Волокитин Евгений Витальевич

«Южно-Чуйск, Белуха – эти уже не писанные, просто оставались в памяти. На каких мы побывали? Разве всё вспомнишь! Маашей, Караташ, Актру, Ак-Оюк, Иикту, Ольга, Снежная, Стажёров, Кзылташ… На и не стремились мы побывать на всех. Ведь их только классифицированных на Алтае более 150».

Как я стал инструктором

Евгений Волокитин: – Всё началось с того, что ещё до института один товарищ нам во дворе рассказывал, про «чудеса», которые он видел своими глазами. Он ходил на Шавлинские озёра. «Представляете, на горах там летом снег в июле-августе лежит». Мы поначалу сильно усомнились в его рассказах. Парень в наших глазах уж больно ненадёжным казался, не внушал доверия. «Да ладно, гонишь, такого просто не может быть».

А он продолжал нам стелить: «Мало, что снег, горы ещё в озере отражаются в хорошую погоду. Представьте: зеркальное отражение, горы снежные со льдом».

Дабы проверить его байки, и лично убедиться в наличии чудес наших краёв мы собрали со двора команду для первого путешествия. Нас было трое. Цель: поехать и смотреть снежные горы.

Как у абсолютных чайников, у нас ничего не было: ни карты, ни опыта. Не говоря уже о более-менее нормальном снаряжении. Были только рассказы на пальцах и большое желание. Поехали. Добрались до Чибита и пошли по тропе…

Был 1977 год. Как и полагается в таких авантюрах, в этот год нас постигла неудача. Мы сбились с маршрута, продукты кончились, походили, побродили, подышали свежим алтайским воздухом дней десять и вернулись по своим домам. Но горы в памяти остались и стали незримо тянуть нас в походы…

Вскоре, зимой, я встретил парней, которые, как оказалось, работали инструкторами на турбазе «Алтай». Была такая база. Сейчас её нет…

Какие маршруты тогда были! Так вот эти ребята уже водили плановые группы по Алтаю. Разговорились. Они решили собрать свою группу. Им надоело ходить по натоптанным маршрутам. Решили создать спортивную команду и делать свои маршруты с регистрацией в МКК.

В нашу команду тогда вошли Емельянов Сергей, Гвоздев Андрей, Воронин Андрей и я.

Довольно удачно мы сходили на Шавлинские озёра, сами разобрались с маршрутом, вычислили все перевалы. В то время появилась уже карта от руки нарисованная, кроки. Вышли мы, наконец, на это озеро, увидели снежные горы летом, отражение, вышли на лёд, потрогали ледник, снег летом в июле-августе. Впечатление на нас это произвело довольно сильное.

После этого некоторое время поработал на турбазе инструктором, водил группы от турбазы «Алтай».

Но с того года у нас, вновь созданной группы, всё и закрутилось. Мы каждый год начали собираться вместе и ходить в спортивные маршруты, усложнять их. 1,2,3,4.

Были в разных местах: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский хребты, старались составить для себя как можно интереснее нитки маршрутов.

Хотелось бы вспомнить Васильева Сергея Григорьевича. Это был турист старой закали, старше нас, мастер спорта. Побывал он на Камчатке был, на Путоранах, прошёл Алтай, Саяны. Короче, излазил немало. Лидер по характеру, очень опытный, весёлый он имел большой авторитет среди туристов.

Сергей Григорьевич в то время делал только сложный маршруты в том числе комбинированные – горно-водные. ОН учил нас понимать горы, как вести себя в опасных, сложны ситуациях, оказывать первую помощь, быть сильными духом. Я горжусь что был в горах с этим человеком и считаю его своим учителем.

Он организовал занятия туристской подготовки от края, от Барнаула на базе Западно-Сибирского ИПК работников туристических организаций.. Мы вошли эту группу. Всё это проходило в клубе «Глобус. Два года мы там прозанимались. НТП, соответственно, начальная туристская подготовка, СТП и ВТП - средняя и высшая. За три года мы прослушали курсы лекций, были практические занятия.

После подготовки сдали экзамены краевой комиссии: Гера Дракин был председателем. Прошли зачётный горно-лыжный поход 5 категории, довольно сложный. Ходили в межсезонку в районе Белухи, в марте. И получили квалификацию инструктор горного туризма. Это единственный выпуск в городе Бийске, но прошедшие эту подготовку навсегда оставили в себе любовь к горам. Некоторые сейчас работают в спасотряде МЧС, имеют свои фирмы

Но тут случилась так называемая «перестройка», которая привела к тому, что всё распалось, развалилось: все квалификационные комиссии, МКК, перестали действовать секции…

Мы ходили тогда просто для себя. Параллельно в Актру увлёкся альпинизмом. Выезжали в том же составе, с нашей проверенной группой на сборы, которые проводились на базе горных клубов «Глобус» и «Авант» в альплагере «Актру» и других точках горного Алтая.

Сразу же, как мы начинали заниматься, было очень большое желание подняться на Белуху. «Троечку» кольцом прошли вокруг Белухи. Подтягивались к ней...

Было несколько неудачных попыток по восхождению. В основном из-за погоды, нехватки снаряжения. Было маловато опыта. И откатывались назад. Были на подходах и ЧП: товарищ получил травму и пришлось возвращаться обратно, помогали его спускать вниз. Но особо мрачных неудач не было.

А потом удалось! Это был 1988 год.

На Тянь-Шань ездили, за сезон пять вершин сделали. Но они уже не писались. Южно-Чуйск, Белуха – эти уже не писанные, просто оставались в памяти. На каких мы побывали? Разве всё вспомнишь! Вот что приходит на память, кроме сказанного выше: Маашей, Караташ, Актру, Ак-Оюк, Иикту, Ольга, Снежная, Стажёров, Кзылташ… На и не стремились мы побывать на всех. Ведь их только классифицированных на Алтае более 150.

Вершины, на которые поднялся, считать бросил. Это раньше всё заносилось в альпкнижку. У меня в ней до 2 разряда заполнено, а потом… Не было потом официального учёта.

Недавно опять возродили старые традиции фиксации восхождений.

Несколько лет активно мы занимались водным туризмом: Урсул, Катунь, Чуя, Чулышман. Выезжали в Альп-лагеря на Тянь-Шань.

Работал инструктором в нескольких турфирмах. Время от времени занимаюсь промальпом.

Как-то мы спускались с вершины и проходили мимо базы, которая тогда ещё строилась - «Высотник». Время было позднее, остановились разузнать что за люди, что к чему, переночевали. Разговорились. Они сказали, что планируют создать туристскую базу и водить группы в районе Катунского хребта.

Мы каждый год, как бывали, стали у них останавливаться. И однажды они предложили сотрудничать с ними. Вместе разрабатывали новые маршруты. Те, которые понравились народу, сейчас обкатаны, ходят люди по этим тропам.

Но после всего пройденного, я остановился на горном туризме. Он мне понравился. Были новые горные маршруты в районе Дарашколь, новый маршрут Осиновка. Но последние несколько лет наряду с другими маршрутами поднимаюсь на Белуху. Очень притягивает!

(записано и обработано Евгений Гаврилов)