Чеч-Кыш водопад, речка

Чеч-Кыш (Чечкыш, Че-Чкыш, Чеч-Кыш, Чич-Кыш, Чеш-Кеш, Чичкешин) — урочище, речка, искусственный водопад на территории Чемальского района.

Чеч-Кыш Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район

Как добраться

Данный объект расположен к югу от Чемала вверх по реке Катунь, на правобережье, на расстоянии 17 км от села, не доезжая с. Еланада 5,3 км.

Топонимика

Чеч-кыш в переводе с алтайского — действие, когда мужчина-аристократ одним движением, развязыванием пояса, сбрасывал сбрую, кинжал и прочее, что на поясе прикреплялось.

Чичкешин переводится с алтайского — «тесное, узкое место».

В некоторых источниках указываются переводы: «узенький, тонюсенький», «долина горных духов», «горный цветок», «медвежье урочище». Никакого отношения к алтайскому языку эти переводы не имеют.

Чеч-Кыш

Туристское значение

Это место введено туроператорами и экскурсоводами в список предложений для ознакомления туристов с Алтаем, как недалеко расположенное от с. Чемал и сравнительно легко доступное для обозрения даже с детьми.

Со смотровой площадки, расположенной порядка 715 м над ур. моря, где есть даже скамейка, открывается замечательный вид на Катунь и её берега с долинами, обрамлёнными горами.

В качестве дополнения к визиту на Чеч-Кыш можно посмотреть на одноимённый водопад, полюбоваться живописными скалами и природой, которые окружают тропинку, ведущую к нему.

Стоимость этих удовольствий в сезон 2016 года составляла 50 руб. Никаких квитанций и чеков в домике, который оккупировал тропинку, ведущую к смотровой площадке, не выдаётся.

Водопад Чеч-Кыш

Описание

Водопад расположен на расстоянии порядка 1,4 км вверх по речушке Чеч-Кыш. Перепад высоты от тракта до водопада порядка 240 м. Высота падения водопада около 3 м. В засушливое лето он может совершенно исчезнуть.

До смотровой площадки можно добраться двумя путями. Наиболее предпочтителен путь после посещения водопада, где на развилке стоит соответствующий указатель. Эта тропинка менее крутая. Перепад до смотровой площадки от тракта около 265 м.

Водопад Чеч-Кыш

История водопада

Водопад, по рассказам местных жителей, образовался случайно. В недавние советские времена, при строительстве зимовки, которая располагалась выше, при транспортировке строительных материалов, был брошен бетонный блок, который перекрыл ручей и направил его в новое направление, образовав трёхметровый водопад.

Водопад привлёк внимание приезжающих в 2005 году, когда одна барнаульская туристка, которая исследовала эти места, «открыла» его для посещения желающих с экскурсоводами.

Чеч-Кыш

Археология

В 1989 году Е. П. Маточкиным в начале предустьевой долины р. Чеч-Кыш в горной теснине по левому берегу была зафиксирована группа петроглифов.

Летом 1997 года среди россыпи камней, в устье р. Чеч-Кыш Кубаревым Владимиром Дмитриевичем был найден небольшой валун, покрытый выбитыми рисунками. Камень продолговато-округлой формы, зеленого цвета, был очень гладкий и приятный на ощупь, имел размеры: длин около 40 см, ширина не более 25 см.

Камень был закопчен и местами покрыт темно-красной охрой. На одной стороне его было выбито 5 фигур (солярный знак, козлы, человек и крест), на другой две фигуры (олень и баран). Все рисунки были выполнены очень тщательно и очевидно одновременно, судя по достаточно глубокой выбивке, нанесенной в один прием и одним металлическим инструментом.

Из семи фигур, выбитых на камне из Чеч-Кыш, наиболее архаичным представлялся солярный знак. Он был универсален, в его основе лежало несколько элементов: круг с точкой в центре, заключенный в свою очередь в окружность с четырьмя, симметрично расположенными лучами.

Содержание композиции на камне Кубарев В.Д. изложил так. Камень, очевидно, первоначально имел мемориальный характер и был тесно связан с погребальной обрядностью. Рисунки на двух противоположных сторонах валуна предполагают установку его в вертикальном положении.

Если это так, то солярный знак расположен «на своем месте», т.е. в верхней части валуна. Тогда схематичная фигурка человека оказывается в центре композиции. Она показана вверх ногами по отношению к фигурам зверей и изображают мертвого человека. Расположение изображений промысловых животных (олень, баран, и козлы) и «солнца» по кругу вокруг человека, по-видимому иллюстрирует погребальное жертвоприношение, а может быть магический ритуал, за которым усматривается определенное мировоззрение.

Оно наделяло солнце способностью «воскрешать» умерших людей и убитых зверей. Ритуальное действие, отраженное в композиции на валуне прямо указывает на то, что человек всегда проявлял заботу об утраченных сородичах и убитых животных, пытаясь быть активным участником «воскрешения-рождения» тех и других.

Чеч-Кыш

В феврале 2003 г. и августе 2006 г. эта писаница была осмотрена и часть петроглифов скопирована А. П. Бородовским. Памятнику было присвоено название «Чичкешин-1».

В августе 2006 г. была проведена разведка на участке от устья до начала предустьевой долины. Петроглифы на левом берегу р. Чеч-Кыш расположены на отвесных плоскостях склона. Рисунки, не перекрытые более поздними наслоениями, расположены двумя композициями. На первой композиции изображены марал и несколько горных козлов. Вторая композиция расположена на 6,7 м к северо-востоку от первой и представлена не только изображениями животных, но и антропоморфной фигурой со сложным головным убором или прической.

Эту фигуру Е. П. Маточкин интерпретировал как изображение шамана. Под ней расположена фигура рогатого животного, напоминающего марала. Рядом с этой композицией находится часть аморфных изображений животных и несколько поврежденных участков скалы. Все петроглифы выполнены выбивкой.

В самом низу этой композиции расположены миниатюрные прорезные изображения козлов-теке. Они близки к миниатюрным изображениям Калбак-Таша. Всего удалось выявить около двух десятков животных. Однако изображений на Чичкешинской писанице значительно больше.

Судя по изображенному животному сюжету и стилю изображения, писаница относится к эпохе палеометалла и датируется начиная с I тыс. до н. э.

Выше по течению на правом берегу р. Чеч-Кыш на расстоянии 275 м от Чичкешинской писаницы в феврале 2003 г. зафиксирована курганная группа «Чичкешин-2».

Курганы расположены на конусе выноса между двумя скальными склонами. Курганы сгруппированы в две цепочки, идущие по сторонам лога. Диаметр курганов — от 4 до 7 м. На краях насыпей курганов прослеживаются крупные грубообломочные камни и галечник. Датировка и культурная принадлежность курганной группы неизвестна.

К юго-востоку от памятника Чичкешин-2 находится пещера «Чичке-шин-3», расположенная на высоте 10-15 м относительно курганов. Пещера представляет собой неглубокий свод 1,5x2 м, высотой около 1,5 м. Археологических находок не обнаружено. Удачное расположение грота не исключает его функционирования как жилого или хозяйственного объекта.

Чеч-Кыш

Прочее

Местные скалы одно время привлекли сюда скалолазов, которые устроили здесь соревнование.

Куда же без мистики! Некоторые общества, считают, что здесь находится особая аура и устраивают в урочище семинары, а верховья речушки обрядили в «Долину духов».

Никаких шаманов здесь не было. Никакой копоти они не оставляли на скалах. Не надо путать с ней лишайники!

Е.Гаврилов, 17 июля 2016 года, 13 марта 2018 года. Особая благодарность А.Борбошеву (Онгудай) и Н.Донкан(Бийск). Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Бородовский А. П., Шаламай Т. В. Обследование предустьевой долины реки Чичкешин // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2006 г.: Археология, этнография, устная история Материалы III региональной научно-практической конференции. 2007. С. 59-62; 2. Кубарев В.Д. Портативный «алтарь» из Чичкеши(Че-Чкыш) // Древности алтая. Известия лаборатории археологии Межвузовский сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 1998. С. 55-58.