Белé (Беля, Белэ, Бэлэ, Белё, Пеле, Пелэ, Пеля) — село (кордон) на юго-восточной стороне оз. Телецкого, Челушманского сельского поселения, Улаганского района, Республика Алтай. Это четвертый и самый маленький поселок на берегах Телецкого озера. От носится к Алтайского биосферному заповеднику. Окружено Беле следующими горами: Беле(1611 м), Тушту, Челюш, Чири. На противоположном берегу Телецкого озера располагается вершина Корумбу.

Беле

Улаганский район Карта

Туристский район: Телецкое озеро

Население в 2013 году оставило 29 жителей.

Туристское значение

В 200 м от поселка Беле, рядом с тропой стоит каменное изваяние - единственный подобного рода археологический памятник, сохранившийся в Прителецком районе. Впервые науке о каменном изваянии на юго-восточном берегу Телецкого озера стало известно с 1925 года. Именно того года фотография хранилась в архиве известного археолога М.П. Грязнова. Обнаружил каменное изваяние А.Н. Глухов в ходе Алтайской экспедиции, которая исследовала, в том числе, и приустьевую часть Чулышмана и берега Телецкого озера.

Еще один уникальный памятник находится в 4 км от поселка Беле. Согласно архивным данным, в марте 1754 г. на Телецком озере побывал сборщик ясака из Кузнецкой крепости Алексей Бутримов. Он сообщал, что телесцы вместе с «саянскими людьми» построили для защиты от цинских войск две крепости. Одна находилась «за Телеским озером на Усть Чулышману», а другая была расположена примерно в 40 верстах от устья реки Чулышман. Сегодня это мыс Артал, что на восточном побережье Телецкого озера. Здесь были обнаружены остатки кладки из рваного камня. Предполагают, что эти сооружение выполняли роль бастионов и оборонительных валов. Общая протяженность оборонительного вала составляла 110 м, ширина - около 2 м, высота - 0,4 м. Эти сооружения на мысе Артал предположительно служили для защиты Чулышманской долины от вторжения с севера. Вероятнее всего, вал был сооружен в XVII веке.

Топонимика

По О.Т. Молчановой беле — по-алтайски рябина (дерево и ягода).

Климат

Средняя дата последнего заморозка на Беле -12 мая. Высота снежного покрова на последний день первой декады ноября в 1941-1958 гг. - 5 см. Это самое теплое место на Телецком озере.

Фауна

В.В. Сапожников отмечал в 1911 году: «Туземцы говорят, что в горах у Беле водятся медведи, лоси, маралы и каменные козлы». В районе Чулышмана выше, чем в прибрежной части Телецкого озера от залива Кыга до кордона Беле плотность горностая, потому что большая площадь занята под сельскохозяйственными угодьями и, вероятно, менее глубокий снеговой покров, особенно в субальпийской и альпийской зонах.

Обычна рысь, особенно в местах постоянной добычи нужных ей животных. В прителецкой тайге в 1932-1936 гг. многочисленна была косуля, только в ур. Беле за день видели до 28 особей, наблюдались и многочисленные случаи нападения на них рысей.

На наличие большого количества волков указывает факт, что близ кордона Беле волки загнали маралуху в озеро 20 мая (1966), которой до отела, как показало вскрытие оставалось 10 дней.

В многоснежную зиму 1960/61 гг. маралы кормились близ кордона Беле из стогов сена, не обращая внимания на облаивающих их собак. Чувство страха у них было притуплено, сил убегать не было. Они подпускали людей вплотную и не пытались убегать. Главными врагами маралов являются волки, особенно зимой, когда они охотятся стаями. Только на южной оконечности Телецкого озера по реке Кыга на расстоянии 10 км от устья обнаружили за 20 лет (1963-1983) 82 марала задавленного волками. Во многих местах на Алтае существуют волчьи «загоны». Это крутые скалистые узкие и тесные места в ущельях, обрывы, куда хищники стараются загнать маралов и где им легче справиться с этим сильным зверем.

Геология. Берега района Беле сложены легкоразмываемыми древнеледниковыми отложениями, которые образуют значительный шлейф на дне озера.

Сегодня. На террасах Беле расположен довольно большой фруктовый сад, который дает прекрасные урожаи. Поселок Беле и фруктовый сад относятся к территории заповедника. Сад поделен на участки, за которыми ухаживают жители поселка, они же и собирают урожай. Здесь произрастает «самый лучший» яблоневый сад в прибрежной части Телецкого озера, в котором выращивают яблоки сортов мельба, пепин шафран, антоновка, грушовка.

В Беле установлена автоматическая метеостанция.

История

Издавна в урочище Беле, и местам по реке Чулышману селились телесы. Год формирования селения как такового установить не удаётся, ввиду удалённости этих мест от транспортных артерий и трудности проникновения в эти места в прошлом (да и настоящем). Как итогом вышесказанного, является отсутствие урочища (селения) в списках населённых мест до 1926 года (советское время).

В 1884 году в урочище Пелѝ за собственный счёт и средства новокрещёных жителей, Михаил Васильевич Чевалков начал постройку на единственной в окрестностях Телецкого озера «удобной для жительства» террасе молитвенного дома. У этого строительства своя история.

В 1882 году М. В. Чевалков на обратном пути из Улалы в Чулышман, проезжая озеро, проведя 20 суток в пещере, израсходовал запас съестных припасов. Их оставалось дня на два, а, может и того менее. Работники его и псаломщик готовы были плакать, а М.В.Чевалков тайно от них молился. Вот что произошло далее:

«В один день, поднявшись рано, я (М.В. Чевалков) посмотрел и вижу, что озеро ночью замерзло. Я попробовал лед около берега и нашел, что поднять человека не может. Еще ночевали; смотрю: озеро крепко замерзло; а ветер дул попутно по направлению к Чулышману. Мы взошли на гору и оттуда увидали, что озеро замерзло верст на 20, а далее на таком же пространстве не замерзло.

Мы, не имея возможности провести лодку до того места, где озеро не замерзло, из палатки нашей сделали к лодке парус и столкнули лодку на лед и когда стали двигать ее по льду, то она легко пошла. По мере того, как усиливался ветер, лодка двигалась быстрее и быстрее. Мы уже стали ее сдерживать, а для этого привязали к ней веревки и с обеих сторон лодки, сдерживая за веревки, мы бежали вслед за ней. Когда прибыли к тому месту, где вода не замерзла, — мы сварили и напились чаю.

После этого, когда мы спустили лодку на озеро и поплыли, вдруг поднялся ветер с туманом и снегом. На озере поднялась большая буря. К тому же и берега были не видны. Мы сбились с пути.

В таком беспомощном положении мы отдались в волю Божью; не стали грести и дали лодке свободу. Когда ветром забило нашу лодку в сплошной лед, спутники мои стали кричать и плакать. Некоторые говорили: «Дно золотого озера будет гробом, где лягут наши кости». Повторяя это, они легли на дно лодки; а волны со льдом били лодку с обеих сторон.

Я весьма опасался, что лодку скоро разобьет. Сверх того, плач спутников моих трогал мое сердце и я весьма скорбел. В это время в мыслях моих мне представился как бы воочию Св. Николай и припомнилась мне его помощь в прежнее время, ибо он, когда я неводил прежде, дважды мне помог. Тогда я дал обещание поставить в честь его на берегу озера молитвенный дом. С того прошло уже много времени, а я обещания своего все еще не исполнил.

Вспомнивши теперь об этом, я стал молиться Святит. Николаю, говоря: «Если теперь спасён буду от смерти, то здесь, на берегу озера, в честь твоего имени поставлю молитвенный дом». Между тем лодка наша вошла в лёд почти на тридцать сажен. С каждым напором ветра она двигалась всё дальше.

Помолившись Святителю Николаю, я увидел, что лед от носа нашей лодки начал раздвигаться надвое. Впереди лодки озеро очистилось от льда (узкой полосой) до самого того места, где уже не было льда,— и впереди открылся путь, подобно просеке среди густого леса. Лед шёл против ветра.

При виде такого чуда, жар проник тело мое;— я был в трепете; гортань онемела и я долго ничего не мог проговорить. Потом сказал спутникам: «Вставайте, — не плачьте,—Бог нам помог». Они поднялись, и молча перекрестились.

Я направил нос лодки в очистившееся от льда место и лодка сама туда стала двигаться. Работники мои взяли весла и хотели было грести, но я запретил им это,—запретил для того, чтобы они видели милость Божию; мы нисколько не греблись, а лодка сама, будто двигаясь на веслах, плыла и вышла изо льда.

Мы оглянулись назад: открывшаяся дорожка, которую мы проехали, опять сошлась в массу сплошного льда. Пока мы стояли в раздумье, по какому направлению нам теперь плыть, пространство очистилось от тумана и снега и показались берега Белѝ; туда мы и направились плыть водою.

Так, по милосердию Божию, с помощью Св. Николая, мы вышли на берег Белѝ. Пока там варили и пили чай, никто из нас ни одного слова до проговорил. Через некоторое время, я сказал: «Ребята! Видели ли вы это чудо?»

Жена моего работника ответила: «Если, кто из нас скажет, что в этот день я не видал чудесной помощи Божие, да накажет того Бог». Другие, сказали: «Конечно, это чудо мы не забудем во всю жизнь нашу».

В тот день ночевавши, при Божией помощи переправились через озеро и вышли в Кырсае, что на устье Чулышмана. Пока доехали до дому, мы чувствовали на душе скорбь, как будто обвинённые в чем.

На второй год, исполняя моё обещание я построил во имя Святителя Николая молитвенный дом, в котором есть и престол. Пока строился этот дом, все язычники, там жившие, уверовали в Бога и крестились. Некоторых из них крестил преосвященный Макарий. Всех крещеных там более сотни».

В 1889 году в Пеле, в 30 верстах от чулышманского стана на север, на правом берегу Телецкого озера отмечен молитвенный дом во имя свят. и чудотворца Николая. Жителей — инородцев кочевых 143 человека.

В 1897 году по сведениям Сергея Порфирьевича Швецова по правому  берегу Телецкого озера, в 15 верстах от Кырсайя (Курзай) расположены на береговых террасах юрты Беле. Зимовки и летовки расположены недалеко друг от друга – от ½ до 2 верст. Летовки раза два в лето переносятся с места на место, когда скот достаточно удобрит землю. Такое унавоженное место в следующий год распахивается и засеивается. Таким образом, пашни находятся между аилами и расположены кругами; загораживает пашни каждый аил для себя. Сенокосы также огорожены, причём 8 домохозяев имеют общую поскотину, внутри которой и пользуются сенокосом, не допуская никого из посторонних; остальные аилы огораживает каждый свой участок отдельно. Пользование сенокосами и пашнями семейное, наследственное.

Вместо бороны в те времена служила для заделки посеянных семян «сала», «чаща», т.е. срубленное дерево с пообсечёнными концами ветвей, которую вершиной привязывали, как и андазын, к оседланной лошади. Сверху этой лесины, бороздящей при работе и в тоже время поверхностно заметающей распаханное место, для тяжести наваливались камни. В аилах на урочище Беле некоторые хозяева заменили «чащу» боронами с деревянными зубьями, по-алтайски – «тырмууш», - напоминающими своим устройством грабли, но значительно грубее и массивнее их.

На Беле сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны. Приготовление толгоков вытеснялось обычными приёмами заготовки сена, т.е. собиранием его в копны после предварительной просушки, а затем метанием в стога.

На урочищах Беле кочевники прибегали к удобрению почвы, которое отмечено теми же первобытными чертами, как и земледельческие орудия, способы хранения зерна и проч.

На Беле летние стойбища переносились дважды с места на место; цель переноса – удобрение почвы, которое состоит в том заназмлении, каким сопровождается стоянка кочевника, имеющего скот, загоняемый на ночь в загородку. Такое заназмлённое место, носящее называние «чалма», на следующий год разрыхлялось андазыном и абылом и засевалось ячменём.

Зимние юрты с той же целью также переносились, но реже, в 3-4 года раз. Место из-под зимовки называлось «öтöк» и считалось лучше, чем «чалма», что объясняется большим сравнительным заназмлении почвы.

Сувахов в Беле не было.

В 1905 году Виктор Иванович Верещагин отметил в своих записках, что из урочища Кара-Таш есть прямая тропа к Телецкому озеру, проложенная сойонами. Она ведет в урочище Беле.

И 1906 году в этих местах побывал с обозрением епархии высокопреосвященный Макарий, Архиепископ Томский. Макарий был озабочен был подысканием учителя для миссионерской школы на Пеле в вершине Телецкого озера, такого учителя, который был бы знаком с бытом инородцев, умел бы говорить с ними на их языке и был бы в рясе, т. е. поавторитетнее и посолиднее, чем какой-нибудь неуклюжий пиджачник.

При совершении 19 июля литургии в Чемале Высокопреосвященнейший рукоположил во диакона местного псаломщика из инородцев Алексея Тозыякова, определил штатным псаломщиком к Усть-Башкаусской церкви Чолышманского отделения с усиленным содержанием в 300 р. Тозыяков обратил на себя внимание только за всенощной, накануне, своим пеним и чтением, и владыка, получив от него согласие служить в пределах Чолышманского отделения, решил, что он будет и самым подходящим учителем миссионерской школы на Пеле, и рукоположил его почти неожиданно для всех и для самого посвященного.

«Переправившись после полудневки на другую сторону часов в восемь приплыли для ночлега в Пеле —месту в верховьях Телецкого озера, которое русские называют «прилавками». Название довольно меткое: береговой подъем имеет здесь форму горной террасы, спускающейся к озеру огромными и широкими уступами, продолговатыми площадками, как бы исполинскими лавками.

Наверху прилавок живут новокрещеные инородцы. Они, завидев лодки на озере, спустились на берег и при встрече поднесли владыке в подарок огромного тайменя, около пуда весом, пойманного незадолго до приезда его. Высадившись, по обыкновению, тотчас развели костры и стали вечерять за чаем...

После вечерней молитвы на открытом берегу свита и спутники поднялись на верховых лошадях вверх на прилавки. Преосвященный же остался ночевать на берегу в палатке; с ним были келейник, стражник, зайсан и кое-кто из инородцев.

В Пеле среди калмыцких юрт стоить памятник умершего миссионера о. протоиерея Михаила Чевалкова—построенный им с большими хлопотами молитвенный дом и здание для школы, сооруженное на средства священнической вдовы Спасской. В этой то школе и приютились... Прошлой зимой занимался в ней с детьми инородец миссионер о. Ан. Пояркин, обучая их закону Божию и грамоте.

Теперь школа передана владыкою в заведывание новопосвященному о. диакону Ал. Тозыякову с разъяснением предстоящих ему подвигов на этом важном и нелегком поприще. В молитвенном доме о. Пояркин, по прибытии утром Преосвященного, отслужил на алтайском языке литургию...

При выходе из храма, преподавая инородцам благословение... В заключение просил их принять посильное участие в ремонте своей постаревшей церкви и в производстве поправок в школьном здании. Когда же на его вопрос они изъявили согласие исправить и то и другое, то, поблагодарив их за послушание, он роздал детям их разные подарки, материи же их, женщинам и девицам даны были на память, крестики, стеклянные украшения, бусы, иголки, нитки и проч.

Погода все не благоприятствовала, стояла пасмурная, небо серое, тучи свинцовые, в воздухе сыро, и на душе как-то не весело, тяжело, скучно!...»

В 1908 году Верещагин В. И. написал, что «местные монахи рассказывают, что здешние инородцы— даже крещенные—на Телецком озере (особенно в урочище Беле) до сих пор «камлают», но большею частью зимою».

В 1910 году Беля, в 30 вер. от стана на север, на правом берегу Телецкого озера, с молитвенным домом во имя Св. и Чудотв. Николая, построенным на средства покойного миссионера, протоиерея Михаила Чевалкова и самих инородцев, по случаю принятия ими св. крещения в числе 130 душ обоего пола насчитывает 180 кочевых жителей-инородцев.

В 1911 году мы находим описание этих мест у Василия Васильевича Сапожникова: «От Чулюша вдоль пологого берега до мыса из гальки 1 ч. 20 м., а еще 1 ч. 10 м. до местности Беле. Уже задолго до остановки у Беле горы отодвигаются от берега, а к озеру подходит крутым обрывом высокая терраса; на профиле обрыва выступают столбы с правильными светлыми полосами, где слон конгломерата переслаиваются плотными отложениями песка.

От удобного берега можно крутой тропинкой пробраться на верхнюю площадь террасы; там открывается довольно широкое плато с аилами, посевами и пастбищами; ближе к обрыву стоит деревянная школа и небольшая церковь, от которой открывается великолепный вид на озеро и на горы противоположной стороны, между ними особенно выступают Кара-корум и Алтын-ту…

Если продолжать путь вдоль восточного берега, то через 2 часа плавания можно достигнуть юго-восточного залива и устья р. Кыгы. От Беле можно переплыть и прямым путем на Кырсай при устье Чулышмана, на что потребуется 1 ч. 20 м. Однако пускаться поперек озера при ширине до 5 километров следует только при хорошей погоде, чтобы на середине озера не быть застигнутым волнением; в противном случае лучше окружить озеро вдоль берега».

В 1911 году на попечении миссии в одноклассной миссионерской школе в Беле Чолышманского отделения Усть-Башкаусского прихода, 1-й Чуйской вол. (бл. 1) обучалось 13 детей.

В 1925 году А.Н. Глухов обнаружил небольшое каменное изваяние у с. Беле.

В 1926 году в урочище Беля было 12 хозяйств, в которых проживало 22 мужчины и 29 женщин.

С 1962 года по призыву одного из первых садоводов-мичуринцев Сибири Михаила Афанасьевича Лисавенко и по инициативе директора Яйлинского лесхоза Константина Рослика на Белинской террасе был заложен крупный яблоневый массив.

С 1962 по 1963 годы в окрестностях поселка разбит сад площадью 41,8 га. По воспоминаниям Розы Егоровны Телековой: «Нелегко было. Транспорта не было - первые саженцы приходилось таскать на себе в мешках в гору». На участках, которые пользовались удовлетворительным уходом, деревья отличались сильным приростом, темно-зелеными листьями, а плоды по качеству были лучше, чем в Яйлю.

В 1969 году в Белинском саду была начата работа по перепрививке ранеток и малоценных крупноплодовых сортов, а также заложен питомник на две тысячи сеянцев для размножения ценных сортов, особенно летних - «Куинте», «Окере», «Июльская-Черненко», «Медуница», «Мельба», зимних - «Витязь», «Пепин Черненко». Всего на Беле было посажено 80-90 сортов.

3 октября 2010 года на Беле прошел практический семинар «Будущее за альтернативной энергетикой». В ходе практической части семинара была торжественно открыта работа мини-ГЭС, мощностью 600 Вт. Особенностью этой мини-ГЭС являлось то, что сконструировали ее в течение 10 дней два человека. Материалом для мини-ГЭС послужили детали от старого трактора и старого генератора. Энергии, вырабатываемой мини-ГЭС хватало на полное обеспечение домика кордона.

В 2011 году на Беле на территории Алтайского заповедника в Республике Алтай появилась электроэнергия от ветроэлектростанции, которая состоит из трех ветряков и десяти аккумуляторов.

Материал подготовил Е. Гаврилов. 21 декабря 2013 г.

Источники

Ссылка на сайт обязательна!