Чибит (Чиват, Чивит, Шибит, Красная гора) — село Улаганского района, Чибитского сельского поселения, расположенное на Чуйском тракте на правом берегу р. Чуя в месте впадения в нее р. Чибитка, на высоте 1200-1250 м над. ур. м.

Чибит Улаганский район Карта

Чибит вид сверху Туристский район: Долина реки Чуя 

Описание

Село находится на км Чуйского тракта. На правобережье р. Чуи на северо-западе от села находится так называемая Сарытумайская степь или урочище Сары-Тума.

В 2,5 километрах от села, вниз по течению Чуи, находится деревянный мост, с севера от которого на правобережье находится небольшая гора Еже-тру(1307 м над ур. моря).

На юго-востоке от села на правом борту Чуи находится гора Белькенек (2264 м).

С севера протекает река Чибитка, впадающая в р. Чую на северно-западной окраине.

На южной окраине села начинается дорога, ведущая на Оройский мост и плато Ештыкёль, к месту впадения р. Мажой в Чую.

Разность средних ночных температур у р. Чуя (с. Чибит) между днищем долин (котловин) и склоном в ясную погоду составляет -2.2°.

Чибит. Вид с Еже-тру

Туристское значение

Вблизи села находятся памятники природы: источник Чибитский, моренный вал, эпигенетическая долина р. Чуя. Ниже впадения р. Мажой в р. Чую, на знаменитом Мажойском каскаде порогов р. Чуя, 4-6-й категории сложности, в мае проводятся ставшие традиционными соревнования туристов-водников.

На расстоянии 6,5 километров на северо-запад от села, на левобережье р. Чуи, на одном из её притоков речки Верхний Карасу находится Чибитский водопад.

От села начинается 37 километровая пешеходная часть маршрута до красивейших Шавлинских озёр. Можно облегчить свой путь, наняв в Чибите коней для осуществления этого похода.

Чибит
Чибитю Фото А. Гаврилова

Дорога, пролегающая вверх по долине р. Чуи, является началом маршрутов ко многим красивейшим местам Горного Алтая в районе Северо-Чуйского хребта - ущельям Шавлы, Каракабака и Мажоя. В сухую высокогорную долину еще недавно вела только конская тропа. Автомобильная дорога была проложена к началу 80-х годов ушедшего столетия.

Организованный постановлением Правительства Республики Алтай 22 августа 2002 г. Шавлинский биологический заказник захватывает левобережье р. Чуи от с. Чибит до устья.

Совсем недавно проведены археологический раскопки вверх по правобережью реки Чуи в непосредственной близости от поселения.

Чибит славится созданной в 1985 году диско-группой «Амаду».

На северо-западе села, на правобережье реки Чибитки, в её устье, находится ЭКО туркомплекс «Кочевник».

Чибит
Чибит

Население

На 1 января 2016 года в селе проживало 622 человека.

Топонимика

На алтайском диалекте чибит — охра; желтый цвет; желтый. Слово чибит представлено лишь в немногих тюркских языках.

Известный русский ученый Чихачев Петр Александрович в путешествии по Алтаю в 1842 году писал: «За исключением небольшого ручья Чибит, ни в каком другом месте мне не удалось найти в достаточно большом количестве следы золота... Горы, где берет начало Чибит, состоят целиком из глинистого сланца красно-кирпичного цвета, с ярко выраженным сланцеватым строением».

Радлов Василий Васильевич дает это слово только для телеутов со значением «охра».

Отмечается также у тофов — шибит, тувинцев — шивит, др.- тюрк, чувут — краска, чувит — индиго.

Первоначально «чибит» обозначало природные минеральные глины разных оттенков желтого цвета, представляющие собой вещества, богатые окисями или гидроокисями железа.

Позднее, видимо, стало обозначать также желтый цвет с разными его оттенками. Описание многих объектов, имеющих в своем имени слово чибит очень хорошо подкрепляет значение данного слова.

Чибит
Чибит. Памятник воинам Великой Отечественной войны

Сегодня

Жители заняты разведением коз, овец, крупного рогатого скота, лошадей в СПК «Чибит», крестьянских и личных подсобных хозяйствах.

По данным Алтайстата на 1 января 2010 года по Чибитскому сельскому поселению числилось 225 хозяйств.

Имеются АЗС, библиотека, детский сад, ДК, общеобразовательная школа, отделение ДЮСШ (греко-римская борьба), магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Сотовая связь — Билайн, МТС.

История

Если считать историю села от открытии Алтайской духовной миссии молитвенного дома, вокруг которого начался формироваться посёлок, то это — 1901 год. Кочёвки алтайцев, которые отмечались Александром Андреевичем Бунге и другими исследователями, датой основания села являться не могут. Более подробно см. История села Чибит

Знаменитости

23 марта 1959 года в селе родился общественно-политический деятель, глава администрации Улаганского района (1999–2003гг.) Вячеслав Алексеевич Ядаганов. При нём построена новая электролиния в Чибите.

