Грот Куйлю (Кучерла-1)
- Информация о материале
Грот Куйлю (Кучерла-1) — культовый комплекс Усть-Коксинского района, расположенный вблизи устья р. Куйлю, правого притока реки Кучерлы.
Туристское значение
Посещение грота, большей частью связано с конными маршрутами до Кучерлинских озер. Это — как бы попутная достопримечательность.
В нише небольшого скального грота выполнено более 100 рисунков. Еще около десятка рисунков нанесено на отдельных камнях, находящихся в радиусе одного километра от грота.
Комплекс в настоящий момент является единственным, полностью изученным археологическим объектом, в котором присутствуют элементы материальной и духовной культуры.
Это новый на Алтае тип памятника, а точнее сочетание ряда священных мест разных этнических групп в разные отрезки истории — писаница-святилище, а не отдельный культовый комплекс.
Топонимика
В переводе с алтайского куйлу — с пещерами, имеющий пещеры.
Как добраться
За мостом через р. Катунь у с. Тюнгур вам необходимо по левой дороге проехать чуть больше 2 километров до с. Кучерла. Въехав в село вы по правой дороге проезжаете село до южной окраины и двигаетесь к югу до моста через р. Кучерла. До него вам в общей сложности 4 километра.
Переехав мост, вы продолжаете движение по дороге вдоль правобережья реки. Дорога полевая, для техники очень высокой проходимости. Скорее всего, это не дорога, а конная тропа.
На 12(11,9) километре брод через горную Чёрную речку. Через 15,7 километров форсирование речки Куйлю и выезд в лог Тян-Мес (Куйлу). Ещё около километра отделяет вас от избушки, с востока от которой на склоне и находится грот с небольшой оградкой.
История
1939 году В.И. Шемелёв впервые открывает и исследует грот. Наскальные рисунки сфотографированы и описаны Л.В. Шапошниковой.
С 1984 года Е.П. Маточкиным начинает подробно обследовать грот и близлежащую к нему территорию.
В 1986 году им открыто в 7 км вниз по р. Кучурле от Куйлю небольшие группы петроглифов на Черной Речке.
С 1987 года начинаются планомерные раскопки, которые выявили слои от энеолита до раннего средневековья. Вновь проведено копирование наскальной живописи с использованием новых технологий.
В 1988-1990 годах проведены исследования культурных отложений, которые перекрывали петроглифы у основания скального массива. Памятник оказался четырёхслойным.
За 1985-1989 года экспедиция Е.П. Маточкина исследовала в гроте Куйлю 70 петроглифов и пять сложных сюжетных композиций.
Описание
Грот находится в центральной части скального останца, отшлифованного когда-то ледником. От осадков место расположения петроглифов защищено чашевидным козырьком, ширина которого равна 4,55 метра.
Расположение грота и относительно небольшая площадь распространения культурного слоя — подтверждение культового характера отложений и длительного (предположительно от энеолита до этнографического времени) функционирования древнего святилища Куйлю.
Долина Кучерлы в районе грота, при незначительной ширине, отличается относительной труднодоступностью, повышенной влажностью и местами заболочена. Эти и другие причины позволили учёным сделать вывод о невозможности использования грота в качестве жилого объекта.
Носители самусьско-сейминской общности, которая могла развиваться в данном районе в прошлом по предположению В.И. Молодина, могли быть авторами некоторых рисунков святилища.
Проведенные исследования памятника позволили выявить несколько направлений религиозных воззрений древнего человека Алтая на временном промежутке (с перерывами) приблизительно в пять тысячелетий.
Святилище Куйлю относится к культовым местам эпохи неолита или бронзы, действующих до средневековья или обозримой современности, здесь использована для поклонения небольшая ниша скального останца, нетронутое природное создание, идеально подходящая для рисунков древних мастеров.
Оригинальная форма грота, его «алтарной части», наводит на мысль, что у древних алтайцев, как и у шорцев, его ассоциировали с выходом из другого мира, дверями гор, из которых духи-хозяева выгоняли на белый свет промысловых зверей, свой «скот», а шаман мог проникнуть туда, принеся соответствующую жертву.
Кроме того, легенды алтайцев, связывали такие места с убежищами, куда скрывались промысловые звери на зимовку, чтобы весной вновь выйти оттуда.
Возможно, что ниши, подобные гроту Куйлю, воспринимали в древности как воплощение женского начала горы, а множество петроглифов на них призывало богиню Умай помочь в охотничьем промысле.
Изображение шаманов, а возможно и духов, на писанице служит дополнительным аргументом в пользу его сакрального значения. Большое значение в прошлом придавалось местам расположения культовых мест и рисункам на них. Именно в таких местах и приносились жертвы родовым горам.
Вызывает интерес нанесение новых рисунков на истершиеся со временем старые, так называемый палимпсест. Есть несколько версий объяснения этого явления. Некоторые утверждают, что это свидетельство исключительной важности самого процесса нанесения рисунка, а не его эстетическая составляющая. Другие считают, что подобные действия служили целью искусственно воздействовать на количество промысловых животных и тем самым сделать охоту более прибыльной.
На скальной поверхности грота, писанице, выявлено 15 граней, которые разделяются естественными трещинами. В эти условные «страницы» и выбивались с помощью специальных орудий, уникальных для каждого временного промежутка, создавались отдельные изображения и сюжетные композиции.
При раскопках в слоях афанасьевской эпохи и раннего железа найдено по два камня с рисунками, что увеличило количество граней до 17.
Если говорить о содержании петроглифов, то больше всего из определённых образов, относится к таким животным, как козлы и маралы. Определены рисунки косули, а также малое количество других животных – архара, быка, верблюда, лося и лошади.
Из хищников в писанице выявлены изображения медведя.
Множество рисунков животных, пострадавших от времени и осадков анализу не поддаются.
В писанице удалось определить 11 очеловеченных фигур, из которых особо выделяются изображения шаманов и средневекового лучника, одетого в длиннополый халат.
Это, скорее всего, изображения не людей, а духов-хозяев тех животных, на которых предстояла охота и которые могли помочь в промысле. Одна из фигур имеет рожки, что может служить двоякой трактовкой образа — или шамана или духа, а другая — композиционно связана с камлающим шаманом.
В самом центре грота алтарный камень с трещиной посередине. Есть версия, что его могли сравнивать с малой формой Белухи, тем более, что из петроглифических памятников он к священной вершине Алтая самый ближний.
А форму наиболее высокой и почитаемой горы алтайцы создают из сыра в форме двух пирамид.
Самым известным из наскальных изображений грота Куйлю считается оленный фриз и сюжеты камлания.
Основой двух граней верхнего яруса служат изображённые глубоким, прошлифованным желобком, в профиле, как бы парящие, две маралухи с сильно удлинёнными шеями. Не свойственные самкам марала рога и строгие формы свидетельствуют о божественности образов.
Необычное двуполое существо выбито около правой маралухи. Оно что-то передаёт в рот маралухи из своего клюва-пасти. Возможно, это — громовник, хозяин верхнего мира.
Легенда рассказывает о том, что оленята рождаются на небе, у созвездия оленей (лосей). Мы знаем их как Большую и Малую Медведицу.
Кроме того, мифология располагает эти созвездия в вершинах гор, что вписывает их в схему в сочетании с алтарным камнем святилища Куйлю.
Отдельной группой в писанице выделяется сакральные петроглифы, со следами поклонения.
Важной находкой в плане хронологии и культурной принадлежности петроглифов Куйлю нужно назвать фрагмент венчика с изображением цепочки стилизованных козлов.
Как вариант связи изображений с действительностью может служить такое понятия у алтайцев как сÿр — «душа-двойник», «призрак» скота убитых на охоте животных, улетающих в загробный мир.
Л.А. Евтюхова относит к скифскому времени многочисленные наскальные силуэты животных, выполненные точечной набивкой, частично исполненных в стиле того времени: у маралов — утонченность направленных вверх «клювовидных» морд, завитки-спирали — на туловищах животных, частично пораженных метательными предметами.
Представляет особый интерес ориентация изображений животных в пространстве. М.А. Дэвлет отмечено правостороннее преобладание, а культовые сочетания показывают существ с в движении слева направо. Это прямая ассоциация со смертью и пребыванием в потустороннем мире.
Есть и другое объяснение — указатель расположение родовых земель их создателей.
Ещё одна особенность Кучерлинского жертвенника — многослойность. Уникальным для региона является его мощность и насыщенность культурных отложений.
В нижнем, четвёртом, наиболее древнем афанасьевском горизонте археологи СО РАН обнаружили колотые кости, фрагменты типичной афанасьевской керамики, несколько каменных орудий, костяной наконечник стрелы, скопления угольков.
На границе 4-го и третьего (раннего железа) найдено несколько фрагментов керамики, относящихся к эпохе бронзы. В самом третьем, наиболее интересном и богатым артефактами слое найдено огромное количество костей животных, предметов быта из кости и рога, украшенных керамикой, бронзовый нож VII-VI вв. до н.э., двухстороннее шило, выполненное из бронзы, наконечники стрел.
Чрезвычайно любопытной и датирующей находкой является роговая пряжка блоковидной формы, аналогии которой встречаются в позднескифских погребениях кочевников Алтая.
Второй слой содержал кости животных, различные изделия из рога, кости, железа, обломки чугунных котлов, наконечник стрелы, датируемый XI-XIV вв. н.э., а также обломки довольно грубой, толстостенной керамики, лишенной орнамента.
Среди находок выделяется заготовка из рога фигурки козла с тщательной гравировкой.
Первый слой состоял из мощных напластований окаменелых экскрементов овцы, в заполнении которого встречались обломки костей животных. Его происхождение связано с существованием на протяжении многих лет в гроте Куйлю загона для скота.
Разбитая посуда и отсутствие целых сосудов свидетельствует о разбивании их при проведении культовых мероприятий.
Особый интерес представляют наконечники стрел, в разных слоях Кучерлинского жертвенника, поскольку в каждый из исторических периодов наконечник стрелы нёс свою, особую смысловую нагрузку.
В жертву горе (её духу) охотники на перевалах оставляли камень и пулю, а железные лучок и стрелка, пришитые на плаще шамана, по убеждению алтайцев, во время камлания оберегали кама от злых духов.
Возможно, что площадка перед гротом служила местом изготовления жертвенных стрел, что объясняет находки заготовок в культурных слоях без острия, недостаточно обработанных для охоты, а также поражение ими выбитых на скале животных.
Очаги и участки прокаленной почвы в разных слоях — свидетельство применения огня в проводимых ритуалах.
Прослежена связь между композициями и образами на скалах с фрагментами керамики, найденными в культурных слоях и, может быть, с мифологическими сюжетами, используемыми большими группами людей.
Учёными отмечена перекличка воззрений алтайцев прошлого и настоящего в народном творчестве кучерлинских чабанов, живущих в высокогорных аилах междуречья Кучерлы и Аргута и сохранивших традиции прошлого – выпас животных зимой и летом на альпийских лугах. Стилистические приёмы, которыми пользовались их далёкие предки, используются ими при изготовлении рисунков на коре, дереве, камне, скалах, а также современных изваяний.
В гроте Куйлю, рядом с петроглифами, находятся процарапанные рисунки, датированные 1978 годом. Наш современник нарушил канон профильного показа животных и представил своего козла в сложном ракурсе, когда одни части тела накладываются на другие.
Несколько орнаментальных мотивов, а также пейзаж с горами и восходящим солнцем украшают дверь избы у ручья Куйлю, вырезаны три декоративных рисунка в виде розетки и растительного узора. Розетка с четырьмя лепестками, вписанная в ромбическую фигуру, - чрезвычайно характерный мотив древнетюркского орнамента. Именно такой тип орнамента на украшениях в форме золоченых бляшек существовал на Алтае более тысячи лет назад.
Любовь древних тюрков к рисованию растений и узорочью воскрешается в этих небольших скромных рисунках.
Кайчи о петроглифах
Высказывания кайчи Алексея Григорьевича Калкина и Таныспай Шинжина о петроглифах грота Куйлю.
Композиция с маралухой
Калкин: «Это камень богатыря. Раньше там жили богатыри, они и выбивали рисунки. В давние времена был хозяин земли, верховный Бог. Здесь изображено, как он прилетел на землю рожать и кормить своих детей. Затем он улетел обратно. Существует такая легенда, как ангел превратился в маралуху и пришёл на землю, чтобы наполнить её живыми существами. Она называется «Таш тюрек - турю бурхан» (каменное сердце - живой ангел). Это сказание ещё не записано.
Веточка над головой означает, что ещё какой-нибудь зверь должен появиться».
Шинжин: «Художники просто так животных не рисовали. Ранее человек не выделял себя из природы, считал себя частью всего живого, почти равным маралу. Более того, нередко маралы попросту обожествлялись. Маралуха на рисунке - это своего рода светоч жизни. Алтайцы, видя размножение зверей в лесу, думали, что Бог выделяет людям маралов для пропитания столько, сколько надо. Маралух не убивали, в маленьких телят не стреляли, а только в старших.
Это очень красивая композиция. Ветка дерева над головой, возможно, означает зарождение нового, новой жизни. Ветка олицетворяет лес, тайгу, исконный алтайский дух вместе с маралухой. Разветвляющийся рог указывает на будущее продолжение рода.
Три полоски на спине, вероятно, свидетельствуют о том месте, где был создан рисунок. Это могут быть три вершины или три дороги. Вообще, в рисунке много треугольников, а треугольник символизирует вершину.
Интересная деталь - крючок на спине - это что-то вроде пуповины. Пуп изображён не только внизу живота, но и вверху. Он связывает маралуху с верхним миром. Это знак связи с высшим миром, с Корбустаном».
Верхний ярус алтарного камня
Калкин: «Колдун - это, возможно, такой зверь был. У него много рогов - такой знак. С рогами синяя корова в «Маадай-Кара». В Кош-Агаче видели барана с четырьмя рогами.
Пятно на шее левой маралухи - особое место, тюрма. Человек в него не попадает. Эрлик-бий из подземного мира выстрелил - земля разверзлась. Кастах - живая стрела -знак Эрлика обратно приходит, на земле лежит. Тогда век меняется. Приходит война, голод, огонь.
На небе есть люди, маралы, бараны. Кара-Кула свою жизнь хотел сохранить на небе.
Большая медведица.
Есть море, река, Кан-кереде. Кан-кереде - самая большая царь-птица».
Шинжин: «Пятно на шее маралухи - тюрма, сакральное понятие. Там находится душа. Если отсечь, то душа богатыря, людей, зверей, шаманов погибнет. Эрлик сильно стреляет, попадает сюда, в этот круг, который есть своего рода оберег для животного мира. Из-под земли стрела выпущена, и если она останется на земле в светлом мире, то будет война, несчастия с народом, огонь, пожары, голод. Нечистая сила в одном или в другом кастахе приносит смену веков, смену жизни, уже отнюдь не мирную смену.
Необычный зверь - смесь с шаманом. Это существо глотает душу маралухи или вдыхает ей душу. Тут могут быть разные толкования. Вверху, возможно, оно забирает душу, а внизу с помощью фаллоса вселяет и зарождает.
Марал - животное, связанное с божеством. Корова же принадлежит скоту с холодным носом, которого создал Эрлик. Корову алтайцы относят к нечистой силе, хотя молоко и пьют. Изображённое существо - это, в основном, существо верхнего мира. Кто-то рождается, кого-то оберег охраняет, где-то нечистая сила забирает душу. Рисунок наводит на размышления.
Бык с ромбом. Ромб - знак крыла. Стрела летает, бык тоже летает. Три маралухи улетели на небо. Всё связано с небесным миром».
Средний ярус алтарного камня
Калкин: «На собрание собрались маралы, бык-хозяин воды, коза, бычок. Начальником на собрании был медведь.
Бубен всё знает, рассказывает. Здесь, может быть, сам Эрлик камлает. Там самое холодное место. Каменный дворец. Огня нет. Солнце не глядит. Тёмная ночь в его дворце. Айгстан - злой дух, второе имя Эрлика.
Кочкор. Козёл с неба прилетел. Может, это месяц превратился в козла. Людоед Дьельбегень поймал его. Луну увёз на небо. Теперь он там на небе. Как-то в один год увидели людоеда-луну 24 раза.
Марал - сын Ориона, которого мучили. Для Алтая есть такой марал - память. Он караулит места, где есть аржан, ключ, Сумер. Он - хозяин может превратиться в 12 животных: козла, коня, даже в мышь.
Хозяин Алтая под видом кочкора. Шаманит в бубен.
Медведь - кам. Когда шаман камлает, надо жертву принести Алтаю. Айбыстан - самка дикого барана. Самца кочкора заколют, в жертву хозяйке Алтая принесут. Тайилга сделана.
У хорошего шамана до девяти бубнов бывает. Это, наверное, бубен, чтобы в новолунье шаманить. Здесь, должно быть, новая луна. Когда луна старая, не принято шаманить, силы нет.
Эти звери - следующие звери в жертву. Медведь - слуга, помощник. Это не медведь, он чёртом обернулся. Медведь - кара-ютпа. Если не принесут в жертву айбыстан, кара-ютпа всех съест, шкуру в подарок оставит, шаман костюм оденет. Я знаю сокровенное сказание про кара-ютпу. Его надо исполнять несколько дней. Если не исполню, никто никогда не узнает.
Верблюда, сарлыка, козу не режут, тайилгу не делают. Хозяйка Алтая их не любит, не ест».
Шинжин: «Шаман, тайилга. На горе марал бьёт в бубен.
Очень хорошо выбито. Кочкор. Вот его мир, вот его потомство. Разветвление дерева идёт высоко. Среди животного мира здесь центральное место занимает кара-ютпа - чёрный глотатель подземного характера. Гора, большое дерево. На его ветках весь мир со всеми богами. Каждый бог превращается в разные образы. Надо, например, Хан-Алтаю
быть женщиной, он превращается в женщину. Гора -живой дух. У него есть скот. Он правит скотом. Скот - животный мир. Хозяин его сохраняет, распределяет охотнику. Хозяин может быть маралом, мужчиной на белом коне. Хозяин - властелин не только природы, но и всего животного мира. Алтайцы растения тоже считают животным миром. Дуб - живое существо».
Правая композиция среднего яруса алтарного камня
Калкин: «Шаман после камлания превратился в орла и улетает на небо.
Шаман превратился в Кан-кереде и полетел на небо. Его душа полетела на небо верхнего бога искать. Справа от него чудовище олицетворяет вход в подземный мир -яму, из которой пришёл Эрлик».
Шинжин: «Вот орёл. Процесс камлания. Дух бубна может птицей взлететь в верхний мир. Кан-кереде в сказаниях - это чистая небесная человек - птица. Помогает в борьбе богатырям».
Композиция на северной стене
Калкин: «Круглое пятно у шеи марала - торба. Она бывает и внутри оленя, в ней душа. Золотая торба в самом олене -душа каана. Богатырь выстрелил и торба выпала.
Вдоль дерева летит богатырь.
Под землёй есть живое дерево - стоветвистый тополь. Он многое знает. Кам подойдёт, попросит оленей, табун лошадей. Живое дерево бай-терек помогает народу. Живое дерево шагать может. На земле есть его братья. Они сами могут ходить. Лыжи из них сделать - побежишь, как на моторе.
Третий рог кочкора - крыло летящей стрелы. Три звезды, когда упали на землю, превратились в маленького телёнка.
Дочь неба - Венера. Поэты, художники обязательно должны рисовать Венеру, тогда небо радуется».
Шинжин: «Душа летит вдоль дерева. Динамика композиция направлена вверх. Дерево само по себе живое существо, рождает марала, всех поддерживает. Все около него останавливаются - и богатырь и животный мир. Под ним может спрятаться до тысячи лошадей. При жеребце бывает 20-30 кобылиц с молодняком. 60 жеребцов и их кобылицы под деревом спрячутся. Дерево - создатель, хранитель всех душ. Оно, как душа, может пойти. Вся жизнь вокруг него.
Дерево караулит все надземные существа, отводит чёрные силы. Доброе дерево, всё сосредоточено вокруг него. В доброе дерево врос марал. Марал сам по себе олицетворяет священное дерево. Потому в композиции все к нему приходят, все от него улетают, под ним собираются. Там козёл караулил, здесь - марал. Марал тоже хозяин Алтая».
© Е. Гаврилов, 10 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!