Контрабас («Der Kontrabass»)

Контрабас («Der Kontrabass») — скульптурная мраморная композиция скульптора-ювелира В.И. Войчишина, установленная в г. Белокуриха, Смоленского района.

Контрабас
Контрабас. Фото В. Владимирова

Туристское значение

Композиция представляет интерес как оригинальное художественное произведение, выполненное из цветного мрамора, и органично вписанное в территорию курортного комплекса.

Как добраться

Скульптура находится на въезде в территорию санатория «Белокуриха» у ресторана «Мишель». Поворот к санаторию находится в городе на расстоянии 3,8 километра от въездного знака «Белокуриха». Движение осуществляется по центральным улицам: Советская — Мясникова. Поворот необходимо делать или перед или после памятника В.И. Ленину. Расстояние от улица Мясникова до скульптуры, если вы повернёте за памятником, 190 метров. Нужный объект находится у северо-западной стороны здания слева.

Контрабас
Контрабас. Фото В. Владимирова

Описание

Скульптурная композиция выполнена из пуштулимского и уральского мраморов. Из белого уральского мрамора сделаны девушка, ящичек и колки контрабаса.

Высота скульптуры 2,4 метра, длина —1,5 м и ширина — около 1 м. Вес — 5 тонн. Струны — стальные.

Скульптура изображает контрабас-трехструнник, на котором в Париже, в консерватории и в опере играли до 1832 года. Германофил-итальянец Луиджи Керубини, в то время бывший главным музыкальным интендантом в Париже, добавил на контрабас четвёртую струну… Французские контрабасисты были возмущены…

Скульптура покрыта воском, чтобы камень не выветривался и в трещины не попадала вода.

Площадка, на которой установлена композиция, выполнена из обожжённой немецкой керамики вишнёвого цвета, с выложенной белым камнем музыкальной ноты. К скульптуре от дороги идёт загнутая тропиночка, в ночное время композиция оснащена подсветкой.

Контрабас. Фото В. Владимирова
Скульптор-ювелир В.И. Войчишин рядом со своей работой Контрабас. Фото В. Владимирова

История

В начале сентября 2017 года на территории автобазы ЗАО «Курорт Белокуриха» был открыт камнерезный цех, мастерская, по изготовлению скульптур из мрамора для «Белокурихи-2».

Для того, чтобы её открыть, на протяжении двух лет пришлось уговаривать скульптора-ювелира В.И. Войчишина, который в то время категорично утверждал, что «мраморные работы он окончательно прекратил», чтобы он возглавил работы и выступил в качестве «учителя» новых ваятелей.

«Мне говорят: ты ищи. Они будут работать, а ты руководить. А мне это надо? Есть один Кульгачёв Миша в Барнауле, он один работал с мрамором, которому 70 лет. Сегодня он с мрамором не работает. И Добровольский, который из металла гнёт. Скульпторов-то на Алтае нет!

Плюс, надо специальное оборудование. А оно дорогое. Один штроборез стоит 90 тысяч. А также необходима углошлифовальная, прямошлифовальная машинки, перфораторы разного вида. Сверла различные, лопатки, маленькие углошлифовальные бормашины, алмазные борики…

В мире специалисты по мрамору — китайцы. Они сейчас много делают разных львов, драконов. Хорошо работают по мрамору тайванцы, вьетнамцы. В России всегда было мало скульпторов».

Ещё одним из катализаторов для открытия мастерской был мраморный блок весом 8,5 тонн, который бесхозно «кочевал» по территории курорта. Его даже прозвали «чемодан без ручки», «блок-путешественник»…

«Давай что-нибудь делать!.. Давай что-нибудь делать!»

Контрабас. Фото В. Войчишина
Контрабас. Первый день работы с камнем. Фото В. Войчишина

5 сентября 2017 года В.И. Войчишин начал рубить камень в новой мастерской. Но выступить в роли руководителя процесса и мастера-учителя ему не удалось...

«Сам беру, да рублю. Весь грязный. Помощник, Григорий Волочай, помогает, но надо же всё показывать. Допустим, основную тяжёлую работу показал: вот здесь так, здесь так. Отмечу. Он выбирает — там срубил, там срубил.

Но основные, сложные элементы скульптуры пришлось резать самому. Никто же понятия не имеет, как работать с камнем. Первый раз его в глаза увидели. Всё на себя беру, рублю в ответственные моменты.

Потому что, боюсь — отломят. А после основного уже пусть они шлифуют. Помощники делали только чёрную работу. Хотя и я полировал… Так что взял на себя ещё одну очередную нагрузку.

Но мне всё равно это интересно. Придётся делать... Вот так вышло…

За две недели пол-КАМАЗа гравия надолбили. Пилишь с водой, перфораторами засверливаешься. Объем большой. Делать сам не буду — ничего не получится».

Блок, из которого было решено изготовить скульптуру — пуштулимский мрамор. У него бывает семь цветов. Данный мрамор содержал три цвета — белый, желтоватый и тёмно-зелёный.

С самого начала В.И. Войчишин решил сделать контрабас. Вырезал, чтобы был ровный, трафарет из ватмана. «Никогда в глине подобные скульптуры не делаю. Что взбрело в голову, то и начинаю делать. А там дальше придумываю. Может что-то ещё будет…»

В качестве идейной составляющей на первом этапе строительства был рассказ «Роман с контрабасом» по А.П. Чехову. Идея рассказа и фильма, снятого по его мотивам, лежали в основе производства скульптуры достаточно долго.

«Будет контрабас. У него сделаю ухо, так как у Владимира Басова были большие уши. Он же страшный такой был… Но женщины почему-то его любили. И будет корявое дерево и в нём встроены часы, со стрелочкой вниз».

В советском фильме «Мишень»(1976 г.в.), в который входил как эпизод «Романа с контрабасом», главную роль музыканта Смычкова, который шел с контрабасом из города на концерт на дачу князя Бибулова, сыграл В. Басов. По сюжету, у него и у княжны Бибуловой была украдена одежда, после чего они встретились раздетые под мостом…

«Сударыня! — сказал Смычков умоляющим голосом. — И у меня также украли мое платье. К тому же они вместе с брюками утащили и находившийся в них канифоль!»

«То, что я задумывал вначале, не получилось потому, что пуштулимский мрамор — не для скульптуры. Портрет из него не получится. Невозможно сделать. Потому что разные цвета. Бюст или памятники из разноцветных мраморов не делают. Контрабас можно, а лицо сольётся и вообще ничего не поймёшь.

Хотел голову Владимира Басова сделать, а там никак технически не получается. Камень не позволяет. Нет белого вообще. Портрет делается из чисто белого мрамора. Сделаем цилиндр, шляпу. Чехов для меня — это величина.

Ухо — вообще-то сюрреалистический приём. Он обычно связан с музыкой, со слухом, по большому счёту. К Басову за уши притянуто».

Контрабас
Контрабас. В процессе изготовления. Фото В. Войчишина

Девушку было решено сделать из другого мрамора. «Если будет изготовлена из того же мрамора, то она будет бликовать. Всё сольётся и вообще ничего не увидишь».

История с женской фигуркой тоже непростая. Какой-то новосибирский скульптор пытался сделать из уральского мрамора фигуру и бросил, не доведя работу до финала. Долгое время заготовка стояла в санатории, внизу в углу под лестницей, как балласт.

В.И. Войчишин решил её посадить, как в фильме — вырезал ноги, глаза, руки…

Но прошло несколько недель и тема изменилась…

«Я все переиграл. Композиция под Чехова стала не подходить. Французский ресторан «Мишель», где она должна была установлена, и Чехов диссонировали, скульптура идейно выпадала — место тоже должно работать на произведение. А там все иностранное. И Чехов бы здесь не смотрелся.

Скульптура как раз подходит по архитектуре к ресторану. Там крыша двускатная и линии вписываются.

Я вообще всё делаю без правил. Подумал — Чехов не подходит! А Патрик Зюскинд — живой современник. И есть у него пьеса «Der Kontrabass».

В пьесе контрабас, по мнению его владельца — центральный инструмент оркестра. Все остальное —противоположный полюс лишь благодаря контрабасу. И совершенно нельзя представить оркестр без контрабаса. Можно отказаться от дирижера, но не от контрабаса. Оркестр начинается лишь там, где присутствует бас — фундамент, на котором возвышается все это великолепное здание.

Музыкант в пьесе мечтает о молодой маленькой певице с совершенно черными глазами, сопранистке, меццо-сопрано, которую зовут Сара. «Быть может, она еврейка». А слабую мать, герой ассоциирует как флейту, увлеченную музыкой...

Смена идейной составляющей добавила ряд деталей, которые подчёркивали бы принадлежность композиции к данному произведению. Прежде всего, это звезда Давида за сидящей девушкой, сюрреалистическое танцующее дерево-флейта с манометрами, ноты заднем фоне, монетоприёмник со стилизованной буквой «М»…

Заднюю часть композиции заматовали, чтобы не было видно цвета камня. Он получается как бы белым. А нотки и звезда Давида были для контраста выполированы.

Струны для контрабаса решили заказать в Барнауле. Но их там не было. Доставка их из Москвы стоила бы 15 тысяч. В.И. Войчишин пошёл в автомагазин и купил тоненький тросик из нержавеющей стали, а в рыболовном магазине приобрёл свинцовое грузило. Просверлил, разжал сверху и снизу — проблема была быстро решена...

16 октября 2017 года работа с «Контрабасом» была полностью закончена. На следующий день его перевезли и установили перед рестораном.

Контрабас
Контрабас. Открытие композиции. Фото В. Войчишина

18 октября 2017 года состоялось торжественно открытие нового туристического объекта курорта «Белокуриха». Оркестр играл классическую музыку. На её фоне ведущий зачитал фрагмент пьесы Патрика Зюскинда.

На открытии оркестр также сыграл фрагмент самой узнаваемой традиционной народной музыки восточноевропейских евреев «Семь сорок», название которой, судя по этикеткам грампластинок, появилось еще в дореволюционное время.

Контрабас. Фото В. Владимирова
Работа В.И. Войчишина "Тайная жизнь Сальвадора Дали" в ресторане "Мишель". Фото В. Владимирова

Разное

В помещении ресторана «Мишель» находится ещё одна оригинальная очень сложная работа В.И. Войчишина, выполненная из бука, шкуры леопарда, серебра 925°(2,2 кг) и золота 585°(40 гр.) — «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

Тайная жизнь Сальвадора Дали
Работа В.И. Войчишина "Тайная жизнь Сальвадора Дали" в ресторане "Мишель". Фото В. Владимирова

Работа навеяна книгой, написанной Сальвадором Дали —«The Secret Life of Salvador Dali» («Тайная жизнь Сальвадора Дали»), фрагмент названия которой изображён на лобовой части черепа.

Основанием работы является леопардовая шкура, которую В.И. Войчишин привёз из Кении. Она отражает эпизод жизни Сальвадора Дали, который часто выходил к корреспондентам в халате, сделанном из этого зверя.

Скелет символизирует анатомию человека, так как Сальвадор Дали был художником. Всевозможные ящички — масса секретов, которые таит его жизнь и творчество.

Скрипка отражает момент обучения Сальвадора Дали в колледже, когда он растоптал скрипку сокурсника, заявив, что никакая музыка не сравнится с живописью. А смычок её, длинный муравей, отражает моменты творчества художника, который часто рисовал этих насекомых на своих полотнах.

Тайная жизнь Сальвадора Дали
Работа В.И. Войчишина "Тайная жизнь Сальвадора Дали" в ресторане "Мишель". Фото В. Владимирова

Масса подпорок в композиции связана также с элементом творчества художника, который под впечатлением детства (побывав у дяди в деревне, обнаружил на чердаке костыль и восторгался его удобством в передвижении), использовал различные их виды в своих полотнах.

Кубик – символ удачи творца. Всё зависит: какая грань будет подарена ему судьбой.

Нити смычка золотые. Также при создании композиции были использованы драгоценные камни и серебро. Пилка в композиции — символ автора.

Ранее работа выставлялась в музее серебра.

© Е. Гаврилов, 28 марта 2018 года. Ссылка на сайт обязательна!