История села Купчегень

Исторический обзор

В 1875 год (ориентировочно, может — на год позже или раньше) в устье реки Купшекень, с правой стороны, поселились крестьяне Алтайской волости – четыре семьи Куликовых. Посёлок открыт был по хлопотам Фаддея Куликова.

Вскоре две семьи уехали из посёлка, по объяснению оставшегося обитателя посёлка Кузьмы Куликова, вследствие стеснений, какие оказали переселенцам алтайцы (калмыки): они воровали у пришедших скот, не давали косить и прочее. Но главная причина ухода, по-видимому, заключалась в том, что новому посёлку не была отведена определённая земельная дача, на что указывал К. Куликов.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

В 1878 году Ядринцев Николай Михайлович, побывавший в этих местах, описывает несколько иную картину, в отличие от Кузьмы Куликова. «Крестьяне, поставив поселок, вытесняют не только инородцев-кочевников, но и новокрещенных. …Перевозчик Куликов на реке Чуе ставит избу и затем берет целую речку Купшиген со всеми привольными местами в свое владение, несмотря на то, что и на юге Алтая горные речки и долины их имеют огромное значение ввиду орошения пашен».

В 1882 году поселение уже отмечается в официальной переписи населения под названием Усть-Купшегеньское(Больше-Ульгуменское) – заимка крестьянина Куликова. Здесь описано две отдельных изб, в которых проживает два мужчины и две женщины.

Посёлок среди местных жителей более известен под именем Куликовской заимки.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

Швецов Сергей Порфирьевич так описывает его: «Купшекень только с большой натяжкой можно назвать в настоящее время посёлком или селением, т.к. в нём проживает пока всего две семьи, из которых одна правда, причислена; в действительности это типичная алтайская заимка, каковой её считает и местное населением.

1 ревизских душа, в рабочем возрасте мужчин 3, все крестьяне. Оклады казённых сборов – 6 р. 12 ¼ к. Мирских – 3 р. 79 ½ к. Итого – 9 р. 91 ¾ к. Страховых платежей – 1 р. Всего – 10 р. 91 ¾ к. Недоимок нет.

Посев в посёлке Купшекень был 3 десятины на хозяйство наличное (оно же и земледельческое).

По отзывам русских земли в долине были очень хороши, посевы редко страдали от холода. К. Куликов имел пашню совместно с инородцами, как и сенокос.

Нужно заметить, что русские ничего не платили алтайцам (калмыкам) за пользование земляными угодьями, которые те считали своими.

В посёлке были зарегистрировано 22 сарлыка.

Кругом посёлка, по р.р. Ульгуменю и Купшекеню кочевали алтайцы (калмыки) и до 20 аилов их становились здесь на зимовку.

Все они, а также некоторые алтайцы с рр. Катуни, Кара-су (приток Катуни), частью с р. Урсула, из-за Ангудая, в долине р. Купшекеня имели свои пашни».

5 июня 1897 года алтайцы разрешили Куликову пользоваться сенокосом, но за это Куликов должен отбывать ямскую гоньбу, лежащую на алтайцах (калмыках), «на станции Купшекень с 20 мая 1897 г. по 20 мая 1898 г. на пяти парах с тремя сёдлами, тремя аргамаками (перемётные сумы) и двумя проводниками за 480 руб., а при загонах лошади должны быть доставлены обществом, также 5 баранов для закола, также пользоваться ему сенокосами в местности Сыгын-Мюсь и р. Купшекень…» В этом смысле между ними было заключено даже письменное условие, засвидетельствованное зайсанами 5, 6 и 7 дючин.

Часть пашен орошалась арыками, и Куликов, пользующийся их водою, принимал участие вместе с алтайцами в их исправлении.

В то время купчегенцам для ямской гоньбы был отведен трудный и опасный участок дороги с тремя переправами на лодках через Катунь. Паромы были построены только в 1902—1903 гг.

По р. Ульгуменю и Купшекеню русские орудия употребляли вперемежку с первобытными.

В 1898 году на заимке Куликова или Купшекень(Купчегень), лежащей при впадении речки последнего имени в p. Большой Улегем, население составляет 13 душ: 5 мужчин и 8 женщин.

