Алтайские сеоки

АЛТАЙСКИЕ СЕОКИ (РОДА)

(Потапов. Очерки по истории Ойротии, Новосибирск, 1933)

…Алтайцы помнят свои родовые названия. Это, так называемые, «сеоки» алтайцев. Сеок — буквально значит «кость». Наиболее полный список сеоков приведен в исследовании Швецова... 1 Помня свой сеок, алтайцы обычно рассказывают о происхождении его, чаще в легендарной форме. Например, сеок «Иркит» произошел от дерева «ыргай»2.

Сеок «Кара-телес» — от медведя. Некоторые сеоки у тубаларов считают свое происхождение от пня, из земной трещины и т. п. Есть и другие объяснения происхождения сеоков. Так, сеок, «Юз» отделился от сеока «Конгдош». Случилось это так. Одна девушка из сеока «Конгдош» родила ребенка, отца которого она назвать затруднилась. Ребенку присвоили имя сеока матери, т. е. «Конгдош». От этого мальчика пошло потомство, которое, достигнув сотни человек, с согласия сеока «Конгдош», выделилось в особый сеок, который назвали «Юз» (буквально — сто). «Юз» были приписаны к другому зайсану, нежели «Конгдош». Про сеок «Ялан» рассказывают, что люди его пришли в алтайские горы из степи, во время голода. Пришельцев стали называть «яландан келъген» (буквально — пришедшие из степей). Постепенно и они стали называть себя сокращенно «Ялан». В степи же себя этот сеок называл «Погул».

Существуют также объяснения названий многих сеоков. Например, название сеока «Саргайчы юз» означает «саранщики юзы», т. е. люди сеока занимались копанием корней сараны, которыми они и питались. Есть «Сыгынчи-юз», что значит — охотники за маралами. Название сеока «Палан-конгдош» произошло оттого, что часть «конгдошей» во время одного сильного голода питались калиной («палан»). Про сеок «Кобурчи конгдош» говорят, «что люди этого сеока специализировались на обжигании угля, который они употребляли для плавки железной руды («кобурчи» — угольщик).

 

Однако, далеко не всегда название сеока указывает на занятие людей данного сеока. Например, сеок «Киис пюрюк конгдош» назвали так потому, что люди этого сеока носили кошемные шапки (киис пюрюк).

Многие сеоки имеют непереводимые, в данное время, названия, другие, как например «Наймая», «Кыпчак» и т. д., дают повод считать их осколками некогда крупных племенных объединений, хорошо известных в истории Азии.

По мере численного разрастания сеока известно много случаев дробления разросшегося сеока на ряд мелких, отражающих в названии связь с распавшимся сеоком.

Для примера можно сослаться на сеок «Юз», который теперь насчитывает пять сеоков: 1) «Юз», 2) «Тау юзтар» («Горные юз»), 3) «Сары юз» («Желтые юз»), 4) «Шанмы юз» и 5) «Сыргайчи юз». Сеок «Кузен» разделился на три сеока, сеок «Конгдош» — на четыре и т. д.

Весьма характерно, что, сохраняя названая сеоков, люди этого сеока не живут вместе, а селятся разбросанно3. Последнее обстоятельство свидетельствует об отсутствии хозяйственных связей по линии сеока. Однако чувство родственной связи еще не изгладилось.

Это проявляется в том, что люди одного сеока, где бы они ни встретились, называют друг друга «карындаш», т. е. «единоутробный» (от «карын» — утроба), а главное, почти до последних дней лица, принадлежащие к одному и тому же сеоку, не могут вступать между собой в брак.

Как известно, экзогамия (запрет браков между членами одного рода) составляет существенный признак родовой организаций. Он позволяет утверждать, что алтайцы в эпоху группового брака, слабые следы которого еще можно уловить в Алтае, расчленялись на ряд кровно родственных групп по материнской линии, между которыми браки воспрещались. Запрет этот сохранился до нашего времени»…

…Дыренкова утверждает, что главную роль в хозяйственных вопросах алтайцев играет «старший в роде». Она пишет: «Старший в роде, служащий до сих пор объединяющим звеном сеока, пользуется уважением сородичей. Он вмешивается в их дела и играет главную роль в хозяйственных и особенно религиозных вопросах жизни сеока»4…

…С. П. Швецов, подтверждая, что зайсаны выбирались только «из определенных сеоков»5 (родов), улавливает новый, чрезвычайно существенный момент, упущенный предыдущими исследователями.

Он пишет: «зайсан избирался пожизненно... по возможности из одной и той же семьи». И обычное право алтайцев закрепило эту привилегию отдельных семей в роде, быть зайсанами, обычаем наследственности зайсанского звания, обычаем, которым в первую очередь имел право воспользоваться сын зайсана и затем его ближайший родственник…"

…Демичи — это высшее административное лицо в роде, демичи управлял обычно только одним родом, когда род был достаточно велик и совпадал с арманом, а иногда мелкие роды соединялись в один арман и ими управлял один демичи.

Например, в первой алтайской дючине роды «олюп» и «чапты» имели одного общего демичи. Напротив, когда род был многочисленный и члены его жили разбросанно, такой род имел несколько демичи. Сеок «юз» у тубаларов имел 5 демичи соответственно 5 подразделениям этого сеока или рода: 1) «юз» — 1 демичи, 2) «сары-юз», 3) «шангмы-юз», 4) «саргайчы-юз», 5) «тау юз».

Кузенская черненая волость имела 3 демичи: 1) «тонжорак»— 1 демичи, 2) «киштындер-кузен» —1 демичи, 3) «педибеш-кузен» — 1 демичи.

В Комляжской волости сеок «ярык» имел два демичи соответственно подразделению сеока на два поколения: 1) «сыынчи-ярык» и 2) «кара-ярык». Сеок «конгдош» имея четыре демичи и т. д…


1 Швецов С. П. Горный Алтай и его население, т. I

2 Потанин, Очерки Сев. зап. Монголии, ч. IV, стр. 7.

3 Это отмечали и Потанин и Швецов.

4  Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеутов. Сборн. Материалы по семейно-родовому строю народов СССР. Ленинград, 1926 г., стр. 429.

5 Швецов, т. I. стр. 235.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ СЕОКОВ АЛТАЙСКИХ ИНОРОДЦЕВ.

(Алтайский сборник № 11, 1912, стр.103-104)

У АЛТАЙЦЕВ (алтай-кижи) зарегистрированы следующие сеöки: аара, алмат, байлагас, богусхан, дёрбет (тербёт) еёлюк (елик), иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, кооболу, кööжö, каал, мундус, меркит (меркут), модор, могол (монгол), мерет, найман (майман), пурут (прут, брут) соен, сагал (саал, чор-сагал), суузар, тодош, теöлёс, тонжан (тонжуан, тонгжон), танды, тумат (томат), тогул  (тогус), утты-сар (теть-сары, палан), чапты, чагандык, юдюб (юлюп), юсь, ярык (ябыр), оöчу (очы), кан, чорос, котты.1

У ЧУЙЦЕВ (чу-кижи) — алмат, иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, мундус, меркит (меркут), могол (монгол), оргончи, ойрот, соён, сагал (саал, чор-чагал), теöлёс, тонжан (тонжуан, тогжон), титас (тетытас, тетыдас), ябаг;2

У ЧЕРНЕВЫХ ТАТАР (туба, ыш-кижи) — байлагас, кергиль, комдош (кöмнöш, кондош), кузень (кюзень), мундус, педебыш (чедыбыш), соён, еайгылар (салгылар), танды, тогул (торгул, тогус), тентерек, тибер, тастар, утты-сар (тетьсары, палан), шоор (чöр, сары-чер), юсь, юуты (тыуты) юртас (тюртас), ярык (ябыр), ялан, чагат (чыгал), санмай, тиргеш, йобур, тон.3

У КУМАНДИНЦЕВ (ку-кижи) — тастар, тоён, чобот, юты, кубанды (куманда), со, тон-кубанда, якши, чалман, чабраш.4

У КИРГИЗ китайских эмигрантов, находящихся среди кочевий «алтай-кижи" - иркит (ыркыт), кöбöк, кочугет, могол (монгол), сöен, ябаг, хорисал.5

У ТЕЛЕУТОВ— торо, очу, миркит (иркит, ыркыт), ак-тумат, кара-тумат, чорос, кыпчак сарт, найман (майман), телес (теöлёс), торгул, мундус, кочкор-мундус, тотош (тодош), пурут (прут, брут), чалман.6

У ТЕЛЕУТОВ, живущих смешанно с народцем ач-каштим в Кузнецком уезде — йюрты, тёрт-ас, чингис, ан.7

У ШОРЦЕВ—кызай (кызыл-кая), таяш, кый, кара-шор, сарыг-шор, карга, чедебыс, конгы, койы, челей, себе, тартктын, уста, кобый, аба, таган, кереш, бар-соят, шалкал, беш-бояк.8

У ШОРЦЕВ, живущих смешанно с телеутами в северных отрогах Кузнецкого Алатау — к западу от р. Томи — ач-кештим, торгул, комнош, камлар, ачин и шю.9


1 Швецов С. П. Горный Алтай и его население, т. I стр. 91-92 и Аристов Н. А. Заметки об этническом составе и пр. стр. 342.

2 Горный Алтай и его население т. I, стр. 94-93.

3 Горный Алтай и его население т. I, стр. 93-94 и Заметки об этническом составе и пр. стр. 343.

4 Горный Алтай и его население т. I, стр. 96 и Заметки об этническом составе и пр. стр. 343

5 Горный Алтай и его население стр. 96.

6 Заметки об этническом составе и пр. стр. 340

7 В. В- Радлов. „AUS SIBIBIEN" т. I стр. 216. Народец каштим фигурирует в надписи на Кая-бащи - В. В. Радлов „Die altturkischen In - schriften ber Mongolei," Спб. 1895 г. стр. 428 Кештим под именем кешидим упоминается в числе племен, покоренных Чингисханом одновременно ст. киргизами, теöлёсами и теленгу. — Труды Рос. Дух. Мис. в Пекине, т. 4. стр. 235 и Вост. сборн, т. I, 1877 г. стр. 191.

8 Заметки об этническом составе и пр. стр. 343.

9 „AUS SIBIRIEN", т.I, стр. 212—215

Переведено в текстовой формат и отредактировано в соответствии с современным языком Е.Гавриловым