Сросткинская культура
- Информация о материале
Сросткинская культура — культура, определённая выдающимся археологом Грязновым Михаилом Петровичем в результате его работ на Верхней Оби, по названию курганного могильника «Сростки-I», расположенного на горе Пикет в Бийском районе Алтайского края.
С материалами памятника учёный, видимо, познакомился вскоре после его раскопок в 1925 г. и уже в своей брошюре «Древние культуры Алтая», в 1930 году, использовал их для характеристики третьего этапа (стадии) железной культуры на Алтае, определив его время VII-X вв.
М. П. Грязнов использовал только вещи из раскопок М. Д. Копытова, хранящиеся сейчас в Бийском краеведческом музее им. Бианки.
Исследования, проведенные М. П. Грязновым на Ближних Елбанах в 1946, 1947 и 1949 гг., выявили памятники, вещи из которых были вполне сопоставимы со сросткинскими.
В 1949-1950 годах, в предварительных публикациях он стал использовать название «сросткинская культура», отмечая, что наиболее ярко она представлена материалами Сросткинского могильника.
В 1949 году сросткинские материалы заинтересовали археолога С. В. Киселёва. Исследователь подробно обосновал датировку инвентаря первой группы курганов у селения Сростки второй половиной IX-X вв. и отметил его близость к культуре кыргызов.
Изучение памятников сросткинской культуры в 1950-1960-е гг. велось медленными темпами.
1956 году в итоговой монографии по раскопкам у с. Большая Речка М. П. Грязнов даёт более развернутую характеристику самой культуры, где к ней отнесено четыре могильника. Кроме того, к ней причислены курганные могильники Сростки-I, Змеевка, Гоньба, Иня, Старый Шарап, Ордынское. Датировка сросткинских памятников определялась различно, а население, оставившее эти памятники, соотносилось с тюрками.
По мнению М. П. Грязнова, сросткинская культура — продукт местного развития и именно с Алтая её распространило в северном направлении в лесостепные районы р. Оби население в VIII в.
В 1960 году он выделяет четыре ограниченных варианта сросткинской культуры: бийский, барнаульско-каменский, новосибирский и кемеровский.
В 1965 году в своих работах к анализу сросткинского комплекса обратилась археолог А. А. Гаврилова. Она оперировала термином «сросткинский тип могил», который относила к концу VIII-X в. и считала его носителями уйгуров. Область сросткинских памятников определялся ею очень широко: Верхнее Приобье, Горный Алтай, Тува, Забайкалье, Казахстан, Бараба, Южное Зауралье.
В 1976 году, изучив сросткинскую культуру, археолог Д. Г. Савинов сравнивает памятники алтайских предгорий с синхронными комплексами Восточного Казахстана и делает вывод об их культурной тождественности. Датировка этих памятников определялась им IX — X вв.
В 1981 году, по результатам раскопок экспедициями в 70-х — начале 80-х годов большого количества средневековых курганов, В. А. Могильников разрабатывает первую периодизацию сросткинской культуры, выделив в ее развитии три последовательных этапа: 1) VIII — IX вв.; 2) IX — X вв.; 3) XI — начало ХIII в.
В 1984 году Д. Г. Савинов несколько расширяет свою датировку и дополняет её тем, что часть памятников может заходить в начало XI в.
В 1988 году С. В. Неверов продолжает дальнейшее изучение памятников сросткинской культуры. На основе детальной классификации он разработал типологию отдельных видов конского снаряжения, вооружения и костюма из 50 памятников Верхнего Приобья второй половины I — первых веков II тыс. Согласно С. В. Неверову, специфика инвентаря сросткинского комплекса указывает на его тюркские корни, а анализ погребального обряда показывает, что основным компонентом формирования сросткинской общности выступало тюркизированное самодийское население Верхнего Приобья.
В 1994 году памятники сросткинской культуры, по Д. Г. Савинову, занимают Верхнее и Среднее Прииртышье, северные и западные предгорья Алтая, Верхнее Приобье и Кузнецкую котловину, не исключается их распространение до Семиречья и Приуралья. Он считает, что полиэтничная государственная культура Кимакского каганата - «кимако-кыпчакского объединения» создала «сросткинскую культуру». Жителей же западных и северных предгорий Алтая он относит к кыпчакскому этносу.
В 2000 году А. А. Адамов, специально изучая памятники сросткинской культуры в Новосибирском Приобье, датирует их X — XIV вв. По А. А. Адамову, границы сросткинского ареала включали все Верхнее Приобье и Кузнецкую котловину, а сами памятники оставили кыпчаки.
В 2001 году в результате работ по классификации и типологии инвентарных комплексов Горбунов В. В. совместно с С. В. Неверовым внесли определенные коррективы в периодизацию сросткинской культуры.
Все памятники разделены на четыре хронологические группы: 1) инской этап (вторая половина VIII — первая половина IX в.); 2) грязновский этап (вторая половина IX — первая половина X в.); 3) шадринцевский этап (вторая половина X — первая половина XI в.); 4) змеевский этап (вторая половина XI-XII в.).
В 2002 году отдельно рассмотрела вопрос о сросткинской культуре на территории Новосибирского Приобья Т. Н. Троицкая. Ее выводы предостерегают как от ранней датировки появления сросткинских памятников в этом регионе до IX в., так и от их поздней датировки до XIV в..
В 2002 году, когда возникла проблема соотнесения значительного количества курганных могильников второй половины I — начала II тыс. исследованных на территории Кузнецкой котловины со сросткинской культурой, А. М. Илюшин предлагает отказаться от термина «сросткинская культура» в широком плане, а использовать его только для средневековых материалов лесостепного Алтая.
В 2003 году А. С. Васютин, наоборот, пишет, что сросткинская культура окончательно сменяет верхнеобскую культуру к середине X в.
Таким образом, изучение сросткинской культуры, с момента ее выделения, насчитывает более 60 лет. За прошедшее время накоплена обширная источниковая база. Абсолютное большинство сросткинских памятников составляют погребальные комплексы. Наибольшая их концентрация наблюдается территории лесостепного Алтая.
© Материал подготовил Е.Гаврилов, 17 января 2017 года.
Источник: Горбунов В. В. Сросткинская археологическая культура: итоги и перспективы изучения // В сборнике: Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Материалы международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося российского археолога М.П. Грязнова. Российская академия наук, Институт истории материальной культуры. 2012. С. 549-554.