Село Чоя (Нижне-Пьянково, Нижне-Пьянковский, Успенское) — адм. центр Чойского района, а также Чойского сельского поселения Республики Алтай. Село расположено около речки Иша и гор Буланак и Кучук. МУ "Чойская сельская администрация" занимает территорию 4526 км2 и включает пять сел: Чоя, Гусевка, Ишинск, Киска, Советское.

Топонимика. Чой (Чоя, Шоо). Алт. чой — чугун, железная руда; кирг. чой — твердый, окрепший, крепкий.

Население. В 2010 году население составляло 1916 человек.

Туристское значение

Чтобы осмотреть достопримечательности Чойского района, в селе Чоя надо свернуть вправо от главной автодороги и двигаться по реке Чойка на юг.

Через два перевала (Чирей, Синюха) дорога приведёт на рудник «Веселый» и в село Сейка. С перевала Синюха открывается потрясающий вид на «зеленое таежное море» Северного Алтая.

Флора и фауна

Флора представлена свыше 2000 видами растений, многочисленна и фауна. В Красную книгу Республики Алтай внесено множество редких животных и растений района.

Начало акклиматизационных работ в Алтайском крае было положено в 1933—34 годов, путём завоза двух партий енотовидных собак из Черепановского зверосовхоза Новосибирской области.

Родиной енотовидной собаки, или, как её называют, уссурийского енота, являются широколиственные леса Уссурийского края. Первые партии её были выпущены в горно-таёжной местности Чойского аймака.

С 1938 года началась плановая заготовка этого ценного зверя.

Первая партия норок в Алтайский край была завезена в 1937 году с Кольского полуострова. Зверьки были выпущены по реке Кара-Кокша (система Бии) и в Чойском охотхозяйстве. Всего в этот год было выпущено 68 зверьков.

В 1940 году 13 норок, отловленные в Чойском аймаке, были выпущены в бассейн реки Чарыша по реке Белой и её притоку Загрихе.

В марте 1949 года в Чойском аймаке были выпущены 57 баргузинских соболей.

Обитают на территории района суслики. Хомяк, алтайское – тонкок, наибольшую плотность населения имеет в предгорном Чойском районе. В прошлом веке хомяк входил в число пушных зверей, шкурки его поступали в заготовки. Больше всего их закупали в 30-е гг. - от 25 до 65 тыс. шт. (максимум - в 1935). Треть шкурок поступала из Чойского района.

Много колонка - зверька больше там, где выше облесенность территории.

Южная граница ареала ужа проходит в предгорьях через Чою.

Главное богатство Чойского района - леса: многовековые кедровники и смешанные - берёза, ель, кедр, осина, пихта и сосна, с густым подлеском рябины и черемухи, где благодаря влажному климату встречается множество съедобных грибов.

Малина сосредоточена крупными массивами в районе черневой тайги. Как и повсюду в Сибири, малина растет преимущественно на местах лесных пожарищ на так называемых гарях, занимающих десятки квадратных километров.

Район массового распространения смородины, произрастающей, как правило, по долинам речек, — черневая тайга, Чойский аймак. В отношении смородины Чойский аймак имеет большие перспективы по количеству возможного сбора ягоды, чем Турачакский. При едином плане и руководстве для использования дикорастущих плодово-ягодных растений целесообразно было бы увязать сбор ягоды смородины и кедрового ореха (комплексное использование одной и той же рабочей силы); то же относится и к переработке на месте.

Из ягод окрестностей Чои можно отметить землянику, клубнику, калину, рябину и черёмуху.

Из трав надо упомянуть бадан, марьин корень, сабельник. Но количество лекарственных трав, как можно понять, далеко этим не исчерпывается.

В окрестных реках можно ловить карася, чебака, хариуса, щуку.

Полезные ископаемые и основные виды производства. В районе промышленным способом добывают золото, медь, разведаны запасы базальтового сырья, волластонита, спекулярита. Имеются месторождения глины — около 17 цветов.

Район Чои поставляет на рынок деловую древесину, пихтовое масло, кедровый орех, мох, дёготь, пушнину (соболь, белку и др.), грибы, лекарственные травы.

Основные виды производства в районе: деревопереработка, пчеловодство (район имеет огромный потенциал), молочное скотоводство, сбор лекарственно-технического сырья и папоротника, весной ведётся заготовка черемши.