В 1904 году в Купшекени, на 87 десятинах при речке Купшекень, зарегистрировано 7 дворов — 25 мужчин и 23 женщины.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

Летом 1907 года Верещагин Виктор Иванович записывает: «В долине Большого Улегема при впадении в него р. Купшекень расположена деревня Купшекень, где обращает на себя внимание бревенчатая шестиугольная юрта, но с окнами. Такая постройка является как бы переходной формой между шестиугольной бревенчатой юртой (летник) алтайского инородца и настоящей русской избой. Посевы орошаются здесь три помощи арыков».

В 1909 году посёлок отмечает Сапожников Василий Васильевич: «В 16 километров от перевала при устье правого притока Купшекень имеется поселок Куликова (в 5 дворов), около которого видны хлебные поля и довольно большая пасека».

7 июня 1911 года в записях Капитолины Васильевны Юргановой, слушательнице Петербургских высших женских курсов, дочери купца В. И. Юрганова, проживающего в с. Улале и торгующего в Монголии, отмечено: «В 2 часа мы подъехали к небольшой, недавно начавшей заселяться деревушке «Куликово». Дальше дорога шла между высоких гор, усеянных каменными глыбами, которые, как будто катившись с вершины горы, остановились вдруг на одно мгновение».

20 сентября 1917 года Гуркин Григорий Иванович отобразил на рисунке изваяние бронзового века, находившееся в местечке Кожоголю около с. Купчегень. Художник дал его полное профильное изображение, а также отдельно верхнюю часть антропоморфного изваяния в фас и профиль. В настоящее время сведений об этой скульптуре не существует.

По сведениям жителя села Купчегень Ч. Баранчикова из рода тодош, Чорос-Гуркин жил у знатного Баранчыка и записывал про шаманов не только у него, но и других людей. Потом встречался с камами и рисовал их. Иногда рисовал шаманов без их присутствия, и все равно картины у него получились хорошие, как настоящие, живые.

В 1920 году был образован Купчегеньский сельсовет.

В январе 1921 года в селе был убит уполномоченный Василий Степанович Белков.

В 1921 году открыта изба-читальня.

В 1924 году в с. Купчегень, Горно-Онгудайского аймака был отмечен проволочный червь. «Вред, приносимый проволочным червем, иногда доходит до 50%, т. е. половина урожая уничтожается этим вредителем.

Нападая на посевы хлебных злаков червь обгрызает шейку стебля, а иногда влезает в самый стебель, отчего растение желтеет, вянет и совсем пропадает».

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

В 1926 году в селе Купчегень находится сельский совет, 20 хозяйств, в которых проживает 44 мужчины и 63 женщины. Население — русское.

В 1928—1929 годах среди середняков Купчегень стали распространенным супряжные объединения (по алт.: сыпрык).

В 1929 году в урочище Купчегень существовали ТОЗы(товарищества по совместной обработке земли), а высокогорные летние пастбища в верховьях рек Большой Яломан использовались хозяйствами Большого Яломанского и Купчегенского земобществ.

В начале февраля 1930 года в районе с. Купчегень появились банды Бочкаревых и Т. Ташкинова.

18 марта 1933 года колхоз «Социал дел» Купчегенского сельсовета Онгудайского аймака в количестве 14 хозяйств на своем общем собрании, заслушав доклад об итогах выполнения первой пятилетки и о задачах второй пятилетки решил: «сейчас же приступить к заготовке и вывозке лесоматериалов из своего урочища в деревню Купчегень на постройку жилых домов и скотных дворов с тем, чтобы весной 1933 года на 100% перейти на оседлый образ жизни.

…Мы, колхозники, в выполнении второй пятилетки и в выполнении своей повседневной работы преодолеем все встретившиеся трудности и вызываем все колхозы Онгудайского аймака последовать нашему примеру, ведя решительную борьбу с кулацко-байским элементом и со всеми разлагателями социалистической (колхозной) работы».

21 мая 1935 года Купчегеньский сельсовет Онгудайского аймака включился во Всесоюзный конкурс сельсоветов, заключив с Яломанским и Ининским сельсоветами соцдоговора на лучшую работу секций и депутатских групп.

27 сентября 1937 года в колхозе «Путь к коммунизму» Купчегенского сельсовета урожай составляет 17 центнеров с гектара. На каждый трудодень в этом колхозе приходится по 6 килограмм зерна. Ударники колхоза «Путь к коммунизму» тт. Опенышев, Бжицкий, выработавшие около 500 трудодней каждый получают на свои трудодни больше, чем по 150 пудов хлеба.

1 января 1938 года к Купчегеньскому сельсовету Онгудайского аймака относились следующие сельхозартели: «Социал Ел» (51 двор, площадь посевов озимых и яровых – 85 га, поголовье: КРС – 83, свиней – 2, овец и коз 273, лошадей – 76, денежный доход 12.881 рублей, стоимость ОСП – 18.883 рублей); «Эзындык» (37 двора, площадь посевов озимых и яровых – 65 га, поголовье: КРС – 101, овец и коз 112, лошадей – 149, денежный доход 12.311 рублей, стоимость ОСП – 26.478 рублей); «Кызыл Тайга» (38 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 70 га, поголовье: КРС – 95, свиней – 14, овец и коз 332, лошадей – 108, денежный доход 13.859 рублей, стоимость ОСП – 25.403 рублей); «Путь к коммунизму» (35 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 89 га, поголовье: КРС – 75, овец и коз 204, лошадей – 80, денежный доход 15.028 рублей, стоимость ОСП – 12.935 рублей).

В 1943 году старший табунщик колхоза «Озендык(Эзындык)» Тюймей Алитов получил и полностью сохранил от 24 кобыл 34 жеребенка. За отличное выращивание молодняка он был награждён почётной грамотой Алтайского крайисполкома, обкома и облисполкома Ойротии.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

17 апреля 1948 г. Колхоз «Путь к коммунизму» решил соревноваться за успешное проведение весеннего сева с сельскохозяйственными артелями «Кызыл-Тайга» и «Эзындык». Решили провести всю пахоту и сев до 28 апреля, на высоком агротехническом уровне, добиться, чтобы не было ни одного колхозника, не выполняющего норм выработки. Колхоз обязался получить по 15 центнеров зерна с гектара на всей площади.

Договор был принят. Началось соревнование...

В первую пятидневку апреля колхоз «Путь к коммунизму» выполнил задание по задержанию талых вод и прибивке влаги. Во второй пятидневке начали весновспашку. На всех работах колхозники давали высокую выработку.

Соревнованию сопутствовала социалистическая взаимопомощь. Пахари колхоза «Путь к коммунизму» Аргай Маркитанов и Микош Кухаев заключили между собой договор. Аргай Маркитанов вместе с другими пахарями тт. Микошем Кухаевым, Анатпаевым и Баранчиковым были занесены на колхозную доску почета.

«Соревнующиеся между собой звеньевые Константин Чумунов в Бадербай Кунонаков помогают друг другу, делятся опытом.

Секретари организаций тт. Афанасьева и Зубакин ежедневно подводят итоги социалистического соревнования, проводят беседы, читки, выпускают боевые листки. Социалистическое соревнование помогло колхозу подготовить к севу все 150 гектаров посевной площади.

«Путь к коммунизму» занимает первое место в соревновании с другими колхозами сельсовета.

Второе место принадлежит колхозу «Кызыл-Тайга». Председатель правления этой артели тов. Алитов и бригадир полеводческой бригады тов. Елдошев сумели поднять колхозников на борьбу за высокий урожай. Артель заканчивает пахоту, начинает сев. Колхозники решили отсеяться не в 15 дней, как их соседи, а в восемь дней.

Сельскохозяйственная артель «Кызыл-Тайга» стремится перегнать колхоз «Эзындык».

Большую помощь оказывает соревнующимся колхозам сельский избач Анастасия Глазырина. Она всегда в поле, провела с колхозниками несколько бесед о международном положении, об опыте Героев Социалистического Труда по выращиванию высоких урожаев, помогает агитаторам. …Она организовала беседу сеяльщика колхоза «Путь к коммунизму» Григория Анатпаева на тему: «Мой опыт работы на двенадцатирядной сеялке» и выступление звеньевой этого же колхоза Татьяны Тарбаевой о том, как получить 110-пудовый урожай в высокогорной местности. Об опыте тт. Анатпаева и Тарбаевой избач рассказала в соседних колхозах. Под ее руководством работает кружок самодеятельности, который обслуживает колхозников, занятых на весенних полевых работах».

В ноябре 1950 года три колхоза Купчегенского сельсовета объединились в одну сельскохозяйственную артель «Путь к коммунизму».

С первых же дней в укрупнённом колхозе развернулось большое строительство. Для этого была создана специальная бригада во главе с опытным мастером тов. Тимеевым. За короткое время бригада построила общественную баню, перевезла на центральную усадьбу колхоза и установила согласно новому плану столярную мастерскую, кузницу. Сейчас сюда же переносятся складские помещения.

В колхозе усиленными темпами ведётся заготовка леса для культурно-бытового строительства.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

В 1952 год Купчегенская школа получила на ремонт 18 тысяч рублей, однако не смогла их использовать. Дело в том, что председатель местного колхоза «Путь к коммунизму» тов. Тайпин отказался помочь в подвозе камня.

7 февраля 1953 года в центре села Купчегень, близ Чуйского тракта, стоит небольшое, аккуратное здание. Это — сельский клуб. В нём размещен агитпункт Купчегеньского избирательного участка.

Большая работа развернута здесь в дни подготовки к выборам. За последние две недели на агитпункте были прочитаны лекции о великих стройках коммунизма, о международном положении, о нерушимой дружбе советских народов.

«Все члены агитколлектива раскреплены по десятидворкам и фермам. Агитаторами работают в большинстве своем опытные товарищи, уже участвовавшие в проведении предыдущих избирательных кампаний. Так заведующий овцеводческой фермой местного колхоза тов. Алушкин работает агитатором в течение шести лет. Большой опыт агитационной работы имеют также счетовод колхоза тов. Ербичинова, учетчик комсомолец тов. Конешев и другие.

На днях в селе был проведен День пастуха. Работники животноводства прослушали ряд лекций на избирательные темы».

В 50-60-е годы в числе передовых значится Купчегенская сельская библиотека — непосредственный пропагандист книги среди населения.

В 1956 году в клубе села Купчегень Онгудайского аймака хорошо оформлен монтаж, отражающий перспективный план развития колхоза «Путь к коммунизму». По вечерам в клубе всегда многолюдно. Большую работу ведут здесь агитаторы тт. Зубакин, Рязанцева и другие.

В 1957 году «Селение Купчегень растянулось по левому берегу реки Большой Ульгумень. В верхнем конце села берет начало оросительный канал, который тянется через все село и служит для орошения огородов. На канале построена небольшая гидростанция колхоза.

От села Купчегень заметный уклон и в двух километрах ниже дорога переходит по мосту на правую сторону. Долина продолжает оставаться узкой. Справа от дороги, выше по склону, видно русло большого оросительного канала. В ущелье Ульгуменя посевных площадей нет. Место очень узкое. Идущий вниз оросительный канал как бы указывает, что посевы где-то ниже.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

В 1960 году в купчегеньский колхоз «Путь к коммунизму» направляют председателем Василия Ивановича Тенгерекова. «На центральной усадьбе и в отдельных урочищах вырастают добротные жилые и бытовые помещения.

— Прежде всего надо думать о людях. — говорит он на собрании. — Хорошо будут жить — хорошо станут работать.

И колхозники, видя в новом председателе человека с открытой душой, заботливого хозяина, проникаются большим уважением к нему, живо откликаются на его предложения. Дружно и споро идут дела в большом хозяйстве».

11 июня 1961 года «за Чикет-Аманским перевалом, там, где в узких теснинах катит свои воды стремительный Большой Ильгумень, стоит село Купчегень. Далеко в горах раскинулись владения колхоза «Путь к коммунизму», но люди на ощущают оторванности от «Большой земли». Радио доносит сюда голос родной Москвы. Чабаны, пастухи и доярки пристально следят за всеми событиями в нашей стране и за ее рубежом, радуются каждому достижению любимой Отчизны.

Ликовало село Купчегень в памятный день полета советского человека в космос, Это выдающееся событие советского времени произвело неизгладимое впечатление на сына чабана, воспитанника местной школы Даниила Манышева. С помощью учительницы Т. А. Таштамышевой талантливый юный ваятель исполнил скульптуру первого в мире космонавта.

На выложенном возле школы кирпичном постаменте встал Юрий Гагарин. В одной руке у него голубь, в другой — ракета. На постаменте запоминающиеся слова: «Смелому из смелых, сильному из сильных».

...Днем и ночью мимо колхозного Купчегеня идут по Чуйскому тракту машины, и внимание всех привлекает творение юного умельца».

С 1962 года в Купчегене отводится под закладку садов 25 гектаров земли. Здесь начинают ставиться опыты по агротехнике, включая орошение горных садов.

«Много здесь произошло перемен за последние несколько лет. Музейной редкостью стали аилы. Куда ни посмотришь, всюду стоят добротные рубленые дома, В жилищах животноводов ярко горит лампочка Ильича. Растут новостройки.

Недавно на средства колхоза «Путь к коммунизму» сооружен клуб со зрительным залом на сто мест. Здесь же разместилась колхозная библиотека, насчитывающая свыше семи тысяч томов политической, художественной и сельскохозяйственной литературы.

Недавно вступил в строй колхозный радиоузел.

Гордостью Купчегеня является библиотека. Хорошо работает ее совет, куда входят заведующий сельским клубом т. Колтаров, секретарь колхозной парторганизации, учительница, зоотехник и четверо чабанов и доярок. Члены совета пропагандируют книгу, формируют и доставляют на фермы передвижки, ведут учет спроса читателей, организуют читательские конференции.

Недавно местные книголюбы встретились с главным редактором областного национального издательства Адаровым Владимиром Ойинчиновичем. После короткого сообщения о планах издательства на 1962 год состоялся интересный разговор. Хорошую оценку получили роман «Арина» Кокышева Лазаря Васильевича, изданный на родном языке, и его поэтические произведения.

Книги не залеживаются в библиотеке. Дворов в Купчегене двести, а читателей — 230.

В селе живет старая учительница Евдокия Александровна Чащина, проработавшая свыше тридцати лет в школах Горного Алтая. Она—скульптор, и тому же учит своих воспитанников. Ее руками вылеплена фигура известного алтайского сказителя Улагашева Николая Улагашевича. Последние годы главная тема в творчестве Евдокии Александровны — тема борьбы за мир. Вместе с учительницей занимается ваянием способный ученик, сын чабана Даниил Манышев, поставивший на Чуйском тракте скульптуру космонавта».

В 1963 году широким фронтом ведут работы бригады Онгудайского «Межколхозстроя». Хороший подарок получили животноводы Купчегеня — типовой скотный двор, доильный зал на 120 мест, две кошары на 500 голов каждая.

В этом году «Алтайская правда» написала о линейном монтере связи Михаиле Егоровиче Каманёве: «Работа, у него необычная… Каманев вот уже двадцать лет хозяйничает на этой трудной линии связи. Под его опекой на 30-километровом пути 600 телеграфных, столбов. Каждый надо осмотреть, поправить, проверить провода.

На Чуйском тракте Каменева знают многие. Живет он в селе Купчегень. В семье у него десять детей. Двое уже работают, трое ходят в школу, а пятеро малышей пока растут под присмотром Михаила Егоровича и его жены Елизаветы Николаевны».

В 1964 году на поливных лугах Большого Яломана каждый гектар дал в четыре раза больше сена, чем не остальной площади сенокосов. Звено Е. Табаченковой на орошаемом участке вырастило отличные овощи. Заметно повысилась здесь и урожайность зерновых культур.

Купчегень
Купчегень. Фото В. Владимирова

В 1965 году полеводы сельхозартели «Путь к коммунизму» расширяют площадь поливных земель. Коллектив Купчегенской бригады восстанавливает старую, когда-то заброшенную оросительную систему. Она даст влагу участкам, где будет посеяна пшеница. Начали эту работу и другие бригады артели.

1 декабря 1972 года среди первой группы передовых животноводов Горного Алтая выехал в Москву на Выставку достижений народного хозяйства СССР чабан совхоза «Купчегенский» О. Алушкина.

В 1975 году Купчегень является центральной усадьбой козоводческого совхоза, являющегося одним из передовых хозяйств Онгудайского района.

В 1980 году заведует библиотекой в селе Купчегень Наталья Барчишева. Она же известна в Онгудайском районе, как активный агитатор. С опытом массово-политической работы Н. Барчишевой познакомились участники районного семинара, который прошел в Купчегенском совхозе.

10 июня 1980 году «Алтайская правда» описала следующий случай. «Ребята, игравшие на берегу быстрого Ильгуменя, не заметили, как трехлетний Алеша Алитов, взобравшись на прибрежный валун, сорвался в воду. Лишь услышав крик, бросились к близлежащим домам за взрослыми.

Механизатор Купчегенского совхоза Валерий Курматов оказался на месте происшествия первым. Несколько сотен метров он бежал берегом вслед за волной, уносившей малыша. Совсем немного оставалось до острых камней, торчавших из воды. И Валерий бросился в стремительный поток.

Своенравная река в этот день была особенно опасной. Первые жаркие дни растопили высокогорные снега, вода прибыла. Огромных трудов стоило удержаться на ногах. И вот, когда парня уже покидали силы, он успел перехватить ребенка.

На помощь подоспели сельчане».

Купчегень
Купчегень. Фото Е. Гаврилова

В 1981 году коллектив совхоза «Купчегеньский» выступил инициатором социалистического соревнования тружеников Онгудайского района за успешное проведение зимовки скота: «Зима в наших местах нынче суровая. Пастбища с ноября покрыты глубокими снегами. Несмотря на это, обстановка на стоянках нормальная. Ведь прошлым летом больше, чем раньше, заготовлено кормов. Не остались мы и без помощи государства. Главную ставку, конечно, делаем на свои силы. Сейчас снегопахами расчищаются пастбища, организована заготовка акации и хвойной лапки. После измельчения на специальной установке, сдобренная комбикормом масса, служит хорошей добавкой к рационам.

Как и было записано в социалистических обязательствах… на мясокомбинат отправлено свыше полуторасот голов крупного рогатого скота и сарлыков, несколько десятков лошадей. Среди тех, кто внес наиболее весомый вклад в этот успех, скотинки Такпанак Анатпаева и Чечей Тарайтова, яковод Алтын Тепуков, табунщик Юштай Пьянов.

...В хозяйстве завершился главный сбор «пушистого урожая». Первая ческа коз нынче проведена в сжатые сроки: понадобилось две недели, чтобы снять пух со стада в 5,5 тысячи голов. На эту работу каждый день выходило не менее 70 человек — механизаторы, специалисты и служащие совхоза, сельская интеллигенция, пенсионеры и домохозяйки. Посильное участие в общем деле принимали школьники, учащиеся Ининского СПТУ.

Самое большое количество пуха взято с отары, за которой ухаживает Мулта Модитович Ептеев...

Специальная ремонтно-строительная бригада заканчивает подготовку помещений к массовому расплоду овец и коз, который начнется в маточных отарах с середины марта. Механизаторы ремонтируют технику, вносят на поля удобрения».

В мае 1982 года через село прошла многодневная велогонка, посвященная 60-летию образования СССР и Горно-Алтайской автономной области.

«Трогательной оказалась встреча в небольшом селе Купчегень Онгудайского района. Пожалуй, все ребятишки села собрались по обе стороны Чуйского тракта и буквально засыпали букетами цветов и гонщиков, и сопровождающие их машины. Весь асфальт был разрисован детскими рисунками, приветственными надписями: «Счастливого вам пути», «В добрый путь». К сожалению, в пылу борьбы гонщикам ничего не оставалось, как только чуть сбавить скорость, оторваться от руля и рукой помахать юным купчегенцам».

Купчегень
Купчегень. Усть-Кожолю

В 1985 году отряд ГАНИИЯЛ в окрестностях села, при активном участии учеников средней школы села, под руководством учителя истории В.М. Моносова, проводит разведку лога Усть-Кожолю, в ходе которой было исследовано 47 объектов в пяти курганных группах.

В 1986 году в долине Карасу близ с. Купчегень открыты погребения куюмского типа в каменных ящиках на могильнике Карасу 1 и впускного погребения в более ранний курган афанасьевской культуры с устройством над захоронением каменной выкладки на могильнике Карасу II, а также - открытие на могильнике Кур-Кечу, в 5 км от курганов Карасу погребений с каменными кольцами кургусско-коксинского типа.

В 1987 году учеником Э. Бултушевым и учителем Купчегеньской школы В. М. Моносовым в местности Кур-Кечю близ устья р. Большой Ильгумень найдена уникальная роговая пластина с надписью. Находка первое время хранилась в школьном музее деревни Купчегень. В 1991 году она была передана для хранения в Национальный музей имени А.В. Анохина (инв. № 9469).

В полевой сезон 1989 года во время проведения аварийных археологических раскопок в окрестностях с. Купчегень на могильнике Усть-Кожолю II в кургане № 4 было исследовано погребение скифского времени, в котором была найдена уникальная каменная бляха. Она была обнаружена в парном захоронении, совершенном по обряду пазырыкской культуры в срубе с сопроводительным погребением коня.

Купчегень
Купчегень. Фото Е. Гаврилова

2 августа 1994 года, во время пребывания в г. Горно-Алтайске, археолог Кызласов И.Л., благодаря содействию директора республиканского краеведческого музея P.M. Еркиновой и археолога В.А. Кочеева, изучает роговую пластину из с. Купчегень.

В сентябре 2009 года в Купчегене построен дом для ветерана войны. В административном здании бывшего колхоза расположились кадетские классы. Форму кадетам сшили местные мастерицы.

В начале апреля 2013 года в селе проведён семинар по тиснению кожи с участием американцев и с приглашением мастеров из соседних регионов.

5 июня 2013 года проведён обучающий семинар для местных жителей в рамках проекта «Школа агротуризма и народных ремесел как институт устойчивого развития села». Создана инициативная группа.

В конце 2013 года в селе была запущена сотовая связь.

18 декабря 2013 года Купчегеньскую общеобразовательную школу посетил глава региона Александр Васильевич Бердников и передал на торжественной линейке от имени Президента РФ В.В. Путина ученику 1 класса Эремею Баитову ноутбук. Мальчик попросил Президента, чтобы тот передал Деду Морозу его заветное желание к Новому году: получить компьютер. «…Потому что я хочу учиться, познавать мир. С Новым годом, спасибо вам!»

Эремей Баитов поблагодарил за подарок и прочитал стихотворение, со словами: «Обещаю не лениться, очень хорошо учиться…»

Правительство и Парламент Республики Алтай подарили школе телевизор.

В 2014 году на правобережье Катуни за селом Купчегень новосибирские археологи находят в ходе археологической экспедиции более двух тысяч древних петроглифов.

В 2015 году ходе археологической экспедиции с участием ГАГУ обнаружены железоплавильные печи были у села Купчегень.

22 июля 2015 года в селе Купчегень шесть команд участвуют в турнире по мини-футболу среди ветеранов на призы Д. Табаева.

С 10 по 12 ноября 2015 года в селе, в Центре народных художественных промыслов «Алтай», прошел первый обучающий семинар (34 человека).

В этом же году алтайские и известные американские мастера по изготовлению седел совместно создают «золотое седло Алтая», символ совместных усилий мастеров различных направлений — обработка дерева, кожи, камня, кости, металла и шерсти.

13 июля 2016 года в Центре народных промыслов села Купчегень и на местной самой высокой горе, в рамках в проекта «Большая экспедиция по России–2016», побывала группа туристов из Франции.

Основная статья Купчегень

© Е. Гаврилов, 7 октября 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!