Кок-беш (Усть-Башкаус)

Кок-беш (Комурты, Кöгöртик, Кумурту, Кумуртук, Кумырты, Кумыр-тык, Кунуртук, Кунгуртук, Башкаусское, Усть-Башкаус, Кок-паш) – село Челушманского сельского поселения, Улаганского района, Республики Алтай. Стоит в котловине между высоких каменистых гор на устье р. Башкауса, впадающей в р. Чулышман.

Кок-Беш

Улаганский район Карта

Население

На 1 января 2015 года составило 27 жителей.

Топонимика

Согласно Молчановой Ольги Тихоновны Комур-Туу — букв. гора с узким и обрывистым местом на вершине. А. М. Малолетко по поводу данного топонима замечает: «Ныне нерасшифровываемое название урочища Кумуртук в низовье Чулышмана в прошлом веке произносилось как Кунгуртук, что на тувинском означает «могильник». И действительно, здесь много курганов раннетюркского времени (VII—X вв. н. э.).

Башкаус (алт. форма произношения: Башкос, Башкуш) — букв. главная, передняя, возможно текущая отдельно, горная река. Можно предположить значение — главное, основное углубление.

Туристское значение

Посетивший р. Чулышман в конце прошлого столетия Ядринцев Николай Михайлович описал две группы памятников: 1) большие каменные курганы близ с. Усть-Башкаус, относящиеся к периоду ранних кочевников, о чём говорят остатки сруба в яме, вырытой грабителями, и поступившая в Барнаульский музей коллекция металлических предметов из ур. Кумуртук (бывшее селение Усть-Башкаус); 2) оградки на р. Башкаус, относящиеся к тюркскому времени.

Урочище Кудыргэ, или Кудырга, находится на правом берегу р. Чулышман, в 15 км выше его впадения в оз. Телецкое. Русский, советский археолог и антрополог Руденко Сергей Иванович указал, что «Немного ниже впадения в р. Чулышман р. Башкауса, примерно на расстоянии километра от устья последней, на правом берегу р. Чулышмана, пониже теленгетского поселения Кудыргэ-аиль, на песчаной гривке раскинулся исследованный могильник. Отвесный, скалистый правый берег долины р. Чулышмана, Карали-ярык, с одной стороны, и русло реки, с другой, ограничивают небольшую площадку, урочище Кудыргэ или Кудыргэ и Оон, длиною около пятисот метров и двести с небольшим метров шириною. У южного конца этой площадки расположен зимник Кудыргэ-аиль, самая же площадка занята летником и хлебными полями, орошаемыми сувахами». Замкнутая прибрежными горами долина р. Чулышман здесь несколько расширяется, и русло реки разделяется на два рукава — основное русло и широкий проток. Очевидно, очертание реки и обусловило наименование этой местности. Слово «кудурга» по-тувински — задняя подпруга. На гривке расположен могильник, дробящийся на отдельные группки могил, разбросанные на узких песчаных холмиках, вытянутых в направлении параллельном руслу.

Могильник Кудыргэ, считавшийся ранее памятником одновременным, оказался местом погребения в течение двух периодов — в период тюркского господства (VI-VII вв.) в основной его части и в период монгольского господства (XIII-XIV вв.) в меньшей части. Начальный период сооружения представлен кудыргэнскми оградками, датируемыми временем ранее VI в. (судя по однокольчатым удилам и отсутствию стремян). Поставленный в один ряд с источниками тюркского, а затем предтюркского периода истории племён Алтая, он был включён в число памятников эпохи великого переселения народов, времени появления близких по культуре племён в Подунавье. Кудыргинские могилы казались исследователям настолько близкими к могилам аварского времени Подунавья, что венгерский археолог Д. Лашло заключил: «Если бы кудыргинские курганы были раскопаны в Венгрии, их материалы без всяких сомнений можно было бы включить в материалы венгерских аваров».

В XIX веке здесь «предпринимали верховые легонькие, для своего развлечения, экскурсии в горы, сперва на водопад, верстах в 6—7 от Чолышманского монастыря, а, затем из села Усть-Башкаусского по очаровательной долине р. Чолышмана и Башкауса к устью р. Чапдара…».

«От Кумуртука 4-5 верст до красивой горной реки Чебдар, притока Башкауса, с весьма оригинальным охотничьим мостиком. Так как до наступления темноты было еще далеко, мы решили сегодня же сделать экскурсию на Чебдар.

Тропа идет открытой ровной долиной, пересекает мелкий рукав Башкауса, несколько отведенных от него арыков и приводить в редкий сосновый бор. Почва усеяна розовыми цветами Hedysarum polymorphum Ledb. и кустиками Juniperus nana Willd. Вскоре подъезжаем к высокому бому, оставляем лошадей, а сами пешком подымаемся на бом. Здесь на скалах я нашел в большом количестве Galium coriaceum Bge и один экземпляр Orobanche sp.

С бома открывается красивый вид на Башкаус и Чеблар. Две бурных реки с грохотом сливаются в один клокочущий поток, как будто споря, кто кого перешумит. Спустившись по другую сторону бома и пройдя заросли прибрежных кустарников мы подошли к оригинальному висячему мостику, смело переброшенному через пенящийся Чебдар. Конструкция моста очень незамысловата: по берегам реки сложены груды камней; в них укреплены в горизонтальном положении 3-4 крепких жерди; к их концам такие же жерди привязаны черемуховыми связками. По такому висячему мостику, сильно качающему при переправе, можно перебраться только ползком. Лошадей пускают вплавь. Выше по Чебдару есть еще два таких же охотничьих мостика».

«В верховьях второго истока Кайры (в 13 км по пр. берегу от устья р. Чулышман), в урочище Кара-Таш («чёрный камень») у самой тропы сложена груда камней. В неё укреплены прутики с развевающимися ленточками из бязи и разноцветными конскими волосами. Это - жертва сойонов богам за благополучный переход. Такие же груды камней встречаются и дальше по дороге на Кемчик».

В этих местах сохранились древние арыки.

Известные люди

В 1908 году в урочище Кумуртук Улаганского района родился алтайский поэт Алексей Павлович Чоков (1908-1938).

Сегодня

В маленькой деревушке Кокбеш даже нет магазина.

Географическое положение, природа и фауна

Чулышман с Башкаусом текут в крайне узких, корытообразных долинах, обитаемых только в низовьях. При впадении р. Башкауса, долина р. Чулышмана несколько расширяется. Селение окружают следующие вершины: Каишкак, Тетыкель, Казактушкен, Кумуртук (на котором есть водопад), Улушту.

Плодоносная почва этой тёплой, заключённой среди суровых гор, долины покрыта прекрасными лугами, а на возделанных местах снимаются обильные урожаи. В связи с совершенно особыми физико-географическими условиями данного района, летние осадки в низовье р. Чулышмана крайне редки. Знойное летнее солнце на холмиках и гривках выжигает травы и сушит посевы. Только искусственное орошение целой системой арыков (сувахов) обеспечивает урожай хлебов и трав.

Нижнее течение р. Чулышман и её левого притока р. Башкаус представляет собой одно из удобных для обитания мест восточного Алтая.

«В Кумуртуке северные склоны левого берега лесисты, южные—безлесны. За Чулышманом же горы совершенно лишены леса. Вообще местность носит унылый характер, и только пашни, хорошо орошенные арыками, несколько оживляют пейзаж. Хлеб (пшеница и ячмень) здесь родится хорошо и, благодаря каменистости почвы, созревает рано.

Места бывших телеутских стойбищ отмечены зарослями Sisymbrium Sophia L. и Loeselii L. и Lepidium ruderale L., который местами положительно вытеснил всякую иную растительность и сплошь покрывает склоны гор.

На галешнике у устья Башкауса собран Chondrilla piptocoma Fisch, Viola dissecta Ledb. с раскрытыми уже коробочками, несколько различных Potentilla, Oxytropis и Astragalus».

«И каких только произрастаний мы не находили по долинам и на склонах гор. Облепиху, солодковый корень, дикий лук, крыжовник, барбарис, английскую мяту и т. п.»

Окружающие долину горы, видимо, издавна затрудняли в неё доступ и создавали условия природной крепости, защищённой горными хребтами от расположенной на востоке Тувы, на юге — Монголии и на западе — центральной части Горного Алтая. Отроги гор, близкие по природным данным к высокогорным степям Центральной Азии и Западных Саян, несмотря на скудный травяной покров, обусловленный песчаной подпочвой, пропускающей влагу, вполне пригодны для пастбищ.

Горные степи пригодны для выпаса всех видов скота, но особенно благоприятных для коневодства и разведения крупного рогатого скота. Долина р. Чулышман богата зверем и дичью.

«По обеим сторонам Чолышмана и Башкоуса тянутся, высокие скалистые горы; путь по берегу этих рек — каменистый и имеет много бомов (горные карнизы с узкой дорожкой).

В этих горах водятся следующие звери: дикая коза, марал, лось, козёл (антилопа), медведь, кабарга, рысь, волк, олень, росомаха, барсук, сурок, бурундук, заяц, сеностав, землеройка, мыши, белка, солонок, суслик, горностай, хорек, соболь, летяга, выдра., водяная мышь, лисица.

В р. Чулышмане водятся рыбы: таймень, щука, хайрюз, кускуч, налим, а в озёрах, в вершине Чулышмана, рыбы: асман и хайрюз.

В Башкоусе водится хайрюз, и в озерах у вершины реки: асман и хайрюз. Кроме этих, другой рыбы там нет».

Реки давали возможность заниматься не только рыболовством, но и земледелием, при условии искусственного орошения. Климатические условия в долине благоприятствуют произрастанию не только лиственных деревьев паркового типа (тополя и др.), но и фруктовых.

История

Кем и когда сооружены многочисленные оросительные системы на р. Чулышмане – вопрос открытый. Могилы поздних кочевников на могильнике Кудыргэ подтверждают выводы Н.М. Ядринцева и С.В. Киселёва о большой густоте населения в период сооружения оградок, позволяя предполагать, что в это время население вынуждено было искать дополнительные источники питания и могло найти их в оросительном земледелии.

Самое раннее описание этих мест, найдено в воспоминаниях Михаила Васильевича Чевалкова. В 50-х годах XIX века он вёл торговлю в этих местах.

«Сделавши лодку, опять стали на шестах подниматься по Чулышману; приехали к устью речки, называемой Каэрылык и там ночевали. На следующий день производили торговлю с тамошними теолёсами; еще ночевали и на следующий день у одного Теолёса, по имени Пырын, выпросили две лошади, отправились вместе с женой на устье Башкоуса, впадающего в Чулышман, чтобы там поторговать.

Приезжаем туда, стоят около тридцати решетчатых юрт. Здесь мы продали весь остальной товар.

Теперь расскажу, где Теолесы сохраняют свое имущество. Имущество их находится в пещерах скал вдали, где никто не бывает. Если они хотят с тобой производить торговлю, то говорят: если вы хотите торговать, как следует, то приезжайте через два дня, а я приготовлю вам, что есть получше из моего имущества.

Когда же спрашивают у них, откуда же придут ваши товары, то они отвечают: «Наш народ имущество свое дома не хранит, но кладет в горных пещерах, закрывая камнями; что похуже, оставляют дома».

Когда я спросил: «Зачем же вы прячете имущество далеко в пещерах», они отвечали: «Таков обычай наших предков, ибо в старые времена, когда бывали войны, все жители прятали свое имущество в пещеры и закрывали камнями. Теперь и мы также скрываем наше имущество».

У Чулышманских теолесов богатые люди имеют по две жены; старшая жена сидит дома и распоряжается слугами, а младшая на дворе управляет скотом, а также заботится об изготовлении дров, варит пищу. Старшая жена сидит впереди, а младшая здесь не сидит».

Видимо, первые русские избы появились в устье Башкауса в период 1872-1876 гг. Но не ранее, так как только в конце 1871 года начальник миссии Владимир возвратился из длительной поездки в центр России (Москва, Петербург, Казань, Омск). Ввиду отсутствия отчётов о деятельности АДМ с 1871 года не представляется возможным более точное определение даты строительства изб в этом районе для новокрещёных.

В 1876 году трудами обучавшего иконописанию иеромонаха Антония при содействии его учеников, новокрещеных детей написаны иконы для молитвенного здания Чулышманском отделения в селении Башкаусском. Это свидетельствует о том, что к этому периоду село уже оформилось, и был нанят подрядчик по плотничным работам, который к этому году закончил строительство. Церковь и два небольших домика были построены начальником миссии на сумму, пожертвованную московским благотворителем А.М. Полежаевым. На освящение церкви в с. Башкаусском испрошено начальником миссии благословение, но по обстоятельствам, освящение в том году не могло состояться.

24 июля 1877 года начальник миссии, о. архимандрит Владимир освятил в Башкаусском стане церковь. В с. Усть-Башкаусе до 50 юрт и три русских избы. Приют гостеприимно предложен был в своем доме строителем Башкаусской церкви Павлом Дмитриевичем Тренихиным, бывшим и их лоцманом при плавании по Телецкому озеру.

Торговец П.Д. Тренихин занимался также ловлей телецкой сельди. Он ловил рыбу не столько на продажу, сколько для собственного продовольствия. Тренихин иногда передавал свои невода во временное пользование местным инородцам.

«Освящение церкви совершено было о. архимандритом Владимиром в торжественном сослужении с сопутствовавшими ему миссионерами. Храм был переполнен инородцами крещеными, и некрещеными, последних узнать и отличить от крещеных легко, они все с косичками.

Во время причастного о. игумен Макарий произнес экспромтом проповедь на алтайском языке, говорил о подвигах и заслугах святителя Алексия, московского митрополита, во имя которого освящен храм, но как говорил?

Говорил по всеуслышание с той своеобразной интонацией, повышениями и понижениями голоса и местами скороговоркой, как говорят между собою только восторженные чем-либо особенном сами инородцы — и с таким одушевлением и силою убеждения говорил, что все инородцы, крещеные и некрещеные, слушая его, как бы впились в него глазами, все стояли как вкопанные, не пошевелившись на месте; тишина было такая, что в храме находился как бы один только проповедник…»

В 1978 году открытие школы.

В 1879 году в новое чулышманское отделение (стан на Усть-Башкаусе за Телецким озером) послан состоявший сверхштатным миссионером, переводчик миссии и первый из новокрещеных священников, Михаил Васильевич Чевалков. До его посылки по возможности исполнял священнические обязанности для новокрещеных христиан, живущих в Усть-Башкаусе, иеромонах Варсанофий Благовещенского монастыря.

Начато устройство стана для чулышманского отделения на Усть-Башкаусе. Построен для миссионера удобный дом, в котором нашлось место и для класса учеников, дотоле учившихся в церковной сторожке.

В 1880 году домики были приспособлены и расширены для прочих членов стана и устроены нужные прислуги. Имеется начаток хора.

В 1881 году перенесено на новое место и распространено на средства миссии помещение школы.

В 1882 году в чопошскую школу переведён из усть-башкауского стана инородческий сын Г. Суртаев. Вместо него в Усть-Башкоус послан воспитанник Улалинского училища А. Пояркин.

В 1885 году в Чолышманском отделении миссии обучается 8 девочек и 14 мальчиков.

Сибирский публицист, писатель и общественный деятель Николай Михайлович Ядринцев, побывавший в в этих местах, оставил такие заметки:

«Жители по Телецкому озеру, по Башкаусу и Чулышману и доселе называют себя телесами, но название телес пропадает на Чуе. Что телеуты и телесы были не одно и то же, видно из того, что в 1652 году, по свидетельству Фишера, последние были подчинены и покорены телеутами.

Порох выделывают алтайцы на Башкаусе сами, он весьма крупный. Пуля на большого зверя употребляется железная. Пуля эта легко выкатывается из ствола, если требуется ружье разрядить. Особенность этого ружья в том, что казенника нет, оно прямо запаяно. Можно подумать, что при таком вооружении не достигается ни цельность, ни скорость стрельбы.

На самом деле, несмотря на неуклюжесть алтайской турки-ружья, инородец привык владеть им с замечательным искусством, ловкостью и предусмотрительностью, которым нельзя не удивляться. Фитиль не просто прикладывается, но он находится на курке, который также быстро спускается, и огонь зажигает порох на полке.

Для того чтобы на охоте скорее зажечь фитиль ружья, у охотника курится другой фитиль. Для насыпки пороха существует особая натруска. В случае промаха находятся в запасе готовые мерки заряда в особых патронах вроде черкесских, а пуля во рту. Порох в одну минуту насыпается и пуля спускается. Обладая хладнокровием, знанием привычек зверя, черневой татарин убивает в жизни значительное число медведей. Мы видели охотников, убивавших по 150 и 200 медведей. Некоторые обитатели черни носят название «Медвежья смерть».

Как у алтайцев, так и у черневых татар развито кузнечное мастерство до выделки стали. Когда-то кузнецкие татары славились производством железных вещей, таганов, посуды и платили до пришествия русских этими произведениями дань в Китай. На Чулышмане и Башкаусе до сих пор добывают руду, плавят чугун, а затем выделывают железо.

По Чулышману вверх дорога идет его левым берегом и верстах в 6 от Благовещенского монастыря достигает с. Кумуртука (Усть-Башкауса), расположенного при впадении р. Башкауса в Чулышман, на одном из протоков первого. Здесь есть небольшая церковь, миссионерская школа, дом священника-миссионера, по происхождении алтайского инородца, а также берестяные и деревянные юрты алтайцев. В Кумуртуке помещается таможенный пункт для осмотра товаров по торговле с Кемчиком (Монголией).

Тропа, идущая вверх по р. Башкаусу, верстах в 5 от его устья, перед впадением р. Чебдара, входит в чрезвычайно дикое и тесное ущелье и так здесь неудобна, что ее с трудом проходят сами инородцы, развьючивая лошадей и неся тяжести на своей собственной спине…»

В 1889 году Усть-Башкоус входит в состав Чолышманского отделения. Расположен он в 254 верстах от Улалы (через Телецкое озеро). Стан миссионера с церковью, во имя святителя Алексия, с двумя домами для миссионера и служащих и школою.

Состав служащих в Чолышманском отделении, включая селения Улаган и Беле: миссионер-священник Владимир Тозыяков (из инородцев) с 1886 г., псаломщик Андрей Паяркин с 1886 г., толмач Семен Маркитанов с 1889 г. Крещено младенцев христианских родителей 81, совершено браков 14.

21 июля 1895 года село Усть-Башкаусское (по-алтайски Кöгöртик) посещение преосвященный Макарий, епископ Томский и Барнаульский. «В селе имеется миссионерская школа— единственная на всё Чолышманское отделение; но в настоящее время учителя особого в ней нет; учительские обязанности исправляет псаломщик.

Так как в Чолышманском отделении нет селений или улусов инородческих, а есть только кочевья или аилы, разбросанные на довольно обширном пространстве и состоящие из одной, двух или трех семей, то не представляется возможным и устройство школ среди инородческого населения...

Особенным усердием и любовью в деле научения своих сородичей отличается крещеный инородец Николай Майзам, по общественному положению «димича» или помощник зайсана. Он лично обучил грамоте по алтайскому букварю до 100 человек новокрещенных, которые в свою очередь сами научили по нескольку человек, а эти последние тоже постарались обучить других....»

На приобретение напрестольного евангелия в Усть-Башкаусскую церковь инородец 2-й Чуйской волости Севастиан Аргаков пожертвовал 40 рублей.

В 1897 году при впадении в р. Башкаус р. Камуртука находится селение Усть-Башкаус или Камуртук, состоящее из церкви, дома священника, дома купца Тренихина, казённой избы для остановки проезжающих, нескольких амбаров, да нескольких десятков инородческих аилов, широко, намного вёрст раскинувшихся, как по самой котловине, так и по прилегающим к ней долинам рр. Чулышмана и Башкауса, а также кое-где и по склонам гор, где это позволяет крутизна их.

Высота Чулышмана при впадении в него р. Башкауса, по измерениям г. Мирошниченко, определяется в 2125 рус. футов над уровнем моря.

