Эдиган (Едеган, Эдиган, Эдикан, Этеган, Эджиган, Иджиган) — село Куюсского сельского поселения Чемальского района, Республика Алтай, расположенное в семи верстах от Катуни при речке Эдигане. На севере от селения открывается хороший вид на южные склоны Куминских белков.

Эдиган

 Чемальский район Карта

Население

На 1 января 2016 года составило 246 жителей.

Топонимика

Эjeгaн – возможно алт. эjе — старшая сестра, тетка; алт. каан — хан, царь; каан является также составным элементом в наименовании лиц ханского сословия. Букв. «старшая сестра(тётка) хана».

Флора и фауна

21 июня (1954) в нижнем течении рек Эдиган при абсолютной высоте 600 м, черемуха имела зеленые плоды, а выше по долине на высоте 800-850 м черемуха еще была только в фазе подготовки к цветению. В Чемальском районе отмечена зеленая жаба в долине реки Эдиган и 2-3 км ниже поселка Эдиган (Яковлев, 1996).

Геология

В протерозойское время (примерно 1500 млн. лет тому назад) возникает широкое подводное поднятие, вытянутое (в современной географии) от района с. Чаганузун через села Курай, Акташ, в верховье р. Кадрин, в район сел Эдиган, Чепош, Манжерок, Майма и далее на север в район г. Ажей, с. Дмитриевка, а затем в Горную Шорию. Широко развиты между Еландой и Эдиганом порфириты.

Известные люди

17 июня 1900 года в селе Эдиган Эликманарского аймака в крестьянской семье русских переселенцев родился Иван Васильевич Пьянков, председатель Ойротского облисполкома (январь-декабрь 1936 г.). В 20 лет вступил в ряды РКП(б), закончил коммунистический вуз.

Эдиган сверху. Фото Евгения Макаренко

Туристское значение

Этот район вообще богат археологическими памятниками. В приустьевой части реки Эдиган учеными исследовано много археологических памятников от эпохи палеолита до первых веков нашей эры.

На правом берегу реки Катунь в 3 километрах к югу от устья реки Эдиган расположен могильник Усть-Эдиган. В ходе раскопок археологами были исследованы погребения взрослых мужчин, женщин, подростков и детей. Насыпи курганов имели диаметр от 2 до 9 м, высоту от 0,1 до 0,3 м.

Мужчины погребены в деревянных рамах из жердей или в каменных ящиках. Ящики перекрывались жердями и закладывались каменными плитами. Большинство мужчин захоронено с лошадьми. Женщин, подростков и детей хоронили в каменных ящиках без коня, среди сопроводительного инвентаря были украшения и посуда. Мужчин хоронили с оружием, сбруей, украшениями, посудой.

Эдиган
Археологические памятники в районе с. Эдиган

Среди предметов сопроводительного инвентаря встречаются луки с длинными роговыми накладками, наконечники стрел различной формы, мечи и кинжалы с прямым клинком и рукоятью. Мужчины того времени носили разнообразные украшения: золотые серьги, бусы, на одежду нашивались золотые бляшки. В набор женских украшений входили серьги, бусы, фалары, нашивные бляшки, гривны. Встречаются бронзовые зеркала, костяные гребни, головные уборы, шелковые халаты. В детском захоронении найден бронзовый бубенчик. В инвентаре немало вещей, свидетельствующих о влиянии хуннской культуры, встречаются вещи восходящие к предметам пазырыкский культуры. Археологи предполагают, что могильник Усть-Эдиган сооружался в первые века н.э.

У Эдигана река Катунь образует ряд живописных порогов. Один из самых крупных катунских порогов находится близ села Эдиган. Вода здесь врывается в резкое сужение и по теснине несется около полукилометра среди множества громадных каменных глыб, с внушительным шумом вздымая зеленовато-белые, пенистые круги и бесчисленное множество брызг.

В 20 километрах от села Эдиган в устье речки Бель-тырьок находится водопад, образующийся из двух каскадов. Первый из них - верхний - имеет высоту падения 29 метров, второй - нижний - 11 метров.

Про одну скалу на левом берегу Катуни, по дороге в Эдиган, алтайцы рассказывали, что она носит имя девушки, бросившейся с неё в реку после вести о том, что её возлюбленный по приказанию родных женился на другой…

Эдиган
Эдиган. Фото Станислава Копытинского

Сегодня

В селе 7 улиц, общая общеобразовательная школа, библиотека, клуб, почта, фельдшерский пункт, магазин. В селе расположен обелиск с фамилиями 54 погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. жителей посёлка Эдиган.