Сегодня

В Чое находятся: гостиница, детский сад, Дом детского творчества, Дом культуры, музыкальная школа, маслосырзавод, общеобразовательная школа, пилорамы, районная больница и стационар, два кафе, две аптеки, множество магазинов. Недавно выстроена церковь Успения Божьей Матери.

История

В прошлом в Чойском аймаке по рекам Большой и Малой Ише жили тубалары, по самоназванию иш кижи, т. е. «лесные люди» или «люди черни» (тайги). Диалект тубаларов района, можно сказать, перемололся в южноалтайском языке.

Также проживало небольшое количество шорцев, они были известны как сеок (буквально — «кость»), т. е. род, Шор, или Чор.

Старик Петр Тодыжеков из сеока Ялан, живший в урочище Пуучак Чойского аймака в селении Пуучак Тюшкенекского сельсовета в начале 30-х гг. XX века рассказывал о жестокости джунгарских чиновников в старые времена: «Если случалось, что кто-либо не был в состоянии внести алман, такого человека за неисправность наказывали, т. е. садили возле юрты тарги и надевали на него железный таган. В таком положении провинившийся сидел сутки. На следующий раз с него алман брали за 2 года».

Старики-тубалары из Чойского аймака рассказывали, как в Комляжской черневой волости зайсанство после ожесточенной борьбы перешло от рода Катугас-конгдош к роду Кобурчи. В урочище Салганда жили «бойкие» люди из рода Кобурчи-конгдош по имени Иткулак, Карбыш и Боктош. Они подкупили русского заседателя и отобрали с его помощью зайсанство у рода Катугас-конгдош. Зайсаном тогда был Кыстыгаш (укту-яайзанг). Кыстыгаш упорно сопротивлялся и даже спрятал зайсанскую печать. Но зайсанство все же перешло к Чолтыю, которого вскоре же побороли Тобоковы, и зайсаном сделался Давыд Тобоков (Михаил Васильевич), бывший в то время бедняком, но быстро разбогатевший после получения зайсанства.

Самое раннее воспоминание об этих местах удалось найти у первого алтайского писателя М.В. Чевалкова, который приблизительно в 1860-1962 году был в этих местах проездом на Телецкое озеро.

«Выехавши из дома (Улалы - Е.Г.), мы прибыли на речку, называемую Иша. Там один чиновник, по фамилии Сосунов, собравши общество трех зайсанов, занимался разбором судебных дел. Собравшийся народ, человека по два и по три, стояли своими станами под деревьями.

Когда я приехал к ним, один алтаец, по имени Суулук, сказал мне: «Слава Богу, что ты приехал, эти Тубинцы [Тубинцами (тубалар) алтайцы называют черневых инородцев, живущих по верх. р. Бии с притоками её] помогают своим ворам. Они, кажется, подружились с начальством и разбирают мое дело: на моей стороне никого; Бога ради вы мне помогите. Их толмач нашего языка хорошо не знает».

Я пересказал об обиде его начальнику, начальник приказал удовлетворить его. Тубинцы хотели меня побить, говоря: «К чему ты вступаешься в наши дела?»

Но когда пришел казенный толмач Карбышев, они остановились. Тубинцы подобны стаду без пастуха: кто у них богат, того они и почитают как начальника; а кто беден, те, как запуганные рабы, боятся суда. У них бедняки не приносят жалоб на обиды, боятся суда. Когда я спросил: «Почему вы не объявляете суду о ваших обидах?»— они ответили: «Как просить суда тому, у кого нет больших табунов скота и денег в сумах!»

Они боязливы, как зайцы и молчаливы, как рыба. «Мы народ с законом не знакомый, что мы можем знать? Начальникам нашим нравятся речи только тех, кто добывает черного соболя и убивает жирного зверя». Я там ночевал; на следующий день мы отправились к крещеным инородцам, живущим в селении Инырге».

Засёлок Нижне-Пьянкова, Сростинской волости, Бийского округа основан в 1883 году, когда на участок пришло несколько семей пермяков и сначала бравших землю в аренду у Кабинета.

Впоследствии к ним приселились и другие и им был отмежеван участок. Население—раскольники австрийской и поморской секты.

