Памятная доска на Актру

Памятная доска на Актру — плита из бронзы, установленная в горной системе Биш-Иирду в память о выдающемся исследователе ледников Алтая, профессора Томского университета Михаила Владимировича Тронова.

Памятная доска М.В. Тронову
Памятная доска М.В. Тронову у языка ледника Малый Актру, 1980 г. Слева – Ковалёв Игорь Константинович, организатор и исполнитель памятной доски. Справа — Владимир Воробьёв. Фото А. Вишнякова

Как добраться

Плита установлена на правобережье р. Актру, на расстоянии около двух километров от альплагеря на юго-запад, у ледника Малый Актру.

Основной поток немногочисленных туристов проходит рядом. Те, кто поднимается на Купол, пользуются классическим путём – по кулуару. На Караташ идут также на Купол, а потом переходят по седловине, соединяющей две вершины.

Эта тропа проходит совсем иначе, уходит влево от места расположения доски, которую туристы не могут увидеть. По той тропе, где расположена плита, проходят люди, которые имеют специальную альпинистскую подготовку и поднимаются по сложному маршруту через ледник Малый Актру.

Туристское значение

Сегодня настало время возродить интерес к памятной доске, установленной М.В. Тронову и почаще приводить в этот район туристов, рассказывая им о том громадном вкладе, который внёс в мировую науку этот выдающийся русский советский исследователь.

Памятная доска М.В. Тронову
Памятная доска М.В. Тронову на Актру. Фото В. Севастьянова

Описание

Памятная доска установлена на большом камне недалеко от языка ледника. Выполнена из бронзы. Размер — 50х40 см. Автор и исполнитель — И.К. Ковалёв. Изготовлена в г. Томске в 1979 году, в НИИ полупроводниковых приборов.

История

По приглашению М.В. Тронова в Томском университете работал некоторое время в лаборатории начальником сотрудник НИИ полупроводниковых приборов, электронщик, Игорь Константинович Ковалёв.

И. Ковалёв любил путешествовать и добирался до Актру вначале на мотоцикле, а потом — на «Запорожце». За это увлечение ему в институте к фамилии даже приставку придумали — Ковалёв-Алтайский.

Когда 7 декабря 1978 года не стало М.В. Тронова, И.К. Ковалёв, по своей инициативе, примитивным способом изготовил из бронзы памятную доску.

Для того, чтобы её установить, в район альплагеря Актру на 1 мая 1979 года из Томска на «Жигулях» поехало четыре человека, включая И.К. Ковалёва, тогда к.г.н. В.В. Севастьянова — ученика М.В. Тронова и двух работников НИИ — Е.В. Олексива, В. Зеленецкого. К сожалению, участники этой мини-экспедиции совершили ошибку — они не взяли соответствующего инструмента для закрепления памятной доски.

Мемориальная доска М.В. Тронову
Мемориальная доска М.В. Тронову. Май 1979 г. Е. В. Олексив и И.К. Ковалёв Первоначальное место установки. Фото В. Севастьянова

В горах ещё лежал снег. На расстоянии примерно полтора километра, не доходя до поймы Актру, когда поднимаешься по дороге от Перевалки, в лесной зоне, справа у тропы есть несколько мест, где скалы подступают к дороге. На одной из них, вблизи дороги, было решено временно установить памятную доску.

«Там оказались трещины, и мы в них завернули как-то болты. Ну, не везти же её обратно!».

«У них был здравый смысл в плане того, что по этой тропе проходят все, кто поднимается в Актру. Все! И все, кто спускается. Другой тропы не было тогда и сейчас нет. Так или иначе все, кто проходят, могли её видеть. Здравый смысл здесь, безусловно, был».

Спустя какое-то время, мимо этой доски, для работы на Актру, проезжал научный руководитель лаборатории гляциоклиматологии, недавно защитивший диссертацию на соискание ученой степени доктора географических наук, Виктор Семенович Ревякин, тоже ученик М.В. Тронова.

По его мнению «М.В.Тронов работал на ледниках, а не там, где была коровы гуляют».

«Виктор Семенович человек достаточно горячий в своих решениях. И когда увидел эту табличку в лесу, это не могло его не покоробить. Тем более, у Виктора Семеновича есть альпинистский опыт и вместе с Михаилом Владимировичем он по ледникам поднимался, восхождения делал, проводил гляциологические работы наверху.

Он знал, что Михаил Владимирович этой жизнью жил. Он первый с братом взошёл на Белуху. Это уже о многом говорит.

Виктор Семенович сразу же принял решение и отодрал эту табличку, положил в рюкзак, том смысле, что её необходимо установить в другом месте. И положил, придя в Актру, в складское помещение.

А потом было много дел. Туда же едешь не отдыхать, а работать. И не успел. Может, погодные условия, может, что-то другое... Просто всё не сделаешь за один раз…»

Далее события развивались следующим образом. О совершившемся факте стало известно в Томске. В.С. Ревякин был вызван на партком и после горячих дебатов ему был объявлен партийный выговор.

В августе 1979 году в долину реки Актру была запланирована экспедиционная поездка. Возглавлял её Харламов Сергей Викентьевич.

«Было поручение парткома ТГУ: во время поездки найти в складе эту табличку и установить её. Сделав эту работу, мы должны были как можно быстрее проинформировать, что поручение выполнено.

Имя Михаила Владимировича было тесно связано с изучением ледников долины Актру и особенно ледника Малый Актру, который вошёл в международную программу Международного геофизического года. Это был наш стационарный ледник, где проводился большой объем, комплекс исследований. Малый Актру был в числе немногих избранных ледников в горных системах СССР.

Мы проговорили с Вячеславом Шуровым, где лучше установить памятную доску. И решили, что нужно найти достойное место у языка ледника.

В то же время было очень важно, чтобы там проходили люди и эту табличку видели. Можно было бы, конечно, прикрепить её вообще возле ледника, но тогда кроме тех, кто её повесил и буквально нескольких человек, никто о ней не знал бы.

Поэтому мы решили, что это должен быть большой камень. В гляциологии такие камни называются эрратическими валунами. Это — огромный камень в 2,5-3 раза выше человеческого роста, в своё время принесённый ледником.

Оказавшись на месте, мы со Славой Шуровым на следующий день взяли маленькие шамбурочки, молоточек, подошли к Малый Актру, нашли камень, который сразу обращает на себя внимание. Когда ледник отступил, растаял, этот камень оказался на моренистой поверхности, недалеко от конца ледника. Буквально в нескольких десятков метров. Выбрали на камне поверхность, которая видна людям, оказавшимся в этом месте. Аккуратно пробили шамбурочком и молоточком дырочки, забили туда пробочки и аккуратненько табличку прикрутили.

Через небольшой промежуток мы, оказавшись в Курае, дали телеграмму о том, что «Поручение парткома выполнено. Табличка установлена у ледника Малый Актру».

Нам потом, когда мы вернулись в Томск,  указали на то, что мы взяли на себя ту сторону вопроса, которая нас не касается.

Они предполагали, что доска должна была установлена у том месте, где была установлена первоначально. Было мне указано, как члену партии, что поручение выполнено, но не в соответствии с тем заданием, которое мы имели.

Я высказался лаконично, что являюсь сторонником того, что мемориальная табличка, путь она и небольшая, посвящённая памяти Михаила Владимировича Тронова, должна быть установлена у ледника. Такого, который в гляциологии нашей страны знают все. А ледник Малый Актру — один из ледников, на котором проводился глобальный поиск и исследования. Именно там и место этой табличке»…

Следует отметить по вышесказанному, что вмешательство парткома В.С. Ревякин отрицает. Он считает, что С.В. Харламов устанавливал табличку на новом месте в Актру по его поручению. Никакого парткома не было.

Но думается, это и не важно. Каждый учёный имеет право на свою точку зрения. Важно то, что табличка установленная под ледником, свидетельствует о той громадной роли, которую играл в исследовании ледников Актру, Алтая и науке гляциологии Михаил Владимирович Тронов. Пусть все, проходящие мимо неё, почтят память этого Человека, великого учёного!

© Е. Гаврилов, 4 декабря 2017 года. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность за помощь при подготовке материала ученикам М.В. Тронова — д.г.н. В.В.Севастьянову, д.г.н. В.С. Ревякину, а также к.г.н С.В. Харламову.