Сотовой связи нет. Епархией ведется работа по созданию в Эдигане часовни.

Население живёт подсобным хозяйством, разведением коней для туристов, промыслами. Отсюда начинаются пешие и конные походы в верховья Куминского хребта. Один из популярных маршрутов ведет к Тогускольским озерам через урочище Кызылгак и перевал Таманьел. От устья реки Эдиган начинаются популярные сплавы по Катуни через Тельдекпенские и Еландинский пороги.

История

Первые русские побывали в этих местах в 1760 году. Годом ранее правительство России в интересах безопасности границ считало нужным присоединить земли алтайцев к России. Было вынесено решение занять от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтурме и далее до Телецкого озера «угодные к населению места и на них построить крепости в удобных местах». В июне из Бийска двинулась к Телецкому озеру экспедиция во главе с майором Энденом и инженер-капитаном Плутовым. Экспедиции предстояло обогнуть озеро и, двигаясь вдоль р. Чулышмана, выйти к истокам Бухтармы.

Однако участники экспедиции, не найдя опытных и знающих дорогу проводников, дойдя до речки Иджиган [Эдиган] повернули обратно.

Основание новому селению новокрещенных на реке Эдиган, в пределах Чемальского отделения миссии, положено в 1870 году «попечением и под личным надзором начальника Алтайской Духовной миссии настоятелем и строителем миссионерского Благовещенского монастыря в Алтайских горах архимандритом Владимиром…». Первым крестился калмык Урускай Чеоков и увлёк за собой человек 20 калмык с. Аноса и некоторых других.

В 1882 году в Едигане устроено два жилых строения, в которых проживают 6 мужчин и 4 женщины.

В 1885 году сибирский публицист, писатель и общественный деятель Николай Михайлович Ядринцев отмечает, что «от Чемала идет тропа на юг вверх по правому берегу Катуни до Эджигана».

В 1889 году в Едигане Чемальского отделения, в 75 верстах на юг от Чопоша, вверх по р. Катуни проживает 50 жителей, в том числе инородцев кочевых 40, русских 10. Народонаселение за 10 лет увеличилось на 3 души (т.е. в 1879 году было 7 человек). Грамотных нет.

В 1889 году в Эдиган прибыл солдат из крестьян Алтайской волости д.Шебалиной (что на Чуйском тракте) Шадрин и поселился здесь по благословению Чемальского священника. Общество приняло и выдало ему обычный приговор.

В 1890 году «большинство жителей Едигана – новокрещёные инородцы. В этом году сюда приехали три семьи русских крестьян. Составляя меньшинство русские живут пока скромно и не наносят обид туземному населению… Некоторые из новокрещеных уже оставляют свои дымные аилы и строят избы и, глядя на русских, засевают понемногу ещё разного хлеба, начинают устраивать огороды. Общими усильями русских и инородцев построена даже мукомольная мельница… Жаль что нет ни одного грамотного в этом селении. Но жителями сознаётся  необходимость иметь в своей среде хотя одного грамотного и, вероятно, в недалёком будущем найдётся хотя один ученик для начала этой школы. Сильно озабочены также обитатели этого отдалённого уголка постройкой в своём селении молитвенного дома. В настоящее время молитвенным домом в Едигане служит небольшая избушка, приобретённая на средства миссии, но она уже очень ветха и тесна. Лес для молитвенного дома хотя наполовину уже и приготовлен, однако напрасно гниёт на дожде, так как нет ещё пока средств начать постройку».

В 1893 году в Эдигане насчитывается уже 40 дворов, в которых проживают 118 мужчин и 89 женщин. В этом году закончена постройка и освящён молитвенный дом Святого Михаила Архангела.

К Шабрину начали приселяться другие крестьяне из той же Шебалиной и переселенческого посёлка Туекты (что между Усть-Кеньгой и Онгудаем), и таким образом вскоре водворилось в селении 8 семей крестьян. Затем четверо из них обратились в Главное Управление Алтайского округа с просьбой о причислении их к Эдиганскому обществу, причём ими был представлен приёмный приговор.

14 февраля 1895 года за № 15774 и 25 сентября того же года за № 18677 вышло предписание земской части главного управления Алтайского округа о согласии на причислении крестьян.

Но Казённая палата на основании 851 статьи IX т. свода законов изданного в 1876 г., запрещающей приселение оседлого населения к обществам кочевников, не нашла возможным причислить просителей к Эдиганскому обществу.

Тогда крестьяне решили утвердиться в селении на правах аренды, о чём продолжали хлопотать, а один из них даже уже внёс зайсану Сарбысакову шесть рублей за самовольно занятые земли, согласно предписанию помощника алтайского заседателя.

Между тем эдиганцы утверждали, что приговор ими дан только одному Шадрину, другим же выдал без их ведения Чемальский сельский старшина. Так это было или не так, но отношения между крестьянами и новокрещёными в Эдигане стали весьма тяжёлые: инородцы обвиняли крестьян, что те захватывают лучшие сенокосные и хлебопахотные земли, что, впрочем, крестьянами отрицалось.

Демичи, в заведывании которого находилось селение, официально заявил, что ежегодно при сенокошении между той и другой стороною дело доходило до открытых столкновений и угроз пустить в дело литовки и проч.

По переписи 1897 года в Эдегане было 27 хозяйств (3 дома, 20 изб, 17 юрт), в которых проживало 63 мужчины и 53 женщины. Грамотных было два мужчины и одна женщина.

Не имеющих посева два хозяйств. Засеяно десятин: 2,3 озимой ржи, 19,0 пшеницы, 5,5 овса, 6,3 ячменя, 6,1 ярицы. Сенокосом пользовались 26 хозяйств. Поставлено было 3330 копён сена. Мелкого рогатого скота: 33 козы. Рогатого скота: телят до 1 года 55, нетелей 48, 28 быков, 80 коров. Лошадей 139. Маралов: взрослых 72, молодых 11. Не имеющих лошадей 3. С одной рабочей лошадью 4, с двумя рабочими лошадьми 8. От 3 до 5 лошадей 4, 5-10 - 8. С 1 головой крупного рогатого скота 2, от 2-4 - 5, 4-6 - 9, 6-10 - 5, 10-15 - 3, 25-50 - 1. Без мелкого скота 25, до 10 голов - 1, 30-50 - 1. Число хозяйств имеющих пасеки 5, 85 колодок. Число хозяйств, занимающихся промыслами - 25, 30 мужчин и 2 женщины. Число душ, платящих казённую подать 24.

В Эдигане особенности пользования хлебопахотными землями объяснялись необходимостью орошать пашни.

Из 27 хозяев только двое не имели посева, часть пашен находилось в так называемых поливах, или по-алтайски, сувахах, водой которых они орошались. Участки были в личном пользовании отдельных хозяев, регулированию же подлежали только пользование водой полива, для чего соблюдалась установленная очередь.

В одном отношении эдиганские поливные пашни представляли некоторое отклонение. Семь хозяев имели полив как на правом, так и на левом берегу реч. Эдигана, пашнями же пользовались в каждый данный момент на каком-нибудь одном берегу, тогда как все пашни на другом берегу в этом время оставлялись на отдых. Так и переходили с берега на берег: кода почва истощалась и требовала, по мнению хозяев, отдыха, они переносили на несколько лет посевы на другой берег, а здесь забрасывали землю на отдых, не поддерживали даже самых поливов до тех пор, пока не приходилось забросить землю на другом берегу.

Однако, этот порядок был нарушен крестьянами, о которых упоминалось и которые захватили у алтайцев все поливные пашни по правому берегу. Полив забросили, говоря, что у них хлеб будет хорошо родиться и без канав, которые де нужно только «орде» и т.д.

Между тем в 1896 году весь посеянный ими хлеб выгорел, хотя некоторые из них и теперь говорят, что сувах им «ни к чему».

В Эдигане крестьяне употребляли соху, так как алтайцы – андазын, но уже некоторые хозяева приобретали и сохи, которыми 5-6 домохозяев сообща и пользовались, к андазыну обращаются в тех случаях, когда каменистость почвы делало употребление сохи затруднительным. Всего у алтайцев этого селения иметься две сохи, а также две крестьянские бороны, приобретённые ими всего года три назад.

Андазыном пахали четыре раза: два вдоль и два поперёк. Пахали лет 6-10, при отдыхе в 3 года; затем вновь пахали лет 5 и вновь оставляли на отдых на тот же срок.

В Эдигане доение продолжалось до начала и даже половины октября, а в отдельных случаях и ноября месяца.

