Потанин. О жене, заподозренной в связи с ламой

Из сказок Г. Потанина. 

Мне рассказывал Калка (Халхасец): В Китае воцарился новый царь. После восшествия на престол этот царь потребовал от своих подданных, чтоб ему выстроили особый огромный дворец, дали сто-двадцать жен, и чтобы для каждой жены был особый дом. Как царь требовал, так и сделали. Потом царь оградил свой дворец и дома своих жен высокою оградою и поставил стражу у ворот, чтобы никто не смел ходить из мужчин. Стража была вся из евнухов. Жил этот царь со своими женами, и никто из мужчин не ходил на женскую половину. Он однако не знал всех жен, так как их много было, других даже и в глаза не видал.

Однажды царская жена, которую, царь никогда не видал, прогуливаясь по двору, увидала что-то блестящее, подняла и съела, и оттого сделалась беременна. Этой царской жене показалось удивительным, как она, не знавши мужа, могла забеременеть. У царя жил нама (лама?), лицо духовное, не женатый и лекарь. Эта жена обратилась за разъяснением недоумения к наме. Нама, посмотрев в свою книгу, сказал: «Ты на дворе увидала что-то блестящее и съела. Это царь плюнул; ты съела его слюну и зачала. Ты об этом не тужи, я сам переговорю на этот счет с царем».

Пришел нама к царю и рассказал ему, что одна из жен его, которой он никогда не видал, съела его слюну и оттого забеременела. Царь не поверил ему и сказал: «Ты сам видно жил с этою женою, так ступай же, живи с нею».

Потом царь приказал отвезти наму и свою неверную жену на один морской остров и там поселил их в разных избах, а между тем велел потихоньку доглядывать, будет ли нама ходить к его жене. Нама поселился в своей избушке и все читал свою книгу, а жена царская жила в другой избушке, и друг к другу они никогда не ходили.

Прошло несколько времени, жена царская родила сына. Царь спросил сторожей: «Ходил ли нама к его отверженной жене?» Те ответили, что никогда не ходил. Царь сказал: «Теперь родился ребенок, вы смотрите строже; непременно они будут ходить один к другому».

Прошло несколько времени, ребенок стал расти и уже стал ходить. Однажды жене царской нужно было сходить за дровами. Ребенка одного нельзя было оставить дома, а взять с собою то же не доводилось. Поэтому царская жена привела этого ребенка к наме и попросила его, чтоб он покараулил её ребенка. Нама согласился, посадил ребенка подле себя, а сам стал читать свою книгу; читал, читал и зачитался до того, что не видал, как ушел от него ребенок. Хватился, искал его, звал и все-таки найти не мог». «Должно быть утонул», подумал он;—»остров мал, везде вода. Как быть? Вот и вздумал нама: дай дочитаю книгу. Почитал, и видно вычитав в книге, взял муки, замесил тесто, вылепил точь-в-точь такого же ребенка и посадил его подле себя.

Между тем воротилась с дровами царская жена, пришел и потерявшийся ребенок. Что тут делать? Нама и порешил: пусть оба растут. А между тем доглядчики донесли царю, что у царицы теперь уже другой ребенок.

Царь осердился, послал несколько солдат и велел им убить наму и царицу с детьми. Когда солдаты подплывали к острову, на котором жили нама и царица с детьми, нама по книге узнал, что посланные от царя, чтоб убить их. Он приказал царице, чтоб она поскорее принесла ему одну горсть камышу. Царица принесла. Нама из этого камыша сделал солдат. Когда посланные от царя высадились на остров, то произошло сражение. Солдаты царские все были побиты, кроме одного, который, воротившись, сказал царю, что силы у царицы много, и солдаты все побиты, и что остался он только один. Нама кормил солдат, сделанных из камыша. Они его спрашивают: «Что же нам теперь делать?» «Ступайте на запад», сказал он;— «там есть какая-то Русь; туда идите, там вам и место». Солдаты ушли.

Царь отправил солдат еще больше и велел убить наму, царицу с детьми и их солдат. Когда это войско подъезжало к острову нама по книге опять узнал, что едут бить их. Он велел принести две горсти камышу, сделал из него солдат, и они победили царских солдат, а потом также были отосланы в Русь.

Послал царь в третий раз большое войско. Нама дочитался, что идет большое войско, велел принести целую охапку камышу. Принесли. Нама опять сделал из него солдат. Когда посланные от царя высадились на остров, произошло сражение, царские солдаты были все побиты, кроме одного, который и принес царю известие, что все войско его избито.

Тогда царь понял, что ему ничего не сделать с намой и отверженною царицей. Он призвал к себе наму и ласково спросил: как это родился у царицы другой сын? Нама рассказал ему, как было дело, то есть, что ребенок был сделан из теста, а солдаты из камыша. Тогда царь поверил наме во всем. Он призвал к себе царицу, одного сына, который зачался от слюны, взял себе, а царицу с другим ребенком отправил на запад, «Идите в западную сторону», сказал царь царице и солдатам,— «там есть Русь, там ты будешь царицею; а потом воцари там своего сына». Те ушли, как велел им царь.

Когда они ушли, царь обрадовался и сказал своим приближенным: «С этими солдатами русский царь победит весь мир, спорщика с ним не будет на белом свете; хорошо, что они ушли от нас без всякого спора». Вот откуда пошел царский род Белого царя.

(Записано алтайским миссионером о. Вас. Постниковым от жителя с. Мыюта, алтайца Пахраса).

Источник

Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г.Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С.-Петербург, 1883.

Переведено в электронный формат Е.Гавриловым 28 февраля 2014 г. Ссылка на сайт обязательна.