Вначале некоторые новоселы нанимались к старожилам. Перечислений было немного, так как участком были довольны. Приписка без приговоров была прекращена в 1885 г., да и по приговорам принимали редко, по недостатку пахотной земли. Непричисленные стояли в одинаковых условиях с причисленными во всех отношениях.

Засёлок имел по переписи 1894 года земли на 124 души. Во время переписи заселок состоял из 30 дворов с населением в 153 души—  63 мужчин и 90 женщин. Переселенцев причисленных было 27 дворов с 139 душами обоего пола—56 мужчин и 83 женщины и непричисленных три двора с 14 душами—7 мужчин и 7 женщин.

Воду брали из р. Иши и ключей.

Заселок разделялся на три части, расположенных на расстоянии пяти верст: выселок Гусевку, Усть-Чою и Поросята. Усадьбы были разбросаны беспорядочно. Жилых построек в нём 30-11 домов, 19 изб. Бездомовых была одна семья.

Всей земли в Н.-Пьянковском участке в 1894 году было 2238,1 дес., включая неудобной 370,5 д. и удобной 1867,6 дес. В том числе пашни 464,3, дес., выгона 112 и сенокоса 368,3; на хозяйство в среднем приходилось пашни 15,5 дес. и сенокоса 12,3 д., а на наличную душу м. пола пашни 7,4 и сенокоса 5,8 д. Землевладение было обособленное.

В 1894 г. все угодья поделили по числу платежных душ на пять лет, по 15 десятин на каждую, с тем условием, чтобы никто не имел права в течение пяти лет отказываться от своего участка и платежа за него.

Сенокос арендовали только два хозяйства.

Почва в засёлке — суглинок, лежащей прямо на каменных породах. Правильного севооборота не было. Пахали мало. Вспашка была одинарная, до двух вершков глубины. Боронили дважды. Пахали плугами и кургурками на 2-5 лошадях; боронили боронами с железными зубьями; молотили цепами. На все селение в 1894 году была одна веялка.

Семена в то время покупали за Катунью. Изредка бывали вредные росы и небольшие градобития. Почти все население засёлка прикупало хлеб, так как запашка была маленькая. Обработанная площадь земли была 71,2 десятин. Средняя запашка на наличное хозяйство была 2,4 десятины, а на имеющее запашку 2,5 десятины. Одно хозяйство не имело посева.

Своим скотом обрабатывали землю 24 хозяйства, три  — наймом и два — супрягой.

На страду нанимали посторонних поденно и подесятинно, редко покопенно. Часто задавали деньги вперед под работу, за которую плата в таком случае понижалась на 30-40%. Годовых работников редко кто держал. Поденная плата работнику была 55 копеек, а работнице 40 копеек: годовому работнику 40 рублей, работнице 20 рублей

Породы скота были только местные. Крупного скота держали в 1894 году 646 голов, мелкого 186: лошадей рабочих 87, нерабочих 59; молочного скота дойного 358 и недойного 147. Было одно хозяйство без крупного рогатого скота.

В среднем каждое хозяйство имело рабочих лошадей 2,9, молочного скота 16,7 и всего скота в переводе на крупный 22,6 голов.

15 семей в засёлке занималось пчеловодством; на каждую в среднем приходилось 39,3 колодки. Занимались также почти все орешением, а некоторые, сверх того, сидкою смолы и дегтя.

Ссуды брали за проценты. Лавок никаких не было в то время, и все нужное покупали в Бийске или в ближайших селах; там же и продавали продукты своего хозяйства.

Все сборы раскладывал сельский сход по душам, без определения возраста: платить оклад должен всякий двор, желающий пользоваться всеми угодьями, хотя бы он не имел, ни одного взрослого работника, и наоборот, не пожелавший пользоваться землею двор освобождался от оклада, сколько бы в нем не было мужиков. Недоимок не бывало.

Согласно «Списка населенных мест Томской губернии 1899 года» в деревне Нижне-Пьянкова дворов крестьянских было 41, некрестьянских – 4. Население составляли 88 мужчин и 119 женщин. В деревне работал уже хлебозапасный магазин и водяная мукомольная мельница.

В 1904 году в Нижнее-Пьянкова было 43 двора и проживали 101 мужчина и 117 женщин. Имелся хлебозапасный магазин, водяная мукомольная мельница.

