Легенда о Бие и Катуни
- Информация о материале
Два сердца — две реки
В прежние добрые времена, во время ойротского союза, жили два могущественных хана.
Один — у подножья черной горы, другой — у подножья белой горы. Многочисленный народ их мирно и дружно жил. В широких долинах, меж гор, стада их вместе паслись. Десятки тысяч рабов служили им для работы. Много было у них всякого добра.
Неразлучными хорошими друзьями были. Пили друг у друга араку и чегень.
Однажды, будучи на охоте, первый хан хотел убить чёрную маралуху. Но та попросила не убивать её, потому что она носит маралёнка, как его жена — сына. Удивился хан, рука его дрогнула и он отпустил её.
Второй хан, охотившись далеко от первого, также встретил другую чёрную маралуху, которая тоже попросила его оставить её в живых, потому что ждёт маралёнка, как его жена — дочь.
Встретились ханы, рассказали друг другу чудесное, удивились. И решили — если это правда и чудесные предсказанья сбудутся, они навеки обещают не ссориться и поженить своих детей.
Сына назвали Бием, а дочь — Кадын. Вырос Бий богатырём, а Кадын слыла красавицей с глазами, подобными звездам. Полюбили они друг друга и ждали обещанного дня…
Но не сдержал второй хан слова. Решил он откочевать подальше от стойбища Бия и отдать свою дочь за хана, которому принадлежало пол Алтая. И назначен был день тоя.
Но обратился Бий в Тас-Таракая и проник на пир, взял топшур и пропел «Одногодочка моя! Когда тебя близко увижу? Насильно замуж тебя отдают. Когда ты выйдешь ко мне? Лицо прекрасное, как луна, когда покажешь?».
Узнала Кадын голос любимого своего и запела: «Милый мой Бий! Освободи меня из неволи. Светлоглазый мой Бий, хочу быть вечно с тобой!».
Ночью Кадын, обратившись птичкой, вылетела из аила в дымовое отверстие. Прилетела к Бию, обратилась в девушку и сказала ему такие слова: «Милый мой Бий! Не уйти нам далеко от хана. Нет коней, способных сравниться с резвостью его скакунов. Давай обратимся в реки и убежим с гор. А чтобы не догадался отец, побежим вначале в разные стороны, а на равнине встретимся».
Так они и сделали.
Долго искал отец свою дочь. Никак не мог её найти среди гор. Обратился он тогда к могущественному каму.
Долго камлал старый кам, много лошадей принёс в жертву Эрлику. И открылась тайна влюблённых хану.
Разгневался тот, но догнать беглецов был уже не в силах. На далёкое расстояние убежали Бий и Катын.
И тогда он вновь обратился к каму, попросив проклясть детей, чтобы они никогда не обратились в людей, когда встретятся. И вновь началось камлание…
Так и вышло. Встретились Кадын с Бием, но людьми не стали.
А всё равно соединились и текут с той поры Обью, навстречу счастью.
Комментарии
Каких только легенд и сказок не придумал народ, объединив в одном сказании эти три реки. Да и как же иначе? Ведь около берегов и притоков этих трёх рек сосредотачивалась вся жизнь многочисленных народов.
Содержание легенд может служить косвенным источником осведомлённости её авторов о начале и конце этих рек. Безусловно, большинство легенд, которые сегодня кочуют из издания в издание, были написаны в то время, когда исследователи уже определились с географией этих рек. То, что Катунь берет начало от Белухи, а Бия — из Телецкого озера.
Объединение в легенде Белухи, Телецкого озера и Оби — скорее шедевры нового времени. Даже то, что эти две реки соединяются и далее образуют ещё одну, великую реку, было известно, скорее всего после проникновения сюда русских исследователей. Подтверждением этому может служить то, что в легендах Г.Н. Потанина, записанных от многочисленных народов Горного Алтая и Монголии, этого сюжета не прослеживается.
В качестве исходной точки рождения сказок послужили первые труды первопроходцев рек —Бии и Катуни. Скорее всего, когда появились научные труды, то, в общем виде донесённые до народа, они тут же обросли многочисленными сказочными подробностями.
Из самых ранних вариантов познаний географии, скорее всего, был сюжет о состязании в беге Катуни и Бия. Узнав о том, что две большие реки соединяются в одну, некий рассказчик придумал сказку о том, что они устроили соревнование.
Какой сказка была вначале — сказать трудно. Ведь то, что путь двух рек проходит по разным природным препятствиям, могло быть известно вполне образованной личности, что исключает изначально рождение её в алтайских аилах. А то, что цвет воды у них отличается и при слиянии Катунь долго смешивается с чистой водой — вообще индикатор учёного.
Но то, что в этих легендах отсутствует начальные точки: Телецкое озеро и Белуха, служит доказательством её времени рождения — скорее всего это относится к времени присоединения Горного Алтая в состав России, середина XIX века.
Самое название «Бия» и «Катунь», по Ядринцеву и Сапожникову, суть немного измененные алтайские слова: «бий» — мужчина, судья, начальник и «катын» — женщина, жена, хозяйка. Русские слово «бий» переделали в «Бию».
Следует заметить, что наиболее распространён в сказках сюжет о бедном работнике и девушки из богатой семьи, которую хотят выгодно отдать замуж. Естественно, бедняк в их планы не вписывается, а дочь почему-то выбирает его. Естественно, большинство кайчи на Алтае были мужчины, бедняки. Свои мечты они вкладывали в творения.
Узнав о том, что две реки соединяются вместе в равнинных местах, они и придали данному явлению любовный сюжет. А главным отрицательным героем был могущественный бай, зайсан, который всеми силами препятствовал соединению любящих сердец.
Ещё один вариант, несколько видоизменённый впоследствии, любовный сюжет построенный на желании детей двух могущественных, враждующих между собой баев соединить свои судьбы вместе. Сюжет, честно говоря, неубедителен. Но как выглядел первоначальный вариант — узнать невозможно. Да и сказка она всегда предполагает несколько фантастические, не укладывающиеся в анализ, подробности.
Почему хан Бобыр и хан Телец не хотели породниться, после того как приехали заключать мир на Каракольской горе и привезли с собой дочь и сына — вообще загадка! Для чего они тогда их везли? На экскурсию что ли? А то, что, приехав с родителями, их дети стали ходить по горным тропинкам и любоваться горами и реками, пока их отцы спорили — вообще элемент, указывающий на незнакомство с алтайскими обычаями. Кабинетный стиль прямо из всех щелей!
Проклятие к злым духам, обращающее молодых в реки, можно допустить. Это в стиле древних легенд. Но не в таком контексте. Скорее всего, в легенде фигурировали бы Эрлик и Ульгень. Один бы помогал беглецам, а другой —им мешал. А поскольку их нет, к алтайским легендам отнести данный вариант нельзя.
Чем больше географических подробностей в легенде, тем менее она принадлежит к старинным временам. Ведь, по сути, ни в одной легенде Алтая невозможно понять — где вообще разыгрываются события, куда ездят герои. Полное отсутствие сторон света. Никаких соединительных элементов. Горы, озеро, небо, пещера, большое дерево, река — главные элементы окружающей героев обстановки. Даже названия для них придумываются редко.
Мы предложили свой, оригинальный вариант сказки про Катунь, Бию и Обь. Пытаясь не свернуть на русскую составляющую и обращаясь к алтайским традициям.
© Гаврилов, 2 апреля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!