Улаганский тракт (километраж)

Улаганский тракт — единственная транспортная артерия Горного Алтая, которая связывает южный берег Телецкого озера и Чуйский тракт.

Акташ
Акташ. Поворот на Улаганский тракт. Фото А. Гаврилова

0 км — поворот на Чуйском тракте в с. Акташ. Начало дороги 84К-1 — Акташ –Улаган – Балыктуюль

4,1 км — дорога поворачивает налево. Направо, по просёлочной дороге, можно добраться до заброшенного Акташского ртутного рудника и далее до УРС-08609

4,17 км  — мост через р. Ярлыамры

5,6 км — мост через р. Чибитку

Улаганский тракт. Красные ворота. Фото Е. Гаврилова

8,0 км — «Красные ворота»

10,9 км — озеро Чейбеккель (Мертвое)

20,0 км — озеро справа, №18

21,5 км — безымянное озеро слева

Улаганский тракт. Фото В. Владимирова

22,9 км — озеро Узункёль. Подъём на Улаганский перевал

26,3 км —  на вершине перевала справа открывается озеро Киделю

Вершина Улаганского перевала

26,8 км — площадка «вершина Улаганского перевала». Высота перевала 2082 м. над ур.м.

29,0 км — влево дорога на Улаганское озеро

33,0 км — поворот влево на оз. Балыктуюль

40,5 км — тракт уходит влево. Направо по просёлочной дороге можно доехать до оз. Караозёк

44,3 км — мост через реку Кубарду

51,4 км — развилка перед с. Улаган. Движение вправо по ул. Заречная–Улаганская–Трактовая

53,5 км — мост через р. Башкаус

53,8 км — пересечение ул. Трактовой с ул. Заречная. Двигаетесь по последней прямо. Поворот вправо на дорогу Улаган – Саратан – Язула(Язулинский тракт)

54,8 км — поворачивает улица вправо и пересекается с ул. А.В. Санаа (центральная ул. с. Улаган). Через 50 метров вы переезжаете мостик через р. Большой Улаган

55,5 км — поворот вправо на перекрёстке на ул. Подгорная. Далее Подгорная переходит в ул. Л. Кокышева, а затем в ул. Аэропортная. Движение по дороге на север.

58 км — выезд из села Улаган

61,6 км — слева озеро Дианголь

64,4 км — мостик через речку Большой Улаган. Дорога за мостиком поворачивает вправо

69,5 км — с. Балыктуюль

70,3 км — перекрёсток. Поворот вправо: начало дороги 84К-5  — Балыктуюль — Балыкча. Прямо — в центр с. Балыктуюль. И далее дорога на с.Паспарта

70,6 км — небольшой мостик

73,0 км — Пазырыкские курганы (справа)

Улаганский тракт

86,4 км — поворот налево на оз. Уч-Кёль(Три озера) (ориентир ручей)

98,9 км — выход к водопаду

99,8 км — выезд на перевал Кату-Ярык

100 км — начало спуска к р. Чулышман (Кату-Ярык)

Перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык. Фото В. Панкратова

103,8 км — конец перевала, поворот на базу

106,6 км — поворот на мост Санаа через р.Чулышман

130,8 км — место впадении р. Чульча. Переправа на другую сторону Чулышмана на водопад Неприступный и Каменные грибы урочища Аккурум

Улаганский тракт
Улаганский тракт. Вид от каменных грибов на р. Чулышман и тракт. Фото В. Панкратова

134 км — слева было оз. Йикёль

168,8 км — с. Балыкча

168,9 км — мостик через р. Балыкча

171,9 км — мостик через р. Ачелман

177,1 км — перекрёсток. Два пути на мыс Кырсай. Более обжито правое направление.

Левое приводит к подножью горы Алтын-Туу

179,9 км — мыс Кырсай(Телецкое озеро)

Правое

179,3 км — базы

179,9 км — кордон, устье Чулышмана

Устье Чулышмана
Устье Чулышмана. Фото В. Панкратова

Из истории Улаганского тракта

Вот что представляя тракт в 1935 году: «Путь идет вверх по левому берегу р. Чибит, затем по вновь строящемуся Улаганскому тракту. Весь этот путь — около 7—8 км — легко доступен для автомобиля. Затем идет крутой подъем на южные склоны Курайского хребта вверх по правому берегу р. Ярлы-айры, потом по борту оврага Акташ. Этот второй участок пути очень тяжел, так как приходится подниматься примерно на 1 км по неразделанной таежной тропе, среди массы поваленных деревьев».

В 1937 году Улаганский тракт, создавая аймаку выход на Чуйский тракт, представлял собою на протяжении 150—160 км верховую тропу, общим протяжением до с. Улаган 75 км, а до Кырсая (на Телецком озере) — около 200 км.

«Улаганский тракт— артерия, обслуживающая хозяйственную и административную жизнь Улаганского аймака и малообжитого района Телецкого озера, связывает их с Чуйским трактом. Необходимо устройство сплошного колесного проезда; благоустроить чрезвычайно крутой спуск в долину р. Чулышмана и пр.»

Намечавшийся Ойротским облисполкомом тракт от бывшего монастыря до Чибита, через Кумуртук, Аккорум, Катурык, так называемый Улаганский тракт, должен был соединить Бие-Телецкий бассейн с Чуйским трактом и открыть новый путь в Ойротию и Монголию. Этот комбинированный путь должен был сыграть крупную роль в развитии экономических связей с Ойротией и Монголией и в снижении транспортных расходов по ойротским и советско-монгольским грузам.

Вначале не удавалось привлечь внимание к этой проблеме. Только в 1932 г., когда в результате реализации наметок пятилетнего плана в Бийске было преступлено к строительству крупного сахарного завода и речному транспорту было предложено дать заключение о возможности вывоза до 50 тыс. т. сахарной свеклы из района тяготения к р. Бии, вопрос о Бие-Телецком водном пути был сдвинут с мертвой точки.

Зап.-Сибирское управление речного транспорта организует рекогносцировочные экономические изыскания, привлекается к этой проблеме внимание Крайплана, Наркомвода, Гидроэлектростроя, Союзсахара и др.

При реализации Бие-Телецкого водного пути и соединения его с Чуйским трактом через Улаганский планировалось создать новый путь от Бийска до Чибита общим протяжением в 560 км, из которых 400 км составлял бы водный путь и 160 км грунтовый. Сокращение грунтового пути от Бийска до Чибита с 447 км до 160 км давало, при условии приведения Улаганского тракта в автопроезжее состояние, громаднейшее снижение транспортных расходов по советско-монгольским, кош-агачским и улаганским грузам.

Административный центр Улаганского аймака с. Улаган поддерживал тогда связь с Чуйским трактом и через его посредство с Ойрот-Турой и Бийском верховой тропой, проходящей по трассе так называемого Улаганского тракта. Кроме того, Улаганский тракт должен был стать подъездным путем к Акташскому месторождению ртути.

В первую очередь планировалось превратить 75 км верховой тропы от Улагана до Чибита в автопроезжую, грунтовую, профилированную дорогу.

В феврале 1940 года бюро обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся в целях стимулирования успешного строительства дорог и поощрения передовых работников на дорожном строительстве установили при облдоротделе денежный премиальный фонд. Было учреждено переходящее Красное знамя обкома и облисполкома для передового дорожно-строительного участка, а на дорожно-строительных участках — Красное знамя для передовой дистанции.

Все эти меры способствовали выполнению плана по дорожному строительству. Автомобильное сообщение было налажено.

Улаганский тракт. Фото Е. Гаврилова

В 1962 году отмечалось, что в «отдаленный Улаганский аймак самая быстроходная автомашина сюда едва успеет добраться за день. Дорога от Чуйского тракта круто сворачивает влево и идет по узкому ущелью. Зимой этот отрезок пути можно преодолеть без особого труда, значительно труднее весной, летом и осенью».

В 1963 году от с. Улаган дальнейший путь туристы проделывали до озера Телецкого пешком. Маршрут предусматривал пеший переход по водоразделу рек Башкауса и Чулышмана по горным тропам. Это Улаганское плато, постепенно повышающееся по мере движения к озеру.

С Улаганского плато туристам предстоял крутой спуск в долину реки Башкаус, близ впадения ее в Чулышман. Здесь около с. Кокпаш находилась лодочная переправа через Башкаус. К этой переправе можно пройти и другим путем из Улагана, минуя с. Балыктуюл, через невысокий перевал к урочищу Кату-Ярык в долине Чулышмана. Путь по долине Чулышмана был намного легче.

Вплоть до октября 1989 года на юг Телецкого озера автомобильного пути не было. И лишь благодаря энтузиасту советской эпохи — Аpсентию Васильевичу Санаа, директору совхоза «Советский Алтай», жители Чулышманской долины получили «дорогу жизни», а туристы — единственный до сегодняшнего дня путь на автомобиле до южного берега Телецкого озера. Три бульдозериста за два года сделали то, что не могли сделать тысячи архитекторов и миллионы дорожников за семь десятилетий, они подарили людям дорогу на перевале Кату-Ярык.

© Е. Гаврилов, 19 марта 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!