Галерея «Простор»
- Информация о материале
Галерея «Простор» — культурно-просветительский и развлекательный центр Алтайского края, построенный на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь».
Как добраться
Поворот налево к галерее находится на 478,5 километре Чуйского тракта, через 200 метров после въездного знака ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». За мостом через Катунь, проехав пропускной пункт, через 250 метров вам необходимо повернуть налево в сторону Талдинских пещер. Через 150 метров слева находится галерея «Простор».
Галерея работает июнь — сентябрь.
Туристское значение
Главной целью, которую ставят перед собой устроители галереи — в просторных и светлых помещениях, среди неповторимой природы Горного Алтая, рассказать и показать отдыхающим здесь, часть того, что есть хорошего, доброго, замечательного на этой земле, о достижениях людей, рождённых на его просторах.
Народные промыслы, живопись и графика, скульптура и малые формы, художественная фотография, полиграфия и прочее знакомят гостей галереи с выходцами из Алтая, их деятельностью в искусстве, культуре, науке, политике.
Рядом с галереей находятся три арт-объекта, посвящённые творчеству английской группы «Биттлз» — памятник Джону Леннону, «Очки Леннона» и инсталляция «Джон Леннон. Земляничные поляны». В километре — Тавдинские пещеры и памятник Николаю Рериху.
Топонимика
Название «Простор» как бы вмещает в себя три ипостаси — просто… о России, Родине, Рерихе.
Описание
Галерея располагается на двух этажах. Более половины северной и западной стен выполнены из стекла. Панорамные окна раздвигают внутреннее пространство галереи, создавая иллюзию цельности помещения экспозиции и природы Горного Алтая.
Экспонаты, которые представлены для обзора посетителей, как постоянные так регулярно обновляемые — создания алтайских художников нескольких поколений, с разным стилем и уровнем мастерства.
Первая экспозиция, включающая натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые и философские вещи, была составлена из работ пятнадцати барнаульских и пяти художников Республики Алтай.
Наиболее известные копии петроглифов, которые найдены на Алтае, представлены в работах Михаила Заволоцкого и находятся на кедровых постаментах на первом этаже, справа от входа, у панорамных окон.
Слева от входа, в северо-восточном углу, установлена мраморная скульптура Войчишина Владимира Иосифовича — сюрреалистическая работа «Женское начало». Из огромного треснутого яйца, которое расположено в камине, около глаза пробивается золотой росток. На камине находится женская голова, выполненная в греческом стиле. Пол-лица изображено кирпичной кладкой. Рядом с головой находится скрипка с текущим грифом и золотыми струнами.
Создатель этого творения В. Войчишин рассказал: «Возле Союза художников в г. Барнауле оставался кусок ненужного никому мрамора. Я его забрал и стал думать: что с ним можно сделать? Взял за основу камин с яйцом внутри. Скрипка и тема созрели потом…
Яйцо и росток – рождение человека. Трудно было подлезть и отполировать его. Яйцо, наверно, получилось сантиметров двадцать, больше страусиного.
И коварство, и рождение — всё от женщины. Кирпичная кладка — закрытость. Женщина изящна, но с секретами (тайный ящичек).
Скрипку, которая лежит рядом, я вывернул. Она как бы завёрнута, плывёт. Как будто бы из серебра, но из мрамора. Это сродни анатомии женщины. Скрипка — уникальный инструмент и напоминает женское тело. Это восходит к женскому началу»...
Слева от «Женского начала» на стене находится картина Валерия Октября "Принцесса Укока".
В галерее представлена ещё одна принцесса — полотно заслуженного художника России из Кош-Агача Ерболата Нуриманова.
Серию портретов открывает картина Валерия Октября «Николай Рерих».
Особо выделены в галерее изображения выдающихся людей Алтая, объединённых в рубрику «Земляки».
Это изобретатель Иван Иванович Ползунов и оружейник Михаил Тимофеевич Калашников, писатель Василий Макарович Шукшин и поэт Роберт Рожественский (А.Емельянов), космонавты Герман Степанович Титов и Василий Григорьевич Лазарев, режиссёр Иван Александрович Пырьев и актриса Нина Николаевна Усатова, артисты Михаил Сергеевич Евдокимов и Валерий Сергеевич Золотухин, а также множество других выдающихся деятелей.
В 2017 году галерея включала и представляла своим посетителям приблизительно 100 работ алтайских мастеров. Среди арт-объектов некоторые светятся в темноте, так как обработаны фосфоресцирующими красками.
Есть в галерее и картины акварелью по шёлку — технология древних китайских и японских мастеров с алтайскими элементами, выполненных 3D-графикой.
Новинкой прошлого сезона были восемь небольших пейзажей Владимира Тимофеевича Федосова и пейзажи М. Павленко, три работы Евгения Кузнецова, четыре — Елены Тененёвой и четыре — Антона Кондакова.
Особо стоит выделить работу Александра Емельянова — «Портрет художника Ю. Б. Кабанова», уже побывавшую весной на всероссийской выставке. Она стоит в списке картин, которые войдут в экспозицию осенней сибирской выставки.
История
Когда проходило открытие памятника Н.К. Рериху, у его автора, В.И. Войчишина, родилась идея создать «Алтайский Центр Рериха». На персональной выставке в художественном музее Алтайского края он озвучил идею губернатору А.Б. Карлину, который поддержал её.
В 100 метрах от памятника Н.К.Рериха, рядом с Тавдинскими пещерами и стоянкой древнего человека был выделен земельный участок для строительства культурного центра.
По идее В. Войчишина здание, выполненное в форме пирамид, должно было имитировать горы и вписаться в окружающую местность. Стены и крышу планировалось выполнить из стекла. Дизайнер-архитектор Татьяна Рамазанова приступила к проекту.
В конце апреля 2010 года должно было начаться строительство. Заказчиком и инвестором выступило ООО «Леспожмаш» под руководством С.А. Нестерова, а застройщиком — ООО «Наследие Рериха».
А потом Минэкономразвития проект переиграл… И сделали из центра художественную галерею…
Было решено отказаться от проекта стеклянного здания, ввиду сейсмоопасности данного района. Выбрали другой участок — открытое место, горы, отражение формы горы на галерее.
По словам генерального директора ООО «Галерея Алтая» Татьяны Генриховны Юревич, «проектировщики ООО «Стройинженеринг» — Харламова Нина Георгиевна и её муж, архитектор, — в течение полгода много раз приезжали на место расположения будущей галереи и фотографировали горы, которые впоследствии перенесли на архитектуру здания.
Там абсолютно всё продумано — и расположение окон и высота этажа. Всё было рассчитано на выставку картин, спроектировано для этого.
Учитывалось очень много размеров. Рисовали много эскизов, остановились в конечном итоге на том проекте, который был реализован — двухэтажном здании с хранилищем для картин площадью 543 квадратных метра.
В бизнес-план были включены магазин, ресторан и Дом художника, который был размещён на одной площадке с галереей. Затем были составлены проекты и архитектурно вписаны в пространство».
25 августа 2014 года состоялась церемония открытия, на которой Александр Богданович Карлин передал в дар галерее авторскую копию монумента заслуженного художника России Олега Георгиевича Закоморного — «Переселенцам на Алтай от благодарных потомков», который установлен в г.Барнауле 14 сентября 2012 года.
В итоге создание галереи было оценено в 61,7 миллиона рублей.
По словам главного инвестора галереи Сергея Андреевича Нестерова, на закупку картин первоначально было выделено пять миллионов рублей.
«Мы приобретали картины ведущих художников Алтая на конкурсной основе. Тематика — «Алтай многоликий». Всё, что относилось к Алтаю. Гости и туристы, приезжая сюда, должны понимать, куда они приехали, чем богата эта земля.
На картинах, находящихся в галерее, изображены знаменитости, которые прославили Алтай и даже те, о которых мало кто знает.
На сегодня у нас более 200 русских и алтайских авторов. Это ведущий портретист Александр Емельянов, творчество которого представлено более 30 картинами, Ерболат Нуриманов с удивительными полотнами и много других…
Целая история у нас с петроглифами, которые представил Михаил Заволоцкий. Художником использованы новые технологии нанесения рисунков. Все петроглифы – копии, которые непрофессионалу не отличить от оригинала.
Изучая петроглифы, творчество древних жителей Алтая, можно многое узнать о развитии человечества, окунуться в древнюю эпоху…
Несмотря на то, что галерея находится не так близко от Барнаула, многие художники считают, что по фондам, она является ведущей в крае.
В этом году два, а в прошлом три раза, мы полностью меняли выставку – задействовали второй этаж, где представлялись картины как местных, так и художников из разных мест России.
Авторы приезжают и живут на Бирюзовой Катуни, пока выставляются их картины. Путь не так много, но хорошие работы алтайских художников берут и в Питер, и в Москву. Например, недавно в Питер увезли очень хорошо прописанный пейзаж Евгения Кузнецова.
В следующем, 2018 году, мы расширим количество работ В.И. Войчишина. Что-то возьмём в Белокурихе, что-то у меня в фондах есть — с десяток работ. Работы дорогие — золото, серебро. Необходима охрана — всякое бывает.
В 2017 году край просил нас оформить галерею, как частный музей народного творчества. Мы отказались и сохранили наш формат…»
Остаётся добавить, что возможно со временем галерея расширит период своей работы. Если разовьётся турпоток…
© Е. Гаврилов, 19 сентября 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!