Потанин Г.Н. Ускузь-Ул и Ерлик

У Джаячи-хана был сын Джангыс-Ул; сын этот заболел. Джаячи-хан призывал многих камов; никто не мог помочь. Он обратился к знаменитому каму Ярубаю; Ярубай также оказался бессилен.

Тогда Джаячи-хан призвал другого знаменитого шамана Джарканата. Кам Джарканат пришел, покамлал и сказал, что душу Джангыс-Уда хочет взять Ерлик-хан, что нужно принести ему в жертву 9 лягушек, 9 змей, 9 вороных лысых коней и 9 черных быков.

Джаячи-хан подумал: «Эти камы только обманывают меня! Пойду я сам следом за Джарканатом и сам выслушаю ответ Ерлика». Кам пошел к Ерлику, а Джаячи украдкой за ним и слушает, что будет говорить Ерлик.

Кан предложил Ерлику 9 лягушек Ерлик не принял; затем Джарканат последовательно предложил 9 змей, 9 лошадей, 9 быков—Ерлик ничего не принял.

Тогда кам преподнес Ерлику свою шубу и бубен; когда Ерлик и от этих приношений отказался, кам предложил ему свою душу. И ту Ерлик не принял и сказал, что ему нужно только одного Джангыс-Ула.

Джарканат вернулся к Джаянчи-хану и пере дал ему ответ Ерлика.

Тогда Джаячи-хан сказал: «Если Ерлик- хан хочет взять у меня сына, то пусть возьмет и весь народ; мне не так жаль народа, как сына».

После этого Джаянси велел собрать весь народ. Собрали народ, один только сирота, по имени Ускузь-Ул1, не пришел. Хан послал искать его. Ускузь-Ул сказал посланным, что через три дня придет, однако не пришел.

г) Ускузь—по-алтайски сирота.

Снова послали за ним; он опять сказал, что придет через три дня, и опять не пришел.

В третий раз то же самое. Тогда хан велел связать его и привести.

Когда Ускузь-Ула привели, Джаячи-хан спросил его: «Почему ты не пришел через три дня после первых послов?»

Ускузь-Ул отвечал: «Я считал рыбу в водах». «Всю ли сосчитал?» спросил хан. «Всю», отвечал Ускузь-Ул,— «только одной не досчитался».

Тогда вышел из народа один старик и сказал, что действительно он на днях поймал одну рыбу.

Тогда хан спросил: почему он после вторых послов не пришел. Ускузь-Ул отвечал, что он считал цветы и одного не досчитался.

Тогда из толпы выпел один мальчик и сказал, что он пас овец и один цветок сорвал.

После третьих послов он не пришел потому, что увидел человека— с ног нищий, с головы знатный, и не мог надивиться этому явлению.

Джаячи-хан догадался, что Ускузь-Ул говорит о его жене, и хочет сказать, что она—шулмус (нечистый дух).

Ускузь-Ул объяснил хану, что когда он высватал за себя ханскую дочь, шулмус убила ее, а сама, приняв её образ, стала женой хана.

Джаячи-хан велел убить свою жену.

После того Ускузь-Ул влез в бубен к Джарканату. Стал Джарканат камлать и удаляется, отчего бубен стал тяжелый, Ускузь-Ул, сидя в бубне, стал упрекать Джарканата, что он не мог возвратить душу Джангыс-Ула; Джарканат принял это за голос Курмося и сказал: «Видно это повеление Кудая (бога), чтобы я снова камлал о Джангыс-Уле. Но как я добуду душу от Ерлика?»

И уснул.

Тотчас Ускузь-Ул надел его шубу, взял бубен и отправился к Ерлику; бубен и шубу повесил на столб, вошел в юрту к Ерлику: тот спит.

Ускузь-Ул схватил душу Джангыс-Ула и убежал. Ерлик проснулся, видит—души Джангыс-Ула нет; он выскочил из юрты, видит—шуба и бубен Джаркената.

«Это Джарканат украл душу Джангыс-Ула», подумал он и послал двух воронов погубить Джарканата.

Увидел Ускузь-Ул, что прилетали два ворона и стали клевать глаза скоту, догадался, что это Ерликовы вороны, хотел поймать их, но поймал только одного; другой улетел.

Ускузь-Ул пойманному ворону отрубил нос, отхлестал его плетью и отпустил. Ворон дал заклятье никогда не приходить в другой раз и улетел.

Ерлик-хан сам отправился к Джарканату; Ускузь-Ул то же пришёл, приняв другой вид, и на требование Ерлика отвечал, что душу Джангыс-Ула взял Учь-Курбустан, Ерлик пошел к Учь-Курбустану, а Ускузь-Ул, обернувшись боро-кутчияком (пташкой), прилетел к Учь-Курбустану и учит его потребовать от Ерлика в подарок его белую шелковую шубу и белого коня, а вместо того дать ему черного быка.

Так Учь-Курбустан и сделал; он потребовал в подарок белую шёлковую шубу (ак торхо тон) и белого коня, а взамен того дал Ерлику быка и топор и сказал: «Если бык не побежит, ударь его топором по голове; тогда он побежит, как лошадь».

Поехал Ерлик домой и дорогой встретил Джарканата, хотел поймать его; бык не бежит. Он ударил быка топором по голове, разрубил ему голову, бык пал; Ерлик остался пеш.

Тогда Ерлик-хан послал своего богатыря позвать Ускузь-Ула и велеть ему достать душу Джангыс-Ула от Учь-Курбустана.

Ускузь-Ул обещал прийти через три дня, но не пришел.

Когда его привели к Ерлику, и тот спросил: отчего он не пришел по первому зову? Ускузь отвечал, что он не мог прийти без шубы и бубна, которые висели на столбе пред Ерликовою юртой.

Ерлик отдал ему эти вещи.

Таким образом Ускузь еще раз обманул Ерлика.

Теперь Ускузь велит Джарканату снова камлать Ерлику; Джарканат начал камлать, а Ускузь-Ул пошел за ним следом (то есть оба спустились в Ерликово царство). Джарканат пришёл к юрте Ерлика; Ерлик от страха забился в угол и клянётся, что он не будет больше требовать Джангыс-Ула.

Ускузь-Ул после этого ударил Джарканата по щеке; Джарканат думал, что это Ерлик ударил его, и убежал. Ускузь-Ул спрашивает его: что он слышал и видел. Джарканат сказал: «Что Ерлик поклялся в том, что больше не будет требовать Джангыс-Ула, а потом ударил его по щеке.

Тогда Ускузь-Ул, снова заставляет Джарканата камлать, и когда тот явился в царство Ерлика, Ускузь-Ул ударил по его бубну и расколол его.

В третий раз Ускузь-Ул заставляет камлать Джарканата; Джарканат возражает, что ему не на чем камлать; бубен его разбит. Ускузь-Ул доставляет ему другой девятиглавый (тогуз-башту) бубен, который, скованный по ногам, был зарыт в землю.

Тогда Джарканат снова начинает камлать. Спустившись в область Ерлика, он видит коня, который стоит в вывороченных оглоблях.

На вопрос Джарканата: что это значить,—духи отвечают ему, что этот конь топтал чужой хлеб.

Потом он видит человека, подвешенного за язык; этот при жизни величался своею знатностью.

Другой человек был распят на дереве (за что— рассказчик забыл).

Затем Джарканат увидел еще человека, прикованного за руки и за ноги. «Ты кто?» спросил Джарканат.

«Я кок-боро-атту Тэнгрэнынг-Улы Темир-Боко» (сын неба Темир-Боко на сивосерой лошади), отвечал прикованный.

«Остался ля у тебя кто на свете?» спросил Джарканат. «Только один сын Ускузь-Ул».

Джарканат вернулся и рассказал Ускузь-Улу, что он видел. Ускузь-Ул говорит, что нужно освободить отца, но как это сделать—не знает, и потому опять Джарканат должен был камлать и спросить у духов об этом. Духи открывают, что это могут сделать только два намá (ламы) при Учь-Курбустане, а если не они, то—два великие абыса.

Отправился Ускузь-Ул к двум намам: те посмотрели в книги и сказали, что время пришло, и что он может ехать выручать отца. Ускузь-Ул спустился к Ерлику, разбил железные путы на ногах отца и вывел его на свет.

(Записано от алтайца Санаша).

Переведёно в текстовой формат и отредактировано в соответствии с современным русским языком Е.В. Гавриловым 25 июля 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источник. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С.-Петербург, 1883.