В 1963 году директором 8-летней школы с. Чибит работала заслуженный учитель РФ (1982), отличник народного образования Маркова Екатерина Сергеевна.

С 1963 по 1967 год Чибитской восьмилетней школой руководил отличник народного просвещения СССР Марат Иванович Тельгеров.

Чибит
Чибит

Разное

В 1970 году несколько школьников села Чибит направились на рыбалку в устье Чибитки, впадающей в Чую. Случайно на крючке оказался клочок материи, торчащей у берега. Ребята потянули, и вытащили завернутый в него железный ящичек. В нем оказалось 26 тысяч рублей времен Александра III. Удивительно, что знаки сохранились отлично.

В Государственном Музее этнографии в Ленинграде хранится ступа (под № 599—15-ab) из поселка Чибита: «Имеет форму высокого бокала с подставкой в виде усеченного конуса, широким концом вниз; высота 56 см, внешний диаметр отверстия 26,5 см, внутренний — 20,5 см, глубина бокала 30 см, при ступе пест массивный, вверху с полукруглым отверстием, внизу округленный, длина 57 см».

Около с. Чибит отмечены залётные особи скворца розового, птицы отряда воробьинообразных, семейства скворцовых.

Геология

Верещагин Виктор Иванович отмечал, что выше устья Чибита в долине Чуи сохранилось немало следов былого оледенения, отмеченных проф. Сапожниковым Василием Васильевичем и проф. Обручевым. По словам последнего «несомненно, что признаки оледенения распространены по Чуе гораздо дальше и ниже устья р. Чибит, где Сапожников определил низшее место залегания морен».

Доктор географических наук, советский геоморфолог, гляциолог и географ Алексей Николаевич Рудой отмечает, что «максимальное продвижение более молодого, позднечетвертичного ледника фиксирует конечная морена у с. Чибит. Крупнейшим ущельем прорыва на Алтае является молодое ущелье Чуи на участке между урочищем Ештыккель от устья р. Маашей до пос. Чибит.

Очень интересная в палеогляциогидрологическом отношении система разнообразно ориентированных ущельев прорыва и заплеска располагается на плато Ештыккёль. Эти ущелья (их не менее пяти) имеют протяженность от 500 м до 1,5 км, глубину по почти вертикальным склонам - 120-300 м при ширине от десятков до ста метров. В настоящее время все эти ущелья - сухие, их днища приподняты на небольшую высоту; по крайнему северному ущелью проходит грунтовая дорога — тропа от стоянок Курайского колхоза к пос. Чибит. Все ущелья обильно залесены».

Планируется в 2017 году морену у с. Чибит на правом борту р. Чибит отнести к памятникам природы.

У с. Чибит имеются крупнейшие выходы подземных вод (600 дм3/с), в правом борту долины р. Чибитка.

В 1930 году проведена геологическая съемка и исследования Чибитского месторождения меди. Геологические экспедиции 1934-1937 подтвердили, что оно может успешно эксплуатироваться.

Чибит

Археология

Участок правобережья р.Чуя в районе мажойского каскада порогов между селами Чибит и Акташ не был обследован даже в конце прошлого столетия. Причиной тому, явился целый ряд объективных факторов. Прежде всего, естественная недоступность этого участка Чуйской речной долины. Поэтому первые обследования этой территории начались только в начале XXI века.

Обследование правобережье р.Чуя велось на участке от с. Чибит до впадения р.Мажой (Маашей). Протяженность маршрута составляла около 17 км. Была проведена глазомерная съемка местности, замеры и описание основных характеристик объектов, фотографирование, копирование петроглифов.

В 2000 г. Е.П.Маточкин обнаружил петроглифическое местонахождение Узун-Джалан.

Затем, в 2002 г. А.П. Бородовскому и Т.А. Вдовиной удалось выявить еще одно местонахождение древних наскальных рисунков - Турлу-Теке-Таш VI и целый ряд ранее неизвестных курганных групп.

Некоторые из этих могильников имеют ряды балбалов, ориентированные с востока на запад.

Для всех курганных могильников на правобережье указанной территории характерно расположение цепочками и микроцепочками. Курганные группы ориентированы поперек речной долины, что в целом соответствует направлению с юга на север. Как правило, могильники располагаются в центре или по краям небольших седловин и разделены возвышенностями речной долины. Неподалеку от цепочек курганов располагаются каменные выкладки различной формы.

Перечислим памятники. Это:

  1. Белькенек I, в трех километрах от с. Чибит на высокой правобережной террасе р.Чуя;
  2. Белькенек II, в 150 м вдоль дороги к ЮВВ от кургана c 17 могильника Белькенек I;
  3. Одиночный курган Турлу-Теке-Таш I, в 10 км от с. Чибит в 15 м к ЮЗ от дороги, на высокой Чуйской террасе, в 60 м от р.Чуя;
  4. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш II, в 11 км от с. Чибит у подножия г. Белькенек;
  5. Могильник Турлу-Теке-Таш III, в 12 км от с. Чибит у обрывистого, скального склона г. Белькенек. Неподалеку от насыпей находятся каменные столбики и различные выкладки из камня;
  6. Петроглифы Узун-Джалан, на правом берегу Чуи примерно в 12 км вверх от посёлка Чибит, скальный выход находится примерно в 400 м к северу от курганного могильника Турлу-Теке-Таш III. Рядом находится зимник. В этих местах традиционно осуществляется выпас скота, и под прикрытием скал располагаются защищённые от ветра стоянки.

Петроглифы Узун-Джалан были созданы в разное время и большая их часть не связана ни в сюжетном, ни в композиционном отношении. В основном здесь представлены копытные животные.

Серия копытных животных тянется лентой вдоль земли. Здесь же находится изображение, напоминающее летящего орла. Выше, на небольших плоскостях есть также отдельные изображения копытных животных. Среди них выделяется горный баран со сплошными дисковыми рогами и козёл, у которого рога разведены в разные стороны.

Самая значительная и интересная в художественном отношении композиция на пятой нижней плоскости скалы справа. Большинство изображений здесь небольшого размера и выбито мелкоточечной техникой по силуэту. Здесь находится около двух десятков стилистически однородных изображений. Они явно связаны общей художественной идеей и вышли из-под руки одного мастера.

Действительно, художника, создававшего эти рисунки, можно с полным правом назвать мастером, настолько его искусство полно жизни, динамики и артистизма исполнения. Маленькие, почти миниатюрные изображения животных, скачущих в одном направлении плотной группой, грациозны по своей пластике. Особенно впечатляет самая нижняя в левом углу фигурка козла, представленного в сложном ракурсе с повёрнутой назад головой и приподнятой ногой. Вся эта композиция, несомненно, является шедевром наскального искусства. Её, по-видимому, можно отнести к эпохе ранних кочевников.

Любопытно еще, что на второй более высоко расположенной стоянке чабанов в урочище Турлу-Теке-Таш известен рисунок этнографический рисунок козла «теке», поразительно напоминающий тамги хунну. Он нанесен шариковой ручкой на внутренней двери кошары, там, где чабаны на протяжении ряда лет (с середины 90-х годов ХХ века) отмечают сроки своего посещения долины р.Чуи в районе мажойского каскада порогов. Как правило, этот период соответствует концу мая, до засушливого летнего периода и выгорания травы в долине. Не исключено, что именно в это время и создавалось большинство петроглифических композиций на правобережье р.Чуи в районе мажойского каскада порогов.

Стилистические особенности изображения козла на двери очень близки к петроглифам, выбитым на скалах недалеко от чабанской стоянки. Поэтому, не исключено, что именно они послужили прототипом для этого изображения. Тем более что рисунки животных этнографического времени на территории Горного Алтая с пастушьих стоянок существенно отличаются от указанного изображения.

  1. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш IV на Чуйской террасе. Первый и третий курганы имеют ряды балбалов отходящие на восток;
  2. Курганный могильник Турлу-Теке-Таш V, на Чуйской террасе неподалеку от южного склона г. Белькенек, в 13 км от с.Чибит. К востоку тянется ряд из двух балбалов на протяжении 13 м;
  3. Петроглифы Турлу-Теке-Таш VI, на правом берегу р. Чуя в 900 м выше по течению от моста по дороге к аилу у впадения р.Мажой, расстояние (к северу) от устья р.Мажой до петроглифов составляет около 2 км. К этой небольшой скале пристоен загон летней пастушьей стоянки. В непосредственной близости от этого места к северо-востоку бьет небольшой ключ и устроена поилка для скота. На этом участке р.Чуи из-за высоких обрывистых, скалистых берегов нет удобных спусков к воде.

В основном на местонахождении петроглифов изображены горные козлы - теке. Животные показаны силуэтом. Фигуры имеют различные размеры. Чаще всего они изображены вереницами в 2-3 и более особей «идущих» друг за другом на «правую» (с запада на восток) или «левую» (с востока на запад) стороны.

Среди изображений козлов особенно следует выделить одно парное изображение на юго-восточном краю скального массива. Две фигуры копытных животных изображены в позе «внезапной остановки», что позволяет соотносить эти петроглифы с раннескифским временем. Выбивка этих изображений отличается от основного массива петроглифов. Техника нанесения рисунка более тщательная и тонкая. Тогда как другие изображения выполнены более грубо.

В целом выявлено около 20 изображений. Скорее всего, петроглифы разновременны, и могут датироваться от эпохи раннего железа до средневековья.

© Е. Гаврилов, 29 марта 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники