Можжевельник (вереск)

Можжевельник (ве́реск, арчын, аарчин, арчинöлöн, артыш, ве́рес, арча́, алт. диал. кырчын) — вечнозеленый кустарник из семейства кипарисовых (Cupressaceae). Это хвойное растение. Но на сосну и ель он мало похож, более близок к кипарису и туе. Латинское название происходит от кельтского юпиперус, что значит колючий, дано из-за колючих листьев некоторых видов.

Алтайский Можжевельник

Писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук Николай Михайлович Верзилин в популярнейшей в своё время книге «По следам Робинзона» писал: «Можжевельники по летучим фитонцидам занимают первое место среди растительного мира. Ученые установили, что один гектар можжевельников может обезвредить от гнилостных бактерий помойки большого города».

Родство же между можжевельниками и кипарисами все же осталось: специфический запах, строение листьев-игл и их вечнозеленая окраска.

В народе их часто называют вереск. Вереск относится к семейству вересковых, в основном, произрастает в Европе. В Западной Сибири вереск растет лишь в среднем течении Оби, между Томском и Тобольском. На Алтае он вообще не произрастает и с можжевельником ничего общего не имеет.

История

Родоначальник можжевельников — кипарис пирамидальный — был известен древним грекам. Они создали трогательную легенду о том, как на земле появился кипарис. Вот как передает эту легенду Овидий, автор знаменитых «Метаморфоз»:

На одном из островов Эгейского моря жил

Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,

Голову сам он свою глубокой окутывал тенью...

Страха не знал, олень от обычной свободен боязни,

Обыкновенье имел и в дома заходить и для ласки

Шею свою подставлять без отказа руке незнакомой.

Но никто так не любил оленя, как прекрасный юноша Кипарис — сын царя с острова Кеос. Он подолгу бродил вместе с покорным и кротким оленем и, как девушку, украшал его яркими душистыми цветами, выбирая для своего любимца самые сочные травы и чистую ключевую воду.

И вот однажды, когда Кипарис охотился, а олень отдыхал под сенью деревьев, юноша случайно убил его. Горю Кипариса не было границ. В безутешной печали молил он бога Аполлона, чтобы стреловержец дал ему возможность «вечное время» оплакивать невозвратимую потерю. Аполлон внял мольбам убитого горем юноши и решил превратить его навеки в дерево.

Вот уже кровь у него от безмерного плача иссякла,

Начали члены становиться зелеными, вскоре

И волосы, что вокруг белоснежного лба ниспадали,

Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали

В звездное небо смотреть возносящиеся стройно вершиной.

Так волею Аполлона прекрасный юноша превратился в кипарис, с такими на удивление чуткими к малейшему дуновению ветерка верхушками и всегда устремленными ввысь...

В конце мезозойской эры на Алтае был теплый субтропический климат; в лесах в изобилии росли пирамидальные кипарисы. Но проходили годы, с севера наступало похолодание, постепенно менялись климатические условия, кипарисы отступали к южным широтам. Но не все. Некоторые приспособились к суровым условиям, и из деревьев-богатырей превратились в низкорослые деревья или кустарники. Их стали называть можжевельниками.

Можжевельник в жизни Алтая

Византийский историк Менандр писал: «Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришед к Земарху, взяли вещи, которые римляне взяли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажей. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня; между тем, приходя в исступление и произнося угрозы, казалось, они прогоняли злых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла. Отвратив, как они полагали, все несчастья, они провели самого Земарха через пламя, и этим, казалось, они сами себя очищали».

Земарх довольно точно передал проводимый шаманами обряд очищения огнем... У алтайцев он именовался алас и еще в начале нашего столетия проводился шаманом, который при этом бил в бубен и жег ветки можжевельника. Это слово «алас» они использовали и в качестве возгласа, окуривая или больного, или посвященного божеству коня, или жилище, из которого изгонялся злой дух, и т. д.

К бескровным жертвам, приносимых арȳ кöрмöсам, принадлежало свежее вино (аракы), не бывшее в употреблении. Вино приготовляли из квашеного молока особым прибором—алҕыi. Вино брызгалось в аиле ложкой, в поле пучком травы или веткой вереска…

Например, на 7-й день после смерти у алтайцев, возле могилы в «разговоре» с умершим, рассаживались только мужчины, шаман с бубном начинал камлать и призывать духа умершего отведать пищу, которую они принесли. Вызвав якобы душу умершего, он сообщал присутствующим родственникам и знакомым о пожеланиях и наставлениях последнего. Затем все возвращались в жилище, где шаман снова камлал, чтобы изгнать злых духов, и зажженным вереском очищал жилище. В тот же день юрту переносили на новое место. А на старом месте около очага выкапывали яму, куда сливали жертвенную пищу и закрывали каменной плитой.

Бытовая культовая практика у шаманистов выступала в рамках религиозных приемов без участия шамана: это ежедневное «угощение» огня в юрте, кропление висящих изображений духов и божеств, почитаемых умерших шаманов, окуривание юрты можжевельником, с целью изгнания злых духов и т. д. Бывало, что самостоятельно, без помощи шамана, изгоняли из юрты проникшего туда злого духа, прибегая к окуриванию жилища можжевельником.

Алтайцами считалось, что при посещении святого источника нужно совершить обряд привязывания кыйра и обряд угощения огня и окуривания арчыном (можжевельником).

Больного окуривали ветками можжевельника, богородской травой — Tymus ser-pillum L. (ербен од). Окуривали жертвенных коней, жертвенную брагу, шаманский бубен (перед началом камлания).

Горно-алтайские (южные) телеуты плаценту закапывали около домашнего очага в юрте. Закапывая плаценту, говорили: арчындай калган дäп — «имей ветви, как у можжевельника».

По словам коренных алтайцев, вереск рвут только мужчины и на новую луну (до полнолуния), до полудня, совершив до этого определённые священные обряды.

Можжевельник, как символ

В 1904 году из более опытных и наслышанных людей своих алтайцы начали выбирать таких, которые читали молитвы, упоминая в них «быркана», т. е. по-русски Бога, которого призывали на помощь. На Алтае возникло движение бурханизма…

Собравшись в кучу несколько алтайцев-соседей во главе с ярлыком, т. е. умеющим читать молитвы, призывали на помощь — Быркана, — брызгали молоком кверху на солнце в месяц, а в огонь клали траву вереск «аарчин», каковой в руках держал в виде свеч каждый молящийся. Помолившись таким образом, все разъезжались; но смертных истязаний разному скоту ничуть не делали,—так же равно, вереск этот (аарчин), постоянно имели у себя в аилах и понемногу жгли его при всяком больном, и каждое утро вставши от сна, а также окуривали им и скот свой.

Разница с шаманизмом была только в том, что в юрте бурханиста вместо прежних бубнов и чалуларов висели ленты, шкурки зайца, высились столбики с пучками вереска—век символы нового вероучения.

«Молятся два раза в сутки—днем и ночью. На сих молениях все хором речитативно поют молитвы, брызжут молоком и воскуривают вереск. На каменном жертвеннике пылает большой костер, зловеще освещая предметы кругом красным огнем; в него подкладывается вереск…»

На средине юрты, где раскладывали огонь, вместо тагана ставили три продолговатых камня; стол и скамья были накрыты кочмой; на столе стояла бутылка с прокислым молоком, лежали две баночки с вереском, колпак с кистями наверху; позади стояли две берёзки, украшенные разного цвета лентами, между березками были развешены 1½ аршина кусок белой бязи; к шесту, лежащему концами на березках, были прикреплены разного цвета ленточки из бязи и других материй и шкурка какого-то зверька; рядом со столом на кольях сделана полочка, на которой поставлены три иконы и портрет Государя, две или три иконы меньшего размера лежали на столе. На всех этих предметах видны были следы брызганного на них молока при молении.

Кланялись Бурхану: имели Иаика и Сары— Каана (идолов) возжигали в изобилии вереск. Приветствовали друг друга словом „Иакши» и подавали друг другу вереск. При входе в юрту оборачивались вокруг себя три раза, кланялись идолам, клали вереск в костер, а затем уже здоровались с хозяевами....

Если кто-то из посторонних (особенно крещёных) побывал в юрте и удалился, у хозяев начиналась работа. Место, на котором сидели гости, тщательно выметалось, затем окуривалось вереском и, наконец, вся юрта вкраплялась молоком...

«Прежде чем приступить к молитве, калмык-ярлык велел мне обрызгать молоком всю больную руку и окурить ее вереском (арчинöлöн)… Живя у ярлыка, я ежедневно с ним молился богу-бурхану, предварительно обрызгав молоком больную руку и окурив ее вереском»…

При возникновении бурханизма, между бурханистами и шемаитами была вражда. Шеманисты называли бурханистов легкомысленными, поверившими какому-то обманщику, а бурханисты шемаитов называли, «курум» т. е. корумес, в смысле того, что они не оставили общения с бесами. Друг к другу не ходили, ничего один у другого не брали, а если бурханисту и приходилось взять что-либо у шемаита, то взятый предмет окуривался вереском.

Описание видов

На Алтае род можжевельник представлен тремя видами. Это можжевельник казацкий, можжевельник сибирский, или обыкновенный, и можжевельник ложноказацкий.

Можжевельник сибирский является вариацией можжевельника обыкновенного. Это многолетний хвойный двудомный кустарник, высотой до 3 м, с серо-бурой корой и острожесткими шиловидными, серповидно-изогнутыми листьями. Его сизовато-черные шишки (ягоды) созревают только на второй год. В последние годы вариация можжевельника обыкновенного, имеющего форму приземистого кустарника с распластанными по почве ветвями, выделена в самостоятельный сибирский вид — можжевельник сибирский.

Можжевельник

Ареалы их несколько разобщены. Можжевельник обыкновенный в виде маленького деревца распространен в степной, всхолмленной части Западной Сибири, сибирский же вид характерен для ее горной части, растет по всему Горному Алтаю.

Вот некоторые из впечатлений о встрече с ним в алтайской литературе: «У следующих скал, что за Долиной Свободы… зимой и летом со скального карниза свисают нарядные ветви стелющегося можжевельника, распространенного преимущественно в Юго-Восточном Алтае — в Курайской и Чуйской степях. Даже на сравнительно высоком Семинском хребте его нет. Как он появился здесь — загадка…»

Можжевельник казацкий — кустарник с распростертыми по почве или восходящими ветвями, покрытый буровато-серой растрескивающейся корой. Молодые ветви сильно разветвлены и плотно одеты мелкими, прижатыми к ним супротивно и накрест со следующей парой расположенных листьев. Вид казацкий принадлежит к группе чешуелистных можжевельников, названных так за особое расположение листьев, покрывающих ветви. Листья мелкие и острые, прижаты к стеблям, на 1/2—2/3 срослись с ними и плотно одевают стебель, как черепица крышу.

Алтайский Можжевельник

Цветки малозаметные, двудомные. Мужские соцветия овальные, располагаются поодиночке на концах стеблей. Женские сидят на концах боковых, дугообразно-изогнутых веточек. Здесь же позднее появляются ягодообразные шаровидные шишки. Называть их плодами нельзя, можжевельник относится к голосеменным растениям. В каждой шишке находится два-три, редко четыре семени, одетых общей оболочкой. Зрелые ягоды приобретают буровато-черный цвет с густым сизовато-синим налетом. Семена вызревают долго — в течение двух лет. Поэтому на одном кусте можно найти и однолетние, и двухлетние ягоды.

Можжевельник казацкий содержит ядовитое эфирное сабиноловое масло, горький глюкозид, галловую кислоту, дубильные вещества, смолу, воск, витамины С. Растение сильно ядовито.

На Алтае можжевельник казацкий растет в горных степных и полустепных районах, по каменистым склонам гор и береговым обрывам. Распространен в суровых засушливых и холодных районах, где зимует без снежного покрова. Это обеспечило его высокую засухоустойчивость и зимостойкость, что важно при выращивании в северных районах.

Можжевельник ложноказацкий — сильно разветвленный и распластанный кустарник с плотно одетыми, расположенными накрест, парами листьев, черепитчато налегающих друг на друга. Как и у можжевельника казацкого, лист имеет форму иголки.

Можжевельник обыкновенный, или сибирский, имеет колючий лист, похожий на хвоинку пихты или ели.

Можжевельник

Во всех частях можжевельника обыкновенного, или сибирского, содержится эфирное масло. В плодах — до 40% сахара, есть смола, красящее вещество, жирное масло, органические кислоты: яблочная, муравьиная, уксусная. Кора содержит дубильные вещества, хвоя — аскорбиновую кислоту.

Можжевельник ложноказацкий содержит эфирное масло неизученного состава. В корнях, молодых ветвях и незрелых плодах имеются дубильные вещества. Ягоды сахаристы и, вероятно, содержат те же вещества, что и сибирский вид.

О лечебных свойствах можжевельника обыкновенного было известно египтянам, о чем упоминается в знаменитых папирусах. Применял можжевельник греческий врач Диоскорид, живший в I веке нашей эры. Упоминал о можжевельнике и Авиценна в своем знаменитом «Каноне врачебной науки». Он писал: «Это горный кипарис. Он бывает мелкий и крупный. Можжевельник хорош при разрыве мышц, он помогает от боли в груди и при кашле, очищает закупорки в желудке и печени, гонит мочу, хорошо помогает при женских болезнях, он уничтожает вред от укусов гадов, окуривание любой частью его отгоняет гадов. Приемка можжевеловых ягод с медом помогает от гангрены и гнилостных язв и препятствует распространению ползучих и черных язв. Если ягоды можжевельника прокипятить в кунжутном масле в железном черпаке, пока не почернеют, и пускать это лекарство в уши, оно помогает от глухоты».

Есть сообщения в европейских странах о том, что между корой и древесиной можжевельника образуется особое вещество под названием немецкий сандарак, употребляемое для курения. Сандарак, растворенный в винном спирте, дает превосходный белый лак. В канцеляриях порошок сандарака служил для затирания подскобленного места на бумаге. В некоторых местах из веток приготавливали отвар для курения и мытья винных бочек. Дым, полученный при сжигании ветвей можжевельника, очищает воздух комнат и отпугивает комаров.

Врачи назначали отвар из можжевеловых ягод больным, страдающим водянкой и хроническим заболеванием мочевого пузыря.

Толченые ягоды смешивали с внутренним свиным салом и употребляли наружно от чесотки и лишаев.

Применяются препараты можжевельника и в наше время: в качестве мочегонного средства при хронических (неострых) воспалениях почек и мочевого пузыря — в болгарской медицине.

Рекомендуются они и при суставных болях, дерматитах, заболеваниях желудка и печени.

Плоды используются при болезнях желудка, печени, заболеваниях кожи (чесотке, лишаях, кожных сыпях).

Во Франции считается, что все части можжевельника полезны для здоровья. Издавна они находят применение как хорошее диуретическое средства при хронических (неострых) воспалениях почек и мочесредство.

Успешно использовали ягоды для лечения больных артритом с нарушением функций почек.

В СССР врач Н. Г. Ковалева плоды можжевельника в малых дозах применяла в лечебной практике как дезинфицирующее диуретическое средство при почечнокаменной и желчнокаменной болезни, а также при анемии.

А. Д. Турова предупреждает, что при длительном применении препараты можжевельника вызывают раздражение паренхимы, поэтому при нефритах и неврозонефритах они противопоказаны.

Старейший травник Алтая, целитель-травник, геолог, ветеран Труда и ВОВ - Юрий Владимирович Никифоров писал:  «Тут я и обратил внимание на темно-зеленые заросли раскидистого кустарника — это были можжевельник обыкновенный и можжевельник казацкий семейства кипарисовых. Мы просто угорели на рассвете из-за скопления большого количества эфирных масел и фитонцидов».

Особенно популярен можжевельник сибирский в народной медицине.

Считается, что спиртовая настойка корней полезна при туберкулезе, бронхитах и кожных сыпях. Отвар веток используют в качестве мочегонного средства, для втирания при параличе конечностей, при невралгиях, как примесь к ароматическим ваннам.

В Тюменской области отвар веток с корнями применяют при инфекционном артрите, почечнокаменной болезни, подагре и ревматизме.

Жевание ягод улучшает аппетит, способствует удалению газов, оказывает умеренное желчегонное действие. Масло, полученное из можжевеловых ягод, применяется для втирания при грудной и брюшной водянке, отеке ног, живота, груди, втирается также при параличе конечностей, невралгии и подагре. Для тех же целей применяют порошок и сок из свежих ягод. Эфирное масло из ягод с сочетании с лучевой терапией дает хорошие результаты при лечении рака кожи.

Порошок из ягод нюхают при сильных головных болях. Эфирное масло из хвои употребляют для лечения трихомонадного кольпита. Отвар ягод используют для полоскания при воспалении десен и для бальзамических повязок при заживлении ран. Кроме того, можжевельник считается противоцинготным средством, а также применим при золотухе, нервных и женских заболеваниях, при камнях в печени и как кровоочистительное.

Смолу со стволов можжевельника (под названием сандарак) употребляют при разрыве и растяжении мышц и сухожилий, ее использовали атлеты, чтобы стать «легче», сильнее и не задыхаться.

Издавна замечено, что в тех местах, где растут можжевельники, чище воздух, туда идут истощенные больные животные. Поедая ягоды, они восстанавливают силы.

«Важнейшее значение в питании длиннохвостого хомячка имеют семена растений (…можжевельника…)».

Можжевельник казацкий и ложноказацкий в официальной медицине не применяется.

В народной же медицине водный настой можжевельника казацкого в очень небольших дозах применяется при хронической ломоте в суставах, перемещающейся лихорадке, параличе, истерических припадках и против глистов. Наружно порошок из измельченных листьев употребляют для заживления гнойных язв.

Можжевельник называют казацкий арчой. Препараты из ее хвои превосходят по эффективности все известные антиалкогольные средства. В Средней Азии местные жители употребляют ветки растения для предохранения шерстяных изделий от моли. В быту все виды можжевельника применяются для запарки деревянных кадушек и бочек, после чего соленые овощи не портятся и не плесневеют.

В пищевой промышленности ягоды можжевельника благодаря большому количеству сахара идут на изготовление ликеров, вин, можжевелового пива, кваса и морса. Ягодами сдабривают дичь, супы, добавляют к соленьям и маринадам.

Древесина можжевельника применяется для декоративных поделок. Кора, ягоды дают желтую и зеленую краску.

Жители Тянь-Шаня с давних времен используют древесину — арчу для изготовления каркасов юрт и при строительстве мостов через ручьи.

Веточку можжевельника можно использовать как барометр; в ненастную погоду она клонится вниз, в ясную — поднимается вверх.

Можжевельники не поедаются скотом, и казалось, им не грозит опасность исчезновения. Однако эти растения очень страдают от пожаров. Весной и осенью исчезают большие заросли, и лишь отдельные экземпляры сохраняются на недоступных скалах. В Кош-Агачском районе, где нет леса, можжевельники вырывают с корнями на топливо.

Отмечено, что полной охране подлежит можжевельник казацкий и все виды чешуелистных можжевельников нуждаются в охране. Даже те, которые имеют обширные ареалы произрастания. Их водоохранный эффект в засушливых районах более ценен, чем то небольшое количество сырья, которое можно было бы заготавливать без ущерба для ландшафта.

Можжевельники закрепляют горные склоны, очищают воздух от микробов.

Хорошо бы можжевельник развести в населенных пунктах.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 11 ноября 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Анохин А. В.. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. Верзилин Н. М. По следам Робинзона». Государственное издательство детской литературы 1946; 3. Верещагина И. В. Зеленое чудо Алтая: Книга о редких и исчезающих растениях Алтайского края. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1983. — 152 с. с ил.; 4. Византийские историки // Пер. С. Дестуниса. Спб., 1860. С. 376; 5. Голышенков П. П.; Под общ. ред. Г. С. Назарова. Лекарственные растения - Мордов. АССР. Саранск Мордов. кн. изд-во 1982, 311 с.; 6. Доброхотова К. В., Чудинов В. В. Лекарственные растения Казахстана. Алма-Ата, 1966; 7. Залесова Е. Н. и Петровская О. В.. Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник, составленный по новейшим ботаническим и медицинским сочинениям врач. Издание А. А. Каспари. С.-Петербург. 1898 - 1901; 8. Злобина Т. Целительные силы Алтая, Барнаул, Пять плюс, 2009, 272 с.; 9. Известия из Алтая. Поездки группы миссионеров. ТЕВ, Томск, 1907; 10. Краткий отчёт АДМ за 1907 год. ТЕВ, Томск, 1908; 11. Кучин А. П. Флора и фауна Алтая. – Горно-Алтайск, 2001 г. 264 с.; 12. Никифоров Ю. В. Заветные травы Алтая. Барнаул, 1989.— 208 с, ил.; 13. Отчет АДМ за 1910 г. ТЕВ, Томск, 1911; 14. Потапов Л. П.. Алтайский шаманизм. — Ленинград, 1991; 15. Растительное сырьё Казахстана (Растения: их вещества и использование), М.—Л., 1947; 16. Редкие и исчезающие виды флоры СССР, нуждающиеся в охране. 2-е доп. изд. Под ред. А.Л. Тахтаджяна. Л.: Наука, 1981. – 264 с.; 17. Свиридонов Г. М., Свиридонова Г. А. По горам и долинам Алтая. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980; 18. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX— начало XX в.). Новосибирск, 1978. С. 148, 149.