object(stdClass)#495 (57) {
  ["id"]=>
  string(3) "922"
  ["asset_id"]=>
  string(4) "1165"
  ["title"]=>
  string(26) "Гора Алтын-Туу"
  ["alias"]=>
  string(14) "gora-altyn-tuu"
  ["introtext"]=>
  string(21960) "

Алтынту (Алтын-Ту, Алтынтаг, Алтын-Таган, Ак-Таган, Иик, Ыйык) – самая высокая гора на озере к западу от Телецкого озера за устьем реки Чулышмана, которая часто теряет в облаках свою вершину на высоте 2.298 метров от уровня моря, «Золотая гора». Ещё одно из названий, данных алтайцами – «Отец гор и озера».

Алтын-Ту

Туристский район: Телецкое озеро 

Алтын-Тау до русских путешественников (Гельмерсен, ЯдринцевСапожников и др.) никем не посещался и считался у алтайцев священной горой – Иик (Ыйык), которой приносились жертвы. К горе относились с благоговением. Алтайцы уверяли, что все, кто пробовал совершать восхождение на ее вершину, погибали.

О сакральном значении горы записал интересные сведения Г.П. фон Гельмерсен в 1834 г.

Телеуты в середине XIX в. мифы и шаманистские представления о Ульгене, как демиурге, о его первородных богатырях (но не сыновьях)-помощниках связывали с его местожительством на горе Алтын-Ту.

Лодочники, когда начинали переправу, клали поклоны, повернувшись к югу, брызгали водой в воздух и бормотали молитвы. Они просили благословения отца горы и его помощи при переправе, ибо, если он нашлет ветер, они могли бы погибнуть.

Распространено было среди алтайцев поверье, что при всякой попытке взобраться на Алтын-Ту духи скрывают ее от дерзких глаз, укутывая в облака.

Именно об этом гранитном гиганте упоминается в самой известной алтайской легенде. Это гора, с которой был, якобы, сброшен самородок золота.

Гранитные массивы с большой крутизной спускаются и уходят под воду озера, образуя как бы гранитные набережные, местами до глянца отполированные водой. Растительность на склонах горы невелика, потому что крутизна и постоянные обвалы не дают укрепиться деревьям.

Все же, особенно внизу, гора покрыта редким лесом.

Но что великолепно—это ручьи Алтын-Ту! По его склонам на протяжении 14 километров сбегает 12 ручьев-речек. Трудно себе представить более живописную картину, как несущийся с громадной высоты по такой крутизне речушку. Она, бешено шумя, падает с утесов водопадами, дробится в тысячи потоков по камням, летит вновь по скатам, чтобы при уклоне снова обрушиться пенящимися каскадами.

Водопад на Алтын-Ту

Особенно бурны бывают эти речушки весной, когда они представляют из себя целые потоки, низвергающиеся прямо в озеро, увлекая деревья, подтаявший снег и обломки скал. Некоторые речки несутся в таких непроходимых местах, что жители зовут их Аю-Кэчпес, т. е. буквально — «медведь не пролезет».

Закреплению за каждым из двенадцати речушек Алтын-Ту определенного названия. Там имеются три Аю-Кечпеса, Аю-Тарткы и т. д., но где что, точно никто не знает. Поэтому наиболее просто было бы называть их по номерам, начиная с севера с прибавкой названия горы (например: речка Алтын-Ту № 1 и т. д.).

Взобраться прямо с озера на вершину Алтын-Ту крайне трудно, хотя и возможно, но смельчаку это обойдется очень дорого.

Н.М. Ядринцев в 1880 году писал: «Два дня усилий мы употребили, поднимаясь на эту гору. Спутником моим был миссионер, отец Михаил Чевалков, и три охотника калмыков-телесов. Мы карабкались верхом и пешком по самым трудным тропинкам, прошли лесную и полярную зону и, оставив за собою поля растительности, поднялись на высочайшую сопку Алтын-Тагана; внизу из двух альпийских озер брала начало речка Коледу (Кулядын), спускавшаяся водопадом в Телецкое озеро».

Следует отметить интересные для посещения три альпийских озера на Алтын-ту — с севера от вершины Кёльядын 1, Кёльядын 2 и Курунду на северо-западе. Они описаны советскими гидрологами в 1931 году.

В.В. Сапожников иронизировал: «По прямому пути до вершины Алтын-ту всего верст пять, но этот путь доступен только птицам, да, может быть, диким козлам, а нам предстояло сделать обход верст тридцать пять».

Одна их троп, ведущих на Алтын-Ту, есть от реки Большая Чили, от избушки старожил. Другая тропа расположена за пирсом Кырсая. Большей частью идёт по курумнику.

Но самый безопасный, хотя и длинный, был открыт ещё в начале 20 века, который начинается от села Балыкча.

Алекин и Сапожников выбрали именно его, путь по вьючной тропе от Ачелмана из долины Чулышмана, где на лошади можно подняться на самый верх. Проводником у В.В. Сапожникова был приземистый, совершенно бодрый 78-летний Игнатий, который за пятнадцать лет до этого провожал Ядринцева на вершину. Он утверждал, что после него там никто не бывал.

Вот описание подъёма на Алтын-ту, сделанное В.В. Сапожниковым в 1905 году:

Путь на Алтын-Ту

Весь путь около 32 километров. От устья Чулышмана нужно проехать его левым берегом километров 8,5 до устья левого притока Ачелмана, который свергается водопадами в тесном ущелье.

За бродом через Ачелман мало протоптанная тропа поворачивает вправо к очень крутому склону, поросшему осинами, березой и лиственницами. Узкая тропа, лавируя между деревьями и густыми зарослями калины, жимолости, таволожки и смородины, круто взбегает по склону; местами она завалена большими камнями и упавшими стволами.

Чулышман остается глубоко внизу, извиваясь голубой лентой в зеленых берегах.

Через 2 часа подъем делается менее крут, и тропа выходит в верхнюю болотистую долину, поросшую кедровым лесом и покатую к Ачелману. Лесная тропа очень неудобна, на ней лошадь то спотыкается на острые камни и сплетения корней, то по колено тонет в грязи, а всадник всё время должен остерегаться тесно стоящих стволов и нависших ветвей.

Около 1,5 часов ходу верхней долиной, и тропа, пересекает Ачелман, переходя на левый берег, где лес скоро делается реже.

Речка достигает 5-11 аршин ширины, и брод неглубок. Дальше появляются довольно широкие поляны, поросшие сочной прерией, кустарной могучкой и приземистой березкой. В случае позднего времени близ впадения притока Ачелмана — Кулея можно удобно переночевать без палатки под одним из густых развесистых кедров. Высота места около 1500 метров н. м., следовательно, около версты над озером; ночью на этой высоте бывает довольно холодно.

От устья Кулея нужно повернуть вправо на север, два раза перейти его ручей и широким лугом подняться на водораздел с речкой Божё (лев. приток Ачелмана). От Ачелмана до перевала (1940 м н. у. м.) час пути. На перевале выдаются нагромождения голых скал с небольшими изуродованными кедрами, которые иногда принимают форму сланца.

За перевалом открывается глубокая долина верховья р. Божё, а за ней на северо-востоке поднимается Алтын-ту с двумя овальными вершинами наподобие куполов: по ее склону лес далеко не доходит до вершины, оставляя место для альпийского луга и россыпей с небольшими пятнами снега.

Спуск в долину Божё, с запада заставленную барьером гор, довольно крут. Весь склон зарос полярной березкой или затянут мягким ковром мха, на котором торчат кустики черники и брусники. Мох затягивает собой крупную россыпь с щелями, куда порой проваливаются ноги лошадей.

Ниже появляются кедры, которые потом собираются в негустой лес. Неудобный спуск без тропы длится минут 40; речка Божё окаймлена грядами камней с топью между ними: брод через Божё нетруден, так как речка не больше Ачелмана.

За бродом сейчас же начинается подъем довольно густым лесом, пол которого затянут тоже густым мхом и кустарниками; кое-где блестят розетки кожистых листьев бадана с стрелками розовых цветов.

Подниматься лучше гривами, где почва плотнее и лес не так густ, как в глубоких оврагах с журчащими ручьями. До верхней границы леса подъем длится 2 часа.

Здесь лес расступается еще больше, давая место сочным цветистым лугам, которые пестрят огоньками, мытниками, копеечником, чемерицей, незабудкой и др. Среди них появляются уже альпиец Swertia obtusa. Из травы с шумом вырываются кополухи и, никем не пуганные, усаживаются на ближайшее дерево.

Граница лесной растительности проходит на высоте около 2000 м н. у. м., здесь она образуется кедрами, которые сильно изуродованы юго-западными ветрами.

Между стоящими еще деревьями много поваленных мертвых стволов, покрытых молодой порослью. От границы леса до восточной вершины Алтын-ту подъем длится 1½ часа. Сначала идет пояс кустарников, состоящий из полярной березки и низкорослых ив, а выше потянулся щебнистый склон с кустиками настоящих альпийцев (Viola altaica, Gentiana altaica, Pedicularis verticillata. callianthemum rutaefolium, Ranunculus frigidus и др.).

В одном месте путь перегораживает полоса корума, протянувшаяся сверху вниз каменным потоком, почти непроходимым для лошадей; ее нужно объехать снизу.

С седловины Алтын-ту, усыпанной мелким щебнем, нужно повернуть, направо и подниматься сухим склоном восточной вершины, где камни делаются крупней.

Самая вершина представляет небольшую площадку, сложенную угловатыми камнями корума, и имеет абсолютную высоту 2380 метр., т. е. поднимается над озером на 1900 метров. На вершине сложена колонна из камней, от которой открывается обширная панорама во все стороны: только с запада и севера вид закрывается соседними вершинами.

На северо-восток от вершины, за снежным полем, круто сбегает вниз ложбина, которая открывает вид на треугольный кусок Телецкого озера. За резкой чертой противоположного берега круто поднимаются горы, гряда за грядой: это трудно проходимые хребты Телецкий, Абаканский и Корбу — уходящие на север параллельно озеру.

По раздвинувшимся вершинам можно проследить долину Телецкого озера почти во всю длину, но самого озера не видно, кроме упомянутого выше куска. Более открытым должен быть вид с соседней с севера вершины Кара-корум(скорее всего, это Корумбу – Е.Г.).

На юго-востоке за ближними сопками и хребтами, как прямое продолжение долины озера, кутается в синей дымке долина Чулышмана. К востоку от неё громоздятся снежные белки в верховья р. Чёльчу, а на юге протянулась белая гряда Курайских белков, до которой отсюда верст полтораста; между этом грядой и нами — целое море гигантских синих волн с белыми гребнями, протянувшихся далеко на запад.

На первый взгляд вершина пустынна; ничего не видно кроме голых угловатых серых камней: но стоит внимательнее присмотреться к щелям между камнями, и вы найдете здесь генциану, веронику (Veronica densiflora), камнеломку (Saxifraga melaleuca), очисток (Sedum quadrifidum), крестовник (Senecio resedaefolius) и даже ползучую иву (Salix reticulata и S. herbscea) в вершок высоты с двумя листьями, но все-таки на верхушке с созревшей серёжкой плодов.

Источники:

1. Алекин О.А. На Алтай. К Телецкому озеру (Путевой очерк) Издание Государственного гидрологического института. Ленинград. 1930, 45 с.; 2. Мукаева Л.Н. Исследование восточной части Горного Алтая (Бии и Телецкого озера) Г.П. фон Гельмерсеном в 1834 г. / Л. Н. Мукаева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352 - С. 88-93; 3. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. 2-е издание. Сибкрайиздат, Новосибирск, 1926; 4. Сапожников В. В. По русскому и монгольскому Алтаю М., Государственное издательство географической литературы, 1949; 5. Ядринцев Н.М. Отчет о поездке по поручению Западно-Сибирского отдела Императорского географического общества в Горный Алтай, к Телецкому озеру и в вершины Катуни в 1880 году II Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1882. Кн. 4. С 1-46; 6. Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. 1885. Т. 20, № 6. С. 608-644.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 9 октября 2015 г. Ссылка на сайт обязательна!

 

" ["fulltext"]=> string(0) "" ["state"]=> string(1) "1" ["catid"]=> string(2) "19" ["created"]=> string(19) "2015-10-09 15:05:18" ["created_by"]=> string(3) "993" ["created_by_alias"]=> string(0) "" ["modified"]=> string(19) "2016-06-07 14:13:18" ["modified_by"]=> string(3) "993" ["checked_out"]=> string(1) "0" ["checked_out_time"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["publish_up"]=> string(19) "2015-10-09 15:05:18" ["publish_down"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["images"]=> string(173) "{"image_intro":"","float_intro":"","image_intro_alt":"","image_intro_caption":"","image_fulltext":"","float_fulltext":"","image_fulltext_alt":"","image_fulltext_caption":""}" ["urls"]=> string(121) "{"urla":false,"urlatext":"","targeta":"","urlb":false,"urlbtext":"","targetb":"","urlc":false,"urlctext":"","targetc":""}" ["attribs"]=> string(477) "{"show_title":"","link_titles":"","show_tags":"","show_intro":"","info_block_position":"","show_category":"","link_category":"","show_parent_category":"","link_parent_category":"","show_author":"","link_author":"","show_create_date":"","show_modify_date":"","show_publish_date":"","show_item_navigation":"","show_icons":"","show_print_icon":"","show_email_icon":"","show_vote":"","show_hits":"","show_noauth":"","urls_position":"","alternative_readmore":"","article_layout":""}" ["version"]=> string(2) "22" ["ordering"]=> string(2) "18" ["metakey"]=> string(0) "" ["metadesc"]=> string(0) "" ["access"]=> string(1) "1" ["hits"]=> string(4) "1282" ["metadata"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#505 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#507 (6) { ["robots"]=> string(0) "" ["author"]=> string(0) "" ["rights"]=> string(0) "" ["xreference"]=> string(0) "" ["address"]=> string(42) "{"address":"","lat":"","lan":"","zoom":""}" ["yandex_maps_icon"]=> string(0) "" } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["featured"]=> string(1) "0" ["language"]=> string(1) "*" ["xreference"]=> string(0) "" ["category_title"]=> string(25) "Вершины Алтая" ["category_alias"]=> string(15) "vershiny-altaya" ["category_access"]=> string(1) "1" ["author"]=> string(31) "Евгений Гаврилов" ["parent_title"]=> string(34) "География и климат" ["parent_id"]=> string(2) "12" ["parent_route"]=> string(25) "altaj/geografiya-i-klimat" ["parent_alias"]=> string(19) "geografiya-i-klimat" ["rating"]=> NULL ["rating_count"]=> NULL ["params"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#506 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#500 (87) { ["article_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_title"]=> string(1) "1" ["link_titles"]=> string(1) "0" ["show_intro"]=> string(1) "1" ["info_block_position"]=> string(1) "0" ["show_category"]=> string(1) "1" ["link_category"]=> string(1) "1" ["show_parent_category"]=> string(1) "0" ["link_parent_category"]=> string(1) "0" ["show_author"]=> string(1) "0" ["link_author"]=> string(1) "0" ["show_create_date"]=> string(1) "0" ["show_modify_date"]=> string(1) "0" ["show_publish_date"]=> string(1) "0" ["show_item_navigation"]=> string(1) "1" ["show_vote"]=> string(1) "0" ["show_readmore"]=> string(1) "1" ["show_readmore_title"]=> string(1) "1" ["readmore_limit"]=> string(3) "100" ["show_tags"]=> string(1) "1" ["show_icons"]=> string(1) "0" ["show_print_icon"]=> string(1) "0" ["show_email_icon"]=> string(1) "0" ["show_hits"]=> string(1) "0" ["show_noauth"]=> string(1) "0" ["urls_position"]=> string(1) "0" ["show_publishing_options"]=> string(1) "1" ["show_article_options"]=> string(1) "1" ["save_history"]=> string(1) "0" ["history_limit"]=> int(10) ["show_urls_images_frontend"]=> string(1) "0" ["show_urls_images_backend"]=> string(1) "1" ["targeta"]=> int(0) ["targetb"]=> int(0) ["targetc"]=> int(0) ["float_intro"]=> string(4) "left" ["float_fulltext"]=> string(4) "none" ["category_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_category_heading_title_text"]=> string(1) "1" ["show_category_title"]=> string(1) "1" ["show_description"]=> string(1) "1" ["show_description_image"]=> string(1) "0" ["maxLevel"]=> string(1) "1" ["show_empty_categories"]=> string(1) "1" ["show_no_articles"]=> string(1) "1" ["show_subcat_desc"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles"]=> string(1) "0" ["show_cat_tags"]=> string(1) "1" ["show_base_description"]=> string(1) "1" ["maxLevelcat"]=> string(2) "-1" ["show_empty_categories_cat"]=> string(1) "0" ["show_subcat_desc_cat"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles_cat"]=> string(1) "1" ["num_leading_articles"]=> string(1) "1" ["num_intro_articles"]=> string(1) "4" ["num_columns"]=> string(1) "2" ["num_links"]=> string(1) "4" ["multi_column_order"]=> string(1) "0" ["show_subcategory_content"]=> string(1) "0" ["show_pagination_limit"]=> string(1) "0" ["filter_field"]=> string(4) "hide" ["show_headings"]=> string(1) "0" ["list_show_date"]=> string(1) "0" ["date_format"]=> string(0) "" ["list_show_hits"]=> string(1) "0" ["list_show_author"]=> string(1) "0" ["orderby_pri"]=> string(5) "order" ["orderby_sec"]=> string(5) "alpha" ["order_date"]=> string(9) "published" ["show_pagination"]=> string(1) "2" ["show_pagination_results"]=> string(1) "1" ["show_featured"]=> string(4) "show" ["show_feed_link"]=> string(1) "1" ["feed_summary"]=> string(1) "0" ["feed_show_readmore"]=> string(1) "0" ["show_page_heading"]=> string(1) "0" ["display_num"]=> string(2) "50" ["menu_text"]=> int(1) ["menu_show"]=> int(1) ["menu-meta_description"]=> string(175) "Список статей обо всех вершинах, возвышенностях и горах Алтая выведенный в алфавитном порядке. " ["menu-meta_keywords"]=> string(91) "Вершины, горы, холмы, возвышенности, Алтай, список " ["secure"]=> int(0) ["page_title"]=> string(14) "Вершины" ["page_description"]=> string(100) "Информационный туристический портал АЛТАЙ туристский" ["page_rights"]=> string(49) "Ссылка на сайт обязательна" ["robots"]=> NULL ["access-view"]=> bool(true) } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["tagLayout"]=> object(JLayoutFile)#491 (7) { ["layoutId":protected]=> string(19) "joomla.content.tags" ["basePath":protected]=> NULL ["fullPath":protected]=> NULL ["includePaths":protected]=> array(0) { } ["options":protected]=> object(Joomla\Registry\Registry)#492 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#503 (2) { ["component"]=> string(11) "com_content" ["client"]=> int(0) } ["initialized":protected]=> bool(false) ["separator"]=> string(1) "." } ["data":protected]=> array(0) { } ["debugMessages":protected]=> array(0) { } } ["slug"]=> string(18) "922:gora-altyn-tuu" ["catslug"]=> string(18) "19:vershiny-altaya" ["parent_slug"]=> string(22) "12:geografiya-i-klimat" ["readmore_link"]=> string(54) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/922-gora-altyn-tuu" ["text"]=> string(24104) "

Алтынту (Алтын-Ту, Алтынтаг, Алтын-Таган, Ак-Таган, Иик, Ыйык) – самая высокая гора на озере к западу от Телецкого озера за устьем реки Чулышмана, которая часто теряет в облаках свою вершину на высоте 2.298 метров от уровня моря, «Золотая гора». Ещё одно из названий, данных алтайцами – «Отец гор и озера».

Алтын-Ту

Туристский район: Телецкое озеро 

Алтын-Тау до русских путешественников (Гельмерсен, ЯдринцевСапожников и др.) никем не посещался и считался у алтайцев священной горой – Иик (Ыйык), которой приносились жертвы. К горе относились с благоговением. Алтайцы уверяли, что все, кто пробовал совершать восхождение на ее вершину, погибали.

О сакральном значении горы записал интересные сведения Г.П. фон Гельмерсен в 1834 г.

Телеуты в середине XIX в. мифы и шаманистские представления о Ульгене, как демиурге, о его первородных богатырях (но не сыновьях)-помощниках связывали с его местожительством на горе Алтын-Ту.

Лодочники, когда начинали переправу, клали поклоны, повернувшись к югу, брызгали водой в воздух и бормотали молитвы. Они просили благословения отца горы и его помощи при переправе, ибо, если он нашлет ветер, они могли бы погибнуть.

Распространено было среди алтайцев поверье, что при всякой попытке взобраться на Алтын-Ту духи скрывают ее от дерзких глаз, укутывая в облака.

Именно об этом гранитном гиганте упоминается в самой известной алтайской легенде. Это гора, с которой был, якобы, сброшен самородок золота.

Гранитные массивы с большой крутизной спускаются и уходят под воду озера, образуя как бы гранитные набережные, местами до глянца отполированные водой. Растительность на склонах горы невелика, потому что крутизна и постоянные обвалы не дают укрепиться деревьям.

Все же, особенно внизу, гора покрыта редким лесом.

Но что великолепно—это ручьи Алтын-Ту! По его склонам на протяжении 14 километров сбегает 12 ручьев-речек. Трудно себе представить более живописную картину, как несущийся с громадной высоты по такой крутизне речушку. Она, бешено шумя, падает с утесов водопадами, дробится в тысячи потоков по камням, летит вновь по скатам, чтобы при уклоне снова обрушиться пенящимися каскадами.

Водопад на Алтын-Ту

Особенно бурны бывают эти речушки весной, когда они представляют из себя целые потоки, низвергающиеся прямо в озеро, увлекая деревья, подтаявший снег и обломки скал. Некоторые речки несутся в таких непроходимых местах, что жители зовут их Аю-Кэчпес, т. е. буквально — «медведь не пролезет».

Закреплению за каждым из двенадцати речушек Алтын-Ту определенного названия. Там имеются три Аю-Кечпеса, Аю-Тарткы и т. д., но где что, точно никто не знает. Поэтому наиболее просто было бы называть их по номерам, начиная с севера с прибавкой названия горы (например: речка Алтын-Ту № 1 и т. д.).

Взобраться прямо с озера на вершину Алтын-Ту крайне трудно, хотя и возможно, но смельчаку это обойдется очень дорого.

Н.М. Ядринцев в 1880 году писал: «Два дня усилий мы употребили, поднимаясь на эту гору. Спутником моим был миссионер, отец Михаил Чевалков, и три охотника калмыков-телесов. Мы карабкались верхом и пешком по самым трудным тропинкам, прошли лесную и полярную зону и, оставив за собою поля растительности, поднялись на высочайшую сопку Алтын-Тагана; внизу из двух альпийских озер брала начало речка Коледу (Кулядын), спускавшаяся водопадом в Телецкое озеро».

Следует отметить интересные для посещения три альпийских озера на Алтын-ту — с севера от вершины Кёльядын 1, Кёльядын 2 и Курунду на северо-западе. Они описаны советскими гидрологами в 1931 году.

В.В. Сапожников иронизировал: «По прямому пути до вершины Алтын-ту всего верст пять, но этот путь доступен только птицам, да, может быть, диким козлам, а нам предстояло сделать обход верст тридцать пять».

Одна их троп, ведущих на Алтын-Ту, есть от реки Большая Чили, от избушки старожил. Другая тропа расположена за пирсом Кырсая. Большей частью идёт по курумнику.

Но самый безопасный, хотя и длинный, был открыт ещё в начале 20 века, который начинается от села Балыкча.

Алекин и Сапожников выбрали именно его, путь по вьючной тропе от Ачелмана из долины Чулышмана, где на лошади можно подняться на самый верх. Проводником у В.В. Сапожникова был приземистый, совершенно бодрый 78-летний Игнатий, который за пятнадцать лет до этого провожал Ядринцева на вершину. Он утверждал, что после него там никто не бывал.

Вот описание подъёма на Алтын-ту, сделанное В.В. Сапожниковым в 1905 году:

Путь на Алтын-Ту

Весь путь около 32 километров. От устья Чулышмана нужно проехать его левым берегом километров 8,5 до устья левого притока Ачелмана, который свергается водопадами в тесном ущелье.

За бродом через Ачелман мало протоптанная тропа поворачивает вправо к очень крутому склону, поросшему осинами, березой и лиственницами. Узкая тропа, лавируя между деревьями и густыми зарослями калины, жимолости, таволожки и смородины, круто взбегает по склону; местами она завалена большими камнями и упавшими стволами.

Чулышман остается глубоко внизу, извиваясь голубой лентой в зеленых берегах.

Через 2 часа подъем делается менее крут, и тропа выходит в верхнюю болотистую долину, поросшую кедровым лесом и покатую к Ачелману. Лесная тропа очень неудобна, на ней лошадь то спотыкается на острые камни и сплетения корней, то по колено тонет в грязи, а всадник всё время должен остерегаться тесно стоящих стволов и нависших ветвей.

Около 1,5 часов ходу верхней долиной, и тропа, пересекает Ачелман, переходя на левый берег, где лес скоро делается реже.

Речка достигает 5-11 аршин ширины, и брод неглубок. Дальше появляются довольно широкие поляны, поросшие сочной прерией, кустарной могучкой и приземистой березкой. В случае позднего времени близ впадения притока Ачелмана — Кулея можно удобно переночевать без палатки под одним из густых развесистых кедров. Высота места около 1500 метров н. м., следовательно, около версты над озером; ночью на этой высоте бывает довольно холодно.

От устья Кулея нужно повернуть вправо на север, два раза перейти его ручей и широким лугом подняться на водораздел с речкой Божё (лев. приток Ачелмана). От Ачелмана до перевала (1940 м н. у. м.) час пути. На перевале выдаются нагромождения голых скал с небольшими изуродованными кедрами, которые иногда принимают форму сланца.

За перевалом открывается глубокая долина верховья р. Божё, а за ней на северо-востоке поднимается Алтын-ту с двумя овальными вершинами наподобие куполов: по ее склону лес далеко не доходит до вершины, оставляя место для альпийского луга и россыпей с небольшими пятнами снега.

Спуск в долину Божё, с запада заставленную барьером гор, довольно крут. Весь склон зарос полярной березкой или затянут мягким ковром мха, на котором торчат кустики черники и брусники. Мох затягивает собой крупную россыпь с щелями, куда порой проваливаются ноги лошадей.

Ниже появляются кедры, которые потом собираются в негустой лес. Неудобный спуск без тропы длится минут 40; речка Божё окаймлена грядами камней с топью между ними: брод через Божё нетруден, так как речка не больше Ачелмана.

За бродом сейчас же начинается подъем довольно густым лесом, пол которого затянут тоже густым мхом и кустарниками; кое-где блестят розетки кожистых листьев бадана с стрелками розовых цветов.

Подниматься лучше гривами, где почва плотнее и лес не так густ, как в глубоких оврагах с журчащими ручьями. До верхней границы леса подъем длится 2 часа.

Здесь лес расступается еще больше, давая место сочным цветистым лугам, которые пестрят огоньками, мытниками, копеечником, чемерицей, незабудкой и др. Среди них появляются уже альпиец Swertia obtusa. Из травы с шумом вырываются кополухи и, никем не пуганные, усаживаются на ближайшее дерево.

Граница лесной растительности проходит на высоте около 2000 м н. у. м., здесь она образуется кедрами, которые сильно изуродованы юго-западными ветрами.

Между стоящими еще деревьями много поваленных мертвых стволов, покрытых молодой порослью. От границы леса до восточной вершины Алтын-ту подъем длится 1½ часа. Сначала идет пояс кустарников, состоящий из полярной березки и низкорослых ив, а выше потянулся щебнистый склон с кустиками настоящих альпийцев (Viola altaica, Gentiana altaica, Pedicularis verticillata. callianthemum rutaefolium, Ranunculus frigidus и др.).

В одном месте путь перегораживает полоса корума, протянувшаяся сверху вниз каменным потоком, почти непроходимым для лошадей; ее нужно объехать снизу.

С седловины Алтын-ту, усыпанной мелким щебнем, нужно повернуть, направо и подниматься сухим склоном восточной вершины, где камни делаются крупней.

Самая вершина представляет небольшую площадку, сложенную угловатыми камнями корума, и имеет абсолютную высоту 2380 метр., т. е. поднимается над озером на 1900 метров. На вершине сложена колонна из камней, от которой открывается обширная панорама во все стороны: только с запада и севера вид закрывается соседними вершинами.

На северо-восток от вершины, за снежным полем, круто сбегает вниз ложбина, которая открывает вид на треугольный кусок Телецкого озера. За резкой чертой противоположного берега круто поднимаются горы, гряда за грядой: это трудно проходимые хребты Телецкий, Абаканский и Корбу — уходящие на север параллельно озеру.

По раздвинувшимся вершинам можно проследить долину Телецкого озера почти во всю длину, но самого озера не видно, кроме упомянутого выше куска. Более открытым должен быть вид с соседней с севера вершины Кара-корум(скорее всего, это Корумбу – Е.Г.).

На юго-востоке за ближними сопками и хребтами, как прямое продолжение долины озера, кутается в синей дымке долина Чулышмана. К востоку от неё громоздятся снежные белки в верховья р. Чёльчу, а на юге протянулась белая гряда Курайских белков, до которой отсюда верст полтораста; между этом грядой и нами — целое море гигантских синих волн с белыми гребнями, протянувшихся далеко на запад.

На первый взгляд вершина пустынна; ничего не видно кроме голых угловатых серых камней: но стоит внимательнее присмотреться к щелям между камнями, и вы найдете здесь генциану, веронику (Veronica densiflora), камнеломку (Saxifraga melaleuca), очисток (Sedum quadrifidum), крестовник (Senecio resedaefolius) и даже ползучую иву (Salix reticulata и S. herbscea) в вершок высоты с двумя листьями, но все-таки на верхушке с созревшей серёжкой плодов.

Источники:

1. Алекин О.А. На Алтай. К Телецкому озеру (Путевой очерк) Издание Государственного гидрологического института. Ленинград. 1930, 45 с.; 2. Мукаева Л.Н. Исследование восточной части Горного Алтая (Бии и Телецкого озера) Г.П. фон Гельмерсеном в 1834 г. / Л. Н. Мукаева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352 - С. 88-93; 3. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. 2-е издание. Сибкрайиздат, Новосибирск, 1926; 4. Сапожников В. В. По русскому и монгольскому Алтаю М., Государственное издательство географической литературы, 1949; 5. Ядринцев Н.М. Отчет о поездке по поручению Западно-Сибирского отдела Императорского географического общества в Горный Алтай, к Телецкому озеру и в вершины Катуни в 1880 году II Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1882. Кн. 4. С 1-46; 6. Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. 1885. Т. 20, № 6. С. 608-644.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 9 октября 2015 г. Ссылка на сайт обязательна!

 

" ["tags"]=> object(JHelperTags)#493 (4) { ["tagsChanged":protected]=> bool(false) ["replaceTags":protected]=> bool(false) ["typeAlias"]=> NULL ["itemTags"]=> array(0) { } } ["jcfields"]=> array(0) { } ["event"]=> object(stdClass)#572 (3) { ["afterDisplayTitle"]=> string(0) "" ["beforeDisplayContent"]=> string(0) "" ["afterDisplayContent"]=> string(0) "" } ["prev"]=> string(51) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/22-g-aktru-bash" ["next"]=> string(48) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/26-g-belukha" ["prev_label"]=> string(10) "Назад" ["next_label"]=> string(12) "Вперёд" ["pagination"]=> string(362) " " ["paginationposition"]=> string(1) "1" ["paginationrelative"]=> int(0) }

Гора Алтын-Туу

Алтынту (Алтын-Ту, Алтынтаг, Алтын-Таган, Ак-Таган, Иик, Ыйык) – самая высокая гора на озере к западу от Телецкого озера за устьем реки Чулышмана, которая часто теряет в облаках свою вершину на высоте 2.298 метров от уровня моря, «Золотая гора». Ещё одно из названий, данных алтайцами – «Отец гор и озера».

Алтын-Ту

Туристский район: Телецкое озеро 

Алтын-Тау до русских путешественников (Гельмерсен, ЯдринцевСапожников и др.) никем не посещался и считался у алтайцев священной горой – Иик (Ыйык), которой приносились жертвы. К горе относились с благоговением. Алтайцы уверяли, что все, кто пробовал совершать восхождение на ее вершину, погибали.

О сакральном значении горы записал интересные сведения Г.П. фон Гельмерсен в 1834 г.

Телеуты в середине XIX в. мифы и шаманистские представления о Ульгене, как демиурге, о его первородных богатырях (но не сыновьях)-помощниках связывали с его местожительством на горе Алтын-Ту.

Лодочники, когда начинали переправу, клали поклоны, повернувшись к югу, брызгали водой в воздух и бормотали молитвы. Они просили благословения отца горы и его помощи при переправе, ибо, если он нашлет ветер, они могли бы погибнуть.

Распространено было среди алтайцев поверье, что при всякой попытке взобраться на Алтын-Ту духи скрывают ее от дерзких глаз, укутывая в облака.

Именно об этом гранитном гиганте упоминается в самой известной алтайской легенде. Это гора, с которой был, якобы, сброшен самородок золота.

Гранитные массивы с большой крутизной спускаются и уходят под воду озера, образуя как бы гранитные набережные, местами до глянца отполированные водой. Растительность на склонах горы невелика, потому что крутизна и постоянные обвалы не дают укрепиться деревьям.

Все же, особенно внизу, гора покрыта редким лесом.

Но что великолепно—это ручьи Алтын-Ту! По его склонам на протяжении 14 километров сбегает 12 ручьев-речек. Трудно себе представить более живописную картину, как несущийся с громадной высоты по такой крутизне речушку. Она, бешено шумя, падает с утесов водопадами, дробится в тысячи потоков по камням, летит вновь по скатам, чтобы при уклоне снова обрушиться пенящимися каскадами.

Водопад на Алтын-Ту

Особенно бурны бывают эти речушки весной, когда они представляют из себя целые потоки, низвергающиеся прямо в озеро, увлекая деревья, подтаявший снег и обломки скал. Некоторые речки несутся в таких непроходимых местах, что жители зовут их Аю-Кэчпес, т. е. буквально — «медведь не пролезет».

Закреплению за каждым из двенадцати речушек Алтын-Ту определенного названия. Там имеются три Аю-Кечпеса, Аю-Тарткы и т. д., но где что, точно никто не знает. Поэтому наиболее просто было бы называть их по номерам, начиная с севера с прибавкой названия горы (например: речка Алтын-Ту № 1 и т. д.).

Взобраться прямо с озера на вершину Алтын-Ту крайне трудно, хотя и возможно, но смельчаку это обойдется очень дорого.

Н.М. Ядринцев в 1880 году писал: «Два дня усилий мы употребили, поднимаясь на эту гору. Спутником моим был миссионер, отец Михаил Чевалков, и три охотника калмыков-телесов. Мы карабкались верхом и пешком по самым трудным тропинкам, прошли лесную и полярную зону и, оставив за собою поля растительности, поднялись на высочайшую сопку Алтын-Тагана; внизу из двух альпийских озер брала начало речка Коледу (Кулядын), спускавшаяся водопадом в Телецкое озеро».

Следует отметить интересные для посещения три альпийских озера на Алтын-ту — с севера от вершины Кёльядын 1, Кёльядын 2 и Курунду на северо-западе. Они описаны советскими гидрологами в 1931 году.

В.В. Сапожников иронизировал: «По прямому пути до вершины Алтын-ту всего верст пять, но этот путь доступен только птицам, да, может быть, диким козлам, а нам предстояло сделать обход верст тридцать пять».

Одна их троп, ведущих на Алтын-Ту, есть от реки Большая Чили, от избушки старожил. Другая тропа расположена за пирсом Кырсая. Большей частью идёт по курумнику.

Но самый безопасный, хотя и длинный, был открыт ещё в начале 20 века, который начинается от села Балыкча.

Алекин и Сапожников выбрали именно его, путь по вьючной тропе от Ачелмана из долины Чулышмана, где на лошади можно подняться на самый верх. Проводником у В.В. Сапожникова был приземистый, совершенно бодрый 78-летний Игнатий, который за пятнадцать лет до этого провожал Ядринцева на вершину. Он утверждал, что после него там никто не бывал.

Вот описание подъёма на Алтын-ту, сделанное В.В. Сапожниковым в 1905 году:

Путь на Алтын-Ту

Весь путь около 32 километров. От устья Чулышмана нужно проехать его левым берегом километров 8,5 до устья левого притока Ачелмана, который свергается водопадами в тесном ущелье.

За бродом через Ачелман мало протоптанная тропа поворачивает вправо к очень крутому склону, поросшему осинами, березой и лиственницами. Узкая тропа, лавируя между деревьями и густыми зарослями калины, жимолости, таволожки и смородины, круто взбегает по склону; местами она завалена большими камнями и упавшими стволами.

Чулышман остается глубоко внизу, извиваясь голубой лентой в зеленых берегах.

Через 2 часа подъем делается менее крут, и тропа выходит в верхнюю болотистую долину, поросшую кедровым лесом и покатую к Ачелману. Лесная тропа очень неудобна, на ней лошадь то спотыкается на острые камни и сплетения корней, то по колено тонет в грязи, а всадник всё время должен остерегаться тесно стоящих стволов и нависших ветвей.

Около 1,5 часов ходу верхней долиной, и тропа, пересекает Ачелман, переходя на левый берег, где лес скоро делается реже.

Речка достигает 5-11 аршин ширины, и брод неглубок. Дальше появляются довольно широкие поляны, поросшие сочной прерией, кустарной могучкой и приземистой березкой. В случае позднего времени близ впадения притока Ачелмана — Кулея можно удобно переночевать без палатки под одним из густых развесистых кедров. Высота места около 1500 метров н. м., следовательно, около версты над озером; ночью на этой высоте бывает довольно холодно.

От устья Кулея нужно повернуть вправо на север, два раза перейти его ручей и широким лугом подняться на водораздел с речкой Божё (лев. приток Ачелмана). От Ачелмана до перевала (1940 м н. у. м.) час пути. На перевале выдаются нагромождения голых скал с небольшими изуродованными кедрами, которые иногда принимают форму сланца.

За перевалом открывается глубокая долина верховья р. Божё, а за ней на северо-востоке поднимается Алтын-ту с двумя овальными вершинами наподобие куполов: по ее склону лес далеко не доходит до вершины, оставляя место для альпийского луга и россыпей с небольшими пятнами снега.

Спуск в долину Божё, с запада заставленную барьером гор, довольно крут. Весь склон зарос полярной березкой или затянут мягким ковром мха, на котором торчат кустики черники и брусники. Мох затягивает собой крупную россыпь с щелями, куда порой проваливаются ноги лошадей.

Ниже появляются кедры, которые потом собираются в негустой лес. Неудобный спуск без тропы длится минут 40; речка Божё окаймлена грядами камней с топью между ними: брод через Божё нетруден, так как речка не больше Ачелмана.

За бродом сейчас же начинается подъем довольно густым лесом, пол которого затянут тоже густым мхом и кустарниками; кое-где блестят розетки кожистых листьев бадана с стрелками розовых цветов.

Подниматься лучше гривами, где почва плотнее и лес не так густ, как в глубоких оврагах с журчащими ручьями. До верхней границы леса подъем длится 2 часа.

Здесь лес расступается еще больше, давая место сочным цветистым лугам, которые пестрят огоньками, мытниками, копеечником, чемерицей, незабудкой и др. Среди них появляются уже альпиец Swertia obtusa. Из травы с шумом вырываются кополухи и, никем не пуганные, усаживаются на ближайшее дерево.

Граница лесной растительности проходит на высоте около 2000 м н. у. м., здесь она образуется кедрами, которые сильно изуродованы юго-западными ветрами.

Между стоящими еще деревьями много поваленных мертвых стволов, покрытых молодой порослью. От границы леса до восточной вершины Алтын-ту подъем длится 1½ часа. Сначала идет пояс кустарников, состоящий из полярной березки и низкорослых ив, а выше потянулся щебнистый склон с кустиками настоящих альпийцев (Viola altaica, Gentiana altaica, Pedicularis verticillata. callianthemum rutaefolium, Ranunculus frigidus и др.).

В одном месте путь перегораживает полоса корума, протянувшаяся сверху вниз каменным потоком, почти непроходимым для лошадей; ее нужно объехать снизу.

С седловины Алтын-ту, усыпанной мелким щебнем, нужно повернуть, направо и подниматься сухим склоном восточной вершины, где камни делаются крупней.

Самая вершина представляет небольшую площадку, сложенную угловатыми камнями корума, и имеет абсолютную высоту 2380 метр., т. е. поднимается над озером на 1900 метров. На вершине сложена колонна из камней, от которой открывается обширная панорама во все стороны: только с запада и севера вид закрывается соседними вершинами.

На северо-восток от вершины, за снежным полем, круто сбегает вниз ложбина, которая открывает вид на треугольный кусок Телецкого озера. За резкой чертой противоположного берега круто поднимаются горы, гряда за грядой: это трудно проходимые хребты Телецкий, Абаканский и Корбу — уходящие на север параллельно озеру.

По раздвинувшимся вершинам можно проследить долину Телецкого озера почти во всю длину, но самого озера не видно, кроме упомянутого выше куска. Более открытым должен быть вид с соседней с севера вершины Кара-корум(скорее всего, это Корумбу – Е.Г.).

На юго-востоке за ближними сопками и хребтами, как прямое продолжение долины озера, кутается в синей дымке долина Чулышмана. К востоку от неё громоздятся снежные белки в верховья р. Чёльчу, а на юге протянулась белая гряда Курайских белков, до которой отсюда верст полтораста; между этом грядой и нами — целое море гигантских синих волн с белыми гребнями, протянувшихся далеко на запад.

На первый взгляд вершина пустынна; ничего не видно кроме голых угловатых серых камней: но стоит внимательнее присмотреться к щелям между камнями, и вы найдете здесь генциану, веронику (Veronica densiflora), камнеломку (Saxifraga melaleuca), очисток (Sedum quadrifidum), крестовник (Senecio resedaefolius) и даже ползучую иву (Salix reticulata и S. herbscea) в вершок высоты с двумя листьями, но все-таки на верхушке с созревшей серёжкой плодов.

Источники:

1. Алекин О.А. На Алтай. К Телецкому озеру (Путевой очерк) Издание Государственного гидрологического института. Ленинград. 1930, 45 с.; 2. Мукаева Л.Н. Исследование восточной части Горного Алтая (Бии и Телецкого озера) Г.П. фон Гельмерсеном в 1834 г. / Л. Н. Мукаева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352 - С. 88-93; 3. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. 2-е издание. Сибкрайиздат, Новосибирск, 1926; 4. Сапожников В. В. По русскому и монгольскому Алтаю М., Государственное издательство географической литературы, 1949; 5. Ядринцев Н.М. Отчет о поездке по поручению Западно-Сибирского отдела Императорского географического общества в Горный Алтай, к Телецкому озеру и в вершины Катуни в 1880 году II Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1882. Кн. 4. С 1-46; 6. Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (очерки путешествия по Алтаю) // Исторический вестник. 1885. Т. 20, № 6. С. 608-644.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 9 октября 2015 г. Ссылка на сайт обязательна!