Куюм
- Информация о материале
Куюм (Кайым, Кайма, Каим) — правый приток реки Катуни, расположенный на территории Чемальского района, устье которого находится между селами Узнезя и Элекмонар.
Как добраться
Мост через реку находится на 25,1 км Чемальского тракта. Не доезжая моста, есть дорога налево, проходящая по речному бассейну, долинам реки, до с. Нижний Куюм и далее.
Топонимика
В топонимическом словаре Молчановой Ольги Тихоновны кайым переводится от тувинского хайым — пучина.
Но, по нашему мнению, перевод неверен. Скорее всего, река получила название от тюркского «кыю» — пограничная территория, разделяющая хребты, пограничье. Добавление «м» к данному корню в восточных языках обозначает любовь, почитание, уважение к данному месту. Исходя из вышесказанного, предлагаем, как варианты — «важная пограничная», «почитаемое место», «моя окраина».
В качестве предположения, гипотезы, можно допустить, что по этой реки проходила граница двоеданцев и подданных только России. Но это чисто умозрительная концепция, ничем не подтвержденная.
Возможно, по реке проходило разделение территорий, принадлежащих различным зайсанам прошлого.
Описание
Река берёт берет начало с горы Чедарт, которая является водоразделом между Куюмом и Сара-Кокшей, притоком Бии. Длина водотока — 32,5 км. Высота устья — 382 м над уровнем моря.
Правые притоки от устья: 2,4 км — Бурла, 21,5 км — Сараскыр, 23,2 км — Чилю, 25,3 км — Нижний Куючи, 27,9 км — Верхний Куючи.
Левые притоки от устья: 10,3 км — Кыралой, 12,4 км — Корондой (Карандой), 19,6 км — Барангол, 20,4 км — Карасук, 25,8 км — Кутучум, 28,5 км — Караташ, 30,0 км — Актай.
С левого борта реки следует отметить следующие вершины: Каркол(1250, верховья), Адыган(1838, с юго-запада от с. Нижний Куюм). С правого борта — Сараскыр(1262), Чолобо(1422)
Туристское значение
Далеко за пределами Алтая известен расположенный в устье реки «Куюмский могильник» — самый первый археологический комплекс средней Катуни.
В верховье рек Элекмонар и Куюм в западном отроге хребта Иолго расположена Ингурекская пещера-шахта.
На западном склоне хребта Иолго на высоте 120 м от уреза р. Куюм — Верхне-Куюмская пещера.
А в верховье реки находится Туткушская пещера (Тут-Куш). Все они являются памятниками природы РА (1978, 1980).
По правобережью реки внимание туристов привлекают скальные массивы с гротами, небольшими пещерами и трещинами, расположенные в нескольких километрах выше Нижнего Куюма. В речку впадает множество родников. Поскольку ни один из них не выделяется, говорить о лечебных их качествах — бессмысленно.
В 1945 году на расстоянии 2,3 км от Чемальского тракта был заложен при Чемальском опорном пункте Куюмский питомник Алтайской плодово-ягодной опытной станции.
В 1950 году отмечался положительный опыт Куюмского питомника по размножению зимней прививкой косточковых пород — сливы и сливо-вишневых гибридов. Сегодня об этом питомнике могут напоминать только ряды оставшихся насаждений прошлого на правобережье реки Бурла, чуть выше устья.
Из современных названий следует указать, что в приустьевой зоне Куюма уютные места молодёжь стала именовать «полянами любви».
Из истории долины Куюм
В 1911 году Гуркин Григорий Иванович нарисовал картину «Река Куюм», где изобразил бурные воды реки весной.
В 1914 году русский писатель Георгий Дмитриевич Гребенщиков писал, что русские отодвинули от инородческое население долины, устья Куюма верст на десять вверх. Алтайцы жили старой патриархальной жизнью под звуки бубна и заклинания камов. Вечерами в закоптелых юртах под топшуур кайчи пел сказания о подвигах мифических героев, возбуждая у слушателей гамму переживаний.
Бай 1-й дючины Санабай Сулуков получил в наследственное пользование после смерти отца долину Сараскыра (приток Куюма). Санабай увеличил эту площадь новыми захватами по p. Баранголу и другим местам.
Бардамаш Тадыкин захватил долину р. Чейлю (приток Куюма). Манджи захватил несколько долин, но иногда допускал алтайцев косить на захваченных землях.
Алтаец Павел Тыдыкин (из рода Кергиль), широко известный ростовщичеством и бравший 20%, разводил в долине р. Куюма племенных быков.
В 1926 году Потаповым Леонидом Павловичем по р. Куюму, на горе Шибе (близ аилов семьи Кучияковых) были обнаружены остатки старинного укрепления.
