Ильинское - Алтай Туристский. Туристический портал

Ильинское (Ильинка) — село Шебалинского района Республики Алтай, при реке Песчаной.

Ильинское

 Шебалинский район Карта

Туристское значение

В селе находится историко-археологический памятник - курганные могильники Ильинка.

Население

На 1 января 2016 года в селе проживало 690 человек.

Сегодня

В селе работает Ильинская средняя общеобразовательная школа (150 учащихся), фельдшерско-акушерский пункт, детский сад «Аленушка», Дом культуры, узел связи, библиотека.

История

Селение Ильинское основано иеромонахом Акакием(Левицкий) в 1854 году. Первыми поселенцами здесь были не местные инородцы, а выходцы из Тогуйской волости, которых и окрестил Акакий, а к ним уже начали приселяться новокрещеные алтайцы.

«Вновь заведенное селение в примерно в 35 или 40 верстах от селения Ануйского. До восьми семейств, кочевавших близ сего места, приняли св. крещение в 1855 и 1856 году, и обзаводится здесь домиками. Новокрещенная вдова Анна Тюдюнекова… здесь устраивает дом для временного пребывания миссии с походною церковью». Некоторые считают, что названию селения предшествовал религиозный праздник Ильин день. Но исторических сведений об этом нет.

В 1859 году село Ильинское насчитывает 10 дворов, в которых проживают 25 мужчин и 40 женщин. В селении располагается православная церковь.

22 сентября 1865 года отмечено о расходовании денег, пожертвованных М.А. Дубовицкой в д. Ильинскую: на земледельческие орудия (20 руб.), семена (8 руб.) и лошадь (12 руб.).

В 1873 году в селе открыта школа.

22 октября 1878 года священником Филаретом Синьковским «на средства местных новокрещеных инородцев, в особенности же усердием Павла Михайловича Веселкова и Александра Михайловича Чичинова и крестьянского семейства Тырышкиным (из селения Ново-Тырышкиной)» заложен молитвенный дом во имя пророка Ильи.

В 1879 году остался неосвященными молитвенный дом в черно-ануйском отделении с.Ильинском по случаю прекращения бесплатного проезда церковнослужителей по России.

13 мая 1880 года освящён молитвенный дом с иконостасом и алтарём, в честь пророка Илии, устроенный усердием миссионера (священник Филарета Синьковского) и не богатых, но усердных у церкви прихожан – инородцев, просторный и благовидный, вместо старого, тесного.

Ильинский храм освящен архиереем и притом первый на Алтае. Освящение совершал Преосвященнейший Владимир, епископ Бийский в сослужении помощника начальника миссии о. игумена Макария, Мыютинского миссионера о. Василия Постникова, Катандинского миссионера о. Иннокентия и Черно-Ануйского миссионера Филарета Синьковского. Освящение храма, литургия, слово Владыки и молебен продолжались около 6-ти часов.

В ноябре 1880 года священником Филаретом Синьковским отмечено хорошее пение ильинских певчих, с усердием управляемые местным учителем-крестьянином Амфилохием Каншиным. «К чести ильинцев надо сказать, что почти все они—большие охотники петь. Усердствующих петь, в особенности из девочек, столько собирается, что клирос оказался тесен, а потому мы обзавелись хорами...»

В Ильинской школе число предметов, преподавания меньше и программа уже, чем в чёрно-ануйской. В числе учащихся, Ильинскую школу посещает один инородец с сыном, из Чумыша переехавший в Ильинское и в этом году с семейством своим крестившийся...

В июне 1881 году особенную встречу сделали и еще большее усердие высказали к Великомученику Пантелеимону с частью целебных его мощей, проносимых по Алтаю, в новокрещенском селении Ильинском. Св. образ ильинцы встретили за много верст от своего селения с букетами из полевых цветов, которых в то время были большое разнообразие и изобилие. Дорога от ворот Ильинской поскотины, до ворот церковной ограды была усыпана травой и цветами, а по обеим сторонам была усажена березками, увешанными венками из цветов. От ворот ограды, до дверей церкви дорога была покрыта коврами. При внесении образа в ограду, женщины снимали с себя платки и шали и бросали их на дорогу. Вся церковь была убрана цветами; посреди церкви на амвоне возвышался балдахин (сделанный в том году для плащаницы) под которым и поставлен был св. образ.

В тех дворах, где служился молебен (величина образа не позволила вносить его в маленькие избушки инородцев), везде наблюдался один порядок: двор усыпан травой, место посреди двора устлано коврами и посыпано цветами, на ковре стоял стол, покрытый белою скатертью; вокруг стола усажены березки; в руках хозяина и хозяйки венок из цветов, который и возлагался на св. образ. Сильный дождь бывший в тот день не сдерживал усердия ильинцев к молитве: молебны служились и во время дождя...

Был составлены приговор: 1) В праздничные и воскресные дни не делать помочей, 2) прекратить картежную игру и 3) в престольный и первые три дня св. Пасхи ни самим не пить вина, ни потчевать им гостей.

В 1882 году посёлок Ильинское, кочевых и оседлых инородцев, насчитывает 50 жилых строений. Церковь, лавка.

В 1885 году в Ильинском на реке Песчаной 55 дворов. Обучается в школе 18 мальчиков и 12 девочек.

В 1887 году учитель Ильинской миссионерской школы Черно-Ануйского отделения Амфилахий Каншин, крестьянин Смоленской волости, получивший домашнее образование, знающий инородческий язык и уже много лет трудившийся на служении миссии в качестве псаломщика и учителя, написал следующее.

«По воскресным и праздничным дням я собираю в училище учеников и взрослых... На беседах и по домам я несколько раз читал из «Сельского Вестника» о будущем 7 августа затмении..., чтобы инородцы не страшились сего, как прежде, по своей старой вере, во время лунных затмений.

Они уверены были, что происходят затмения эти от того, что на луну садится некое страшилище, по имени Ельбегень и закрывает собою свет; инородцы производят тогда страшную тревогу, стреляют из ружей, стучат заслонками, сковородами, железными стременами и другими орудиями, издающими звук, бьют собак, чтобы они визжали и лаяли для того, чтобы испугать этим Ельбегеня и согнать его с месяца. Подобная тревога была и у ильинцев не очень давно, в самый тот год, как я сюда переехал из Черного Ануя.

Зимою, около полночи, мы услышали страшную тревогу; стрельбу, стук, шум, лаяние и визжание собак; ночью толпа народа прибежала к окну моего дома и кричала скорее!: «Давай ключ от церкви, надо звонить в колокола скорее!». Не зная такового обычая их и полагая, что случился где-нибудь пожар, я без памяти выбежал в одном белье и босой на улицу и в испуге едва понял, что они смутились потому, что месяц померк! Ключа я потому только не выдал им, что не мог скоро найти его...

Но ныне при затмении солнца 7 августа ничего подобного не было, хотя вообще все чувствовали страх.

…В нашем селении Ильинске не все новокрещеные одинаково держатся Христовой веры. Есть семьи и далеко не таковы: они церковь Божию посещают весьма редко, а на воскресные беседы, где могли бы вместе с другими христианами послушать назидательные и душеспасительные поучения, никогда не ходят... Вот в последних числах августа, наше общество решилось обыскать колеблющихся в вере и двоедушных христиан, подозревая, что они тайно носят одежды некрещеных, в которые одеваются, когда уезжают в аилы их, стыдясь имени и одеяния новокрещеных, бывают при свадебных обрядах и пирах и даже присутствуют при камлании и едят идоложертвенное.

При обыске, действительно, найдены в трех юртах три чегедека и одна шапка, которые обществом тотчас же были проданы калмыкам, а деньги приложены в церковь....

...Почти все дети очень любят пение церковных песней, молитв и духовных гимнов. Пение духовных песней слышно всюду: при работах, когда гонят скот на водопой, когда едут куда-либо. В праздники вечером соберутся на улице, сядут на прясло и запоют ту или другую церковную песнь; даже в последние дни масленицы, катаясь на конях, а также на катушке во время детских забав слышишь одни только песни церковные, или из «Лепты»...

Кроме чтения и пения в церкви, Ильинские дети доставляют наслаждение своим родителям чтением, по вечерам житий святых и других душеполезных книг. Для этого я назначаю некоторых учеников ходить по вечерам с книгами в указанные мною избы; причем они делают и другое доброе дело, когда я узнаю на воскресных беседах, что кто либо из недавно крещенных неправильно читает молитву, то посылаю к ним школьников своих, которые учат незнающих до тех пор, пока их выучат, хотя бы для этого потребовалось несколько вечеров!..

Вечернее чтение Ильинских детей весьма любезно сердцу их родителей, которые всегда с одинаковым глубоким вниманием слушают иногда одно и тоже чтение, хотя бы оно повторялось несколько раз. Много я радуюсь, видя, как отец, мать и другие старшие члены семьи, сидя вокруг стола при полном безмолвии и тишине, с большим вниманием слушают чтение своих детей — школьников!

Радуюсь и благодарю своих учеников, этих искренних моих друзей, всегда послушных мне; лишь только я скажу им, чтобы они шли в такую то избу для чтения, как они сейчас же с большою охотою берут книжки и бегут в указанные избы, не смотря иногда на поздний вечер.

В заключение считаю не лишним упомянуть о многополезных трудах инородца—старца Адриана Васильевича Чевалкова (родной брат Михаила Васильевича Чевалкова).

...Адриан Васильевич известен Алтаю, как опытный и безмездный врач. Лечит он всех и инородцев и русских и лечит травами. Дело ведет большею частью с успехом... Несмотря на свои старческие недуги, Адриан Васильевич часто ходит по горам, собирая различные травы и коренья, которыми пользует всех без различия с одинаковым усердием. Нередко русские из других деревень приезжают за ним, и он с охотою едет к больным. Он любит ильинцев и до смерти своей не хочет их оставлять. Не меньше и ильинцы его любят и почитают его за… за любовь к ближним».

В 1893 году село Ильинское, Сарасинской инородной управы насчитывает 62 крестьянских и пять некрестьянских дворов. Население составляют 151 мужчина и 142 женщины. Православная церковь и церковно-приходская школа.

В 1895 году из бывшего молитвенного дома устроена школа. Теперь она помещается в собственном поместительном здании. Обучается в ней 29 мальчиков и 8 девочек. Учителем состоит сын диакона Василий Амфилахиев Коншин, окончивший курс Катехизаторского училища. Попечителя школы нет. Пожертвований на оную не было. В училищной библиотеке книг разных наименований 37, в 160 экземплярах.

В 1897 году село Ильинское насчитывает 79 хозяйств. Население его составляют 201 мужчина и 203 женщины. Число грамотных 50 мужчин и 20 женщин. Из построек отмечено 26 домов, 46 изб, 22 юрт. Пять хозяйств не имеет жилых построек.

Не имеющих посева 51 хозяйство. Засеяно: 6,2 десятин озимой ржи, 50,2 – пшеницы, 25,0 – овса, 35,9 – ячменя, 2,8 – ярицы. Сенокосом пользуются 78 хозяйств. Поставлено 18652 копён сена. В Ильинске нельзя решительно установить какой-либо правильности в сменах посевов и периодов залежи. В Ильинске после распашки залежи снимали 3-7 урожаев, а затем земля отдыхала 4 года.

Есть плуги. В основе распределения сенокосных земель лежит право первого захвата: захвативший раз сенокос, устроивший себе острожье, пользуется им до тех пор, пока не бросит.

Мелкого рогатого скота: 21 коза, 224 овцы. Рогатого скота: телят до 1 года – 135, нетелей – 66, 140 – быков, 295 – коров. Лошадей – 948.

Не имеющих рабочую лошадь – 7, С одной рабочей лошадью – 16, с двумя рабочими лошадьми – 13. От 3 до 5 лошадей – 18, 5-10 – 20, 10-15 – 3, 15-20 – 1, 20-25 – 1.

В Ильинском только богачи нанимают пастухов, общественный же пастух имеется лишь для овец, причём плата понижается до 10 коп. за каждую; частные пастухи получают по 20-25 коп. с головы скота.

Без крупного рогатого скота – 8, с 1 головой крупного рогатого скота 13, от 2-4 – 18, 4-6 – 15, 6-10 – 13, 10-15 – 7, 15-20 – 2, 25-50 – 2, 100 и более – 1. Без мелкого скота 51, до 10 голов - 15, 10-20 – 12, 20-30 – 1.

Число хозяйств имеющих пасеки – 16. В них имеются 30 рамочных ульев, 264 колодки. Ульи – простые колоды, выдолбленные из осинового или лиственничного леса, но в с. Ильинском находятся также немного и рамочных ульев. Обычно в пасеке пчеловода-алтайца имелись подвал для зимнего храпения ульев с пчелами и односкатный навес для хранения пустых колод, а русские крестьяне насеки устраивали в заимках, где нередко строили избы и помещения для скота.

Число хозяйств, занимающихся промыслами – 69. Промыслами занимаются 77 мужчин и 18 женщин.

Число душ, платящих казённую подать 46.

В 1899 году по переписи Томской губернии село Ильинское 3-й и 4-й Алтайской дючины, в 25 верстах на северо-восток от стана, на р. Песчаной, со зданием для походной церкви во имя св. Илии и миссионерским домом, в котором помещаются учитель и школа. Включает 20 крестьянских и 50 некрестьянских дворов. В селе проживают 223 мужчины и 220 женщин.

По сведениям Алтайской миссии жителей 303, в том числе инородцев кочевых 105, оседлых 70 и русских 9. Число грамотных 123, неграмотных 180. Народонаселение за десятилетие увеличилось на 20 душ. В школе обучается 21 мальчик и 12 девочек.

В 1899 году в Ильинскую миссионерскую школу назначен на учительскую должность Иван Орлов. Учитель Василий Каншин назначен в Усть-Анзасскую школу, Мрасского отделения. Вновь выстроена церковь, вместо сгоревшей.

В 1902 году в Ильинскую миссионерскую школу назначен на учительскую должность, из не окончивших курс Бийского Катехизаторского училища, Павел Кучуков (вместо гр. Аргокова...). Ильинская школа исключительно с алтайским языком.

В 1904 году село Ильинское, 3, 4 Алтайских дючин – 80 дворов, 189 мужчин и 192 женщины на 80 владеемых десятинах, церковь, миссионерское училище, маслобойный завод, две мельницы.

В 1908 году открылся Ильинский стан... Ильинской стан выделился из Черно—Ануйского отделения, самого многолюдного по православному населению из всех отделений миссии. Назначены два миссионера, из которых один без прихода, все лето должен проводить в стойбищах калмыков с проповедью, а второй поселился в селе Ильинском, вблизи бурханизма. Таким образом, открылся стан, в котором нужда сознавалась давно, но открытию которого препятствовало безденежье.

Необходимые постройки для причта обязались возвести местные жители, обрадованные назначением к ним священника.

В течение 1907-1908 гг. шли споры из-за земельных угодий в селениях Ильинском. Происходили распри между алтайцами и переселенцами из-за земельных наделов.

В 1909 году Ильинская церковно-приходская школа обучает 38 мальчиков и 7 девочек. Православных 44, язычников один. Крестьян 29, инородцев 16. Годовой оклад жалованья учителям от православного миссионерского общества 120 рублей.

В 1910 году священником в селе Ильинском родового управления 2, 3 и 4 Алтайских дючин Бийского уезда с населением 477 мужчин и 429 женщин был Потап Серебренников. Занимались кочевые инородцы хлебопашеством, скотоводством и пчеловодством. В 1910 году Ильинское отделение включало селение Марьинское (200 мужчин и 212 женщин) и заселок Барагаш (116 мужчин и 115 женщин).

Кочевых инородцев, проживающих в Ильинском, было 102 мужчин и 92 женщин.

19 марта 1910 года на заседании уездного съезда в разряд оседлых была перечислена часть кочевых инородцев 4-го крестьянского участка и утвержден список сельского общества. Образовалось самостоятельное сельское общество в Ильинском.

В 1911 году к Ильинскому, согласно списку населённых мест Томской губернии, причислено 180 дворов, 370 мужчин и женщин. Отмечены православная церковь и церковно-приходская школа с 41 учащимся, две лавки и два маслодельных завода. В этом году псаломщик Пророко-Ильинской церкви стана Ильинского, Андрей Суразаков перемещен на должность учителя Александровской церковно-приходской школы, благочиния № 1.

В 1912 году миссионер Ильинска жалуется на распри между инородцами и русскими по поводу земельного надела. Церковные и школьные здания требуют неотложного ремонта, а продолжающаяся распря между двумя обществами связывает руки тем и другим: русское население от ремонта отказывается, так как не уверено, получит ли оно земельный надел, а инородцы без русских одни не хотят ремонтировать.

По этой же причине не строятся и причтовые дома. Миссионер живет на наемной квартире. Инородцы постановили впредь принимать в свое общество только тех, кто не буянит, не продает водку и не играет в карты и в орлянку.

В декабре 1913 года была удовлетворена просьба алтайцев с. Ильинского выделиться и образовать самостоятельное сельское общество, хотя русские крестьяне противились этому. Власти увидели, что причиной сопротивления русских было их стремление продолжать пользоваться лучшими угодьями своих соседей, вопреки их согласию.

В 1916 году в Ильинской одноклассной школе обучалось 37 мальчиков и 23 девочек. Учитель - диакон Василий Ялбачев, окончил Катехизаторское училище.

После свержения самодержавия

В 1917 году в Ильинском активно действуют одна потребительская лавка, одно кредитное товарищество. Существуют два маслодельных завода: один артельный и один частный. На них занято восемь рабочих и сумма производства равна 30.000 пудов.

В Ильинском население было возмущено грабительством купца Бунина, состоявшего в продовольственном комитете. Бунин поехал по делам комитета в город, а когда возвратился, то на следующий же день разложил товары и стал продавать ситец по 3-5 руб. Крестьяне недоумевали: «Бунин приехал на земских лошадях, следовательно, товар не мог привезти».

Когда у него потребовали счета на купленный товар, то у него их не оказалось. Тогда крестьяне, подозревая, что он продает скрытый старый товар, составили на него протокол и потребовали удаления его из продовольственного комитета.

Церковно-приходская одноклассная школа обучает 29 мальчиков и 14 девочек.

Осенью 1917 года в с. Ильинском, во время выборов волостного земства было внесено предложение просить Томский Совет солдатских депутатов прислать для разъяснения всех новшеств делегата... «Как в большинстве деревень Алтая солдат-крестьянин имеет большое влияние, и ему они верят. А это теперь самое главное».

6 марта (21 февраля) 1918 года Г. И. Гуркин в Улале «с божьего благословения» открыл заседание Горно-Алтайского краевого учредительного съезда. В с. Ильинском на решения съезда ответили: «Нечего нас манить в округ, ведь там нам тоже готовых калачиков на деревья не повесят. Нам и в Бийском уезде хорошо».

В конце марта 1918 года был образован волостной Совет в с. Ильинском Песчанской волости. «На днях в нашей волости по инициативе недавно прибывших с фронта товарищей солдат организовался из местного русского населения Совет крестьянских и солдатских депутатов, который с первых же дней своего существования стал проявлять разумную, энергичную деятельность во всех выразившихся его постановлениях и действиях...».

Организаторами Совета были И. Шарабарин и вернувшийся по ранению домой с фронта I-ой мировой войны Василий Иванович Плетнёв. В «Бийской правде» говорилось: «Совет, как защитник народа, резко встал в оппозицию к местным кулакам и вообще врагам народа».

В 1919 году в наступлении на село Куяган участвовал также повстанческий отряд из Ильинки. В борьбе с контрреволюцией селе Ильинке (бывший Шебалинский аймак) смертью храбрых погибли многие комсомольцы. Из 50 комсомольцев в живых осталось только пятнадцать.

В 1920 году создан Ильинский сельский Совет с центром с. Ильинка. В состав Ильинского сельского Совета входили населенные пункты: Ильинка, Арбайта, Гремушка.

В 1926 году село Ильинское включает сельский совет, школу. В селе зарегистрированы 194 хозяйства. Население, согласно переписи, составило 502 мужчины и 550 женщин. Весною 1926 г. комитет в с. Ильинском приобрел машинную шерстобитку, организовал пимокатную мастерскую, в которой было занято семь рабочих.

В 1927—1928 годах отмечен факт, когда глава кулацкого хозяйства Ильинского общества, Шебалинского района, помимо использования труда поденщиков, за год устроил по одной «помочи» (на 1 помочь в среднем приходилось 20 человеко-часов). Он в летнее время нанимался пастухом в Ильинское общество (куда входило его хозяйство), но в свою очередь сам нанимал подпаска, которому платил за работу в течение лета 6 овчинками. Хозяйство этого «пастуха» ни к каким формам найма рабочей силы не обращалось, а наоборот, работники двора работали со своим скотом и инвентарем в маломощных хозяйствах в уборочную страду.

В 1929 году в селе образовался колхоз «Путь партизан». Его председателем был избран Шарабарин Ф.И. Кроме вышеназванного колхоза были образованы колхоз «Герой труда» (председатель Чащин Ф.С), который располагался нижней части села и колхоз «8-марта» находился в урочище Курзун. Непродолжительное время работала промартель «Красный кустарь».

На 1 января 1938 года к Ильинскому сельсовету Шебалинского аймака относились следующие сельхозартели: «Путь партизан»(125 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 412 га, поголовье: КРС – 634, свиней – 27, овец и коз 310, лошадей – 276, денежный доход 134.104 рублей, стоимость ОСП – 73.216 рублей), «Имени 8-е Марта» (24 двора, площадь посевов озимых и яровых – 89 га, поголовье: КРС – 105, овец и коз 5, лошадей – 43, денежный доход 25.144 рублей, стоимость ОСП – 12.914 рублей), «Герой труда»(35 дворов, площадь посевов озимых и яровых – 79 га, поголовье: КРС – 25, овец и коз 5, лошадей – 43, денежный доход 23.646 рублей, стоимость ОСП – 10.720 рублей).

В 50-десятых годах открывается фельдшерско-акушерский пункт.

В 1953 году работает колхозный роддом.

В 1955 году в Ильинский сельский Совет был передан Мариинск из Усть-Канского аймака.

В 1960 году все колхозы Ильинки объединены и образован Барагашского совхоз.

В 1977 году село Ильинка входило в состав Шебалинского района. В этом году прошло разукрупнение совхоза «Барагашский». Выделилось специализированное хозяйство «Оленевод», за счет Ильинской и Мариинской ферм занимающееся пантовым оленеводством.

Знаменитые люди

В 1954 году типичную семилетку в селе Ильинка закончил Николай Семенович Модоров – доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета.

Материал подготовил Е.Гаврилов. 23 ноября 2013 г.

Источники

Ссылка на сайт обязательна!