Улаган (Усть-Улаган, Большой Улаган, Jаан-Улаган) — село, административный центр Улаганского района и Улаганского сельского поселения. Расположено при впадении реки Большой Улаган (Ян-Улаган, Jаан-Улаган) в р. Башкаус. Добраться сюда можно по трассе Чибит – Усть-Улаган – Балыктуюль - Балыкча.

Улаган Туристский район: Чулышманский район 

Улаганский район Карта

Топонимика

Улаган (Улуххане). Возможно алтайское улаган — соединенный или монгольское улаан/улаган — красный. J (Ян), jаан — большой; старший; почтенный. Возможно, название отражает соединение нескольких поселений в одно. Как версия - Большого и Малого Улагана.

Туристское значение

Улаганский перевал — один из высочайших автодорожных перевалов на Алтае, высота которого 2080 м. Перевал находится на водоразделе речных долин Башкауса и Чуи, между 30-м и 31-м километрами от с. Усть-Улаган. Подъем и спуск с перевала очень затяжные. Перевал обозначен беседкой и ритуальными деревьями (кам-агаг), которые буквально укутаны ялами.

Очень живописным местом является участок от озера Чибитту-Коль до Красных Ворот. Озеро длиной около 4 километров. Чистая, прозрачная вода позволяет различать камни, лежащие на большой глубине. Берега густо покрыты кедром, елью и лиственницей. Ну, а чтобы передать причудливую игру красок у «Красных ворот», нужна кисть художника. Преобладают розовые тона. Высота скал в этом месте триста-четыреста метров над уровнем дороги. Захватывающее впечатление оставляют крутые красные скалы, нависшие над дорогой. Это известняк, покрытый красноцветной корой выветривания. Озера на Улаганском плоскогорье встречаются в изобилии. Пожалуй, нигде более в Горном Алтае нет района, настолько богатого озерами. Перед Улаганским перевалом, слева от дороги расположена живописная озерная группа. Самые крупные озера - Сорулуколь, Толдукель, Узункель и др.

Интересна группа Пазырыкских курганов, находящихся в 2 километрах к северу от впадения речки Балыктуюль в Большой Улаган. Археологи раскопали здесь пять больших курганов, относящихся к V—III векам до нашей эры. Под слоем грунта благодаря образовавшейся мерзлоте хорошо сохранились мумии людей, предметы одежды, художественные изделия и оружие. В настоящее время здесь планируется создание археолого-этнографического музейного комплекса «Пазырык».


Самым интересным экспонатом Улаганского историко-этнографический музей «Пазырык» составляет копия древней Пазырыкской колесницы в натуральную величину, оригинал которой находится в Эрмитаже. К сожалению подлинных экспонатов знаменитых Пазырыкских курганов в музее нет. Музей «Пазырык» является преемником сельского музея в селе Балыктуюль, существовавшего в здании бывшей церкви. В музее представлены этнографические коллекции одежды и предметов быта теленгитов в дореволюционное время, материалы по истории Чуйского тракта, истории раскопок знаменитых Пазырыкских курганов, копии и фотографии изделий Пазырыкской культуры, фотодокументальным фондом - ветеранов Великой Отечественной войны, известных людей района.  Из интересных природных объектов отметим горы Кабакту-Тайга, Кыскашту-Ойык, Межелик, и др., а также источник Мандилу.

Население

Численность населения Улагана по переписи 2010 составило 3222 человека.

Сегодня

В Улагане есть почта, школа, районная библиотека, столовая, магазины, кафе, небольшой рынок, аптека, центр детского творчества, спортивная школа, районная больница, установлена автоматическая метеостанция. Сотовая связь - «Билайн», «МТС». Имеется площадка для приема вертолётов.

Улаган

Климат

В Улагане средняя годовая температура воздуха, по многолетним данным, равна– 4,2°. Здесь только в течение периода с мая по сентябрь положительная среднемесячная температура; в июле она достигает значения 13,6°. В январе средняя за месяц температура воздуха равна – 25,5°. Абсолютный минимум опускается до – 58°, абсолютный максимум – 34°, а годовая амплитуда температуры воздуха по экстремальным значениям может достигать более 90°. Продолжительность безморозного периода здесь равна в среднем 50 дням, т. е. последние заморозки в воздухе наблюдаются в конце июня, а уже в середине августа они возобновляются.

В конце осени, зимой и в начале весны северо-восточные ветры наблюдаются от 50 до 80 % от общего числа всех наблюдений за месяц, без учета штилей. В этот же период в каждый четвертый случай от общего числа наблюдений отмечается штиль. В середине весны и в начале осени доля штилевой погоды сокращается до одной пятой и менее. В конце весны, летом и в начале осени возрастает повторяемость ветров южного и юго-западного направлений от 20 до 40%. С сильным ветром здесь в среднем наблюдается 3 дня в год. Средняя скорость ветра равна 1,6 м/сек.

По данным наблюдений, за 25 лет в среднем в Улагане выпадает 280 мм осадков, наибольшее количество – 370 мм было измерено в 1952 г., а в 1962 г. только 200 мм.
Средняя дата последнего заморозка на Улагане - 23 июня.
Высота снежного покрова на последний день первой декады ноября в 1941-1958 гг. в Улаган - 6 см.

Мировые открытия. В погребальных камерах пяти больших Пазырыкских курганов (Улаганский аймак), раскопанных известными советскими археологами М. П. Грязновым (лето 1929 г.) и С. И. Руденко (1947—1949 т.), были найдены экземпляры роскошной одежды, обуви, ткани и ковры тонкой работы, различная посуда, столики на резных и тонких ножках и другие вещи. Эти курганы являлись погребениями племенной знати эпохи ранних кочевников (V— III вв. до н. э.). В горах Алтая немало таких же больших курганов (более позднего времени, так называемых тюркских (VI—VII вв. н. э.). К ним относятся Кудэргинские (Улаганский аймак) курганы.

Животноводство

В местах отгонно-пастбищного скотоводства Улаганского горного района разводят яков, по-местному — сарлыков. Яки используются на мясо, коровы-сарлычки дают исключительно высокой жирности (до 7%) молоко. В прошлом в Улаганском районе отмечалась наибольшая численность маралов.

Флора и фауна

В елово-лиственничных лесах Улаганского плато еловые рыжики стали обильны в 1988 г. В кедрачах был хороший урожай лиственничных масленков 31 августа 1995 года (июль без дождя, в августе кратковременные ливневые дожди).

Отмечены многочисленные медведи в Улаганском районе.

В 1937 на Алтае были проведены первые работы по акклиматизации норки. С этой целью зверьки выпускались в Улаганском районе. В настоящее время норка стала постоянным объектом охотничьего промысла.

В 1966-1969 гг. на Улаганском плато один охотник за сезон добывал от 60 до 150 соболей (из дневниковых записей Н. П. Смирнова).

5 мая 1980 г. На Улаганском плато отмечены длиннохвостые суслики. Встречали на плато красного волка. В республиканской газете «Звезда Алтая» была заметка В. Кирясова о том, что красные волки появились зимой 1970 г. Отмечали в верхнем течении Улагана и Башкауса снежных барсов.

Основная масса кабана (более половины) сосредоточена в центральной части района. В 1975 г. поздней осенью в районе появились кабаны, когда группа численностью около двух десятков особей осталась здесь зимовать. Высокая численность сибирского горного козла оставалась на Улаганском плато еще 30-е годы. В декабре 1934 г. здесь приходилось наблюдать ежедневно по несколько табунов от 5-6 до 30 особей, только на расстоянии 6-10 км встречалось за день от 20 до 600 голов (Юргенсон, 1938).

Охотники всегда добывали (судя по количеству сдаваемых шкурок) больше всего зайцев в Улаганском районе. Большие площади угодий благоприятны для обитания зайцев. Почти половина всех белок, как утверждает А.Л. Озерец, поступает из Улаганского района, значительная часть территории которого покрыты лесами преимущественно из лиственницы, кедра и ели.
На территории Улаганского района обитает не менее 300 сурков.

Лишь в 2004 и 2005 гг. у охотников из южной части Улаганского района были закуплены две шкурки (по одной в год) куниц. Рацион питания каменных куниц примерно такой же, как и у соболя.
Неплохие доходы местным охотникам добыча горностая давала в отдельные периоды, в 30-е и 50-е гг. прошлого столетия. Мало в Улаганском районе колонка.

Культура

В селе находится собрание национальных сказителей Республики Алтай — «Курултай Сказителей». Есть музыкальный ансамбль, исполняющий фольклорные песни и танцы. Недалеко от Улагана на берегу реки Башкаус недавно построен небольшой детский лагерь. Планируется строительство этнодеревни в урочище Мандилу — на южной стороне с. Улаган.

История

В высокогорных долинах Улагана еще и сейчас сохранились останки существовавших древних оросительных систем. Если верить справочнику за 1928, изданному в Новосибирске, то возникновение урочища Б.Улаган датируется 1765 годом (?! - Е.Г.).

Число хозяйств согласно переписи 1926 г. составляло 30, проживало в урочище 57 мужчин и 60 женщин. До ближайшей к урочищу школы было 27 км, до лечебного пункта – 11.

К сожалению, не удалось выяснить: где же находился на тот, 1928 год, Малый Улаган, год основания которого указан 1786 (?!) (11 хозяйств, 25 мужчин и 28 женщин).

В списках Томской губернии 1859 ни Улагана, ни Большого Улагана нет. Встаёт закономерный вопрос: кто же определил такие глубокие корни данных урочищ? Вопрос открытый. Честно говоря, веры в справочник 1928 года с каждым разом всё меньше и меньше. Откровенно попахивает липовым цветом.

Издавна населяли эти места телесы. Племя Телес упоминается в енисейско-орхонских памятниках VIII в., а позднее среди лесных племен Саяно-Алтайского нагорья, подчинившихся Чингисхану. Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются термином «улан». Часть телесов, обитавшая преимущественно по pp. Башкаусу и Улагану, называла себя Улаан-кижи, т. е. люди с р. Улагана. Отмечены расселения в районе Улагана теленгитов.

В Улаганском районе закрепощенные алтайцы назывались айбычи. Они жили у бая чаще всего на положении усыновленных. Зайсан или бай брал в айбычи крепких, здоровых, холостых работников. Он оказывал такому парню какую-нибудь незначительную услугу, а затем предлагал идти к нему жить. «Будешь, как сын,— говорил при этом зайсан или бай, — поживешь у меня, поработаешь, а там я тебе скота дам, жениться помогу, и заживешь, как следует».  На деле же, попавший на положение айбычи, не мог уйти от владельца без его согласия.

Алтайцы Улаганского района, в период отсутствия пищи во время трудной зимы, практиковали ограбление мышиных нор с целью приобретения корней съедобных растений, заготовленных мышами на зиму. Как курьёзный факт отметим, что на Алтае домовая мышь встречается везде, за исключением Улаганского района.

Единственное - достоверны воспоминания знаменитых путешественников, которые ходили в этих местах (не обязательно в устье Ян-Улагана).

Первыми эти места южнее Улагана посетила экспедиция Клюге в 1786 г..

Далее следует отметить в экспедицию Ледебура по Алтаю в 1826 г. По рекомендации Геблера Фридриха Вильгельма в экспедицию был принят Александр Андреевич Бунге, которой возглавил один из самостоятельных отрядов, который перевалив через Курайский хребет, через Улаган вышел на Чулышман.

Любопытно описание пути через Телецкое озеро к лавкам русских купцов на Кош-Агаче в долине р. Чуи Бийского окружного исправника от 30 августа 1869 г.: «…От Большого и Малого Улаганов тропа пролегает узкими щелями р. Башкауса и р. Кукури по совершенно твердому грунту, в некоторых местах покрытому хвойным лесом и жирной травою, а в некоторых или совершенно обнаженному, или покрытому редкою и тощею травой, недостигающею 2-х вершков высоты. Вообще, на всем протяжении ущелий Башкауса и Кукури не только невозможны оседлые поселения, но даже и кочевые инородцы, которых не встречается от Улаганской долины до самых лавок, и вся эта местность есть ни что иное, как унылая и дикая пустыня, обреченная навсегда остаться жилищем одних только диких зверей».

За время деятельности архимандрита Владимира на Алтае (Возглавлял Алтайскую духовную миссию с 1865 по 1880 гг. – Е.Г.) возникло 19 селений: 1)… 18) Усть-Улаган.

Улаган

Священник Чевалков Михаил Васильевич в 1879 г., который был «определён на должность миссионера во вновь открытое Чулышманское отделение», отмечает: «Приехавши в Чолышман я до двух лет обучал новокрещёных всему тому, что нужно было для них: и сани делать, и телегу устраивать, и соху направлять, и избу строить, и тёс пилить, обучал и другим делам домохозяйства. Каждую неделю по ночам, пока не приходила пора спать, - я собирал их в училище и беседовал с ними. После этого обучал их молитвам и отпускал домой. Молодым людям, приходившим из Улагана… я дарил буквари».

Выходит, дата возникновения урочища Усть-Улаган (Большой Улаган) лежит во временном промежутке 1865—1879 гг.

Ядринцев Николай Михайлович, который был в этих местах в 1880 году, никаких сведений о поселении на Улагане не оставил: «Перевалив с Чулышмана на Башкаус до Улагану и пройдя чрез весьма высокий, но не снежный хребет в вершине Улагана на высоте 6 440 футов, с Башкауса мы направились по речке Квадру...»

В 1895 году Сапожников Василий Васильевич оставил такие описания здешних мест: «Калмыки, особенно в более глухих местах по... Улагану, предпочитают расплату табаком и особенно чаем, что вполне объясняется тем обстоятельством, что при покупке этих продуктов у редко заезжающих сюда купцов им приходится сильно переплачивать… Улагана не было видно, хотя до него всего шагов сорок, потому что по обоим берегам идут густые заросли ивняка. Сам Улаган, несмотря на приставку "Ян" (большой), очень небольшая и маловодная речка не глубже аршина и не шире двух-трех сажен с совершенно покойным течением. Температура воды в 8 часов утра 15,5°Ц.

В стороне от наших палаток стояли две юрты, ближе к киргизскому образцу, но с остроконечной крышей. Вообще эта местность довольно населенная, но отдельные аилы разбросаны по Улагану и Балахту-юл. Местные жители кажутся более зажиточными, скот крупнее, чем в Чулышманской долине. Здесь в первый раз мы достали действительно прекрасный кумыс

На другой день утром (в 8 часов утра t 19,8°С) к нашим палаткам явилась целая толпа калмыков с зайсаном во главе. Последний был одет в белый халат, расшитый цветными узорами на груди и около ворота. По-русски он мог только отрекомендоваться, а потом разговор пришлось вести через толмача. Вообще кочующие калмыки, говорящие по-русски, -- большая редкость, только те и понимают, которые живут совместно с русскими в деревнях...»

В 1895—1897 годах, когда Семенов-Тян-Шанский Вениамин Петрович принимал участие в первой всероссийской переписи населения в качестве секретаря главной переписной комиссии, с.Улаган было, что задокументировано исследователем: «Верст на 40 выше ущелья, где Башкаус имеет не северное направление, как раньше, а течет с юго-востока на северо-запад между Чулышманскими белками и снежным Курайским хребтом, долина его достаточно широка и не имеет дикого и мрачного вида, как ранее; горные склоны здесь довольно пологи и местами поросли лесом. Местами река, впрочем, прорывается среди отдельных скал — «бомов», и тут обыкновенно перекинуты через нее незатейливые мостики. Здесь расположено на Башкаусе с. Улаган. Долина Башкауса населена теленгитами, живущими зажиточнее, чем их сородичи на Телецком озере; в описываемой местности они содержат довольно много скота, среди которого имеются и одомашненные яки. Курганы, остатки арыков, каменные бабы и камни, расставленные в виде различных геометрических фигур, показывают, что долина Башкауса была заселена издревле…».

В 1905 году Верещагин Виктор Иванович описывает эти места так: «Спустившись с гривы, замыкающей долину с юга, мы пересекли р. Малый Улаган и направились по совершенно сухой и ровной дороге к устью р. Ян-Улаган. В ожидании лошадей мы раскинули палатку на берегу Башкауса. «Ат йок!» (т. е. лошадей нет) заявили вызванные нами обитатели соседних аилов. Два дня тому назад здесь был архиерей, и все лошади взяты под его свиту.

Здесь нам удалось добыть три экземпляра невиданной нами раньше рыбы. Ее ловят на кобылку в реке Ян-Улаган. Kpoме Улагана, она водится еще в озерe Кольденколь в верховьях р. Малого Улагана. Больше, говорят, этой рыбы нигде на Алтае нет. Местные жители называли ее «ит-балык» т. е. собака-рыба. Под этим названием известны на Алтае османы. Но торговец из Онгудая Плотников, с которым мы встретились в Улагане, уверял, что это—не османы. Османов он хорошо знает, так как ловил их и в р. Урусуле около Онгудая в Чуйских озерах около Кош-Агача.»

В другом отчёте 1908 года, о путешествиях по этим местам, Верещагин, как бы дополняет предыдущие сведения: «26 июня продолжаем  подвигаться к  перевалу. Тропа идет лиственничным лесом с примесью ели, пересекает два ручейка и косогором, под которым виднеется озерко с зеленоватой водой, приводит в открытую безлесную долину Ян-Улагана. С перевала на О видны посыпанный снегом горы в верховьях Чельчи, а впереди—на западе— cнега верховьев Куадру. В долине Ян-Улагана, повыше правого притока его Балыксу обращают на себя внимание чудские памятники: большой курган из камней, в середине разрытый, и ряды поставленных вертикально камней. Ниже устья Ян-Улагана на правом берегу Башкауса есть каменные бабы.

Около Балыксу по Улагану есть маральник. Заночевали на берегу Ян-Улагана недалеко от его устья.

27 июня было посвящено экскурсиям около стана. Здесь найдены: на влажном лугу: Gentiana hum His Stev., G. macrophylla Pall., Oxytropis glabra DC, Saussurea amara, Astragalus oroboides Ноrр. (около кустов). Lathyrus palustris L., Hordeum pratense и друг. злаки и различные осоки; на сухих склонах и скалах: Silene graminifolia Otth., Dianthus Segueri Vill., Nepeta lavandulacea L.,. Arabis incarnata Pall., Artemisia commutata Bass., f altaica, Art. laciniata Willd,, Polygala sibirka L., v, angustifolia, Echinospermum consanguineum Fisch. et. Meu, Esh. Redowskii Lehm. и др.

Один из моих спутников, воспользовавшись дневкой, побывал у богатого калмыка из крещеных в Улагане. Интересно, что калмык спрашивал моего спутника, верит  ли он в Бога, и тут же прибавил, что он сам теперь не верит. «Раньше-де верил, пока был беден, а теперь что мне?! Имею три жены, каждый день ем баранину, пью арачка».... В юрте у него несколько икон, и сам хозяин известен своими пожертвованиями на Улалинскую церковь.

28 июня. Выехали около 8 часов. Перешли по новому мосту через Башкаус, миновали древние морены угасшего ледника, спускавшегося со снежных гор Куадру, и стали подыматься правым берегом Куадру. Дорога идет несколько в стороне от реки лиственничным лесом и пересекает болотистое плато, обильно поросшее Betula humilis Schank. В 10½ часов перешли ручеек и лесом спустились к самому берегу Куадру, где в  11½ часов остановились для отдыха. В лесу видели козулю. Вообще здешние леса изобилуют зверями: много маралов, козуль, медведей и проч. Конечно, и на этом переходе видели горелый лес, эту непременную принадлежность каждой долины в Алтайских горах».

Извоз имел большое значение в экономической жизни алтайцев, так как транспортировка грузов по Чуйскому торговому тракту, идущему в Монголию, давала заработок, прежде всего, населению районов, прилегающих к тракту. На этот заработок шло население и таких глухих мест, как селение Улаган.

«Извоз, — говорит Юхнев, — играл известную роль, так как при обременении их долгами при невозможных условиях кредита он всегда давал им некоторый денежный заработок, при котором они единственно только и могли нести свои податные тяготы».

«A вот настоящий кузнеческий род. Старик-теленгит Карабелеев Семен Филиппович, 50 лет, живет летом в Усть-Улагане, а зимник у него на р. Турале, где расположены зимники и других теленгитов; там и его покосы. Семён — потомок рода кузнецов. Его дед Йеенек, сеока Саал, был большой кузнец. С тремя братьями — по имени Кыза-Айек, Меме-Одук и Кузе — он жил на Чулышмане около Чодро, Все четыре брата работали вместе, выплавляя железо при помощи горна. Йеенек считался старшим в семье. У четырех братьев были сыновья и внуки, и все были кузнецы. Впоследствии сын Йеенека Карабелей (Филипп) переселился на Улаган и продолжал кузнечить здесь, имея, впрочем, в то же время и скот: у него было 15 коров, 3—4 лошади, до 200 готов мелкого скота. Железо он уже не выплавлял сам, а покупал. Филипп умер около 40 лет тому назад. Около этого же времени в снежную зиму погиб почти весь скот, и с тех пор сам Семен живет почти исключительно кузнечеством. Работает он, как в свое время и его отец, только на заказ. Заказчики приезжают из разных мест, со всего Улаганского плоскогорья, из низовьев Чулышмана, т. е. за 100 километров и больше. Дело в том, что кузнецов было все же мало. В бассейне Башкауса кроме Филиппа и его сына были только Савелий, двоюродный брат Семена, живший в верховьях Улагана, и Тохтошев — в урочище Мандилу — оба из сеока Саал…

Оборудование кузницы весьма несложно, и весь инвентарь помещается в обычной юрте. Два ручных меха, вдвигаемые устьями в особый небольшой станочек, перед которым раскладываются на земле угли; наковальня железная, весом около 12 килограммов: молот, несколько щипцов и клещей, резцов, долот—и все. Такое оборудование я видел в юрте Семена Карабелеева..."

В 1911 г. в селе был построен Храм Казанской Иконы Божией Матери.

Ещё одно свидетельство: "Как вспомнишь 20-й год, когда тиф косил направо и налево, то волосы на голове становятся дыбом - один работник медицины, объехавший небольшой район, описывал ужасную картину: целые аулы вымирали от тифа, целыми семействами вповалку лежали в юртах заброшенные всеми. Нередко было встретить в горах стоящую юрту с обитателями мертвецами и ни одной живой души. Улаганскую волость опустошил в то время тиф. В области медицинской... поистине получили мы наследство от царизма и его покорных слуг - только тиф и другие эпидемии…"

Улаган

Советский период

29 марта 1918 года был сформирован один из самых отдаленных в Западной Сибири – волостной Совет в с. Улагане.

1 июня 1922 г. Президиум ВЦИК РСФСР издал декрет об образовании Ойротской автономной области, как части Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с административным центром в с. Улале. В состав области включена Улаганская волость Горно-Алтайского уезда.

19 ноября 1924 г. Решением президиума Ойротского облисполкома №55 (150) § 8 от утверждена новая схема деления судебных участков. В состав 3-го судебного участка с резиденцией в Онгудае вошла Улаганская волость.

31 марта 1928 г. Принято постановление «Об организации Улаганского аймачного комитета ВКП(б)».

20 июня 1928 г. состоялось первое аймачное партийное собрание, избравшее аймачный комитет ВКП(б) во главе с секретарем К. И. Филатовым.

1929 г. С целью расширения работы по борьбе с социальными болезнями в Ойротской области от Сибирского Красного Креста со штатом 4 человека открылся венерологический пункт в Улагане.

Немногим позже 1929 г. Открыт Дом алтайки в Улагане.

В мае 1931 г. в Улаганском аймаке были созданы и действовал сельский общественный Улаганский суд. Однако аймачного суда всё ещё не было.

7 августа 1931 г. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б). бюро Ойротского обкома ВКП(б) утвердило план изданий районных газет в условиях коллективизации. Издавалась газета «Кызыл Алтай» Улаганского района.

1 мая 1932 г. Начал работать сводный почвенно-геоботанический, агроэкономический отряд из г. Томска в Улаганском аймаке.

С 1 июня 1932 г. на территории промысловых Улаганского урочища работала охотоустроительная экономическая партия из г. Новосибирска.

Декабрь 1933 г. Улаганский народный суд числится самостоятельным районным народным судом. 

19 февраля 1940 г. было организовано отделения треста «Алтайкрайпроект». Первым проектом были топографические работы в Улаганском аймаке центральных усадеб колхозов.

11 апреля 1942 г. Принято постановление «О сокращении тиража и объема газет». Сохранена районная газета «Ойротский охотник» Улаганского района.

21 октября 1946 г. С целью активизации культурно-просветительной работы среди работников отгонного животноводства восстановлены юрты-передвижки в Улаганском районе.

20 сентября 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР центр Улаганского района из с. Улаган перенесен в районный поселок Акташ. На сегодняшний день центром Улаганского района вновь является село Улаган.
21 августа 1970 г. На основании постановления Совета Министров сельского хозяйства РСФСР № 503 организован Улаганский межсовхозный лесхоз.

15 июня 1981 г. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР центральная усадьба Улаганского межсовхозного лесхоза была перенесена в с. Усть-Улаган.

После уничтожения СССР

1998 г. В Улагане создан историко-этнографический музей «Пазырык».

23 июня 2004 г. на территории Улаганского района в урочище Кара-Тый состоялся первый Международный Курултай сказителей, в котором приняли участие мастера горлового пения из разных уголков: Республики Алтай, Хакасии, Казахстана, Кемеровской области, Калмыкии, Алтайского края, Республики Тывы, Монголии, Азербайджана, Японии. Первый Курултай сказителей закончился Гала-концертом на стадионе «Ар – Башкуш» с. Улаган.

Источники

© Материал подготовил Е.Гаврилов. 12 апреля 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!