История села Кулада

Советское время

В 1925 году в Куладинской долине, расположенной под самым Теректинским хребтом, недалеко от вечных снегов, 16 семейств – бедняки, батраки и середняки,– организовали коневодческое товарищество. Грамотных — 9 человек.

После животноводческого товарищества и сельхозартели они перешли на устав сельскохозяйственной коммуны, которую назвали «Дяны Дюрт» («Новая деревня»).

Первоначально коммуна располагалось на 7,5 километров к югу от сегодняшнего местоположения села, на правобережье реки Каракол, между её правыми притоками Сору и Аккем, у безымянного ручья.

Кулада
Кулада. Фото Е. Гаврилова

Местный житель, Ерелдей Ечешев, в 1984 году рассказывал: «Когда-то здесь стояла наша Кулада. Большая была деревня—родина одного из первых алтайских колхозов. Теперь село ниже по реке... А тут остался мой дом, старый мост да вон та коновязь. Здесь я родился, женился, родились мои дети…».

В июне 1931 года в Каракольской долине произошло знаменательное событие. Три национальных алтайских колхоза согнали с гор свои стада. «Специальная комиссия во главе с партийной организацией Онгудайского аймака (района) осмотрела состояние колхозного стада. Смотр собрал 800 колхозников и единоличников, прибывших туда верхом.

После смотра состоялся митинг. Были заслушаны рапорты руководителей колхоза. Лучший колхоз получил красное переходящее знамя.

В результате смотра национальная коммуна «Дяны-Дюрт» объявила себя ударной. Она обратилась ко всем колхозам области с призывов стать в ряды ударников социалистического животноводства.

Коммуна взяла на себя обязательство выполнить план строительства теплых дворов, телятников и кошар. Она обязалась добиться отъёма телят при доении. Коммуна поставила перед собой задачу получения годового удоя 1.000 кг молока от коровы. Все пункты обязательства явились буквально революцией в условиях отсталого алтайского животноводства. Не приходится доказывать огромное политическое значение этого обязательства.

Ударная коммуна «Дяны-Дюрт» - выполнила полностью план по корму. Коммуна укомплектовала молочные фермы, добилась увеличения удойности, улучшила содержание и уход за скотом. Наконец, коммуна, отстроила два тёплых двора и к 15 ноября 1931 года закончила третий...»

В 1931 году в селе была работала экспедиция по обследованию детей на болезни уха, горла, носа. Осмотр выявил большое количество ЛОР-болезней и понижение слуха примерно у одной трети детей.

В урочище Кулада, кроме аилов, пока нет никаких построек.

К 1932 году коммуна с 16 семейств выросла до 120. На каждом ответственном участке ячейка коммунистов добилась полного сохранения стада овец, коров, лошадей.

«Ячейка научилась не только давать задания парторганизаторам бригады, но и постоянно проверять, как выполняются они. В июле ячейка решила: убрать хлеб в две декады и коммунары «Дяны дюрт» впервые по Онгудайскому аймаку закончили уборку и досрочно выполнили план сдачи хлеба государству.

Ячейка ставила парторгов у каждого строящегося двора и они обеспечили трудовой подъём строителей, чтобы закончить постройку намеченных дворов и кошар.

«Крупных баев нет, их ликвидировали, но баи помельче прячутся еще в толще единоличного крестьянства, не все корни выдернуты и нет, нет да и проскользнет кулацкое влияние в среду коммунар. Ячейка научилась остро ставить вопросы борьбы с кулацкой опасностью, зорко и ревниво следит она за тем, чтобы кулак-бай не давал ростков в коммунe, она борется за уничтожение этих влияний.

По иному живет женщина в коммуне… Теперь она в колхозной бригаде, на скотном дворе и не чегедеке доит корову, а в спецовке. Алтайка на ликпункте, в школе, ячейки бригадиром. Ребятишки в детяслях. Общественная пекарня и столовая сделали освободили алтайку от нудной, кропотливой и грязной работы женщины единоличницы.

Дырявая, прокопченная юрта в коммуне уходит в прошлое, новые отношения создают новый быт, а партийная ячейка работает над тем, чтобы быстрее вырвать корни старого, кочевого уклада, чтобы острым ножом ленинского воспитания вернее и быстрее соскоблить азиатчину с недавнего кочевника».

Общее поголовье скота было доведено до 2.445 шт. Коммуна сдала государству 1200 шт. кроликов. Вчерашние кочевники перевыполнили посевной план на 20 га, засеяв 380 гектар. В соседние колхозы по ссылали четыре буксирных бригады.

Неграмотность ликвидирована на 87%.

Члены коммуны Мандаев Адучи, Триянов Мандык, Пряндинов Тюлюнгур, Педняков Шандый, Кудучинов Дохна, Чекурашев Почий, Увалиева Трылах, Ороев Типшике обратились с призывом ко всем колхозникам Алтая и Западной Сибири: «Возможно раньше начинайте сенокошение, боритесь с предрассудками, обеспечивайте скот хорошим кормом! Начиная сенокос в момент цветения трав, мы получим высококачественное сено и обеспечим сток на зиму хорошим кормом».

4 июня 1932 года за исключительные заслуги в деле советского и хозяйственного строительства Ойротии президиум ВЦИК постановил наградить орденом Трудового Красного знамени Папардэ Л. Д.

А 7 ноября 1932 года Куладинская коммуна «ҪANЬ ҪURT», постановлением коммунар «переименовывается в коммуну имени Леонида Андреевича Папардэ. Тов. Гордиенко П. Я. принят почетным коммунаром».

В 1933 года комсомольская ячейка куладинской коммуны им. Папардэ выступила инициатором областного похода за молодняк «Комсомол отвечает за животноводство». Ячейка выпоила 929 голов молодняка. Падеж составил только 1,31%.

«После проработки речи И.В. Сталина на Всесоюзном съезде колхозников ударников, куладинская ячейка коммуны им. Папардэ выдвинула замечательнейшее мероприятие —поход за воспроизводство стада, наименовав его «Сталинской путевкой». Их инициатива снова с большевистским задором подхвачена всей комсомолией области.

«Сталинская путевка» подхватывается комсомолом и парторганизацией Запсибкрая. Она получила большое значение не только среди ячеек, но и среди всей колхозной молодежи. Для обсуждения задач «Сталинской путевки» в большинстве аймаков были созваны конференции колхозной ударной молодежи. На конференциях заключались договора на соревнование по лучшей постановке работы в животноводстве, созданию кормовой базы и т. д.

Среди лучших героев колхозного дела — комсомольцы Кудачинов Тохна и Бахтуев Ярпай.

Кулада
Кулада

В 1934 году куладинская школа активно участвует в перевыборах сельсовета. В школе 112 учащихся, все ученики-колхозники, так как урочище Кулада сплошь колхозное.

«Преподаватели для повышения своей квалификации самостоятельно изучают методы работы с классом. Т.т. Штанаков, И. Кайгородов, имеющие большое педагогическое образование помогают молодым педагогам т.т. Трияноку и Анатову, а также все учителя поступают на заочное обучение».

Учителя взяли на себя обязательство привлечь всех трудящихся на перевыборы сельского совета, для этого они организовали звенья из учеников, которые ходили по дворам колхозников, разъясняли значение перевыборов и извещали о собраниях. Колхозный клуб, в котором происходили собрания, учителя украсили лозунгами и портретами.

В Москву на историческом XVII съезде партии от колхоза имени Папардэ побывал председатель правления колхоза тов. Адун Мандаев.

«Хороших лошадей у Красной кавалерии видел я на параде, таких лошадей надо нам разводить, - сказал Адун. - Тов. Сталин сказал: «Дело животноводства должны взять в свои руки вся партия, все работники». И мы с вами должны выполнить этот наказ тов. Сталина.

Много московских комсомольцев работают под землей в метрополитене являются лучшими ударниками. Косарева видел, слышал, он говорил о большой роли молодежи, комсомольцев в социалистическом строительстве...

Лучшим выполнением указаний великого вождя тов. Сталина, и решений XVII съезда является борьба за выполнение плана воспроизводства стада, за сохранение приплода, за образцовое проведение случной кампании».

Куладинцы также проработали речь тов. Калинина в Ойрот-Тула, речь секретаря обкома тов. Пьянкова о животноводстве. Политотдел МТС провел совещание стариков и старух с молодежью, для обмена опытом.

Колхоз имени Папардэ от мала до велика включился в областной конкурс животноводства, добился больших успехов. Колхоз имеет 2066 голов рогатого скота. 1075 овец и коз, 536 лошадей.

Колхоз разводит лучшую породу арабских коней, 20 из них уже передал Красной Армии.

Свой посевной план колхоз выполнил на 113 процентов.

Знатные люди колхоза—ударники, старики и молодежь: Кудачин Тохна, отец Кудачи Тохна, Уначи, Адунова Кумь, Балурова Уячи и многие другие по-большевистски выполняют решения XVII съезда партии о подъёме животноводства.

В 1935 году в колхозе имени Папардэ «выстроены теплые скотные дворы, телятник на 150 голов, для овец сделаны полуутепленные кошары. Трудящиеся единоличники, видя как с каждым днем крепнет колхозное хозяйство и растет зажиточность его колхозников, вступили в колхоз, который за четыре года увеличился в два раза, сейчас в нем 130 хозяйств. В колхоз проложена хорошо укатанная дорога, проведен телефон и поставлено радио.

В самом центре Кулады выстроена хорошая типовая школа, колхозная контора и клуб, общественная баня и крестовое здание детских ясель. Алтайцы не хотят больше жить в дымных и холодных аилах, они переходят в дома. Кулада строится и становится просторной деревней с хорошими избами, приобретает вид деревни социалистического типа».

В 1935 году сообщается, что в верховьях реки Каракола есть источник, вода которого убивает растения.

27 февраля 1936 года состоялось первое областное совещание отличников животноводства. Были премированы отличники животноводства колхоза имени Папардэ: пастух Чекурашев Ертичи — мужским костюмом, доярка Анчинова Кыра—шелковым костюмом, доярка Чекурашева Чычан — швейной машиной.

В июле 1937 года Ойротский национальный театр дал спектакль для колхозников колхоза имени Папардэ. На спектакле присутствовало около 200 человек.

В 1937 году колхоз был реорганизован и переименован. Похоже, именно в эти годы произошло перемещение села на новое место, где оно и располагается сейчас. Видимо, колхоз распался на несколько более мелких организаций. Колхоз в новой Куладе был назван им. Карла Маркса.

На 1 января 1938 года колхоз «Им. Карла Маркса» Каракольского сельсовета насчитывает 86 дворов, площадь зерновых посевов –241 га, поголовье: КРС – 646, свиней – 23, овец и коз 245, лошадей – 323, денежный доход 38541 рублей, стоимость ОСП – 102255 рублей;

В 1940 году в селе записана ойротская народная песня «Колхозная оборонная» (литературный перевод с подстрочника Ал. Сотникова).

Разрослась в нашем крае тайга,
В густоте нет бурану пути.
Лес штыков у нас есть для врага,
Лес густой — никому не пройти!

Славный ростят орех кедрачи
Для хозяев советской земли
А врагу — приходи, получи —
Мы свинцовый орех припасли!

Звонок утром в лесу птичий гам,
Дивной птицею край наш богат.
Но повсюду навстречу врагам
Лишь железные птицы взлетят.

Если корни ушли в глубину,
Кедру что помешает расти?
Защитить нашу радость — страну,
Сможем крепкие силы найти!

Много, много у солнца лучей,
И лучи те сиянья полны.
Нет светлее и радостней дней,
Чем у нашей, Советской страны.

У орлов не нарушить гнезда:
Всей семьей они кинутся в бой.
За отчизну, за радость труда
Встанут дружно алтайцы горой!

Кулада
Кулада. Фото Е. Гаврилова

В 1952 году в поселке Кулада (председатель сельсовета тов. Кыныев), Онгудайского аймака, имеется начальная школа, в которой учатся дети местных колхозников. Положение в школе критическое: «Школьное здание в течение нескольких лет не ремонтируется. По этой причине пять классных комнат совсем вышли из строя. В них выбиты окна, поломаны двери, полуразрушены печи.

В прошлом году все учащиеся ютились в трёх тесных комнатах. К тому же из-за отсутствия дров занятия часто срывались. Не видно изменений и в текущем году. Минула половина лета, а к ремонту помещения здесь еще не приступали. Не начата и заготовка дров».

В 1962 году село Кулада преобразилось. Радуют глаз фасады жилых домов, паутинки радиоантенн над их крышами. На одной из улиц стоит пятистенный дом, в котором живет Нина Охчиновна Ечибесова. Старший чабан Нина Ечибесова трудится с комсомольским задором. Ей свойственны неуемная жажда к знаниям, ко всему новому, что рождается в жизни.

«За два последних года Нина Ечибесова почти полностью сохранила доверенные ей отары. Она ежегодно перевыполняет задания по настригу шерсти, по снижению ее себестоимости.

Настойчивость, глубокое знание своего дела помогли Нине Охчиновне завоевать почетное звание ударника коммунистического труда. Старший чабан не раз награждалась почетными грамотами обкома и райкома ВЛКСМ. В прошлом году многие барнаульцы видели ее в колонне участников краевого фестиваля молодых победителей предсъездовского соревнования.

Колхозники сельхозартели имени Карла Маркса единодушно выдвинули верную дочь ленинского комсомола Нину Охчиновну Ечибесову кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР».

В 1963 году натуралисту и краеведу Василию Федоровичу Чумакаеву удалось найти в селе Кулада жителей, которые знают письменность, существовавшую в Горном Алтае до появления нынешней — на основе русского алфавита. Оказывается, еще в XIX веке алтайцы пользовались западно-монгольской азбукой. Некоторые долгожители села Кулада до сих пор помнят отдельные буквы этого алфавита. А колхозник Айлдаш Анатов записал всю азбуку из 32 букв. Этому обучил его отец.

По сохранившемуся у жителей Кулады преданию, этой грамоте их обучил алтаец по имени Бор Солтонович Кекуль, который, в свою очередь, обучился у человека по имени Чюрюнг, приехавшего из Монголии.

В 1971 году на берегу реки Урсул хоккеисты Кураты принимали своих соперников из села Кулада. А в сельском Доме культуры на сцене выступали самодеятельные артисты. Школьники съехались со всех окружных деревень. Правление колхоза имени К. Маркса выделило транспорт для подвозки ребят, предоставило им помещение для отдыха.

Кулада
Кулада. Местный музей

В 1980 году областной киноклуб провёл в селе съемки документальной киноленты «Песни Красной Кулады». Село — центральная усадьба колхоза имени XXIV партсъезда. «Это крепкое, хорошо обеспеченное современной сельскохозяйственной техникой хозяйство. Есть в нем школа, больница, спортивные и культурные учреждения. В вузах и техникумах учатся колхозные стипендиаты. Многие жители села — активные участники самодеятельного художественного творчества.

Это интересный рассказ о лучшем в области фольклорном ансамбле, ставшем победителем районного смотра». Скорее всего название «Красная Кулада» и пошло от этого фильма.

В 1981 году Кулада славится ансамблем исполнителей на национальном музыкальном инструменте комусе.

В 1982 году на территории сельского Совета, в Куладе, в Бооче, расположен колхоз имени XXIV партийного съезда. Потомки коммунаров успешно решают задачи развития сельской экономики. Чтут и преумножают мои земляки и другие замечательные традиции, заложенные старшими поколениями.

На протяжении ряда лет Кулада считается селом высокой культуры и образцового общественного порядка. По итогам минувшего года обком партии и облисполком вновь присвоили селу это почет про звание.

В Куладе прошёл областной семинар по вопросам охраны социалистической законности и правопорядка.

На территории сельского Совета действуют три добровольные народные дружины, два товарищеских суда, два женсовета, административная комиссия, комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, инспекция по делам несовершеннолетних. Свыше ста общественников стоят на страже общественного порядка. Это самые авторитетные, уважаемые люди — механизатор Тади Михайлович Киндиков, специалист сельского хозяйства Зоя Итуловна Аспанова, чабан Валентина Яшаева и многие другие.

«Штаб добровольных народных дружин возглавляет председатель колхоза Григорий Барзунович Чекурашев. Членами дружины являются самые достойные люди — передовики производства, специалисты сельского хозяйства...

Специально для работы с подростками создана добровольная народная дружина из учителей Куладинской восьмилетней школы во главе с директором Раисой Ивановной Киндиковой. Учителя-дружинники проводят рейды по квартирам «трудных» учащихся, посещают неблагополучные семьи, проверяют выполнения школьниками режима дня и т. д. Материалы таких проверок рассматриваются на заседаниях родительского комитета и общих родительских собраниях, в инспекции по делам несовершеннолетних.

Всю работу по профилактике в устранению правонарушений возглавляет совет общественности...

Усилия общественности направлены на борьбу с пьянством. Беседы и лекции перед началом кинофильмов, тематические показы киножурналов и специальные книжные выставки, сочетание «клубного» языка агитбригады с ярким языком плаката... Все это дает свои плоды.

На партийных собраниях и заседаниях колхозного парткома, на сходах граждан, сессиях сельского Совета систематически рассматриваются вопросы, касающиеся охраны правопорядка. Очень активно, интересно прошла сессия, обсуждавшая вопрос о новых праздниках и обрядах. Депутатов волновало то, что на свадьбах, как правило, бывает много спиртных напитков, для молодежи, устраиваются вечера также с обилием спиртного.

После сессии женсовет совместно с комиссией по новым обрядам разработали сценарий свадьбы новой — интересной, содержащей национальные игры и ритуалы. О внедрении этого обряда шла речь на собраниях в трудовых коллективах, на сходах граждан, комсомольском собрании и собрании женщин. Первые свадьбы, организованные по-новому, состоялись в Куладе...»

Самодеятельность Кулады считается лучшей в районе, национальный инструментальный ансамбль с успехом выступал и в областном центре, и в Барнауле. Действует любительская студия «Куладафильм», работы которой отмечены на областных, краевых и республиканских смотрах.

В 1985 году в селе Кулада родилось предложение: «Давайте устроим день свадеб». На сходе граждан обсудили детали мероприятия в наметили срок торжества — и конце июня. К этому времени заканчивается большая хозяйственная работа — стрижка овец, и остается короткий промежуток до сенокоса.

Организаторские обязанности возложили на членов исполкома и женсовета, комиссию по новым обрядам и праздникам, культпросветработников. Им предстояло восстановить алтайский свадебный ритуал, о котором знали лишь по книжкам. Выстроилась программа, которая начиналась в доме молодоженов, вторая её часть проходила на стадионе, и заканчивалось торжество дискотекой в Доме культуры.

Первая в истории села коллективная свадьба (чествовали на ней сразу шесть пар) состоялась и, бесспорно, имела огромное воспитательное значение.

Представьте, все в нарядных костюмах, красочно оформлено в честь события село— на стадионе даже поставили праздничную аил-юрту, звучит музыка, поздравления молодым преподносятся исключительно в стихах, импровизированных благопожеланиях аксакалов. Своеобразный колорит празднику придавили исполнение фольклорной группой обрядовых сцен, национальные спортивные игры, особенно конные скачки.

Каждая молодая пара приготовила самодельный приз, и состоялось шесть конкурсов, участники которых соревновались за то, чтобы завладеть памятными сувенирами. Испытания были приготовлены и для молодоженов. Например, одна из невест стала самой лучшей отгадчицей ваших алтайских загадок.

Народный праздник удался. Это признали даже те, кто сомневался, что без спиртного он может быть веселым и долгим... Все убедились: хорошо продуманное массовое мероприятие способствует развитию народного творчества, спорта, утверждению трезвого образа жизни.

В апреле 1986 году на сходе граждан состоялся разговор об утверждении зоны трезвости. Женщины проголосовали «за», мужчины — кто заартачился, некоторые воздержались.

«Всем селом решили проверить, как выполняются предыдущие решения по пресечению пьянства и алкоголизма. Выяснилось, что отходят-таки люди от плохих обычаев. Трезво, достойно уходят молодые ребята в Советскую Армию. А вот обряд сватовства, отмечали многие, еще не обходится без водки. Порой во время сговора сваты и родители просто забывают про молодых. А ведь цель сватовства — разговор о создании, о жизни новой семьи. Важно-то как! Поэтому мы попросили наших культработников, членов женсовета поискать, придумать что-то, призвав на помощь самих же жителей,

Смогли же мы совместными усилиями сделать интересным вечер 8 Марта. Раньше он сводился к докладу и танцам. На этот раз мы заранее объявили, что на вечере в конкурсах будут участвовать представители каждой улицы. Уже одно это вызвало любопытство. Находки были и в программе: частушки собственного сочинения о лучших женщинах, заботливых матерях, соревновании на умелое оформление праздничного столы, исполнение обрядовой песни, на самую быструю швею. Восемь команд участвовало в конкурсах. Победителям вручили в качестве сувениров три самовара и пять чайных сервизов.

Одна деталь: все эта сувениры были куплены на средства из «копилки» женсовета, заработанные женщинами во внерабочее время. И еще одна не менее интересная деталь: победители конкурсов не понесли призы домой, а передали клубам «Келин чай». Женщины приходят обсудить какие-то общественные вопросы, посидеть за чашкой чая, причем обязательно приносят с собой шитье, вязание. Сидят, разговаривают или песни обрядовые разучивают, а руки дело делают. Женщинам эти посиделки нравятся.

Женщинам мы обязаны еще одной хорошей традицией: стали проводиться праздники цветов. Надо принять во внимание условия Кулады. Во-первых, высокогорье. Во-вторых, нелегко было сагитировать заниматься садоводством и цветоводством, когда всю жизнь люди довольствовались дикой красотой гор и тайги. Помогли в начинании работники ОПХ «Горноалтайское», обеспечившие жителей прекрасным посадочным материалом.

И почти около каждого дома рядом с елью стали растёт смородина, облепиха, малина, кусты сирени, пестрели цветники… Решили больше привлекать к этому молодежь и детей, закрепили за ними определенные участки.

Стало развиваться индивидуальное жилищное строительство.

В 1986 году в Куладе уже в течение пяти лет не было не только уголовных преступлений, но даже и мелкого хулиганства. В Совете на почетном месте был выставлен диплом «Село образцового общественного порядка и высокой культуры».

По итогам первого квартала колхоз имени XXIV съезда КПСС вышел победителем областного соревнования. Хозяйству вручено переходящее Красное знамя за увеличение производства животноводческой продукции.

Кулада
Кулада. Деревянная статуя на въезде в село

После уничтожения СССР

В 1996 году последователи буддизма установили в селе двухметровую ступа из белого гранита, в которую были заложены священные тексты, изображения буддийских божеств и благовония, переданные Далай-ламой для этого памятника. В церемонии открытия ступы принимал участие и геше Джампа Тинлей.

В марте 2011 года в селе прошел первый чемпионат Онгудайского района по бильярду на призы Председателя Совета депутатов муниципального образования «Онгудайский район» Эдуарда Михайловича Текенова (5 марта 2017 года на турнире по бильярду, ставшим традиционным, участвовало более 70 человек).

14 октября 2012 года по инициативе Э.М. Текенова с участием пяти футбольных команд из Кулады, Боочи и Горно-Алтайска, был проведён первый турнир по футболу на призы спортивного клуба «Спортиндустрия».

8 декабря 2013 года в селе выступал с гастролями Государственный оркестр Республики Алтай под управлением з.д.и. РФ, министра культуры Владимира Егоровича Кончева.

В сентябре 2016 года село праздновало свою 90-летнюю годовщину. Праздник открыл парад родов-сеоков. Исполнялись народные песни, прошла выставка народных умельцев и мастеров искусств. К дате было приурочено открытие детского городка.

Основная статья Кулада

© Е. Гаврилов, 19 апреля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!