Кебезень — село Турочакского района Республики Алтай. Относится к Кебезенскому сельскому поселению. Расположено на месте впадения речки Кебезеньки в Бию. Добраться сюда Горно-Алтайск – Чоя – Артыбаш

Кебезень
Кебезень. Фото Е. Гаврилова

Турочакский район Карта

Туристский район: Телецкое озеро 

Население

По переписи на 1 января 2016 года оно составило 615 человек. Состоит из тубаларов, кумандинцев, русских.

Топонимика

Первый вариант – официальный. Кöп-Ӧзóн (Кебезен, Кебезень, Кевизен, Кебизен озогош, Кебизень). Алт. коп — много, множество; озон с географическим значением — протока — соотносится с азерб. узэн — плавающий, плавучий; кирг. озон—1) русло, ложе речки; речка; побережье речки, горная долина с речкой; 2) геогр. устар. бассейн. Кöп öзон — букв. много проток, рек; долин. Второй вариант – тот, который принимают и отстаивают местные жители. Кеме-эзен. Алт. кеме  — лодка, эзен—здравствуй. Кеме эзен — букв. здравствуй, лодка!

Туристское значение

Выше села Кебезень начинается одноименный порог Кебезенский, относящийся ко второй категории сложности. Длина его составляет 300 м. На этом участке реки, между двумя поворотами, Бия несется бурным потоком. От берегов, небольших мысов отходят к середине потока валы, образуя стоячие волны высотой до 1,2 м. Здесь приходится усиленно отгребать от берегов. В нижней части порога с правого берега выдается большой каменистый мыс, за которым виден паром.

Сегодня

В селе работают несколько магазинов, школа, СДК, ФАП, несколько пилорам, пекарня. Село состоит из двух частей: Кебезень и Верхний Кебезень. Часть села, находящаяся за рекой, называется Заречье. Действует храм Святой великомученицы Екатерины.

В 2011 г. 67 жителей Кебезени (Заречье) от безысходности обратились к главе Республики Горный Алтай: «Мы проживаем на левом берегу р. Бия. Связь с внешним миром: летом – паромная переправа, зимой – временный мост. У нас уже вошло в систему: весной – паводок, нет переправы, в начале лета – коренная вода, переправляемся кто на чем. Мост временный строится в конце декабря, в апреле обычно его сносит водой. А в 2009 и 2011 г. срывало льдом в январе. В настоящее время моста нет, его сорвало 12 января. Бия перемерзает зимой лишь в одном месте, люди ходят по льду. Специального ледового перехода нет, ходят на свой страх и риск. Глава администрации снял с себя ответственность, повесив табличку о запрете перехода по льду и объясняя населению, что у него все под контролем. А вы пока подождите, не ходите в школу и на работу. А дни все идут и идут. Нам пообещали, что мост снова построят. Но на сегодняшний день нет никаких изменений. Люди вынуждены ходить на работу, школьники в школу по льду, боясь провалиться под лед. Просим помощи в нашей нужде».

История возникновения

Согласно списку населённых мест Сибирского края 1928 г., посёлок Кебезень основан 1850 г. Однако, ведомость о службе заштатного миссионера Алтайской духовной миссии протоирея С.В. Ландышева сообщает иные сведения: «Его старанием заведены следующие селения из вновь обращаемых кочевых инородцев: 1) …С 1852 года селение Кебезень...». Есть основания доверять второму источнику. Год основания – 1852. Есть ещё две даты. В.В.Радлова, посетившего миссию 22 мая 1861 г. «Миссионерский центр у Кебизена открылся в 1851 г., его задача — действовать среди живущих к северу и западу от Телецкого озера черневых татар». А также дата, в опубликованной недавно истории Горного Алтая – 1857. Последняя дата – наиболее сомнительная.

"Из вновь крещенных здесь, с 1852 года, кочевых инородцев три семейства обзаведены, при пособии миссии, домиками; и одно еще проживает в юрте. С ними живут и обзаводятся имеющие здесь пчеловодство три дома оседлых инородцев—христиан из обрусевших".

В 80-е годам XIX в. в селениях Кебезень большую часть населения составляли тубалары. Тубалары Горного Алтая получили это наименование от своих соседей—алтайцев. Сами себя они называли обобщенно «йыш-кижи», т.е. «лесной человек» («лесные люди»), а конкретно – по имени того или иного рода или сеока, на которые они делились независимо от официального административного устройства.

