Дворец культуры Бийского химического комбината

Дворец культуры Бийского химического комбината (ныне Городской Дворец культуры) – одно из красивейших зданий, построенных в Бийске за годы советской власти.

Дворец культуры
Дворец культуры. Фото Е. Гаврилова

Дворец культуры расположен в Приобском районе города. Своим главным фасадом дворец выходит на площадь «9 Января» и замыкает собой ее северную сторону, боковыми фасадами обращен к переулкам Омскому и Дружному, задним - к улице Воинов-интернационалистов и стадиону «Прогресс».

Дворцы и Дома культуры, новые типы общественных зданий, предназначенных для обслуживания широких народных масс и не имевших в дореволюционной России исторических предшественников, прочно вошли в жизнь советского общества в начале 30-х годов.

В формировании их объемно-планировочных композиций и художественных образов широко использовалось национальное архитектурное наследие и, в первую очередь, принципы и приемы классического зодчества. Этот откровенный ретроспективизм в советской архитектуре 30-50-х годов выражал идеи мощи и незыблемости нового строя, отвечал настроениям и вкусам общества периода подъема социалистического строительства. Кроме того, обращение к отечественной классике в послевоенные годы противопоставлялось так называемому «космополитическому модернизму» Запада и служило утверждением национального и культурного своеобразия архитектуры и искусства СССР.

Дворец культуры
Дворец культуры. Фото Е. Гаврилова

История

В 1954 г. в Бийске было начато строительство Дворца культуры химиков.

Дворец культуры строился по проекту, разработанному архитектурной мастерской №3 ГИПРОГОР Управления по делам архитектуры при Совете Министров СССР (г. Москва). Руководителем мастерской в то время был Зайцев А.И.

Проект привязки здания в г. Бийске был осуществлен Московским проектным институтом №2 Главстройпроекта при Министерстве Строительства под руководством архитекторов Троицкого и Смолицкой. Ответственным за непосредственную организацию строительных работ был архитектор Д. Рубцов и заместитель директора Бийского Химического комбината А. Шиков1.

В 1957 г. в СССР проходил шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов «За Мир и дружбу» в Москве. Бийские власти обратились к министру оборонной промышленности дать денег на строительство телестудии и вышки.

Он разрешил взять со строительства ДК химиков. Строительство остановилось, а фундаменты закрыли щитами.

Тем не менее, хотя местное телевидение в Бийске и появилось в 1957г., фестиваль бийчане не увидели, потому что передача велась с самолета ЛИ-2 на высоте 4 км и на несколько крупных городов.

8 июня 1958 года строительство дворца возобновилось первым участком В.М Ракитянского.  Бригада каменщиков Керима Калимулина из 20 человек, старшего прораба А.М. Богоявленского приступила к кирпичной кладке. Вскоре подключилась к работам бригада Героя Советского Союза И.Г. Саполева.

Роспись потолка с московскими художниками делал начальник СУ-9 Л.П. Шелепин. Леонид Петрович принимал участие и в украшении лепными работами.

Ветераны вспоминают, что после шестидневной рабочей недели участвовали в трудовых воскресниках на стройплощадках. Именно в таком режиме велась стройка одного из красивейших сооружений - Дворца культуры химиков2.

13 августа 1961 года строящийся Дворец культуры — это огромное сооружение, в комплексе которого предусмотрено все необходимое. Здесь намечается театральный зал на 880 зрителей, кинозал на 300 с лишним мест, спортзал, обширнее фоне, служебные помещения, помещения для кружковой работы, библиотеки, книгохранилища, читального зала, буфетов и другие.

Трудящиеся города с нетерпением ждут окончания строительства такого замечательного культурно-просветительного учреждения.

Ведут строительство Дворца культуры 7 различных бригад 1-го строительного управления 122 треста (старший прораб А. Глушков) в составе 75 человек. Прорабству предстоит сдать в эксплуатацию первую очередь Дворца культуры.

Сооружение основных объектов дворца идет в основном по утвержденному графику.

К дню открытия XXII съезда коллектив строителей, руководимый прорабом В. М. Макаровым, обязался полностью завершить отделку кинозала, строители прораба Н. В. Кобзева — закончить кирпичную кладку внешних и внутренних стен, поставить все оконные переплеты и застеклить их, завершить возведение купола театрального зала, возвести кровлю.

Строители обеих прорабств с энтузиазмом борются за досрочное выполнение своих обязательств, перевыполняя сменные задания на 115 — 120 процентов.

Однако прораб тов. Макаров обеспокоен тем, что не может развернуть штукатурные работы более широко из-за недостатка металлических лесов. Более успешной работе строителей прораба тов. Кобзева мешает незаконченность монтажа наружного водопровода и канализации.

Бийск
Дворец культуры. Фото Е. Гаврилова

Строительство Дворца культуры объявлено ударным, комсомольским3.

19 сентября 1963 года первое, что испытываешь, ознакомившись с ходом строительства Дворца культуры – удивление. Десятый год ведутся работы на этом объекте. Строители без устали убеждают заказчика, что они заинтересованы, горят желанием и кратчайшие сроки сдать Дворец культуры. Заказчик в свою очередь не скупится на заверения: сделаем все необходимое во имя скорейшего окончания работ на этом объекте.

На деле получалось несколько иначе. Казалось, будто обе стороны включились в негласное соревнование за то, чтобы сроки ввода в действие Дворца культуры отодвинуть как можно дальше. Удивительно и невероятно!

Нет необходимости делать оговорку что, конечно же, умышленно никто не срывал графиков, не срывал работ, предусмотренных этими графиками. Все было гораздо проще, но от этого не менее безобразно: равнодушие, безразличие подрядчика и заказчика оказались сильнее их желания хорошо поработать. Печальнее всего то, что до сих пор некоторые товарищи пребывают в плену благодушия.

«Сибметаллургмонтаж» не выполнял свои работы. Однако начальник этой организации тов. Овчинников был «на уровне». Какой с него спрос? Заказчик не обеспечивает необходимыми материалами. Будут материалы — будут работы.

Но вот в начале сентября пришло волнистое железо для обшивки пожарного занавеса, для подъема этого же занавеса имеется около 200 метров троса, из пяти необходимых лебедок имеется три, их можно устанавливать. Дело за монтажниками. Но где же они? Их не видно.

В «Сибметаллургмонтаже», возможно, даже не знали, что фронт работ для них обеспечен. Ведь представитель этой организации второй раз подряд не являлся на оперативные совещания. Хотя руководство треста 122 обязало всех руководителей организаций, которые имеют отношение к строительству Дворца культуры, неукоснительно посещать «оперативки».

Монтажники держат не только себя. Пока каркас пожарного занавеса лежит на сцене, пока он не обшит, не поднят, первое строительное управление не может настилать на сцене полы.

По графику «Сибметаллургмонтаж» должен закончить свои работы к 15 октября.

Весьма солидный объем работ у первого строительного управления: чердак, столярка, подвал, полы... Генподрядчик вдвое увеличил число рабочих на этом объекте. До каждой бригады доведены конкретные задания.

Однако работа первого строительного управления в немалой степени зависит от деревообрабатывающего комбината (директор тов. Поцелуев). Это предприятие еще в 1962 году должно было закончить тамбур, изготовить дверные полотна. Но до настоящего времени дальше разговоров дело не движется. А ведь за ДОКом, кроме того,—барьеры для раздевалки, лож, оркестровой ямы, около 60 кубометров половой доски. Тов. Поцелуев обещал: к 15 августа все изделия из дуба будут готовы. После 15 августа прошел месяц, a изделий нет.

Генподрядчик серьезно озабочен: будут ли они, эти изделия, хоть когда-нибудь? Ведь обещаний было изрядно, их было так много, что им начинают не верить.

Если бы начальник СУ-9 тов. Кружаев «не забыл», что на Дворце культуры для отделочников все еще имеются работы, третий этаж Дворца был бы давно сдан. Но он ждал, пока гром грянет. И дождался своего. Фронт работ для СУ-9 настолько широк, что управление не в силах его охватить.

На данный момент все три бригады штукатуров, которые имеются на этом объекте, заняты отделкой фасада. Тов. Кружаев считает, что серьезные заморозки пойдут с 1 октября. Именно к этому времени решено закончить наружные отделочные работы.

Масса неотложных дел ждёт отделочников и в самом Дворце: подвалы, мозаичные полы, стены театрального зала. Конечно, тов. Кружаев рад был бы поставить людей и сюда. Но где их взять?

Вот они, печальные итоги следования принципу: «Не делай сегодня то, что можно сделать завтра»!

Ответственная задача стоит перед комбинатом железобетонных изделий: изготовить свыше 800 кв. метров бетонных блоков забора. Не менее легкие дела ожидают электриков. Как же быть? Работать. Иного выхода нет, ничего другого не придумаешь.

Дворец культуры планировали сдать в 1963 году…4

28 марта 1964 года бийчане наконец получили великолепный подарок: в торжественной обстановке был открыт Дворец культуры.

Нельзя не восхищаться красотой отделки зрительного зала и прилегающих к нему на двух этажах комнат фойе, громадной сценой, механизированной по последнему слову техники. Строители и особенно отделочники вложили в этот труд всю свою любовь и умение, за что в первую очередь и получили благодарность от собравшихся.

Сотни кубометров строительного мусора вынесли воскресниками комсомольцы и молодежь СМТ-122 и БХК.

Честь открытия Дворца была предоставлена бригадиру плотников СУ-1 Я. Михайлову, который под торжественную музыку и бурные аплодисменты зрителей перерезает голубую ленту на сцене. Начинается официальная часть...

В числе собравшихся в зале передовики производства, инженеры, техники, и служащие предприятий города, министр культуры РСФСР тов. Попов, председатель промышленного крайисполкома тов. Андрианов, заместитель председателя сельского крайисполкома тов. Гордеев, секретари горкома КПСС тт. Макаров, Забродин и другие.

Все искренне радовались появлению такого замечательного, единственного в крае по своим масштабам здания, предназначенного для культурного отдыха. Во всех речах первое сердечное слово было обращено к партии, которая всегда заботится о досуге рабочего человека.

Заведующий отделом культуры горисполкома тов. Андронов зачитал постановление бюро горкома КПСС и исполкома горсовета о награждении большой группы строителей СУ-1, СУ-8 и СУ-9 и субподрядных организаций, отличившихся на строительстве Дворца, почетными грамотами горкома КПСС и горсовета. Первый секретарь горкома тов. Макаров торжественно вручил грамоты и ценные подарки награжденным товарищам.

По окончании официальной части состоялся большой концерт самодеятельности Дворца культуры. Неизменным и заслуженным успехом пользуется русский народный хор. Особенно хорошо он исполнил финальную песню о Ленине. Дворец веселья и радости, звонких песен и задорных плясок. большой идеологической в воспитательной работы вступил в строй5.

22 октября 1964 года радостно и торжественно прошла регистрация брака во Дворце культуры. Задолго до начала торжества к дворцу подъехали такси с молодыми супружескими парами, гостями, и представителями заводов и фабрик. Их тепло приглашали работники Дворца и загса. Молодые, подхшли к столу, где работники загса Хлудеева А. Е. и Чулахина М. Е. провели оформление документов. Затем все были приглашены в зрительный зал. Играла музыка...

Заведующая загсом А. П. Бровко ровно в 13 часов в присутствии секретаря горисполкома А. Г. Тузовой и представителей горкома ВЛКСМ тт. Бадулиной и Чичилова объявила торжество открытым.

После приветственного слова тов. Тузовой А. Г. молодые скрепили брак своими подписями. Секретарь горисполкома вручил им свидетельство о браке, объявил их супругами и тепло поздравил с законным браком. С этого момента и началось, по существу, настоящее торжество: молодых все поздравляли, им вручали букеты цветов, подарки. А завком сахарного завода вручил своему работнику трактористу Николаю Тимину и его супруге Вере ордер и ключ от квартиры.

Сердечным теплом и заботой были окружены в этот день все 14 молодых семей. Надолго запомнили они тех, кто сердечно напутствовал их перед большой и ответственной дорогой...6

Много заслуженных работников и коллективов родилось в этом Дворце. Самые яркие страницы в жизни Дворца были в 70-80-е годы, когда город достиг самых высоких вершин в своем развитии.

Яркий след оставил Н.Е. Емельянов, выпускник кемеровского химико-технологического техникума, начальник участка сборки боевых изделий, участник художественной самодеятельности, по рекомендации парткома директорствовал 21 год. Стал заслуженным работником культуры, а коллективу присвоено звание «Дворец культуры отличной работы».

Многодневные смотры рабочей самодеятельности БХК во Дворце привлекали десятки цеховых коллективов, сотни участников при полном зале зрителей. Это был большой праздник культуры, труда и отдыха. Работники Дворца были нарасхват для руководства самодеятельностью в цехах.

Во Дворце для взрослых работало 25 творческих коллективов и клубов по интересам, в них активно занималось 1200 человек. Известный ансамбль русской песни и танца работников комбината имел 38 человек танцевальной группы, 52 человека составляли хор. В университете культуры по нескольким направлениям занималось 340 человек.

Детский сектор имел 14 коллективов художественной самодеятельности и технического творчества, в которых занималось 1300 детей.

Спортивный зал был занят с утра до позднего вечера и работал по четкому расписанию. Группы здоровья различных возрастов и работающих по сменам, детские спортивные секции, вечерами игровые виды спорта и цеховые соревнования.

В первенстве комбината по волейболу участвовало 24 цеховых мужских и 18 женских, по баскетболу 20 мужских и 12 женских. Занятия, экипировка были бесплатны. Всех приглашали и находили дело по душе.

До 65 лет играл в волейбол Герой Социалистического труда аппаратчик В.Я.Зенин.

Работал кинозал на 300 мест и библиотека – 65.000 экземпляров. Книга была не только развлечением, а учением: 71% работников БХК были постоянными читателями библиотек, 55% комплектовали свои библиотечки. Рабочая рука и думающая голова соединились, кувалду заменила смекалка2.

Как известно, содержание архитектуры, ее значимость для человека неразрывно связаны с такими понятиями, как польза, прочность и красота. Было бы, наверное, излишне говорить о полезности сооружения, которое более сорока лет является самым крупным в городе общественным культурным центром, любимым местом отдыха, развлечения бийчан, занятий их многообразными видами самодеятельного и профессионального творчества.

Заключение об историко-художественной ценности здания и рекомендации к включению его в число памятников истории и культуры Алтая федерального значения были получены в 1996 году. В качестве эксперта выступала Т.М. Степанская, доцент (ныне профессор), доктор искусствоведения, заведующая кафедрой Истории мировой художественной культуры Алтайского Государственного университета.

Дворец давно стал для бийчан привычным ориентиром обширной части города, одной из опорных точек всей пространственной структуры Бийска. Здание стоит в глубине площади, раскрытой к главной магистрали Приобского района - улице Васильева. Площадь можно назвать ансамблевым «островом» на западной оконечности города, в самой оживленной и густонаселенной его части.

Неразрывно связанный с жизнью города в течение полувека Дворец культуры уверенно стоит на своем месте, принудительно и властно подчиняя себе пространство площади, господствуя в нем.

Невзрачные строения, четырех- и пятиэтажные жилые дома, обрамляющие на флангах прямоугольную площадь, не могут конкурировать со зданием дворца и тем более составлять с ним одно стилевое целое. Но они однотипны, единообразны, регулярно организованы и составляют для ГДК удачный фон. Удачный, потому что своей унылой монотонностью панельные пятиэтажки усиливают величавое звучание дворцового фасада.

Здание Дворца культуры единично и уникально в нашем городе. Классицизм как стиль не проявил себя в архитектуре дореволюционного Бийска. Из стилевых направлений гражданского зодчества рубежа ХIХ-ХХ веков в нашем городе представлены лишь «русские» стили, модерн и эклектика. Из зданий с элементами ордерной системы, построенных в советское время, (ДК Котельного завода, ДК Льнокомбината, кинотеатр «Октябрь») ни одно не может быть сравнимо с городским дворцом культуры в последовательности использования языка неоклассицизма1.

Дворец культуры
Дворец культуры. Фото Е. Гаврилова

Дворец культуры – как произведение архитектурного искусства

Внешний облик Дворца даже при первом, самом беглом взгляде, живо напоминает нам об архитектурных традициях прошлого, восходя своим общим стилевым решением к определенному кругу прообразов: позднему русскому классицизму XIX века, неоклассицизму рубежа XIX-XX веков, к парадному «сталинскому ампиру» 30-50-х годов.

Следует отметить, что величавая и торжественная художественная система классицизма как нельзя более полно и органично отвечает архитектуре крупного общественного здания культурно-просветительного назначения. А классический ордер в отечественном зодчестве с XVIII века стал своеобразным знаком, характерной приметой особо значимого для общества дворцового сооружения.

Об ориентации на стиль и художественный язык классицизма свидетельствует вся объемно-пространственная структура здания, характер строительных материалов и архитектурно-декоративных форм, весь монументально-парадный облик городского Дворца культуры.

В соответствии с излюбленными строительными приемами русского классицизма, ГДК построен из кирпича, облицованного желто-белой штукатуркой. Имитация камня, «изображение» каменных форм из кирпича и двухцветность - белые детали на интенсивном теплом фоне стен - имеют за собой давнюю традицию в отечественном зодчестве. Окрашенная в два цвета штукатурка- одно из сильнейших выразительных средств в архитектурном образе здания. Штукатурка здесь не просто цветовая имитация природных материалов, она не только маскирует их, но выступает в качестве носителя самостоятельных пластических и цветовых свойств строения. В значительной степени именно благодаря этим свойствам: высокому уровню отделочной техники и традиционной гамме русского ампира-охре с белыми профилями - здание нашего дворца получило нарядный репрезентативный облик и то мажорное звучание, которое так близко и дорого народным вкусам.

