Свадьбы и похороны

Когда у племен теле играли свадьбу, родственники невесты и жениха договаривались об обмене скотом – самым большим богатством кочевников. После сговора о браке каждый из невестиной родни  мог выбрать себе любую лошадь из табунов жениха. А после свадьбы уже родственники жениха имели право взять лошадей у семьи невесты. Так что жениху совершенно невыгодно было в последний момент отказываться от свадьбы – ведь скот, уже выбранный родными невесты, обратно не возвращали. А поскольку в родне порой ходило чуть не все племя, потеря могла оказаться весьма чувствительной.

А вот как описывает свадебный обряд одного из племен, живших вдоль Чуи, известный путешественник и исследователь 19 века Петр Иванович Чихачев:

«…Хотя у алтайцев отношения между полами стоят вне зависимости от общества или религии и основываются на взаимном согласии, но полигамия не носит здесь исключительного и фанатичного характера, как, например, у мусульман. В большинстве случаев алтаец довольствуется одной женой, при этом не проявляя особой щепетильности по отношению к прекрасному полу.

Церемония брака очень проста. Родственницы невесты помогают ей надеть наряд. Одежда девушки мало чем отличается от мужской; теперь же ее заменяют платьем, похожим на сарафан, который носят в России крестьянки, только рукава его подобны рукавам восточных рубашек. На голову невесты надевают головной убор несколько иной формы, чем прежний. Волосы, прежде заплетенные в множество косичек, теперь убираются в две косы. Вся одежда невесты переходит к женщинам, одевавшим ее в свадебный убор. Принаряженную таким образом девушку передают жениху. На этом весь обряд закончен.

Если жених богат, то он обычно организует пир, причем число «пьяных» гостей служит мерилом его щедрости и того уважения, которым он пользуется среди своих соотечественников. Конечно, на столе появляются кумыс, арака и водка, причем последняя считается у алтайцев большой редкостью, ибо они могут получить ее только у русских.

В случае многобрачия первая жена пользуется несколько большим уважением, чем остальные жены, но все дети – и от первого и от последующих браков – занимают одинаковое положение в семье и имеют равные права на долю в родовом имуществе.»

Интересно, что среди кочевых племен весьма серьезно охранялись права женщины. В описанном первым свадебном обряде заложен глубокий практический смысл: если вдруг свадьба и не состоится по каким-то экстремальным причинам в последний момент, то невеста останется хоть и без мужа, но с прибылью в хозяйстве. А еще в летописях отмечено, что в случае смерти кого-то из мужчин племени на его вдове обязан жениться один из родственников – дядя, брат, сын от другой жены. Так что семья без кормильца не оставалась.

Описывают древние летописи и один из похоронных обрядов, вероятнее всего, кого-то из кочевой знати племен теле: «…Тело умершего полагают в палатке; сыновья, внуки и родственники обоего пола приносят в жертву лошадей и овец. Семь раз объезжают вкруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку надрезывают себе лицо и производят плач, чтобы слезы и кровь смешивались… В избранный день берут лошадь, на которой ездил умерший, и вещи, которые он употреблял, и вместе с телом сжигают. Пепел собирают и зарывают в определенное время в могилу…»

Вообще, в похоронных обычаях алтайских племен остается еще много интересного и загадочного: размеры курганов и их определенная ориентировка по сторонам света, каменные оградки, возводимые порой вовсе не возле могил, назначение рядов каменных камней – балбалов, и многое-многое другое.

Источник: право на публикацию материала предоставлено тур фирмой Ак-тур