Алтайская духовная миссия

В.Радлов записал в своём дневнике в 1861 году: «Во второй половине дня мы добрались до миссии у Кебизена и стали на квартиру в доме одного русского крестьянина, занимавшегося торговлей... Миссия производит не очень-то приятное впечатление. Она состоит из 30—40 корьевых юрт, в которых живут туземцы, и из двух деревянных домов, принадлежащих местным русским купцам. Юрты заросли грязью, как и их жители. Здешние крещеные татары ничем не отличаются от некрещеных. Они не утратили ни своей лености, ни нечистоплотности, зато приобрели иные пороки, которых не знают некрещеные, а именно склонность к русской водке и нечестность. Плохое состояние, в котором находится миссия, является прямым следствием неблагоприятных условий ее существования. Черневые татары, окружающие миссию, находятся на гораздо более низкой ступени, чем соседние с ними алтайцы.

Они ушли от натиска русской цивилизации в темные непроходимые леса и все больше здесь деградируют. К миссиям обращаются или люди, вынужденные к этому страшнейшей нуждой, или отдельные индивидуумы, которые вызвали своей нечестностью ненависть соседей и надеются уходом в миссию и крещением избежать неприятных конфликтов со своими соплеменниками. В таких условиях успехи, достигнутые миссией, могут быть лишь очень невелики. Напрасно старались священники улучшить положение этой миссии и хоть как-то цивилизовать жителей. Им передали семена, орудия и достаточные суммы денег, построили им жилища, но все напрасно. Они и по сей день сеют только ячмень, обрабатывают землю мотыгой, как их соплеменники, и год от года все больше запускают свои жилища. Крещеные татары из Кебизена пользуются у соседей не очень доброй славой. Путешественнику трудно установить, все ли здесь правда, или многое приписывают им некрещеные из-за враждебного к ним отношения. Мой проводник из рода кёмнёш предупредил меня о необходимости следить за багажом, так как жителям Кебизена доверять нельзя».

Вот случай отношения к крещению, который приводит в своих записках за 1860 и 1861 гг. миссионер И. Смольников: «Миссионер Смарагд привез в Кебезенский миссионерский стан молодую девушку, тайком от родственников убежавшую креститься. Родители погнались за ней. Когда они приехали в Кебезень, им сказали: «Торты уже окрещена». Услыхав это, «мать Торты повесилась на берёзе, саженях в 20 от церкви по яром»... Муж ее, старик Апанас, узнавши, что жену нашли удавленной, взял жердь и бросился на народ, обступивший его жену. Народ обратился в бегство, а старик бросился на отца Смарагда, но последний успел выхватить жердь из рук старика. Тогда Апанас схватил отца Смарагда за шею, разорвал на нем подрясник и рубашку, и оба они скатились с отвесного яра, сажен в 10 вышины, в реку Кебезень, но к счастью ни тот, ни другой опасно не ушибся».

Материальное положение новокрещеных отлично сознавали миссионеры. «Наши новокрещеные очень бедны, — писал кебезенский миссионер иеромонах Дометиан, — и без материальной помощи миссии обойтись не могут; у кебезенцев в настоящее время у всех будет не более 20 лошадей и 30 коров. Спрашивается, на чем инородцу ехать за орехами или на промысл за белкой, — нет лошади, нет и хлеба, так обыкновенно бывает у нас».

А были и такие случаи с Дометианом: «Зайсан Кергежской волости Кабук Аргоков узнав, что в числе обращенных находятся его сестра и главный их кам, чрезвычайно раздраженный, прибежав ко мне в дом и, нанеся мне разного рода оскорбления, начал изрыгатъ хулу и на св. церковь Христову, когда новокрещеные вывели его из дому, он схватил полено, бросил в меня и хотел выбить стекла в окнах».

В 80-90 гг. XIX в. в Кебезени установился обычай, когда молодым семьям община передавала участки стариков, не оставивших сыновей, или бывших жителей, переселившихся на новое место. Поскольку переселение являлось самым обычным делом и в миссионерских селениях, то недостаток в сенокосах для молодежи обычно не ощущался.

8 ноября 1892 года в Кебезени состоялось празднование сотой годовщины архимандрита Макария.
Деятельность миссии. В 1856—1857 г. при личном попечении С.В.Ландышева на иждивение благотворителей произведена постройка церкви в новостроящемся селении Кебезени.

В 1857 г. появилось Кебезенское миссионерское отделение. К Кебезенскому миссионерскому отделению были приписаны следующие миссионерские станы: Казанская церковь (с. Ынырга), Никольская церковь (с. Турочак), Рождественская церковь (с. Гурьяновка), монастырское подворье в с. Артыбаш и молитвенные дома в с. Никольское и по р. Пыже. Среди миссионеров Кебезенского отделения особенно известен Михаил Чевалков, один из основателей алтайской литературы и учитель алтайского языка для многих миссионеров, в том числе и о. Василия Вербицкого.

В 1880 году Ядринцев Н. записал: «18 верстах от озера находится, однако, небольшое миссионерское селение Кебезень с жалкими избами и шалашами крещеных инородцев, здесь же помещается церковь и дом миссионера, почтенного старца, который, кроме духовных врачеваний, лечит окружающее население от зобов, давая настой грецкой губки. Этот первый оседлый стан переполнен сбродным людом: торгашами, обруселыми татарами, разными спекулянтами и хищниками черни, здесь же живут некоторые русские рыбопромышленники…»

Во время деятельности во главе миссии архиепископа Владимира (Петрова) (1865-1883) в 1882 г. на средства купца П. Терехина была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1891 году открыто приходское попечительство.

В 1897 году приходском попечительстве включает 12 членов. Приход 399 руб. 59 коп. Безвозвратный расход 169 руб. 18 коп., заимообразной выдачи 215 руб. 10 коп.. Остаток в наличности 15 руб. 31 коп. и в долгу 215 руб. 10 коп.

В 1915 г. Кебезенский и приписной к нему Ыныргинский приходы входили состав первого Алтайского благочиния.

В 1916 г., по сведениям АДМ, Кебезенский приход крестил 13 мужчин и 7 женщин из инородцев.

Образование

Школа помещалась в доме, построенном «Ко Петрова и Михайлова» (С.П. Петров и П.В. Михайлов - известные томские предприниматели). Наемный учитель, пока он был (в 1864-65 г.) содержался за счет устроителя дома для школы купца С.П. Петрова.

Преподавание велось на двух языках: русском и алтайском. Обучали совместно мальчиков и девочек вне зависимости от этнической принадлежности. При школе была библиотека, с общим числом книг 130.
3 февраля 1869 г. было решено вновь определить плату за обучение в школе по 30 р. Определили так: для упрочения школ грамотности необходимо, по крайней мере, иметь хотя бы по одному ученику из способных бедных на полном содержании, полагая на каждого по 35 р. в год, «с дозволением употреблять эту сумму, где будет нужно, вместо одного пансионера, в пособие многим из бедных учеников на устроение материальных нужд, препятствующих учению».

В 1909 г. в Кебезенской церковноприходской школе обучалось православных 16 мальчиков и 7 девочек. Годовой оклад жалованья учителям из средств, отпускаемые на учебное заведение от Епархиального училищного совета составлял 200 рублей.

В 1916 г. В кебезенской одноклассной, смешанной школе было мальчиков 17 девочек 7. Учителем записан диакон Николай Уленсков, воспитанник Бийского Катехизаторского училища.

К концу XIX века грамотность населения в Кебезени составляла около 60%.

Структура

В 1893 г. Кебезень, относящаяся к Кергежской инородной волости, включала в себя 35 крестьянских и 38 не крестьянских дворов, в которых проживало 80 мужчин; 83 женщин. В ней, кроме церкви были миссионерское училище, миссионерский стан и здание управления Кергежской волости. «Около Кебезени есть пашни, разводят также табак… Кебезень - небольшое село с церковью, населенное частью русскими, частью крещеными калмыками…».«С Телецкого озера орехи вывозятся по дороге, которая идет из Кебезеня на Улалу».

В 1911 г. в Кебезени на 131 десятинах было 77 дворов,153 мужчин и 152 женщин. В это время уже действовал кожевенный завод. На поднятой целине в Кебезени получали 3-5 урожаев, затем земля оставлялась на 10 лет. «На одной из заимок около Кебезени живет крестьянин Русинов, промышляющий кедровыми орехами. Говорят, зиму он проводит обыкновенно за границей—в Лондоне и Париже…».

А 1914 г. Кебезенское отделение, включавшее 30 селений, насчитывало: русских – 962 мужчин, 908 женщин, инородцев 1018 мужчин, 1032 женщин. Православных: 1699 мужчин и 1677 женщин. Раскольников - 281 мужчин и 263 женщин. Язычников  - 213 мужчин и 217 женщин. В отделении насчитывалось две церкви, три  молитвенных дома, 243 русских дома, 306 домов инородцев и 157 юрт.

23 февраля 1912 г. состоялся уездный съезд, который решил населенные пункты Кебезенской и Саракокшинской волости объединить в одну - Верх-Бийскую волость.

21 марта 1912 г. ОПТГУ утвердило решение Бийского уездного съезда. В третьем крестьянском участке, к уже существующим Улалинской и Успенской волостям, добавилась Верх-Бийская с центром в Кебезени.

Кроме того, в 1912 г. в Кебезени был организован ветеринарный участок, который выполнял карантинную службу по осмотру скота.

4 мая 1923 года состоялось совещание председателей волисполкомов по административному и экономическому районированию области, на котором решено было создать Лебедскую волость с управлением из Кебезени.

Бия у села Кебезень

Транспортная артерия

Дорогу от устья Кебезеня до Телецкого озера проложили ещё казаки. «Вся система Чулышмана связана с Бийском не Чуйской линией, а своей собственной, которая примыкает к с. Кебезень с юга и которую можно назвать Телецкой». Кебезенский тракт начинался в Бийске, проходил через села Верх-Катунское, Сростки, Быстрянку, Старую Барду, Тайнинское, Нижнее Пьянково и заканчивался в Кебезени. Его протяжённость -193 км. Длиннее на Горном Алтае – только Чуйский тракт. «Кебезень – последний пункт колёсной дороги из Бийска. Другой удобный путь отсюда в Бийск – по р.Бие: на плотах или в лодке можно сплыть в Бийск а 3 дня…».

«…Вдоль правого высокого берега вытянулось небольшое с. Кебезень, домики которого рисуются на зеленом фоне лесистой горы. Переправа в лодках через быструю реку производится очень скоро, причем лодки сильно сносит течением. Переправа возможна только у верхнего конца села, потому что ниже из-под воды торчат значительные камни... Когда жар спал, были навьючены свежие лошади, и мы в сопровождении калмыка демичи (помощник старосты и сборщик податей), почти не говорящего по-русски, оставили последнее селение, надолго распростившись с таким незамысловатым приобретением культуры, как изба».

«Кебезень представляет последний  путь колёсного сообщения по правой стороне реки Бии. Его значение заключается в том, что связанный водными путями с урочищем Усть-Башкаус или Камуртук (урочище находится на южной стороне Телецкого озера при слиянии рек Чулышмана и Башкауса – прим. Михайлова) он обслуживает громадную площадь, охватывающую бассейны р. Чулышмана и Башкауса и сопредельные с ними местности».

Отсюда через Телецкое озеро, затем по горной тропе, пролегавшей по долинам Башкауса, Кубатру и Тадилу, добирались до Курайской степи.

«От Кебезени до Артыбаша 17 верст. Туда ведут две дороги: одна идет по самому берегу Бии; она завалена камнями, нерасчищена и для вьючных лошадей непроходима; другая—лесом, грязная, но вполне удобная для вьючных… Узким зеленым коридором грязноватая дорога вьется среди густого леса».

"Есть несколько троп, пролегающих по черни с западной стороны Телецкого озера, но они служат главным образом для передвижения в чернь и обратно промышленников и первых скупщиков продуктов промысла. Товарное же движение обслуживается водным путем по Телецкому озеру. Товары доставляются из Кебезеня гужом до северной оконечности его (Артыбаш). Так как главная доставка происходит зимой, то товар перевозится сюда на санях. В летнее время, в случае надобности, пользуются вьючным способом...".

«Темные кедры и до черноты густые заросли пихт и елей сжимают тропу с обеих сторон, оставляя над головой узкую светлую полоску. Несмотря на высоко стоящее солнце, здесь сумерки, которые лишь местами пронизываются непривычно-яркой полосой света из немногих лесных прогалин. Узкая тропа местами преграждается громадными завалившимися стволами; одни из них, которые постарше и подгнили, просто растоптаны лошадьми, в других - вырублен небольшой кусок, чтобы могла пройти лошадь, а те, которые повалились недавно, лежат нетронутые, и лошади приходится перескакивать через них, переставляя обе ноги враз. Иногда твердый песчаный грунт, на котором нередки свежие отпечатки медвежьих лап, сменяется топким болотом, где лошадь тонет по колено, с трудом вытаскивая уставшие ноги из вязкой грязи».

«В низких и топких местах устроена бревенчатая настилка. Впрочем, такие мостики встречаются не везде, где следует. На деревьях возле дороги видны насечки, а иногда даже незатейливые рисунки змей и каких-то неопределенных фигур. Это вехи, указывающие путь проезжающим здесь зимой… Дорога пересекает маленькую речку Коксы. За ней наминается подъем на перевал, находящийся как раз на половине пути… Спускаемся к довольно значительной речке Иртек. Брод через нее безопасен и вполне, удобен. За речкой снова подъем, и за перевалом начинается уже спуск к Телецкому озеру».

Природа

Бия в районе с. Кебезень

«Гористые берега Бии, покрытые прекрасным черневым лесом, здесь очень красивы и делают местоположение села весьма живописным… За деревней тропа вскоре идет лесом, затем пересекает две обширных поляны, покрытых роскошной травой. Отсюда впереди видны лесистые горы. Особенно выдается гора Кеберь. За ручкой Кебезенькой начинается уже сплошная чернь…. В лесу попадаются реликтовые растения, а местами дорога окаймлена бордюром из миловидной Anchusa myosotidiflora с голубенькими цветочками».

«По берегам ручьев и около болот обращают на себя внимание лазоревые цветы Anchusa myosotidiflora, весьма похожие на незабудку. Ближе к p. Бие раскинулся великолепный сосновый бор. Кроны столетних сосен кажутся однобокими, так как ветви удлинены в восточном направлении. Это —влияние господствующего здесь ветра, дующего c запада на восток… Вода в Бие после захода солнца имеет температуру 5,6 ° С. Вечер и ночь были очень холодные... Вообще в восточном Алтае без тёплой одежды и непромокаемого плаща обойтись не возможно. Ночью бывает очень холодно…».


«…Лес состоит из осин, поражающих своей величиной, пихт, елей и кедров. Темно-зеленые пирамиды пихт со свинцовострыми стволами резко вырисовываются на фоне гораздо более светлой зелени осинника, и здесь попорченного каким-то насекомым. Местами дорога производит впечатление узкого коридора между, колоннадами осиновых и пихтовых стволов…».

«Почва покрыта густым травянистым покровом с цветущим еще душистым Iris ruthenica. Ландшафт уже совершенно горный и очень живописный: выступают красивые скалы с баданом (Saxifraga crassifolia L.) и маральником (Rhododendron davuricum L.). В тенистых лесах среди кожистых блестящих зеленых листьев бадана видны стрелки отцветающих розовых цветов. Бадан играет некоторую роль в обиходе местного населения: прошлогодние сухие листья употребляются вместо чая. Маральник, красивый алтайский рододендрон, весною усыпанный розовыми цветами, уже отцвёл…»

Геология

Близ с. Кебезень, в куполообразной, высотой до 30 м, возвышенности, у порога «Кебезенские щеки» находятся беловатых тонов слабо выветривающееся роговообманковое, иногда принимающее характер близкий к граниту и глинистым сланцам, магматическая основная порода габбро, которая чередуется с пластами темнозеленого амфиболита (по Яковлеву — диабаза, горная порода). В выветривании пород принимает участие и специфическая для осыпей растительность из лишайников, разнообразных литофитов: луков, бадана, даурского рододендрона, черной смородины и других кустарников.

Флора и фауна

22 августа 1967 году после обильных августовских дождей пошли опенки. 13 июля 1980 г. зарегистрированы в сосновых лесах у Кебезеня самые ранние сроки появления груздей. В 2001 г. первые маслята были отмечены на рынке вблизи Кебезени 18 июля.

19 мая (1959-1970) в Кебезени цветение черемухи, 31 мая (1965-1968) зацветает желтая акация, 13 июня (1962-1970) начинает цвести шиповник, 29 июля (1958-1983) - созревание черемухи.

У села (Юдин и др., 1979) встречается ночница Иконникова – очень редкий, малоизученный вид летучих мышей, который внесен в Красную книгу (животные) Алтайского края. Отмечены появления косули (Дмитриев, 1938).

Паром в Кебезень

Климат

По предгорной части долин рек Бии и Лебедя в среднем осадков выпадает 800– 850 мм, а в отдельные годы до 1050 мм (Кебезень– 1961 г.) – 1100 мм.
Температура воды Бии у с. Кебезень:

Среднемесячные температуры

Наибольшая температура воды из срочных наблюдений

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

1,8

3,8

4,8

7,5

12,6

10,9

6,7

2,2

18,9

Революционное прошлое

В селе Кебезень похоронен коммунист командир 3 роты 4-го Бийского особого назначения полка Можаров, погибший в рукопашном бою за освобождение с. Артыбаш на Телецком озере.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 15 апреля 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники