Чёрный Ануй — село, административный центр муниципального образования «сельское поселение Черноануйское» (куда входят сс. Турата и Каракол) Усть-Канского района, расположенный при впадении р. Черги в р. Ануй.

Чёрный Ануй

 Усть-Канский район Карта

Население

По переписи на 1 января 2016 г. в селе проживало 576 человек (2002 - 793).

Туристское значение

«Здесь можно обстоятельно познакомиться с общим состоянием известняковых гор, посетив безлесный, сложенный из известняка хребет по левому берегу р. Черный Ануй. Посетить большую пещеру в Сосновой сопке и несколько маленьких. Следует осмотреть также большую пещеру по Каракалу, в которой есть хорошие сталактиты. Можно сделать верховую поездку к водопаду на р. Шинок (около 20 вер. от с. Черный Ануй). В известняках около водопада встречаются окаменелости». В 3,5 км к северу от села Черный Ануй находится большая достопримечательность - Денисова пещера. Алтайцы именуют пещеру Аю-Таш (Медвежий камень). Пещера Каминная находится примерно в 28 км юго-западнее поселка.

Сегодня

В Чёрном Ануе работают продуктовый магазин, Сбербанк. Вместо старинной деревянной церкви, сгоревшей несколько лет назад, построена новая. В посёлке сохранился памятник В.И. Ленину и обелиск советским воинам.

Чёрный Ануй

Знаменитые люди

2 августа 1922 года в селе Чёрный Ануй, Усть-Канского аймака Ойротской автономной области (ныне Республики Алтай) родился Герой Советского Союза, командир артиллерийской батареи (272-я стрелковая дивизия, 8-я армия) Илья Захарович Шуклин (погиб 22 июля 1943).

В 1921 году в селе родился Герой Советского Союза, командир 387 отделения отдельного саперного батальона, 213-й стрелковой дивизии, седьмой гвардейской армии Степного фронта, старший сержант Уфимцев Сергей Кириллович.

Природа и климат

Долины Чёрного Ануя климатические условия благоприятные. Долина обладает превосходными земельными угодьями. Местность гористая. Горы представляют обнаженные скалы, а по склонам расположен прекрасный хвойный лес. «В окрестностях с. Черного Ануя есть несколько довольно порядочных сопок; в числе их можно отметить сопки Ахту и Маралду на восток от селения, Джаным - на юг и Сосновую - в 4 верстах на север».

Лечебные особенности. В прошлом чудный, сухой воздух, не накаливающийся даже в летние жары, богатая растительность, кумыс и удобное купание в р. Ануй привлекали сюда больных, страдающих легочными болезнями и переутомлением.

Чёрный Ануй

Флора и фауна

В XIX столетии угодья Алтая изобиловали косулями. Крестьяне с. Черный Ануй в 1882 году добывали по 80 голов косули на ружье.
На сухих склонах у Чёрного Ануя часто встречается степной усач, а под камнями на сухих склонах особые листоеды и жужелицы; по берегу речки на топких местах, покрытых редкой травкой, тинники и мелкие жужелицы.
Преобладающая древесная порода здесь лиственница. Так называемая «Сосновая сопка» представляет последний пункт, до которого доходит сосна по долине р. Черный Ануй в глубь гор.

Из трав на зеленых склонах левого берега реки встречаются те же лугово-лесные формы, что и в предгорьях. Но по правой, степной стороне Ануя, ботаник найдет кое-что и новое. В тенистом маленьком ущелье, против верхнего конца деревни, по левому берегу Ануя в начале июня еще можно найти в цвету маральник и бадан.

Чёрный Ануй

История

В местности, где протекает р. Черный Ануй, ранее жили в большом количестве алтайцы— «здесь было самое-самое сердце калмыков».

Первыми основателями поселения в 1848 г. были телеуты из Кузнецкого округа, крестившиеся у основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. Один из них — Максим Баксарин, был богатым человеком и вел обширную торговлю с инородцами по всем стойбищам, но вскоре, после поселения в Черном Ануе, был убит алтайцами.

Вдова его, Анна Тюдюнекова, в память покойного мужа, сделала пожертвование на устройство в Чёрном Ануе миссионерского стана, где в 1853 г. была построена церковь Святой Троицы и дом для миссионера.

С образованием миссионерского стана, сюда стали переселяться крещеные киргизы, перешедшие к оседлому образу жизни и жившие по крестьянским селениям.

Движение в Черном Ануе киргиз происходило под непосредственным воздействием миссионера иеромонаха Аккакия, старавшегося стягивать крещеных киргиз в одно место.

За киргизами потянулись крестьяне «со степи», — из Семипалатинской области и здесь уже крестились.
Приселялись и алтайцы, которые по мере развития селения были оттесняемы дальше от мест прежних кочёвок.
Появились, наконец, русские и переселенцы из Пермской губернии.

В 1858 г. была построена школа с расходами по содержанию в 156 рублей.
По сведениям 1859 г. в Чёрном Ануе было 12 дворов, в которых проживало 29 мужчин и 35 женщин.
22 сентября 1865 г. Из отчёта АДМ о расходовании денег в Чёрном Ануе, пожертвованных М.А. Дубовицкой: «на земледельческие орудия - 20 р., семена - 8 р. и лошадь -12 р.»

6 апреля 1875 г. заведовать Черноануйским отделением назначен миссионер иеромонах Тихон. В течение двухлетнего служения он обратил в христианскую веру 53 инородца.

В 1878 г. селение было включено в число тех, где должно было производиться водворение переселенцев: предполагалось поселить здесь 30 душ мужского пола.

По 1884 г. Казенной Палатой было причислено 23 души, как это значится по данным Главного Управления Алтайского округа; всего же получило разрешение на водворение 31 душ мужского пола.
По переписи 1886 г. число русских жителей в поселении было 37 мужчин и 33 женщины, инородцев кочующих 241 мужчин и 199 женщин, православных 278 мужчин и 232 женщины, некрещеных 26 мужчин и 26 женщин.
В Черном Ануе население слагалось из четырех, групп: новокрещёные алтайцы, киргизы, причисленные крестьяне и непричисленные пеpecеленцы.

Неприязненные отношения между русскими и инородцами находили свое выражение в краже лошадей: за пять лет крестьяне насчитывали украденными у них не менее 170 лошадей, которых оценивали в 1800 рублей.
Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы отношения между различными частями населения были обострены до крайней степени. Инородцы, в свою очередь, указывали, что в этих обвинениях много чисто личного, что воровством занимаются и сами крестьяне, что они производят захваты инородческих земель и проч.

В первое время по образованию селения черноануйцы пользовались землей совместно с алтайцами ближайших аилов, с возрастанием же населёния стана алтайцы (калмыки) были постепенно оттесняемы.

Чёрный Ануй

При образовании селения алтайцы жили по речкам Чергушке, Турату, Черному и Белому Аную. С Чергушки они были вытеснены в долину Туpaту, а оттуда и с Черного Ануя они вынуждены были перебраться на Белый Ануй и в долину реч. Мачату.

Тоже пришлось бы сказать и о более мелких речках, по которым ранее жили кочевники; дольше, чем в других пунктах, они держались на устье реч. Бараголи, но и оттуда пришлось откочевать дальше в глубь гор, в менее удобные местности. Сенокосными угодьями кой-где пользовались совместно с некрешенными алтайцами аилов, как напр. по урочищу Якши (Дяксым), но уже в виде исключения.
Пахотные земли черноануйцев были расположены по Аную— вверх от селения верст на десять и верст на семь вниз по реке, кроме того по р. Белому Аную и Бараголю. По тем же речкам находились и их сенокосы. Особой дачи селение не имело и своими землями считало те, которые находились в его фактическом пользовании.
Со временем отношения между населением поселка и алтайцами (калмыками) окрестностей утратили в значительной степени былой острый и тяжелый характер.

В Черном Ануе казённые и волостные сборы платили только русские; киргизы же ничего не платили. У русских платежи развёрстывались по скоту— по 10 к. с головы крупного скота, остальную же, недостающую до окладной сумму,— поровну по душам. Мирские поборы раскладывались отдельно; разверсточной единицей служила годная душа, как русского населения, так и инородческого. Всех раскладочных душ было 301.

«Сельские поборы» были следующие: Содержание ямской гоньбы - 500 руб., земской квартиры - 100 руб. Жалование трапезнику - 60 руб., караульщику при церкви 48 руб.. Сельским писарям: инородческому - 110 руб., русскому - 24 руб. На «годную душу», следовательно, расходов по сельскому управлению приходилось 2 р. 79 коп.
В Черном Ануе более чем где-либо, было регулировано вольное пользование сенокосами. День первоначального закоса определялся приговором общего схода жителей селения, т. е. как русских, так и инородцев. В установленное время все собирались у ворот поскотины, откуда, по данному старостой сигналу, все мчались на сенокосы, причём каждый старался захватить намеченный им участок, окосив его ранее других.

Ближайшие к посёлкам выгоны огораживались так называемыми поскотинами. Разверсточной единицей служила «голова» крупного скота, на которую и определялось 4 погонных сажени городьбы и каждый хозяин загораживал и поддерживал городьбу, длина которой отвечала бы количеству голов крупного в его хозяйстве скота.

В 1886 г. в селе работала лавка с мануфактурным, бакалейным, скобяным, посудным товаром, частично торговали сахаром. При лавке была кладовая. Всё это принадлежало бийскому купцу 2-й гильдии Трифону Антиповичу Дунаеву (билет на торговое заведение 31 декабря 1885 г. за № 892. Свидетельство 2-й гильдии 31 декабря 1885 г. За № 891. Табако-акцизному свидетельству 21 декабря 1885 г. за № 81). Товары Дунаев покупал на Ирбитской ярмарке. Сумма, получаемой им прибыли с заведения, т. е. чистого дохода была 200 рублей. Товаров вырабатывалось на 7500 рублей, годовой оборот составлял 4100 рублей.

22 сентября 1889 года протоиерей Василий Иванович Вербицкий отмечает: "Церковь в Чёрно-Ануйском построена на средства новокрещённой телеутки – вдовы Анны Тедюнековой, на поминовение убиенного её мужа некрещеными алтайцами. В заведении же утвари церковной: иконостаса, сосудов и книг и облачений, как видно из описи, участвовали многие лица: Преосвященнейший архиепископ Евгений из Донского монастыря, бийские купцы: Андрей Алекс., Семён  Алекс. и Петр Андр. Хабаровы, Стефанида Дмитр., Наталья Ст. Хабаровы, Пётр Андр. и Яков Дмитр. Мальцевы, Поликарп Ив. Смирнов, Герасим Ив. Горячкин, Ив.М. Сёмин, Василий Ив. Карышев, Лариса Ив.Смирнова, Васю Як. Шацкий и Андр. Мих. Щетинин. Барнаульский купец Чанцов, кузнецкий купец Насонов, урядник Григорий П. Мокин, чиновники из Томска г. Горохов, из Бийска Николай Фил. Тихобаев, инородец Карп Ерем. Параов, из Москвы С.Н. Постников, из Тобольска Екатерина Фед. Непряхина.
Все постройки его отличаются простотою, простором и прочностью, ибо все произведены из лиственничного леса.

В настоящее время в Чёрно-Ануйском селении 130 домов (из них 20 русских и 110 инородцев) с жителями мужского пола 288 и ж. 250 душ. Из построек Акакиевской архитектуры прямолинейных, без выступов и вычурных украшений, требующих лишних денег сохранились: церковь, преобразовавшаяся в школу, дом для учителя и необходимые прислуги к дому миссионера – амбар, погреб, завозня и баня. При преемниках о.Акакия построена новая двухпрестольная церковь и распространен дом для миссионера на средства томского отставного чиновника г.Голубева, который кроме этих сооружений пожертвовал облигации в 100 р. для пользу причту % и дом для псаломщика, выстроенный на средства торгующего крестьянина Бычкова.

Новокрещёные киргизы Черно-Ануйского стана мало занимаются земледелием. Самый главный их них земледелец более 4 десятин не запахивает, а то обыкновенно 2,3 десятинки. но все они более или менее скотоводы. У каждого из шести хозяев насчитывается до 80 коней, 50 овец и до 10 коров. К прибыльному занятию скотоводством способствуют богатые пастбища и отсутствие насекомых, беспокоящих в местах степных скот и мешающих ему огуливаться в летнее время.

Не малую пользу черно-ануйским киргизам доставляет и приготовление кумыса. Число кумысопроизводителей до 20-и. Из них отпускают в продажу свой напиток человек до шести. Лучшим производителем считается киргиз Машик, который, смотря по требованию больного, приготовляет кумыс разного вкуса и крепости. Впрочем, достоинства кумыса зависит и от погоды: в ясную погоду он крепче, а в сырую – слабее. А Машика много кобылиц, и потому приготовляется кумыса ежедневно до 7 вёдер. Сначала пока кобылицы не приучатся, доят их мужчины, привязывая на аркан и подвязывая одну из  задних ног, но когда они привыкнут, то доят их женщины, как коров, без всякой привязи, подпустив сначала жеребёнка пососать свою мать.

Больные, преимущественно со слабыми и поражёнными лёгкими стали навещать Чёрно-Ануйский стан назад тому около 10 лет, в количестве 10-15 человек, в три месяца: май, июнь, июль.
Наплыв больных был особенно велик в 1885 г. и простирался до 40 человек – из Томска, Барнаула и Бийска. Тогда Машик выручил от продажи кумыса до 200 р. и продаж баранов под закол 15 штук по 2 р. 50 коп. с возвратом овчины хозяину на 37 руб. 50 коп. Цена кумыса 19 к. за бутылку и от 1р. до 1 р. 50 к. за ведро.
На вкус кумыс есть не что иное, как кислое молоко, шипучее до того, что нередко или вылетает пробка из бутылки или самая бутылка разрывается…

При обревизовании школы мы посетили пещеру при р. Ануе, вниз от стана в 6 верстах. Вход в пещеру вверху полукруглый, пространный, так что можно на коне верхом в неё въехать. Конец пещеры разделяется на два углубления, из которых в один идёт узкое отверстие вверх. Ни костей и ничего замечательного в пещере не обретено.

Кладбище черно-ануйцев замечательно тем, что могилы не ограничиваются одними крестами – символом нашего спасения, но непременно есть и срубик на каждой могиле, так что жилище живых не много отличаются от покоев умерших.
Черно-ануйские киргизски повязывают себе головы непременно белым платком".
В 1892 году открыто приходское попечительство.

В 1894 г. купцом Т.А. Дунаевым было построено новое специальное помещение школы с квартирою для учителя.
В 1897 г. в поселении насчитывалось 252 хозяйства, в которых проживало 660 мужчин и 634 женщины, число грамотных составило 82 мужчины и 12 женщин, жилищ было отстроено 346, одно из них было двухэтажное, включая 83 юрты. В том числе 74 хозяйства было переселенческих, из них 15 принадлежали к числу причисленных; крестьян старожилов 50 хозяйств, из которых 14 причисленных. Из 113 инородческих хозяйств 107 принадлежало киргизам, ведущим оседлый образ жизни.
Пятнадцать хозяйств было мещан и представителей других сословий.
«Население Черного Ануя - крещеные киргизы и алтайцы; русских же здесь немного... В с. Черном Ануе имеются домики для больных, церковь и лавки».

Обучалось в 1896-1897 учебном году 50 мальчиков и 23 девочки. Учителем состоял окончивший курс в Катихизаторском училище, инородец Макарий Михайлович Абышкин. Законоучителем состоял священник Матвей Турбин. В училищной библиотеке насчитывалось 56 книг разных наименований в 123 экземплярах.

В 1897 году приходском попечительстве включает  8 членов. Приход 291 руб. 8 коп. Безвозвратный расход 171 руб. 15 коп., заимообразной выдачи  7 руб. 85 коп.. Остаток в наличности 119 руб. 93 коп. и в долгу7 руб. 85 коп.
В 1897 году В.В.Сапожников, совершая своё второе путешествие по Алтаю, пишет: «При впадении Черги в Чёрный Ануй на правом берегу последнего лежит селение Чёрный Ануй, известное на Алтае, как лучший кумысный курорт. Последнее объясняется тем, что основное население Чёрного Ануя составляют крещёные киргизы – лучшие мастера кумыса.

Чёрный Ануй лежит на высоте 735 метров: он состоит из двух рядов небольших домиков, как бы наскоро сколоченных и лишь временных. В самом типе постройки вы не видите зажиточности или стремления к крестьянскому комфорту и обиходности. Лучшая часть селения – около церкви, где имеются даже две-три лавочки. Несколько домиков поприличнее нанимаются дачниками, поселяющимися здесь ради кумыса. Одно из преимуществ Чёрного Ануя, кроме кумыса, это большая сухость воздуха и почвы по сравнению с Чергой, например.
Что касается окрестностей Чёрного Ануя, то он, вообще говоря, уступают по красоте местности Черги и Чемалу, и самая река, не носит горного характера. Широкая долина, раскинувшаяся по правой стороне реки, покрыта полями и лугами, и склон её постепенно переходит в невысокие округлые сопки; из них резче обособляются Ах-ту и Маралду на восток от деревни и Джахсым на юге. В 4 верстах на север, вниз по Аную, есть ещё приметная гора, так называемая Сосновая сопка, - это, кажется, последний пункт, докуда с севера доходит сосна. Недалеко от подошвы горы есть пещера. С левой стороны к реке вплоть надвинулась небольшая гряда, почти не оставившая места для долины. Из Чёрного Ануя дорога поправляется вверх по долине, правой стороной, среди лугов и пашен…»
К концу XIX века грамотность населения Черный Ануй составляла до 60%.

В 1909 г. Черно-Ануйский миссионер о. Тимофей Алчаков относительно событий с бурханистами заявил, что калмыки собираются группами человек по 10-20 в верховье р. Чарыша.

В 1910 г. кочевых инородцев было 217 мужчин и 196 женщин, которые занимались хлебопашеством, скотоводством и пчеловодством.
В 1911 г. в поселении насчитывалось 154 двора, в которых проживало 463 мужчин и 475 женщин. В селе была церковь, министерская и одноклассная женская церковноприходская школы. По пятницам и субботам проводился еженедельный базар. С 1 по 7 января и с 17 по 24 октября проводились ежегодные ярмарки. В селе работало 6 торговых лавок.
В 1916 г. черноануйская одноклассная церковноприходская женская школа обучала 29 девочек. Учителем у них была Зинаида Захваткина из 4 клас. гимназии. В министерской двухклассной школе обучалось 63 мальчика и 2 девочки.
В 1917 г. в Чёрном Ануе действовала правительственная лечебница.

5 сентября 1919 г. в Черном Ануе эсеры открыли съезд, на котором, как было заявлено ими, прибыли делегаты от 136 сел и 78 отрядов. На съезде главным образом присутствовали интеллигенты, торговцы и зажиточные крестьяне. В числе делегатов находились и некоторые рядовые крестьяне — середняки. Основная политическая резолюция прошла при 24 воздержавшихся. Эта резолюция, вынесенная по докладу Зубарева «О задачах и целях повстанческого движения», указывала, что повстанцы Алтая никому никакой власти навязать не хотят, а считают, необходимым созвать Земский собор или Учредительное собрание, которые и установят необходимую власть. Резолюция предъявляет как колчаковской власти, так и большевикам ультимативное требование о. сложении оружия. Для объединения всех действовавших на Алтае повстанческих отрядов и для руководства их боевыми действиями, съезд избрал «Главный военный штаб». В состав главного штаба, как и в другие избранные на этом съезде органы, как, например, военно-полевой суд, вошли исключительно эсеры, а среди них находились: поручик, крупный, торговец, зажиточный крестьянин и т. п. «народолюбцы».

23 сентября 1919 г. в Чёрном Ануе соединились части 2-й полка под командованием П. Д. Кокорина и 1-й партизанский полка под командованием И. Л. Никифорова. Оба полка партизан образовали 1-ю бригаду, командиром которой был избран И. Я. Третьяк. Партизанские полки, занявшие деревню Чёрный Ануй, находились, по существу, в неприятельском кольце. Казачьи силы, кроме того, были расположены во всех больших деревнях, находившихся вблизи казачьей линии.

26 сентября 1-я бригада выступила из Чёрного Ануя, чтобы одержать первую победу в Усть-Кане.

1 августа 1921 г. Горно-Алтайский уездный комитет обсудил вопрос о борьбе с бандитизмом. Бандитизм охватил Черно-Ануйскую волость. Решено провести мобилизацию 200 коммунистов и формирование военных отрядов для борьбы с бандитизмом до прибытия регулярных частей Красной Армии.
4 августа 1926 года вместе с американкой Зинаидой Григорьевной Фосдик Черный Ануй посетили Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи, путешествуя по Алтаю. Фосдик указывает в своих записях, что «Наконец, прибыли в Черный Ануй. Н.К. обратил внимание на пещеры, находящиеся вблизи. В них масса костей и какие-то надписи. Климат резко изменился. Начались сильные ветры, появились комары. Покинув Черный Ануй, мы надеялись в этот же день прибыть в Усть-Кан. Но пришлось свернуть на Муту, чтобы нанять двух новых лошадей.».
Согласно переписи 1926 г., Чёрный Ануй, входивший тогда в Солонешный район (с 1924 г.), отмечен: сельским советом, школой, библиотекой, избой-читальней, амбулаторией, почтовом отделением, кредитным товариществом, лавкой общества потребителей и включал 322 хозяйства, в которых проживало 792 мужчины и 801 женщина, в основном русские.
В процессе реконструкции после Великой Отечественной войны Черно-Ануйский маслозавод был расширен и оснащен новой техникой.

Чёрный Ануй

Промыслы и занятия

Неземледельческие промыслы в Черном Ануе составляли 84,5%. В 1897 г. 122 хозяйства не имели посева, засеяно было 206,6 десятин пшеницы, 77,3 – овса, 53,8 – ячменя. В личном хозяйстве находилось 713 мелкого рогатого скота, 1519 – крупного (из них 751 коров), 2098 лошадей. 11 хозяйств не имело лошади, 19 имело пасеки, 213 хозяйств занималось промыслами.
Под посев всех хлебов распахивали один раз. Пары и залоги поднимали в июне, а жнивье—весной перед посевом, или осенью в августе. В Черном Ануе залог выдерживался до 10 посевов, если через два года на третий земля оставлялась под пар, и посевов 5 в том случае, когда пар не вводился.
Боронили дважды: после первой вспашки в июне-августе и весной заделывали семена.
Пашни, которыми пользовалось чёрноануйское население тянулись вёрст на десять ниже селения по долине Ануя, да вёрст на 7 выше, до устья речки Мотчаты, да приблизительно на такое же протяжение по долине Б.Ануя и версты на 3 по долине р.Бараголя. Земледелием в Чёрном Ануе занимаются 130 домохозяев.
Недостатка в сенокосах не было. Сухой корм состоял из сена. Кроме сена давали также солому. Рабочих лошадей подкармливали и овсом. Соль давали всякому скоту; расходы её определяли около 3-х пудов в год на пять голов рогатого скота.
Корм задавали обыкновенно три-четыре раза в сутки, редко кто дважды только; поили два-три раза в сутки, смотря по состоянию погоды - в сильные морозы поили реже, чем в мягкую погоду.
Закрытых дворов почти ни у кого не было, почему и коровы оставались всю зиму под открытым небом. Мелкий скот - телята, ягнята и проч. устраивали несколько теплее - в небольших хлевах, а инородцы в юртах вместе с собою. Только у 2-3 киргиз-богачей часть скота всю зиму ходила на степи, весь же остальной скот селения находился зимой дома. В Чёрном Ануе было 3 общественных пастуха, получающих по 30 коп. с головы крупного и мелкого скота. Богатеи же имели, кроме того, и своих личных пастухов, нанимаемых на тех же условиях.
Кроме рогатого скота, алтайцы доили также и кобыл, молоко которых употребляли в пищу. Kроме алтайцев, доили лошадей и некоторые русские. Киргизы использовали молоко для приготовления кумыса: его готовили отчасти для себя, отчасти для приезжающих на Алтай больных лечиться. Русские же готовили исключительно для последних.
В Чёрном Ануе имелись на некоторых пасеках и рамочные ульи. Тогда как в других поселках повсеместно применялись простые колодки - дуплянки. Доходность пчеловодства в посёлках определяли так: в среднем на колодку мёда 10 фунт. и воску 1/4 - 1/2 ф. в год; с рамочного улья - 20 фунт. в лето.
Жители ходили бить орехи на вершину р. Маты (г. Ялбан), по речке Aюй, pp. Б. и М. Талица, р. Барагол, Шинока (приток Ануя), гору Орешную и в вершину Чарыша.

Из документов

1 марта 1906 г. 137 человек инородцев на общем сельском сходе оседлых инородцев в присутствии сельского старосты Ивана Истомина и Василия Холуева, составили общественный приговор относительно земельного надела: «…Местность нами занимается со дня заселения, и если же окажется излишнею земля по числу двухсот сорока душ мужского пола, то вполне может пополниться ежегодно принимающими Святое крещение из киргиз и калмык отдельно от крестьян…Нам негде стало заниматься хлебопашеством, а за сенокошение вынуждены уезжать за пять и более верст за хребты и там уже начали стеснять крестьяне, заводя заимки, а от членов родового управления 4-й Алтайской дючины нам нет защиты… Просим… сделать распоряжение об отдельном нам отводе земли от русских… Кроме сего, …не признается ли возможность присоединить нам вблизи находящихся инородческих миссионерских селений: Мариинск[ое] в 15 верстах, Ильинск[ое] в 27-ми верстах, Барагаш в 35-ти верстах, Усть-Кан в 45 верстах, жители означенных селений желают присоединиться в единую управу, но придерживаются еще прежних обычаев, дабы не оскорбить родичей…»

21 февраля 1907 г. временно заведующий землеустройством Алтайского округа крестьянского отделения Томского губернского управления принял соответствующее отношение: «…приняв в основание установившийся быт и деление кочевых инородцев в административном отношении, пришло к тому заключению, что каждая группа населения должна иметь право на получение наделов в устраиваемом населенном пункте, если только путем всестороннего обследования установлено, что она в данном пункте живет давно, ничем не отличается от других устраиваемых групп по своему хозяйственному быту и не имеет в другом каком-либо населенном пункте прочного хозяйства, где могла бы по желанию получить наделы…

Чины землеустройства в настоящем году проектируют отдельный надел инородцам, проживающим в с. Черный Ануй, причем путем добровольного и отчасти принудительного обмена угодий крестьян и инородцев земельной и лесной наделы уже удалось образовать в отдельные обрубы для обеих групп населения.

Что же касается ходатайства об образовании отдельной инородной управы, то должно сказать, что ...сей вопрос и не относится до чинов землеустройства…»

8 апреля 1917 г. Из телеграммы начальника Черноануйского почтового отделения:
«От Черно-Ануйской волости избран в губернское собрание поднадзорный Иванов, лишенный судом за растрату всех прав… Иванов подстрекает крестьян смещать, бить чиновников. Настроение населения тревожное. Просим телеграфных распоряжений. Подписи - пристав Артамонов, акцизный Пономарев, начальник почты Канаев, врач Сухарев.
Сегодня пристава акцизного арестовали без всякой причины. Благоволите, во избежание кровопролития, принять меры по освобождению арестованных, защиты моих подчиненных жизни, насилия, оскорблений царящих здесь, предать суду подстрекателей, иначе грозит быть громадное кровопролитие и беспорядки, включительно разгрома почтового отделения № 193. Начальник отделения Канаев»

Прочее

Жители Чёрного Ануя сегодня в отчаянии от разгула конокрадства - по 6-8 лошадей. Кражи не раскрываются. Если подумать, то напрашиваются какие-то аналогии с прошлым (см.выше)

Источники

Материал подготовил Е.Гаврилов, 22 апреля 2013 года. Ссылка на сайт обязательна!