Въездной знак Республика Алтай
- Информация о материале
Въездной знак «Республика Алтай» — архитектурная композиция, установленная на Чуйском тракте, на границе бывшей Горно-Алтайской автономной области и Алтайского края.
Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район
Туристское значение
В композиции заложены национальные атрибуты Республики Алтай, в частности — герб и форма кóновязи.
У любого алтайца, хозяина возле юрты стоит коновязь. От коновязи он куда-то уходит по своим делам и к коновязи приходит, приезжает. Здесь же алтаец встречает гостей.
Именно поэтому въездной знак можно рассматривать как место, от которого вы становитесь гостями Республики. И именно от этой коноквязи вы потом будете покидать её, возвращаясь к себе домой.
Чуть дальше знака, по ходу движения, на смотровой площадке находится стилизованная коническая юрта — чаадыр и памятник туристу (Пилигрим). Рядом со знаком в начале июля 2016 года установлен камень, на котором на памятной доске выгравирован указ императрицы Елизаветы о принятии алтайцев в подданство России.
Описание
Знак установлен на правобережье р. Катунь, справа от въезда в Республику. В нижней части закреплена одна плита, на въезде, с надписью Республика Алтай, а на выезде другая — пожелание счастливого пути на алтайском и русском языках.
Основу трёхгранной коновязи составляет особая несущая конструкция, предложенная старейшим архитектором республики Михаилом Бебеновичем Бабаевым — по середине идёт стержень, от которого через три ряда отходят горизонтальные вставыши.
На основу, выполненную из металла, установлены блоки, изготовленные по индивидуальным чертежам, вырезанные из серого гранита, выработанного у с. Рыбалка.
В основе конструкции шестигранный постамент (ранее круглый), скошенный по граням.
На макушке расположен медный шар, олицетворяющий солнце, а чуть ниже его — герб Республики Алтай и символ солнца.
Архитектор проекта М.Д. Епишев. Художник А.В. Гурьянов. Въездной знак смонтирован в июле 1996 года.
История
К сожалению, несмотря на то, что Чуйский тракт не так уж и молод, история въездного знака описана крайне скупо. Можно сказать, что её нет. Изучая историю, пришлось столкнуться с массой недоразумений, путаницей в датах, и факта безразличия к историческим монументам. Многие, казалось бы, очевидные, подтверждённые документально вещи, вызывали у старожилов недоумение.
Дело в том, что на знак привыкли смотреть, как на верстовой столб. Стоит — ну и стой. Упал — новый поставим.
Взять хотя бы «ворота» «Горно-Алтайская автономная область». Проехать и не заметить — просто казалось невозможно. Как бы не так! Люди, многократно курсировавшие мимо него, даже и не запомнили въездной знак. Да и не мудрено, когда вы едете в автобусе и обозреваете округу из бокового окна. Вы даже и не увидите его. Впрочем, всё по порядку.
Вначале, как было сказано выше, были «ворота». Когда ворота были ликвидированы — факт пока не установлен. Даже старые дорожники, вспоминая их, не могут назвать точную дату их снятия с тракта. Они же и говорят, что трубы, из которых они были изготовлены, увезены в Кош-Агач. Информация не подтверждённая.
Далее, на въезде слева была установлена стела с картой Горно-Алтайской автономной области. Утверждают, что рядом стояла и беседка, в которой даже останавливались многие шофера.
Когда СССР стали уничтожать, Горный Алтай обрёл суверенитет, статус республики. В период установления республики руководитель группы архитекторов, Михаил Делдубаевич Епишев, получил задание подумать над тем, чтобы на въезде в республику установить отличительный знак:
«Самая первая мысль, что пришла в голову — образ коновязи. Отсюда пошла аллегорическая мысль: в целом у нас, территориально, республика — одно образование, один народ с сёлами. Но так как у алтайцев капитальной исторической архитектуры нет, в части таком знаковых моментов появился образ кóновязи.
По своей сути она олицетворяет именно образ национального дома. Где встречаешь и провожаешь гостей. Эта мысль крутилась и создавался этот образ.
Она получилась архитектурно-скульптурным элементом.
Чтобы чётко было видно ориентацию по движению, коновязь у нас получился не круглая, а трёхгранная. По движению въезжаешь — видишь одну грань, а уезжаешь — тыльная сторона.
И площадку надо было на протоках Катуни. Планировалась обзорное место, от которого был виден Бобырган и горная панорама. В принципе, это удачное место — сочетание природы и архитектуры с трассой. Это воспринимается композиционно.
Другое дело – уход. Там берег постоянно зарастает калиной. Надо было ухаживать, чистить.
Конструктивно вариантов было много. Сначала задумали выполнить конструкцию из железобетона. Но такого масштаба и длины железобетон становится «пропеллером». Не выдерживает геометрию и искажается. Условия нашего ЖБИ были — опалубочные формы. К ним подбирались. Долго думали.
А период был безденежный и довольно тяжёлый. Всё выбиралось оптимально, чтобы не переборщить.
Помню такой момент. Выходил товарищ с Минфина и говорил: «Ну что, уважаемые товарищи. В бюджете денег нет. Уголь привезли. Деньги есть только на отопление котельных и на питание детских садов и школ».
Про строительство тогда и речи не было. Суровые времена в плане финансовых возможностей.
С исполнителями, которые работали, рассчитывались ГСМ. Денег же тогда не было. Складывалось и получалось чуть ли не цистерна машина бензина, которой и рассчитались.
Но потом поступила команда: «Ребята. Всё должно быть хорошим, выполнено из серьёзного материала». И мы предложили гранитные блоки.
Мы каждый блок вычерчивали и отдавали в производство. И они пилили гранит, который нанизывали на спецкрепления. На этом всё и держалось. Вот так то мудрили. И стоит!
С обратной стороны планировалось разместить карту республики и какие-то показатели. Но она тогда не появилась.
Когда отработали из гранитных блоков, всё получилось довольно серьезным в конструктивном решении, и в материале, и в восприятии. Как скульптурный знак. Я рад, что материал гранит и в меди скульптурная часть.
Надо ещё и про скульптора-художника рассказать, тот кто из меди выполнил в одиночку герб и сварил аргоном шар — Анатолии Васильевиче Гурьянове. А дирижировать, добывать все материалы пришлось мне, даже порой вкладывал свои средства. Короче, двигал».
Были определённые проблемы при работе с фундаментом, который смог бы выдержать эту конструкцию. Здесь приложили свои знания и опыт дорожники. Им помогала бригада художников Горного Алтая.
Материал, из которого выполнены герб и солнце, медь, со временем почернел. Шар был медный, благородного цвета. Тогда у скульпторов этот материал был модный. Специально добывали медные листы.
Сегодня, благодаря современным технологиям, это можно сделать блестящим. Но он будет тогда, как считает М.Д. Епишев, кричащим. Если золотой делать — надо делать приглушённым, чтобы не смотрелся чужеродным материалом.
Последний штрих
Как считает главный архитектор, в своё время они не учили то, что стела должна освещаться в ночное время. Знак в темноте теряется. Сегодня по Чуйскому тракту в этом месте кругом фонари, а знак не выделен.
«Думаю, что нужно сделать последний штрих и выходить на руководство, чтобы этот момент решили. Потому что площадка должна обозреваться в целом, как комплекс».
Е. Гаврилов, 31 декабря 2016 года. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность М.Д. Епишеву, А.В. Гурьянову, Е.И. Ракитянскому за предоставленную информацию, а также за помощь пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай»