Памятник дорожнику на перевале Чике-Таман

Памятник дорожнику — скульптура, посвящённая строителям Чуйского тракта, установленная на перевале Чике-Таман в рамках ряда проектов, проводимых по случаю 95-летия начала восстановления Чуйского тракта правительством СССР. Памятник открыт 8 июля 2017 года.

Памятник дорожнику

Туристское значение

Это единственный памятник дорожникам на всём протяжении Чуйского тракта — от Новосибирска до Монголии. Рядом с памятником оборудована смотровая площадка и удобная стоянка под автомобили.

Данная скульптура — первый памятник дорожникам в Алтайском крае и Республики Алтай.

Как добраться

Памятник находится на высшей точке перевала Чике-Таман, на 662,8 километре Чуйского тракта, в юго-западной части обзорной площадки.

Памятник дорожнику

Описание

Высота композиции — 2,3 метра. Вес дорожного работника — 1,5 тонны, тележки со щебнем — около 300 кг.

Скульптор — новосибирский скульптор А.Ю. Агриколянский. Композиция отлита из чугуна в литейном цехе бывшего новосибирского завода «Сибэлектротерм». Общий дизайн площадки — ФКУ Упрдор «Алтай».

Перевал Чике-Таман

История

Алексей Юрьевич Агриколянский: «Я много раз был на Чике-Тамане, площадку эту знал давно. Проезжал через него несколько раз в Монголию. Как альпинист, не раз на нем останавливался, выезжая в район г. Белухи или Актру.

Кроме того, дорожники для ознакомления снабдили меня литературой, фотоматериалами, книгами.

Вначале было около 15 различных вариантов, эскизов, из которых выделили один — наиболее подходящий.

Был изготовлен макет в масштабе 1:5, который мы утверждали, поправляли.

Я настоял, чтобы дорожник был в галифе. Перевал Чике-Таман строили, несли основную тяжесть — военные.  Мало того, и Чуйский тракт после войны строили, поднимали фронтовики. И тогда галифе, как элемент мужской одежды, был чуть ли обязательный.

Жилетка у дорожника старообрядческая, она была именно такого фасона. Из тонкой ткани с отвисшими карманами, без воротников. Так мне сказали старые дорожные работники.

Рубашка тоже армейская, исподняя, с воротничком. А начальник Упрдор «Алтай», Ярослав Александрович Долинский, попросил: «Сделайте так, чтобы она снизу как бы пожёванной была, как бельевая рубаха, некрасивыми складками».

Верхонки — тоже определённого фасона. Сначала сделал красивые краги, монументальные. Но мне объяснили, что верхонки были маленькие и когда в них немного поработаешь, они начинали скатываться к кисти наоборот. Как просили – так и сделал...

Телега сделана по фотографиям. Тем не менее, когда её поставили, пришли какие-то люди и сказали, что колесо располагалось немного в другом месте…

Лопата подборная. Сапоги – яловые с широкими голенищами.

Когда предусмотрели все детали и внесли поправки, по макету сделали глиняную мастер-модель. С неё сняли гипсовую форму.

Форму отвезли на производство в Новосибирске. Скульптору основное – слепить, а затем должны делать всё квалифицированные специалисты.

Это моя работа первая в чугуне. Материал такой был выбран потому, что памятника несколько торчащих элементов — ручки телеги, лопата. А бронза сегодня дорого стоит. Чтобы не искушать народ, не вводить его в соблазн, решили использовать чугун.

Плюс ещё то, что фактура чугуна более подходит для этой темы. Материал брутальный и работает на идею памятника трудовому человеку.

И бронза, и чугун всё равно требуют ухода. Достаточно время от времени покрывать памятник лаком или краской. Бронза, если за ней не ухаживать, зеленеет, а чугун, даже если он окисляется, в отличие от стали, не ржавеет слоями, лохмотьями и насквозь, а в худшем случае(если за ним не ухаживать) покрывается рыжиной — оксидной плёнкой, и на этом процесс останавливается…

Завод «Сибэлектротерм», где изготавливали памятник, обанкрочен и там все цеха выживают каждый по своему. В литейном цехе, где отливалась фигура, коллектив всего пять человек.

Там вновь отлили, во второй раз, гипсовую форму. Её поделили на части, отформовали песко-селикатной смесью, отлили чугун. Потом собирали, сваривали специальным электродами, пилили, шлифовали... Очень долгая история…

Приходилось самому участвовать в процессе изготовления. Надо было сохранить фактуру — чтобы фигура была не вылизана, как солдатская бляха, трапировку — чтобы не прерывалось по швам. Только подгонка продолжалась недели две.

Чугун в обработке очень тяжёлый. Была проблема в швах. Там, где он проливался на форму, чугун спекался в конгломерат, абразив, в форме шлифовального диска. Чтобы убрать лишнее, необходимо было большое упорство, так как об него ломались инструменты.

Почему именно такой размер? Вообще меня знают, как автора парковой скульптуры, а она всегда масштабная. По замыслу к скульптуре люди должны спокойно подходить, не бояться её размера.

Мы ещё только стали устанавливать памятник, как люди стали подходить, чтобы покатать тачку, на лопате повисеть, пообниматься… Значит, памятник симпатичен. Для меня это — критерий.

В чём состоял замысел композиции? Чике-Таман — трудный перевал, его прокладывали с большими затратами. Вот и скульптура отображает дорожника, который вышел на перевал и смотрит в сторону Монголии, на продолжение дороги, вытирая свой трудовой пот.

А большая тачка символизирует масштаб проделанной работы. Исторически Чике-Таман сначала действительно строили руками, не было ещё техники. И начали его ещё задолго до войны.

Памятник не нарушает ландшафт, стоит кулуарно и не довлеет. Мне кажется это нормально. Знаковая фигура, не вторгающаяся в окружающую среду.

Сейчас, оценивая проделанную работу вижу: хорошо выглядит памятник – крепко, монументально. Единственное – со сроками перестраховались... Я бы неделю ещё над ним поработал…»

© Е. Гаврилов, 12 июля 2017 года. Особая благодарность за интервью А.Ю. Агриколянскому, а также за помощь М. Ясковой и пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай». Ссылка на сайт обязательна!