object(stdClass)#495 (57) {
  ["id"]=>
  string(3) "928"
  ["asset_id"]=>
  string(4) "1171"
  ["title"]=>
  string(28) "Кумзир (Кум-Ceгep)"
  ["alias"]=>
  string(16) "kumzir-kum-cegep"
  ["introtext"]=>
  string(6965) "

Кумзир (Кум-Ceгep, Кумзер, Кум-Ceep, Кумсыгер, Кум-сыгер, Кумзыгер, Унсеер, Умсер) — река, мыс; между реками Караташ и Ажи, системы Озера Телецкое.

Мыс Кумзир, устье

Туристский район: Телецкое озеро

Топонимика

Тюрк, кум сеер/сегер — песок обваливается, обвалится. Возможно, алт. диал. сеер — небольшое возвышение, кряжек; тогда Кум-сеер — букв, песчаное возвышение, кряжек.

Легенда об Ильбегаш-Ельбегень

Когда сделаете остановку у устья р. Кум-сыгэр(Кумзир), на другом берегу виднеется устье р. Б. Эстюбе (Иес-тюбе, Истывэ) находится маленький скалистый островок, отделённый от берега узким проливом.

Устье реки Большая Эстюбе

Вот какую легенду об этом островке рассказал в 1929 году проводник, алтаец, хорошо говорящий по-русски:

«Где-то здесь, на берегу озера жила некогда телеутка, по имени Ильбегаш-Ельбегень. Обладая громадной физической силой, она нападала на людей, утаскивала к себе в юрту и съедала. Юрта людоедки стояла около сквозной пещеры. В пещеру из юрты вела дверь.

Однажды Ильбегаш-Ельбегень встретила прекрасного собой юношу, по имени, Пашпарак. Юноша пахал землю. Людоедка схватила его, положила в переметную сумку и повезла детям на ужин. Дорогой Ильбегаш-Ельбегень заснула. Воспользовавшись этим, Пашпарак выскочил из сумки, положил туда несколько кочек и возвратился на свою пашню. Ильбегаш-Ельбегень приехала домой, повесила сумку на жердь в юрте и легла спать. Дети открыли сумку, чтобы посмотреть, какое угощение привезла им мать, Найдя в сумке, вместо угощения кочки, они разбудили людоедку. Ильбегаш-Ельбегень отправилась в погоню за беглецом, поймала его и привезла в юрту.

Но ему опять каким-то образом удалось бежать. Людоедка снова поймала Пашпарака, но на этот раз так устала, что, приехав домой, сейчас же завалилась спать, детям же строго-настрого наказала не трогать сумы. Но старший мальчик не вытерпел и развязал сумы. Пашпарак выскочил, убил всех детей, затем растопил в котле масло и разбудил людоедку. Та стала ловить его. Пашпарак бегал кругом горы и подавал голос то у одного входа в пещеру, то у другого. Видит, наконец, юноша, что людоедка совершенно изнемогает от усталости. Тогда он подпускает её близко к себе, схватывает котёл и обливает ее кипящим маслом. Еле живая, обожженная горячим маслом, Ильбегаш-Ельбегень, уже не в состоянии преследовать Пашпарака. Юноша спокойно отправился домой.

Прошло некоторое время. Ильбегаш-Ельпегень поправилась и снова принялась за старое. Снова люди стали попадать ей на ужин. Узнал об этом Бог. Чтобы положить конец людоедству, он хотел послать кого-нибудь за людоедкой.

Но кого же? Хотел было сначала послать солнышко, да побоялся, что оно все спалит. Лучше послать месяц. Пришел месяц на землю, взял людоедку и понес ее живою на небо. Но ноша оказалась тяжелой. Устал месяц. Тогда он обратил внимание на то, что у людоедки за поясом огромное тяжелое огниво с таким же огромным кремнем. Чтобы облегчить ношу, месяц выбросил сначала кремень, а потом и огниво. Кремень упал в Телецкое озеро близ Кум-сыгэра и до сих пор лежит там в виде небольшого островка. Огниво тоже упало в воду и теперь лежит на дне в самом широком месте озера».

Легенда представляет, по-видимому, сильно измененный вариант записанного Вербицким сказания о семиглавом Ельбегене. Но там сказание не приурочено к островку у Кум-сыгера. В нем вовсе не упоминается об эпизоде с кремнем и огнивом. Кроме того, в нем много подробностей, которых нет в записанной легенде.

Статья подготовлена Е.Гавриловым, 11 октября 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!

" ["fulltext"]=> string(0) "" ["state"]=> string(1) "1" ["catid"]=> string(2) "15" ["created"]=> string(19) "2015-10-11 14:54:35" ["created_by"]=> string(3) "993" ["created_by_alias"]=> string(0) "" ["modified"]=> string(19) "2015-11-18 14:00:22" ["modified_by"]=> string(3) "992" ["checked_out"]=> string(1) "0" ["checked_out_time"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["publish_up"]=> string(19) "2015-10-11 14:54:35" ["publish_down"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["images"]=> string(173) "{"image_intro":"","float_intro":"","image_intro_alt":"","image_intro_caption":"","image_fulltext":"","float_fulltext":"","image_fulltext_alt":"","image_fulltext_caption":""}" ["urls"]=> string(121) "{"urla":false,"urlatext":"","targeta":"","urlb":false,"urlbtext":"","targetb":"","urlc":false,"urlctext":"","targetc":""}" ["attribs"]=> string(593) "{"show_title":"","link_titles":"","show_tags":"","show_intro":"","info_block_position":"","show_category":"","link_category":"","show_parent_category":"","link_parent_category":"","show_author":"","link_author":"","show_create_date":"","show_modify_date":"","show_publish_date":"","show_item_navigation":"","show_icons":"","show_print_icon":"","show_email_icon":"","show_vote":"","show_hits":"","show_noauth":"","urls_position":"","alternative_readmore":"","article_layout":"","show_publishing_options":"","show_article_options":"","show_urls_images_backend":"","show_urls_images_frontend":""}" ["version"]=> string(1) "5" ["ordering"]=> string(2) "26" ["metakey"]=> string(0) "" ["metadesc"]=> string(0) "" ["access"]=> string(1) "1" ["hits"]=> string(3) "604" ["metadata"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#505 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#507 (6) { ["robots"]=> string(0) "" ["author"]=> string(0) "" ["rights"]=> string(0) "" ["xreference"]=> string(0) "" ["address"]=> string(42) "{"address":"","lat":"","lan":"","zoom":""}" ["yandex_maps_icon"]=> string(0) "" } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["featured"]=> string(1) "0" ["language"]=> string(1) "*" ["xreference"]=> string(0) "" ["category_title"]=> string(19) "Реки Алтая" ["category_alias"]=> string(11) "reki-altaya" ["category_access"]=> string(1) "1" ["author"]=> string(31) "Евгений Гаврилов" ["parent_title"]=> string(34) "География и климат" ["parent_id"]=> string(2) "12" ["parent_route"]=> string(25) "altaj/geografiya-i-klimat" ["parent_alias"]=> string(19) "geografiya-i-klimat" ["rating"]=> NULL ["rating_count"]=> NULL ["params"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#506 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#500 (86) { ["article_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_title"]=> string(1) "1" ["link_titles"]=> string(1) "0" ["show_intro"]=> string(1) "1" ["info_block_position"]=> string(1) "0" ["show_category"]=> string(1) "1" ["link_category"]=> string(1) "1" ["show_parent_category"]=> string(1) "0" ["link_parent_category"]=> string(1) "0" ["show_author"]=> string(1) "0" ["link_author"]=> string(1) "0" ["show_create_date"]=> string(1) "0" ["show_modify_date"]=> string(1) "0" ["show_publish_date"]=> string(1) "0" ["show_item_navigation"]=> string(1) "1" ["show_vote"]=> string(1) "0" ["show_readmore"]=> string(1) "1" ["show_readmore_title"]=> string(1) "1" ["readmore_limit"]=> string(3) "100" ["show_tags"]=> string(1) "1" ["show_icons"]=> string(1) "0" ["show_print_icon"]=> string(1) "0" ["show_email_icon"]=> string(1) "0" ["show_hits"]=> string(1) "0" ["show_noauth"]=> string(1) "0" ["urls_position"]=> string(1) "0" ["show_publishing_options"]=> string(1) "1" ["show_article_options"]=> string(1) "1" ["save_history"]=> string(1) "0" ["history_limit"]=> int(10) ["show_urls_images_frontend"]=> string(1) "0" ["show_urls_images_backend"]=> string(1) "1" ["targeta"]=> int(0) ["targetb"]=> int(0) ["targetc"]=> int(0) ["float_intro"]=> string(4) "left" ["float_fulltext"]=> string(4) "none" ["category_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_category_heading_title_text"]=> string(1) "1" ["show_category_title"]=> string(1) "1" ["show_description"]=> string(1) "1" ["show_description_image"]=> string(1) "0" ["maxLevel"]=> string(1) "1" ["show_empty_categories"]=> string(1) "1" ["show_no_articles"]=> string(1) "1" ["show_subcat_desc"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles"]=> string(1) "0" ["show_cat_tags"]=> string(1) "1" ["show_base_description"]=> string(1) "1" ["maxLevelcat"]=> string(2) "-1" ["show_empty_categories_cat"]=> string(1) "0" ["show_subcat_desc_cat"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles_cat"]=> string(1) "1" ["num_leading_articles"]=> string(1) "1" ["num_intro_articles"]=> string(1) "4" ["num_columns"]=> string(1) "2" ["num_links"]=> string(1) "4" ["multi_column_order"]=> string(1) "0" ["show_subcategory_content"]=> string(1) "0" ["show_pagination_limit"]=> string(1) "0" ["filter_field"]=> string(4) "hide" ["show_headings"]=> string(1) "0" ["list_show_date"]=> string(1) "0" ["date_format"]=> string(0) "" ["list_show_hits"]=> string(1) "0" ["list_show_author"]=> string(1) "0" ["orderby_pri"]=> string(5) "order" ["orderby_sec"]=> string(5) "alpha" ["order_date"]=> string(9) "published" ["show_pagination"]=> string(1) "2" ["show_pagination_results"]=> string(1) "1" ["show_featured"]=> string(4) "show" ["show_feed_link"]=> string(1) "1" ["feed_summary"]=> string(1) "0" ["feed_show_readmore"]=> string(1) "0" ["show_page_heading"]=> string(1) "0" ["display_num"]=> string(2) "50" ["menu_text"]=> int(1) ["menu_show"]=> int(1) ["menu-meta_description"]=> string(62) "Реки Горного Алтая. Полный список." ["secure"]=> int(0) ["page_title"]=> string(8) "Реки" ["page_description"]=> string(100) "Информационный туристический портал АЛТАЙ туристский" ["page_rights"]=> string(49) "Ссылка на сайт обязательна" ["robots"]=> NULL ["access-view"]=> bool(true) } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["tagLayout"]=> object(JLayoutFile)#491 (7) { ["layoutId":protected]=> string(19) "joomla.content.tags" ["basePath":protected]=> NULL ["fullPath":protected]=> NULL ["includePaths":protected]=> array(0) { } ["options":protected]=> object(Joomla\Registry\Registry)#492 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#503 (2) { ["component"]=> string(11) "com_content" ["client"]=> int(0) } ["initialized":protected]=> bool(false) ["separator"]=> string(1) "." } ["data":protected]=> array(0) { } ["debugMessages":protected]=> array(0) { } } ["slug"]=> string(20) "928:kumzir-kum-cegep" ["catslug"]=> string(14) "15:reki-altaya" ["parent_slug"]=> string(22) "12:geografiya-i-klimat" ["readmore_link"]=> string(52) "/altaj/geografiya-i-klimat/reki/928-kumzir-kum-cegep" ["text"]=> string(9102) "

Кумзир (Кум-Ceгep, Кумзер, Кум-Ceep, Кумсыгер, Кум-сыгер, Кумзыгер, Унсеер, Умсер) — река, мыс; между реками Караташ и Ажи, системы Озера Телецкое.

Мыс Кумзир, устье

Туристский район: Телецкое озеро

Топонимика

Тюрк, кум сеер/сегер — песок обваливается, обвалится. Возможно, алт. диал. сеер — небольшое возвышение, кряжек; тогда Кум-сеер — букв, песчаное возвышение, кряжек.

Легенда об Ильбегаш-Ельбегень

Когда сделаете остановку у устья р. Кум-сыгэр(Кумзир), на другом берегу виднеется устье р. Б. Эстюбе (Иес-тюбе, Истывэ) находится маленький скалистый островок, отделённый от берега узким проливом.

Устье реки Большая Эстюбе

Вот какую легенду об этом островке рассказал в 1929 году проводник, алтаец, хорошо говорящий по-русски:

«Где-то здесь, на берегу озера жила некогда телеутка, по имени Ильбегаш-Ельбегень. Обладая громадной физической силой, она нападала на людей, утаскивала к себе в юрту и съедала. Юрта людоедки стояла около сквозной пещеры. В пещеру из юрты вела дверь.

Однажды Ильбегаш-Ельбегень встретила прекрасного собой юношу, по имени, Пашпарак. Юноша пахал землю. Людоедка схватила его, положила в переметную сумку и повезла детям на ужин. Дорогой Ильбегаш-Ельбегень заснула. Воспользовавшись этим, Пашпарак выскочил из сумки, положил туда несколько кочек и возвратился на свою пашню. Ильбегаш-Ельбегень приехала домой, повесила сумку на жердь в юрте и легла спать. Дети открыли сумку, чтобы посмотреть, какое угощение привезла им мать, Найдя в сумке, вместо угощения кочки, они разбудили людоедку. Ильбегаш-Ельбегень отправилась в погоню за беглецом, поймала его и привезла в юрту.

Но ему опять каким-то образом удалось бежать. Людоедка снова поймала Пашпарака, но на этот раз так устала, что, приехав домой, сейчас же завалилась спать, детям же строго-настрого наказала не трогать сумы. Но старший мальчик не вытерпел и развязал сумы. Пашпарак выскочил, убил всех детей, затем растопил в котле масло и разбудил людоедку. Та стала ловить его. Пашпарак бегал кругом горы и подавал голос то у одного входа в пещеру, то у другого. Видит, наконец, юноша, что людоедка совершенно изнемогает от усталости. Тогда он подпускает её близко к себе, схватывает котёл и обливает ее кипящим маслом. Еле живая, обожженная горячим маслом, Ильбегаш-Ельбегень, уже не в состоянии преследовать Пашпарака. Юноша спокойно отправился домой.

Прошло некоторое время. Ильбегаш-Ельпегень поправилась и снова принялась за старое. Снова люди стали попадать ей на ужин. Узнал об этом Бог. Чтобы положить конец людоедству, он хотел послать кого-нибудь за людоедкой.

Но кого же? Хотел было сначала послать солнышко, да побоялся, что оно все спалит. Лучше послать месяц. Пришел месяц на землю, взял людоедку и понес ее живою на небо. Но ноша оказалась тяжелой. Устал месяц. Тогда он обратил внимание на то, что у людоедки за поясом огромное тяжелое огниво с таким же огромным кремнем. Чтобы облегчить ношу, месяц выбросил сначала кремень, а потом и огниво. Кремень упал в Телецкое озеро близ Кум-сыгэра и до сих пор лежит там в виде небольшого островка. Огниво тоже упало в воду и теперь лежит на дне в самом широком месте озера».

Легенда представляет, по-видимому, сильно измененный вариант записанного Вербицким сказания о семиглавом Ельбегене. Но там сказание не приурочено к островку у Кум-сыгера. В нем вовсе не упоминается об эпизоде с кремнем и огнивом. Кроме того, в нем много подробностей, которых нет в записанной легенде.

Статья подготовлена Е.Гавриловым, 11 октября 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!

" ["tags"]=> object(JHelperTags)#493 (4) { ["tagsChanged":protected]=> bool(false) ["replaceTags":protected]=> bool(false) ["typeAlias"]=> NULL ["itemTags"]=> array(0) { } } ["jcfields"]=> array(0) { } ["event"]=> object(stdClass)#572 (3) { ["afterDisplayTitle"]=> string(0) "" ["beforeDisplayContent"]=> string(0) "" ["afterDisplayContent"]=> string(0) "" } ["prev"]=> string(41) "/altaj/geografiya-i-klimat/reki/1142-kuba" ["next"]=> string(42) "/altaj/geografiya-i-klimat/reki/1421-kumir" ["prev_label"]=> string(10) "Назад" ["next_label"]=> string(12) "Вперёд" ["pagination"]=> string(346) " " ["paginationposition"]=> string(1) "1" ["paginationrelative"]=> int(0) }

Кумзир (Кум-Ceгep)

Кумзир (Кум-Ceгep, Кумзер, Кум-Ceep, Кумсыгер, Кум-сыгер, Кумзыгер, Унсеер, Умсер) — река, мыс; между реками Караташ и Ажи, системы Озера Телецкое.

Мыс Кумзир, устье

Туристский район: Телецкое озеро

Топонимика

Тюрк, кум сеер/сегер — песок обваливается, обвалится. Возможно, алт. диал. сеер — небольшое возвышение, кряжек; тогда Кум-сеер — букв, песчаное возвышение, кряжек.

Легенда об Ильбегаш-Ельбегень

Когда сделаете остановку у устья р. Кум-сыгэр(Кумзир), на другом берегу виднеется устье р. Б. Эстюбе (Иес-тюбе, Истывэ) находится маленький скалистый островок, отделённый от берега узким проливом.

Устье реки Большая Эстюбе

Вот какую легенду об этом островке рассказал в 1929 году проводник, алтаец, хорошо говорящий по-русски:

«Где-то здесь, на берегу озера жила некогда телеутка, по имени Ильбегаш-Ельбегень. Обладая громадной физической силой, она нападала на людей, утаскивала к себе в юрту и съедала. Юрта людоедки стояла около сквозной пещеры. В пещеру из юрты вела дверь.

Однажды Ильбегаш-Ельбегень встретила прекрасного собой юношу, по имени, Пашпарак. Юноша пахал землю. Людоедка схватила его, положила в переметную сумку и повезла детям на ужин. Дорогой Ильбегаш-Ельбегень заснула. Воспользовавшись этим, Пашпарак выскочил из сумки, положил туда несколько кочек и возвратился на свою пашню. Ильбегаш-Ельбегень приехала домой, повесила сумку на жердь в юрте и легла спать. Дети открыли сумку, чтобы посмотреть, какое угощение привезла им мать, Найдя в сумке, вместо угощения кочки, они разбудили людоедку. Ильбегаш-Ельбегень отправилась в погоню за беглецом, поймала его и привезла в юрту.

Но ему опять каким-то образом удалось бежать. Людоедка снова поймала Пашпарака, но на этот раз так устала, что, приехав домой, сейчас же завалилась спать, детям же строго-настрого наказала не трогать сумы. Но старший мальчик не вытерпел и развязал сумы. Пашпарак выскочил, убил всех детей, затем растопил в котле масло и разбудил людоедку. Та стала ловить его. Пашпарак бегал кругом горы и подавал голос то у одного входа в пещеру, то у другого. Видит, наконец, юноша, что людоедка совершенно изнемогает от усталости. Тогда он подпускает её близко к себе, схватывает котёл и обливает ее кипящим маслом. Еле живая, обожженная горячим маслом, Ильбегаш-Ельбегень, уже не в состоянии преследовать Пашпарака. Юноша спокойно отправился домой.

Прошло некоторое время. Ильбегаш-Ельпегень поправилась и снова принялась за старое. Снова люди стали попадать ей на ужин. Узнал об этом Бог. Чтобы положить конец людоедству, он хотел послать кого-нибудь за людоедкой.

Но кого же? Хотел было сначала послать солнышко, да побоялся, что оно все спалит. Лучше послать месяц. Пришел месяц на землю, взял людоедку и понес ее живою на небо. Но ноша оказалась тяжелой. Устал месяц. Тогда он обратил внимание на то, что у людоедки за поясом огромное тяжелое огниво с таким же огромным кремнем. Чтобы облегчить ношу, месяц выбросил сначала кремень, а потом и огниво. Кремень упал в Телецкое озеро близ Кум-сыгэра и до сих пор лежит там в виде небольшого островка. Огниво тоже упало в воду и теперь лежит на дне в самом широком месте озера».

Легенда представляет, по-видимому, сильно измененный вариант записанного Вербицким сказания о семиглавом Ельбегене. Но там сказание не приурочено к островку у Кум-сыгера. В нем вовсе не упоминается об эпизоде с кремнем и огнивом. Кроме того, в нем много подробностей, которых нет в записанной легенде.

Статья подготовлена Е.Гавриловым, 11 октября 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!