В 1905 году Верещагин отмечает в своих записках «дер. Чою или Нижне-Пьянкову». Можно предположить, что за 6 лет население Нижне-Пьянкова уже определило себе новое наименование, которое ещё употреблялось вместе со старым. Но с другой стороны оказывается, что на карте 1918 года отмечены два населённых пункта: п. Чая и Н.-Пьянкова. Тогда дер. Чоя – результат объединения нескольких селений в советское время.

В 1907 году как отмечают очевидцы, деревни Нижне-Пьянкова и Верхне-Пьянкова были сплошь заселены раскольниками стариковщинской секты, народом трудолюбивым и трезвым.

Во всем отмечался у них достаток, дома были хорошие, удобные и чистые, дворы просторные, скотоводство большое.

Отмечалось, что прежде езда из Нижне-Пьянковой была верховая, но к 1907 году был проложен колесный путь. Этот новый путь оказался страшно тяжелым и мучительным: в низких местах дорога до невозможности была грязная, а на высоких сильно размыта дождями с частыми выбоинами, в которых лужа грязи не просыхала и в хорошую погоду.

Лошади постоянно спотыкались, экипажи то и дело скользили в ту или другую сторону, а в выбоинах ныряли, круто обрываясь и подпрыгивая.

В 1911 году деревня Нижне-Пьянкова уже относится к Покровской волости. Дворов крестьянских было 40, проживало в деревне 147 мужчин и 150 женщин. Количество земли, принадлежащего посёлку было 2607,95 десятин. В деревне работала мануфактурная лавка, маслодельный завод, хлебозапасный магазин.

Сарафанное радио утверждает, что до революции паровую (! - зачем она здесь нужна? - Е.Г.) мельницу установил купец Сахаров, которая была национализирована(!) и работала до 1938 года. Официальных документов, подтверждающих эту версию, нет. Но см. ниже в 1930 году никакой мельницы не было.  Водяная мельница была, но почему-то она исчезает из документов в 1911 году. Вероятно в период 1904-1911 гг. она была разрушена?

После свержения самодержавия

4 мая 1923 года в рамках 1-го областного съезда Советов, который открылся 1 мая 1923 года в Улале, состоялось совещание председателей волисполкомов по административному и экономическому районированию области, на котором решено было из 24-х волостей создать 10; …Успенскую (с. Чоя).

В сентябре 1924 года образован Успенский аймак.

В 1925 году в с. Чоя находился врачебный участок.

В 1926 году село Чоя, как районный центр, имеет районный исполнительный комитет, сельский совет, школу, лечебный пункт. Число хозяйств составило 82. В селе проживало 163 мужчины и 184 женщин.

В 1927 году в Чое, как в центре Успенского, затем Чойского аймака, был организован народный суд.

В начале октября 1928 года постановлением областного комитета партии и облисполкома была создана специальная организационная комиссия. Она составила единый план культурного похода для всей области. Комсомольцы Чойской ШКМ в рамках этого плана занимались с неграмотными в своей школе.

B 1930 году в селе Чоя располагались аймакисполком, медицинский участок с амбулаторным и стационарным отделениями, народный суд, следственный участок, страховой участок, кредитное товарищество, потребительское общество, ветеринарный пункт, агентство «Госторг», молочная артель, агроучасток, сельхозартель «12 октября», почтовое агентство, библиотека, опорная школа, ШКМ, айком ВКП/б/, АК ВЛКСМ, женорг, местные комитеты (профсоюзы).

10 апреля 1933 года Успенский аймак переименован в Чойский.

В апреле 1933 года прошли аймачные съезды колхозников-ударников, на которых обсуждались обращения Всесоюзного и краевого съездов колхозников и намечались задачи по дальнейшему подъему животноводства, укреплению колхозов, развертыванию социалистического соревнования. В колхозе «Культура» Чойского района путем улучшения ухода за скотом и его содержания надаивали по 30 центнеров молока в год от каждой коровы. Пчеловод колхоза «Кызыл Ойрот» Чойского района И. Е. Легошин увеличил пасеку почти в десять раз и получил по 50 килограммов товарного меда и 700 граммов воска с пчелосемьи.

15 мая 1934 г. по инициативе Михаила Афанасьевича Лисавенко, впоследствии известного ученого, академика, на пустыре Татанаковского лога в непосредственной близости от Горно-Алтайска была заложена экспериментальная база опорного пункта. Вскоре при непосредственном участии опорного пункта в Горном Алтае появились первые колхозные сады. Один из них — сад колхоза «Культура» Чойского аймака (садовод Мокрушин).

В 1937 году постановлением оргкомитета ВЦИК по Алтайскому краю № 362 от 28 декабря образован Ойротторг, и существующие чайные и столовые стали относиться к нему. Ойротторг включил в свой состав и Чойское отделение.

В 1938 году начато строительство автодороги Улала - Чоя.

В 1940 году колхоз «Культура выступил претендентом на право участия на ВСХВ.

В 1940-1941 году проводилась работа и по осушению болот и увлажненных территорий в Чойском районе, по расчистке от кустарников, пней и камней сенокосов, пашни и пастбищ.

В 1940 году комсомольцы Чои были активными участниками строительства Чойского тракта.

11 апреля 1942 года Бюро Ойротского обкома ВКП(б) в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) приняло постановление «О сокращении тиража и объема газет». Закрыта районная газета «Зарево коммунизма» Чойского района.

1 июня 1942 года Важную роль в трудовом подъеме тружеников деревни сыграло развернувшееся по инициативе коллектива валяльно-войлочной фабрики социалистическое соревнование за достойную встречу двадцатой годовщины образования автономной области. Передовые колхозы оказывали социалистическую взаимопомощь отстающим хозяйствам. В ряде колхозов Чойского аймака не хватало семян. По просьбе чойцев усть-коксинские колхозы взаимообразно выделили им 15 тысяч пудов семенного зерна, усть-канские — 20300 пудов и несколько тысяч пудов дали шебалинские колхозы.

В проведении первой военной весенне-посевной кампании пришлось преодолеть и другие трудности. В некоторых колхозах Чойского аймака не хватало рабочих лошадей, чтобы выполнить весенний сев. По инициативе коммунистов и комсомольских организаций колхозники решили обучить работе своих личных коров. Всего по области было использовано на полевых работах свыше двух тысяч коров колхозников.

7 мая 1947 года Минлесхозом СССР организован Чойский лесхоз.

27 ноября 1948 года Бюро Алтайского обкома ВКП(б) одобрило инициативу колхозников Чойского района о досрочном завершении лесозаготовок сезона 1948—1949 гг. Обком партии и облисполком обратились с письмом к работникам лесной промышленности и колхозникам области с призывом обеспечить досрочное выполнение плана лесозаготовок.

6 августа 1951 года Бюро Горно-Алтайского обкома ВКП (б) одобрило инициативу передовых колхозов Чойского района, выступивших с призывом к животноводам поднять продуктивность молочного скота, обеспечить досрочное выполнение государственного плана.

В 1950-х годах проведена телефонная связь.

3 февраля 1954 года Бюро Горно-Алтайского обкома КПСС одобрило инициативу доярок Чойского района, выступивших инициаторами социалистического соревнования среди доярок области за развитие молочного скотоводства и повышение его продуктивности.

28 сентября 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Чойский аймак упразднен, его территория присоединена к Майминскому району, который стал самым большим в области.

6 октября 1956 года в соответствии с постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР, бюро Горно-Алтайского обкома КПСС приняло постановление «Об упразднении Чойского района и райкома КПСС». Первичные партийные организации стали подчиняться Горно-Алтайскому горкому КПСС.

В 1956 году с упразднением Чойского аймака был упразднён и народный суд.

За 1956—1957 гг. на базе земель колхозов и средств МТС создан Чойский совхоз.

В 1960 году Чойский лесхоз реорганизован в Каракокшинский леспромхоз.

18 декабря 1960 года ликвидирован 2-й участок Майминского аймака, который располагался в с. Чоя.

15 декабря 1965 года решением облисполкома в селе Чоя открыты отделение Госбанка и центральная сберегательная касса.

30 октября 1973 года по итогам соревнования совхоз «Чойский» награжден Красным Знаменем Министерства сельского хозяйства СССР и ЦК профсоюза сельского хозяйства и заготовок.

20 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Горно-Алтайской автономной области образован Чойский район с районным центром в с. Чоя за счет части территории Майминского района (в пределах бывшего Чойского аймака).