От устья р. Чулышмана – урочище Кырсай – до с. Башкауса проложена левым берегом хорошая верховая дорога, пересекающая р. Башкаус, и идущая до урочища Ялузы тем же берегом, а затем на урочище Улаган – на притоке Башкауса...

От Усть-Башкауса идёт и другая дорога, тоже верховая, а именно: на запад по реч. Ачилману – левому притоку Чулышмана, а затем поворачивает на север, по реч. Яман-Колу – притоку Ачилмана – на реку Пыжу, впадающую в р. Бию слева, выше селения Кебезень. Этой именно дорогой инородцы обыкновенно и пользуются при своих поездках с Бии на Чулышман, т.к. Телецкое озеро, через которое можно проехать только на лодке, доступно, как удобный путь, весьма немногим, кто может завести себе лодку.

От Усть-Башкауса есть также верховая дорога и по правому берегу р. Чулышмана до устья этой реки, и затем уже описанной дорогой на уроч. Пелэ. Эта дорога менее удобна, чем идущая левым берегом Чулышмана, и ею пользуются почти исключительно инородцы, которым нужно зачем-нибудь попасть в соседний аил, для дальнего же пути избирают другую дорогу.

… Невелик процент неземледельческого населения в селениях между кочевниками, но это объясняется тем, что селение Усть-Башкаус (Кумуртук) расположено как раз в той именно местности, которая может быть, более всего пригодна к земледелию в районе, и где оно, во всяком случае, в настоящее время более развито; большая часть Кумуртукского населения занимается земледелием…

… В районе р. Чулышмана… наблюдается также и орошение пашни сенокосов при помощи «сувахов». Так напр., в долине, где сливается р. Башкаус с Чулышманом, имеется несколько арыков: из речки Кумуртука, извергающейся каскадом с крутой скалы, выведено два «суваха» - один вниз по долине, другой вверх; два суваха из реч. Башкауса; по правую сторону р. Чулышмана из реч. Ыштык выведен сувах вниз по долине.

Все эти сувахи недавнего происхождения и все они «возобновлены» по остаткам былых оросительных сооружений. Тот сувах, берущий воду из р. Кумуртук, что идёт вверх по долине, имеет канаву около 100 саженей, и им пользуются для поливов пашен один аил; тот же, что идёт вниз по долине, имеет канаву в 50 сажен, и его водою пользуются по очереди четыре аила; по левому берегу р. Башкауса главная канава суваха версты 3 длиною, и здесь пользуются водою 20 аилов; сувах по правую сторону той же реки находится в распоряжении всего двух хозяев, канава же имеет около ½ версты длины.

Из всех этих речек сколь нибудь значительна только Чёлчи или Чульчи, берущая своё начало от восточных пограничных горных хребтов... Здесь именно проложена горная тропа, ведущая из долины Чулышмана на Кемчик. Дорога эта очень тяжела и затруднительна, хотя ею все-таки перевозятся товары в Монголию и оттуда, что вызвало учреждение в Усть-Башкаусе таможенного пункта.

Пашни у кочевников нижнего Чулышмана и Башкауса, урочищ по Телецкому озеру и проч… очень небольшие, огорожены и имеют почти всегда круглую форму. Всё это напоминает скорее миниатюрный огород, чем пашню в том смысле, как обыкновенно упоминается это выражение. Поэтому и самое название «огородом», какой можно услышать где-нибудь в Усть-Башкаусе и которое, очевидно, привито кочевникам немногими русскими, что заглядывают изредка в этот глухой край, - не режет уха, как близко отвечающее действительности.

… В Усть-Башкаусе… андазын многими уже употребляется только для распашки каменистых почв, абыл же – для расчистки канав сувахов, удаления камней в огородах и проч., главные же распашки уже производятся обыкновенной крестьянской сохой, и число последних в этом пункте в 1897 году достигало 4 на 42 хозяйства теленгитов, занимающихся земледелием.

Здесь ж мы находим 4 бороны с железными зубьями, у остальных бороны с деревянными зубьями. Здесь же сжатый хлеб давно уже вяжут в снопы и укладывают в суслоны, тогда как лет 25 назад всё ещё сушили на жердях; тоже и относительно сена. Более состоятельные, имеющие сравнительно большие посевы и достаточно лошадей, уже отстали от «ток-пока» при обмолачивании зерна, и молотьбу производят лошадями.

В 1899 году через преосвященнейшего Макария пожертвовано на ремонт церкви в с. Усть-Башакаусе купцом Ив. Макс. Некрасовым 300 руб. и вдовой Параскевой Платоновой Чириковой 170 р.

В 1900 году селение Усть-Башкаус состоит из 17 домов, 117 человек жителей; там же миссионерский стан и вблизи Чолышманский мужской монастырь.

В 1901 году ученый - географ Павел Григорьевич Игнатов побывавший в этих местах пишет: «Долина Башкауса была населена и в давнее время; всюду видны курганы, остатки древних оросительных каналов, каменные бабы и различными фигурами расставленные камни. Все это в тех же местах, где и в настоящее время ютятся поселения теленгитов. В одном месте у Башкауса есть камень, называемый Камча-Таш, т. е. плеть—камень.

С ним связано следующее предание: в прежнее время, когда тут жили китайцы, они заставляли в расщелину, которая находится в этом камне, проезжать верхом тех людей, которых подозревали в каком-либо преступлении,—если он проедет— значить не виноват, если же лошадь у него заартачится — не пойдет, или если и пойдет, но завязнет, значить виноват — и такого били плетями. В настоящее время телеуты гадают здесь: пробуют проезжать — и у кого лошадь не пройдет — тому в этом же году значит умирать. Камни с обоих концов этой щели сильно утоптаны и свидетельствуют о том, как много бывало здесь подобных гаданий».

В 1904 году в Усть-Башкоусском стане открыт приют для девочек.

В 1905 году ботаник, краевед, педагог Виктор Иванович Верещагин написал: «Приблизительно на половине пути между монастырем и Кумуртуком долина снова суживается, горы подступают к Чулышману и путь завален громадными камнями. Здесь среди каменной россыпи густо засел алтайский крыжовник (Ribes aciculare Smith.).

Такой характер долина сохраняет до самого Кумуртука. У Кумуртука она снова расширяется.

Кумуртук или Усть-Башкаус состоит из церкви, дома священника и псаломщика, школы, двух-трех изб и нескольких юрт телеутов. Он расположен на левом берегу Чулышмана и Башкауса при устье Башкауса (на карте Алтайского округа Кумуртук ошибочно показан на правом берегу).

Из Кумуртука хорошо видно ущелье р. Мальча, впадающей в Чулышман справа, немного ниже устья Башкауса. На карте Алт. округа Мальча ошибочно показана на половине пути между Кумуртуком и монастырем.

…Удовольствие, доставленное интересной экскурсией на Чебадр, была отравлено рассказом приказчика местного торговца Тренихина о жалкой доле инородцев. Их теснит монастырь, безжалостно эксплуатируют торговцы. За кирпич чая, стоящий в Бийске 65 коп., с инородцев берут два рубля, за пуд соли 2 р. и т. д. От этой дойной кабалы чулышманским инородцам некуда деваться. А тут еще русская монополька и мутная арака, сифилис.....

От нашего толмача (Маркитанов, сын псаломщика в Кумуртуке, инородец) слышал следующий вариант легенды (о Телецком озере – Е.Г.): 1) кто-то из телеутов, взойдя на гору, нашел там золотую чашу, но взять ее побоялся; 2) Два сойонских кама поспорили, кто из них больше знает. Хотели решить спор дракой. Но один из них,— тот, который не надеялся на свои силы,— улетел на гору. Здесь он встретил двух каких-то сестер. Они сидели, а около них стоял золотой ящик… К сожалению, здесь рассказчик спутался и заявил, что конца легенды припомнить не может.

... В Кумуртуке название Алтын-кол мне объяснили иначе: озеро получило название от горы Алтын-туу у его южного конца. А гора названа так потому, что на ней водилось много соболей, следовательно, прилагательное золотой здесь употреблено в смысле «богатый»: золотая гора, то есть богатая соболями.

Юрты местных телеутов все конические, крытые или лиственничной корой или кочмой, тогда как ниже Кумуртука попадаются конические юрты, крытые березовой корой или кошемные киргизского типа.

… Дорого ценится в этих краях русская монополька: проводник Михаил умолял нас дать ему бутылку водки вместо поденной платы (2 р. 50 к.). При закабалении инородцев местными кулаками водка играет немалую роль...»

В июле 1906 году вновь высокопреосвященный Макарий, архиепископ Томский побывал в этих местах. «Здесь поджидали владыку, чтобы переехать с ним чрез Телецкое озеро поскорее и поудобнее, местный старожил — подрядчик по плотничным работам П. Тренихин, учитель из инородцев Усть-Башкаусской миссионерской школы Никол. и фельдшерица Ф. Безменова, пробиравшаяся от Томского общества «Красного Креста» в село Усть-Башкаусское на место избранного ею служения. Не лишне здесь упомянуть, что от самого г. Бийска сопровождал владыку полицейский стражник для оказания содействия и беспрепятственному путеследованию.

... Остановились в 12 вер. от монастыря в с. Кумуртык, или Усть-Башкаус, где живет миссионер Чолышманского отделения о. М. Тырмаков. В воскресенье, 30 июля, владыка отслужил здесь литургию на алтайском наречии. Стечение новокрещеных инородцев было весьма большое: съехались даже за несколько верст... В Чолышманском монастыре преосвященный сделал распоряжение, чтобы миссионерскую школу из с. Усть-Башкауса перевели в монастырь и, не, отводя для неё особого места, соединили ее с детским приютом».

В 1907 года миссионером состоит священник Сергей Никифоров, из инородцев, окончивший курс в Бийском Катехизаторском училище.

7 августа 1909 год приезд на Усть-Башкаус епископа Иннокентия. «Церковь (крыша) красится. Взялся было за это дело местный учитель, но полетел с крыши, отделавшись впрочем не особенно сильными ушибами. Теперь нанят более знающий это дело человек.

8-го служил здесь Божественную литургию. Несмотря на будни церковь была полна народом, с глубоким благоговением стоявшим за службою и внимательно выслушавшим наше поучение.

В церкви довольно чисто и светло, но сосуды церковные, видимо, давно не чищены, на что и обращено нами внимание о. миссионера Сергия Никифорова. Сей последний при отъезде нашем обратился к нам с своею нуждою. По его словам сейчас пшеничный хлеб можно купить на месте по 1 руб. за пуд, а осенью или зимой тот же хлеб будет продаваться по 2 р. 30 к. Поэтому просил выдать в счет будущего жалования за 2-ю половину 1909 года сто (100) рублей. Просьба эта уважена.

Усть-Башкаусский стан по своему положению в местности глухой, удаленной от г. Бийска с одной стороны (чрез Улаган) на 580 вер., с другой (через Телецкое озеро) на 350 верст, при самых первобытных путях сообщения, труднодоступен для путешественников, однако и сюда проникает русская свободомыслящая интеллигенция, чтобы соблазнить не единого, но многих из малых сих своим отрицательным отношением к вере в загробную жизнь.

Разумею случившееся здесь с месяц (июль) тому назад самоубийство студента Томского университета, геолога Василия Васильева Сычинского, командированного в числе других для собирания разных научных коллекций и страдавшего за это время сильным катаром желудка. Наши новокрещеные, находящие утешение в религии при самых тяжких страданиях физических, выразили полное порицание такому расчету безумца со своей жизнью.

Но тут же нашлись русские либералы, которые взглянули на это дело иначе, что видно из следующего восклицания, вырвавшегося с языка одного из таковых: «какая прекрасная смерть—без малейшего страдания! О tempora, о mores!..»

В 1909 году в Усть-Башкаусской церковноприходской школе обучаются 25 мальчиков и 8 девочек. Православных 33. Инородцев: 33. Финансирование от епархиального училищного совета – 200. рублей.

В 1910 году «Усть-Башкаус. Стан миссионера с церковью, во имя св. Алексея и отстоящего от Консистории в 858 вер., отд. резиденции Начальника миссии (чрез Телецкое озеро) в 300 верстах и миссионерского благочинного (чрез Онгудай) в 465 верстах. Жителей 913 кочевых инородцев. В школе обучаются 37 мальчиков и 7 девочек.

Летом 1910 года «при слиянии Башкауса и Чулышмана… для склада товаров имеются амбары нескольких местных торговцев. Это то урочище, называемое Усть-Башкаус или Кумуртук, и является торговым центром, к которому тяготеет по сбыту сырья и по покупке предметов ввоза весь Чулышман и большая часть Башкауса. Главной линией сообщения здесь служит тропа, пролегающая вверх по бесплодной долине Чулышмана до урочища Кату-Ярык, и поднимающаяся дальше на водораздел между Чулышманской и Башкаусской системами по очень крутому перевалу (Иол-узы). Дальше по р. Тужар тропа начинает спускаться в долину р. Улагана и затем по этой долине, относительно обильно населенной, она идет до самого впадения Улагана в р. Башкаус. Отсюда путь расходится вверх и вниз по Башкаусу по обе стороны последнего.

По Чулышману от Кату-Ярыка тропы имеются до самого верховья этой реки, но движение здесь незначительно по причине сравнительной малочисленности населения. По Башкаусу в нижнем его течении от слияния с Чулышманом т. е. от Кумуртука до устья Оныша троп нет так как долина здесь тесна и непроходима.

Уже одно описание сообщения с рынком отдалённого юго-восточного угла Алтая дает представление о том насколько провоз поднимает стоимость доставленных сюда товаров - главным образом хлеба, и насколько понижает цену на сырье, скупаемое на месте».

В 1911 году в Усть-Башкоусе 1-й Чуйской волости зарегистрировано при переписи 5 дворов, 6 мужчин и 5 женщин (имеется ввиду оседлое население – Е.Г.), одноклассная миссионерская школа (бл. 2), церковь, две мануфактурные лавки.

В этом году в этих местах побывал профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников: «При устье Башкауса раскинулось инородческое селение Кумуртук, а в 8 верстах от озера на правом берегу — Чулышманский или Благовещенский мужской монастырь.

От (монастыря) интерната путь продолжается опять левой стороной голубого Чулышмана по более широкой долине, усыпанной камнями: трава здесь быстро выгорает и вытаптывается скотом, так что сухая почва пылит под ногами лошадей. Тропа пересекает две небольших речки Бёлер и Кумурты в 11 километров от интерната и приводит к устью Башкауса, впадающего в Чулышман тремя рукавами. По обе стороны от первого рукава раскинулось туземное селение Кумуртук, состоящее из разбросанных там и сям деревянных юрт. За протоком стоит и церковь, при которой живёт священник-миссионер.

В Кумуртуке живёт купец Тренихин, торгующий между инородцами. В стороне от селения возвышается могильный холм, где погребён студент Томского университета Сычинский, который застрелился здесь же в 1909 году. Кумуртук имеет значение, как торговый центр: сюда подвозят товары по Телецкому озеру для жителей Чулышмана.

Из Кумуртука следует съездить в долину Башкауса, которая доступна на небольшом протяжении. Пересекая широкий луг близ устья реки, тропа продолжается ее левым берегом по наносам из гальки и песку, на котором разбросаны группы сосен; сыпучая почва лишена травы, но поросла сухим кустарником. Километров в 5 от устья обрывистые скалы подходят вплотную к реке, и чтобы проникнуть дальше к устью Чебдара, нужно подняться на высокий прилавок над рекой, откуда открывается вид на ущелье Башкауса, загибающееся на юго-восток. С прилавка можно спуститься извилистой тропинкой между камнями и кустарниками к Чебдару, который грохочет в каменистом русле, вспениваясь беляками».

В 1912 году напрашивается назойливая нужда в открытии при становой школе Усть-Башкауса интерната. Селение разбросано. К тому же инородцы при наступлении зимнего времени, когда, стало быть, только и можно заниматься при школе с их детьми, как нарочно перекочевывают на зимовки, в видах удобств для своего скота; при стане, остается 2—3 аила. Таким образом, большинство детей остается без обучения.

Единственное средство — устройство интерната. «Временно заведуя Улаганским станом,— говорит о. миссионер,—я уже испытал такой способ, и результаты были утешительные: всю зиму училось 12 учеников. Несложную пищу (мясо, талкан) ученикам доставляли родители, а ученики сами готовили ее; я же постарался только приобрести необходимую посуду, и дело шло хорошо. При такой постановке приходилось наблюдать и такую утешительную картину: богатые отцы доставляли мясо, а у бедного — один талкан, но в силу товарищества трапеза была общая».

В 1916 году в Усть-Башкаусской школе обучаются 14 мальчиков и 2 девочки. Учитель Иоанн Тырмаков, окончил городское училище.

После свержения самодержавия

7 сентября 1924 году недалеко от Кумуртука научным сотрудником А.Н. Глуховым (псевдоним Л.Н. Глушкова) открыт могильник Кудыргэ. Раскопан Алтайской экспедицией этнографического отдела Русского музея, под руководством С.И. Руденко, А.Н. Глуховым, при участии Б.А. Борнемана и С.П. Суслова. С.И. Руденко и А.Н. Глухов вскрыли 11 могил.

В 1925 году могильник Кудыргэ доследован А.Н. Глуховым. Исследованы 10 могил и 6 оградок. Отчёты поступили в Археологический комитет, коллекции — в упомянутый музей и лишь в послевоенные годы были переданы в Государственный Эрмитаж. Вскрыты захоронения воинов вместе с конями. Из находок наиболее интересны костяная обкладка луки седла с выгравированной сценой охоты, а также валун с изображением сюжетов местной мифологии. Различие могил по богатству инвентаря свидетельствует об имущественном расслоении. Раскопано также погребение воина 13—14 вв., где найдены китайское зеркало, обрывки шёлковых тканей и конская сбруя.

В 1926 году село Кумуртук (Челышманский с.-сов.) по переписи включало сельский совет, лечебный пункт, школу, 35 хозяйств. Население – 72 мужчины и 61 женщина. Теленгеты, население низовья р. Чулышмана, широко пользуются искусственной системой орошения, унаследованной ими от древних обитателей долины этой реки.

В 1927 году появившееся небольшое предварительное сообщение С.И. Руденко и А.Н. Глухова с публикацией результатов раскопок могильника Кудыргэ сразу привлекло внимание широкого круга археологов. С того времени ни одна работа, касавшаяся древностей раннего средневековья, не обходит этот могильник.

В начале 30-х село Кумуртук переименовано в пос. Кокпаш.

1 января 1938 года к Челушманскому сельсовету Улаганского аймака относились следующие сельхозартели: «Им. Тельмана»(97 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 187 га, поголовье: КРС – 285, овец и коз 285, лошадей – 287, денежный доход 62.206 рублей, стоимость ОСП – 63119 рублей), «Кызыл—Кырачи» (36 двора, площадь посевов озимых и яровых – 89 га, поголовье: КРС – 128, свиней – 27, овец и коз 834, лошадей – 278, денежный доход 28760 рублей, стоимость ОСП – 27865 рублей), «Им. 14 го Октября» (56 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 136 га, поголовье: КРС – 221, овец и коз 530, лошадей – 335, денежный доход 35162 рублей, стоимость ОСП – 33046 рублей), «17—й МЮД» (53 двора, площадь посевов озимых и яровых – 101 га, поголовье: КРС – 94, свиней – 4, овец и коз 494, лошадей – 185, денежный доход 18786 рублей, стоимость ОСП – 22980 рублей).

В 1948 году археологом, сотрудником Государственного Эрмитажа Антониной Антоновной Гавриловой (которую впоследствии её воспитанники между собой называли «Антантой») при содействии С.И. Руденко были продолжены раскопки могильника Кудыргэ, давшие дополнительные материалы из оградок и могил. Вскрыто 5 могил и 9 оградок.

В 1977 году посёлок Кокбаш относится к Чулышманскому поселковому совету Улаганского района.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 25 декабря 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники