Паспаул (Баспаул, Паспагыл) — село Чойского района Республики Алтай, административный центр Паспаульского сельского поселения. Располагается на высоте 350 м над у.м., вблизи Сугульского хребта. Протяженность составляет 2 км 90 метров. Тянется вдоль реки Паспаулка с северо-запада на юго-восток и вдоль реки Малая Иша с юга на северо-восток.

 Чойский район Карта

Туристское значение

18 марта 2011 года недалеко от села открылся музей знаменитого сказителя (кайчи) Николая Улагашевича Улагашева. Открытие музея было приурочено к 150-летию со дня рождения Улагашева. Мемориальный комплекс включает гостевую юрту, дом-усадьбу, мастерскую народных промыслов. Но это было только… первое открытие. 17 марта 2013 года в третий раз(!!!), якобы официально, музей открыт вновь. Стоимость вложений составила, по заявлениям администрации, 12-13 млн. рублей.

В сторону оз. Телецкого от Паспаула на расстоянии около 3 километров располагается детский лагерь и база «Солнечное сияние». Там ежегодно отделом культуры администрации МО «Чойский район» при поддержке Министерства культуры РА проводят «Чойские россыпи» - фестиваль, который объединяет различные творческие коллективы, исполняющие музыку без фонограмм.
Одним из интересных объектов около села является гора Курундус, которая оборудована бугельным подъёмником и горнолыжной трассой длиной 550 метров, перепадом высоты - 120 метров, углом наклона около 20 градусов.
В селе расположена могила отважного связного комсомольца Сергея Захарьева, памятник воинам-землякам, павшим в боях за свободу Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., памятник жертвам братоубийственной Гражданской войны 1918-1920 гг..

Около села у Бурундучьей горы отмечен родник, который считают Святым источником. 

В селе есть общеобразовательная средняя и музыкальная школы, Дом культуры, библиотека. Из сферы обслуживания: аптека, амбулатория, детский сад, кондитерский цех, кафе, пекарня, магазины.

Топонимика

Единственное и верное научное объяснение Баспаул/Паспаул найдено у А. П. Дульзона, и приведено значение пача + ул' (у ассанов и коттов)—«большая река». Иные варианты (большой аул, «не ходи, парень») – бред воинствующих плагиатов или ретивых туроператоров.

Население

Численность населения по переписи 2011 года составляет 1524 человека. В большинстве своем население русскоязычное. Основной доход большинства жителей складывается от подсобного хозяйства и сезонных сборов: папоротника, колбы, ореха, лекарственных трав и т.д.

Климат

Климат Чойского района и Паспаула характеризуется как резко-континентальный. Среднемесячная температура января - 17,8 градусов, июля + 18,2 градуса. Теплый период продолжается 189 дней.

По количеству выпадающих атмосферных осадков, в основном в летний период – это один из наиболее увлажненных районов Горного Алтая. В 1960 году в Паспауле выпало 885 мм осадков.

Среднегодовая температура воздуха в поселении составляет 0,7°С.
Продолжительность наиболее теплого периода лета от 55 до 70 дней - с середины июня до середины августа. Средняя температура июля 16-18°С, средняя дневная температура 22-23°С, средняя ночная 10-11°С.

Осень приходит на границе между августом и сентябрем, после ненастья и вторжения холодного воздуха в тылу циклонов. Начинаются ночные заморозки.
До середины октября днем обычно погода относительно теплая, ночью температура опускается ниже 0°С.
Зимы многоснежные, высота снежного покрова достигает одного метра. Сроки появления покрова 14 - 18 октября. Устойчивый снежный покров - в начале ноября, сходит покров в середине апреля. Максимальная высота снежного покрова в начале марта и составляет– 55 - 75 см, на склонах гор – до 100 - 120 см.
Сильные ветры, в связи с вырубками леса в окрестностях, бывают не часто, большинство дней в году безветренны. Наибольшее количество дней с сильным ветром наблюдается в марте, апреле и мае, в октябре, ноябре.

