object(stdClass)#495 (57) {
  ["id"]=>
  string(3) "363"
  ["asset_id"]=>
  string(3) "572"
  ["title"]=>
  string(29) "Уймонская степь"
  ["alias"]=>
  string(15) "ujmonskaya-step"
  ["introtext"]=>
  string(8537) "

Уймонская степь («Уймонская долина») — межгорная котловина в Центральном Алтае, располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай между хребтом Теректинский на севере и Катунским хребтом на юге. Протяжённость около 35 км, ширина – 8-13 км. Высота на уровнем моря около 900 м.

Уймонская степь

Туристский район: Район Белухи

Основная река долины – Катунь. С севера на юг степь пересекают горные реки: Маргала - с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта - с правой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Коксу, в переводе означающая «синяя вода».

Геологическая история. См. Уймонское палеоозеро

Основные населенные пункты: Усть-Кокса, Баштала, Кастахта, Курунда, Теректа, Чендек, Полеводка, Маргала, Черная речка (маральник), Октябрьское, Верхний Уймон, Нижний Уймон, Тихонькая, Мульта, Замульта, Маральник, Гагарка.

Известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русские староверы.

«Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки - снеговые вершины горы», - так описывает эти благодатные места В. В. Сапожников.

Туристское значение

Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5-6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта -117, Давос - 130.

Топонимика

В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним «Оймон», Нередко для старинных географических названий возможно несколько вариантов перевода. Так, согласно топонимическому словарю Горного Алтая О. Т. Молчановой, «оймон» - это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймонскую впадину, как ее называют геологи. А вот алтайские краеведы Н. А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В. И. Катынов (с. Курунда) считают, что в корне топонима «Оймон» содержится емкое понятие «ойм» (буддийское «аум»), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как «место сокровенной мудрости», имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом.

Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, легендарную «страну истинной веры», не искаженной патриархом Никоном и его приспешниками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. Калмыками же еще в начале XX в. называли алтайцев и западных монголов - джунгар. Так, и Вахрамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н. К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье. указывал: «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию» (Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992. С. 281). В поисках Беловодья пришли в Уймонскую долину в XVIII в. русские староверы, да так тут и остались.

В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: «Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь».

Источник: Путеводитель «Алтай. Путешествие по Катуни». М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина. Издатель: Пять плюс (Барнаул), 2008 г.

" ["fulltext"]=> string(0) "" ["state"]=> string(1) "1" ["catid"]=> string(2) "82" ["created"]=> string(19) "2014-12-13 10:56:00" ["created_by"]=> string(3) "992" ["created_by_alias"]=> string(0) "" ["modified"]=> string(19) "2015-12-01 05:28:09" ["modified_by"]=> string(3) "992" ["checked_out"]=> string(1) "0" ["checked_out_time"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["publish_up"]=> string(19) "2014-12-13 10:56:00" ["publish_down"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["images"]=> string(173) "{"image_intro":"","float_intro":"","image_intro_alt":"","image_intro_caption":"","image_fulltext":"","float_fulltext":"","image_fulltext_alt":"","image_fulltext_caption":""}" ["urls"]=> string(121) "{"urla":false,"urlatext":"","targeta":"","urlb":false,"urlbtext":"","targetb":"","urlc":false,"urlctext":"","targetc":""}" ["attribs"]=> string(593) "{"show_title":"","link_titles":"","show_tags":"","show_intro":"","info_block_position":"","show_category":"","link_category":"","show_parent_category":"","link_parent_category":"","show_author":"","link_author":"","show_create_date":"","show_modify_date":"","show_publish_date":"","show_item_navigation":"","show_icons":"","show_print_icon":"","show_email_icon":"","show_vote":"","show_hits":"","show_noauth":"","urls_position":"","alternative_readmore":"","article_layout":"","show_publishing_options":"","show_article_options":"","show_urls_images_backend":"","show_urls_images_frontend":""}" ["version"]=> string(1) "7" ["ordering"]=> string(1) "0" ["metakey"]=> string(0) "" ["metadesc"]=> string(0) "" ["access"]=> string(1) "1" ["hits"]=> string(4) "1165" ["metadata"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#505 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#507 (6) { ["robots"]=> string(0) "" ["author"]=> string(0) "" ["rights"]=> string(0) "" ["xreference"]=> string(0) "" ["address"]=> string(42) "{"address":"","lat":"","lan":"","zoom":""}" ["yandex_maps_icon"]=> string(0) "" } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["featured"]=> string(1) "0" ["language"]=> string(1) "*" ["xreference"]=> string(0) "" ["category_title"]=> string(24) "Плато и степи" ["category_alias"]=> string(13) "plato-i-stepi" ["category_access"]=> string(1) "1" ["author"]=> string(12) "Андрей" ["parent_title"]=> string(34) "География и климат" ["parent_id"]=> string(2) "12" ["parent_route"]=> string(25) "altaj/geografiya-i-klimat" ["parent_alias"]=> string(19) "geografiya-i-klimat" ["rating"]=> NULL ["rating_count"]=> NULL ["params"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#506 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#500 (86) { ["article_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_title"]=> string(1) "1" ["link_titles"]=> string(1) "0" ["show_intro"]=> string(1) "1" ["info_block_position"]=> string(1) "0" ["show_category"]=> string(1) "1" ["link_category"]=> string(1) "1" ["show_parent_category"]=> string(1) "0" ["link_parent_category"]=> string(1) "0" ["show_author"]=> string(1) "0" ["link_author"]=> string(1) "0" ["show_create_date"]=> string(1) "0" ["show_modify_date"]=> string(1) "0" ["show_publish_date"]=> string(1) "0" ["show_item_navigation"]=> string(1) "1" ["show_vote"]=> string(1) "0" ["show_readmore"]=> string(1) "1" ["show_readmore_title"]=> string(1) "1" ["readmore_limit"]=> string(3) "100" ["show_tags"]=> string(1) "1" ["show_icons"]=> string(1) "0" ["show_print_icon"]=> string(1) "0" ["show_email_icon"]=> string(1) "0" ["show_hits"]=> string(1) "0" ["show_noauth"]=> string(1) "0" ["urls_position"]=> string(1) "0" ["show_publishing_options"]=> string(1) "1" ["show_article_options"]=> string(1) "1" ["save_history"]=> string(1) "0" ["history_limit"]=> int(10) ["show_urls_images_frontend"]=> string(1) "0" ["show_urls_images_backend"]=> string(1) "1" ["targeta"]=> int(0) ["targetb"]=> int(0) ["targetc"]=> int(0) ["float_intro"]=> string(4) "left" ["float_fulltext"]=> string(4) "none" ["category_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_category_heading_title_text"]=> string(1) "1" ["show_category_title"]=> string(1) "1" ["show_description"]=> string(1) "1" ["show_description_image"]=> string(1) "0" ["maxLevel"]=> string(1) "1" ["show_empty_categories"]=> string(1) "1" ["show_no_articles"]=> string(1) "1" ["show_subcat_desc"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles"]=> string(1) "0" ["show_cat_tags"]=> string(1) "1" ["show_base_description"]=> string(1) "1" ["maxLevelcat"]=> string(2) "-1" ["show_empty_categories_cat"]=> string(1) "0" ["show_subcat_desc_cat"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles_cat"]=> string(1) "1" ["num_leading_articles"]=> string(1) "1" ["num_intro_articles"]=> string(1) "4" ["num_columns"]=> string(1) "2" ["num_links"]=> string(1) "4" ["multi_column_order"]=> string(1) "0" ["show_subcategory_content"]=> string(1) "0" ["show_pagination_limit"]=> string(1) "0" ["filter_field"]=> string(4) "hide" ["show_headings"]=> string(1) "0" ["list_show_date"]=> string(1) "0" ["date_format"]=> string(0) "" ["list_show_hits"]=> string(1) "0" ["list_show_author"]=> string(1) "0" ["orderby_pri"]=> string(5) "order" ["orderby_sec"]=> string(5) "alpha" ["order_date"]=> string(9) "published" ["show_pagination"]=> string(1) "2" ["show_pagination_results"]=> string(1) "1" ["show_featured"]=> string(4) "show" ["show_feed_link"]=> string(1) "1" ["feed_summary"]=> string(1) "0" ["feed_show_readmore"]=> string(1) "0" ["show_page_heading"]=> string(1) "0" ["display_num"]=> string(2) "10" ["menu_text"]=> int(1) ["menu_show"]=> int(1) ["menu-meta_description"]=> string(67) "Список плато и степей Горного Алтая. " ["secure"]=> int(0) ["page_title"]=> string(24) "Плато и степи" ["page_description"]=> string(100) "Информационный туристический портал АЛТАЙ туристский" ["page_rights"]=> string(49) "Ссылка на сайт обязательна" ["robots"]=> NULL ["access-view"]=> bool(true) } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["tagLayout"]=> object(JLayoutFile)#491 (7) { ["layoutId":protected]=> string(19) "joomla.content.tags" ["basePath":protected]=> NULL ["fullPath":protected]=> NULL ["includePaths":protected]=> array(0) { } ["options":protected]=> object(Joomla\Registry\Registry)#492 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#503 (2) { ["component"]=> string(11) "com_content" ["client"]=> int(0) } ["initialized":protected]=> bool(false) ["separator"]=> string(1) "." } ["data":protected]=> array(0) { } ["debugMessages":protected]=> array(0) { } } ["slug"]=> string(19) "363:ujmonskaya-step" ["catslug"]=> string(16) "82:plato-i-stepi" ["parent_slug"]=> string(22) "12:geografiya-i-klimat" ["readmore_link"]=> string(60) "/altaj/geografiya-i-klimat/plato-i-stepi/363-ujmonskaya-step" ["text"]=> string(10713) "

Уймонская степь («Уймонская долина») — межгорная котловина в Центральном Алтае, располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай между хребтом Теректинский на севере и Катунским хребтом на юге. Протяжённость около 35 км, ширина – 8-13 км. Высота на уровнем моря около 900 м.

Уймонская степь

Туристский район: Район Белухи

Основная река долины – Катунь. С севера на юг степь пересекают горные реки: Маргала - с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта - с правой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Коксу, в переводе означающая «синяя вода».

Геологическая история. См. Уймонское палеоозеро

Основные населенные пункты: Усть-Кокса, Баштала, Кастахта, Курунда, Теректа, Чендек, Полеводка, Маргала, Черная речка (маральник), Октябрьское, Верхний Уймон, Нижний Уймон, Тихонькая, Мульта, Замульта, Маральник, Гагарка.

Известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русские староверы.

«Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки - снеговые вершины горы», - так описывает эти благодатные места В. В. Сапожников.

Туристское значение

Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5-6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта -117, Давос - 130.

Топонимика

В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним «Оймон», Нередко для старинных географических названий возможно несколько вариантов перевода. Так, согласно топонимическому словарю Горного Алтая О. Т. Молчановой, «оймон» - это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймонскую впадину, как ее называют геологи. А вот алтайские краеведы Н. А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В. И. Катынов (с. Курунда) считают, что в корне топонима «Оймон» содержится емкое понятие «ойм» (буддийское «аум»), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как «место сокровенной мудрости», имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом.

Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, легендарную «страну истинной веры», не искаженной патриархом Никоном и его приспешниками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. Калмыками же еще в начале XX в. называли алтайцев и западных монголов - джунгар. Так, и Вахрамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н. К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье. указывал: «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию» (Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992. С. 281). В поисках Беловодья пришли в Уймонскую долину в XVIII в. русские староверы, да так тут и остались.

В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: «Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь».

Источник: Путеводитель «Алтай. Путешествие по Катуни». М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина. Издатель: Пять плюс (Барнаул), 2008 г.

" ["tags"]=> object(JHelperTags)#493 (4) { ["tagsChanged":protected]=> bool(false) ["replaceTags":protected]=> bool(false) ["typeAlias"]=> NULL ["itemTags"]=> array(0) { } } ["jcfields"]=> array(0) { } ["event"]=> object(stdClass)#572 (3) { ["afterDisplayTitle"]=> string(0) "" ["beforeDisplayContent"]=> string(0) "" ["afterDisplayContent"]=> string(0) "" } ["prev"]=> string(55) "/altaj/geografiya-i-klimat/plato-i-stepi/346-plato-ukok" ["next"]=> string(61) "/altaj/geografiya-i-klimat/plato-i-stepi/314-ulaganskoe-plato" ["prev_label"]=> string(10) "Назад" ["next_label"]=> string(12) "Вперёд" ["pagination"]=> string(379) " " ["paginationposition"]=> string(1) "1" ["paginationrelative"]=> int(0) }

Уймонская степь

Уймонская степь («Уймонская долина») — межгорная котловина в Центральном Алтае, располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай между хребтом Теректинский на севере и Катунским хребтом на юге. Протяжённость около 35 км, ширина – 8-13 км. Высота на уровнем моря около 900 м.

Уймонская степь

Туристский район: Район Белухи

Основная река долины – Катунь. С севера на юг степь пересекают горные реки: Маргала - с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта - с правой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Коксу, в переводе означающая «синяя вода».

Геологическая история. См. Уймонское палеоозеро

Основные населенные пункты: Усть-Кокса, Баштала, Кастахта, Курунда, Теректа, Чендек, Полеводка, Маргала, Черная речка (маральник), Октябрьское, Верхний Уймон, Нижний Уймон, Тихонькая, Мульта, Замульта, Маральник, Гагарка.

Известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русские староверы.

«Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки - снеговые вершины горы», - так описывает эти благодатные места В. В. Сапожников.

Туристское значение

Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстановка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5-6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта -117, Давос - 130.

Топонимика

В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним «Оймон», Нередко для старинных географических названий возможно несколько вариантов перевода. Так, согласно топонимическому словарю Горного Алтая О. Т. Молчановой, «оймон» - это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймонскую впадину, как ее называют геологи. А вот алтайские краеведы Н. А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В. И. Катынов (с. Курунда) считают, что в корне топонима «Оймон» содержится емкое понятие «ойм» (буддийское «аум»), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как «место сокровенной мудрости», имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом.

Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, легендарную «страну истинной веры», не искаженной патриархом Никоном и его приспешниками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. Калмыками же еще в начале XX в. называли алтайцев и западных монголов - джунгар. Так, и Вахрамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н. К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье. указывал: «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию» (Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992. С. 281). В поисках Беловодья пришли в Уймонскую долину в XVIII в. русские староверы, да так тут и остались.

В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: «Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь».

Источник: Путеводитель «Алтай. Путешествие по Катуни». М.В. Танкова, Т.И. Злобина, Т.В. Вдовина. Издатель: Пять плюс (Барнаул), 2008 г.