей. А термин широко шагнул в общественность в 1999 году, после выхода на Западе книги «Дети Индиго: Новые дети уже пришли». Автор термина — экстрасенс Нэнси Энн Тэпп, которая впервые его использовала в своей книге в 1982 году.

Музей серебра
Музей серебра. Скрипка Ротшильда. Фото А.Гаврилова

4) «Скрипка Ротшильда» — несколько видоизменённая авторская копия знаменитой одноимённой работы В.И. Войчишина, оригинал которой находится в экспозиции Эрмитажа.

Толчком к рождению произведения искусства послужил одноимённый рассказ А.П. Чехова о бедном гробовщике Якове Иванове по прозвищу Бронза, который играл в кабаке на скрипке, завещанной после его смерти музыканту по прозвищу Ротшильд.

Музей серебра
Музей серебра. Жнец художественных образов. Фото А.Гаврилова

5) «Жнец художественных образов» — работа, посвящённая самородку земли алтайской, Василию Макаровичу Шукшину. Она со временем претерпела изменения. Первоначальное её название — «Красота и горечь» и дополняли серп печатная машинка и кинолента.

«Кинолента с серпом никак не смотрелась. Работа была перенасыщена и я её переместил в «Историю кино»(см.ниже). Там она была более к месту, всё было ясно».

Чтобы связать образ В.М. Шукшина с землёй, В. Войчишин соединил его с древнейшим орудием крестьян для собирания дикорастущих злаков — серпом.

А гравировка «Калина красная», наиболее известного фильма В.М. Шукшина, на лезвии серпа, как бы указывает — для каких целей он служил его владельцу.

Музей серебра
Музей серебра. Гвозди Христовы. Фото А.Гаврилова

6) «Гвозди Христовы» — работа посвящена страданиям Иисуса Христа и имеет свою небольшую историю.

Вначале В. Войчишин изготовил два больших золотых гвоздя, которые он собирался подарить городу Белокуриха в день 150-летия. Первый гвоздь должен был символизировать старую Белокуриху, а второй — Белокуриху-2 .

Но со временем появилась идея добавить к двум гвоздям ещё один, связать их с величайшими святынями христианства и образом Иисуса Христа. Количество гвоздей Христовых достаточно спорно. У католиков их три, у христиан – четыре.

Согласно легенде, в 325 году мать императора Константина Великого Августа Елена и епископ Макарий, занимаясь поисками христианских реликвий в Иерусалиме, нашли эти четыре гвоздя.

Один гвоздь, который император перековал в удила, находится в Италии(Миланский кафедральный собор), другой — в Германии(собор Святого Петра, г. Трир), третий — в Риме (храм Святого Креста Иерусалимского), четвёртый — до 29 июня 2008 года хранился в запасниках Московского Кремля, после чего был передан Русской Православной церкви, в лице Патриарха Алексия II, по случаю празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси.

По одной из легенд один гвоздь, использованный воинами Рима для распятия Иисуса на Кресте, был утерян — утонул.

Музей серебра
Музей серебра. Тайная жизнь Сальвадора Дали. Фото А.Гаврилова

7) «Тайная жизнь Сальвадора Дали» — по мнению автора очень сложная работа. Выполнена из бука и навеяна книгой, написанной Сальвадором Дали —«The Secret Life of Salvador Dali» («Тайная жизнь Сальвадора Дали»), фрагмент названия которой изображён на лобовой части черепа.

Музей серебра
Музей серебра. Байкер как икона. Фото А.Гаврилова

8) «Байкер, как икона» — работа посвящённая байкерам, сэру Полу Маккартни и связана с его клипом «Biker Like an Icon». Первая работа «Байкер, как икона» находится ныне в частной коллекции.

Топор, который находится в музее — авторская копия, которая сильно отличается от первой, даже по форме топорища.

27 июля 2017 года на Белокурихинском серпантине была установлена ещё одна авторская копия байкерского топора. В отличии от первых двух, она выполнена полностью из чёрного металла и весит свыше тонны.

Музей серебра
Музей серебра. Роман с НКВД. Фото А.Гаврилова

9) «Роман с НКВД» — работа связана с историческим фактом, когда жена знаменитого советского скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, Маргарита Ивановна (Воронцова), была послана в качестве разведчицы в США вместе с мужем, который делал в 1935 году по заказу администрации Принстонского университета бюст из дерева с натуры А.Эйнштейна, для сбора информации о научных разработках. А. Эйнштейн влюбился в Маргариту и даже писал ей, по возвращении Коненковых в СССР, письма.

Связь со скульптором Коненковым отображает стаместочка, а надпись на ней — причастность к разведке. Как отмечает сам автор, надпись несколько не соответствует историческому периоду, так как в то время разведка имела несколько иную аббревиатуру — НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности).

Эйнштейн изображён с рукописями и в свитере с вытянутыми рукавами, который подчёркивает, что учёный не придавал значения своей одежде.

Музей серебра
Музей серебра. Собачье сердце. Фото А.Гаврилова

10) «Собачье сердце» — вымышленное продолжение одноимённого романа М.А. Булгакова. По знаменитому роману Полиграф Полиграфович Шариков, когда он работал начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных, имел связь с секретаршей. От неё якобы и был рождён Шариков-младший, изображённый В. Войчишиным.

Музей серебра
Музей серебра. Разногласие. Фото А.Гаврилова

11) «Разногласие — предпосылки к федерализации». Работа появилась в то время, когда возник внутренний конфликт на Украине, и от неё отделилась Донецкая народная республика(ДНР). Брелок на шее у кошки символизирует Киев, а колокольчик на шее у собаки — ДНР. Пила, изображенная над ними – предполагает разногласие.

Музей серебра
Музей серебра. Турецкий гамбит. Фото А.Гаврилова

12) «Турецкий гамбит» — работа, посвященная газовой проблеме России. Запорожец с грустью смотрит на события, когда Украина рвётся в ЕС. Детали композиции отражают те или иные моменты развития конфликта и их связи.

Одной из интересных деталей является изображение горящей трубки у запорожца. Процесс окисления меди создаёт иллюзию тлеющей трубки.

Музей серебра
Музей серебра. Гармония. Фото А.Гаврилова

13) «Гармония» — очень сложная в техническом исполнении работа, отображающая связь двух великих композиторов и музыкантов-виртуозов прошлого: Никколо Паганини и Ференца Листа. На дубовом листе изображён фрагмент произведения Ф. Листа, посвящённого Н.Паганини. Головка грифа выполнена в форме улитки.

Ференц Лист впервые услышал Паганини 9 марта 1831 года. Молодой пианист в то время находился на перепутье, переживал своего рода исполнительский кризис. Несмотря на блистательный успех в парижских салонах, он был глубоко не удовлетворен своей артистической деятельностью, питая непреоборимое отвращение к мещанскому салонному искусству.

Концерт Паганини произвел на Листа «впечатление сверхъестественного чуда». Игра великого артиста, подобно яркой молнии, осветила ему тот путь, по которому он отныне будет идти в своем искусстве. «Перед ним воочию открылся «новый мир» и предстала та «бездонная пропасть», которая отделяла этого «единственного исполнителя» от «так называемых гениев», подвизавшихся в Париже. Лист был не только ошеломлен, изумлен и восхищен; он словно переродился; образы, желания, надежды пестрой вереницей проносились в его разгоряченном мозгу. Он был охвачен неукротимой страстью к работе».

«Я играю по 4—5 часов в день упражнения (терции, сексты, октавы, тремоло, репетиции, каденции и т. д.),— писал Лист своему другу Вольфу.— Ах! если я не сойду с ума, то ты найдешь во мне опять художника! Да, художника, которого ты требуешь, художника, каким он теперь должен быть… Какой человек, какой скрипач, какой художник! О боже, сколько муки, сколько горя, сколько страдания выражают эти четыре струны!.. И его выражение, его способ фразировки и, наконец, его душа».

Под непосредственным воздействием игры и музыки Паганини Лист производит коренную переоценку ценностей в области фортепианного искусства, приведшую его к совершенно новой, симфонической трактовке фортепиано.

В законченной им в 1832 году «Большой бравурной фантазии на «Колокольчик» Паганини, написанной в форме вариаций, «как в фокусе, отразились переживания молодого Листа,— и не только в плоскости чисто пианистической, но и в плоскости творческой... он понимал, что сознательно шел против старого по каким-то еще неведомым путям, что ближайшее знакомство с сочинениями и игрой Паганини побудило его к «опытам нового рода».

To, что исследователи пианистического искусства Листа называют приемами «аль фреско» и «способом колористического обогащения», на которых основана симфоническая трактовка фортепиано, ведет свое начало от революции, произведенной Паганини в скрипичной игре.

Музей серебра.
Музей серебра. Фото А.Гаврилова

Яркий образ великого артиста запечатлел Лист в своем знаменитом некрологе, посвященном памяти Паганини.

«Угасло жизненное пламя Паганини,— писал Лист,— и вместе с ним то мощное дыхание природы, которое оно смогло вдохнуть в него, видимо собрав для этого все свои силы, чтобы тут же его погасить. Вместе с ним исчезло то чудесное явление, которое в области искусства родится один лишь раз, единственный раз!

Высота этого недосягаемого и никем не превзойденного гения исключает возможность подражания ему. Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами. Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем.

Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном преклонении признал бы королем всех художников, вырыв этим признанием непроходимую пропасть между ним и другими художниками, домогавшимися такой же славы.

…Он объездил всю Европу. Восторженная толпа, привлекаемая его игрой, бросала золото к его ногам, и назвать какого-нибудь знаменитого исполнителя на любом инструменте именем Паганини считалось высшей наградой. В то время появились Паганини-пианисты, Паганини-контрабасисты, Паганини-гитаристы.

…Я говорю без колебаний: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы,— это единственный случай в истории искусства. Художник, которому в наши дни захочется, подобно Паганини, поразить умы своим искусством, приподнять покрывало таинственности, окружавшее Паганини, не добьется восхищения, если даже он обладал бы бесценным талантом,— воспоминание о Паганини обвинит его в шарлатанстве…

Искусство следует воспринимать не как легкое средство для завоевания корыстных целей и бесплодной славы; оно является выражением той благородной силы, которая объединяет и связывает людей между собой.

Художник обязан усовершенствовать свою жизнь до той нравственной высоты, которая над талантом довлеет как идеал.

Художник обязан подчинить себе общественное мнение своим благородным превосходством человека высокого образа мыслей, воспламенять в умах нечто родственное добру — восторг перед прекрасным и растить его — вот задачи, которые должен поставить перед собой всякий истинный художник, который чувствует в себе достаточно силы, чтобы стать наследником Паганини…

Пусть художник будущего, с сердцем, полным радости, откажется от той суетной эгоистической роли, пусть цель его жизни живет в нем самом, а не вовне его, и пусть виртуозность послужит ему лишь средством, а не целью; он никогда не должен забывать, что, хотя и говорится «Noblesse oblige» («благородное (дворянское) происхождение обязывает» - франц.), точно так же и еще больше, чем о благородном происхождении, надо сказать «Genie oblige».

Музей серебра
Музей серебра. Память времени. Фото А.Гаврилова

14) «Память времени» — работа отражающая одну из сторон творчества Сальвадора Дали. Женщина, в образе укротительницы священного насекомого скарабея, – это Гала (Елена Ивановна Дьяконова), которая ведёт по жизни на поводке художника, указателем чего служат знаменитые мягкие часы Сальвадора Дали («Постоянство памяти» — The Persistence of Memory, 1931 год, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Известно, что всеми коммерческими и бытовыми делами, а также творчеством Сальвадора Дали — всем руководила Гала. Она как бы его вылепила. На ней было завязано всё. Считается, что Сальвадор Дали иначе ничего бы не достиг.

Музей серебра
Музей серебра. Непорочное зачатие. Фото А.Гаврилова

15) «Непорочное зачатие» — любимый сказочный герой скульптора. Буратино изображён в момент рождения из полена. Рядом находится крёстный отец — золотой топорик.

Данная работа — авторская копия. Предыдущая находится в частной коллекции.

Как и все авторские копии В.Войчишина, данная работа отличается от первоначального замысла. Изменён сам герой, ключик, камень, добавлен топорик.

Как рассказал В.Войчишин, на одной из татуировок Буратино был изображён в виде алчущего монет героя. Скульптор решил, как бы в отрицание этого, создать из серебра доброго, необычного персонажа.

Музей серебра
Музей серебра. IQ Эйнштейна. Фото А.Гаврилова

16) «IQ» Эйнштейна — работа, отображающая одно из направлений открытий интеллекта А.Эйнштейна.

Изображённый рядом с колокольчиком атом углерода и его ядро отражает исторический момент, когда Нильс Бор, основываясь на гипотезе световых квантов Эйнштейна, описывает квантовую модель атома.

Небольшой колокольчик с головой Эйнштейна и буквой «Э» оповещает о великом открытии учёного, теории относительности.

Колокольчик выполнен после большой работы В.Войчишина по созданию бюста Еше́ Лодо́й Ринпоче́, под руководством которого были созданы дхарма-центры в Бурятии и ряде других регионов России. К бюсту прилагался серебряный колокольчик.

Но звон колокольчика Эйнштейна получился совершенно иной. «Пробу серебра на данной работе несколько завысил. В предыдущей была 925 проба, а здесь побольше — меньше меди положил. И поэтому он не так звенит.

У Ринпоче гораздо лучше звон. Хорошо его настроил. У колокольчика Эйнштейна, хотя язык также в юбку бьёт, звук получился низковатый, нет такого яркого, нежного звучания… Серебро мягкое и язык мягкий… Не всё просто…»

Музей серебра
Музей серебра. История российского кино. Фото А.Гаврилова

17) «История советского кино» — композиция, тесно связанная с выдающимся алтайским писателем, режиссёром и актёром В.М. Шукшиным, который «приехал со своим багажом знаний».

Телега, серебряная коса и грабли подчёркивают крестьянское происхождения В.М. Шукшина. А кинолента, закреплённая в хлопушке, и чёрный гранит как бы отсылают зрителя к трагическому финалу фильма «Калина красная».

Вначале голова В.М. Шукшина была помещена на стилизованную краюшку русского хлеба, которую с течением времени скульптор заменил полудрагоценным камнем.

18) Ещё четыре экспоната музея серебра связаны с В. Войчишиным косвенно. Это картины XVII и XVIII века из личной коллекции, которые он приобрёл в Аргентине и Англии. Одна из картин— голландский  художник XVII века Франсуа Ван Мирис («Два пожилых за столом»).

«В Аргентине я покупал много антиквариата. Потому что когда образовалась Аргентина, в неё стали приезжать люди из Италии, Испании и прочих европейских государств, привозя с собой различные культурные ценности. Там собрано искусство со всей Европы. Когда вывозил картины в Россию –  была целая проблема, брал бумаги в Министерстве по культуре.

Два офорта XVIII века английских гравёров привёз Англии. По моему, таких работ нет и в краевом музее».

Читайте также

© Е. Гаврилов, 3 сентября 2017 года. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность за помощь в подготовке статьи В.И. Войчишину.