Село Балыктуюль (Балыкту-Jул, Балыктуюл) — село, расположенное в Улаганском районе на пр. берегу р. Большой Улаган в 15 км от устья, в месте впадения в неё речки Арагол.

Улаганский район Карта


 Туристский район: Чулышманский район  

Население

По переписи 2010 года составляло 1346 человек.

Туристское значение

В нескольких километрах, находятся знаменитые Пазырыкские курганы. Комплекс захоронений был изучен в 20-м веке и дал название целой культуре, которую выделяют археологи. Находки из них ныне экспонируются в Эрмитаже (древнейший в мире ворсовый ковер, колесница и др.).

В самом селе на фоне разваливающегося двухэтажного здания сельсовета гордо высится красно-коричневого цвета алтайский всадник, который посвящен чабанам. По рассказам жительницы села: "Памятник сделали чабанам совхоза. В советские времена было очень сильно развито скотоводство, и наши чабаны всегда занимали первые места в СССР. Детей чабанов отправляли отдыхать в Москву, большие города, и давали бесплатные путевки на санатории. В общем, памятник не именной, а общий всем чабанам".

Ещё одна особенность Балыктуюля - красивый, вновь отстроенный деревянный храм. Храм обложен кирпичом.

Балыктуюльской средней школе принадлежит сказочный яблоневый сад в долине Чулышмана: в нескольких десятках километров от высокогорной лесотундры - долина Чулышмана.

Неподалеку от устья реки Арагол в нескольких километрах найдена древняя оросительная система.

Топонимика

Балыкту-Jул (Балыктуюл) р., н. п. Улаг. р-на. Алт. балыкту — имеющий рыбу, с рыбой; Значение апеллятива jул мало знакомо алтайскому населению области (оно известно теленгитам в значении «ложок с водой; урочище»), поэтому для географических имен с данным компонентом существует множество объяснений, в правильности которых можно сомневаться.. Балыкту jул — букв. река с рыбой, рыбный омут.

История

В 1928 году, не заморачиваясь над датой основания Балыктуюля, издатели справочника населённых пунктов Сибирского края поставили цифру 1765 г., как и Улагану. Вот почему-то устроила их эта дата! Излюбленная фраза для «научности» этой цифры следующая – «когда были присоединены к России южные территории Алтая». Понимай, как хочешь. Вот когда, тогда и… В общем, вопрос с датой основания - открытый. Проще рассказать о тех, кто и чем жил в этих местах.

Жили теленгиты (так отмечено в справочнике), а скорее – телесы. По сообщению Ивана Николаевича Михайлова во 2-й Чуйской волости особенным чванством и заносчивостью отличался зайсан Семен Юлуков (сын Мандая, правил около 10 лет, до 1898-1899, смещён за жестокость Дюди из рода Ак-Кöбöк), живший в 1890-е годы в Балыкту-Юле. Юлуков заставлял алтайцев, не доезжая полверсты до его дома, снимать шапку и проезжать мимо зайсанского дома с обнаженной головой и обязательно шагом.

Зайсан под видом родственников держал более 30 батраков. Юлуков давал своим сородичам овец. Взявший овец мог пользоваться частично шерстью овец и заколоть для еды одну; однако за это он пас круглый год зайсанских овец, стриг с них шерсть и катал войлок (кошму), из которого только одна треть, а в лучшем случае половина, оставалась у него, а остальное шло зайсану.

С.Юлуков имел около 800 коров, 80 табунов лошадей (по 12—15 лошадей в табуне), большое стадо маралов. Он ежегодно скупал и продавал (русским купцам Тренихину, Обобкову и др.) 400—500 быков, причем покупал быков телятами по 1 рублю за теленка, а взрослых продавал по 20 рублей.

Юлуков вел большую торговлю с Китаем. Туда он отправлял целые караваны с маральими рогами, которых он ежегодно снимал на несколько десятков тысяч рублей. Караван обслуживали его работники под руководством каравановожатого Петра (из сеока Сагал). Из Китая караван привозил шелк, посеребренную сбрую, различные ткани и изделия, китайскую водку, табак.

У зайсана Семена Юлукова труд алтайцев на помочи был организован следующим образом. Все съехавшиеся косить разбивались на группы по родам, например группа Оргончылар (т.е. рода Оргончи), Саалдар, Иркиттер, Мундустар и т. д. В каждой родовой группе был руководитель (башчы). Руководитель помочи, обычно близкий родственник зайсана, отводил для каждой родовой группы определенный участок покоса с заданием выкосить его к вечеру.

Зайсан во время работы объезжал свои обширные покосы и раскуривал с каждым башчы трубку, прося постараться. Огромнейшие покосы Юлукова выкашивались таким образом в один день. Вечером устраивалось угощение. Варили мясо, пили вино. Богачи (баи) в работах на помочи не участвовали. Они посылали косить своих работников, а сами приезжали вечером на пир. Подобного рода помочи Юлуков устраивал и при съемке и варке маральих рогов.

Каждый род, входящий в состав данного зайсанства, обязан был ежегодно приносить первого убитого кем-либо из членов рода зверя зайсану Юлукову. По материалам С. А. Токарева, этот зайсан «заставлял, например, приносить ему от каждого сомона (участка, подведомственного демичи) в год по лисице. Ему же каждое хозяйство должно было ежегодно давать определенную часть заготовленного сена (по-видимому, это относится к населению, кочевавшему поблизости…»

Достоверно известно, что в 1890 году «открыт стан в Улагане, что за Телецким озером при речке Балыкту-Юль, - оставляющей один из притоков р. Улагана, впадающего в Башкаус с правой стороны. До этого времени эта местность была в ведении Чолышманского миссионера, в 80 верстах к юго-западу от его местожительства. С умножением здесь христианской паствы, при трудных путях сообщения, неотложно понадобился здесь особый миссионер, который совершая пастырское служение для новокрещёных, заботился бы о просвещении и остальных язычников, здесь обитающих. Здесь выстроен молитвенный дом и помещение для миссионера, требующее значительных поправок».

23 июля 1895 года в аил Балыкту-Иуль прибыл епископ Макарий. Здесь Преосвященный остановливался у одного из местных новокрещеных инородцев, зайсана Семёна, называвшегося до крещения Чöчи...

У этого Семена Степановича Чоочи (скорее всего, это и есть тот Юлуков – Е.Г.) в Балыкту-Юле был довольно большой крытый тесом дом, в котором впрочем жил только зимою, а на лето с семьей откочевыл в степь. До принятия св. крещения Семен жил бедно, часто хворал и занимался камланием. Приняв христианство, он как бы переродился, сделался здоровым, разбогател и наконец избран был в зайсаны.

Видя во всем этом проявление милости Божией к себе, он с усердием отдался на служение миссии: выстроил дом для миссионера в Балыкту-Юле, сделал много пожертвований для местных церквей и на нужды школ.

В 1899 г. на средства Алтайской духовной миссии и с помощью миссионеров и местных жителей была построена церковь во имя Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Освящена епископом Бийским 24 июля 1899 г.

Времена меняются. Сегодня люди, всю жизнь прожившие в социалистическом обществе, начинают сочинять розовое прошлое. Как-то: «основная финансовая помощь на строительство церкви была оказана зайсаном С.Юлуковым, который имел деревянный двухэтажный дом на левом берегу Балыктуюли». Этим бы сочинителям не мешало, не доезжая полверсты до этого дома, снимать шапку и проезжать мимо с обнаженной головой и обязательно шагом…

14 марта 1905 г. Указом Священного Синода в селе был открыт миссионерский стан, миссионерская школа и приют для детей. В школе детей обучали грамоте, церковному пению, ремеслу. Жители получали медицинскую помощь.

В 1906 году депутация от новокрещеных из Балыкту-Юла прибыла к Макарию Невскому, делавшему обзор миссии, с ходатайством о том, чтобы он посетил их селения. Во главе Балыктуюльских уполномоченных стоял Семен. Беседа шла на алтайском языке.

Они приехали на громаднейшую горную равнину (плато), по далеким окраинам которой высились, уходя к небесам, снеговые вершины величественных гор Алтая. Скоро увидели и отрадный дымок, поднимающийся из очагов инородческих юрт в Балыкту-Юле.

Собравшийся народ встретил Макария у своей церкви во имя св. великомученика Пантелеимона с хлебом и солью. Мужчины стояли по одну сторону храма, жены, дочери и дети их по другую. Все приветствовали появление святителя одновременным глубоким поклоном. Местный миссионер Вл. Тозыков был в отпуске с требами по разбросанным аилам своего огромного прихода.

Свою преданность православию жители доказали тем, что в Балыкту-Юле выстроены ими на свой счет церковь и дом для миссионера, благодаря чему представилась возможность открыть здесь новое миссионерское отделение.

Они приготовили материал для возведения у себя храма Божия. Дело стояло только за молитвенным освящением места постройки и строительных материалов. Почему, 2 августа утром, напившись чаю, отправились верхами к месту, где предположено инородцами строить церковь. Оно находилось в верстах 10 от Балыкту-Юла, близ устья р. Улаган.

Бийский мещанин Н. А. Щетинин, торгующий здесь, обещал выстроить церковь. На самом деле её пришлось строить местному обществу.

Место избрано как нельзя лучше: находится оно в прекраснейшей долине, сплошь покрытой роскошною и богатою растительности; по долине шумливо извивается прозрачная, быстротекущая р. Улаган.

Выходило так, конечно, от непривычки их, но в этом богослужебном участии ценно послушание их, за которое Господь Бог в свое время подаст им и недостающее. После вечерни отслужили молебен с водосвятием. Для освящения воды ходили на реку с пением церковных песнопений. По освящении воды инородцы пили ее и омывали ею головы и лица свои, а владыка окропил ею место будущего храма и материалы.

По возвращении в Балыкту-Юл Макарий посетил того Семена, который тоже был в составе депутации. Юрта Семена большая, сравнительно с другими опрятная и чистая, нары застланы кругом красивыми коврами, тоже и пол. Семен в жена его Параскева (болезненная) встретили и приняли весьма сердечно; гостеприимство оказано было самое широкое, и, по обычаю алтайцев, упросили своего гостя, осчастливившего их своим вниманием, принять от них на память в подарок 11 черных мерлушек и небольшой кусок белой и шелковой материи. Мерлушки после, при проезде чрез Чолышманский монастырь, отданы были приют детям.

В 1908 г. строительство церкви было почти закончено. Строительством руководил Тринихин. Был также построен дом для священника и различные постройки. Одной из главных святынь храма до революции была икона Святого Великомученника и целителя Пантелеймона, привезенная из святой горы Афон (Греция).

1909 Приезд на Балыкту-Юл епископа Инннекентия. Служение молебна в недостроенной церкви, на которую уже израсходовано было 4000 рублей, из коих 1000 рублей пожертвованы были Митрофаном Макаровым Белеем, представленным к серебряной медали за это пожертвование.

После падения самодержавия

В 1924 г. в окрестностях и с. Балыктуюль во всех сельских Советах области были организованы кресткомы (крестьянские комитеты обществ взаимопомощи).

В 1926 г. в Балыктуюле был лечебный пункт, лавка общества потребителей, районный исполнительный комитет, почтовое агентство. Согласно списку, в урочище было 43 двора, в которых проживало 66 мужчин и 52 женщины.

В 1929 - 1939 гг. был закрыт и частично разрушен храм, купола были заменены обычной крышей.

В 1957 - 58 гг. в помещении старой церкви образован клуб.

В 1968 г. клуб преобразован в складское помещение для зерна.

13 ноября 1980 г. был открыт памятника-мемориала в с. Балыктуюль Улаганского района, посвященного воинам-землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Памятник выполнен в бетоне скульптором П. Елбаевым, над проектом работал художник И. Ортонулов, архитектор М. Епишев. Был также создан краеведческий музей трудовой и боевой славы совхоза "Советский Алтай", который просуществовал до 1993 г. в стенах бывшей Пантелеймоновской церкви. Музей «Пазырык» в Улагане является преемником этого сельского музея.

В апреле 1993 г. в селе вновь организованная приходская община, которой ни боевой, ни трудовой славы уже было не нужно, обратилась к администрации совхоза с просьбой вернуть верующим здание храма.

7 августа 1993 г. в Пантелеймоновской церкви стали совершаться богослужения. Храм восстанавливался общими усилиями жителей всего Улаганского района.

6 августа 1997 г. храм был освящен Преосвященным Антонием, Епископом Барнаульским и Алтайским.

В августе 2005 г. здание церкви (предположительно - в результате поджога) сгорело. Прихожане очистили пепелище, возвели новый фундамент, и новое строительство началось весной 2006 года. Уже осенью церковь открыла свои двери. При храме открыта воскресная школа, где дети обучаются Закону Божьему, церковному песнопению и получают первичное музыкальное образование. Богослужения проводятся на двух языках: церковнославянском и на алтайском.

В настоящее время Балыктуюль является центром православной жизни Улаганского района.

Культура

В разговорах местных жителей Балыктуюля есть ряд особенностей. В частности ажу в их понятии - «это высокий перевал, выше и длиннее, чем арт, с высоким подъемом и долгим спуском, может быть покрыт лесом, но бывает и безлесным». Айан - «это поляна без бугров на высокогорье среди леса, имеет обычно круглую форму площадью до одного гектара. На айанг'е растет трава, там косят, может расти и кустарник». Меес у них обозначает «поляну среди леса далеко в горах, меес может быть на любой стороне горы: южной или северной».

Арт — углубление между горами, невысокий перевал у них «гораздо меньше ажу и по высоте и по ширине». Ачык — «это дорога с горы, по обеим сторонам которой лес. Ачык может начинаться не с самой вершины горы. Бывают простые ачык'и и узкие (узун ачык). Узун ачык тянется 5—6 км, ширина его от 40—50 до 400—500 м. Простой ачык в два раза меньше». Jик - «лог, который в два-три раза меньше, чем кобы». В Балыктуюле каjу называют возвышения, как правило, в двухстах и меньше метрах от берега реки; они могут быть очень длинными (10 км), чаще всего располагаются параллельно реке (суудынг кырындагы кажат).

«Капчал очень похож на jарык, обе стороны ущелья крутые и скалистые. Это водное ущелье, редко бывает безводным». Кырланг - «длинное узкое возвышение небольшой высоты (не выше 20 метров), длина его достигает одного километра, наименьшая длина — 100, 500 метров».

Ойбок - «Так называют углубление на низком месте, если смотреть на это место издалека, то углубление незаметно; оно обычно бывает вровень с низиной. Весной в ойбоке бывает немного воды, потом вода высыхает. По размеру ойбок встречается до одного гектара». Ойым – «это углубление на высокой горе, расположенное ближе к подошве и по протяженности уступающее ойык». Котловины небольших размеров на склонах гор (до одного гектара), где часто бывают зимовки, теленгиты н. п. Балыктуюл называют туземик (др.-тюрк, туз — ровный, плоский)

«Учар — это очень высокая гора на берегу реки, где почти никогда не бывает человека, даже охотник туда не ходит, только птицы долетают; это очень крутая гора, которую можно сравнить с рогами коровы, даже снег здесь зимой редко удерживается из-за крутизны».

В с.Балыктуюль, раньше разрешалось уносить с аржана домой воду только в тажуурах — кожаных орнаментированных флягах.

Знаменитые жители

В селе родился (15.03.1933) и жил график, живописец, член Союза художников России (1971), автор Герба Республики Алтай, Заслуженный художник России (1982), Народный художник Республики Алтай (2004) Игнат Иванович Ортонулов. Потомок древнего алтайского рода он использует традиции народного искусства, его сложный символический язык для создания образов глубокого философского содержания. Живопись И.И. Ортонулова востребована, его работы находятся в фондах алтайских музеев, в частных коллекциях.

"Руководство Республики создало государственную комиссию по отбору проектов государственной символики Республики Алтай. Я, вошел в состав комиссии, председателем назначили Владимира Ивановича Эдокова. В конкурсе приняли участие художники из всех регионов России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Полтора года не было достойных работ, и Владимир Иванович сказал, что нужно разрабатывать герб самим. Первый вариант был представлен с медведем и кедрами. Затем, второй - с аргымаком, Катунью и Солнцем. Сначала последний вариант одобрили, но депутаты выступили с резкой критикой, и пришлось искать новые варианты. Затем последовал герб с пазырыкским оленем, Катунью, Телецким озером, но вновь работа не была утверждена депутатами.

Полгода спустя я увидел сбруи и наседники. На них было изображено мифическое животное Кан-Кереде. Я решил, что этот вариант будет оригинальным. Поставив его на ноги и нарисовав два крыла я добавил к общей картине детали. Наверху поставил Белуху, голубое небо, Кан-Кереде сам белого цвета, а крылья золотого. Снизу -реки, Катунь и Бия со своими притоками (у каждой их 6, и сама река считается седьмой). После, к ним я сделал русла и получился оригинальный орнамент с бирюзовым цветом Катуни.

Помню слова алтайского сказителя Алексея Григорьевича Калкина. Он спросил, какого цвета Кан-Кереде, услышав, что существо белого цвета, воскликнул - "депутаты должны поддержать ". Через неделю состоялась сессия, на которой я защищал свою работу, объяснил что значит каждый узор и почему я выбрал Кан-Кереде - защитника людей и зверей».

Источники

1. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы, Сборник. Москва, 1893. 2. Календарь памятных и юбилейных дат Республики Алтай, Горно-Алтайск. 2009-2012 11. Кучин, А. П. Грибы Алтая. Горно-Алтайск, 2002. 3. "Мой Алтай", № 1, 2011 г.; 4. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979 г.;5. Отчёт о миссиях Томской епархии – Алтайской и Киргизской за 1890 г. ТЕВ, Томск, 1891; 6. Отчет АДМ за 1909 год. ТЕВ, Томск, 1910; 7. М. Михайловский. Посещение Алтая Преосвященным Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в июле 1895 года. ТЕВ,  Томск, 1895; 8. Обозрение епархии Высокопреосвященным Макарием, Архиепископом Томским в 1906 году. ТЕВ, Томск, 1907; 9. Потапов Л. П.. Очерк истории Ойротии. Алтайцы в период русской колонизации. — Новосибирск: ОГИЗ, 1933; 10. Потапов Л. П.. Очерки по истории алтайцев— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 11. Список населенных мест Сибирского края, т.1, Округа Юго-Западной Сибири, Новосибирск, 1928. 12. Токарев С. А.. Докапиталистические пережитки в Ойротии. Л,, 1936.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 14 апреля 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!