Степаненко Константин

Константин Степаненко "Здесь родные стены, родной дом..."

Родился 17 июля 1966 года в г. Барнауле.

Впервые перешагнул порог борцовского зала в 1976 году, когда ему было девять лет. Начал в «Богатыре», подростковом клубе, разместившемся в полуподвале одной из пятиэтажек на проспекте Комсомольском. Занятия здесь вел Владимир Ильич Тисков.

Года через вместе с тренером перешел в «Буревестник», и стал тренироваться в борцовском зале Алтайского политехнического.

Регулярно побеждал на первенствах Российского Совета «Буревестника».

В 1984 отлично выступил на юношеском первенстве РСФСР в Горьком (в весе до 65 кг). Выиграл девять схваток - и стал победителем. В том же году он становится третьим призером юношеского Первенства СССР.

В 1984 году в ГДР завоевывает первое место городе Зуль на Международном турнире соцстран «Дружба». Этот успех приносит ему мастерское звание.

Во второй половине 80-х молодой практически выигрывает все турниры, в которых участвует.

В 1985 побеждает на молодежном первенстве России в Новосибирске.

В 1986 побеждает на молодежном первенстве СССР в Таллинне, по итогам которого включается в состав олимпийского резерва сборной страны.

На чемпионате России в 1988 в Новосибирске стал чемпионом по взрослым.

В 1989 года в Ростов-на-Дону в финальной схватке, когда у него была рассечена бровь, все же вышел на ковер, но проиграл с минимальным преимуществом.

В 1990-м выигрывает ЦС «Трудовые резервы».

Является президентом Федерации греко-римской борьбы Алтайского края с момента её основания 1 декабря 1999 г. Эта организация аккумулирует информацию со всего края, общается с тренерами, спортсменами, держит связь с федерациями других городов.

Константин Александрович Степаненко – неоднократный победитель первенств РСФСР и СССР среди юношей и молодежи, а также международных турниров, чемпион РСФСР 1988 г., чемпион ЦС «Трудовые резервы» 1990 г., мастер спорта СССР, президентом федерации греко-римской борьбы Алтайского края.

Степаненко
Константин Александрович Степаненко

(Интервью от 1 февраля 2010 года)

Евгений Гаврилов: – Константин Александрович, несколько слов о 2009 годе и о греко-римской борьбе в Алтайском крае?

Константин Степаненко: – Греко-римская борьба в Алтайском крае сегодня развивается динамично. Наши надежды мы возлагаем на выходца из города Бийска Равиля Галеева, который перешёл из молодёжной категории во взрослую борьбу, где у нас пока слабо со спортсменами. Подрастают и другие спортсмены по молодёжи.

Что же касается 2009 года, то он прошёл с переменным успехом. Были и плюсы и минусы. Развивается борьба, открываются спортивные залы. В посёлке Восточный открылся зал Греко-римской борьбы. Там идёт большая запись детей. Район там рабочий и много приходит из неблагополучных семей, что является положительным моментом в части воспитания подрастающего поколения. И зал там открыт как раз для таких детей и занятия бесплатные. Довольны очень родители и дети. Для тренеров радость в том, что дети записываются в борьбу гурьбой.

Кроме того, Администрация края и Крайспорткомитет открыли в 2009 году в Барнауле новый спортзал «Победа» на улице Антона-Петрова. Это спортивный комплекс. В нём находится большой игровой зал для всех видов спорта. В том числе есть зал по греко-римской борьбе.

Федерация греко-римской борьбы России в 2009 году подарила борцовский ковёр городу Бийску для развития борьбы и проведения соревнований.

Так что борьба в крае развивается, чему свидетельствует открытие спортивных залов.

 

Удаётся ли вам вырываться в спортивный зал?

Мы в Федерации уделяем греко-римской борьбе свободное время, когда оно есть. По средам в краевой школе Олимпийского резерва играем в наше борцовское регби. Когда баскетбольный мяч закидываем в кольцо. Разрешается применять все приёмы, кроме толчков в спину и грубых приёмов, чтобы не травмировать спортсменов. А во вторник и пятницу проводим спарринги в училище олимпийского краевого резерва. Выходи, тренируемся, выходим на ковёр бороться с ребятами. Это больше для поддержания себя в хорошей спортивной форме и передать кое-какие навыки, если ребята заинтересуются. Показываем и объясняем какие-то наработанные в прошлом приёмы.

Хотелось бы, конечно, заниматься борьбой чаще, но отнимают много времени общественные дела. Но как только высвобождает свободное время, стремлюсь на ковёр.

 

Что вы говорите начинающим борцам, когда предоставляется такая возможность?

Я всегда подчёркиваю, что борьба – тяжёлый вид спорта. Надо очень много трудится, и ни в коем случае не расслабляться. Если спортсмен будет усиленно тренироваться и полностью отдаваться нашему виду спорта, то результаты не замедлят сказаться. А если спортсмен будет прохлаждаться, пропускать тренировки, то ожидать каких-то результатов от таких занятий не стоит. В нашем виде спорта очень сильно, превыше всего необходимо трудолюбие, целеустремлённость.

Всё показывает отношение спортсмена к тренировкам. Я, как президент Федерации, не работаю с начинающими спортсменами, но на соревнованиях могу оценить спортсмена и увидеть: будет или не будет от него толк. И когда по молодёжи кто-то начинает показывать результат, то всегда говорю ему о том, что если спортсмен не будет тренироваться, остановится в своём развитии, то во взрослой борьбе у него будет мало шансов показать себя на достойном уровне.

Только тот, кто тренируется, работает усиленно над своим физическим развитием, внутренним багажом, имеет шансы заниматься верхние строчки в соревнованиях и «пожинать лавры» победителя.

 

Вам много приходится работать и с тренерами?

Для тренеров у нас двери открыты. Больше тренеров – больше секций и больше ребят, которые занимаются Греко-римской борьбой. Главное – чтобы тренер ответственно относился к своей работе. Ведь работа с детьми – ответственное дело, не просто так. Тренер, прежде всего – педагог, который передаёт свои знания и опыт. И очень важно отношения тренера к своей работе. Ведь на соревнованиях много определяет и тренер, который помогает спортсмену побеждать.

Мы всегда рады новым тренерам, которые к нам приходят на работу. Пусть тренируют ребят, набирают группы. Для них всегда в нашей Федерации двери открыты.

 

Помните, как вы впервые пришли в зал?

Я пришёл к Владимиру Ильичу Тискову в 1976 году. Просто играл во дворе, когда увидел своего соседа, который шёл на тренировку с борцовками. Тогда я даже не знал, что существует такой вид спорта, как классическая борьба (теперь греко-римская). Слышал о вольной, дзюдо, самбо. Когда я спросил, куда он пошёл, то сосед ответил: «Борьбой заниматься, на тренировку». – «Возьми меня с собой». А зал у нас тогда был в подвале, рядом с моим домом. В другой пятиэтажке, только в подвале. Пришёл. А как раз тренировку проводил Тисков Владимир Ильич. Так и записался, так и всю жизнь у него тренировался.

Не сказать, что как только пришёл в секцию, то стал сразу бросать. Были год общеукрепляющие занятия. Гимнастика, а параллельно, потихоньку изучение захватов, приёмов. А через год тренировки пошли более серьёзные. После того, как освоил гимнастику и захваты. Нет такого: как только мальчик пришёл на тренировку, то он будет бросать с прогибом, «кочерга», «бедро». Всё нарабатываться постепенно.

Владимир Ильич передал мне свой борцовский опыт. Как он боролся: приёмы, захваты, коронные приёмы. Тренер всегда передаёт спортсмену свои «изюминки», которые он делал, подсказывает. У каждого спортсмена вырабатывается свой стиль борьбы. Что-то потом я и сам наработал. Но это всё происходило, конечно, вместе с тренером. Разрабатывали приёмы вместе с ним, то, что подходит именно мне. Всё проходило на индивидуальном уровне. А весь тренировочный процесс был под его руководством.

Перед соревнованием были разборы: как подойти, как немножко согнать вес? У каждого борца на пару килограммов всегда вес побольше. Для быстроты всегда желательно вес согнать, «подсушиться», как мы это называем. Разговаривали с тренером о борьбе, тактике проведения схваток. А если это были тренировки перед соревнованиями, то обсуждалось, как лучше подойти к этим соревнованиям.

Владимир Ильич всегда был ответственным тренером, пунктуальным. Всегда на тренировке, не пропускал их, почти не болел. Всегда у него были с собой борцовки. Не сидел на лавочке, работал на ковре, показывал приёмы. В спортивной форме на борцовском ковре. Играл с нами и в регби и в разминочный футбол. Дай Бог ему здоровья!

Как и всякий нормальный тренер спрашивал: как в школе? Как учёба? У меня по учёбе было всё нормально.

Мы знали, как развивалась борьбе на Алтае. Где и как зародилась борьба? Кто Олимпийский чемпион или чемпион Мира. Всех не упомнишь, но действующих мы знали. Этим, считаю, должен интересоваться каждый спортсмен. А если мы что-то не знали, было непонятно, то получали знания от нашего тренера. Потому что он старше и знал борцов своего возраста. В Алтайском крае тех, кто остался тренерами, я, как борец, знал всех.

Многие тренера проводили занятия вместе с нами. Проводились спарринги с другими спортивными коллективами.

А бывает как? Тренер заболел – ребятишки разбежались. Случается и такое в жизни. Тренер, конечно, не машина, а человек, но приболел – а детишки потерялись, ушли в какие-либо другие виды спорта.

Мне понравился этот вид спорта. Не скажешь, что он лёгкий. Он тяжёлый. У нас нельзя ни подножек, ни зацепов. Работают борцы чисто торсом и телом. Ни ноги не участвуют, ни болевые приёмы не применяются.

Позже у меня были приглашения в другие города, но я посчитал, что здесь родные стены, родной дом и я должен защищать только Алтайский край. Так и остался, никуда не переехал.

 

Почему зал «Богатырь» располагался в подвальном помещении?

Раньше многим секциям почему-то были отданы подвалы. Их оборудовали и там проводились тренировки. У нас тогда был и в политехническом институте зал борьбы с ковром, в индустриально-педагогическом техникуме, зал «Труд» на площади Спартака. А «Богатырь» был в подвале. Он относился к ДСО «Трудовые резервы».

Да и сейчас есть залы в подвалах. Сейчас тенденция, чтобы из подвалов вышли и тренировались в светлых больших помещениях и спортзалах. Когда я пришёл, зал уже работал в полную силу и был оборудован соответствующим образом. Там работала секция классической борьбы.

А когда Владимир Ильич перешёл в «Буревестник», то следом за ним ушёл туда и я, его воспитанник. И мы стали тренироваться в Политехническом институте.

 

Какие соревнования были вашими первыми и как вы выступили на них?

Первые мои соревнования – первенство города. По результатам, по моему возрасту я стал вторым.

 

Первый значительный для вас успех. Когда он пришёл?

Это первенство России среди юношей в городе Горьком, 1984 год. Где я выиграл. Запомнилась победа. Каждая из девяти встреч была тяжёлой. Монотонно-тяжёлые соревнования. Первенство России – не праздная поездка. Это был подарок моему тренеру. Результат того, что его вклад, тренировки с воспитанником не пропали зря.

Эти соревнования были отборочными на чемпионат СССР. Там в городе Фрунзе я стал третьим. Если бы ещё одну встречу я выиграл, когда боролся со спортсменом из Краснодара, то вышел бы в финал. Мы отборолись со счётом 11:11. При равном счёте, по мнению судей, победу отдали ему. Он стал чемпионом СССР. Я проиграл победителю. После этой схватки я боролся за третье место.

Чемпионат СССР был отборочным на соревнования соцстран. Я поехал на Международный турнир в ГДР, город Зуль. Эти соревнования, Международный турнир, выиграл. Это был первая заграничная поездка, первое оформление документов за границу. Раньше это было сложно оформить. В этом коллективе как раз выехал Сан Саныч Карелин. Мы вместе с ним участвовали в этом турнире, который он тоже выиграл.

Это был мой этап по юношам: Россия – Союз – Международный турнир соцстран «Дружба» в ГДР, где я выполнил норматив мастера спорта СССР.

После соревнования я был в включён молодёжную сборную СССР и в олимпийский резерв, где просматривали «кадры». Ведь если мальчик, спортсмен подавал надежды, тренера отслеживали его развитие. Циклы проходят: кто-то закачивает спорт, кого-то надо обкатать на соревнованиях, больше вызывать на сборы, чтобы была замена.

Вернёмся к тому, что нужно было оценить трудолюбие, как спортсмен относится к тренировкам, какие результаты он может дать в будущем. Вот для этого и создаётся олимпийский резерв. Просмотр молодых спортсменов на дальнейшее участие во взрослых соревнованиях, чтобы защищать честь нашей страны, СССР.

 

Одним из основных ваших соперников был Догучиев?

Да, но он был немножко в другой категории тогда был. Это потом мы с ним встретились, на других соревнованиях. А так вместе тренировались: Искандарян, Догучиев – мы примерно одного веса. На чемпионате по юношам Икандарян боролся за Армянскую ССР, Догучиев был на тот момент в весовой категории пониже. И с ним я не встречался.

 

Когда вы перешли бороться по взрослым?

Это было в 1988 году, я выиграл тогда в Новосибирске чемпионат России, а в 1989 в Ростове-на-Дону мы встретились с Догучиевым в финале, и я ему проиграл по баллам и стал вторым. У меня тогда была сильно рассечена бровь, но всё равно вышел бороться в финале.

Если по молодёжи было несколько полегче бороться, были ограничения возраста, то во взрослой борьбе такого уже нет. Одному спортсмену может быть 20 лет, а другому – 25. В молодёжной борьбе исполняется определённое количество лет, и спортсмен переходит во взрослую борьбу. А там уже изучаешь новых противников.

Каждый спортсмен ощущает этот переход и по возрасту и технике. Взрослая борьба другая. Более жёсткая. Каждый спортсмен должен быть готов к этому переходу, в другую возрастную группу. Это зависит и от тренера, разговоры после тренировок. Молодёжь-молодёжь, а взрослая борьба – другая. Меня тренер к этому подготовил и особых проблем я перед собой не видел.

 

В Новосибирске в финале вы победили Коваленко, победителя Кубка мира. Как это было?

Это была финальная встреча, прекрасная схватка. Почти два периода мы с ним боролись и у нас был счёт 0:0. Я победил приёмом «кочерга». Броском через спину с захватом руки. Этим завоевал победные баллы и стал чемпионом РСФСР среди взрослых. Победил мастера спорта международного класса.

 

Почему, став победителем ЦС в 1990 году, вы покинули большой спорт?

В то время наша страна делилась и рушилась. Может быть, я и остался бы дальше в спорте, если бы не прекратилось бы его финансирование. А у меня тогда уже была семья. Может, сыграли свою роль чисто житейские материальные причины.

Тогда стали закрываться разные спортивные общества, они уже не работали. Раньше были «Труд», «Трудовые резервы», «Буревестник». А потом всё стало закрываться. Случилась так называемая перестройка. Не понятно что, куда и почему. Потом стало СНГ и т.д. Время, стечение обстоятельств, в которые мы тогда попали. Сейчас можно говорить уже об этом философски.

Может, побольше надо было тренироваться. И не в 1990,а в 1991 году заканчивать.

А в принципе, последнее соревнование выиграл в 1994 году – турнир Кишицкого. Я тренировался всё это время для себя, не так плодотворно, после ухода их большого спорта.

 

Как переживала греко-римская борьба в крае этот период?

В 90-х года открылся самый первый фонд – Кишицкого, заслуженного тренера России. Цели и задачи этого фонда были – помощь спортсменам, показывающим результат, поддержка Греко-римской борьбы, тренеров, проведение каких-то дополнительных соревнований, турниров, где спортсмены могли бы показать свой спортивный класс. Каждый борец, который тренируется, должен пройти соревновательный цикл, встретиться с другими спортсменами.

Потом организовалась общественно-спортивная Федерация, у которой были такие же задачи и цели, что и у Фонда: развитие Греко-римской борьбы, помощь тренерам, детям, общение с администрацией. Чтобы она открывала новые спортзалы, чтобы дети выходили из подвалов в более светлые залы, что сейчас и идёт. Этим и занимаемся. Оборудуем залы спортинвентарём, формой.

Думаю, что у нас на Алтае сохранилась борьба. Даже в городе Бийске в конце 80-х – начало 90-х борьба вообще закрылась, хотя, там была очень хорошая школа. Но спустя некоторое время там появился Игорь Константинович Сапожников, тоже бийский спортсмен, тренер, энтузиаст, который приехал ко мне, рассказал, что хочет работать, поднять в городе Бийске борьбу, но надо ему помочь с залами и его оборудованием, то есть, нужны два борцовских ковра. Что мы совместно с ним и сделали.

Решили и по спортзалу, и борцовским коврам. Он начал тренировать, появились ребята, тренера, которые начали туда приезжать. И на данный момент есть Равиль Галиев – выходец из города Бийска.

 

А как появилась Федерация Греко-римской борьбы в Алтайском крае?

Она организовалась чуть пораньше её официального учреждения. Собрались тренера на турнире памяти Кишицкого, где-то в 1998 году, выразили мне доверие, чтобы я возглавил Федерацию борьбы в Алтайском крае. Все тренера Алтайского края проголосовали «за». Федерация ещё не состоялась юридически, а была номинальной. А 1 декабря 1999 года были юридически зарегистрированы в юстиции Алтайского края Федерация и Устав.

 

Когда вы познакомились впервые с Александром Александровичем Карелиным?

Впервые мы начали встречаться на соревнованиях в 1983 году. Он боролся в категории 130 кг. Уже тогда ему было присуще трудолюбие, которое и создало его. И тренер у него также был один – Виктор Михайлович Кузнецов, к которому он пришёл, записался, и с которым всю жизнь тренировался и достиг всего. Никуда не переехал: как родился в Новосибирске, так там и остался.

Сан Саныч – честный, порядочный, справедливый человек. Трудолюбивый и ответственный. Если сказал, что приедет на соревнования – значит, приезжает. Если может, есть время. Поддержать, чтобы спортсмены посмотрели на нашу легенду спорта. Он всегда рад помочь спортсменам. И турнир проводится на призы Карелина, который впервые прошёл у нас, в Барнауле, в 1992 году. Это сделано для детей, чтобы они проверяли себя в соревнованиях, подготавливались к турниру. Это праздник для них.

Во многих вопросах наша Федерация ощущает его поддержку. Мы обращаемся к нему также по спортивному оборудованию или ещё как-то. Есть Фонд Карелина, с которым мы плотно сотрудничаем, который работает на благо спорта в Новосибирской области и Сибирского региона. Созваниваемся и в рабочем порядке решаем вопросы с Фондом Карелина. Обратился можно по любому вопросу. По спортсмену, по форме, по спортивному оборудованию. Мы всегда находим понимание.

 

Если говорить о правилах, что вы считаете сегодня положительным в плане их изменения?

Положительно, что сейчас отменили то, что раньше борцы не понимали: бросок в партере – «обратный пояс». Один спортсмен вставал, другой брал, тянул и бросал. Получалось, как на тренировке. Такого не должно быть.

Сейчас FILA отменила это правило, этого нет и, в принципе, правила похожи на те, которые были раньше. Когда я тренировался, такого не было.

Сейчас хотят активизировать борьбу, сделать её красочной. Всё делается для этого. Но бывают изъяны. Слава Богу, отменили этот приём в партере. Бывали и травмы. Спортсмен встаёт, как на тренировке, противник берёт в захват, и защититься тяжело тому, кто внизу, в партере.

Как приём, «обратный пояс» остался. Но не так: получил предупреждение – и ставят в партер.

 

Что вы читаете сегодня?

Больше спортивные журналы и газеты.

 

Ваша любимая музыка?

Мелодичная и инструментальная. Исполнение – не имеет значение, лишь бы была хорошая. Поп-музыка, если говорить современным языком.

 

Ваши пожелания спортсменам и тем, кто только ими становится?

Тренируйтесь, не пропускайте тренировок. А в школе хорошо учитесь. Трудолюбия, и высоких целей! Не останавливайтесь на достигнутом. Трудолюбивый перешагнёт вас, обгонит иначе. Показывайте результат и радуйте тренеров. Родителям и любителям пожелаю приходить на соревнования и смотреть как сражаются наши ребята. Поддерживайте их, как можете. Всего наилучшего! А самое главное – здоровья вам!