В районе с. Эдиган расселение было таково:

По р. Каянче и её притокам кочевали 12 аилов. Летовки 9 аилов на Каянче, у 2 – на Бектыэке и у 1 – на устье Бектыэка; у Каянчи поскотина общая, однобокая, идёт вдоль берега Катуни. Сенокосы вольные. Пашни в захватном пользовании, орошались арыком, главная канава которого тянулась версты на 2. Каждый вновь селящийся имел право на пользование землёй, орошаемой арыком, даже если бы из-за этого прежним хозяевам пришлось несколько сократить свои пашни, и ему помогали проводить канаву на его участок.

По р. Патогем летовали в вершине речки 10 аилов, все вместе; зимовали же по разным окрестным речкам, верстах в 5-7. Было два арыка.

По р. Томускану летовали 9 аилов в 4 верстах от устья; зимовали по той же речке, в разных местах 5 аилов и 4 аила по Катуни, недалеко от впадения в неё Томускана. Арыков 2, и оба находились в подворном пользовании всех хозяев.

По р. Пельтыртуюку, в вершине летовали 6 аилов; зимовки по Катуни, ниже устья Пельтыртуюка и по Пельтыртуюку. Был небольшой арык, которым пользовались два аила.

По р. Улукудюр аил летовал на устье, а зимовал по той же речке верстах в 3 от устья.

На юг от Эдигана при впадении р. Каинчи в Катунь стоит незначительное селение крещеных алтайцев Усть-Каинча с церковью.

В 1898 году действительный член Русского географического общества Василий Васильевич Сапожников так описывал это селение: «В 20 верстах от Бельтыр-оёка, миновав сужение долины со скалами, тропа приводит к устью притока Эджиган, где долина опять расширяется, приобретая степной характер. Прозрачный Эджиган в пять сажен ширины течет по мелкой гальке в заросли тальников и очень оживляет сухую долину.

Недалеко от Катуни на берегу Эджигана есть пасека. По словам хозяина пасеки, деревня Эджиган находится верстах в семи отсюда вверх по реке, при впадении в Эджиган речки Каин-сара.

Селение расположено в довольно широкой долине; оно состоит из 8 дворов русских и 30 инородческих; есть церковь. Занимаются преимущественно хлебопашеством (рожь, ярица, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо, лен); своего хлеба всегда хватает. Сеют как около деревни, где почва чёрная, так на Катуни, где песчаная почва иногда требует полива, но вообще к искусственному орошению прибегают редко. На Катуни пшеница удаётся лучше, чем близкие селения, хотя на первой сеют сплошь, а в Эджигане оставляют землю под паром. С десятины убирают до 120 пудов. Скотоводство развито слабей, чем в центральном Алтае; лошадей приходится 5-10 на двор, коров до 10, а овец совсем не держат. Пчеловодство в хорошем состоянии; есть 4 пасеки; в каждой 30-50 ульев.

Близ Эджигана лес состоит из лиственницы и березы, а в верховьях рек есть пихтачи и кедр, куда и отправляются "в орехи". Есть гари, но они засаживаются кедрачом. По вершинам Эджигана и Сумульты промышляли медведей, каменных козлов (теке); водится изредка и марал.

Долина Катуни ниже Эджигана остается по-прежнему открытой и принимает постепенно культурный характер. Уже невысокие горы реже отсылают к реке скалистые гривы, и горизонт понемногу расширяется. Верстах в трех от Эджигана Катунь образует красивый порог или целый ряд порогов. Русло ее, достигающее в нижнем течении до 70–80 сажен, перед порогом расширяется сажен до ста, а потом сразу стеснено черными скалами, выходящими из-под наносов долины в узкий коридор; есть места, не превышающие десяти сажен ширины. Вода врывается в коридор грохочущим пенистым потоком, представляя резкий контраст своей белизной с черными скалами, которые беспорядочными гривами и отдельными глыбами образуют зубчатый бордюр бурной реки. Об этом месте Катуни есть миф у алтайцев; он говорит о двух великанах, отце и сыне, которые задумали построить здесь мост. Времени на постройку у них было всего три дня. Они усердно принялись за работу, натаскали камней, и в два дня мост был уже близок к окончанию; оставалось положить еще несколько камней. Но сын, увлеченный какой-то красавицей, на третью ночь отказался работать, и сколько ни упрашивал его отец, он не пошел. Отец с досады разбросал принесенные камни и ушел. Вот эти каменные глыбы мы и видим на обоих берегах Катуни у Эджиганского порога (сообщение художницы М.П. Черепановой)».

В 1899 году в Эдегане насчитывается 9 крестьянских и 10 некрестьянских дворов, 50 мужчин и 47 женщин. Есть молитвенный дом, школа, учителем в которую в этом году определён из Пешпельтирской школы Чемальского отделения Андрей Тозыяков.

К концу XIX века в бассейне среднего течения Катуни от Эдигана до Маймы, у алтайцев, под влиянием постоянного общения с местным русским населением, получили распространение многие крестьянские земледельческие орудия и способы уборки урожая. Из них отметим соху, однолемешный плуг, бороны с деревянными и железными зубьями, жатву серпом и обмолот зерна лошадьми, цепом и т. д.

Собранный урожай ссыпали в кожаные сумины и хранили в юрте. Ячмень шел на приготовление толокна (талкан) и размельчался на крупу, из которой варили похлебку (кочо). Талкан и кочо были почти единственной хлебной пищей рядовых скотоводов. Лепешки из пшеничной муки были редкостью. Для размельчения ячменя в муку или крупу применялись два орудия: каменная зернотерка (паспак) и деревянная ступа (соко). На зернотерке, состоявшей из двух каменных плит, длиною 45—55 см и шириною 20—25 см, с нанесенными на них несколькими мелкими поперечными зазубринами, поджаренное зерно ячменя превращали в талкан.

Работа на зернотерке требовала большого физического напряжения, поэтому производительность труда на ней не превышала 2—2.5 кг в день. Для получения из ячменя крупы зерно насыпали в большую деревянную ступу и толкли деревянным толстым пестом.

Вот типичное описание культурного влияния русского трудового населения на алтайцев, данное одним из миссионеров Чемальского стана по поводу селения Эдиган, где недавно образовалось смешанное население: «Некоторые из новокрещеных уже оставляют свои дымные аилы и строят избы и, глядя на русских, засевают понемногу еще разного хлеба, начинают устраивать огороды. Общим усилиями русских и инородцев построена даже мукомольная мельница».

Наряду с «тен-улешь», название которого допускает предположение о происхождении его из недр первобытно - коммунистической эпохи, с уравнительным распределением продукта и приспособленного байством в условиях классового общества, существовала иная форма испольщины, смысл которой был понятен трудящимся алтайцам. Эта форма носила название «ортокто». Ею пользовались баи при найме алтайцев на сенокос.

Бай Токпешь, живший на устье р. Эдиган, нанимал пахать маломощных алтайцев на условиях «ортокто», таким образом, Токпешь звал маломощного хозяина к себе обработать пашню, обещая расплатиться с ним урожаем. Этот хозяин сознавал, что при помощи своего скота не сможет обработать собственную пашню, забирал свой инвентарь и шел к Токпешу.

Тогда Токпешь прибегал к следующей уловке. Он выставлял свою тягловую силу и обязательно в равном количестве. Если алтаец приходил пахать к Токпешу с двумя лошадьми, то и Токпешь давал для пахотьбы своих две лошади. При разделе урожая Токпешь делил урожай по количеству голов скота, обрабатывавшего пашню, я помимо того, что обделял алтайца зерном, еще забирал себе солому и мякину.

В 1902 году Едиганская школа была исключительно с алтайским языком.

В 1909 году Эдеганская школа грамоты насчитывала 16 мальчиков и 7 девочек. Православных 23. Крестьян 8. Инородцев: 15. От православного миссионерского. Общества выделялось на школу 120 рублей.

В 1911 году в Эдиганском инородческом приходе Чемальского отделения 41 двор, 143 мужчин и 145 женщин, церковь, одноклассная миссионерская школа Чемальского прихода 1-й Алтайской дючины (бл. 1) с 21 учащимся, кузница, кожевенный завод, две мукомольных мельницы.

В этом году Эдиганский стан выделился из обширного Чемальского отделения. К Эдиганскому стану отошли: селение Эдиган и аилы: Каянча, Еланды и Семульты: речки между Еландой и Семультой также вошли в состав Эдиганского стана. Еланды явился границей между вышеозначенными станами.

В 1914 году утверждено открытие нового Едиганского стана Алтайской духовной миссии.

В 1916 году Эдиганская одноклассная школа Таштинского стана обучала 10 мальчиков и 12 девочек. Учителем был Иван Савельев Алагтузов, из 4 класса Бийского Катехизаторского училища, имевший свидетельство.

После свержения самодержавия

В феврале 1922 года рота лыжников под командованием коммуниста Захарова и политрука Огородникова из Ынырги, перевалив через Сумультинские белки в Эдиган, зашла в глубокий тыл банде Семенека и ускорила ее разгром. Эти «снежный» переход через высокий горный хребет стал легендарным.

В 1926 году в селе Эдеган расположен сельский совет, 61 хозяйство. Проживают 128 мужчин и 153 женщины.

1 января 1938 года к Эдиганскому сельсовету Эликмонарского аймака относились следующие сельхозартели: «Кызыл Аичи»(17 двора, площадь посевов озимых и яровых – 47 га, поголовье: КРС – 26, овец и коз 104, лошадей – 6, денежный доход 5069 рублей, стоимость ОСП – 5913 рублей), «Чаначи» (24 двора, площадь посевов озимых и яровых – 39 га, поголовье: КРС – 47, овец и коз 159, лошадей – 71, денежный доход 9.359 рублей, стоимость ОСП – 16.008 рублей), «Ойрот—Анчи» (29 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 67 га, поголовье: КРС – 71, овец и коз 136, лошадей – 20, денежный доход 15090 рублей, стоимость ОСП – 26287 рублей), «Кызыл Черю» (59 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 252 га, поголовье: КРС – 84, овец и коз 832, лошадей – 104, денежный доход 57532 рублей, стоимость ОСП – 103519 рублей), «Искра» (54 двора, площадь посевов озимых и яровых – 243 га, поголовье: КРС – 239, свиней – 27, овец и коз 398, лошадей – 92, денежный доход 39178 рублей, стоимость ОСП – 51323 рубля).

В 1950 году село Чоба Шебалинского района административно соединили с селом Эдиган.

11 мая 1962 года решением Исполнительного комитета Горно-Алтайского областного Совета депутатов трудящихся от № 202 с 1 июня 1962 года в с. Дмитриевка Турачакского района была открыта участковая больница на 15 коек за счет закрытия Эдиганской участковой больницы Майминского района, систематически не выполнявшей план койко-дней.

В 1966 году построен клуб, девятилетняя школа.

В 1968 году перестал работать Эдиганский маслосырзавод. Во времена колхоза «Искра» работал свинарник и лисятник.

28 декабря 1970 год. Принято постановление: «О преобразовании колхоза Шебалинского района «Эдиганский» в совхоз».

Совхоз «Эдиганский» включал пять ферм: Эдиган, Куюс, Ороктой, Чемал (центральная ферма) и Еланда. В совхозе было около 15.000 овец и столько же коз, 1500 лошадей, 2500 голов крупного рогатого скота. Всего на территории Эдиганского совхоза находилось более 50 стоянок, трудилось более 600 рабочих. В совхозе было три больших пасеки на три с лишним сотни ульев. Мёд рабочим выдавался на трудодни, а оставшееся - государству. В совхозе выращивали кур, гусей, свиней, даже чернобурку.

В 1973 году отсыпана гравием дорога, ведущая в село.

В 1977 году с. Эдиган относится к Куюсскому району.

С 1988 года Катунским, а затем Южно-Сибирским отрядами Северо-Азиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН (под руководством Ю.С. Худякова) совместно с Новосибирским госуниверситетом проводились археологические исследования на могильниках скифского времени, расположенных в долине реки Эдиган. Наряду с общим достаточно высоким положением погребенных женщин, по-видимому, в данном коллективе признавалось их право на некую половозрастную замкнутость. Отмечалось наличие памятников с преобладанием женских и детских погребений. Возможно, такая замкнутость была связана со "жреческими" функциями погребенных. Могильник Кок-Эдиган является своего рода женским кладбищем той кочевой этнической группы (рода), которая населяла эту часть долины Катуни с прилегающими территориями. Этой же этнической группе видимо принадлежат и могильники, расположенные в долине Эдигана и прилегающей части долины Катуни, отличающиеся определенным сходством погребальной обрядности и инвентаря. Среди погребений выделили как вполне обычные по своему составу и инвентарю, принадлежавшие "простым" женщинам, так и довольно богатые, с конскими сопроводительными захоронениями и разнообразными украшениями и инвентарем, которые принадлежали "знатным" женщинам. Последние могли относиться либо к жреческим кругам, либо к родовой аристократии или, по крайней мере, к верхушке "рядового" населения. Здесь уместно вспомнить топонимику селения, которая как раз и может объясниться этими находками…

В 1996 по 1998 годы проводилось массовое крещение сельчан современного Эдигана батюшкой из Новосибирска.

В 2012 году проведён капитальный ремонт Эдиганской школы.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 21 декабря 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники