Казанский архиерейский собор
- Информация о материале
Казанский архиерейский собор — один из действующих храмов в г. Бийске, расположенный на территории бывшего Архиерейского подворья, центра Алтайской духовной миссии.
![Казанский архиерейский собор. Фото А. Гаврилова Казанский архиерейский собор](/images/xram/kaz-sob01.jpg)
Как добраться
Спускаясь в г. Бийск по Чуйскому тракту на первом светофоре необходимо повернуть вправо (ул. Иркутская). Через 850 метров, на перекрёстке, поворачиваете налево на Муромцевский переулок и через 380 метров поворачиваете налево. Через 340 метров справа от дороги находится Казанский архиерейский собор.
![Казанский архиерейский собор. Фото А.Гаврилова Казанский архиерейский собор](/images/xram/kaz-sob03.jpg)
Туристское значение
Из христианских святынь в храме находится сегодня иконы: 1) святителя Димитрия митрополита Ростовского; 2) св. Великомученика и целителя Пантелеимона; 3) икона св. преподобного Александра Свирского; 4) Божией Матери «Скоропослушница»; 5) святителя Николая Мир Ликийских чудотворца 19 века. Первая и третья иконы с частицей святых мощей, а вторая «…написана и освящена на святой Афонской горе в ските святого Пророка Илии при архимандрите Гаврииле с братиею в 1893 г.»
Кроме того, рядом с храмом, с северо-запада располагается бывшего Бийского катехизаторского училища, с котором ныне базируется православная гимназия, памятник святителю Макарию Невскому, митрополиту Алтайскому и музей Алтайской духовной миссии , который находится в здании Бийского архиерейского дома.
![Бийское катехизаторское училище. Фото Ею Гаврилова Бийское катехизаторское училище](/images/biysk/biysk2016-08.jpg)
Описание
На исходе XIX столетия как в центральной части империи, так в провинции большое распространение получил так называемый русский стиль, совмещавший в себе масштабность и монументальность византийской традиции, внимание к декоративным деталям древнерусской традиции. Для этого стиля характерна строгая академическая симметрия крупных торжественных объемов. Фасады Казанского архиерейского храма в Бийске декорированы элементами древнерусской фигурной кирпичной кладки. Закомарное завершение фасадов также восходит к характерным чертам древнерусской архитектуры.
Геометрические размеры храма таковы: длина – 41 метр, высота – свыше 20 метров, площадь – 599,7 м2.
Здание Казанской архиерейской домовой церкви кирпичное, неоштукатуренное. Кладка фигурная, высокого качества. План традиционный.
Имеются притвор, трапезная, собственно церковь и просторный алтарь. По форме церковь представляет собой однонефный храм-корабль. Объемы крупные, симметрично расположенные. В своё время храм являлся композиционным центром Архиерейского подворья.
На фоне этих монументальных форм трогательно смотрятся хрупкие фонарики и шейки, несущие небольшие главки с крестами. Центральная глава практически не выделяется над другими. Колокольня увенчана тяжеловатым куполом, завершенным небольшой ложной главкой.
Первоначально над притвором была возведена недорогая деревянная колокольня, которую впоследствии, в начале XX века, когда обветшала решили заменить арочной колокольней из кирпича. Старую колокольню разобрали, а строительство новой затянулось на несколько лет в связи с недостатком средств.
Интерьер храма двухсветный, стены в интерьере храма были окрашены масляной краской.
![Казанский архиерейский собор. Фото А. Гаврилова Казанский архиерейский собор](/images/xram/kaz-sob02.jpg)
История
Основатель Алтайской миссии отец Макарий (Глухарев) первую свою службу, по дороге на Алтай, совершил в Бийске 29 августа 1830 года. В год празднования Алтайской духовной миссией пятидесятилетнего юбилея, «к 29 Августа 1881 года в Бийск прибыли почти все миссионеры для участия в богослужении.
Торжество, как бы случайно совершилось двойное: а) воспоминание о прибытии к сему дню в Бийск первого начальника миссии Макария, и б) закладка дома и церкви для третьего начальника оной в лице первого епископа бийского.
К тому же времени принесена была из Улалы икона Св. Великомученика Пантелеймона с частью св. мощей его (дар Афона), которая должна была, пожеланию Преосвященнейшего Владимира находиться при закладке в г. Бийске Архиерейской домовой церкви, предположенной совершиться 29-го августа...
29 августа после Божественной Литургии, в которой участвовали все наличные миссионеры, открылся крестный ход к месту закладки Архиерейской церкви, на расстоянии трех верст от собора. Ряды хоругвей, икон и крестов, в преднесении иконы, св. Великомученика Пантелеймона, и осенённой рипидами, пятнадцать священнослужителей во главе с Преосвященнейшим Владимиром, стройное и приятное пение Улалинского хора певчих, громадное стечение народа — все это при неожиданно прекрасной погоде, представляло священно-умилительную картину, не виданную доселе в Бийске.
После освящения места основания церкви и дома… духовная процессия тем же порядком возвратилась в Собор. Все богослужение совершалось около пяти часов.
В следующие два дня некоторые благочестивые жители г. Бийска принимали у себя икону св. Великомученика Пантелеймона для служения молебнов, а 1 сентября проводили икону в Майму, куда принесена она была 5-го сентября».
![Здание архиерейского дома 1882-1886 гг. Эскиз Г.И. Гуркина Здание архиерейского дома 1882-1886 гг.](/images/mesta/mus-adm14.jpg)
На строительство Бийского архиерейского дома из разных уровней бюджета выделялись немалые средства.
Как писали в губернской газете, вначале «...бийчане наняли для нового архиерея на городской счет приличную квартиру, а на постройку архиерейского дома с церковью сделали некоторое пожертвование частью из общественных сумм, частью - от собственного усердия некоторых лиц, а под усадьбу отвели место вполне достаточное и самое лучшее в городе».
На праздник воздвижения 14 сентября 1882 были построены кресты над домовым храмом Казанской Божией матери, а 17 сентября храм был освящён при архиерейском служении Еп. Владимира с собором миссионеров.
Возможно, название северной части города – Казанки, обязано наличию на его территории храма Казанской Божией матери.
Здание было достаточно просторно, крыто железом, а кровлю венчали кресты. Нижний этаж был каменным, верхний - деревянным, и такой же мезонин. В мезонине располагалась домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь вмещала до 500 человек молящихся.
Бийский почётный гражданин и купец А.Ф. Морозов употребил на устроение иконостаса в Бийской домовой церкви начальника миссии 2.500 руб.
22 мая 1886 года, в 2 часа ночи, в apxиepeйском доме, вмещавшем и домовую церковь начался пожар. В каких-нибудь 2-3 часа сгорело всё.
В 1886 году в храм выпускники Казанской учительской семинарии, стипендиаты Алтайской миссии, доставили список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный художником-аскетом специально освящёнными красками, по заданию Макария (Невского). Икона уцелела и впоследствии стало главной святыней вновь отстроенного храма.
В 1887 году совершавшиеся в домовой церкви, потом в доме Начальника миссий, внебогослужебные собеседования «после истребления дома пожаром в 1886 г., были перенесены в новоустроенное при том же доме деревянное училище; затем были открыты собеседования в городском училище, находящемся в центре города. Возбужденная жажда поучаться …вызвала потребность открытия чтений и бесед в частных домах, по приглашению домохозяев, в осеннее и зимние вечера. Но собеседования в местах такого рода встретили то неудобство, что тесные жилища не могли вмещать в себе всех желающих слушать беседу. Это обстоятельство привело к мысли, счастливо осуществившейся, открыть вечерние чтения и беседы в училищных домах...»
В 1888 году вместо сгоревшего полукаменного дома с церковью окончена постройка каменного дома, «с таковою же церковью. Осталось только оштукатурить снаружи.
Восстановлены шатры с главами и крестами над домовой церковью Димитрия Ростовского и колокольней, которые связаны между собой галереей.
План здания прямоугольный с двумя симметрично расположенными, равными по площади ризалитами на западном и восточном фасадах.
В мезонине была устроена домовая церковь Святителя Димитрия Ростовского - составителя полного свода житий святых и одного из первых архиереев, созданной в конце XVII века в Сибири Тобольской епископской кафедры.
Библиотека и имущество приобретены вновь; церковь в мезонине хотя по размерам своим далеко не равняется прежней».
Новая домовая церковь, освященная 21 сентября 1888 г., была по площади меньше прежней, но превосходила ее нарядностью и своеобразным ансамблем завершений: колокольня (звонница) и небольшая главка, основанием для которой служил восьмигранный шатер. Храм и колокольня были связаны галереей в чердаке кровли архиерейского дома.
В целом образ здания выполнен в мажорных тенденциях, и, несмотря на эклектичность, хорошо вписывается в ландшафт, силуэты главок и колокольни красиво смотрятся на фоне неба. Его восприятие вызывает светлое, радостное настроение, благодаря разнообразию архитектурных и декоративных форм.
Речь идёт теперь о строительстве другой — каменной, просторнейшей церкви, отдельно от дома. Начало построения таковой уже положено. Проект новой каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери был утвержден томским городским архитектором В. Хабаровым.
В 1890 году по ходатайству Московского протоиерея Иоанна Николаевича Рождественского, с разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия, некоторыми Московскими церквами и монастырями пожертвована ризница для новоустрояемой церкви при Бийском подворье начальника миссий.
Одним благодетелем, не пожелавшим объявить своего имени, ведомого впрочем не токмо Богу, но и многим, облагодетельствованным этим боголюбцем, на сооружение церкви при Бийском подворье начальника миссии, в Казанской части города, к пожертвованным прежде присовокуплено 10.000 руб. а всего дарствовано им на этот предмет 20.000 руб.
По завещанию умершего Бийского купца Н. П. Фирсова, от наследников его, на постройку сейчас упомянутого храма, получена одна тысяча рублей.
![Казанский архиерейский собор. Фото А. Гаврилова Казанский архиерейский собор](/images/xram/kaz-sob06.jpg)
8(20) ноября 1891 года «в г. Бийске — местопребывании Начальника миссий, — ко дню столетнего юбилея архимандрита Макария приурочено было освящение новой, каменной, весьма просторной и благолепной Архиерейской церкви, сооруженной отдельно от Архиерейского дома.
Заблаговременно были оповещены бийцы, а так же жители ближайших окрестных русских селений об имеющем быть освящении храма и празднике — столетнем юбилее со дня рождения архимандрита Макария.
За две недели до праздника, на воскресных беседах, кои охотно посещаются бийцами, Начальник миссии в устном и печатном слове выяснял высокоблагодетельную и потому незабвенную для здешнего края, личность о. Макария. На богослужении были тысячи народа, съехавшиеся не только из самого города, но из окрестных селений.
После богослужения, Начальником миссий, в его покоях, было предложено гражданам г. Бийска, а еще раньше сего — Городской Думе: не почтут ли они благовременным и достойным ознаменовать этот день каким либо добрым общественно-христанским делом, в благодарную память об о. архимандрите Макарии, который основанием Миссии, по благословению Божию, возжег светильник православной Христианской веры, в горах алтайских, благодатный свет которого, личною самоотверженною Апостольскою деятельности сего первого миссионера и деятельностью его преемников и сотрудников, широко распространяясь между язычниками Алтая, благотворно отразился и на Бийске, откуда о. Макарий впервые выступил на поприще миссионерской деятельности.
При этом начальник миссии предложил собрать капитал, на % которого воспитывать в духовной семинарии одного более способного алтайца, с тем, чтобы таковой, по окончании курса в Семинарии, навсегда остался на служении в миссии; таким образом чрез несколько лет миссия могла бы иметь целый ряд миссионеров из алтайских инородцев — Макарьевских стипендиатов. Собрание вполне согласилось с предложением начальника миссий и известная благотворительность бийцев сказалась на этот раз пожертвовавшем по подписке 1700 руб., в числе коих бийским купцом А. Ф. Морозовым пожертвована облигация в 1000 руб. Городская Дума так же изъявила согласие участвовать своею денежною помощью, если это будет разрешено ей губернскою властью. День 8 ноября закончился беседою об о. Макарии и раздачею брошюр о нем.
![Памятник Макарию(Невскому). Фото Е. Гаврилова Памятник Макарию Невскому](/images/pamiatniks/makarii-bi01.jpg)
Начальник миссии получил приветственные телеграммы от обер-прокурора Святейшего синода В. К. Саблеpa, миссионерского отделении при Казанской духовной академии, Казанского миссионерского приюта и бывшего начальника Алтайской миссии Преосвященного Томского епископа Макария.
Резной, в позолоте, иконостас храма был изготовлен в Бийске, в иконописной мастерской А.А. Борзенкова. Помещение храма освещалось изящными люстрами-паникадилами и прекрасно было обеспечено утварью.
31 августа 1910 года страховая оценка Казанского архиерейского собора с иконостасом и колокольней составила 25.000 рублей.
К храму относились две часовни: на ярмарочной площади во имя св. и Чудотворца Николая и на базарной площади Иверская, во имя иконы Божией Матери.
В 1910 году на пожертвования старосты храма — купца второй гильдии Власия Максимовича Рыбакова, было закончено замена старой деревянной колокольни на арочную из кирпича.
После свержения самодержавия и до его закрытия в 1930 году храм находится в ведении обновленцев, Православной Российской Церкви.
До 12 мая 1991 года, когда в Бийске и Сростках побывал Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, помещение храма использовалось как конюшня, солдатский клуб, спортзал, овощехранилище, склад ГСМ.
Администрация города по просьбе Патриарха принимает постановление о передаче здания храма в ведении церкви.
![Фрагменты росписи храма. Год 1992. Фото Е. Гаврилова Фрагменты росписи храма](/images/xram/kaz-sob04.jpg)
На момент передачи храм нуждался в приличной реставрации. Необходимо было восстановить купола, обработать стены от грибка, восстановить росписи стен. Требовала серьезного ремонта крыша, которая, кстати, не текла, что отмечено было при посещении чердака здания — там было сухо, не было сырых стен. Предположительно, железная крыша не менялась с 30-х годов, так как наблюдалось сходство её покрытия с надоконными пространствами. Сливные трубы требовали полной замены.
Следует отметить, что разрушения храма, поскольку он находился в ведении Министерства обороны, были незначительны. Даже окна храма сохранили первоначальный вид. Увы, стёкла, которые до недавнего времени были на окнах, с открытием военного городка для посещения местным населением, были большей частью выбиты. Цоколь здания, выкрашенной серой краской, был лишь незначительно разрушен.
![Внутреннее помещения храма. Год 1992. Фото Е. Гаврилова Внутреннее помещения храма](/images/xram/kaz-sob05.jpg)
Внутренние стены были оштукатурены и выкрашены белой краской. Ремонт требовался, но не глобальный. Даже в некоторых местах храма сохранились фрагменты старых фресок. Большая часть их была в купольном пространстве, на «чердаке». Несанкционированное проникновение в разные годы вандалов из среды солдат, выразилось в столь знакомом сегодня стиле на уцелевших фрагментах — «здесь был я».
5 июня 1994 года храм был освящён как собор святителя Димитрия, митрополита Ростовского, в чём проявилось незнакомство на тот момент служителей с историей его создания, как результат отсутствия архивных документов для пользования. Пятиярусный золочёный иконостас храма выполнил резчик Сергей Печёнкин по рисункам Ольги Тятовой. Два малых клиросных иконостаса изготовили Иван Бочаров и Алексей Тихонов. Часть икон для иконостасов выполнено Владимиром Чепровым. Старинные образа, сохранившиеся до этого времени, также были использованы в оформлении внутренности храма.
Первый настоятель храма — о. Сергий Балахнин, затем был назначен о. Валерий Замятин.
С 1994 года в Казанском архиерейском храме стали проходить богослужения, ведутся реставрационные работы, и здание постепенно приобретает свой первозданный вид.
В 1997 г. восстановлены главы с крестами, очищаются фасады, благоустраивается территория, строится краснокирпичный крестильный храм.
Храм постоянного преображается. Закончен крестильный храм, есть основательная библиотека, фонд которой регулярно пополняется, работают воскресные школы для детей.
2 ноября 2010 года, накануне дня празднования иконы Казанской Божией матери, было принято решение вернуть храму его историческое имя – Казанский архиерейский собор.
© Е. Гаврилов, 24 апреля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!