Горно-Алтайский облисполком образовал согласительную комиссию о передаче части территории Майминского района в состав Чойского района /решение № 357 от 27.10.80./. Решением Горно-Алтайского облисполкома № 358 от 28.10.80. назначено время проведения выборов в Чойский районный Совет народных депутатов на воскресенье 7 декабря 1980 года.

27 ноября 1980 года решением облисполкома образован Чойский районный народный суд.

12 декабря 1980 года прошла первая организационная сессия Чойского районного Совета народных депутатов, на которой избран исполнительный комитет районного Совета народных депутатов в количестве 7 человек. Председателем исполкома избран Пахомов Михаил Николаевич, заместителями - Данов Анатолий Филиппович и Куликов Владимир Кузьмич, с утверждением его начальником управления сельского хозяйства, райисполкома; секретарем исполкома избрана Серебрякова Галина Гавриловна, членами исполкома - Сорокин Виктор Иванович с утверждением его заведующим финансовым отделом райисполкома; Чижов Юрий Викторович - первый секретарь райкома партии; Иванов Александр Иванович - шофер совхоза "Чойский".

В 1993 году Каракокшинский леспромхоз вновь преобразован в Чойский лесхоз. Основными видами деятельности лесхоза являются заготовка древесины, производство пиломатериалов, лесовосстановление, охрана лесного массива. В конце 1980-х на предприятии работало свыше 500 человек. В связи с запрещением вырубки кедра в 1992 году производство было переориентировано на ведение лесного хозяйства – охрану леса и его восстановление. Чойский лесхоз является ведущим предприятием в лесохозяйственной деятельности на территории Республики Алтай. В Чойском лесхозе работает более 140 человек.

26 ноября 1999 года в Чое зарегистрирован православный приход.

С 2003 года МО «Чойский район» возглавляет Александр Михайлович Борисов.

С 26 декабря 2007 года стали регулярно проводиться службы в молельном доме на территории строящейся церкви в селе Чоя.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 9 сентября 2013 г.

Источники

1. Верещагин В. И. По Восточному Алтаю. Дневник путешествия в 1905 году. Алтайский сборник. Т. 6, Барнаул, 1907.; 2. Горно-Алтайская областная организация КПСС. 1920—1982гг.: Хроника. — Горно-Алтайск, 1983. — 152 с.; 3. Демидов В. А. К социализму, минуя капитализм. Очерк социалистического строительства в Горно-Алтайской автономной области, Новосибирск, 1970; 4. Злобина Т. Целительные силы Алтая, Барнаул, Пять плюс, 2009, 272 с.; 5. Информационно-методический бюллетень Государственной архивной службы Республики Алтай - 2001. - № 11.; 6. Календарь памятных и юбилейных дат Республики Алтай, Горно-Алтайск. 2009-2010; 7. Камбалoв. Н. Природа и природные богатства Алтайского края, Барнаул, 1952.; 8. Кучин А. П. Флора и фауна Алтая. – Горно-Алтайск, 2001 г.; 9. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979 г.; 10. Обозрение епархии Высокопреосвященным Макарием, Архиепископом Томским в 1906 году. Томск, 1907; 11. Ойротия. Труды сессии СОПС по изучению производительных сил Ойротской автономной области. Москва-Ленинград, 1937; 12. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области под редакцией и с предисловием проф. Л. П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973; 13. Памятное завещание. Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии Священника М. В. Чевалкова. М. 1894; 14. Потапов Л. П.. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991; 15. Потапов Л. П.. Очерки по истории алтайцев— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953.; 16. Собанский Г. Г. Пушные звери Алтая. Насекомоядные, зайцеобразные, грызуны, мелкие хищники. Научное издание. - Барнаул, ОАО "ИПП «Алтай», 2006 г. - 151 стр.; 17. Список населенных мест Сибирского края, т.1, Округа Юго-Западной Сибири, Новосибирск, 1928, стр.796-797; 18. Список населенных мест Томской губернии на 1893 г., Томск, 1893, стр.154-155; 19. Список населенных мест Томской губернии на 1899 г., Томск, 1899, стр.628-629. 20. Швецов С.П. Материалы по исследованию мест водворения переселенцев в Алтайском округе. Результаты статистического исследования в 1894 году. Выпуск I, Экономические таблицы, Барнаул, 1899.

Ссылка на сайт обязательна!