Флора и фауна

Многие любители сбора грибов ездят в березово-осиново-пихтовые леса в районе Паспаула. Здесь почти в любое теплое время весной, летом и осенью можно встретить какие-то съедобные грибы. В молодых придорожных посадках сосны растут рыжики, в пихтачах иногда очень много бывает сухих груздей (1967 год - с 20 июня, 1970 - 31 июля). Так, в августе 1977 года грибники приносили домой по одному туристскому рюкзаку этих грибов.

Обычными грибами являются подберезовики, серушки, валуи, белянки, волнушки, масленки (1967 - с 10 июня) и моховики. В теплое и дождливое лето 1964 года первые опенки появились в Паспауле 31 июля.

Желтая акация зацветает в одно время с яблоней 29 мая (1964-1970), шиповник начинает цвести 12 июня (1966-1970).

В конце первой или начале второй декады июля (21 июля -1966-1970) созревает черная смородина, лесная малина - 20 июля.
В середине второй или начале третьей декады апреля в обычные весны в Паспаул прилетают гуси (22 апреля - 1964, 1971).

Полезные ископаемые

В своё время были получены сведения от местных жителей о находках рудной марганцованной гальки в притоках р. Паспаул, берущих начало с возвышенности Сутул. Там же в 1931 г. сотрудниками П. И. Лебедева были обнаружены значительные скопления марганцеванной рудной гальки.

Знаменитые люди

22 апреля 1928 года в селе родился Николай Константинович Воинков – основатель алтайской эстрадной песни.

Культура и спорт

При Доме культуры известен фольклорный ансамбль «Кумушки». Более 20 лет прошло со времени организации секции гиревиков, достижения которых известны на уровне чемпионатов России.

История

«Кто много раз бывал в черни, кто знал Алтай 40-х и даже 50-х годов XIX века, на этого некоторые селения производят отрадное впечатление: видится здесь начало родной, русской жизни, который прежде здесь не было. Эти избушки с амбарчиками, эти амбарчики с высокими стойками по углам напоминают ему те сказочные «избушки на курьих ножках», в которых пахнет русским духом. Для старого миссионера эти зачатки оседлой жизни составляют предмет радости и похвалы.

Здесь был прежде пустырь, трава в рост человека, лес и колодник; потом одна-две, несколько юрт для новокрещённых; для них здесь поставлен был миссионерский крест; потом выстроена каким-то новокрещённым, при помощи миссии, первая избушка; второй домик выстроен миссией для такого то крестившегося семейства, - чтобы усадить и удержать его на этом новом месте; дана им корова, а может и лошадь; сюда перекочевали по крещении такие-то. Слава о них прежде шла недобрая. Но миссионером принят был ряд мер к исправлению их.
Образовался новокрещенский аул или аил из 5-10 юрт и 3 домиков. Место удобное для селения. Миссия устроила здесь для временного помещения миссионера дом с церковью наверху.

Иконостас пожертвовала Москва, через единственного тогда благодетеля миссии о. Николая Лаврова. Аил год от года растет; прибавляются домики; сперва при помощи миссии, а потом и без неё. Собралась одна бедность. Миссия помогает ей, то даёт семян на посев, то покупает соху. Одни благоразумно пользуются этой помощью, другим она не в прок. А население всё прибавляется; домики множатся.
Аил стал походить на селение. Старок поколение вымерло, как сгнивают старые пни в лесу; с ним исчезли и те пороки, какие они принесли из язычества; народилось поколение, воспитанное на христианских началах. А эти начала привиты к нему путём частых бесед пастырских, а потом через школу, открытую здесь в миссионерском домике. Так народилось, так росло и образовалось селение Паспаул…»

Если опираться на достоверные источники, то основанием села следует считать 1858 год. Именно из ведомости о службе заштатного миссионера протоирея С.В. Ландышева за 1877 год мы узнаём, что «Его старанием заведены следующие селения из вновь обращаемых кочевых инородцев: …5) С 1858 г. селение Паспаул». «Список населенных мест Сибирского края» за 1928 год предлагает иную дату основания – 1825. Как уже не раз пришлось убедиться, на что опирались издатели этого сборника при расстановке дат основания поселений – неизвестно. Но все на него ссылаются и готовы ему безоглядно верить. Особенно, если дата устраивает. Чем древнее, тем солиднее…

То, что в этих местах, Южской волости, кочевали алтайцы-тубалары – несомненно. Но кочевые и оседлые алтайцы – две разные категории. А люди с неуёмной фантазией уже нашли объяснение этой даты: название свое село получило по фамилии алтайца, основавшегося здесь первым. Кто им это сообщил? Может, они расшифровали наскальные надписи близ села, которые после прочтения смыло дождём?
Находясь на торговом тракте между селами черневой тайги и Улалой, Паспаул быстро становится центром округи. В нем селятся инородцы, русские переселенцы и прочие люди, коим судьбой уготована жизнь в Сибири.

30 июля 1861 году в этих местах побывал выдающийся русский ученый академик Василий Васильевич Радлов: «Теперь наш путь ведет вдоль Каракёпшю, мы проезжаем селение крещеных татар у Паспагыла, где живет единственный крещеный зайсан. От Паспагыла мы повернули к первому притоку Катуни, Ижи. Верстах в восьми от Паспагыла дорога ведет через высокий горный хребет».
В 1865 году открыт дом миссии с помещением походной церкви. 22 сентября 1865 г. на молитвенный домик с помещением для временного пребывания миссионера некой М.А. Дубовицкой пожертвовано 60 рублей.

В 1880 году эти места по поручению Западно-сибирского отдела Императорского географического общества посетил исследователь и писатель Н.М. Ядринцев: «Когда из долины Наймы, цветущей, покрытой сочными травами, мы совершали через горы перевал к Паспаулу, нас окружали девственные леса и огромные травы; из них папоротники и репей поднимались выше человека, сидящего на лошади. Дикий хмель обвивал деревья; среди кедров и сосен разрастались рябина, акация, бузина, а кусты черемухи, смородины и малины свешивали грозди своих ягод».
В 1887 году новокрещеный инородец, зайсан Кондомской волости Михаил Васильевич Тобоков изъявил готовность выстроить в селе молитвенный дом на собственные средства.
В 1889 году в селении сгорел ветхий миссионерский дом, в верхнем этаже которого помещалась походная церковь. На место сгоревшего молитвенного дома усердием Тобокова строится новый. Жителей 196 (исключительно новокрещеных кочевых инородцев). Народонаселение за 10 лет увеличилось на 35. Число грамотных 25, неграмотных 171.

В 1891 году на место сгоревшего молитвенного дома на средства Тобокова построена церковь, бедная, впрочем, обстановкою.
В 1893 году Паспаул числится в Южской инородной волости Бийского округа. Число крестьянских домов по волости 19, число жителей мужского пола 44, женского пола 48. В селе церковь во имя Казанской Божьей Матери и здание управления Южской волости.
В 1895 году профессор Томского университета, крупный ученый и блестящий исследователь, ученик К. А. Тимирязева, Василий Сапожников, путешествуя по Алтаю, писал: «Пройдя болотистый и местами топкий перевал, мы спустились в верховье р. Паспаула; здесь смешанный лес несколько лучше, но настоящей черни нет. К вечеру мы пришли в д. Паспаул, лежащую при впадении реки того же имени в р. Иша, в 20 верстах от Карасука. По пути ближе к Паспаулу попались две заимки, при них пасеки.

Деревня Паспаул (424 м) несколько больше Карасука и выглядит приветливее. Переночевав в довольно чистой избе крещеного калмыка, мы на рассвете двинулись дальше. Нужно перейти вброд неглубокую Ишу, и совсем маленький Ючек и направиться на юго-восток по долине последнего. Характер местности тот же самый, те же луга по долине с травой в рост человека, те же невысокие горы с группами сосен внизу и сухими стволами кедровников наверху. Течение Ючека густо поросло осиной, тальником, березой; к ним примешиваются калина, черемуха, бузина, смородина и другие кустарники».

16 июля 1895 года Преосвященный Макарий, Епископ Томский и Барнаульский посетил улус Паспаул, заселенный новокрещеными из черневых татар Южской волости. «Эти инородцы уже значительно усвоили русскую культуру, благодаря примеру и убеждениям миссионеров. Всё они имеют дома или домики. Так, квартира Преосвященного, отведенная у одного из новокрещеных, состояла из двух больших комнат, разделенных прихожею, куда входят чрез крыльцо и сени; на дворе есть особый амбар для хлеба.

Почти все новокрещеные сеют хлеб, обрабатывая землю сохами и только некоторые ручными мотыгами. У всех также имеются небольшие огороды, в которых садят капусту, огурцы и проч. картофель обыкновенно садят в июле. При прощании с паспаульскими новокрещеными, Преосвященный спросил человек у пяти, сеют ли они хлеб. Все отвечали утвердительно...

Характерною ...представляется беседа Преосвященного с его проводником—крещенным инородцем Парфением из Паспаула. Этот Парфений, еще в бытность Его Преосвященства миссионером, учился у него грамоте с 8 летнего возраста, потом был учеником Томского духовного училища и оттуда был уволен за малоуспешность. Теперь он — отец троих сыновей, из которых двое учатся грамоте в местной школе, имеет дом и полное хозяйство (4 лошади и до 6 штук крупного рогатого скота). Владыка изволил вступить с ним в беседу. «Сеял ли ты ныне хлеб?" «Сеял, но немного». «Сколько?» "Менее десятины», "Почему мало?»—«Потому что ныне орешный год". Это значить, что в нынешнем году уродилось много орехов (кедровых) и сбором их выгоднее заняться, чем обработкой и уборкой хлеба...»

В 1895—1897 годах, В. П. Семенов-Тян-Шанский, принимая участие в первой всероссийской переписи населения в качестве секретаря главной переписной комиссии, отмечает: «Затем тропа мимо двух заимок братьев Санзаровых с пасеками при них спускается к с. Паспаулу, расположенному на р. Ише. Это селение несколько больше Карасука, имеет церковь и населено также крещеными калмыками. За Паспаулом тропа переваливает через невысокий водораздельный хребет между р. Ишой, притоком Катуни, и р. Кокшей, притоком Бии...»
В 1897 году в селе Паспауле открыто 15-е отделение Алтайской духовной миссии. В состав отделения вошли благоустроенные селения Улалинского отделения: Паспаул, Карасук в Салганда, а также до 1.000 человек русских, проживающих на заимках по речкам: Ише, Учеку и притокам их...

При открытии отделения в 1898 году в нем насчитывалось православных жителей обоего пола: инородцев 1081 и русских 749.
Родовое управление Южской и Кузенской волостью, соответствующее русским волостным правлениям, находится в Паспауле.
Из описания ведения хозяйства в этот год: «В основе землепользования в Паспауле лежит право первого захвата: захвативший раз сенокос, устроивший себе острожье, пользуется им до тех пор, пока не бросит. Здесь пока нет иного вмешательства общины в пользования сенокосами, кроме признания с её стороны исключительности права на занятый участок того, кто его захватил и им пользуется.
В черни, где расчистка сенокоса от леса требует затраты больших сил, захваченные участки находятся даже в наследственном пользовании, переходя от отца к сыну.

Исходя из оценки того количества труда, какой был затрачен первоначальником хозяином на расчистку места и приготовления сенокоса, община обыкновенно признаёт за ним долю права на этот участок; но в то же время она не может не признавать права и второго хозяина, который поддерживал брошенный сенокос, имеет острожье и проч. Обычным выходом из такого положения является раздел пополам спорного участка между прежним хозяином и новым.

Если нет вымороченного или брошенного участка сенокоса, то от хозяйств, имеющих относительно много сенокосов, или мало скота, производится отрезка в пользу молодых хозяйств, нуждающихся в сенокосах. Иногда такой выдел производится лишь временно – «пока», т.е. до тех пор, пока новый член общины не только хозяйственно не окрепнет, что не произведёт себе сам расчистку сенокоса, после чего отделённый ему участок у него отбирается в пользу прежнего хозяина. Такие образом, постепенно уравниваются сенокосные участки и самая идея уравнительного их распределения понемногу прививается.
На голову крупного скота приходится 10 сажени городьбы».
В 1906 году «население состоит из новокрещеных черневых татар; живет оно не в юртах и шалашах, как прежде, а в русских избах, дворами с нужными дворовыми постройками и загородками; жители пашут и сеют хлеб, разводят в огородах овощи, а при доме разные породы домашнего скота».

Паспаульский миссионер Макарий Абышкин проявил кипучую пастырскую деятельность. Этот молодой миссионер ревностно стал приводить в порядок приход, который в силу частой перемены священников начал было опускаться.
Паспаульское отделение состоит из новокрещеных и русских язычников. Последние, живя особняком небольшими группами по урочищам отделения, не принадлежат ни к одному из обществ Паспаульского прихода; даже в административном отношении эти крестьяне подлежат ведению тех волостей, к коим причислены, а местные власти не имеют к ним никакого отношения. Таким образом, Паспаульскому миссионеру приходилось сплачивать эти разнородные группы, привлекать их к деятельному участию в приходских делах...
... Мозаичный Паспаульский приход представлял в это время сплоченную общину, которая отзывчиво относится к приглашениям священника. В этом году о. Макарию удалось заново отремонтировать Паспаульскую церковь на местные средства, при чем на это дело местное попечительство израсходовало более 600 рублей...

В 1909 году из рассказов миссионера выяснилось, как попадались на удочку Одесских лже-монахов паспаульские прихожане русские и инородцы. Один по указанному «монахами» адресу уже с год тому назад послал на Афон 70 рублей и никакого известия оттуда о получении его денег не имеет, другой—50 руб. и та же история. Но тут еще не конец проделкам «монахов». Многим предлагали они свои услуги отслужить обедню за них в Патриархии, при участии самого Патриарха, в отпущение всех их грехов: прошедших, настоящих и будущих (в роде индульгенций).

И некоторые неразумные действительно заказывали таковые обедни, по 40 рублей, потом уже в свою церковь не ходили, благо—век грехи отпущены. Со стороны миссионера принимались пастырские меры увещания и вразумления поддавшихся обману.
Старался миссионер и о церкви своей: приобрёл на собранную им сумму 5 колоколов, из коих старший весом в 30 пудов, две иконы с Афона, некоторую утварь и проч. А церковь мала.

Поэтому предполагалось прихожанами купить старую, но большую и крепкую еще деревянную церковь у Николаевского женского монастыря, для которого эта церковь стала лишнею после того, как недостроенный ранеe собор увенчался желанным куполом.
В 1910 году причт церкви состоит из двух лиц: священника и псаломщика.
В 1911 году число дворов составило 70, количество земли, приписанной селению 1000 десятин, жителей 168 мужчин и 160 женщин. В селе имеется церковь, училище и здание родового управления Кузенской и Южской волостей.
В 1912 году у священно-церковно-служителей два дома, построенные на средства прихожан. Удобны, но требуют ремонта. Причт кроме казенного содержания получает жалованье от прихожан в размере 400 рублей (300 руб. священнику и 100 руб. псаломщику), но последнее оплачивается не исправно.

К Паспаульскому отделению принадлежат следующие селения: Паспаул, Карасук, еще 4 деревни, один заселок, 3 аила и 6 заимок, расстоянием от стана от 12 до 33 верст, при неудобных путях сообщения, вследствие обилия здесь горных речек, мостов не имеющих.
Паспаульское отделение состоит из новокрещеных (740 душ об. п.) и русских заимочников (708 душ об. п.). Последние, живя особняком небольшими группами по урочищам отделения, не принадлежат ни к одному из обществ паспаульского прихода; даже в административном отношении эти крестьяне подлежат ведению тех волостей, к коим причислены, а местные власти не имеют к ним никакого отношения. Таким образом, Паспаульскому миссионеру приходилось сплачивать эти разнородные группы, привлекать их к деятельному участию в приходских делах. К чести священника нужно заметить, что он прекрасно выполнил эту задачу.
Мозаический паспаульский приход представлял сплоченную общину, которая отзывчиво относилась к приглашениям священника, но конечно не без исключений.

Один богач, имеющий 60 дойных коров, пожертвовал на колокол только 3 руб., хотя миссионер нарочно ездил к нему на заимку за 25 верст с подписным листом. Теперь же этот богач, услышав о новом сборе на перестройку церкви, говорит народу: «Что это священник—разорить что ли хочет нас? Недавно собирал на колокол, а сейчас опять—на церковь».
Бедные же, оказывается, давали больше и охотнее, например, имеющие только по 4 коровы жертвовали по 10 рублей.
К 1913 году число православных жителей обоего пола в Паспаульском отделении было: инородцев 1303 и русских 3079 душ. Такой быстрый рост русского населения объяснялся большим наплывом переселенцев из России: всего несколько лет проследовало их в отделение до 2000 душ.

25-го июня 1914 года в Паспауле побывал Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. Владыке была устроена дивная встреча. Сотня всадников далеко за селом его встретили и сопровождали до села. В Паспауле дожидались Владыку масса людей. От моста через реку Паспаул до храма, также, как и в Улале, была устроена аллея из деревьев хвойной породы и путь, устлан был свежей зеленой травою. Было порядочно и духовенства.

К встрече случайно подоспела дружина, которая здесь вела своё миссионерское служение, под руководством наистарейшего миссионера-Митрополита. Когда Владыка Митрополит подъехал к храму, староста церковный встретил его хлебом-солью. Владыка проследовал в храм, приложился к святому престолу, прослушал молебен и, облачившись, вышел на улицу служить великую вечерню. Народ весь пел с ним, то по-русски то по-алтайски.

После вечерни он сказал народу поучение о почитании пастырей и о том, чтобы дорожить их благословением. После поучения Владыка-миссионер сел на стул и стал народ благословлять по одиночке, а дружине приказал показать свой метод проповеди. Один дружинник на алтайском наречии стал читать простую речь Митрополита о великих делах Божьих. После каждого отдела, хор дружины пропевал соответствующие содержанию прочитанного канты на алтайском же наречии. Как наставление Владыки, так и речи дружинников с пением кант народ внимательно выслушивал.

По окончании миссионерской беседы, Владыка проследовал в дом местного миссионера, там, за трапезою с миссионерами делился воспоминаниями, связанными с Паспаулом в области миссионерского служения. Оценив высокое значение миссионерской дружины в деле проповеди и предупредив, чтобы не уронить авторитет её необдуманными поступками Владыка приблизительно так заговорил:
"Вот, помню, я сюда приезжал в Паспаул служить и проповедовать. Отправишься по аилу, собирать на молитву, а они, инородцы, с неохотою идут; придут на молитву; станешь им по-русски читать и петь,— ничего не понимают, зевают, видишь, что тяготятся... А всего переводческой литературы церковной было переведенная „Молитва Господня"—и вот ее раз десять повторишь, раз пяток пропоешь, раз пять прочитаешь... А теперь, слава Богу, дело идет вперед".

В мае 1915 года в селение побывал Преосвященнейший Анатолий. Отмечена хорошая школа и новый, еще недоконченный постройкою храм. Паспаульский миссионер о. Николай Шарков упорным личным трудом и своим влиянием на прихожан выстроил в на местные средства без пособий прекрасный и обширный храм, который вчерне стоит более 4000 рублей...
Храм Казанской Божьей Матери, выстроенный Н. Шарковым, функционировал до 1935 года.
Число крещенных инородцев из язычества за 1916 год Паспаульской Казанской церковью составило три мужчины и две женщины.

Паспаульский маслозавод

Из зайсанов северного Алтая наиболее богатым был зайсан Михаил Васильевич Тобоков (по-алтайски «Давыд»). Он был акционером компании Зингер и имел в Улале магазин швейных машин, кроме того, был тесно связан с бийским магнатом — купцом Бодуновым.
Один из сыновей Тобокова был членом Государственной думы и, благодаря высоким связям, выхлопотал отцу право открыть в Улале монопольную винную лавку. Это быстро увеличило доходы Тобокова, и он в сравнительно короткое время нажил 6 двухэтажных домов в Улале.

Его сын Иван Тобоков имел маслодельный завод в Паспауле, а вместе с братьями – паспаульские мануфактурные лавки.
У Обабкова, его конкурента, был маслодельный завод — в Киеке и в Ынырге. Тобоков старался дешевле платить за молоко сдатчикам, рассчитываться с ними товаром, хлебом и проч. натурой, давая товары вперед под молоко.

Словом, применяя довольно примитивные приемы к увеличению доходности предприятия. Обабков платил за молоко сдатчикам на несколько копеек за литр дороже и тем отбивал сдатчиков у Тобокова. Своих сыновей Обабков сделал мастерами, связался с Бийской конторой крупных скупщиков масла братьев Бландовых, экспортировавших масло в Англию, и все время следил за повышением качества выделываемого масла. Его масло вследствие этого расцениваюсь на 2-3 рубля за пуд дороже, чем тобоковское масло, шедшее низшими сортами вследствие несовершенства приемов обработки.

Однако это не значит, что и Обабков не применял мошеннических хищнических и грубых приёмов для обогащения. Он, например, выдавливал дно молоковеса и таким образом получал бесплатно от каждого сдатчика около литра молока.
В конце концов, Тобоков не выдержал конкуренции и вынужден был продать свой Паспаульский маслозавод Обабкову.

Образование

В 1876 году в Паспауле открыта церковно-приходская школа.
В 1885 году в паспаульской школе обучалось 9 мальчиков и 6 девочек.
В 1888 году на место выбывшей учительницы поступил инородец Григорий Тыдыков.
В 1889 году в церковно-приходской школе обучалось 5 мальчиков и 6 девочек.
В 1909 году в паспаульской школе от епархиального училищного совета, отпускавшего на её содержание 200 рублей в год, числилось 21 мальчик и 12 девочек. Их них все православные, из крестьян 5, из мещан 2.
В 1911 году в с. Паспауле числился 41 учащийся.
В 1916 году в смешанной Паспаульской одноклассной школе учительницей работала Варвара Оловянникова, которая имела свидетельство на звание учительницы.
В 1980 году в Паспаульской общеобразовательной школе обучалось 251 человек, а в 2000 – 249.

Шаманизм

Впервые название бубна Jäзiм отметили Н. М. Ядринцев и Г. Н. Потанин еще в 70-х гг. XIX в. Ядринцев, услышал это имя от тубаларского кама Пакьяна, жившего близ Паспаула. Бубен под таким названием можно было встретить не только у собственно алтайцев, где он был более, чем где-либо, распространен, но и у тубаларов, кумандинцев и челканцев. Везде его связывали с почитанием божества Jäзiм.

Вот история, которую в свое время любили рассказывать алтайцы, жившие по р. Майме, о паспаульском каме Сурмей. Его именем и поныне называют остроконечную гору, у подножия которой расположен г. Горно-Алтайск. «Сурмей жил в верховьях Паспаула. Его преследовали за шаманскую деятельность миссионеры, запрещая камлать. Они сожгли у него два бубна, но Сурмей сделал третий и продолжал камлать в своей округе. Раздосадованные миссионеры при помощи местной власти добились ареста Сурмея. Его доставили в Улалу и заперли на ночь в бане. Ночью он стал камлать, сзывая своих духов. Последние, явившись к нему, взялись освободить шамана из «темницы», но потребовали принести им в жертву коня. Сурмей обещал, после чего был подхвачен духами и полетел с ними. Они спрятали его сначала на вершине горы, именуемой теперь Сурмей, а затем доставили домой».

После свержения самодержавия

В конце февраля 1918 года в Паспауле создан Совет крестьянских и солдатских депутатов.
Весной 1918 года заготовки продовольствия сопровождались решительной борьбой с самогоноварением и спекуляцией: предметом особой озабоченности стало проведение весеннего сева.

С первых дней крестьянские Советы столкнулись с огромными финансовыми трудностями. Деньги нужны были на проведение культурно-просветительной работы, выдачу пособий семьям солдат, на общественные работы и т. д.
В обстановке хозяйственной разрухи единственным источником средств становились местные налоги. Центр тяжести ложился на зажиточные слои населения, вызывая вражду и ненависть к новым органам власти. Так, повсеместно вводился чрезвычайный денежный налог (контрибуция), который взимали с купцов, предпринимателей, баев. Его целью было сокращение торгово-ростовщических операций. В Паспауле на «кулаков» была наложена контрибуция в среднем по 5 тысячи рублей.

Каракорумской управе удалось расколоть Паспаульскую волость на две части.

26 мая 1918 г. через 10 дней после этого события общее собрание членов Совета рабочих и крестьянских депутатов Паспаульской волости обсуждало вопрос о том, кому подчиняться — Бийскому уездному Совету или Каракорум-Алтайской окружной управе. После долгих прений этот вопрос был поставлен на голосование и большинством в 22 голоса против 10 было решено признать центральным органом уездной власти Бийский уездный Совет, прекратить всякие сношения с Каракорумской окружной управой, «так как своей национальной политикой она сеет рознь и разделение между русским и инородческим населением и этим наносит вред трудовому крестьянству». 

Паспаульский волсовдеп подчеркивал: «Население смотрит с презрением на окружную управу, бросая упреки, что эта николаевщина старалась разъединить трудовой рабочий народ, вместо которой теперь выросла окружная управа» .
В поселках Паспаульской волости действовала нелегальная группа, возглавляемая П. М. Сумбаевым, бывшим политическим ссыльным, председателем Паспаульского волостного Совета. Подпольная группа готовила вооруженное восстание, но колчаковцам удалось ее раскрыть и обезглавить — Сумбаев и другие были арестованы.
В начале декабря 1919 г., когда началось отступление колчаковцев по Чуйскому тракту в Монголию, в Паспауле активизировались партизанские действия.

По переписи 1926 года число хозяйств Паспаула составило 147, население(алтайцы) – 658 человек (327 мужчин и 331 женщины). Сельский совет, школа.

С 1954 года начался процесс укрупнения мелких промышленных предприятий. Управлению местной промышленности Алтайского крайисполкома были подчинен Паспаульский деревообрабатывающий комбинат, который являлся важнейшим предприятием деревообрабатывающей промышленности.

Сегодня он преобразован в ЗАО "Паспаульский ЛПХ" и Паспаульское лесничество.

В 1995 году в Паспауле, благодаря усилиям Николая Егоровича Суртаева, восстановлена церковь Казанской Божьей Матери. «В 1995 году решили восстанавливать церковь... На месте прежней церкви стоял действующий клуб... Клуб был перемещён в другое здание... 4 ноября 1995 года всё здание было разрушено. За девять месяцев полностью выстроена церковь». Первый настоятель иеромонах Варсанофий (Попов).
С 2005 года настоятель церкви Казанской Божьей Матери иерей Алексий (Леонтьев), один священнослужитель на территории Чойского района, относящегося к Барнаульской Епархии..

Материал подготовил Е.Гаврилов. 21 августа 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники