Геблер Фридрих Вильгельм

Геблер Фридрих Вильгельм — выдающийся естествоиспытатель, географ, исследователь Алтая. Родился в Германии 15 декабря 1781 году в Цойленроде.

Геблер Ф.А.

Перед Россией

Его отец Георг Вильгельм Геблер в 1790 г. был внесен в список почетных граждан города Цойленроде под званием советника и городского фогта (судьи). В 1794 г. семья переезжает в Грайц в связи с новым назначением отца советником в правительстве княжества Рейсс.

Фридрих Геблер, получив первоначальную подготовку в виде домашнего образования, как это тогда было принято, поступил в лицей в Грайце. Этот лицей, вместе с его начальной школой, доводил образование мальчиков до аттестата зрелости, готовя их, таким образом, к поступлению в университет.

15 марта 1799 г. Фридрих Геблер был принят студентом медицины в Йенский университет. Поначалу он хотел посвятить себя горному делу, увлекся минералогией, но вскоре отдал предпочтение медицине. После трехлетнего пребывания в Йене Геблер оставил ее для того, чтобы как он мечтал, окончить образование в Вене.

Прежде чем ехать в Вену, он завернул в родной Грайц и 7 апреля 1802 г. его взору предстало страшное пепелище. Накануне этого дня большой пожар уничтожил две трети города. Несмотря на то, что дом Геблеров не пострадал, вероятно, отец все же потерял часть своего состояния, так как об учебе в Вене с этого момента речи уже не шло. Теперь Фридриху необходимо было не откладывая написать диссертацию и сдать экзамен на звание доктора.

Геблер будучи лицеистом собирал минералогическую коллекцию и серьезно увлекался этой наукой еще до университета.

Осенью он возвращается в Йену для ее представления на суд специалистов и сдачи экзаменов. Уже в ноябре 1802 г. новоиспеченный доктор Геблер открыл частную практику в своем родном городе Цойленроде.

В 1805 г. умирает отец. Материальное положение семьи ухудшается. Геблер оказался третьим врачом в этом небольшом районе Цойленрода и его окрестностей. По этой причине он вынужден был вскоре искать себе работу в другом месте. Метания по окрестным городам не принесли успеха. Геблер прочитал в газетах воззвание российского правительства к немецким врачам переселяться в Россию и осенью 1808 г. Ф.В. представился в Императорском русском посольстве в Дрездене.

В России

В декабре 1808 года Ф. Геблер обязался выехать на 6 лет в Россию как врач. Первоначальное жалованье составляло 800 рублей.

Характер молодого Фридриха Геблера представляется таким же четким и ясным, как его почерк. Он писал и говорил свободно по-французски, знал латынь. Его немецкий стиль был весьма отточен и нагляден. В отсутствии кантора он давал уроки музыки своим младшим сестрам. У Фридриха было прекрасное чувство юмора, он любил общество, устраивал у себя приемы, ходил в гости. Он был хороший наездник и фехтовальщик (это было в старинных традициях немецкого студенчества), а кроме того прекрасным танцором.

В феврале 1809 г. Ф. Геблер выехал в Петербург и, сдав там экзамены в Медико-Хирургической Академии, получил подтверждение своей квалификации как доктор медицины и хирургии с присвоением чина коллежского асессора. Геблер немедленно поступил на государственную службу в качестве врача Горного Управления Императорского кабинета.

22 мая 1809 г. Геблер был направлен в качестве врача в Колывано-Воскресенский горный округ Томской губернии. Так Фридрих Геблер оказался на Алтае.

Приехав в Барнаул уже осенью 1809 г., Геблер сначала был определен в медицинскую военную комиссию, а с февраля 1810 г. переведен на должность врача Барнаульского горного госпиталя. Вскоре все свои досуги, остававшиеся у него от служебных обязанностей он посвятил естествознанию.

22 февраля 1810 г. Ф.В. Геблер был назначен в Барнаульский госпиталь. В Барнауле Геблер женился на Александре Степановне Зубаревой. В браке родилось пятеро детей, но трое ушли из жизни в юношеском возрасте.

После рождения первого сына Геблер (примерно в 1813 г.) подал просьбу о принятии его в российское подданство. Ф. Геблер принял Российское подданство и дал требуемую присягу 9 апреля 1836 г. Но судя по контексту прошения Геблера, оно все же произошло ранее 1836 года.

8 мая 1814 г. Ф. В. Геблер был произведен в очередной чин надворного советника. С неиссякаемой энергией Геблер продолжает заниматься врачебной деятельностью и изучением природы Алтая, которая буквально пленила его.

В 1815 г. он был избран членом Московского общества испытателей природы.

По истечении контракта своей службы Геблер в феврале 1816 г. предпринял путешествие в Москву и Петербург. Заключив новый контракт на службу в горном ведомстве, Ф. В. Геблер был направлен в Салаирский госпиталь и уже в сентябре 1816 г. приступил к своим обязанностям.

После поездки в Москву и Петербург, труды Геблера по энтомологии сделали значительный шаг вперед. В 1817 г. был опубликован первый результат его научных трудов — работа о редких сибирских насекомых.

В мае 1818 г. Геблер был переведен снова в Барнаульский госпиталь, где работал раньше.

Два года спустя после перевода в Барнаульский госпиталь 3 июля 1820 г. доктор Геблер одновременно с работой в госпитале был назначен заведовать медицинской частью горного ведомства. Все госпитали и аптеки Колывано-Воскресенского горного округа были теперь в его ведении.

В 1823 г. был основан Барнаульский музей. Воплотились труды Геблера, как одного из инициаторов и горячего сотрудника по реализации этой идеи. Это произошло, как он сам писал, под протекцией и благодаря постоянной заботе начальника округа Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова.

Первое время музей состоял из отдельных коллекций, хранившихся в разных местах - в училище, госпитале, управлении округа.

В 1826 году произошла знаменательная встреча Геблера с Петром Козьмичем Фроловым (1775-1839) - горным инженером, изобретателем и организатор горнозаводского производства на Алтае и непосредственное научное сотрудничество с профессором ботаники Дерптского университета Карлом Фридрихом Ледебуром, который в сопровождении еще двух ученых предпринял путешествие по Алтайским горам.

16 апреля 1828 г. Ф. Геблер был утвержден инспектором медицинской и фармацевтической части Колывано-Воскресенского горного округа. Должность инспектора предусматривала длительные поездки.

По инициативе Геблера ученики горного госпиталя направлялись в горы для сбора растений и семян; при госпитале по указанию Геблера постоянно велись наблюдения за температурой воздуха, которые по предложению Ледебура были дополнены также барометрическими наблюдениями за атмосферой - прообраз будущих постоянных метеорологических наблюдений. Чуть позже с 1830 г. в Барнауле начнет действовать метеостанция.

В 1829 г. Московское общество испытателей природы подарило Геблеру «Энтомологию России», поскольку он принадлежал к самым прилежным собирателям насекомых и обнаружил большое число новых видов. Кроме того, Геблер чуть ли не ежегодно сопровождал различных путешественников, помогая им своим бесценным опытом.

К 1829 г. в Барнаульском музее накопилось довольно большое количество экспонатов. Ф.В. Геблер постоянно способствовал развитию музея, используя и свое жалование на приобретение дорогостоящих экспонатов, которые, бывало, выписывал из-за границы: броненосец, хамелеон, крокодил-аллигатор, оставшиеся Барнаульскому музею от Геблера, сохранились до нашего времени и являются теперь его старейшими экспонатами.

Одним из самых важных событий в жизни Геблера было посещение Барнаула Александром фон Гумбольдтом. В Барнаул Гумбольдт со своими спутниками прибыл, как писал Розе «...ранним утром 2 августа… Особое внимание обратил на себя в Барнауле музей, единственное в Сибири учреждение, которое обязано своим возникновением научному интересу и деятельности господина П. К. Фролова, а также доктора Ф. Геблера - немца, работающего уже долгое время врачом в Барнауле. Он сопровождал нас по музею. Из частных коллекций нас особенно заинтересовали естественно-исторические коллекции доктора Геблера, которые этот замечательный и очень активный коллекционер собрал за время своего пребывания в Сибири.

В 1830 г. (29 июля) Ф. Геблер получил чин статского советника. В этом же году совместно с горным инженером Кулибиным А. И. он исследует пещеры на реке Чарыш с костями доисторических животных и окаменелостями.

В 1831 году Томскую губернию поразила холера. Все силы Геблер направляет на организацию борьбы с эпидемией. За «его усердие к общей пользе», а также за его метод лечения и описание этой болезни, посланное им в Медицинский Совет, он получил одобрение начальства, а 14 апреля 1833 г. Ф. Геблер был возведен в кавалеры ордена Святой Анны II степени.

29 марта 1833 г. Петербургская императорская Академия наук избрала его своим членом-корреспондентом. Это была высшая степень научного и общественного признания.

Интерес к растениям у Геблера был также серьезен. По крайней мере в 19 ботанических работах других авторов упоминается деятельность Геблера как ботаника.

К.Ф. Ледебур в работе над своей классической «Флорой Алтая» привлекал гербарии и заметки о растениях Геблера, он и другие современные ему ботаники назвали два рода и 17 видов растений его именем. Когда по инициативе Фишера фон Вальдгейма в южную Сибирь был направлен садовник Семен Мордовкин, чтобы собирать там семена и живые растения, руководство его работой Московское общество исследователей природы поручило Геблеру, как уже известному исследователю-ботанику. В мае 1819 г. он составил точную инструкцию, которая содержала в 17 пунктах весь план поездки по Алтаю, в том числе по озеру Зайсан, и точные указания по проведению работы. А 30 мая 1821 г. датируется еще одна инструкция Геблера для исследования Саянских гор.

Район Белухи

В Горах Алтая

Одним из наиболее значительных достижений Геблера, его «лебединой песней», было «исследование Катунских гор, вершины Русского Алтая». «Желание подробнее познакомиться с этими горами, и их структурой, с их реками и горячими источниками, с их природными богатствами и с их жителями побудило меня каждое лето в 1833, 1834 и 1835 гг. использовать по нескольку недель, свободных от служебных обязанностей, для посещения этих гор».

Геблер поставил перед собой следующие задачи:

  1. Проверить течение реки Катуни между ее вершиной и деревней Уймонской. На картах того времени Холзунский хребет в этом месте (в последствии, благодаря Геблеру, здесь он будет именоваться Катунским) имел очень значительную ширину, что, по мнению ученого, не соответствовало величине рек с него стекающих. Он считал, что Катунь должна «образовать в тех местах значительный круг, нежели на картах показано», что и подтвердилось в результате его исследований.
  2. Измерить на Катунском хребте посредством барометра высоту границы лесов и вечных снегов, которая в Сибири еще была мало известна.
  3. Исследовать и описать ледники, находящиеся по имеющимся сведениям у подножия Белухи, но еще никем из ученых не обнаруженные.
  4. Измерить тригонометрически высоту Белухи.
  5. Осмотреть южную покатость Катунского хребта и верховья реки Аргута, которые на картах были показаны неправильно.
  6. Вести наблюдения за животными, растениями и горными породами, собрать соответствующие коллекции; исследовать температуру ключей.

Результаты этих исследований были опубликованы в российских и немецких журналах. Российская Академия назвала их «результатом настоящих научных исследований, благодаря которым получены сведения о той части Алтайских гор, которая до тех пор была известна только по названию». Результаты были действительно удивительными для науки того времени.

Впервые были найдены и описаны истоки Катуни; измерена высота Белухи; подробнейшим образом исследована и описана орография и геология Катунского хребта. Геблер впервые провел научные исследования Рахмановских теплых ключей в Алтайских горах. Результаты первого года исследований были им приведены в отчете путешествия 1833 года.

Еще два раза (в 1834 и 1835 гг.) Геблер путешествовал по Центральному Алтаю. Результаты всех трех путешествий он изложил в объемистом отчете под названием «Обзор Катунских гор, наивысших вершин Русского Алтая» на немецком языке. Этот отчет на 105 страницах был представлен Академии Наук и выдвинут ею на соискание Демидовской премии. Это было наиболее значительное достижение в области географии того времени, «которым - как писал Гельмерсен - мы обязаны неутомимому усердию доктора Геблера».

Так, Геблер положил начало целому периоду великих географических открытий Алтая. Оно позовет в дорогу и будет подхвачено такими славными исследователями Центрального, Юго-Восточного и Монгольского Алтая, как П.А. ЧихачевВ.В. СапожниковГ.Н. Потанин, П.Н. КрыловН.М. ЯдринцевВ.И. Верещагин, В.А. Обручев, В.В. Радлов , братья Б.В. и М.В. Троновы, С.И. Руденко и многих других. Будет среди них и правнук Геблера - И. В. Геблер, внесший свой вклад в изучение ледников Алтая (1916).

Ледник Геблера

1835 год стал датой открытия современного оледенения Алтая. Геблер исследовал подступы к Белухе с юга, ледник, названный им Катунским, совершил восхождение до границы не тающих летом снегов. Им же был открыт и подробно описан Берельский ледник. Катунский ледник протяженностью около 8 километров позднее стали также называть ледником Геблера.

Весьма важным наблюдением Геблера оказался овальный холм в 20 саженях ниже истоков и обрыва самого ледника, который возвышался посреди долины аршин на шесть (4,3 м) и состоял из камней, поросших ягелем. По мнению Геблера эта была старая морена отступившего ледника. Этому холмику, названному потом горкой Геблера, суждено было сыграть заметную роль в гляциологии Алтая. В 1895 году, когда ледник посетил В. В. Сапожников, этот холм находился уже в 200 саженях от края ледника. Так, за 60 лет Катунский ледник отступил на 384 м, в среднем по 6,4 м в год.

Обобщающему труду Геблера о своих Катунских путешествиях предшествовало несколько его статей, наиболее известна из которых у нас, благодаря переводу на русский язык: «Замечания о Катунских горах, составляющих высочайший хребет в Русском Алтае». В переводе Моисеева (предположительно с сокращениями) она была напечатана в шестой книге второго тома «Горного журнала» в 1836 г., с картой, составленной Геблером.

Открытие Геблером истоков Катуни и его карта вызвали живой интерес в Европе. Уже в 1839 г. в Германии была издана «Карта Русского Алтая» с обозначением истоков Катуни и горы Белухи.

В общей сложности, присовокупив к специальным Катунским путешествиям Геблера все его предыдущие служебные поездки по Колывано-Воскресенскому горному округу, в которых он находил время и силы для наблюдений в природе, получим довольно обширный район исследований, включающий в себя Западный, Северо-Западный, Центральный, Юго-Восточный (частично) и Южный Алтай до озер Зайсан и Маркаколь. Кроме того, Геблер бывал и на Салаире.

Впервые Геблер дает подробное описание орографии, ландшафта, климата, растительности и фауны самого сердца Алтая -Белухинской горной системы и всего Катунского хребта. В специальной главе упомянутого выше «Отчета» приводится подробный перечень позвоночных животных с указанием местонахождения отдельных видов. О появлении тигра в Русском Алтае Геблер сообщает следующее: в 1810 или 1811 г. был убит тигр близ Бухтарминска; второй зверь был добыт в 1814 г. близ Покровского завода; третий - в окрестностях Бухтарминска около 1829 г. и четвертый в октябре 1839 г. 50 верстами южнее города Бийска.

За свои изыскания и описание Катунского хребта, истоков Катуни, Белухи и одного из ее ледников Ф. Геблер был удостоен Демидовской премии в размере 2500 рублей. 3 сентября 1839 г. Ф. Геблер был пожалован Императорской короной к ордену Святой Анны II степени.

В трех Катунских экспедициях Ф. Геблера, в результатах их обработки и осмысления, также, собственно, как и в более ранних его работах с особой очевидностью проявилась принадлежность его к ученым нового типа. Эти ученые определяли будущее науки и новые научные направления, которые живут и поныне на основе целостного мировоззрения на природу Земли и сферу развития жизни на ней как планетарного явления.

Заключительный период

Живя и работая в Барнауле в век чернил и писем, написанных гусиным пером, во времена почтовых троек, Ф. В. Геблер являлся известным европейским ученым. Многие известные научные общества хотели видеть его своим действительным или почетным членом. Перечень таких именитых обществ составляет целый букет: Йенское минералогическое общество, Парижское общество Кювье, он был почетным членом Пражского общества «Лотос» (с 1849), действительным членом Императорского Московского общества сельского хозяйства (с 1821), ординарным членом Императорского Московского общества естествоиспытателей, членом-корреспондентом Императорской Академии наук (с 1833), членом Русского Географического общества, Общества Рейнских натуралистов в Майнце, Энтомологического общества во Франции, ординарным членом Штеттинского Энтомологического общества (с 1846).

В 1839 г. Геблер ходатайствовал о расширении аптеки. В 1844 г. архитектор Я. Н. Попов реконструировал здание, увеличив его площадь и несколько видоизменив его архитектурный облик.

В 1845 г. инспектор медицинской части Алтайского горного округа Ф. В. Геблер направил руководству округа «Представление» о затруднениях в замещении должностей младшего медицинского персонала в госпиталях и лазаретах округа.

Служебные командировки все же сказывались на здоровье. 4 августа 1849 г., незадолго до своего 68-летия, он ушел в отставку по состоянию здоровья.

21 марта 1850 г. Ф. В. Геблер умер в Барнауле. Его жена, Александра Степановна Геблер, с которой он счастливо прожил много лет, ушла вслед за ним на следующий же день. Об этом редком событии еще долго помнили в Барнауле. Они были погребены вместе на Нагорном кладбище, носившем в народе название «Барнаульского Олимпа». Над могилой был поставлен кирпичный фундамент с чугунной доской «Доктор Федор Вильгельмович Геблер».

О наследии

Энтомологическая коллекция, которой так восхищался Гумбольдт, была приобретена частным лицом и через ряд владельцев в конце концов в 1952 г. оказалась в Парижском музее естественной истории.

Другая коллекция, собранная у озера Зайсан, попала в Зоологический музей в Петербурге.

Прекрасная коллекция насекомых, подаренная Геблером Барнаульскому музею, не сохранилась. Не сохранился в этом музее и гербарий Ледебура, которым в свое время так гордился Геблер. Не уцелела в своем полном объеме также и старая уникальная минералогическая коллекция.

Не сохранилась даже могила Геблера.

В 2001 году в ознаменование 220-летия со дня рождения Ф. В. Геблера на Нагорном кладбище была восстановлена его мемориальная могила рядом с памятником Н. М. Ядринцеву.

Источник. Гармс О.Я. Доктор Геблер - исследователь Алтая: к 230-летию со дня рождения. - Барнаул: «Алтайский дом печати», 2011. -113 с, ил.