Алтайцы (Алтай-кижи)
- Информация о материале
Алтайцы (Алтай-кижи) — один из коренных народов России, является титульным этносом Республики Алтай. Согласно переписи 2002 г. в республике проживало 205 тыс. человек, в том числе 62 тыс. алтай-кижи. Становление алтай-кижи восходит к теленгитско-телеутской общности, дробление которой началось на исходе позднего средневековья. Политическое и культурное взаимодействие с западными монголами определило специфику формирования алтай-кижи. Финальные стадии их консолидации в конце XIX в. были связаны с возникновением религиозного движения бурханизма, отрицающего родовые шаманские жертвоприношения и утверждающего верховную власть светлого божества Ак-бурхана.
Собственное наименование «алтай-кижи» означает «человек Алтая». Этот народ относится к южносибирской переходной расе большой монголоидной расы; входят в алтайскую этнокультурную общность; говорят на одном из тюркских языков; алтайская письменность была создана в XIX в. на базе русского алфавита; современная литературная норма сформировалась на основе диалекта алтай-кижи.
В социальном устройстве алтайцев сохраняют свое значение родовые структуры. Сегодня на Алтае существует 80 сеоков — родов. Сеок — это собственно «кость», члены сеока имеют одну «кость» и являются родственниками; браки внутри рода запрещены. Каждый род алтайцев имеет собственное божество — тос, священную гору — тос тайга или байлу тайга, священное животное или птицу, дерево или кустарник, которые именуются байлу аны, байлу кужы, байлу агажы. Воплощением этого культа служат священные, увешанные ленточками деревья на перевалах.
«Двоеданцы» Саяно-Алтая
В XVII-XVIII вв. племена Саяно-Алтая находились на спорной территории между несколькими крупными направлениями экспансии. Когда русские казаки предложили енисейским кыргызам Минусинской котловины принять российское подданство и платить ясак, те сообщили, что уже платят алман Алтын-хану, а также должны поставлять хотогойтам по сто лошадей в год. В середине XVII в., когда силы Алтын-ханов были подорваны джунгарскими походами, енисейские кыргызы попытались избавиться от их власти, однако это закончилось карательным походом 1652 г. войска Алтын-хана в Минусинскую котловину и разгромом кыргызов. Посредничество Красноярских воевод спасло их от дальнейшего уничтожения. Дважды, в 1656 и 1663 гг. кыргызам приходилось бежать от войска Алтын-хана Лочжана на север и в горы.
В дальнейшем народы Саяно-Алтая оказались в буферной зоне между территорией, подконтрольной России, и землями Джунгарского государства. Равновесие сил России и Джунгарии в этом регионе привело к ситуации двоеданничества и двоеподданства Местное население вынуждено было платить дань обоим сторонам. Джунгарское влияние в Саяно-Алтае ослабло с уходом в Джунгарию енисейских кыргызов в 1703—1706 гг. Однако с середины XVIII в эту область начинают проникать отряды Цинской империи и признававших пинскую верховную власть северомонгльских князей. Проблема размежевания в Саяно-Алтае перешла в область русско-китайских отношений.
Читайте также Теленгиты, Законы кочевых племён
Источник: Атлас Сибири. 2007, С. 392