Народные промыслы села Купчегень
- Информация о материале
Народные промыслы села Купчегень — творческое объединение в рамках республиканского центра мастеров традиционных ремёсел Алтая на территории Онгудайского района, призванное сохранить алтайскую культуру и передать её следующим поколениям, а также ряд частных мастерских дополняющих и расширяющих это направление работников прикладного искусства.
Как добраться
После того, как вы въехали в село Купчегень, через километр, за заправкой, вам необходимо свернуть с влево, чуть-чуть не доезжая 674 километр Чуйского тракта. Центр находится по направлению в 180 метрах на восток.
Можно свернуть с тракта налево чуть дальше, на асфальтовую дорогу, ведущую к администрации и школе, но не ехать по ней, а повернуть назад на грунтовую дорогу, а у ДК свернуть вправо. Расстояние от тракта — приблизительно 160 метров.
Описание
Учебно-производственный центр народно-прикладного искусства расположен в двухэтажном здании. Его площадь — 334,4 м2.
Туристское значение
Сегодня в центре работает семь мастеров: Серемей Кунанаков (шорные изделия), Эркин Баинов (тиснение по коже), Аржан Кухаев (чеканка и ювелирные изделия), Евгений Идеев (кузнечное дело), Солоны Якова (гончарные изделия), Айсула Такина (валяние войлока), Вячеслав Кухаев (резьба по кости), Мерген Калтаров (художественная ковка).
«В нашей деревне живут и работают по разным видам декоративно-прикладного искусства около 40 мастеров. Есть художники, которые пишут картины, художественная роспись керамики...»
Золотое седло Алтая
По словам Серемея Кунанакова, «вначале была программа «Тотемное ожерелье» — идея Чагата Дидуновича Алмашева. «Он из нашей деревни и закончил Кембридж в Англии…»
А началось всё с того, что 15 марта 2013 года на Алтай приехали супруги Лорен и Лиза Скайхорс (США, штат Колорадо). В школе с. Купчегень они показывали мастер-класс тиснения по коже при изготовлении мужских сёдел. Вот тогда-то алтайские мастера и поразили американцев своим творчеством.
В качестве обмена опыта мастера с Алтая были приглашены в Колорадо, Дуранго, где находились в течение двух недель…
«В 2015 году американцы вновь приехали к нам. Тогда мы закончили «Тотемное ожерелье» и сделали уникальный проект — золотое седло Алтая(Алтай Алтын Ээр).
В проекте участвовали двенадцать местных мастеров разных специальностей: по дереву, кости, камню, коже, металлу и войлоку. Три дня мы занимались дизайном. На изготовление седла ушло 10 дней.
Рисунки и орнаменты выполнены как алтайскими, так и американскими мастерами.
Седла начали изготавливать с деревянной основы(ленчика). Эркин Баинов выполнил его по меркам ковбойского, как мы учились в Америке — по лекалам, соблюдая углы и кривизну. Но седло делали уже по нашим размерам, для алтайских лошадей. Бывает крупный и мелкий размер, расстояние передней луки от 14 до 16 сантиметров. Учитывается и ширина спины...»
Далее на основу была наложена сыромятная кожа...
Потник седла, выполненный из войлока, Айсула Такина украсила алтайскими пазырыкскими орнаментами. Тем же стилем Эркин Баинов и Аржан Кухаев изготовили тостоки седла — латунные бляшки. Спереди и сзади седло окантовано позолоченной жестяной лентой, используя традиции плетения алтайской плетки.
Вячеслав Кухаев, мастер по кости, изготовил барса, которого укрепили спереди седла.
В данном изделии соединились формы и части алтайского и ковбойского седёл — «золотое седло», в алтайском стиле, основанном на тюркских и скифских находках.
22 июля 2015 года состоялся праздник, на котором «Золотое седло Алтая» было официально представлено общественности.
Сегодня седло находится в мастерской центра, как выставочный экспонат, как исторический раритет.
История
Вcё началось с того, что Серемей Бадирбаевич Кунанаков и Чагат Дидунович Алмашев, во время многочисленных поездок по стране с выставками часто говорили между собой о том, что было бы здорово сделать в Купчегени центр ремёсел.
Спустя какое-то время, С.Б.Кунанаков предложил главе Купчегенского сельского поселения Владимиру Павловичу Мандаеву создать объединение разных мастеров поселения под одной крышей, слить в одну организацию.
Владимир Павлович решил вплотную заняться этим вопросом, тем более, что идею поддержал и глава муниципального образования «Онгудайский район» Мирон Георгиевич Бабаев.
В ходе очередной поездки по районам, Глава Республики по Алтаю побывал в Купчегени. Когда он посетил новую мастерскую Аржана Кухаева, в процессе визита, главы поселения и района изложили ему идею создания в Купчегени центра ремёсел и обратились к нему за помощью.
Александр Васильевич Бердников их поддержал, и вскоре на строительство мастерской было выделено из бюджета Республики около 4 миллионов рублей на оборудование и материалы. Глава РА отметил, что центр не ставит целью получить какую-то коммерческую выгоду, а создан для поддержания и развития народных промыслов, все мастера его будут государственным служащими, имеющими социальную защиту.
Онгудайская администрация выделила из местного бюджета в качестве софинансирования сумму в пределах 1-2 миллионов рублей.
Стройка велась хозспособом с февраля 2014 года и закончилась осенью того же года. На стройке участвовали все мастера, которые впоследствии стали работать в центре ремесел «Алтай» — был сформирован коллектив. Мастера, которые работают сегодня в центре, также были участниками многочисленных межреспубликанских межрегиональных и российские выставок — в Москве, Якутии, Сахалине, Казани и др.
В качестве помещения для центра решили использовать здание сгоревшего гаража, у которого стены были выполнены каменной кладкой. Построен гараж был в 60-е годы, а в 1978 году сгорел.
На этих стенах и построен центр. Когда было сделано перекрытие первого этажа, Купчегень посетил министр экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Евгений Владимирович Ларин – финансирование проходило через его министерство.
Он предложил: «Давайте построим второй этаж. Что стоит? Мастерские будут внизу, а на втором этаже можно сделать актовый зал. Сделаем гостиницу, столовую. Может, кто издалека приедет учиться. Пусть здесь поживут».
Изначально в планах мастеров был задумка того, чтобы сделать мастерскую, как обучающую. «И мы подняли второй этаж. Все же приходит по ходу строительства. Не думали, а так получилось. Сделали отдельную кухню, комнаты со всеми удобствами.
Зимой в мастерских тепло и даже иногда жарко. Через стенку у центра — пожарная охрана».
Центр имеет централизованное отопление от котельной, работающей на угле.
«Мы сохранили традиционные, алтайские, ремёсла. Как всё изготавливалось, технологию производства, исходные материалы – всё это необходимо сохранить и передать нашим потомкам.
Традиционные сёдла, убранство лошади. Для с чего и как всё это делается?»
Сегодня у центра тесная связь со школой. К ним приходят дети, смотрят, учатся.
Для взрослых мастера проводят обучающие семинары по безработице. Они считают, что сегодня можно успешно работать и получать неплохие деньги.
«Не сидеть и говорить, что работы нет. Работа всегда есть. Просто необходимо придумать её и найти себя. И работать день и ночь. И всё будет благополучно, достаток в доме…»
Как такового официального открытия центра не было.
В конце марта 2015 года в центре прошел обучающий семинар-практикум, с участием 120 человек из шести районов Республики Алтай.
С 10 по 12 ноября 2015 года в центре народных художественных промыслов «Алтай» состоялся обучающий семинар, в котором приняли участие более 50 человек
Семинар проводился с целью, чтобы полученные знания, приобретенные навыки нашли свое отражение и стали основой для новой работы, способствовали укреплению производства в районе.
Особые надежды в связи с этим возлагались на опытных мастеров, которые проводили занятия. Педагогами выступали Артем Бабаев, Станислав Урчимаев, Эрмен Мамаков, Эркин Баинов, Николай Аилдашев, Серемей Кунанаков, Мерген Калтаров, Айсула Такина, Аржан Кухаев.
В течение всех трех дней в мастерских кипела работа. Участники пробовали, и у них получалось. Одни делали ножны, серьги, амулеты. Других знакомили с технологией пошива арчемаков (кожаных мешков для перевозки грузов на лошади), давали советы по раскрою, скреплению деталей, чтобы вещь могла прослужить много лет и выдержать большие нагрузки.
В кузнице сковали очаг, на его примере показали этапы формирования металлических композиций с мотивами национальных орнаментов.
Элемент алтайского ножа пробовали сделать из заготовки одного из участников семинара. Возникла дискуссия по поводу того, как должен выглядеть алтайский нож. Прийти к единому мнению так и не удалось...
Под руководством Станислава Урчимаева, в мастерской резьбы по дереву, четверо желающих вырезали фигуры людей с различным выражением лица.
Самое большое количество учеников собрала мастерская по войлоку у Айсулы Такиной. Первая часть их работы была посвящена мокрому валянию: участницы изготовили полотно, затем бесшовной техникой - сумочку и кошелек. На третий день, после просушки, изделия украсили сухим валянием, ручки оплели пряжей...
Одним из самых сложных направлений было художественное литье у мастера Аржан Кухаев. Ремесло требует предварительного освоения чеканки, резьбы по камню, умения достаточно хорошо рисовать, знать основы работы с металлом при высоких температурах. Кроме того, необходимы большие вложения, и не только финансовые, но и трудовые, творческие, требуется усидчивость и много времени. Попробовать свои силы решился только один человек…
Интересной участники признали работу с костью и глиной. В республике этим мало кто занимается, хотя с уверенностью можно сказать, что Горный Алтай является местом традиционного бытования этих промыслов. Работа в мастерской резьбы по кости началась во второй день. Здесь желающих оказалось двое. При помощи бормашины из кости участники вырезали силуэты людей…
В гончарной мастерской под руководством Солоны Яковой делали сувениры из глины.
В завершающий день мастера пригласили к дальнейшему сотрудничеству всех желающих и заверили в том, что накопленными знаниями и умениями они готовы делиться, а двери Центра всегда открыты для тех, кто действительно хочет работать и учиться.
1-6 февраля 2016 года ювелир, камнерез и гончар Трифонов Виктор Александрович провёл в центре мастер-классы по гончарному и ювелирному делу. В течение первых несколько дней он обучал гончарному делу, а затем преподал азы и тонкости ювелирного искусства. При встрече от отметил, что каждый настоящий мастер обязан передать свое умение другим, чтобы его ученики смогли превзойти и продолжить его дело в будущем, поскольку в этом смысл творчества и мастерства.
В центре проводил мастер-класс по гончарному делу Кергилов Сергей Иванович, преподающий в художественной школе Горно-Алтайска.
На мастер-классы в центр приезжают представители всех районов республики. Это мастера, которые работают по этим направлениям, люди, которые направлены в центр для освоения новых для себя профессий.
Недавно приезжали в Купчегень обучаться шорно-седельному искусству 8 человек из Ининского сельского поселения. Они осваивали плетение по традиционным алтайским способам недоуздков, арчемаков, уздечек и пр.
В настоящее время центр относится к Министерству экономики и предпринимательства РА, которые их курируют и помогают.
К центру присоединено ещё одно здание, в котором планируется открыть визит-центр. После проведения в нём ремонта там будет сельский (школьный) музей, а также помещение, где будут выставляться экспонаты центра.
Серемей
Эта профессия к него — потомственная. Его отец занимался изготовлением сёдел. Серемей изготавливает сёдла более 30 лет. Даже в трудные 80-е, 90-е года он не бросил своего ремесла.
«Я учусь и многое ещё не знаю. Но хочу всё это постичь.
Аржан, Эркин, Эзендей все учились у меня как изготовление сёдел. Изготовление полной сбруи учились тоже у меня. Они считаются моими учениками.
Делаем много сёдел. Заказы у нас расписаны за два месяца вперёд. Работаем для разных регионов — Тува, Приморье. Даже иностранцам делам. Например, изготовили сёдла швейцарцам.
Производим разлыичные сёдла — дорогие, дешёвые, рабочие. От 25 тысяч до 400 тысяч рублей.
Работаем пазырыкско-скифским звериным стилем. У нас по Республике Алтай находится много царских захоронений —Башадар, Шибе, Пазырык, Укок. Это же наше наследие. И мы считаем себя прямыми потомками скифов тех времён…»
© Е. Гаврилов, 16 октября 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!
Источники
1. Егорова Т. Все новое - это забытое старое //«Звезда Алтая», 25 ноября 2015 года / №№245 – 249; 2. Егорова Т. Мастерство на новый уровень // Ажуда, 12 февраля 2016 г. № 5