Синюха (Белокуриха)
- Информация о материале
Синюха (Аарча, Белокурихинская, Сумная, Сумна) — вершина Чергинского хребта высотой 1346 м. над ур. моря, расположенная на границе Смоленского и Алтайского районов.
Туристское значение
Когда едешь по трассе Р368 из Бийска в Белокуриху, Синюху видно издалека, но километров за 9-10 она отходит на второй план, закрывается близлежащими горами.
Эта привлекательная вершина мало посещается из-за удаленности от автомобильных дорог. Поражающая своими причудливыми очертаниями, иногда используется в качестве туристского объекта для самоорганизованных групп. Поскольку туристов, проникающих сюда не так уж много, здешние места отличаются особой первозданностью и красотой. Используется как обзорная точка. Грот, находится недалеко от вершины.
Можно выделить несколько основных маршрутов подъема на гору: с северо-востока из Белокурихи вдоль реки Белокуриха (от заимки «Лесная сказка»), с севера вдоль горы Сухая Грива, с юго-востока из села Никольского и с юго-запада от устья ручья Сумной.
Рядом с вершиной находится небольшой гротик, интересный тем, что там произрастает светящийся мох схистостега. Особые клетки мха протонемы (первонити) способны фокусировать тусклый свет, проникающий снаружи. Эти клетки преломляют солнечные лучи, свет проходит через хлоропласт, как через цветное стекло, и отражается уже зеленоватого оттенка.
На самой высокой точке горы Синюха расположен заброшенный и полуразрушенный бывший тригонометрический пункт.
Описание
Расстояние по прямой от Белокурихи – около 15 километров, от села Никольское – около 6 километров. Пеший маршрут оценивается приблизительно 20 километров от Белокурихи. Реки, берущие начало с горы Синюха — Белокуриха, ручей Лопатин и Сосновка.
Ануйский участок земной коры, к которому относится гора Синюха, сформирован слоистыми осадочными и вулканическими горными породами около 450 млн. лет назад. Эти породы определяют рельеф и особенности — сложенный магматическими горными породами массив, с возвышающимися привлекательными изолированными скальными выходами над окружающей территорией.
С северных склонов Синюхи берет начало река Белокуриха, сбегающая в узкую долину, которая превращается в горное ущелье и переходит в Приобскую равнину. Большую часть горы занимают смешанные и сосновые леса, а вершину – россыпи огромных камней. Наблюдается преобладание пихты, а с отметки около 1000м встречаются лиственница и кедр (сибирская кедровая сосна), отдельные экземпляры более 2-х м в диаметре.
Встречаются редкие растения, как например подмаренник душистый, пион уклоняющийся (марьин корень) и представители субальпийской флоры.
Как добраться
Непосредственно в район горы Синюхи ведут только пешеходные тропы. Автомобильная заброска возможна с трассы Алтайское — Куяган и от курорта Белокуриха вверх по течению р. Белокурихи.
Легенды
Это, говорят, случилось в XIX веке. Житель села Ново-Белокуриха Герасим Тырышкин, отбывающий срок в Бийской тюрьме, узнал от умирающего в ней преступника, промышлявшего ранее грабежом караванов на Чуйском тракте, о месте, куда бандиты свозили награбленное имущество – золотые монеты, украшения, дорогое оружие. Это была скрытая от посторонних глаз пещера на горе Синюха.
Поскольку умирающий был последний, выживший из банды, он поведал Герасиму, как найти место хранения награбленного.
После освобождения Тырышкин нашёл эту пещеру, после чего зажил на широкую ногу – отстроил хорошие избы себе и сыновьям. Откуда у него деньги люди узнали, когда он проговорился по одной из пьянок своим собутыльникам. Когда Герасима не стало, его наследство перешло в руки сына Никиты, все дети которого также жили в достатке.
С приходом советской власти большой дом, в котором жил Никита, был отдан под сельсовет. Никита упирался, но был выселен из дома. Как Никита Тырышкин устраивал свою жизнь – неизвестно, но спустя какое-то время он со своим сыном был арестован и расстрелян. Впоследствие в доме Тырышкина была музыкальная школа, отдел социальной защиты населения, а сегодня – городская библиотека…
Топонимика
В 1863 году Г. Н. Потанин писал: «Названия гор на Алтае часто оканчиваются на -ух(а) и основываются или на наружном виде их, или на господствующей растительности». Однако первоначально этот суффикс был перенесен на Алтай переселенцами в составе гидронимов.
В XIX веке названия гор с суффиксом -УХ(а) иногда употребляются еще параллельно со словосочетаниями: Синяя сопка, или Синюха.
Сумная - задумчивая, печальная, тоскливая. По одной из версий подобное названия пришло от казаков, с дореволюционных пор расселявшихся вдоль цепи алтайских гор. Возможно, характерные для культуры печальные мотивы исходят от старообрядческого населения, проживающего в окрестностях горы.
Аарча - это можжевеловая.
В истоках реки Белокурихи у горы Синюхи и поныне сохранилось название Кордон. (13 кордон - это домик лестничества в долине реки Белокуриха, в 5 км от Синюхи, известен еще с 20-х годов прошлого столетия, там заготавливали дрова, пилили лес и т. д.) Предполагают, что название реки сложилось на основе алтайского Беле, означающего «Кордон», то есть по месту истока реки, соответственно, с добавлением слова суу, которым у тюрок обозначалась «река».
Ещё одна версия - Беле-Кур («рябиновый мост»), которую предложил Т.Батуевой алтайский историк Н.Шодоев.
Флора
В пределах парка г. Синюха представлены небольшими фрагментами лиственничные леса. Наблюдаются чаще березово-лиственничные леса, представленные высокотравными типами на горных черноземовидных почвах. В подлеске участвуют боярышник кроваво-красный, иногда с примесью шиповников, кизильника черноплодного, карагана древовидная, рябина сибирская, таволга дубравколистная, черемуха обыкновенная и другие видов кустарников, характерные для нижней полосы лесного пояса. На склонах горы произростает множество красной и черной смородины, малины, крушины, жимолости татарской...
Травяной покров довольно густой, общее проективное покрытие 80-100 %. Из злаков чаще всего встречается бор развесистый, вейник лесной, ежа сборная, коротконожка перистая, мятлик сибирский, овсец пушистый.
Из разнотравья обычно присутствуют борец вьющийся, борец северный, володушка золотистая, купальница азиатская, остистый папоротник, подмаренник северный, скерда сибирская, страусник, чертополох, живокость высокая (дельфиниум), папоротник-орляк и др.
Из бобовых обычны горошек гороховидный и лесной.
В травостое отмечены касатик русский, осока стоповидная, герань луговая.
Также отмечены голубая жимолость, дикий чеснок или колба, линнея северная, клематис альпийский, ясменник душистый, подмаренник душистый, богатый содержанием кумарина; гриб весёлка обыкновенная, или фаллюс нескромный, или сморчок вонючий, или сморчок подагрический.
История
Когда туристы начали посещать Синюху, уходит в далёкое прошлое, в начало XX века. Интересно описание посещения этих мест 9-ой экскурсией под руководством А.А. Хребтова в 1918 году.
«9 июля 1918 года в 8½ часов утра участники пешком тронулись в путь из Ново-Белокурихи без проводника и в 9½ часов вечера очутились под Синюхой среди густого леса.
Тьма быстро наступала и ощупью они искали путь. Наконец, остановились у срубленной сосны-великана (180 лет) и решили здесь на ночлег остаться.
Кстати оказалось сухое и удобное место да и Синюха - дикая и недоступная была пред глазами. Юные участники скоро соорудили большой костер, разостлали брезенты, пальто и разложились все вокруг. Исчезло утомление, раздались веселые звуки русских песен, за ними послышались забавные рассказы, а затем началось и прыганье через костер...
Все это создавало волшебную картину среди темного высокого леса в глухую ночь... Между прочим экскурсанты почувствовали потребность попить чаю. Поиски воды одной группы экскурсантов оказались напрасными: не нашли источника.
Наконец выручил из беды жаждущих воды экскурсант М. И. Донорский, спустившийся с двумя путниками в долину и чрез 1,5 часа принесший чайник с водою. С криком «ура» приветствовали возвратившихся храбрецов сидевшие у костра экскурсанты.
Вскоре вскипела вода и все напились чаю. Усталые экскурсанты один за другим стали засыпать, а двое из них ухитрились уснуть на соседних высоких березах.
В 5 часов утра назначен был подъём на гору (улеглись в 3½ часа утра!) Быстро поднялись с зеленой постели экскурсанты и снарядились в дорогу.
Решено было пробить прямой путь на Синюху и не искать обычной тропы к ней, но этот опыт оказался не только тяжелым, но и не совсем удачным. Натыкаясь на сучковатый валежник, скрытый в чаще трав «черневого» леса, они падали друг за другом.
Рвались костюмы, разбивались чашки и терялись вещи: экскурсантам пришлось переваливать чрез несколько отрогов, спускаться в долины и передвигаться по непроходимой «черни».
Утренняя pоса и холодная вода ручейков некоторое время поддерживали бодрость духа, но затем потеряли свою жизненную силу. Выбились из сил заблудившиеся путники, сели на гнилые вековые пни и сучковатый валежник и стали обдумывать свое положение, а некоторые, из них болеe юные стали впадать в малодушие и тем более, что хлеб, рассчитанный на три дня (10 фунту в день), они съели в первый же день.
Попутно здесь вспомнили предостережение встречных крестьян серьезно утверждавших, что леший всегда водит путников вокруг Синюхи, но на неё никого не допускает. Да и последняя незаметно как то исчезла из виду.
Нет худа без добра. Экскурсанты испытали и удовольствие; они услышали монотонное, тихое, замогильное пение удода (немая кукушка по-алтайски), вполне гармонировавшее с природой тайги, с её мертвой тишиной, а где-то вдали журчал ручеек...
Взглянув под ноги, они пережили и другое удовольствие. Узнав, что растение, вызвавшее внимание ботаника, называется «колбой» экскурсанты собрали и с жадностью съели ее без остатка (почему в июле колба - возможно, ошибка А.А.Хребтова - Е.Г.).
Наконец, решив не спускаться в долину и не подвергать себя дальнейшим пыткам, экскурсанты по косогору двинулись вверх и неожиданно наткнулись на желанную Синюху. Радости не было конца и кричали они дружно «ура».
Черепашьим шагом, а то и ползком, переползали они с камня на камень на гору. Усталые они мало обращали внимания на алтайские растения. Отсутствие воды и сильная жажда отзывалась на путниках печальным образом.
И только надежда взобраться на одну из высоких скал Синюхи и испытать особое удовлетворение ослабляла естественное недомогание и жажду.
Наконец-то, путь был пройден с большим трудом. Одна группа экскурсантов, более подвижная, взобралась на высокую и малодоступную скалу, а другая устроилась на первой же более доступной скале.
Здесь на Синюхе открылся широкий вид на три стороны: север, восток и отчасти на запад.
Соседняя гора «Сума» закрывала горизонт запада.
Путники улеглись для отдыха на обнаженном граните, в трещинах которого приютились обыкновенный можжевельник, рябина, низкорослая березка, сибирская пихта, ель, кедр, сосна и сибирская лиственница покрытая лишайниками, а бадан — алтайский чай расположился на выветривающемся граните широкой полосой и как бы горделиво считал себя застрахованным от хищнического нападения врагов природы, занимающихся сбором его корневищ для нужд кожевенных промышленников.
Желая ознаменовать восхождение на гору, экскурсанты привязали к ели белый флаг с надписью: «Да здравствуют любители природы! Берегите и храните природу! Да здравствует Алтайский народный Университет!».
Хотя гора Синюха от места ночлега, по-видимому, была совсем близка, но на подъем потребовалось 6 часов (от 5½ ч. у. до 11½ ч. д.)
Не располагая достаточным временем для подробного обследования этой горы и в частности—для ознакомления с монахом, живущим в одной из пещер южной стороны горы, экскурсанты в 2½ ч. пополудни стали спускаться вниз по направлению к старому кордону».
По данному отчёту можем без сомнения утверждать, что в пещере Синюхи жил в 1918 году монах. Далее идут полубыли-полулегенды.
Утверждают что в этих местах монах Иван, а место, где он жил до сих пор именуется Иван-камень. Поселился он в двадцатые годы двадцатого столетия. Построил себе избу и был он колчаковцем.
Из сказанного полезное только то, что монаха звали Иван. Но жил, получается, он не у избушке, а в пещере. И не был колчаковцем.
Далее в рассказах сплошной вымысле. Что на каждые выходные бегали к нему бабы молиться и съестных припасов приносили. Потом мужики сожгли его избу, и больше его никто не видал...
Из сказанного следует только то, что жил монах Иван ещё в двадцатых годах и в какой-то момент его не стало…
А окончание легенды такое, что дух монаха бродит по лесу, стережет покой Синюхи, следит за порядком и охраняет животных. Никто из местных около вершины не охотится, боятся разгневать дух монаха.
А женщины так переживали над уходом монаха. А под Палкиным утесом (почему там?) так изливали слёзы, что на том месте с тех пор якобы бьет прозрачный чистый ключ.
Экскурсии к Синюхе со временем сменились плановым туристическими маршрутами. Туда даже шли пионерские тропы…
В семидесятых годах на горе Синюха был оборудован тригонометрический пункт, тригопункт. На сегодняшний день он не годный, потому что изменилась высота. Организация, которая его обслуживала, ликвидирована в 90-х годах.. Раньше здесь проводили теодолитную съёмку. Сегодня она производится на основе аэро- космоснимков и Глонас и GPS. А остатки тура до сих пор свидетельствуют о геодезии прошлого...
© Е. Гаврилов, 7 марта 2022 г. Ссылка на сайт обязательна!