Зайсанская елань(нежил)

Зайсанская ела́нь – последний населённый пункт на 594 километре Чуйского тракта в Онгудайском районе, ныне нежилая территория у подножия Семинского перевала.

Зайсанская елань
Зайсанская елань. Фото В. Борзенко

Топонимика

Ела́нь — от тюрк. алан — «поляна, поле», возвышенная, голая и открытая равнина

История

По преданию именно в этом месте в 1755 и 1756 году собрались зайсаны для выработки и написания прошений алтайцев к русским властям о приеме их в подданство России. Один раз собирались в этом месте зайсаны или несколько раз – подтверждений никаких нет. Одни лишь легенды. Факт – что зайсаны тогда собирались. Но где и сколько раз?

Обратимся к истории, фактам, подтверждёнными документами.

Достоверно известно о ряде прошений к русским властям о приеме в подданство России.

В начале весны 1755 г. в Джунгарию вторглась цинская армия, с которой шли отряды Амурсаны.

По решению совета зайсанов Алтая, непонятно где проходившим, состоявшегося в марте 1755 года, теленгиты приступили к формированию общетеленгитского ополчения для борьбы с цинскими отрядами.

С усилением цинской агрессии как среди теленгитской знати, так и среди простых людей, нарастало стремление принять подданство России. На покровительство русских властей рассчитывали также двоеданцы.

Теленгитские старшины ещё в 1754—1755 гг. зондировали возможность вступления в подданство России. Но до окончательного падения Джунгарского ханства в конце весны — начале лета 1755 г. русское правительство относилось к данному предложению отрицательно. Разгром Джунгарии Цинами, обозначил тенденцию к положительной динамике в решении данного вопроса.

Когда командир 70-тысячного отряда, прибывшего в 1755 г. в долину Чуи, предложил местному населению (теленгитам и телесам) направить в Китай ходатаев, чтобы просить богдыхана о цинском подданстве, то южные алтайцы тайно направили в Кузнецк своего посланца с челобитьем о защите их от китайского «насильства» и «принять всех до единого в русскую протекцию».

Решительно отказались принять китайское подданство и жители прителецкого района — телесы, тогда китайские агрессоры насильно угнали с собой около 400 телесов со всем их имуществом.

Кроме того. Отдельные группы алтайцев вели вооруженную борьбу против маньчжуро-китайских агрессоров. Так, зайсан Гулчугай с отрядом в 300 чел., используя хорошее знание местности, не раз наносил чувствительные удары их отрядам. Сознавая, что неравенство сил было слишком очевидным, и Гулчугай бил челом о русской помощи и подданстве.

Подобная просьба в 1755 года поступила к русским властям от зайсана тау-телеутов Бату-Менко, писавшего, что «их татар таутелеутских волостей... сильною воинскою рукою гонят и склоняют в подданство китайского хана, а они желают быть только в вечном подданстве Российской империи и платить в казну Ея Императорского величества ясак».

Зайсанская елань
Зайсанская елань

В сентябре 1755 года против Цинской империи восстал Амурсана, надежды которого стать ханом Джунгарии с помощью Цинов не сбылись. Однако заключения мира между ним и теленгитскими зайсанами не состоялось. На Алтае продолжалась вооруженная борьба теленгитов против отрядов Амурсаны, который вывел свои войска из Горного Алтая лишь в октябре 1755 года, опасаясь цинского нападения.

Осенью 1755 года с просьбой о принятии их «со всеми улусными людьми в Российское подданство» к командиру Колывано-Кузнецкой военной линии полковнику Ф. И. Дегарриге обратились 15 зайсанов, обещавших «ясак наперед хотя за три года отдать». Это было первое официальное коллективное обращение о приеме в подданство России.

Чтобы выиграть время, необходимое для решения вопроса о приеме их в русское подданство, параллельно теленгитские зайсаны осенью 1755 года пошли на переговоры с Цинской империей, которая настойчиво добивалась принятия теленгитами подданства.

Коллегией иностранных дел 13 ноября 1755 года было принято решение разрешить сибирским властям прием в русское подданство бывших подданных Джунгарии, если обстоятельства на местах не препятствуют этому.

Однако обстановка не отвечала условиям приема, отмеченным в указе, поэтому командование Колывано-Кузнецкой линии воздержалось на тот момент принимать в русское подданство теленгитов на основании названного указа.

Затем последовало второе официальное коллективное обращение 19 зайсанов во главе с телеутским зайсаном Омбо.

Где зайсаны собирались – не сообщается. Возможно, в Зайсанской елани. Возможно…

На совете зайсанов Алтая, состоявшемся в январе 1756 года, в месте нам также не известным, вновь было вынесено заключение о неприемлемости цинского подданства и желательности подданства России. Теленгитские зайсаны снова обратились к командованию Колывано-Кузнецкой линии с просьбой о подданстве.

15 февраля 1756 года в третьем официальном коллективном обращении к Дегарриге 13 алтайских зайсанов во главе с зайсаном Намыкаем Малаевым в двух письменных обращениях писали: «Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени в нашей земле, где вам поглянется, стройте город. Ныне у нас — белый государь. Нашего белого государя полковник, пожалуйста поскорее — со всеми домами хотят увезти». Зайсаны обещали авансом уплатить ясак и (в случае надобности в этом) выставить вспомогательное войско в 2 тыс. воинов.

В начале 1756 года цинский император отдал приказ о втором походе в Джунгарию для подавления восстания Амурсаны. С приближением огромной цинской армии теленгитские зайсаны начали отступать к русским крепостям.

В марте 1756 года в Бийскую крепость приехали 12 зайсанов (Омбо, Бурут, Буктуш и др.) с просьбой ускорить решение по их ходатайству. В письменном прошении, которое тогда же было отправлено сибирскому генерал-губернатору Мятлеву, они сообщали:... «Ныне мы, двенадцать зайсанов, со всеми нашими улусными людьми желаем быть в подданстве белого царя и с подвластных нам улусных людей будем платить ясак, какой по соизволению белого царя определен будет. Под властью их в это время находилось около 1500 кибиток (около 7,5 тыс. чел.). Это четвёртое официальное коллективное обращение. Место составления прошения также неизвестно…

В ответ на просьбы теленгитских зайсанов о подданстве, из Коллегии иностранных дел последовал Указ от 2 мая 1756 года с подробным изложением условий и порядка приема в подданство России бывших подданных Джунгарии.

Вопреки измышлениям лжеисториков, обвиняющих Россию в «бешеной агрессии» против Джунгарии (как «составной части» Китая) в 1755— 1758 гг., русское правительство твердо придерживалось позиции невмешательства в ойратскую междоусобицу, но когда в нее вмешался Китай и его войска начали зверское истребление населения ханства, русские власти, движимые чувством гуманности, вняли настойчивым просьбам беглецов (и ойратов, и алтайцев), собравшихся под стенами русских крепостей, и приняли их в подданство России…

В конце мая 1756 г. цинские власти, не дождавшись добровольного принятия теленгитами подданства Цинской империи, отдали своим отрядам приказ о захвате теленгитов силой оружия до их выхода к русской линии.

Летом 1756 года теленгитские отоки, отражая нападения передовых цинских отрядов, начали выходить к крепостям Колывано-Кузнецкой линии и принимать русское подданство. В течение лета 1756 года вступили в подданство России девять зайсанов…

© Е. Гаврилов, 4 марта 2022 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Самаев Г. П. Горный Алтай в XVII — середине XIX в.: Проблемы политической истории и присоединения к России. Монография. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1991. — 256 с.; 2. Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII — XVIII веках,—Новосибирск: Наука, 1980. 296 с.