Елангаш

Елангаш (Гламаш, Jалаҥаш, Jалаҥыш, Дьаланыш, Джаланаш, Джелаҥаш, Дже-ланаш) — река, левый приток р. Чуи, расположенный в Кош-Агачском районе.

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Туристское значение

Елангаш — один из самых замечательных по богатству наскальных изображений район.

Долина привлекает активных туристов. Маршруты по Южно-Чуйскому хребту могут начинаться как от села Бельтир, так и от практически истоков реки Елангаш. В последнее время, как элемент маршрутов, туроператорами предлагается восхождение на Ирбисту (Ирбис-Туу).

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Топонимика

Елангаш в переводе с алтайского языка — «голый, нагой».

Чаще топоним объясняется, исходя из общего вида самой местности: «Назвали потому, что там нет ни тальника, ни лиственницы, не выросло ни дерева, ни кустарника, когда ничего не было, ту голую, пустую, голую местность назвали «Jаланыш». «В этом Дьаланаше нет ни одного дерева-камня, голая местность».

Елангаш
Елангаш. Можжевельник. Фото А. Андреева

«В Дьаланаше (Jалаҥаше) только... растет только одна полынь, редко где можжевельник. Ведь нет ни одного дерева, одни черные камни. И дерева-то нет. Поэтому ту местность назвали «куба Jалаҥаш» — «голый Дьаланаш». Нет ни дерева, только трава, полынь...».

Есть вариант, что топоним возник из двух слов: «Jалаҥ+агыш» — «полностью лес». «Jалаҥыш» ведь означает слово «Jалаҥ агыш» — «полностью лес». Говорили, что вся местность состояла из леса».

Объяснения жителей относительно значения топонима Елангаш перекликаются с сюжетом предания о местности Юстыт. «В Дьаланаше во время войны голые люди спаслись, говорят. Поэтому так назвали».

Тепсей-Таш восходит к хакасским наречиям и переводится — «помеченная», «писанная». Буквальный перевод — помеченный, «исписанный камень, гора.

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Как добраться

Пусть к истокам реки Елангаш лежит от Бельтира. Есть три варианта. Первый — дойти до истоков пешком через лог Ивирму. Расстояния от села до Елангашского озера (Каракёль) порядка 35 километров.

Второй вариант — нанять местный транспорт, который доставит вас за определённую плату практически до озера (хотя, всё равно придётся пройти пешком, в зависимости от конечной цели, пару километров).

Третий вариант — доехать до истоков на своём, хорошо оборудованным для внедорожных условий транспорте.

Елангаш
Елангаш. Начало мая. Фото А. Андреева

Легенды

В преданиях о местности отражены исторические события, «смутные времена». Жители рассказывают, как, скрываясь в этих местностях, спасло свою жизнь мирное население. В некоторых случаях топонимы выступают сюжетообразующим источником преданий — исполнители пытаются объяснить их значения, исходя из названия самой местности.

Бытуют устные рассказы об алмысах, связанные с местностью Елангаш.

Елангаш
Елангаш. Начало мая. Фото А. Андреева

Местные жители рассказывают предание об уничтожении алмысов «каменным градом»/»каменным дождем», который в некоторых вариантах, послал с неба Кудай (Бог).

Рассказчики утверждают, что эти крупные камни — косыр/козыр таш лежат и сейчас в местности «Jaлаҥаш»/»Jалаҥыш».

«На земле стало много алмысов. Пошел каменный дождь / град из камней и уничтожил их. Крупные камни (косыр / козыр таш) от дождя находятся в местности Елангаш».

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Описание

Река Елангаш берет начало с ледников горы Тепсей-Таш Южно-Чуйского хребта и течет узкой полосой среди суровых горных вершин и высоких морен.

На северном склоне Южно-Чуйского хребта в истоках реки Елангаш, в результате разрушения огромным каром, возник проход, которая спускается на противоположную сторону хребта, в водораздел реки Ак-булак. В настоящее время этот перевал, Елангашский, является острым, скалистым и расположен на высоте около 2900—3000 м. Его категорийность 1а.

Склоны и дно разрушенного кара покрыты огромными скоплениями продуктов выветривания, которые в виде нагромождений перемешаны со старыми моренами.

Перевал Елангашский
Перевал Елангашский. Начало мая. Фото А.Андреева

В истоках Елангаша имеется 16 ледников, большая часть которых отмечена М. В. Троновым. Из ледников пять висячих, четыре каровых, три висячекаровых, два карово-долинные, один долинный и один присклоновый.

По одним источникам площадь оледенения в истоках реки 14,61 км2, по другим — 15,99 км2.

Отрог-водораздел долин Елангаша и Кара-Оюка в 15 км длиной, с незначительными ответвлениями. Каждое ответвление имеет в своей средней части ясно выраженное возвышение.

Участок хребта между этим ответвлением и водораздельным гребнем между Кара-Оюком и Елангашем занят бассейном крупного долинного ледника Ядринцева.

К северу от этого ледника отрог на водоразделе Елангаш— Кара-Оюк имеет куполообразное возвышение, от которого отходят три небольших висячих ледника; один из них относится к бассейну Елангаша.

Древний ледник Елангаша при площади в 235 км2 имел выводной канал шириной лишь в 2 км, был большой эффект подпруживания.

В верховьях реки лавинные очаги среднемощные и маломощные. Они лишены лавиносборов, но имеют небольшие конуса выноса.

Елангаш
В истоках Елангаша. Озеро Елангашское(Каракель). Фото В. Панкратова

У подножия величавой снежной вершины Тепсей-Таш, недалеко от истока, образовалось чистое и глубоководное Елангашское озеро (Каракёль). Озеро вытянутой овальной формы и имеет максимальные геометрические размеры 1300 м х 430 м. Елангаш впадает в озеро в южной, а вытекает в северной части.

Елангаш
Елангаш. Начало мая. Фото А. Андреева

Длина водотока Елангаш от истока до впадения в рукав Чуи — 56,2 километра.

Река имеет один правый приток — Турой, который вливает свои воды на расстоянии около 14 км от истока и берёт начало на северных склонах вершины Ирбис-Туу.

Бурная ледяная горная река проложила себе неширокое русло между склонами гор и уступами плоскогорья.

Елангаш
В истоках Елангаша. Озера Аттакуль и Джанкель. Фото В. Панкратова

Отметим, что в период полноводья справа от истока, на расстоянии 4,5 км, в Елангаш сбрасываются воды из озёр Атаккёль(Атаккуль) и Джаккёль, расположенных с юго-запада Ирбис-Ту(3915).

Правый берег Елангаша близко подходит к реке в нижнем течении и отдаляется от него в верховьях. Ширина долины от 0,7 до 1,5 км.

Выше по течению реки и ближе к подножию хребта рельефнее видны моренные гряды, а в верховьях реки сохранились заглаженные ледником выходы коренных пород — «бараньи лбы».

Елангаш
Елангаш. Кошары. Начало мая. Фото А. Андреева

По левому берегу реки примерно в 2 км друг от друга располагаются зимние стоянки пастухов — кошары.

Далеко в горах река образует два рукава, которые с двух сторон охватывают высокогорное плато. На правом и левом берегу ее левого рукава обнаружены скопления рисунков, покрывающие круглые моренные гряды. Валуны с рисунками располагаются очень близко друг к другу.

В Южно-Чуйском хребте долина-трог рек Ак-кола, Талдуры, Елангаша, спускающиеся в сторону Чуйской степи, пересекаются приблизительно на одной линии уступом высотой в несколько десятков метров.

Ступень в долинах является тектонической.

В водоразделе реки отмечено несколько водопадов.

Холмы высотой до 7—9 м можно наблюдать по долине реки Елангаш по выходе реки из высоких гор. В составе моренных отложений по реке Елангаш преобладает серый, сильно карбонатный суглинок, перемешанный с валунами гранитогнейсового состава.

Елангаш, как и многие другие горные реки, весной бывает настолько полноводна, что доносит свои бурные воды до р. Чуи. К середине лета ее русло в песках Чуйской степи пересыхает.

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

История

За перевалом Южно-Чуйского хребта находится долина р. Джазатор и плоскогорье Укок. Именно здесь, в долине Елангаша, проходил наиболее удобный путь в Монголию и Китай. Этим путем пользовались не только древние кочевники и купцы.

Елангаш
Елангаш. Сарлык. Начало мая. Фото А. Андреева

Первые сведения о петроглифах Елангаша появились в 1881 г. в работе М. А. Брещинского, который, занимаясь изучением дорог в Алтайском крае и, следуя с караваном от Кош-Агача до Берели, видел россыпи камней с рисунками в долине р. Елангаш. «В 1½ верстах от Елангашского озера на левом берегу р. Елангаш находятся скалы с высеченными изображениями разных животных. Кем это сделано, инородцы не знают.

А на правом берегу Елангаша, не доезжая 12 верст до озера, на горе Чулбун-Каерлачан лежит камень Джеланташ, по инородческому поверью упавший будто бы с неба. Далее, пробираясь около Елангашского водопада, переваливают через высокие, крутые горы к р. Ясатеру» .

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

По этим немногочисленным и отрывочным сведениям, которые появились в печати в конце XIX — начале XX в. и носили скорее информативный, чем исследовательский характер, трудно было предположить, что район этот богат памятниками древнего наскального искусства .

Семенов-Тян-Шанский В. П. 1896 году так охарактеризовал этот район: «В системе речки Елангаша, притока Чуи, лежит последний к востоку ледниковый центр в Чуйских белках. Сюда можно попасть от Чуйского тракта, следуя вверх долиной р. Елангаша. В его верховьях над глубокими долинами возвышается пирамидальная снежная гора Ирбисту (Барсовая гора) с раздвоенной вершиной…».

Перевал Ажу
Перевал Ажу. Начало мая. Фото А.Андреева

В третье путешествие по Алтаю в 1898 году В.В. Сапожников отметил: «Елангаш имеет истоки в снежных полях и озерах, и совершенно прозрачен, а небольшая ледниковая речка, приходящая из ледника Ирбис, придает ему лишь слабую мутноватость…

Мы направились по Елангашу… Часа два тропа идет правым берегом Елангаша среди каменных россыпей иногда по болотистым луговинам. Вода речки совершенно прозрачна; вперед в верховьях её выстроились довольно высокие горы со снеговыми полями и несколькими висячими ледниками. По всему пути лес совершенно отсутствует... Перевал Елангаш при высоте в 2 960 м почти лишен снега».

Ни о каких рисунках эти исследователи на Елангаше не упоминают.

Перевал Ажу
Яки цепочкой переходят перевал Ажу. Фото В. Панкратова

Экспедиции в район Елангаша для исследования и описания петроглифов под руководством академика Алексея Павловича Окладникова начались с 1969 года.

Инициатива работ по петроглифам Елангаша принадлежит этнографу-исследователю традиционной культуры алтайского народа Е. М. Тощаковой.

Был создан Алтайский археологический отряд Института истории, филологии и философии СО РАН (Новосибирск).

Были проведены экспедиционные работы в течение 11 полевых сезонов с 1969 по 1979 г. Начальниками отрядов были этнограф Е. М. Тощакова и Е. А. Окладникова (Кубарев 1980; Кубарев, Маточкин 1992).

В первый полевой сезон 1969 года работы велись на левом берегу Елангаш

В 1972 г. в периодической печати появилось небольшое сообщение В. Д. Кубарева о древнейших рисунках Елангаша.

В 1975 году фиксация петроглифов производилась на правом берегу реки, где были охвачены исследованием пять участков, заключенных между исследованными в 1969 и 1972 гг. группами петроглифов.

Всего на левом берегу на протяжении 16 км тогда были изучены 16 участков с петроглифами, а на правом на протяжении 4 км — пять участков, некоторые участки изобиловали рисунками. Порой имелось до 3500 петроглифов на одном участке.

Елангаш
В верховьях Елангаша. Фото А. Андреева

Флора и фауна

Из животных, которые и сегодня встречаются в Елангаше, следует назвать яков(сарлыков). Ещё в давние времена, в 1898 году, В.В. Сапожников видел в этом районе «яков, карабкающихся на большую высоту по крутым склонам гор.

Птиц в Чуйской степи мало, и то ближе к Чуе и на озерах. Есть породы уток, варнавки и журавль-красавка с черной грудью. В примыкающих долинах Елангаша водится множество красноклювых ворон».

Елангаш
Елангаш. Эдельвейсы. Фото В. Владимирова

Район Елангаша — альпийские луга. «Скупая низкая растительность застилает каменистые склоны. Среди камней голубеют незабудки, растет дикий ревень и колючка, цветущая благоуханными алыми цветами, а выше к ледникам — эдельвейсы».

Купальница лиловая
Купальница лиловая. Фото А. Андреева

В долине реки Елангаш описаны следующие растения — астра альпийская; астрагал многостебельный; астрагал повислоцветковый; бескилыгицы; верблюжатник; гастролихнис коротколепестный; гвоздика разноцветная; горечавка весенняя; горькуша карликовая; жимолость щетинистая; змееголовник безбородый; змееголовник перистый; ива сибирская; ива туполистная; камнеломка поникающая; кенипия; клевер отменный; кохия; крестовник; купальница лиловая; лапчатка сибирская; лапчатка шелковистая; лютик; мытник приятный; мытник Эдера; незабудочник; одуванчик; остролодочник; парнолистник; пепельник цельнолистный; первоцвет ушковатый; прострел албанский; синюха северная; смолёвка злаколистная; тонконог сизый; хвойник двуколосковый; чий; эдельвейс альпийский; ясколка полевая.

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Полезные ископаемые

В верховьях р. Елангаш трёх 3 км от оз. Атакуль исследовано месторождение золота жильного типа в ассоциации с ураном, ртутью, вольфрамом — Елангаш-1.

Содержание золота на участке с золото-урановой минерализацией, здесь не превышает 2 г/т, а в единичных пробах — от 1-2 до 10 г/т. Длина многочисленных мелких жил до 1 м, мощностью до 0,1 м.

Золото в зернах руды имеет вид мелких червеобразных вростков, каплевидных и точечных включений.

Елангаш
Елангаш. Кошара. Начало мая. Фото А. Андреева

В месторождении отмечены следующие минералы: апатит; гематит; кварц; магнетит; мусковит; пирит; роговая обманка; рутил; серицит; сидерит; турмалин; халькопирит; циркон; единичные зерна борнита, галенита, киновари, куприта, шеелита.

Тяжелая фракция практически полностью, до 90% веса, состоит из вольфрамового минерала.

В трёх основных золоторудных месторождениях длиною от 1,5 до 5 м и мощностью до 20 см золото содержится в количестве 7, 16 и 2 г/т. Максимальное найденное содержание серебра в пробах — 124,2 г/т.

На левобережье реки Елангаш, в приустьевой части первого левого (от истока) притока на площади около 2 км располагается месторождение Нижний Елангаш.

Содержание золота здесь в 20% проб — от 0,001 до 0,2 г/т. Две пробы дали содержание полезного металла — 1 и 3 г/т. Золото в жилах З м х 0,2 м связано минералами меди. Отмечены зерна золота в хвостах проб.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото В. Панкратова

Петроглифы Елангаша

Комплекс наскальных рисунков Елангаша поистине гигантский. Он насчитывает не сотни, а тысячи рисунков. В период с 1969 по 1985 г., было скопировано в различной технике около 30 тысяч рисунков.

На материале этого памятника можно достаточно полно проследить сложную картину развития монументального искусства древнего Алтая.

Основную часть коллекции (около 6500 композиций) составляют прорисовки на кальку петроглифов долины р. Елангаш, выполненные в 1981 и 1982 гг.

Елангаш. Фото В. Владимирова
Елангашский водопад. Фото В. Владимирова

В долине Елангаша, в теснине у водопада, сохранился многочисленный и наиболее архаический комплекс наскальных рисунков. Он представляет собой своеобразный иконостас, вокруг которого создавались все новые и новые рисунки, авторами которых, вероятно, были люди разных поколений.

Рисунки около водопада выделяются среди остальных не только размерами, особой тщательностью исполнения, но и тематикой. Среди сюжетов этих петроглифов преобладают быки, отмечены здесь также композиции, главными персонажами которых являются люди.

Граффити были обнаружены в 1970 г., а скопированы спустя почти 10 лет, т.е. в 1983 г.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

При сплошной фиксации разновременных петроглифов Елангаша, гравированные рисунки пропускались или копировались только несложные сюжеты. Начало всестороннего исследования граффити было положено Ю.В. Гричаном, который, в лабораторных условиях изучил крупный валун из Елангаша.

Неоднократно зафиксировано сочетание техники выбивки (пикетажа) и тонкой гравировки. Например, у пары антропоморфных или зооантропомрофных персонажей в Елангаше абрис фигур передан выбивкой, а звериные черты (когти на руках и ногах) воспроизведены гравировкой.

Впервые на петроглифах долины р. Елангаш был опробован метод, где копировались абсолютно все рисунки, независимо от техники их исполнения, степени сохранности, времени создания, насыщенности и содержания композиций. Археологи использовали метод сплошного и планомерного обследования всех скал, глыб и даже крупных валунов. Идея внедрения такого метода принадлежала академику А.П. Окладникову.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

В долине Елангаша еще во II—I тыс. до н. э. сложилось ядро елангашского святилища. Сохранившиеся в изобилии сакральные изображения раскрывают богатый комплекс духовной культуры древних скотоводов и их предков.

Рядом со священными камнями Елангаша совершались в глубочайшей древности сложные обряды охотничьей магии, ежегодные жертвоприношения и моления, а на самих скалах люди часто вырезали свои личные и родовые тамги, или оставляли надписи-автографы. Такие отметки есть на скалах в Елангаше.

Имеются ввиду отдельный знак из Елангаша в виде выбитой окружности с четырьмя отростками (сочетание круга и креста?).

Оценивая культурно-историческое значение памятника, исследователи отметили, что район, где расположены петроглифы, входил в зону становления самобытных культур, основой которых было кочевое скотоводство. Петроглифы датируются начиная с эпохи бронзы (III-II тыс. до н. э.) до современности.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Помимо многочисленных изображений, датируемых эпохой бронзы, выделялся пласт рисунков эпохи раннего железного века («сакский» период), а также петроглифы древнетюркского времени («досакская», «сакская», «тюркская» хронологические группы).

Памятник отличается также существованием большого пласта поздних («этнографических») рисунков XIX-XX вв.

Пласт изображений, иконографически, стилистически и тематически близкий петроглифам соседних регионов Центральной Азии и Южной Сибири и связан с ранними пастушескими культурами степной Евразии эпохи развитой и поздней бронзы.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

К числу сюжетов и образов данного хронологического и культурного пласта можно отнести изображения вьючных быков, изображения колесного транспорта, антропоморфных персонажей в сценах перекочевок с домашними животными и охоты с луком на диких животных.

Ряд изображений - крупные фигуры животных (быков, лошадей, маралов), выполненные контурной выбивкой, можно оценить как самые древние петроглифы комплекса и предположительно датировать эпохой ранней бронзы или еще более ранним временем (конец III - начало II тыс. до н. э.).

К эпохе развитой бронзы относятся петроглифы культурно-хронологического пласта. Это сюжеты, связанные с домашними животными, прежде всего, быками (яками).

Представлены вьючные быки или яки, на которых верхом сидит человек, которых ведут за поводья женщины.

Особый интерес представляет датируемый эпохой бронзы небольшой гравированный рисунок, скопированный на одной из возвышенностей правого берега р. Елангаш. Это сюжет напоминает маски или личины, с усложненным головным убором.

Другим характерным сюжетом петроглифов Елангаша эпохи бронзы являются изображения колесниц, которые можно отнести к середине-второй половине II тыс. до н. э.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото В. Панкратова

На скалах по берегам р. Елангаш сконцентрировано самое крупное в Центральной Азии скопление изображений колесниц (более 70 фигур).

В Елангаше колесный транспорт неоднократно представлен в многофигурных композициях; на колеснице здесь часто изображается пара антропоморфных персонажей.

Кроме того, не раз зафиксирована концентрация нескольких изображений колесниц на одной плоскости. Колесные экипажи воспроизведены в деталях —спицы в колесах, ремни упряжи коней, поводья в руках возничего.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

Над головным убором одного возничего из Елангаша изображена миниатюрная фигурка оленя. Не исключено, что она могла служить украшением или даже священным (тотемным?) оберегом воина, как, например, покрытые золотом фигурки небесных оленей на головных уборах пазырыкских воинов Алтая.

Изображения «небесных» коней в петроглифах Алтая встречаются редко. Можно указать на рисунки таких коней в Елангаше, на спине которых обозначено крыло. На один рисунок коня из Елангаша, выполненный в типично раннескифской манере, налегает фигурка человека, нанесенная несколько позже. Таким приемом изображены первые всадники в петроглифах Елангаша.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Образ фантастического зверя, известный уже в эпоху бронзы по петроглифам Елангаша продолжал развиваться и в скифское время.

Всадники из Елангаша, в эволюционном плане, представляют собой уже сложившийся прототип центрально-азиатского всадника: «летящего» и стреляющего из лука средневекового воина, воплощенного в наскальных рисунках, изделиях из металла, украшениях и предметах прикладного назначения. Его мифический образ стал каноном в изобразительном творчестве кочевников и был широко распространен в искусстве многих средневековых культур Евразии.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

В наскальных рисунках Елангаша Горном Алтае найдены самые древние изображения коней.

Небольшие пятна круглой формы часто можно видеть между ногами животных, на спине, под аркой рогов, перед животными. Судя по материалам наскального искусств Елангаша, такие пятна могут располагаться рядом с козлами, оленями, быками и другими животными.

У некоторых изображений оленей Елангаша пятна, расположенные около рогов, имеют правильную круглую форму. Такие пятна напоминают изображения солярных знаков над ветками рогов скифских оленей с изящными телами и подогнутыми ногами.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Двойные и одинарные спирали на петроглифах Елангаша датируются гунно-сарматской эпохой. Спирали — самостоятельные фигуры, так как не связаны с конкретными сценами и изображениями, находящимися рядом с ними в плоскости. Точная хронологическая принадлежность резных елангашских спиралей не определяется, так как они расположены рядом со схематически выбитыми рисунками.

В Елангаше четко распознаётся стиль, характерный для времени, переходного к эпохе раннего железа. Изображения благородных оленей-маралов в стиле оленных камней зафиксированы почти на всех участках, где есть многочисленные петроглифы.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

Древнетюркский пласт петроглифов Елангаша не столь обширен, выбитые и гравированные изображения, в основном, сконцентрированы на поверхностях скальных выходов вершины Тамга-Таш – фигуры всадников в сценах охоты, воинского противостояния, воспроизведение эпохальных образцов вооружения и экипировки верхового коня, изображение штандарта.

«Этнографические» изображения Елангаша встречены повсеместно. Они выполнены путем процарапывания скальных поверхностей. Представлены изображения мужчин и женщин в традиционной одежде в сценах перекочевок и выпаса скота, верхом на лошадях и яках.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Среди сюжетов преобладают сцены охоты, в т. ч. с огнестрельным оружием. Воспроизведены сошниковые ружья, юрты и срубные постройки.

В петроглифах Елангаша заслуживает внимание выразительная сцена поединка четырех пеших лучников. Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой. Лук прежде всего универсальное оружие, которое одинаково успешно применялось как в бою так и на охоте.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

Достоверно выделяются сюжеты, содержание которых отражает реалии шаманизма тюрков Алтая (теленгитов). На скалах изображены фигуры служителей шаманского культа в характерных облачениях -шаманских костюмах, также представлены атрибуты этих ритуалов (шаманские бубны). Данный пласт петроглифов можно предварительно датировать в пределах XVII-начала XX в..

Рога яка и оленя играли сакральную роль: они использовались в качестве священных, возможно шаманских, атрибутов у народов, населявших долину р. Елангаш еще в бронзовом веке.

Среди рисунков Елангаша было найдено изображение человека, который в вытянутой над головой руке держит рога оленя. Между рогами располагается круглое пятно.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Интерпретация этого образа человека с рогами оленя весьма трудна, но, очевидно, она восходит к дошаманскому пласту верований населения Чуйской степи.

Связь шамана со зверем отчетливо прослеживается в рисунке, где шаман запечатлен стоящим на рогах зверя. Фигура шамана миниатюрная, а изображение лося массивное и крупное. Связь шамана с образом зверя вполне объяснима семантически.

Некоторые рисунки на скалах в долине Елангаша, носят не только следы подновления, но и краски. Возможно, в древности во время обрядов умилостивительного характера рисунки мазали кровью жертвенных животных.

Изображения более позднего, новейшего времени также представлены весьма широко. Это многочисленные вырезанные на скалах, нередко поверх древних фигур, автографы, надписи, памятные даты, реалии современной жизни (автомобильный транспорт, оружие и т. п.) .

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Изображений птиц в долине Елангаша не так много. Особый интерес для рассматриваемой темы представляют фигуры хищных птиц с распластанными крыльями и повернутой в сторону головой с острым крючковатым клювом.

В сентябре 2010 года Черемисин Д.В. обнаружил новую композицию в Елангаше, в которой, очевидно, изображен редкий представитель авиафауны высокогорья – улар.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

В то время, когда складывался народный алтайский эпос, генеалогические легенды, мифы о происхождении Вселенной, представления о вечной борьбе добра и зла, были уже запечатлены на камнях Елангаша.

На древних камнях, например, «проиллюстрирован» алтайский миф о трёх маралухах. Здесь, помимо трех пятен и оленей с ветвистыми рогами, изображены стреляющие из луков охотники. Сохранились также изображения трех оленей в сопровождении всадника на лошади и двух человек (фигуры пеших охотников появились позднее).

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А. Андреева

Сегодня следует констатировать, что комплекс петроглифов долины р. Елангаш не является чем-то совершенно уникальным среди памятников наскального искусства региона.

Аналогичная картина фиксируется в соседней долине р. Чаган - тысячи петроглифов сконцентрированы на скалах по обоим берегам реки на протяжении десятков километров: местонахождения Кызыл-Джар, Соок-Тыт, Абиджай, Кара-Оюк и др.

Елангаш
Елангаш. Петроглифы. Фото А.Андреева

Там представлены те же наскальные сюжеты и образы, что и в Елангаше.

К особенностям Елангаша можно отнести приуроченность самых содержательных рисунков к двум крупнейшим скальным выходам (Тамга-Таш и плоскости в устье ручья Турой). При этом значительная часть петроглифов помещена на поверхности моренных валунов на террасах высокогорного плато.

Елангаш
В долине Елангаша. Начало мая. Фото А. Андреева

Археология

Обследуя долину р. Елангаш, экспедиция Кубарева В. Д. заметила в одной из насыпей кургана массивный каменный блок, резко выделявшийся на фоне черных обломков каменной наброски своим серебристо-зеленым цветом, размерами и формой.

Первого взгляда исследователям было вполне достаточно, чтобы увидеть, что над ним упорно работал древний каменотес. Это было выражено в явно правильной форме камня и симметричности выполненных деталей.

Судя по оставшимся следам какого-то очень острого металлического орудия, каменному блоку путем длительной и тщательной обработки пытались придать округлые очертания. Вероятно, этот блок являлся заготовкой головы неоконченной каменной фигуры человека.

К тому же в нижней части «головы» сделан характерный выступ, необходимый, очевидно, для стыковки с туловищем фигуры или установки на специальный постамент.

Удивительная находка — пока единственная на территории Горного Алтая.

Елангаш
Елангаш. Фото В. Владимирова

Обращает на себя внимание факт наличия черепов животных в восточном секторе могильных ям на могильниках Елангаш. В вопросе о появлении в Горном Алтае погребений с черепами в восточной части ямы единого мнения среди исследователей нет.

В.А.Могильников считает, что елангашское погребение объясняется влиянием погребальной обрядности хунну, которые проникли в конце lll-ll вв. до н.э. в Чуйскую степь. А.С. Суразаков объясняет появление елангашского погребения проникновением в «среду пазырыкцев окружающих их иноплеменников».

На левом берегу Елангаша, на краю обрывистой террасы, откуда открывается панорама Чуйскую степь, сохранился ещё один из памятников-святилищ – обо-ориентир.

В центре святилища на южной плоскости крупного пирамидального валуна изображена композиция в виде горизонтальной полосы. Вереница диких копытных зверей — олени, козлы, бараны — спешит в сторону священной вершины, вверх, с горы, прочь из каменного плена плоскости. Небольшая фигурка конного охотника завершает композицию в левой части, а над фигурами животных, раскинув в свободном полете огромные мощные крылья, парит орел.

Если рассматривать эту композицию как изображение модели мира, то на ней обозначены всего две сферы мироздания: небесная и земная, третья — подземная — отсутствует.

Вокруг валуна помещены три кольца из белых речных галек, и крупное каменное кольцо с тремя светлыми валунчиками в центре. Кольцо имеет четыре разрыва, строго ориентированных по сторонам света.

Разрывы в кольцах херексуров также, как и в кольцах-выкладках вокруг святилища на Елангаше, ориентированы по сторонам света, а от колец радиально расходятся многочисленные прямые лучи из той же речной гальки, что сближает их с солярными знаками.

© Е. Гаврилов, 29 января 2018 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники