Шебалино (Шабалина, Шебалина)— сельское поселение, административный центр Шебалинского района, расположенный на 547,5 км Чуйского тракта, растянувшееся на 6,8 км по тракту, с обоих берегов р. Семы и ее притоков (Шебелик, Покатайка, Седлушка, Гордуба), на высоте 810-800 м над уровнем моря.

Шебалинский район Карта

Шебалино
Шебалино. Фото Е. Гаврилова

 Туристский район: Средняя Катунь

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Население

На 1 января 2016 года население села составляло 5185 человек.

Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Топонимика

По происхождению названия села Шебалино имеется несколько версий.

Первая. Название Шебалино может происходить от названия реки Шибилик(Шебалик, Шибеелик, Шибелик) , протекающей по территории села. В переводе с алтайского представляет собой диал. слово, шибилик / шибелик «с пихтами, имеющий пихты».

Вторая. Название Шебалино связывают с алтайским словом шибелик «место с крепостью, место, где оборонялись» (от слова шибее, шибе «крепость»).

Третья. Утверждается, что Шебалино происходит от имени смоленского купца второй гильдии - Шабалина, который в XIX в. установил в этой местности первые заимки и поставил несколько юрт для складирования товара.

Наиболее вероятная – первая версия, т. к. топонимические названия местности возникают чаще всего по названию реки, которая протекает по её территории[1, 2].

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Достопримечательности

В Шебалино находится дом-музей купца А. С. Попова, одного из первых поселенцев.

Действует краеведческий музей, где сформированы экспозиции: «Из древнейшей истории Шебалинского района», «История сел района», «Зал боевой славы». На территории музея построены русская горница, где развернута экспозиция по русской этнографии, и алтайский аил с традиционным внутренним убранством.

В фондах и экспозициях представлено около 3000 предметов основного фонда: естественно научные, археологические, этнографические, нумизматические коллекции, декоративно-прикладное искусство, фотодокументальные материалы[3].

В селе действует православный храм Успения Пресвятой Богородицы, в 1930-е годы в нём размещался сельский клуб. Приход восстановлен в 1993 году.

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Объекты культурного наследия

К ним в Шебалино отнесены:

Бюст В. И. Ленина (улица Советская, 17а), а также три объекта культурного наследия, связанных с периодом установления Советской власти в Горном Алтае.

1) Братская могила борцов за Советскую власть (переулок Налимова на территории гражданского кладбища №1), расстрелянных в июне 1918 года. Обелиск высотой 2,8 м предположительно установлен в 1918 году. В братской могиле похоронены: Актелов Михаил Семенович; Березиков; Казаков Савелий Григорьевич. Копылов Никифор Дмитриевич; Лучкин Петр Михайлович; Марков Григорий Егорович; Некоряков Иван Иванович - председатель Улалинского Совдепа; Поздняков Матвей Дмитриевич; Попов Илья Матвеевич; Сараев Василий Прохорович; Светоносов Семен Константинович.

2) Обелиск на братская могиле бойцов ЧОН (ул. Советская, д. 85а), сооружённый организаторам Советской власти, погибшим в 1918 году. Первоначально располагался деревянный постамент с двумя ступеньками, построенный в 1922 году. На постаменте был сооружен квадратный обелиск общей высотой 7 метров, основанием с конусообразным окончанием, где была укреплена пятиконечная звезда. На двух сторонах его были укреплены таблички с надписью более 25 фамилий погребенных. Был выкрашен в темно-коричневый цвет и обнесен деревянной оградкой.

Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

На сегодняшний момент установлено, что в братской могиле похоронены: Аксенов Финаген Алексеевич; Аргоков Егор Епифанович, Бедарев Антип Игнатьевич; Бедарев Егор Николаевич; Бедарев Иван Антипович; Боржин Антон Иванович - первый секретарь совдепа; Громовы Владимир; Клепиков Алексей Дормидонтович; Кудрин Яков Григорьевич; Кузинская Домна Фатеевна; Куликов Василий Емельянович; Леонтьев Макей Никитович; Наумов Герасим Петрович; Нечаев Л.; Пантелеев Тит Ефстафьевич; Романов Иван Павлович - отец Романова Н. И.; Романов Николай Иванович - сын Романова И. П.; Шадрин Василий Егорович - брат Шадрина Н. Е.; Шадрин Василий Прокопьевич - отец Шадрина Н. В.; Шадрин Николай Васильевич - сын Шадрина В. П.; Шадрин Николай Егорович - брат Шадрина В. Е.; Шестернин Алексей Михайлович - сын Шестернина М. С.; Шестернин Михаил Степанович - отец Шестернина А. М., Громов Михаил, Коротенко Афанасий, красногвардеец Черданцев, комиссар красногвардейского отряда Поздняков неизвестный матрос и телеграфист из Улалы[4].

3) Обелиск на братской могиле бойцов ЧОН (на территории детско-юношеской спортивной школы) с надписью «Вечная память борцам павшим в борьбе за Советскую власть». Первоначально это был конусообразный обелиск, установленный в 1933 году. Наверху с одной стороны находилась пятиконечная звезда, с другой серп и молот. Справа за обелиском в углу находился небольшой памятник из досок с пятиконечной звездой, высотой 77 см.

По архивным данным: Зырянов Александр Степанович - разведчик-комсомолец, умер от тифа в 1920 году; Казадей Савелий - первый председатель волревкома, убит в 1922 году в селе Топучая; Казаев Петр Степанович; Казанцев Николай Сергеевич - красногвардеец из отряда Плетнева, умер в 1932 году; Кузинский Герасим Егорович - красногвардеец из отряда Плетнева, умер в 1932 году; Марков П. Г. Пьянков Василий С.- продкомиссар, по некоторым данным, убит в селе Топучая. Усольцев Василий Федосеевич - красногвардеец из отряда Плетнева, умер в 1921 году; Филиппов Василий Андреевич - убит в Айлягуше в 1930 году[5].

Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Флора и фауна

В 1907 году В.И. Верещагин писал: «Характер р. Семы вполне горный. Но эта шумливая речка с не особенно крутым падением скорее напоминает быстрые речушки Валдайской возвышенности, чем грохочущие потоки глубокого Алтая. Да и горы здесь заключены в мягкие очертания, а склоны покрыты роскошными цветистыми лугами. Хотя и выступают скалистые обнажения горных пород, но они сравнительно редки и невелики. Особенную прелесть этим горным лугам придают в это время года синие колокольцы сибирского водосбора (Aquilegia sibirica Lam.) и темно-пунцовые кисти копеечника Hedysarum obscurum L. Такой характер долина сохраняет до Семинского перевала, за которым перед путешественником развертываются уже совершенно иные картины» [6].

Растительность в районе с. Шебалино богата. В долинах на закрытых лесных полянах преобладают зонтичные, представляющие целые заросли и достигающие до 1½—2 метров высоты. Открытые лесные поляны: покрыты густым смешанным покровом с массой цветущих растений.

Южные склоны местами усеяны скалами и покрыты более скудным растительным покровом, который заметно выгорает с наступлением летних жаров. Интересно отметить, что ранней весной около скал обильно разрастаются два растения— «слизун» или горный лук и репка. В логах обильно разрастается типчак. В логах и падях встречается багульник или маральник.

Северный склон, в большинстве случаев покрыт густым лесом. Преобладающем древесной, растительностью на северном Алтае является лиственница, изредка встречается пихта), редким, вкраплением наблюдается группа берез и осин.

Из кустарниковых преобладают таволга, шиповник, кизильник, редко крыжовник. Между деревьями на северном склоне встречаются целые заросли папоротников. На северном склоне в самые жаркие дни царит постоянная прохлада. На заболоченных участках или «сограх», как их здесь называют, обильно разрастается белая чемерица[7].

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Сегодня

Имеются аптека, АЗС (четыре), банкомат, детские сады, ДЮСШ, начальная и средние школы, спортивная и музыкальная школы, РДК, специализированные магазины, стадион, СТО, телеграф, центральная районная больница на 82 круглосуточных больничных и 13 дневных коек с поликлиникой на 250 посещений в смену и дневным стационаром на 16 коек, предприятия, предоставляющие фото- и ритуальные услуги. Телефонную связь обеспечивают «Билайн», «Мегафон» «МТС», «Ростелеком».

Основные виды хозяйственной деятельности населения: разведение КРС, оленеводство (ООО «Семинский»), заготовка древесины, производство пиломатериалов, выращивание кормовых культур, семенного материала элитных сортов картофеля, производство биогумуса (КХ «Надежда»), овощей. Созданы предприятия, занимающиеся переработкой продукции сельского хозяйства (ООО «Переработчик», ООО «Шебалинка»), пошивом нац. одежды (ООО «Рассвет»), дорожно-строительными и ремонтными работами (ОАО «ДЭП-219») [3].

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Выдающиеся деятели

Плетнев Василий Иванович (1887, с. Шебалино ныне Шебалинского р-на - г. 09.09.1935, Пятигорск), в 1917г. организовал и возглавил первый в Горном Алтае Совет крестьянских депутатов, организатор красногвардейского отряда, общественно-политический деятель.

Сарина Ольга Семёновна (1907-1951, с. Шебалино), актриса, первая исполнительница Чейнеш в пьесе П. Кучияка «Чейнеш». Творчество Сариной оказало воздействие на развитие алтайской драматургии.

Суразаков Виктор Викторович (20.02.1975, с. Шебалино Шебалинского р-на), заслуженный артист РА (2009).

Давыдов Сергей Давыдович (1928, Шебалино — 2001) — поэт, прозаик, переводчик.

Вавилина Надежда Дмитриевна (род. 1952) — член Общественной палаты РФ (2006—2012), ректор Нового Сибирского института в Новосибирске (с 1997), Выпускница Шебалинской средней школы.

Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Муха Антон Иванович (1928, Шебалино—2008) — советский и украинский композитор, музыковед.

Налимов Сергей Венедиктович (1914—1976) — Герой Советского Союза (1943), председатель колхоза. Житель Шебалино с 1932 года.

Попов Алексей Евгеньевич (30 марта 1911 год, село Улусчерга — ноябрь 1999 год, Бийск) — шофёр, Герой Социалистического Труда (1966), Заслуженный работник транспорта РСФСР. С 1958 года проживал в селе Шебалино, где работал до выхода на пенсию на линейном пункте Чуйского тракта автотранспортного объединения «Совато-Бийск».

Фёдоров Николай Дмитриевич (1918, с. Новиково Алтайского края - 1944), Герой Советского Союза. В 1935 семья переехала в с. Шебалино. Имя Фёдорова носит улица в с. Шебалино, его бюст установлен в парке Победы в г. Горно-Алтайск.

Чевалков Мирослав Павлович (06.06.1929, с. Шебалино Шебалинского аймака -29.10.2006, г. Горно-Алтайск), живописец, график. Член СХ России с 1998. Темы его работ — язычество алтайцев, эпические сказания, русские былины и сказки, древне-греческие мифы, панорама жизни ранних кочевников и древних тюрков[3].

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Археология

Весной 2002 года рабочие Шебалинского лесхоза Р.Каньшин и М.Чернов обнаружили скальное захоронение в местности Каменный лог, расположенном на одном из отрогов Семинского хребта к юго-востоку от с. Шебалино. По их свидетельству, погребение находилось под скальным навесом и было перекрыто рваным камнем. Находчики разобрали насыпь и достали из погребения фрагмент деревянной колоды, человеческие кости и предметы сопроводительного инвентаря, часть из которых позже переданы в районный музей по просьбе его директора С.И. Яжанкиной.

Обследованные в фондах музея костные остатки свидетельствуют о том, что в Каменном логу было обнаружено погребение ребенка второй четверти Х-начала XI в.

Инвентарь представлен железными и бронзовыми предметами снаряжения верхового коня, стеклянной бусиной, фрагментом бронзового зеркала и железным ножом.

Предметы снаряжения коня включают: 1) сбруйные бляшки-накладки, представленные 8 бронзовыми изделиями. Имеют слегка отогнутые бортики и фестончатые края. На середине имеется выпуклое ребро, разделяющее пластину на две половины по длинной оси; 2) наносный султан в виде бронзовой пластины с конической (суживающейся) трубочкой в центре. Пластина султана подпрямоугольной формы в плане и имеет слегка отогнутые бортики и фестончатые края. На внутренней стороне имеются скрытые заклепки для крепления. На заклепках сохранились остатки кожи; 3)наконечник ремня, в виде вытянутой бронзовой пластины со слегка отогнутыми бортиками, со скрытыми заклепками и выпуклым ребром, разделяющим пластину на две половины по длинной оси. Передний конец наконечника закругляется в выступающий носик, а задний резко переходит в выемку. На внутренней стороне наконечника сохранились остатки кожи; 4) пряжки, представленные двумя типами железных кольчатых пряжек с подвижным язычком. Пряжка первого типа с круглой рамкой, имеющей округлое сечение, второго типа – с овальной рамкой, имеющей пластинчатое сечение; 5) остатки железных удил с крюковым соединением звеньев и крюковыми окончаниями. Удила сочетаются с кольчатыми псалиями и изготовлено всё из железного прута круглого сечения; и 6) пара однотипных железных восьмерковидных стремян арочной формы. Верхняя петля стремян слегка приплюснута сверху, широкая подножка имеет посередине ребро жесткости.

Изделие в виде частично сохранившегося железного однолезвийного черешкового ножа с сечением лезвия, имеет вид высокого треугольника.

Бусина, темно-синего цвета из стекла, диаметром 9 мм, диаметр отверстия 4 мм, имеет круглую форму в плане и сечение в виде вытянутого овала..

Целое зеркало, найденный тонкий фрагмент которого подтреугольной формы из белой бронзы с отверстием для подвешивания на одном краю, возможно, имело диаметр не менее 16-17 см. Орнаментальное поле разделено двумя рядами точек и одним рядом циркульных окружностей на две части - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя часть украшена орнаментом, которая выглядит как сочетания четырехлистников или стилизованных изображений монет с пятью точками в свободном пространстве. Внешняя часть орнаментального поля украшена рядами точек и рядом циркульных окружностей. Характерный белый металл, легкая патинизация и тщательно выполненный орнамент свидетельствуют о подлинности зеркала[8].

Также в этом году Т.А. Вдовиной исследован одиночный курган эпохи бронзы, характерный для погребений афанасьевской культуры в Горном Алтае, расположенный в 50 м к северу от р. Толгоек, на склоне горы у с. Шебалино, Толгоек I.

Диаметр сооружения 7 м. Курган сложен преимущественно из среднего и крупного камня. Мужчина 45—40 лет был уложен на спине, ноги согнуты в коленях и приподняты над дном, головой на З. При зачистке насыпи найдены фрагменты керамики и керамическая крошка, в том числе три фрагмента венчика баночного сосуда и несколько фрагментов с орнаментацией в виде прочерченных горизонтальных линий. Рядом были обнаружены пятна охры, четырехгранное медное (?) шило длиной - 64 мм и диаметром - 4 мм. В насыпи найден обломок зернотерки подпрямоугольной формы.

Ещё один курган, Толгоек II, расположен в 500 м к юго-западу от одиночного кургана Толгоек I, в 15 м. к северу от ручья Толгоек.

В двух километрах к северо-западу от с. Шебалино на левом берегу р.Толгоек в 20 м к северу от ручья на склоне горы, на поверхности небольшого скального выхода находятся петроглифы. Они выполнены в технике выбивки и изображают фигуры оленей и других копытных. Характерной деталью некоторых изображений оленей является наличие у них рогов в виде дерева с направленными вверх ветвями[9].

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Шебалинский храм

В 1879 г. местные жители, при участии миссионера, заложили молитвенный дом в честь Успения Божией Матери. Строительство сопровождалось большим духовным подъемом местных жителей.

15 августа по старому стилю 1879 г. Так в праздник Успения Божией Матери, по просьбе жителей Шебалино был совершен крестный ход с иконами из Мыюты в Шебалино. Шествие возглавлял миссионер. Вдохновленные шебалинцы говорили между собой: «Праздник наш пусть будет днем молитвы, а не пьянства и безобразия».

Постройка первого молитвенного дома в Шебалино затянулась на несколько лет, освящение его состоялось только в 1883 г. Это здание находилось на месте, где в настоящее время располагается районный краеведческий музей.

В 1901 г. д. Шебалино в 1901 г. на средства местных жителей был построен новый деревянный храм с колокольней. В 1905 г. в этом храме был установлен иконостас стоимостью 2000 рублей, - на средства, собранные прихожанами.

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Главный храм прихода, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был построен на средства местных жителей в 1901 г. Тогда же протоиерей Василий Постников, по благословению начальника Миссии епископа Макария (Павлова), его освятил.

Шебалинцы, занимавшиеся мараловодством, торговлей, промыслами, собрали немалые суммы. Поэтому по благолепию и размерам Успенский храм превзошел храм Архангела Михаила в Мыюте. Храм был деревянным, обшитым, выкрашенным в два цвета (отделка была произведена в 1915 г.)

В плане шебалинский храм был построен по типу храма-корабля, включавшего в себя алтарь, собственно церковь, небольшую трапезную и притвор, служивший основанием колокольни. Помещение для молящихся было достаточно просторно. Наибольшая ширина храма составляла 13 3/4 аршина. Фасады имели два ряда окон, а из-под купольной части струился свет из проемов восьмерика-барабана. Углы основного четверика были украшены ложными фонариками с главами в форме луковки небольших размеров. Восьмерик светового барабана завершался шатром, увенчанным главой с крестом несколько большего размера. Имелась луковка с крестом на коньке скатной кровли алтаря. Особого внимания заслуживает колокольня высотой 33 аршина, одна из самых высоких в Миссии.

Село Шебалино
Село Шебалино. Фото Е. Гаврилова

Она имела вертикальное членение, насчитывающее семь ярусов: три четверика, три восьмерика и шатровая кровля с главой и крестом. Членение обозначено подшитыми развитыми карнизами. Между вторым и третьим ярусом членение выполнено фронтонами, причем, западный фасад имел разорванный фронтон. Гармоничным дополнением был фронтон входного скатного крыльца, покоящегося на столбах.

Аналогичное созвучие фронтонов наблюдалось на фасадах южного и северного ризалитов. Здесь парадные входы также были обозначены статными крылечками, а фасады членились разорванным фронтоном. Система карнизов и фронтонов несколько раз опоясывала весь храм. Это является еще одной особенностью здания. Все это создавало впечатление сложности архитектурных объемов, что особенно выделялось на фоне гор и сельской жилой застройки. Несмотря на то, что при строительстве колокольни были использованы обычные строительные приемы русского деревянного зодчества XIX века, общий вид звонницы, хотя и отдаленно, напоминал образ ярусной пагоды. Данное обстоятельство может рассматриваться как пример азиатского влияния на архитектуру построек Горного Алтая.

В архивах не удалось обнаружить не только планов и чертежей, в соответствии с которыми производилась постройка, но даже нет и упоминаний, что таковые, т.е. чертежи, существовали. Вполне возможно, что столь сложная конструкция здания, особенно колокольни, была создана непосредственно подрядчиком, обладавшим опытом возведения многоярусных деревянных конструкций. Таковым мог быть кто-то из переселенцев. Еще раз подчеркнем, что алтайские аналоги колокольни Шебалинского храма нам неизвестны, хотя в основу планировки здания был взят как образец мыютинский храм.

Шестиярусная колокольня деревянного храма в Шебалино (1915 г.п., Рис. 2.6) за счет соответствующих пропорциональных соотношений и уменьшающейся с высотой ширины ярусов имеет сходство с многоярусными китайскими пагодами[10].

Шебалино
Здание храма в Шебалино переоборудованное под клуб. 1927 год.

25 марта 1916 года первым штатным миссионером в Шебалино был назначен священник Иннокентий Иванович Чевалков, до этого бывший диаконом Мыютинского отделения. Деятельность этого миссионера пришлась на самые тяжелые последние военные годы и период между двумя революциями, что нашло отражение в его отчетах. Он писал о стремительном ухудшении положения Миссии, об изменении отношения к Церкви новокрещеного и русского населения.

«С момента государственного переворота крещеные и некрещеные калмыки изменились. Они стали относиться к вере православных проповедников враждебно и недоверчиво. Стали удаляться от церкви, не стали посещать богослужение... Такое изменение в отношении крещеных калмыков к миссионерам-священникам и псаломщикам произошло от провокации делегатов, проникших к ним после переворота. Были здесь комиссары и делегаты и из своих сородичей, которые настойчиво и убедительно говорили и вооружали против миссионеров-священников... Русские же наоборот стали религиозные. Храм Божий посещают усердно, пастырей своих почитают и уважают».

Подобную картину можно увидеть и в отчетах других сотрудников Миссии. Перемены в различных слоях общества объяснялись отцами миссионерами достаточно просто. Еще неокрепшее в мировоззренческом отношении сознание алтайцев не было способно сопротивляться активной политической пропаганде, в то время как русский закаленный тысячелетней историей менталитет позволял его обладателям «отделять зерна от плевел» [11].

Село Шебалино

История

В 1850 году алтаец Балгасаин при крещении выговорил себе разрешение поселиться в долине, где впоследствии возникла деревня Шебалина. Он поселился с дюжиной семейств. Балгасаин считался богатым, у него довольно большие стада. Остальные алтайцы кормились его богатством; в селении царила страшная нищета[12]. Более подробно см. Историю села Шебалино…

© Е. Гаврилов. 14 февраля 2023 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

Шебалино