В 1934 году экспедиция Ленинградского отделения Гидроэлектропроекта наметила малую гидроустановку на реке Куюме, которая должна была предназначаться для энергоснабжения трех сел на Катуни — Элекмонара, Уэнези и Аноса.
Экспедиция наметила гидроустановку в 150 метрах выше устья Куюма, намного выше моста. Долину реки хотели преградить в узком скалистом ущелье плотиной высотой 7,5 м, длиной по гребню — 90 м. Выше плотины должен был создаться пруд для суточного регулирования, с возможностью копить воду для бесперебойной работы станции в зимнее время года.
По правому берегу Куюма должен был пройти деривационный лоток, длиной около 700 м. Рассчитанный напор нетто на станции —17,5 м, установленная мощность — 170 кВт. По данным планового отдела Элекмонарского аймака, гидроэнергия с реки Куюм могла быть использована на следующих проектируемых предприятиях: 1) мельницы на 1500 т, 2) маслосырзавода на 250 т, 3) лесопилки на 20 тыс. шт. бревен, 4) при молотьбе, 5) на районных ремонтных мастерских и, наконец, 6) для освещении более 500 дворов.
В литературе было отмечено, что «с соленосными третичными отложениями в виде обрывков, сохранившимися в условиях многочисленных грабенов, связаны различные соленые озера по р. Куюму», а также была «обнаружена каменная соль на Семинском перевале по реке Куюм».
Религия
Долина Куюма лежала между двумя миссионерскими станами: по одну сторону — Улала, по другую — Чемал. По соседству — русские села и деревни. Рядом — Чемальский тракт, тогда единственная дорога в этой части Алтая. Но тем не менее, кочевники долины Куюма были самыми отсталыми и темными людьми на Алтае. В этой долине жило восемь шаманов. Спрос на них был столь велик, что они ежегодно разрывали до трехсот жертвенных лошадей.
В конце лета 1927 г. в долине нижнего течения р. Куюма исследователь Алтая Потапов Л.П. участвовал при камлании Сапыра Туянина из сеока Тонжоан с жертвоприношением коня Ульгеню в аиле Пелемена Кучияка (сеок Мундус) и «отправлении» коня божеству. Факт участия на данном камлании позволил учёному позднее доверительно разговаривать с Сапыром и другими камами, спокойно и деловито выяснять интересовавшие его вопросы.
«Я жил тогда у шамана Сапыра, проводившего это моление, и некоторое время с его помощью собирал (и выяснял) материал по шаманству у алтайцев…
Кам Чортон (р. Куюм) уверял меня, что бубен и шаманское ритуальное облачение он получил от горы Jäзiм-бij. Своим камским тосем считал гору Jäзiм и легендарный кам Чуюк (сеок Кергиль), про которого при кроплении его чалу (изображение из ленточек, жгутиков и перьев совы) говорили: «С горы Jäзiм летящий».
Jäзiм — собственное имя горы с нетающей снежной вершиной (таiка)».
А вот что можно прочитать у тогдашнего жителя этих мест, выдающегося писателя Горного Алтая, уроженца Куюма, Павла Васильевича Кучияка: «Дедушку Капшая соседи по стойбищу не любили. Не любили потому, что он, внук известного шамана Челюжека, одним из первых в долине принял христианство, отказался от жизни в юрте и построил себе избу с русской печью. Он носил русскую рубашку с пояском и по утрам умывался, не боясь смыть счастье; сеял ячмень, даже пшеницу, и привез из Чемала каких-то диковинных птиц, которые несли ему крупные яйца. Одна из птиц, та, которая перед утренней зарей всегда пела пронзительно звонким голосом, своим гребешком напоминала худую птицу яман-куш (удод).
А всем известно, что яман-куш прилетает с вершины грозного Адыгана, на склонах которого распахнуто шесть дверей, ведущих в подземный мир. Эта птица приносит людям страшные болезни. Кто бы ни повстречал яман-куш, всякий обязан убить худую вещунью, независимо от того, сколько времени потребуется для погони за нею, и капшаевых птиц, по мнению соседей, тоже следовало перебить всех до единой…»
Ремарка
Никаких съёмок для фильма Шукшина Василия Макаровича «Живёт такой парень» на мосту через реку Куюм на Чемальском тракте не проводилось. Никаких сведений об его каких-то исключительных особенностях, значимости, тем более, что это памятник деревянного зодчества, не найдено.
Источники: см. статью Куюм (Нижний Куюм)
© Е. Гаврилов, 2 марта 2017 года. Ссылка на сайт обязательна! Особая благодарность за помощь А. Борбошеву.