Александровка

Александровка (Барабошева, Усть-Имери, Усть-Иныря) — село Республики Алтай Бирюлинского сельского поселения, Майминского района. Расположено в долине при речках Имеря и Майма в 23 километрах к юго-востоку от Горно-Алтайска.

Александровка

 Майминский район Карта

Топонимика

Имерӱ - букв. "речка, с сухим бродом".

Население

Численность в 2015 году составила 314 человек. Больше, чем в 1904 году и меньше, чем в 1911 году.

Флора и фауна

Склоны в районе Александровки покрыты лесом, состоящим из сосны и березы с примесью лиственницы. Берега Маймы заросли тальником, черемухой, калиной, шиповником, в изобилии обвитыми хмелем, и разными другими цветущими растениями, почему в долине разбросано не мало пасек.

В лесах Александровки хорошие грибные места: растут маслята, рыжики, сухие и черные грузди, изредка попадаются настоящие (сырые) грузди. Здесь можно встретить многие широко распространенные виды грибов: подберезовики, подосиновики, валуй, серушки, сыроежки, лисички, а ближе к осени волнушки, белянки, опенки. Следует отметить скрипицу, волнушку розовую, сыроежку невзрачную, рядовку фиолетовую, коллибию каштановую (в 2000 году 4 сентября нашли более десятка этих грибов в елово-березовом лесу у Александровки), мокруху еловую, трутовик серо-желтый (сросшиеся в черепицеобразную массу 12 зрелых грибов трутовика серо-желтого нашли в березово-еловом лесу близ Александровки также 4 сентября 2000 года, которые росли на живом дереве на высоте 1 м от земли), дождевик грушевидный, свинушки. В этих местах найден один из редких экзотических грибов — грибная капуста. Гриб произрастал у основания сосны на ее корнях.

История

Село Александровское образовалось около 1868 года при следующих условиях, подробности которых передавали в прошлом сами александровцы.

Основателем считают калмыка Барабоша Казагашева, бывшего в 60-х годах зайсаном 1-й алтайской дючины. Барабош был богатым и выдающимся калмыком, который не только вёл торговлю на Чуе, но и лично ездил в Ирбит на ярмарку, куда возил скупавшуюся им у алтайцев пушнину, орех и проч., а покупал красный товар, который и выменивал снова на продукты промыслов своих соплеменников. Нередко по торговым делам приходилось ему бывать в г. Томске. Всё это по тогдашним глухим для южного Алтая временам было далеко незаурядным явлением и резко выделяло Барабоша из рядов остальных калмык.

В той местности, где теперь находится селение, было много лесу, как и по окрестностям, что давало возможность для более широкого развития промысловой деятельности населения, чем теперь. Калмыки жили по речкам одиноко разбросанными аилами.

Возвратившись как-то из поездки в Томск, Барабош заявил подчинённым ему калмыкам, что губернское начальство требует, чтобы алтайцы не жили разбросанными аилами, а собирались бы по несколько вместе, наподобие русских деревень, и начал принуждать некоторых селиться на устье реч. Имери. Некоторые калмыки подчинились требованию своего влиятельного зайсана и поселились на том месте, где теперь находится с. Александровка и где до того долго жили разбросанно отцы многих её жителей.

В 1868 году Барабош со своими калмыками проложил колёсную дорогу от с. Улалинского на Чемал, по случаю предстоящего проезда великого князя Владимира Александровича. Чемальский тракт ответвлялся в Быстрянке и проходил через села Чергачак, Улалу, Бирюлю, Александровку, Беш-Бельтир, Узнезю, Элекмонар и заканчивался в с. Чемале.

Из отчёта Алтайской духовной миссии известно, что сначала Казагашев был суровым противником Миссии и христианского учения, возбуждал к этому других и, как зайсан, не позволял миссионерам проповедовать в его дючине. Сколько отцы-миссионеры не беседовали с ним и не уговаривали его, он упорно противился. В с. Александровском алтайцы заявляли, что прежде Кудай и Эрлик были людьми и жили на земле.

Но вот Казагашев внезапно заболел. Долгое время он мучился со своей болезнью. Напрасно в его аиле часто звучали бубны и раздавалось заунывное причитание кама. Недуг не покидал его. Тогда Казагашев решил креститься...

В 1871 году Барабаш крестился. Получив исцеление, он принял имя Александра. Окрестившись, Барабош начал крестить и других своих сородичей, не допуская не только совершения языческих молений в своём селении, чего не допускается вообще во всех миссионерских селениях Алтая, но даже и простого проживания язычников в Александровке.

Часть калмык, живших поблизости, отнеслась совершенно отрицательно к требованиям Барабоша и не только не поселилась в Усть-Имере и не перешла в православие, но и составляло ему деятельную оппозицию. Желая создать из нового пункта известный центр, Барабош уговорил 9 семей инородцев из соседнего Билюлинского селения переселиться в Александровку, что те находили для себя выгодным, так как в Билюле к тому времени сильно возросли общественные расходы по случаю производившегося отвода дачи.

В 1872 году Казагашев поставил на устье Имерэ часовню. Требования Барабоша, пользовавшегося в своей среде большим влиянием и силой, возымели своё действие, и в первое полугодие все, кто жил ранее в Усть-Имере, были обращены в православие.

Алтайцы в Александровке подробно передавали, как миссионеры впервые знакомили их с употреблением сохи, сами пахали, при обращении в православие и переходе к оседлости давали на каждые четыре двора по сохе, строили новообращённым избы и проч. Так создалось первое ядро села Александровского.

Вместе с тем поселение, носившее название Усть-Имере, было переименовано в Александровское. Считают, что название свое Александровское получило от Александра Казагашева.

Около того же времени приселился к новому обществу новокрещёный крестьянин Сростинской волости Бийского округа Кайгородов, который жил там и в конце XIX века. Впоследствии к нему стали приселяться и другие новокрещёные, а вместе с тем росло и крепло самое селение.

В 1875 году был построен храм во имя Благоверного князя Александра Невского.

В 1881 году открыта миссионерская школа. Размещалась в бывшем молитвенном доме, построенном на средства, Александра (Барабоша) Казагашева. Учителем в школу определен из кончивших курс пансионеров.

В 1882 году постоянным учителем определен инородец, воспитанник центрального училища М.Манатов.

В 1885 году в Александровской миссионерской школе обучалось 9 мальчиков и 12 девочек.

С 1886 года учителем в Александровской школе стала Анна Ащеулова.

В 1887 году второй муж жены умершего зайсана А.Барбоша Яков И.Окулов пожертвовал дом для миссионерской школы.

В 1889 году село насчитывало 246 жителей, в том числе инородцев кочевых 211, русских 35. Народонаселение за 10 лет увеличилось на 63 человека. Число грамотных было 55, неграмотных 190. В церковно-приходской школе обучалось 16 мальчиков и 6 девочек.

В 1893 году Александровское село имело 55 крестьянских и 3 некрестьянских дворов, в которых проживало 113 мужчин и 42 женщины. С чем связано уменьшение населения – неизвестно. Версий можно выдвинуть много, но подкрепления их документами нет. Отмечены церковь во имя Александра Невского, миссионерское училище (церковно-приходская школа), здание управления 1-й Алтайской дючины. Земля была не размежевана.

По некоторым сведениям Александро-Невский храм был упразднен в 1892 году, что не согласуется с указанной выше информацией. Скорее, упразднение произошло между 1894-1897 годами. Вполне возможно упразднение храма как-то связано с уменьшением населения.

12 марта 1896 года под воздействием миссионеров и местной администрации в лице отдельного алтайского заседателя, алтайцы на народном съезде постановили приговор № 4, долженствующий регулировать некоторые стороны брачных отношений, в которых, между прочим, устанавливался предельный возраст для заключения браков, а именно: для мужчины 18-летний и для женщины – 17-тилетний.

Любопытно, что в приговоре делалась ссылка на «древний обычай»: «у нас издревле был заведён обычай производить между своим племенем свадебные обряды по следующим обстоятельства: жених при вступлении в брак должен быть не моложе 18 лет и невеста не моложе 17 лет»…

По заявлению стариков-калмыков Александровского, в тех случаях, когда отец ребёнка не мог быть установлен, то новорождённый причисляется к сеоку зайсана. Нигде ничего подобного встречено не было…

11 мая 1896 года отмечен такой приговор, выданный обществом новокрещёных с. Александровского 1 алтайской дючины: «Мы, нижеподписавшиеся, обсудили принять в число общественников в наше селение Александровку инородца Кокшинской Управы Бийского Округа Макара Алексеевича Козлова. Означенный Козлов должен все отбывать натуральные повинности по сельскому обществу. Срок проживания Козлову должен быть не менее, как на три года, а далее будет усмотрено нами – на каких условиях согласны будем держать его. В том прилагаем тамги». На подлинном и проч. печать зайсана.

В 1897 году в Александровке 58 дворов, из числа которых 50 дворов принадлежит калмыкам и 8 – посторонним лицам. Численность калмыцкого населения достигает уже 236 душ: 106 мужчин и 129 женщин. Деревянных домов – 18, изб 27, юрт – 34. В Александровском находилось родовое управление 1-й Алтайской дючины, соответствующее волостному правлению.

Первая дючина обособилась и на общий съезд (курултай) не присылала своих представителей, а разверстку калана (окладных сборов) производила в с. Александровском - центре родового управления дючины. Черневые волости также отдельно производили разверстку. Предварительная раскладка производилась должностными лицами и почетными, авторитетными стариками. Подобная раскладка делалась во время летних сходов, проводимых по разным поводам (приезда окружного начальства, совершения общественных молений и жертвоприношений и др.).

Тогда же определялась сумма затрат на содержание родового (волостного) управления, которая не входила в окладной лист. Затем определялся срок проведения общего съезда для разверстки. На съезде участвовали должностные лица родового управления, почетные старики и большинство мужчин - плательщиков податей. Съезду представлялся проект разверстки, который проверялся и утверждался съездом или, напротив, в него вносили изменения и поправки. Во время съезда к окладным сборам (повинностям) присоединялись другие сборы.

Земледельческим трудом занималось 26 хозяйств, хотя размеры промысла были весьма незначительные: на всё калмыцкое население Александровки посев 1897 года не превышает 17,3 десятины, причём большинство – 15 хозяйств – имели от 0,5 до 1 десятины на хозяйство и только 7 хозяйств от 1 до 2,3 десятин каждое. Если принять во внимание, что огромное большинство калмык не только было не знакомо с земледелием, но и не употребляло хлеба вовсе, то эти скромные результаты оседлости приобретают несколько более серьёзное значение.

Сено заготавливали на зиму 45 хозяйств, и заготовлено было ими почти одиннадцать тысяч копен сена или в среднем на хозяйство около 240 копён. Значение этих цифр усиливается, если принять во внимание, что заготовка сухого корма для скота на зиму – дело было столь же новое южном Алтае, как и занятие земледелием, и развитие его шло параллельно с развитием земледелия в калмыцкой среде оседлости.

Доение продолжалось до начала и даже половины октября, а в отдельных случаях и ноября месяца. Не останавливаясь на количестве содержимого скота, так как скотоводство развито у сохранивших первоначальный образ жизни, отметим, что в среду Александровских калмык начинало проникать и пчеловодство: в 1897 году здесь было три калмыцких пасеки с 84 ульями.

Такова в то время Александровка, едва насчитывающая тридцать лет существования, большинство населения которой перешло от кочевого образа жизни к оседлости.

Выдача договоров сопровождалась обыкновенно некоторой платой, каковую выговаривали себе общественники с временно принимаемого в их среду лица. Размер такой платы не имел, разумеется, в себе ничего установившегося и определялся в каждом частном случае. Так например, в 1897 году Александровское общество приняло трёх крестьян д.Каменка за 10 рублей, передав эту сумму на нужды церкви.

Поскотина в Александровке городилась селением, причём развёрстка городьбы происходила в три года раз. По примерке 1897 года длина её была определена в 4515 сажень. Обществом велись особые поскотинные списки, куда заносили весь скот, подвергающийся при примерке поскотины учёту; хранились эти списки у сельского старшины.

Городьба же при перевёрстках производилась в три года раз, когда перемеривалась поскотина и учитывался скот, распределялось, по крупному скоту, считая лошадей и рогатый скот в возрасте свыше двух лет. Ближайшие сенокосы, подвергающиеся душевому разделу, различались на ближние и дальние; деление на пайки те и другие подлежали отдельно, независимо друг от друга. Раздел был «глазомерный», почему разница между пайками одного и того же раздела была довольно значительная, достигающая иногда 20-30%. Средний паёк в ближайшем разряде 50-60 копен, в дальнем 100-150.

Развёрсточной единицей, т.е. имеющей право на пай, служила обыкновенно «годная душа» или «боец», т.е. мужчина в податном возрасте. В с. Александровском получали также сенокосные паи и бездетные старики и вдовы.

Пользование пашней для всех жителей селения было вольное, не исключая и временно принятых крестьян. Каждому предоставлялось право захватить любое место и распахивать его по своему усмотрению. Ранее бывшее уже в чьём-нибудь пользовании место могл быть захватываемо не ранее того, как первоначальный хозяин забросит его в залежь, но при этом нельзя было распахивать на первый же год, т.е. захватить чужое жнивьё.

Других ограничений в пользовании пахотными землями не было. Пашнями совместно с александровцами пользовались и некрещёные алтайцы, живущие в аилах, для чего не требовалось особого разрешения александровцев. Занятые участки находились в посемейном пользовании, и если почва ещё была не выдержана и подвергалась обработке, то после смерти отца они переходили к сыну.

В Александровке после двух посевов земля отдыхала года три. Пшеница едва начинала прокладывать себе путь. В то время употреблялись «русские» орудия.

Вблизи с.Александровского на реч. Янголы пасечник М.Тобокаев, житель Кокшинской управы, косил до 300 копён сена; алтайцы жаловались, что он выпускает свой скот до открытия поскотин в той местности и производит потравы; выбивает орехи ранее срока, когда алтайцы его ещё не трогают; к нему приезжают крестьяне и вместе с ним бьют орех, и за это ему ставят сено.

Богатый алтаец И. Чепкин в Александровке освоил собственное производство масла.

В районе с. Александровского в 1897 году наблюдалась следующая картина:

1) По р. Янгулу кочевало 15 аилов. Летовки и зимовки расположены по течению речки.

2) По р. Катур 15 аилов, из них часть живёт оседло. Летовки и зимовки по течению речки, недалеко друг от друга.

3) По речке Урлуспаку летовало 13 аилов, а зимовало ниже устья Урласпака, за поскотиной общей для всех аилов.

4) По р. Майме, в 2 верстах выше устья Урласпака жили оседло 6 семей; помещались в четырёх избах и двух юртах.

5) Между р. Куртуголом и Ишей оседло жили семь семей.

В 1898 году от Алексея Андреевича Щетинина на постройку церкви в с. Александровском было пожертвовано 200 рублей.

Школа содержалась на средства миссии, обучалось 12 мальчиков и 6 девочек. Обучал их кончивший курсы в Бийском катехизаторском училище сын псаломщика Сергей Яковлевич Кумандин.

В 1899 году Александровка, 1-й Алтайской калмыцкой дючины, насчитывает 4 крестьянских и 50 некрестьянских двора. Население – 122 мужчины и 147 женщин, количество владеемой земли 720 десятин. В селе миссионерское училище, здание волости 1-й Алтайской дючины.

Учитель Сергий Кудандин в этом году перемещен на должность псаломщика в Казанской церкви Паспаульского отделения, а на его место принят учитель Паспаульской школы Иван Тозыяков.

В отчетном 1900 году от жителей Александровки поступил приговор об открытии нового прихода.

В 1901 году строится благолепный храм на средства новокрещеных и строится в тяжелые неурожайные годы.

В 1902 году открыт Александровский стан миссии. Учитель алтайского языка при Катехизаторском училище, диакон Андрей Пояркин рукоположен во священника с назначением на должность миссионера в новооткрытый стан.

23 января 1903 года в селение прибыл Его Преосвященство, Преосвященнейший Макарий, Епископ Томский и Барнаульский. С крестом в храм встречал Владыку Бийский уездный наблюдатель о. Александр Никольский. Его Преосвященство на родном слушателям алтайском языке прежде всего обратился к народу со словом любви и привета и Архипастырского наставления. На алтайском же языке велась катехизическая беседа с народом и учениками школы. Школа, благодаря стараниям толкового и усердного учителя Иннокентия Чевалкова, находилась в прекрасном состоянии. Ученики отвечали сознательно, твердо и быстро. Испытание, произведенное уездным наблюдателем, доказало, что эта школа—одна из лучших не только на Алтае, но и во всем Бийском уезде.

Особенно хорошо здесь было поставлено пение. Ученики пели по алтайскому обиходу всю службу церковную, Лепту русскую и алтайскую, а хор певчих из алтайских мальчиков и девочек произвел на всех приятное впечатление своим стройным пением... Его Преосвященство всех их благословил и одарил книжечками и образками, а учителю сверх сего подарил свой портрет, чему юный педагог был несказанно рад.

В 1904 году число дворов в селе 67, количество проживающих душ – 140 мужчин и 151 женщины, количество владеемой земли 720/100. Отмечены миссионерское училище, здание волости 1-й Алтайской дючины, кожевенный завод.

Летом 1908 года известный исследователь Алтая, ботаник, краевед Виктор Иванович Верещагин в поездке по Алтаю отмечает, что «От монастыря дорога идет вплоть до села Александровского тесной зеленой долиной Маймы. От Бирюли 5 верст до села Александровского. Первоначально это село называлось Усть-Иныря, так как около села в Майму впадает ручей Иныря… За Александровским дорога идет узкой долиной речки Иныря, но вскоре подымается на довольно высокий перевал, откуда открывается красивый вид на юг. Влево высится величественный Адаган, верхушка которого выступает за пределы древесной растительности. Она является высшей точкой водораздела между притоками Катуни, Куюмом и Эликманаром. У алтайцев существует предание, что именно на Адагане остановился после потопа ковчег Ноя».

В 1909 году в Александровской церковно-приходской школе обучаются 23 мальчика и 14 девочек. По сословию 5 крестьян, 4 мещан и 28 инородцев. Годовой оклад жалованья учителям от Епархиального училищного совета составляет 180 рублей.

В 1910 году Александровское отделение имеет девятый год самостоятельного существования. До 1902 года оно входило в состав Улалинского. «Район его не обширен. Здесь нет ни быстрых, грозно рокочущих, горных рек, ни головокружительных бомов, ни бездонных пропастей, одним словом — ничего такого, что представляло бы опасность при разъездах, и миссионер во всякое время года имеет возможность посещать все уголки вверенного ему стана.

Язычники в отделении живут или вместе с новокрещеными, или в недалеких расстояниях от их поселений. Это представляет с одной стороны удобство для миссионерской проповеди: посещая, и поучая новокрещеных, миссионер имеет полную возможность слово спасения возвестить и язычникам. Так оно и делалось. С другой стороны, из записок миссионера видно, что если бы младенчествующие в вере новокрещеные были более взрослыми в своих христианских убеждениях и имели ревность по Бозе, то движение язычества в пользу христианства было бы несомненно, но, к сожалению, близкое соседство язычников служит ко вреду нашего св. дела. Языческие жертвоприношения, с закланием тельцов упитанных, привлекают иногда здешних новокрещеных. Впрочем, по убеждению миссионера, большинство из них устремляются к языческим пиршествам движимые побуждениями своих желудков, но не по равнодушию к воспринятой ими религии. При всякой возможности миссионер старался отвлечь их от пагубного участия в языческих празднествах, представляя им всю тяжесть греха и угрожая им гневом Божьим.

Для утверждения новокрещеных в вере миссионер, по возможности, чаще посещал их аилы и отправлял богослужения и за каждой службой неопустительно читал или сказывал какое-либо поучение. Для того чтобы новокрещеные принимали более активное участие в богослужении, не скучали и не зевали во время совершения оного, положено начало общему пению в церкви и во всех молитвенных домах.

В селе Александровском, как и во всех почти станах в воскресные дни бывают акафисты и затем чтения в школьном здании: читаются исключительно статьи духовно-нравственного содержания и отчасти исторические...»

В 1911 году в селе насчитывается 81 двор. Проживает в нём 193 мужчин и 207 женщин. Отмечены: церковь, миссионерская школа, два кожевенных завода, мукомольная мельница, маслодельный завод. Проводится ежегодная семидневная ярмарка с 24 ноября по 1 декабря и еженедельный базар по понедельникам и вторникам. Для сбыта пушнины Александровская ярмарка играла значительную роль.

В школе обучалось 46 детей. В этом году псаломщик Пророко-Ильинской церкви стана Ильинского, Андрей Суразаков перемещен на должность учителя Александровской церковно-приходской школы. Учитель Александровской школы Василий Ялбачев на таковую же должность в Узнезинскую школу.

23 февраля 1912 г. состоялся уездный съезд, на котором рассматривался вопрос о формировании волостей в 3-м крестьянском участке. Съезд не разрешил образовать Александровскую волость.

В 1912 году в Александровском отделении «язычники живут совместно с новокрещеными, а посему нарочитых поездок для проповеди миссионером почти не предпринимается. Посещая новокрещеных с требами, миссионер одновременно оглашает словом Божьим и некрещеных. Учителя Отделения являются аккуратными катехизаторами. Таковыми же аккуратистами они являются, по отзыву миссионера, и в школьном деле. Школ в отделении—5. Элемент учащихся смешанный: русские, новокрещеные и язычники. Влияние детей-христиан на сотоварищей-язычников сказывается заметно: последние делаются почитателями христианских обрядов, постепенно проникаясь и духом их. Религиозно-нравственное состояние вообще паствы состоит удовлетворительно».

В 1914 году александровское отделение насчитывает 9 селений, 123 русских домов, 310 домов инородцев, 98 юрт. Число церквей 2, молитвенных домов 4.

В 1915 году селение Александровское, миссионерский стан, встретило по чину, Преосвященнейшего Анатолия, который обратил внимание на убожество храма, удивляясь, как мало прихожане прилагают старания на украшение своих домов молитвы. Обращено им было особенное внимание на детей. По выходе из церкви Владыка изволил посетить дом местного священника, где и откушал хлеба-соли.

В 1917 году Александровская одноклассная смешанная школа обучает 21 мальчика и 19 девочек. Учительницей работает Мария Васильева Байганикова, которая имеет свидетельство.

22 января 1917 года: «В пределах первого благочиния Алтайской Духовной миссии язычников еще довольно много. Их можно, пожалуй, насчитать тысяч около девяти или десяти. Язычники эти разделяются на два лагеря в религиозном отношении, одна половина будет язычники шаманисты, другая язычники бурханисты. Шаманисты населяют преимущественно Александровский стан».

ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ

27 января 1924 году в Александровке, по случаю кончины вождя революции и первого главы страны Советов В.И. Ленина, состоялось траурное собрание.

В 20 мая 1925 г. с. Александровке ячейкой РЛКСМ организован кружок физкультуры. Записалось в кружок 14 человек. Силами кружка поставили исполин(гигантские качели).

В 1926 году село насчитывает 120 хозяйств. Население включает 250 мужчин и 295 женщин, алтайцев. Работает школа, сельский совет.

В 1931 году в церкви был открыт сельский клуб. Были снесены колокольня и купол.

10 апреля 1933 года постановлением Президиума ВЦИК Улалинский район переименован в Ойрот-Туринский (ныне Майминский) в составе сельских Советов: Александровского, Бирюлинского, Верх-Карагужинского, Ново-Улалинского, Сайдысского, Соузгинского; с центром аймака в г. Ойрот-Тура.

В начале 70 годов в бывшем здании сельского клуба открыт магазин.

На 1 июля 1977 года, согласно Административно-территориальному делению, Александровка относилась к Майминскому району, Бирюлинскому сельскому поселковому Совету.

Использовалась бывшая церковь под магазин до 2003 года, после чего была заброшена.

В 2006 году это здание вновь было отдано церкви.

Сегодня

Возводится современный коровник, произведён закуп высокоудойных коров. Есть намерение не только возродить производство мяса и молока, но и заняться переработкой этой сельхозпродукции. Действует «Александровская начальная общеобразовательная школа им. П.Е. Тадыева». Имеется фельдшерско-акушерский пункт.

Завершена недавно реконструкция автомобильной дороги «Кызыл-Озек — Александровка – Урлу-Аспак». Протяженность участка составила 14,457 км.

Известные люди. 24 января 1915 года в селе родилась Анна Петровна Алтарыкова – актриса Ойротского национального колхозно-совхозного театра. Анна Петровна родилась в многодетной семье. Рано потеряла родителей, осталась жить с престарелыми дедом и бабушкой. С юных лет батрачила в богатых семьях сельчан. В конце 20-х годов ХХ века батрачкомом села Александровка направил её на учебу...

6 января 1926 года в селе родился Павел Егорович Тадыев, учёный, педагог, общественный деятель.

19 мая 1933 года в селе родилась Ефросинья Николаевна Чунжекова, кандидат филологических наук.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 16 октября 2013 г.

Источники

Ссылка на сайт обязательна!