object(stdClass)#495 (57) {
  ["id"]=>
  string(4) "1411"
  ["asset_id"]=>
  string(4) "2094"
  ["title"]=>
  string(15) "Уч-Энмек"
  ["alias"]=>
  string(9) "uch-enmek"
  ["introtext"]=>
  string(12204) "

Уч-Эҥмек (Уч-Мах) — священная гора алтайцев, расположенная на юге природного парка Уч-Энмек в Онгудайском районе на Теректинском хребте.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Туристское значение

Поскольку гора считается у алтайцев, жителей Каракольской долины, священной, то ни восхождения на неё, ни экскурсии к ней не проводятся. Про Уч-эҥмек пишут, что она является «пуповиной Алтая, питающей его живительными энергиями Космоса и Земли».

В Каракольской долине, продолжении священной горы, отмечены следы афанасьевской (3 тыс. лет до н.э.), каракольской (1,5 лет до н.э.), скифской (VIII-IV вв. до н. э.), тюркской (VI-VIII вв. н.э.) древних культур.

Впечатляет объем памятников — их около 5000. В урочищах Сору и Башадар, возле села Туэкта сохранились балбалы, каменные стелы, курганы, наскальные рисунки — своеобразные алтари и храмы под открытым небом.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Топонимика

Уч-Эҥмек в переводе с алтайского – три родничка, как бывают у детей роднички, темечко. Это чистые святые места, нежные, ранимые. Алтайцы считают, что к священной горе надо относиться, как к родничкам.

Есть версия, что Уч-Эҥмек – позднее название и в древнетюркски гора называлась Уч-Мах, в переводе «рай на земле». Создатель создал здесь как бы рай, долину.

Описание

Гора расположена в северной части Теректинского хребта, на юге Каракольской долины. Высота Уч-Эҥмек — 2792 м над ур.м. Гора представляет собой как бы дугу, три скалы. У подножья есть небольшое озеро, образованное талыми водами.

К северу от озера находится большая долина, которая как бы расширяется от подножья и спускается вниз.

Это место называется кулугайры — долина, расположенная прямо под вершиной, разделённая на много частей, горных долин.  Местный краевед считает, что это кутуайры, с древне-тюркского — божественная благодать, благодатная горная долина.

Гора Уч-Энгмек, обожествляет все долины, которые отходят от неё, и все они считаются скакральными.

Уч-Эҥмек
Башадарские курганы. Вдали видна Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Каракольскую долину алтайцы считают священной. Древние курганные захоронения (Башадарский комплекс), каменные стелы, оградки, наскальные рисунки встречаются в основном в левобережной части долины, как и современные поселения (Бичекту-Бом, Боочи, Кулада). На правобережье располагаются основные сельскохозяйственные угодья.

С горы несут свои воды в Каракольскую долину реки Арыгем, Малтур, Мажи. В межгорных котловинах отмечено множество безымянных озер.

По святости Уч-Эҥмек алтайцы ставят даже выше Белухи. Как и Белуху иногда её называют Уч-Сумером. Есть в обиходе алтайцев два Уч-Сумера — устькоксинский и куладинский.

Божественность Белухи связана больше с бурханизмом. Именно с этого периода начинает она начинает обожествляться.

Гора Уч-Эҥмек, как особое, благодатное, священное место, рай на земле, начала почитаться задолго до этого — в раннее средневековье, тюркский период. Возможно, она начинала почитаться в скифский период. А царские захоронения располагаются так, чтобы с этих курганов были видны вершины Уч-Эҥмек.

По алтайским легендами это место должно охраняться, быть девственным, здесь должна быть чистота. Человек своей деятельностью не должен осквернять эти места. Хозяин гор «ээзи» отдыхает у подножья горы.

Алтайцы только в крайнем случае заходят в эти места. Посещение большей частью вынужденное, связанное с выпасом скота. Никто из Каракольской долины в этих местах не охотится, не собирает лекарственные травы или кедровый орех. Нет таких и в Урсульской долине.

Даже за хребтом в Усть-Коксинском районе кержаки и староверы считают это место особым и не используют в хозяйственной деятельности.

Местные жители рассказывают, что если подранок, раненое животное уходит от охотников в долину кулугайры, они его не преследуют. Потому что он попадает под мышку, под защиту хозяина горы. Хотя, по алтайским законам, подранка надо искать и добивать. Это считается у алтайцев большой провинностью.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

О горных духах

Вербицкий Василий Иванович писал, что хозяином (ээзи) горы алтайцы считали таш-ээзи (хозяин камней) или ту-ээзи (хозяин горы).

В отчётах Алтайской духовной миссии начала ХХ века отмечалось, что «Алтаец поклоняется той горе, откуда бегут воды, орошающие долины, на которых пасутся его стада. …получая свое богатство, жизнь и другие блага, сознает, что эти блага идут из какого-то рога изобилия, ибо рог этот — гора…».

Потапов Леонид Павлович писал: «Родовой культ гор у алтайцев является дошедшим до нас отражением той стадии развития религиозных представлений, когда последние в виде духов-хозяев воплощаются в антропоморфных образах, когда господствовал дух природы и стихии, когда еще не делали вещественных изображений божеств. Это подтверждает о большей древности культа родовых гор у алтайцев по сравнению с шаманством».

© Е. Гаврилов, 7 апреля 2017 года. Особая благодарность за предоставленную информацию А. Борбошеву. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с.; 2. Кулягина Н.Г., Матасова А.К. Сельский краевой музей как хранитель «живой культуры территорий» (на примере Куладинского краеведческого музея в Республике Алтай) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. с. 131-139;  3. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография, 1946. —№2. — С. 145-160; 4. Приложение к Отчету алтайской духовной миссии за 1911 г. — Томск, 1912. — С. 91; 5. Самойлова Г.С. Ландшафты этноприродного парка «Уч-Энмек» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. с. 4-8.

" ["fulltext"]=> string(0) "" ["state"]=> string(1) "1" ["catid"]=> string(2) "19" ["created"]=> string(19) "2017-04-07 16:56:44" ["created_by"]=> string(3) "993" ["created_by_alias"]=> string(0) "" ["modified"]=> string(19) "2017-04-11 06:31:10" ["modified_by"]=> string(3) "993" ["checked_out"]=> string(1) "0" ["checked_out_time"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["publish_up"]=> string(19) "2017-04-07 16:56:44" ["publish_down"]=> string(19) "0000-00-00 00:00:00" ["images"]=> string(290) "{"image_intro":"images\/previews\/uch-enmek.jpg","float_intro":"","image_intro_alt":"\u0423\u0447-\u042d\u043d\u043c\u0435\u043a","image_intro_caption":"\u0423\u0447-\u042d\u043d\u043c\u0435\u043a","image_fulltext":"","float_fulltext":"","image_fulltext_alt":"","image_fulltext_caption":""}" ["urls"]=> string(121) "{"urla":false,"urlatext":"","targeta":"","urlb":false,"urlbtext":"","targetb":"","urlc":false,"urlctext":"","targetc":""}" ["attribs"]=> string(504) "{"show_title":"","link_titles":"","show_tags":"","show_intro":"","info_block_position":"","info_block_show_title":"","show_category":"","link_category":"","show_parent_category":"","link_parent_category":"","show_author":"","link_author":"","show_create_date":"","show_modify_date":"","show_publish_date":"","show_item_navigation":"","show_icons":"","show_print_icon":"","show_email_icon":"","show_vote":"","show_hits":"","show_noauth":"","urls_position":"","alternative_readmore":"","article_layout":""}" ["version"]=> string(1) "8" ["ordering"]=> string(1) "0" ["metakey"]=> string(0) "" ["metadesc"]=> string(0) "" ["access"]=> string(1) "1" ["hits"]=> string(2) "95" ["metadata"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#505 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#507 (6) { ["robots"]=> string(0) "" ["author"]=> string(0) "" ["rights"]=> string(0) "" ["xreference"]=> string(0) "" ["address"]=> string(42) "{"address":"","lat":"","lan":"","zoom":""}" ["yandex_maps_icon"]=> string(0) "" } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["featured"]=> string(1) "0" ["language"]=> string(1) "*" ["xreference"]=> string(0) "" ["category_title"]=> string(25) "Вершины Алтая" ["category_alias"]=> string(15) "vershiny-altaya" ["category_access"]=> string(1) "1" ["author"]=> string(31) "Евгений Гаврилов" ["parent_title"]=> string(34) "География и климат" ["parent_id"]=> string(2) "12" ["parent_route"]=> string(25) "altaj/geografiya-i-klimat" ["parent_alias"]=> string(19) "geografiya-i-klimat" ["rating"]=> NULL ["rating_count"]=> NULL ["params"]=> object(Joomla\Registry\Registry)#506 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#500 (87) { ["article_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_title"]=> string(1) "1" ["link_titles"]=> string(1) "0" ["show_intro"]=> string(1) "1" ["info_block_position"]=> string(1) "0" ["show_category"]=> string(1) "1" ["link_category"]=> string(1) "1" ["show_parent_category"]=> string(1) "0" ["link_parent_category"]=> string(1) "0" ["show_author"]=> string(1) "0" ["link_author"]=> string(1) "0" ["show_create_date"]=> string(1) "0" ["show_modify_date"]=> string(1) "0" ["show_publish_date"]=> string(1) "0" ["show_item_navigation"]=> string(1) "1" ["show_vote"]=> string(1) "0" ["show_readmore"]=> string(1) "1" ["show_readmore_title"]=> string(1) "1" ["readmore_limit"]=> string(3) "100" ["show_tags"]=> string(1) "1" ["show_icons"]=> string(1) "0" ["show_print_icon"]=> string(1) "0" ["show_email_icon"]=> string(1) "0" ["show_hits"]=> string(1) "0" ["show_noauth"]=> string(1) "0" ["urls_position"]=> string(1) "0" ["show_publishing_options"]=> string(1) "1" ["show_article_options"]=> string(1) "1" ["save_history"]=> string(1) "0" ["history_limit"]=> int(10) ["show_urls_images_frontend"]=> string(1) "0" ["show_urls_images_backend"]=> string(1) "1" ["targeta"]=> int(0) ["targetb"]=> int(0) ["targetc"]=> int(0) ["float_intro"]=> string(4) "left" ["float_fulltext"]=> string(4) "none" ["category_layout"]=> string(9) "_:default" ["show_category_heading_title_text"]=> string(1) "1" ["show_category_title"]=> string(1) "1" ["show_description"]=> string(1) "1" ["show_description_image"]=> string(1) "0" ["maxLevel"]=> string(1) "1" ["show_empty_categories"]=> string(1) "1" ["show_no_articles"]=> string(1) "1" ["show_subcat_desc"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles"]=> string(1) "0" ["show_cat_tags"]=> string(1) "1" ["show_base_description"]=> string(1) "1" ["maxLevelcat"]=> string(2) "-1" ["show_empty_categories_cat"]=> string(1) "0" ["show_subcat_desc_cat"]=> string(1) "1" ["show_cat_num_articles_cat"]=> string(1) "1" ["num_leading_articles"]=> string(1) "1" ["num_intro_articles"]=> string(1) "4" ["num_columns"]=> string(1) "2" ["num_links"]=> string(1) "4" ["multi_column_order"]=> string(1) "0" ["show_subcategory_content"]=> string(1) "0" ["show_pagination_limit"]=> string(1) "0" ["filter_field"]=> string(4) "hide" ["show_headings"]=> string(1) "0" ["list_show_date"]=> string(1) "0" ["date_format"]=> string(0) "" ["list_show_hits"]=> string(1) "0" ["list_show_author"]=> string(1) "0" ["orderby_pri"]=> string(5) "order" ["orderby_sec"]=> string(5) "alpha" ["order_date"]=> string(9) "published" ["show_pagination"]=> string(1) "2" ["show_pagination_results"]=> string(1) "1" ["show_featured"]=> string(4) "show" ["show_feed_link"]=> string(1) "1" ["feed_summary"]=> string(1) "0" ["feed_show_readmore"]=> string(1) "0" ["show_page_heading"]=> string(1) "0" ["display_num"]=> string(2) "50" ["menu_text"]=> int(1) ["menu_show"]=> int(1) ["menu-meta_description"]=> string(175) "Список статей обо всех вершинах, возвышенностях и горах Алтая выведенный в алфавитном порядке. " ["menu-meta_keywords"]=> string(91) "Вершины, горы, холмы, возвышенности, Алтай, список " ["secure"]=> int(0) ["page_title"]=> string(14) "Вершины" ["page_description"]=> string(100) "Информационный туристический портал АЛТАЙ туристский" ["page_rights"]=> string(49) "Ссылка на сайт обязательна" ["robots"]=> NULL ["access-view"]=> bool(true) } ["initialized":protected]=> bool(true) ["separator"]=> string(1) "." } ["tagLayout"]=> object(JLayoutFile)#491 (7) { ["layoutId":protected]=> string(19) "joomla.content.tags" ["basePath":protected]=> NULL ["fullPath":protected]=> NULL ["includePaths":protected]=> array(0) { } ["options":protected]=> object(Joomla\Registry\Registry)#492 (3) { ["data":protected]=> object(stdClass)#503 (2) { ["component"]=> string(11) "com_content" ["client"]=> int(0) } ["initialized":protected]=> bool(false) ["separator"]=> string(1) "." } ["data":protected]=> array(0) { } ["debugMessages":protected]=> array(0) { } } ["slug"]=> string(14) "1411:uch-enmek" ["catslug"]=> string(18) "19:vershiny-altaya" ["parent_slug"]=> string(22) "12:geografiya-i-klimat" ["readmore_link"]=> string(50) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/1411-uch-enmek" ["text"]=> string(14396) "

Уч-Эҥмек (Уч-Мах) — священная гора алтайцев, расположенная на юге природного парка Уч-Энмек в Онгудайском районе на Теректинском хребте.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Туристское значение

Поскольку гора считается у алтайцев, жителей Каракольской долины, священной, то ни восхождения на неё, ни экскурсии к ней не проводятся. Про Уч-эҥмек пишут, что она является «пуповиной Алтая, питающей его живительными энергиями Космоса и Земли».

В Каракольской долине, продолжении священной горы, отмечены следы афанасьевской (3 тыс. лет до н.э.), каракольской (1,5 лет до н.э.), скифской (VIII-IV вв. до н. э.), тюркской (VI-VIII вв. н.э.) древних культур.

Впечатляет объем памятников — их около 5000. В урочищах Сору и Башадар, возле села Туэкта сохранились балбалы, каменные стелы, курганы, наскальные рисунки — своеобразные алтари и храмы под открытым небом.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Топонимика

Уч-Эҥмек в переводе с алтайского – три родничка, как бывают у детей роднички, темечко. Это чистые святые места, нежные, ранимые. Алтайцы считают, что к священной горе надо относиться, как к родничкам.

Есть версия, что Уч-Эҥмек – позднее название и в древнетюркски гора называлась Уч-Мах, в переводе «рай на земле». Создатель создал здесь как бы рай, долину.

Описание

Гора расположена в северной части Теректинского хребта, на юге Каракольской долины. Высота Уч-Эҥмек — 2792 м над ур.м. Гора представляет собой как бы дугу, три скалы. У подножья есть небольшое озеро, образованное талыми водами.

К северу от озера находится большая долина, которая как бы расширяется от подножья и спускается вниз.

Это место называется кулугайры — долина, расположенная прямо под вершиной, разделённая на много частей, горных долин.  Местный краевед считает, что это кутуайры, с древне-тюркского — божественная благодать, благодатная горная долина.

Гора Уч-Энгмек, обожествляет все долины, которые отходят от неё, и все они считаются скакральными.

Уч-Эҥмек
Башадарские курганы. Вдали видна Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Каракольскую долину алтайцы считают священной. Древние курганные захоронения (Башадарский комплекс), каменные стелы, оградки, наскальные рисунки встречаются в основном в левобережной части долины, как и современные поселения (Бичекту-Бом, Боочи, Кулада). На правобережье располагаются основные сельскохозяйственные угодья.

С горы несут свои воды в Каракольскую долину реки Арыгем, Малтур, Мажи. В межгорных котловинах отмечено множество безымянных озер.

По святости Уч-Эҥмек алтайцы ставят даже выше Белухи. Как и Белуху иногда её называют Уч-Сумером. Есть в обиходе алтайцев два Уч-Сумера — устькоксинский и куладинский.

Божественность Белухи связана больше с бурханизмом. Именно с этого периода начинает она начинает обожествляться.

Гора Уч-Эҥмек, как особое, благодатное, священное место, рай на земле, начала почитаться задолго до этого — в раннее средневековье, тюркский период. Возможно, она начинала почитаться в скифский период. А царские захоронения располагаются так, чтобы с этих курганов были видны вершины Уч-Эҥмек.

По алтайским легендами это место должно охраняться, быть девственным, здесь должна быть чистота. Человек своей деятельностью не должен осквернять эти места. Хозяин гор «ээзи» отдыхает у подножья горы.

Алтайцы только в крайнем случае заходят в эти места. Посещение большей частью вынужденное, связанное с выпасом скота. Никто из Каракольской долины в этих местах не охотится, не собирает лекарственные травы или кедровый орех. Нет таких и в Урсульской долине.

Даже за хребтом в Усть-Коксинском районе кержаки и староверы считают это место особым и не используют в хозяйственной деятельности.

Местные жители рассказывают, что если подранок, раненое животное уходит от охотников в долину кулугайры, они его не преследуют. Потому что он попадает под мышку, под защиту хозяина горы. Хотя, по алтайским законам, подранка надо искать и добивать. Это считается у алтайцев большой провинностью.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

О горных духах

Вербицкий Василий Иванович писал, что хозяином (ээзи) горы алтайцы считали таш-ээзи (хозяин камней) или ту-ээзи (хозяин горы).

В отчётах Алтайской духовной миссии начала ХХ века отмечалось, что «Алтаец поклоняется той горе, откуда бегут воды, орошающие долины, на которых пасутся его стада. …получая свое богатство, жизнь и другие блага, сознает, что эти блага идут из какого-то рога изобилия, ибо рог этот — гора…».

Потапов Леонид Павлович писал: «Родовой культ гор у алтайцев является дошедшим до нас отражением той стадии развития религиозных представлений, когда последние в виде духов-хозяев воплощаются в антропоморфных образах, когда господствовал дух природы и стихии, когда еще не делали вещественных изображений божеств. Это подтверждает о большей древности культа родовых гор у алтайцев по сравнению с шаманством».

© Е. Гаврилов, 7 апреля 2017 года. Особая благодарность за предоставленную информацию А. Борбошеву. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с.; 2. Кулягина Н.Г., Матасова А.К. Сельский краевой музей как хранитель «живой культуры территорий» (на примере Куладинского краеведческого музея в Республике Алтай) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. с. 131-139;  3. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография, 1946. —№2. — С. 145-160; 4. Приложение к Отчету алтайской духовной миссии за 1911 г. — Томск, 1912. — С. 91; 5. Самойлова Г.С. Ландшафты этноприродного парка «Уч-Энмек» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. с. 4-8.

" ["tags"]=> object(JHelperTags)#493 (4) { ["tagsChanged":protected]=> bool(false) ["replaceTags":protected]=> bool(false) ["typeAlias"]=> NULL ["itemTags"]=> array(0) { } } ["jcfields"]=> array(0) { } ["event"]=> object(stdClass)#572 (3) { ["afterDisplayTitle"]=> string(0) "" ["beforeDisplayContent"]=> string(0) "" ["afterDisplayContent"]=> string(0) "" } ["prev"]=> string(47) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/957-togolok" ["next"]=> string(55) "/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/1260-chertov-palets" ["prev_label"]=> string(10) "Назад" ["next_label"]=> string(12) "Вперёд" ["pagination"]=> string(365) " " ["paginationposition"]=> string(1) "1" ["paginationrelative"]=> int(0) }

Уч-Энмек

Уч-Эҥмек (Уч-Мах) — священная гора алтайцев, расположенная на юге природного парка Уч-Энмек в Онгудайском районе на Теректинском хребте.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Туристское значение

Поскольку гора считается у алтайцев, жителей Каракольской долины, священной, то ни восхождения на неё, ни экскурсии к ней не проводятся. Про Уч-эҥмек пишут, что она является «пуповиной Алтая, питающей его живительными энергиями Космоса и Земли».

В Каракольской долине, продолжении священной горы, отмечены следы афанасьевской (3 тыс. лет до н.э.), каракольской (1,5 лет до н.э.), скифской (VIII-IV вв. до н. э.), тюркской (VI-VIII вв. н.э.) древних культур.

Впечатляет объем памятников — их около 5000. В урочищах Сору и Башадар, возле села Туэкта сохранились балбалы, каменные стелы, курганы, наскальные рисунки — своеобразные алтари и храмы под открытым небом.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Топонимика

Уч-Эҥмек в переводе с алтайского – три родничка, как бывают у детей роднички, темечко. Это чистые святые места, нежные, ранимые. Алтайцы считают, что к священной горе надо относиться, как к родничкам.

Есть версия, что Уч-Эҥмек – позднее название и в древнетюркски гора называлась Уч-Мах, в переводе «рай на земле». Создатель создал здесь как бы рай, долину.

Описание

Гора расположена в северной части Теректинского хребта, на юге Каракольской долины. Высота Уч-Эҥмек — 2792 м над ур.м. Гора представляет собой как бы дугу, три скалы. У подножья есть небольшое озеро, образованное талыми водами.

К северу от озера находится большая долина, которая как бы расширяется от подножья и спускается вниз.

Это место называется кулугайры — долина, расположенная прямо под вершиной, разделённая на много частей, горных долин.  Местный краевед считает, что это кутуайры, с древне-тюркского — божественная благодать, благодатная горная долина.

Гора Уч-Энгмек, обожествляет все долины, которые отходят от неё, и все они считаются скакральными.

Уч-Эҥмек
Башадарские курганы. Вдали видна Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

Каракольскую долину алтайцы считают священной. Древние курганные захоронения (Башадарский комплекс), каменные стелы, оградки, наскальные рисунки встречаются в основном в левобережной части долины, как и современные поселения (Бичекту-Бом, Боочи, Кулада). На правобережье располагаются основные сельскохозяйственные угодья.

С горы несут свои воды в Каракольскую долину реки Арыгем, Малтур, Мажи. В межгорных котловинах отмечено множество безымянных озер.

По святости Уч-Эҥмек алтайцы ставят даже выше Белухи. Как и Белуху иногда её называют Уч-Сумером. Есть в обиходе алтайцев два Уч-Сумера — устькоксинский и куладинский.

Божественность Белухи связана больше с бурханизмом. Именно с этого периода начинает она начинает обожествляться.

Гора Уч-Эҥмек, как особое, благодатное, священное место, рай на земле, начала почитаться задолго до этого — в раннее средневековье, тюркский период. Возможно, она начинала почитаться в скифский период. А царские захоронения располагаются так, чтобы с этих курганов были видны вершины Уч-Эҥмек.

По алтайским легендами это место должно охраняться, быть девственным, здесь должна быть чистота. Человек своей деятельностью не должен осквернять эти места. Хозяин гор «ээзи» отдыхает у подножья горы.

Алтайцы только в крайнем случае заходят в эти места. Посещение большей частью вынужденное, связанное с выпасом скота. Никто из Каракольской долины в этих местах не охотится, не собирает лекарственные травы или кедровый орех. Нет таких и в Урсульской долине.

Даже за хребтом в Усть-Коксинском районе кержаки и староверы считают это место особым и не используют в хозяйственной деятельности.

Местные жители рассказывают, что если подранок, раненое животное уходит от охотников в долину кулугайры, они его не преследуют. Потому что он попадает под мышку, под защиту хозяина горы. Хотя, по алтайским законам, подранка надо искать и добивать. Это считается у алтайцев большой провинностью.

Уч-Эҥмек
Уч-Эҥмек. Фото Е. Гаврилова

О горных духах

Вербицкий Василий Иванович писал, что хозяином (ээзи) горы алтайцы считали таш-ээзи (хозяин камней) или ту-ээзи (хозяин горы).

В отчётах Алтайской духовной миссии начала ХХ века отмечалось, что «Алтаец поклоняется той горе, откуда бегут воды, орошающие долины, на которых пасутся его стада. …получая свое богатство, жизнь и другие блага, сознает, что эти блага идут из какого-то рога изобилия, ибо рог этот — гора…».

Потапов Леонид Павлович писал: «Родовой культ гор у алтайцев является дошедшим до нас отражением той стадии развития религиозных представлений, когда последние в виде духов-хозяев воплощаются в антропоморфных образах, когда господствовал дух природы и стихии, когда еще не делали вещественных изображений божеств. Это подтверждает о большей древности культа родовых гор у алтайцев по сравнению с шаманством».

© Е. Гаврилов, 7 апреля 2017 года. Особая благодарность за предоставленную информацию А. Борбошеву. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с.; 2. Кулягина Н.Г., Матасова А.К. Сельский краевой музей как хранитель «живой культуры территорий» (на примере Куладинского краеведческого музея в Республике Алтай) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. с. 131-139;  3. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография, 1946. —№2. — С. 145-160; 4. Приложение к Отчету алтайской духовной миссии за 1911 г. — Томск, 1912. — С. 91; 5. Самойлова Г.С. Ландшафты этноприродного парка «Уч-Энмек» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. с. 4-8.