Начало массового альпинизма в Горном Алтае

В 1936 году в районе Чуйских Альп (сегодня Актру) впервые был открыт постоянный альпинистский лагерь ВДСПС. Уже в первый ход на Чуйские Альпы сделали восхождение целые коллективы различных профсоюзов. Группа рабочих завода имени Сталина поднялась на одну из высочайших гор (3750 метров подуровнем моря) и эта гора названа была именем Металлургов. Также были восхождения на одну из наиболее популярных гор Алтая «Ольгу», высота которой определяется в 3950 метров над уровнем моря.

1937 год является знаменательной датой бурного развития альпинизма на Алтае. С начала сезона (20 июня) за полтора месяца Чуйские Альпы посетило более 150 человек: альпинисты-учителя, от ЦК союза мукомолов, ЦК союза кооператоров, школьники.

Альпинизм был, есть и будет школой мужество, воспитывающей в советском человеке силу воли, смелость и упорство. Не зря среди альпинистов зародилась поговорка : «Кто не растеряется в горах,—тот не струсит в бою». Публикуем несколько статей участников альпинизма 1937 года.

Вершина Ольга

Туристский район: Долина р. Чуя

см. также Альплагерь Актру

Бембель М. Мой отдых

Зачисление меня участником первое краевой учительской альпиниады очень обрадовало. Потом чувство радости сменилось боязнью, что я не смогу совершить восхождение на горы. Но стоило мне только вспомнить о героизме наших советских женщин, как весь страх, вся неуверенность исчезали и сменялись гордостью и радостью.

С таким решением я и поехала на Алтай. Трудности, о которых мне рассказывали товарищи, меня больше не пугали.

В лагере началась тренировка, где я встречала своеобразные трудности, преодоление которых меня радовало.

Ко всем указаниям инструкторов я относилась очень внимательно, желая изучить технику и теорию альпинизма. Благодаря тренировке, внимательному отношению инструкторов я достигла своей цели.

На вершине горы «Ольги» меня не покидала мысль, что я теперь альпинист СССР. Я очень довольна, что провела свой отпуск не зря, пополнив свой кругозор знанием Чуйских Альп. По приезде в Нарым я смогу очень о многом рассказать комсомольцам, пионерам и школьникам об Алтае. А у меня лично останутся на долго наилучшие воспоминания о Чуйских Альпах.

Восхождение на пик Шести

Хороших П. На Чуйских Альпах

В текущем году в районе Чуйских Альп альпинистами впервые взято до 10 вершин; наиболее интересной из них является вершина, расположенная в конце ледника Некрасова (верховье реки Талдуры). Восхождение на эту вершину совершено группой инструкторов, под руководством начальника лагеря т. Кузьмина,— 3 августа. Высота вершины 3 700 метров. Вершина названа «Кызыл Ойрот» («Красная Ойротия»). По трудности восхождения эта вершина относится ко II степени.

В районе Софийского ледника курсантами школы инструкторов альпинизма взяты вершины «Брат» (высота 3885 метров) и «Комсомолка» (высота 3700 метров).

В районе Северо-Чуйских Альп взято 4 вершины, расположенные у ледника Джело. Трудная вершина по поскальной работе взята Кузьминым и Погореловой вблизи Чуйского лагеря.

Впервые совершено массовое восхождение на высочайшую вершину Ийк-Ту—высота 4200 метров. На вершину поднялась школа инструкторов альпинизма в полном составе (33 человека) и установила там бюст Ленина. Совершено также первое массовое восхождение на вершину «Металлург» (4100 метров).

В ближайшее время намечено первое восхождение на вершину «Джан-Ийк-Ту» (высота 3 800 метров) и на ряд высочайших вершин в районе Северо-Чуйских Альп.

Намечено также пройти траверсом Ийк-Ту с северной вершины на южную. Это восхождение будет одним из труднейших в истории альпинизма на Алтае.

В районе Северо-Чуйских Альп намечена организация второго альпинистского лагеря.

После окончания школы инструкторов альпинизма ВЦСПС—Западная Сибирь получила более 20 инструкторов. Это дает возможность значительно шире развернуть массовую альпинистскую работу в крае. Кроме альпинистской работы в районе Чуйских Альп проводится и научно-исследовательская работа. Открыты новые ледники, водопады, озера, проведено описание перевалов и т. п. В районе реки Талдуры найдены разнообразные полезные ископаемые.

Вершина Иикту

Киселев И. Г. Готовлюсь в РККА

Для меня пребывание в лагере альпинистов имеет большое значение. Здесь мы приобрели практические и теоретические знания и навыки по восхождению на горы воспитали и свои волевые качества. Для молодежи, идущей в ряды нашей славной Красной Армии и меня, в частности, как до призывника, лагерь дал многое.

Я приду в РККА уже альпинистом—значкистом, тем самым я лучше смогу выполнять священный долг каждого гражданина СССР на защите нашей родины.

Погорелова В.

Погорелова В. Подготовка альпинистов

На мою долю выпало большое счастье. В первых числах мая 1937 года я в числе четырёх счастливцев была откомандирована в кавказскую школу инструкторов альпинизма. Школа альпинизма очень много мне дала. Со свежим багажом теоретических знаний техники альпинизма я приехала на Алтай работать инструктором в высокогорный лагерь на Чуйские Альпы.

Мой приезд в лагерь совпал с приездом группы учителей в количестве 20-ти человек. Они впервые прибыли в горы. Многому удивлялись. Некоторым странным казался темп восхождения на горы, очень им хотелось перенести городской темп движения в горы. После восхождения на зачетную вершину «Ольгу» наши новые альпинисты убедились в таком темпе движения, который экономит точно рассчитанные силы. Через полмесяца мы провожали из лагеря 19 новых альпинистов, счастливых и гордых тем, что имеют право носить на груди значок «Альпинист СССР». Среди 19 новых значкистов было 6 девушек, каждая из них уезжала из лагеря с желанием на следующий сезон вернуться в горы с самодеятельными группами.

Новиков В.С. Штурм вершины «Ольги»

Нас 23 человек, впервые совершающих восхождение на горы. В 3 часа утра 30 июля мы собрались на штурм горы «Ольги». Восток лишь слегка загорался до восхода солнца было еще далеко. На темно-синей небе мерцали необычно яркие звезды.

Выстраиваемся и идем связками по 4 человека, медленно, размеренно и осторожно ступая по пологому, снежному склону.

Через полтора часа подошли к безымянному гребню, от подножия которого начинался снежный хребет «Ольги».

Немного отдохнули и начали набирать высоту. Шли молча, сосредоточенно, но у каждого радостно было на сердце, все были полны энергии и решимости взять вершину во что бы то ни стало.

Первые два снежных колена взяли без труда, затем пересекли большой участок скал.

Отсюда открывается чудесный вид на долину реки Аргут, снежные хребты Табын Богдо-Ола и Катунские склоны; подъем становился все круче и круче, идем со тщательным охранением, после каждых двух шагов втыкая перед собой ледоруб.

Вот широкий снежный склон у вершины горы, небольшой спуск, подъем и мы на вершине «Ольги»... Небо безоблачное, сияет яркое горное солнце. Переполненные нахлынувшими чувствами, трижды кричим «ура» в честь любимого вождя народов товарища Сталина.

Любуемся открывшейся панорамой» бесконечно застывших в ледяном безмолвии снежных хребтов, зеленых долин, там— глубоко внизу — бескрайними степями и мощным Талдуринским ледником, представшими перед нами во всей свой красоте и силе. Фотографируемся. Подкрепляемся шоколадом и галетами.

На вершине пробыли минут 20, затем пошли на спуск. При спуске больше всего запомнилось быстрое скольжение по склонам многочисленными вершинами. В 11 часов ночи здоровыми пришли, в лагерь. Восхождение окончено. Страна получала новых альпинистов СССР.

Щербаков, 1937

Щербаков, Параев. За развитие массового альпинизма в Ойротии

Мы, группа альпинистов от Ойротии, счастливы тем, что находимся в высокогорном лагере Чуйские Альпы и овладеваем сложной техникой альпинизма. Необходимо в будущем году не только посылать людей в краевой лагерь, но и организовать свой лагерь для Ойротии. Этим мы дадим трудящимся отдых, который закаляет, дает бодрость, силу и выносливость.

По примеру союза НСШ нужно организовать свои внутриобластные альпиниады. На это дело достаточно средств отпускает ВЦСПС; в 1937 году отпущено 10 миллионов рублей и на 1938 год запроектировано 20 миллионов рублей. Необходимо организовать при областном комитете физкультурную горную секцию, которая может и должна сделать многое в организации альпинизма в области.

Число альпинистов в Ойротии с каждым годом растет: в 1936 году было 8 человек, в 1937 году-24 человека, в том числе 2 инструктора-альпиниста, которые в будущем году смогут работать в лагерях. Мы высказываемся за развитие массового альпинизма в Ойротии.

Источник: газета Красная Ойротия, 1937 год.

Перевёл в текстовой формат Е. Гаврилов 5 декабря 2015 года.