Узнезя (Узнези, Угнезя, Усть-Узнезя, Узнеся) — третье по численности село Чемальского района, центр Узнезинского сельского поселения Республики Алтай, расположенное на правом берегу реки Катунь в устье реки Узнезя. Расположено у юго-западного склона горы Селигур - примечательной вершины хребта Иолго, подходящего к долине реки Катуни своим юго-западным крутым склоном, поднимающаяся на высоту 752 м. По мнению старожилов, село охраняется с одной стороны величественной горой, именуемой Суру-Кыр (островершинная), с другой стороны - яростной и мощной Катунью. Основная трасса Чемальский тракт

 Чемальский район Карта

Узнезя Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район

От Чуйского тракта до Узнези по Чемальскому тракту 21,5 километр. Как раз посредине между Элекмонаром и Узнезей (5 км в обе стороны) в Катунь впадает река Куюм.

Население

На 1 января 2016 года составляло 501 человек.

Топонимика

Озон-Ээзи (Узнези, Узнезя); озон с основным значением — ствол, фитиль, сердцевина (дерева) и географическим — протока. Это апеллятив (нарицательное, название) распространенный на территории Горного Алтая не повсеместно и отмечен лишь в нескольких наименованиях. Есть мнение, что озен — производное, образовавшееся от глагола оз- — течь с помощью аффикса -(а)н в значении носителя процесса. Алт. ээ — хозяин; алт.-зи — афф. прит. Озон ээзи — букв, «хозяин, дух протоки, реки; речной дух».

Туристское значение

За Аскатским мостом перед селом Узнезя на 19 километре Чемальского тракта, с левой стороны от дороги пред вами появится необычной формы скалистый склон горы. Этот отвесный склон, ориентированный на запад к долине реки Катуни, примечателен тем, что в нижней его части каменная выемка напоминает арку-ворота больших размеров. Примечательно и то, что через всю арку по диагонали проходит трещина — стык двух огромных створок «Каменных ворот».

Бытует легенда и про эти скальные ворота, она гласит о следующем. «Когда греховность живущих на Алтае людей превысит все возможные пределы и человек будет отдаляться от светлого божества Верхнего Мира - Ульгеня, приближаясь в своих делах и помыслах к темному божеству Нижнего мира — Эрлику. Единственным спасением населения будет Белый Богатырь, который в момент опасности выйдет из этой арки. Выйдет и спасет людей и их землю, то ли от потопа, то ли от землетрясения, то ли от мора и голода. После дел ратных Белого Богатыря потянутся люди к добру и пониманию, уважению и почитанию...».

Белый цвет фигурирует в легенде — не случайно. Породы данной местности светлых оттенков — чаще всего известняки, мрамор, расположенные к проявлению карстовых явлений. Именно поэтому скалолазание по отвесным скалам чрезвычайно опасно. Поэтому доверять «корявой» надписи на этой скале - «скалолаз» - не стоит.

История

Наиболее раннее упоминание Узнези – 1858 год (найденное на момент написания статьи – Е.Г.). В записке Улалинского отделения Алтайской духовной миссии миссионера священника Иоанна Смольянникова, изданной в Москве в 1860 году, отмечается: «...Вместе с о. Арсением Ивановским проехали мы на Чемал; здесь и в деревне Узнезе, я окрестил младенцев христианских родителей, и занимался исправлением других церковных треб. Утешительно было видеть, что новокрещёные инородцы усердно исполняют все христианские обязанности, привержены к святому храму, преданы служителям Церкви и вообще искренны и простодушны…».

Некоторые (и довольно авторитетные исследователи) считают, что село Узнезя образовано крестьянами Алтайской волости, переехавшим на речку Узнезю. Будто бы к ним понемногу начали приселяться алтайцы-кочевники и переходить в православие. Как мы видим из сведений, указанных выше, ещё ДО крестьян существовала деревня Узнезя, в которой УЖЕ жили крещёные алтайцы.

25 марта 1860 года эти места описаны миссионером: «Проехали верст 30, я не чувствовал никакой усталости. На перевале Узненском открылся прекрасный вид на закатунские горы, совершенно не похожие на те черневые, овальные, травянистые горы, которые я видел. Около Катуни и за Катунью горы серые, голый камень и вершины их гребнем. Вдали виднелись белки. Я залюбовался на эту картину.

— Как здесь хорошо; какие горы, какие виды! — сказал я о. Иоанну.

— Говорю тебе, Моисеевич, — ответил мне о. Иоанн,— пройдет четверть века, или с небольшим, и виды эти изменятся. Камни останутся, а лесу не будет.

О. Иоанн быль поэт в душе, он еще более восторгался видами, чем я.

Спустившись в долину Узнези, заходили в юрты некрещеных алтайцев.

В первый раз в жизни мне довелось быть в юрте, да еще некрещеного человека. Меня все интересовало…».

В 1868 году в 7 верстах перед Лекунаром (Эликмонаром), на реке Катунь, находилось поселение Шадрина (Усть-Лезень, Усть-Люзень, 6 дворов, 28 мужчин, 30 женщин). Возможно, это была Узнезя (Усть-Лезень/Узнезя - созвучно).

Весною 1874 года у проживавшей в деревне Узнезе бедной новокрещеной вдовы Дарьи Алексеевой калмыком 5 волости Чончием Попошевым украдены были две лошади. Вор был уличён, земскою полицией приказано было волостному некрещеному старосте Чамчию сделать разбирательство этого дела. Но несмотря ни на это приказание, ни настояния членов миссии и бывшего письмоводителя зайсанов Дорошенко, напоминавшего старосте почти ежедневно об этом деле, по этому делу не сделано никакого разбирательства.

В 1880 году вышло распоряжение русской администрации, отменявшее наследственность и пожизненность зайсанского звания… Собранные материалы позволяют дать описание выборов зайсана в бывшей 1-й алтайской дючине, где зайсан избирался из сеока «Мундус».

«Все население дючины извещалось о дне перевыборов зайсана. Выборы происходили под открытым небом, на правом берегу Катуни, в 1,5 километрах ниже впадения р. Узнези. Народ начинал съезжаться накануне выборов. Богачи и демичи ставили свои палатки. Бедняки и середняки устраивались под деревьями.

Вечером накануне выборов в палатках демичи и баев шло обильное угощение вином, мясом, медом. Угощали всех, никому не отказывали. Богачи устраивали угощение на свой счёт, а демичи — на общественные деньги. Во время вечернего и ночного угощения баи и демичи заручались согласием народа о поддержке нужного им кандидата. На утро происходили выборы. В день выборов, до окончания выборной процедуры и прочих дел, вино не подавали.

Выборы начинались рано утром. На просторней полянке расстилали токумы и кичямы (чепраки и потники), на которых усаживались в круг. В середине сидел старый зайсан, вокруг него демичи, потом «шеленги» или «албачи» (сборщики, податей, затем «лучшие люди» — баи, наконец, остальные.

Беднота стояла сзади на ногах, чтобы виднее было. Каждый демичи мог выставить кандидата в зайсаны от имени своего «армана». Обычно на самих выборах разногласий уже никаких не было, так как накануне демичи и баи договорились окончательно о кандидатуре и получали различными способами согласие народа.

Оглашался кандидат в зайсаны. Все поднимали за него руку и кричали «согласны». Зайсан вставал, кланялся и говорил: «Зачем меня выбираете, есть люди лучше и умнее меня», ему в ответ кричали: «Нет, самый лучший, самый умный из нас ты, ты зайсаном будешь». На этом же собрании выбирали демичи, шуленги и казначея. После выборов, если были заявления, происходили судебные разбирательства, проводить которые зайсан поручал демичи и потом утверждал их решение, которое могло быть обжаловано бийскому крестьянскому начальству соответственного участка, которое часто присутствовало на выборах в зайсаны.

По окончании всех дел, снова начиналось угощение собравшихся. «В полдень в громадных котлах начинается варка всевозможного мяса, львиная доля от которого достается сильным алтайского мира, хотя сумма расхода на харчи и раскладывается на всех поровну. К вечеру большинство напивается аракою, там и сям слышны смех, песни, крик и т. п.».

В 1889 деревня Узнезя, в 12 верстах на юг от Чопоша насчитывает 61 жителя, в том числе инородцев оседлых 16, кочевых 29, русских 16. Народонаселение за 10 лет увеличилось на 13 душ (выходит в 1879 году было 48 душ). Грамотных 3, неграмотных 58.

В 1893 году насчитывается 11 крестьянских дворов и 4 некрестьянских. Количество жителей – 33 мужчины и 35 женщин.

В 1896 году географ и статистик Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский  пишет: «В Узнезе (12 верст от Чепоша), путь вдоль Катуни смыкается, как мы говорили выше <...>, с колесной дорогой из Улалы через Улалинский монастырь. Небольшое селение Узнезя расположено на ровном месте, окруженным крутыми горными склонами».

В 1897 году составлены наиболее полные сведения об Усть-Узнезе и её жителях. Она принадлежит к Первой Алтайской дючине и насчитывает 19 хозяйств (четыре дома, 16 изб, 13 юрт). Население – 48 мужчин, 53 женщин. Число грамотных – 5 мужчин и одна женщина.

Не имеющих посева – два хозяйства. Засеяно 16,1 десятины пшеницы, 11,1 – овса, 3,9 – ячменя, 1,7 – ярицы. Сенокосом пользуются 19 хозяйств. Поставлено 3230 копён сена. В Узнезе после двух посевов земля отдыхает года три; после отдыха новые посевы в течение двух лет, сменяемые новым отдыхом лет на пять и т. д.

Из мелкого рогатого скота содержится 35 овец. Телят до 1 года – 38, нетелей – 23, 13 быков, 83 коров. Лошадей 125. На голову крупного скота приходится пять саженей городьбы.

С одной рабочей лошадью три хозяйства, с двумя рабочими лошадьми – два. От 3 до 5 лошадей – семь, 5-10 - три. Крупного рогатого скота от 2-4 голов содержат 5 хозяйств, 4-6 – 5, 6-10 – 6, 10-15 – 2, 15-20 – 1. Без мелкого скота 16 хозяйств, от 10 до 20 голов - три. Немногие богачи выгоняют табун голов в 150 на зиму в вершины р. Узнези и там сдают его на выпас калмыкам по 20 и 30 копеек с головы.

Три хозяйства имеют пасеки и насчитывается в них 62 колодки. Число хозяйств, занимающихся промыслами, – 17 (заняты 24 мужчины). Четыре человека платят казённую подать.

Узнезя

В 1900 году начинает строиться молитвенный дом, но за недостатком средств дело вскоре остановилось.

24 января 1903 года в Узнезе побывал Макарий Невский, Епископ Томский и Барнаульский. Деревушка небольшая, дворов до 20. Большинство жителей новокрещеные, есть семей до четырех русских. В этот год, благодаря стараниям заботливого миссионера о. Тимофея Петрова, молитвенный дом был окончен постройкой и освящен. Школы же здесь еще нет. Макарий проследовал в недавно освященный молитвенный дом. Приложивши всех ко св. кресту, Владыка при пении народом «Достойно есть» прошел к экипажу и отправился в следующее селение.

В 1903 году на поселение в Узнезю приехали Тозыяковы. Сегодня в селении располагается дом-музей их имени.

В 1904 году в Узнезе 27 дворов, 63 мужчины и 68 женщин. Вновь строится молитвенный дом, располагается родовое управление и работает мукомольная водяная мельница. Водяная мельница была с огромными размашистыми крыльями. Летом при закрытых шлюзах появлялось целое «море» теплой и чистой воды. Вся деревня отдыхала на берегу рукотворного водоема. Было много рыбы, ее ловили большими количествами.

В 1904 году открыта церковно-приходская школа. В этом году обучалось 17 детей. Учитель – Иван Тюмаков.

В 1905 году деревня «Узнези находится в маленькой долине со всех сторон как бы сдавленной горами, горы здесь особенно высоки и пикообразными скалами устремляются в небесную высь».

В 1908 году деревня Узнеся, прежде маленькая и скромная с перенесением сюда родового управления расширившаяся, также переполненная незнакомыми людьми, думает захватить, самые лучшие пахотные земли Чопоша, опираясь на кочевые права. Будь закреплен за Чопошем тот участок земли, который издавна принадлежал этому селению, вероятно старожилы не допустили бы в свою среду нежелательного элемента, и Чопош по-прежнему жил бы своею тихою, христианскою жизнью.

Распоряжение Его Превосходительства о перенесении родового управления из Узнези в Чемал, т. е. в пункт, где находится миссионерский стан, в котором, собственно, и концентрировалась окружная жизнь, и в котором, по мнению Епархиального Начальства, должно быть и родовое правление, не исполнено.

Летом 1908 года в деревушке Узнезе, расположенной в живописном ущелье по берегу речки Узнези близ впадения её в Катунь, побывал ботаник и краевед Виктор Иванович Верещагин. «В посевах много цветущего в конце июня и июля Саlystegia pellita Ledb., Polygonum tataricum qartn, Agrostemma githago L., Triticum sp., Bromus sp. и др.»

В 1911 году селение включает 36 дворов, с проживающими в них 96 мужчинами и 93 женщинами. В Узнезе церковь, миссионерская школа, родовое управление, два кожевенных завода, мукомольная водяная мельница Осиповых, лавка, кузница. В этом году учитель Александровской школы Василий Ялбачев перемещён на таковую же должность в Узнезинскую школу.

Открыта школа гражданского ведомства (Министерства Народного Просвещения). Церковно-приходская школа существовала и существует. Так что в селении две школы.

В 1912 году «Узнези — небольшое селение, расположенное в живописной местности при впадении р. Узнези в Катунь. Несколько домой пригодны для дач…» Профессор Томского университета, действительный член Русского Географического общества Василий Васильевич Сапожников отмечал, что наибольший интерес дачной жизни представляли прогулки и экскурсии, ради чего дачники большую часть дня в хорошую погоду проводили верхом на коне. Верховые лошади давались частными жителями по 1 р. в день; если нанимали помесячно, то можно было условиться гораздо дешевле (15-20 руб. в месяц). Проводники, особенно для дальних экскурсий, лучше было нанимать из Эликманара, Узнези и Аноса; плата им обычно составляла 1 руб. в день. Немного выше Аноса через Катунь имелся перевоз — самолет на проволочном канате; перебросившись на нем на правый берег Катуни, можно было попасть в Узнези.

Около скал работал паром в Анос, лежащий на левом берегу Катуни; дальше терраса с лесом, по которой дорога вела на мост через р. Эликманар в самом селении. Недалеко от парома дорога переходила мост через р. Куюм.

18 мая 1915 года Преосвященнейший томский архипастырь Анатолий по дороге в Чемал посетил молитвенный дом в Узнези, обращая особенное внимание на постановку школьного дела. В Узнезе Владыка кушал чай в местной школе, приготовленный учителем Чевалковым.

После свержения самодержавия

В начале декабря 1919 года, когда началось отступление колчаковцев в Монголию, вспыхнул огонь партизанской борьбы в северной части Горного Алтая. Партизанский отряд под командованием Ф. И. Усольцева освобождает от каракорумцев Узнезю, ликвидирует колчаковский отряд, отступивший вверх по Катуни.

В 1921 году в районе Узнези погибли бойцы отряда ЧОН и комиссар Иван Мартаков. На месте их гибели установлен памятник павшим героям гражданской войны...

В 1924-1925 годах развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Был поднят вопрос о новом направлении Чуйского тракта: «... от г. Бийска, через Ярки, Сростки, Березовку, Быстрянское, Платово, Чергачу, Устюбу, с. Манжерок, Талду, Чепош, Узнезю, Эликмонар, Чемал с выходом в Коркесу на старый тракт...»

Узнезя

В 1926 году статистические сведения о селе таковы: имеется сельский совет, школа, при школе работает ликбез. В селе 54 хозяйства, с населением 118 мужчин и 130 женщин. Церковь преобразована в бондарную (изготовление бочек) мастерскую.

В 1929 году в селе образована коммуна, открыты два детских сада.

В 1931 году создана сельхозартель «Заря Алтая». Председатель Ломов. Открыта почта.

В военные годы был построен новый крупный механизированный Узнезинский маслосырзавод. Завод производил брынзу, мороженое, сыр, сырковую массу, сливочное и топленое масло, творог.

В 1941-1945 года в Узнезе отмечены три мельницы, три магазина, смолокурный завод, два бомбоубежища, леспромхоз.

1 июля 1941 года на фронт был призван бухгалтер лесопильного завода Александр Николаевич Ленкин, ставший героем Советского Союза (Указом Президиума ВС СССР № 4328 от 7.08.1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»).

В 1952 году выше села Узнези существовала паромная переправа через реку Катунь в село Анос, где имелся прекрасный колхозный плодово-ягодный сад.

После 1960 года сельхозартель «Заря Алтая» была переименована в колхоз. На момент переименования сельхозартель включала зернохранилище, контору, кузницу, конюшню, пилораму, пункт искусственного осеменения, свинарник, три скотных двора три телятника, четыре омшаника.

В 1977 году село Узнезя относится к Элекмонарскому сельскому поселковому Совету Шебалинского района.

В 1996 году районировано Узнезинское сельское поселение. В него входят, кроме Узнези, Аскат, Нижний Куюм, Верхний Куюм, Турбаза «Катунь».

В 1998 году в сельском клубе с. Узнезя Чемальского района основан народный театр «Гамаюн» (Рук. Р.В. Чеснокова, Я.М. Эллерт).

В 2006 году народному театру «Гамаюн» присваивается звание «народный театр».

Сегодня

В Узнезе располагаются средняя школа, базы отдыха, магазины, почта, туристические комплексы, новый фельдшерско-акушерский пункт. Открыты культурно-оздоровительный комплекс с прекрасным залом, мемориальный комплекс памяти павших в войне земляков, автомобильный севис. Жители села занимаются резьбой по дереву, вышивают крестом, гладью и бисером, изготавливают куклы-обереги, пишут картины, делают фотопейзажи.

Узнезя

Знаменитые люди

22 декабря 1902 года в селе Узнезе, в семье рабочего кожевенного завода, родилась Таисия Макаровна Тощакова, первая алтайская женщина – ученая.

11 августа 1938 года в селе родилась Валерия Федоровна Заозерова, известная вокалистка Горного Алтая.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 30 октября 2013 г. Ссылка на сайт обязательна! Отдельное спасибо за правки Ф. Федотову.

Источники

Ссылка на сайт обязательна!