Объемно-планировочная композиция Дворца культуры незамысловата. Сооружение простой и четкой конфигурации строится как законченное, тектонически ясное целое. Т-образная форма здания складывается из простейших, активно выявленных масс и объемов: горизонтальных и вертикальных параллелепипедов, располагающихся строго симметрично по осевой линии.

Импозантное здание по праву называется дворцом. В его общей объемно-пространственной структуре, особенно в решении главного фасада ясно читается свободный вариант исходной темы - темы ампирного дворца-особняка XIX века. Налицо и другие привычные атрибуты «дворцовости» - крупный масштаб, монументальность, нарядность, величавая симметрия и ритм вертикалей, торжественно-парадная тональность фасадов.

Главный фасад дворца, обращенный к улице Васильева - основной носитель архитектурной идеи сооружения. Господство главного фасада в художественном образе здания очевидно за счет широкой и крупной его организации, мощной пластичности классического ордера, традиционно оформляющего парадный вход. В организации парадного входа в здание используются и свободно варьируются приемы, выдвинутые практикой классицизма и прошедшие испытание временем. Это, прежде всего, классический ордер - восемь массивных, грузных, более одного метра в диаметре колонн, идущих по всей высоте фасада. Тяжелый фронтон, венчающий колоннаду, прорезан широкой полуциркульной аркой, хорошо видной издалека, с улицы Васильева.

Внушительность и архитектурная мощь фасада дворца покоряют с первого взгляда и рассчитаны на смену впечатлений. Издалека воспринимается общая группировка масс, а вблизи обнаруживается, что фасад объемен, пластичен, наполнен воздухом, т.к. колонны образуют перед входом в здание глубокую лоджию. Давно известно, что колонна, изобретенная еще в Древнем Египте, выражает саму поэтическую суть настоящей архитектуры. И здесь, в галерее, испытывая на себе мощное, возвышающее душу воздействие классических форм, как-то заново открываешь волнующую романтику, высокий строй древней ордерной системы.

Все внутреннее пространство лоджии решено празднично, нарядно и воспринимается как преддверие Дворца искусств. Обильный скульптурный декор фасада делает его эффектным, парадным, но вместе с тем рождает ощущение некоторой тяжеловесности, переусложненности, пышной риторичности - этих хорошо знакомых нам примет советской архитектуры 30-50-х годов, так называемого «сталинского ампира».

Все фасады дворца стилистически едины, в их организации используются одни и те же архитектурные темы. Но боковые фасады много проще главного, не имеют колонн, их стены и окна украшены лишь плоским горизонтальным рустом. Но при всей простоте и строгости убранства боковые фасады по-своему нарядны за счет сильных и четких контрастов цвета. Задний фасад дворца повторяет композицию главного, но в более скромном варианте.

Можно отметить, что в целом зданию дворца не хватает высокого подиума. Три низкие плоские ступени перед входом слишком малы для мощных и грузных колонн, как бы врастающих в их основание. При высоком подножии зрелище колоннады было бы более грандиозным, более величественным.

Всматриваясь в архитектуру ГДК, снова и снова убеждаешься в универсальности и жизнестойкости классических ордерных форм, которые не превращаются в банальность даже при их бесконечных повторениях и вариациях. Ведь наш дворец - типовое здание, где практически отсутствуют детали, придающие ему яркую индивидуальную окраску. Зато налицо и тяжеловесная претенциозность архитектурной эклектики и установка на помпезность общего облика. Но при этом архитектурный облик ГДК несет в себе столько архитектурной пластики, оказывает такое мощное воздействие на окружающую среду, что нельзя не упомянуть о его градостроительной роли.

Если вспомнить, что главная задача архитектуры - эстетическая организация окружающего пространства, то следует признать, что Дворец культуры в высшей степени отвечает этой цели. Здание ГДК воспринимается как опорное сооружение одной из главных площадей Приобского района города. Русская градостроительная традиция всегда соединяла особую социальную значимость общественных зданий с их ролью пространственных доминант1.

Архитектура ГДК доносит отблески классической красоты до типового провинциального строительства XX века, напоминает о былом величии русского зодчества. К непосредственным зрительным впечатлениям от радостно-праздничного облика здания примешиваются воспоминания, поэтические ассоциации, романтические образы русского архитектурного наследия прошлого. Архитектура Дворца обращает нас и к отечественной культуре, и напоминает о вечных законах красоты и вневременных ценностях классического искусства.

© Е.Гаврилов, 24 декабря 2022 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники