Эзен Белееков. Из борцовской династии

Тренера они узнали еще издалека. Едва тот поравнялся, к нему обратился самый смелый:

— Дядя Эзен, а нас в секцию возьмете?

Шестеро мальчишек, за драв головы, нетерпеливо ждали ответа.

— Хотите бороться?

— Хотим, — вразнобой, нестройно загалдели пацаны.

— Что ж, приходите. Надеюсь, знаете, когда начало?

Он ещё раз оглядел их. Мальчишки как мальчишки, примерно третьего-четвертого класса. Вот тот, вихрастый, всегда при встрече здоровается с ним.

— Приходите, ребята, — еще раз повторил Эзен.

Они и на самом деле примчались в зал вечером.

Когда по команде тренера ребятня начала бороться, Эзен не спускал глаз с новеньких. Как они себя поведут? То, что из них, шестерых, кто-то через несколько занятий уйдет из секции, он знал. Так всегда было — на первых занятиях группа доходила до 40 человек, а потом оставалось 20—25 самых стойких, действительно любящих борьбу мальчишек. И вдруг Эзен поймал себя на том, что уже продолжительное время наблюдает за вихрастым. Отметил про себя: «А мальчишка-то ничего. Больно, а терпит. Такой не уйдет»...

Эзен скользил взглядом левее; там боролся перворазрядник Саша Дебесов, чемпион края среди сельских спортсменов в весе до 52 кг. Последние дни тренируется, скоро в армию. Мелькнула мысль: «А я ведь начинал в этом весе!..»

...В семье Белеековых, кроме сестры и его, Эзена, еще три брата — Василий, Николай, Сергей. Отец был строителем. В Курае нет, наверное, такого дома, к которому бы не приложил он свою руку. Доброе имя отца до сих пор помнят и чтут на селе.

В 1963 году после восьмилетки поехали они с одноклассником Мадием Каланаковым (ныне директором Горно-Алтайской ДЮСШ) учиться в Бийский техникум механизации. Эзен усмехнулся, вспомнив то время: о борьбе они тогда ровным счетом ничего не знали, даже представления не имели, что существует такой вид спорта.

Все повально были увлечены боксом, тяжелой атлетикой. И не было ничего удивительного, что и они с Мадием записались в боксеры. Но однажды, придя на очередную тренировку. вместо боксеров увидели, как в зале тренировались борцы классического стиля. Тренеры И. Ф. Ульянкин и Н. З. Кривошеин, заметив мальчишек, а были они хотя и небольшого роста, но плотными и крепкими, удивились:

— Какие вы боксеры? Вы же прирожденные борцы! Ну, раздевайтесь...

Так они и остались в секции. А через полгода — первая схватка Эзена и первая победа по очкам — 8:2. Затем юношеское первенство города, края — и вновь победы. В 1964 году, выступая на первенстве РСФСР, Эзен Белееков завоевывает золотую медаль чемпиона. Через год он повторяет успех.

Из всех побед самая дорогая для Эзена та, на первенстве СССР в 1976 году. Семь лет минуло, а как свежи воспоминания! Его соперником, в полуфинале был мастер спорта Островский с Украины. Два периода вел алтаец с преимуществом в 17 очков. И, видимо, это подействовало расслабляюще: едва начался третий, Эзен бросился в атаку в надежде закончить схватку досрочно. Просчитался — и неожиданно сам оказался на грани поражения. Три минуты держался он, три минуты, казавшиеся ему часом. Продержался — и стал бронзовым призером. Шатаясь от усталости, уходил с ковра. Да, это была, пожалуй, самая тяжелая схватка...

Четырежды Эзен Белееков принимал участие в краевых сельских олимпийских играх и всегда неизменно завоевывал чемпионские медали.

По-прежнему он живет в Курае, преподает в школе машиноведение, а вечерами на общественных началах тренирует мальчишек. Из пяти первых мастеров спорта СССР по классической борьбе Горно-Алтайской автономной области четверо: братья Белеековы, Элен и Николай, Мадий Каланаков и Саша Манзыров—из одного колхоза, пятый — Иван Самтаев — из соседнего.

На весь Алтай известна борцовская династия Белеековых; Эзен и Николай — мастера спорта, Василий — кандидат в мастера, Сергей— перворазрядник. И товарищи Эзена уже советуют обратить внимание на пятого из рода Белеековых, четырехлетнего Амаду...

В. Федоров.

(Публикация 1983 года)

Материал перевёл в текстовой формат Е. Гаврилов, 21 сентября 2015 г.